ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ В МАЛАЙЗИИ
Е.П. Ермакова
Юридический институт Российского университета дружбы народов 117198, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6 E-mail: ermakovaep@mail.ru
Исследование подготовлено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-03-00093 «а» (научный руководитель — Е.Е. Фролова)
В настоящее время Малайзия является международным центром исламских финансов. Это объясняется тремя обстоятельствами. Во-первых, религиозное наследие: Ислам проник в Малайзию еще в XIII в., в последующие века он стал занимать доминирующее положение в стране: согласно ст. 160 Конституции Малайзии все этнические малайцы при рождении признаются мусульманами. Во-вторых, Малайзия расположена в самом центре Юго-Восточной Азии, между четырьмя государствами с самым большим мусульманским населением в мире: Индонезией, Индией, Пакистаном и Бангладеш. В-третьих, Малайзия — первая страна, в которой исламская банковская система действует параллельно с традиционной. В настоящее время на территории страны действует 18 местных и иностранных исламских банков; исламские финансы составляют около 25% всей банковской отрасли Малайзии.
Именно в Малайзии впервые были применены исламские финансовые инструменты: двойная банковская система; схема страхования вкладов, соответствующая шариату; трансграничная Исламская инвестиционная платформа (Islamic investment platform); суверенный сукук и корпоративный сукук. В 2014 г. Малайзия лидировала по выпуску сукук, имея более чем 60% доли их мирового рынка. Кроме того, в 2002 г. она стала одним из основателей международной исламской организации — Исламского совета по финансовым услугам и предложила международным исламским организациям открыть в стране свои исламские операционные центры (штаб-квартиры).
В статье прослеживается история развития исламского банкинга в Малайзии с 1963 г., показана ее роль в формировании исламских финансовых инструментов, изложены основные принципы исламского банкинга, дана характеристика правового регулирования в сфере исламских финансов, в частности, нового закона об исламских финансовых услугах 2013 г.
8 Право Малайзии, финансовая система, исламский банкинг, основные принципы исламского банкинга, сукук, закон об исламских финансовых услугах, исламские финансовые услуги, виды исламского финансирования.
2016 г. был бурным для мировой экономики. Глобальное падение цен на нефть, экономический спад в Китае, политические скандалы — все это не могло не сказаться на финансовых рынках и деловом климате. Традиционные банки сильно пострадали от экономических потрясений, и многие крупные банковские игроки были вынуждены значительно сократить издержки. Тем не менее, несмотря на экономическую нестабильность, одна из областей банковской деятельности — исламские финансы — продолжает процветать. За последнее десятилетие этот сектор значительно расширился благодаря спросу на услуги, не противоречащие шариату, на нормах которого основаны принципы, операции и деятельность исламской банковской системы. Большая часть исламских финансов подпитывается растущим спросом мусульманского населения на исламские финансовые продукты и услуги.
В период с 2000 по 2016 г. капитал исламских банков увеличился с 200 млрд долл. США до 3 трлн, и ожидается, что к началу 2020 г. достигнет 4 трлн. В настоящее время рост исламского рынка капитала составляет 19,7% в год, что намного опережает темпы роста традиционных банков. Все это оказывает влияние на традиционные финансовые институты, которые диверсифицируются, предлагая своим клиентам исламские финансовые услуги, совместимые с нормами шариата. С ростом интереса к исламским финансам среди потребителей из стран, в которых мусульмане не составляют большинство населения, исламский банковский рынок не демонстрирует никаких признаков замедления1.
Малайзия быстро становится международным центром исламских финансов благодаря своему религиозному наследию, географическому положению и прогрессивной структуре финансового регулирования. Вместе с тем в борьбе за место главного мирового исламского финансового центра с ней конкурируют традиционные банковские площадки, такие как Лондон и Дубай. Однако Малайзия имеет ряд преимуществ. Во-первых, она является страной, где большинство населения — мусульмане (61%). Во-вторых, Малайзия расположена между четырьмя странами с самым большим мусульманским населением в мире: Индонезией, Индией, Паки-
1 См.: URL: https://www.worldfmance.com/awards/world-fmance-islamic-finance-awards-2017 (дата обращения: 23.06.2017).
станом и Бангладеш, и это позволяет ей быть глобальной платфор-
2
мой для исламских инвестиций и трансграничной торговли2.
В настоящее время в Малайзии действуют 18 местных и иностранных исламских банков, общая сумма активов которых составляет 168,4 млрд долл. США. В 2016 г. лучшим исламским банком Малайзии, по версии World Finance Islamic Finance Awards, являлся RHB Islamic Bank Berhad3.
Исламские финансы составляют около 25% всей банковской отрасли Малайзии и более 10% общего объема активов в рамках мировой исламской банковской системы.
Основные принципы исламского банкинга. Базовое положение в исламском банкинге заключается в том, что операции должны быть связаны с реальной производительной экономической деятельностью, т.е. спекулятивные транзакции, в том числе те, которые являются чисто бумажными (денежными), запрещены. Банковская деятельность «по-исламски» основана на принципах шариата. Согласно исламской экономической концепции «все богатства принадлежат Аллаху, который передал их во временное пользование человеку. Частная собственность и рыночная конкуренция не чужды исламу, но Коран требует, чтобы деньги не шли в рост, т.е. не приносили их владельцу ренты или процентного дохода, поскольку человек не вправе и не в состоянии заранее определять ход событий, предугадывая волю Аллаха, а значит, давая деньги в долг, не может назначить «справедливый процент». Отсюда следует один из главных принципов работы исламских банков — не налагать и не взимать ссудный процент, в первую очередь потому, что в исламе есть запрет на «риба»4 (араб. приращение)»5.
Существует пять основных принципов, которые необходимо соблюдать при ведении исламского банкинга: 1) запрет на выплату
2
См.: Chan C. Malaysia: the Islamic financial capital of the world. // Global bahking and finance review. URL: https://www.globalbankingand finance.com/ malays-
ia-the-islamic-financial-capital-of-the-world/ (дата обращения: 22.06.2017).
3
См.: URL: https://www.worldfinance.com/awards/world-finance-islamic-finan ce-awards-2017 (дата обращения 23.06.2017).
4 Риба — сделка, при которой одна сторона приобретает прибыль, не затратив для этого никакого труда; в шариате: незаконный прирост денег или определенных товаров, оговоренный при передаче денег в долг или заключении сделки. Ислам запрещает взимать проценты, но позволяет получать прибыль.
Смулов А.М., Нурзат О.А. Кредитование в исламских банках: принципы, особенности, проблемы // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2008. № 12. С. 3.
процентов (риба — riba); 2) запрет на азартные игры или спекуляции (майсир — masir); 3) запрет на излишний риск (гарар — gharar); 4) запрет на несправедливое преимущество (джал — jahl); 5) запрет на коррупцию (ришва — rishwah).
Основными видами исламского финансирования являются:
1) долевое финансирование (мудхараба — договор о распределении прибыли или доверительное финансирование, причем договор, согласно которому клиент банка передает денежные средства кредитной организации для их последующего вложения в определенный проект или вид деятельности; мушарака — специфический вид проектного финансирования; в его рамках банк кредитует определенный проект посредством совместного долевого участия в капитале; мушарака аль-мутанакисах — совместная собственность на имущество для финансирования покупки актива);
2) долговое финансирование (мурабаха — разновидность договора купли-продажи, продажа клиенту в рассрочку заказанного товара. При этом банк берет на себя осуществление маркетинговых исследований, организацию продаж, хранение, перевозку и т.д.; иджара — финансовая аренда или лизинг; иджара тумма аль бай — аренда с правом выкупа; салям — авансовое финансирование поставки товара, схоже с договором контрактации; истисна' — авансовое финансирование производства товара; кард хасан — беспроцентная ссуда, предоставляемая нуждающимся лицам на возвратной основе);
3) ценные бумаги (акции — долевые ценные бумаги, удостоверяющие долю в компании, деятельность которой не противоречит исламу, и придающие право на участие в управлении компанией соразмерно этой доле; сукук — долевые ценные бумаги, удостоверяющие долю в активах, которые генерируют доход, и дающие право на получение части прибыли, которую приносят данные активы)6.
Исламские финансовые инструменты в Малайзии. Малайзия стала первой страной, внедрившей двойную банковскую систему, в которой исламская банковская система действует параллельно с традиционной. Такая двойная система оказалась жизнеспособной, поскольку более конкурентоспособные и сложные исламские финансовые продукты были внедрены в исламскую банковскую отрасль и стали популярными, и даже предпочтительными для кли-
6 См.: Исламские финансовые инструменты // Исламская экономика и финансы. URL: http://www.tapb.ru/islamicbanking/islamic-economics-and-finance/ (дата обращения 23.06.2017).
ентов. Многие исламские страны, признавшие малайзийскую модель как модель будущего, проявили интерес к внедрению у себя подобной системы.
Малайзию можно рассматривать как пионера в сфере развития международных стандартов в исламских финансах. Она является одним из основателей и принимающей страной для Исламского совета по финансовым услугам (Islamic Financial Services Board — IFSB), созданного в 2002 г.7 IFSB — международный орган, на который возложено установление стандартов предоставления исламских финансовых услуг. В настоящее время его членами являются Всемирный банк, Международный валютный фонд и Азиатский банк развития8.
Малайзия также считается одной из первых юрисдикций в мире по созданию схемы страхования вкладов, соответствующей шариату (Sharia compliant deposit insurance scheme). Кроме того, в стране на основе шариата созданы первые в мире торговая платформа на национальной фондовой бирже (Bursa Malaysia) и трансграничная Исламская инвестиционная платформа (Islamic investment platform), которая объединяет мировые финансовые институты и инвесторов с финансовыми инструментами и правилами ведения бизнеса на основе шариата.
Также впервые в мире Малайзия законодательно закрепила ряд исламских инвестиционных инструментов, таких как исламские ипотечные ценные бумаги (Islamic residential mortgage-backed securities), исламская обменная облигация (Islamic exchangeable bond), первый исламский REIT (Islamic REIT)9, гибридный сукук (hybrid sukuk)10 и Азиатский исламский биржевой фонд (Asian Islamic exchange traded fund)11.
7
См.: Islamic Financial Services Board. URL: http://www.ifsb.org/ (датаобращения: 23.06.2017).
8 См.: Chan C. Op. cit.
9 REIT — ценная бумага, торгующаяся наряду с акциями на фондовых биржах. См.: Исламские REIT набирают популярность в Азии и на Ближнем Востоке. URL: https://www.muslimeco.ru/onews/2048 (дата обращения: 22.06.2017).
10 Гибридный сукук — пул базовых активов гибридных сукук может состоять из дебиторской задолженности по истисна, мурабаха, а также иджара. Портфель активов разных классов позволяет привлечь большие средства. См.: Исламские облигации (сукук): введение и применение. URL: http://islam.com.ua/nauka/1675-islamskie-obligacii-sukuk-vvedenie-i-primenenie (дата обращения 23.06.2017).
11 См.: URL: http://www.oicexchanges.org/docs/panel-discussions/malaysian-icm.pdf (дата обращения: 23.06.2017).
Первые суверенный сукук (sovereign sukuk)12 и корпоративный сукук (corporate sukuk)13 были выпущены в 2002 г. С тех пор сукук
14
стал лидером на мировом рынке14.
Происхождение сукука относится к VIII в., когда сукук представлял собой финансовые (долговые) обязательства, используемые для содействия торговле и другой коммерческой деятельности. Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов (AAOFI) описывает сукук как: «сертификат равной ценности, после закрытия подписки, на который выпускается квитанция с указанием его ценности и начала его действия, названием акций, а также прав на материальные активы, узуфрукты и услуги, собственный капитал соответствующего проекта или специальной инвестиционной деятельности»15.
Обычно сукук олицетворяют с исламскими облигациями (Islamic bond). Но в отличие от обычных облигаций инвестору — владельцу сукук предоставляется часть актива, а также соответствующие денежные потоки, и он несет риски, связанные с базовым активом. Цена выпуска или номинальная стоимость сукук основана на рыночной стоимости базового актива. Обычные держатели облигаций в отличие от владельцев сукук не имеют доли в собственности базового актива, проекта или бизнеса, а номинальная стоимость облигации основана на кредитоспособности эмитента. Еще одно отличие состоит в том, что сукук можно инвестировать только в активы, не противоречащие нормам шариата.
В 2014 г. Малайзия доминировала по выпуску сукук, имея более чем 60% доли их мирового рынка. Эмиссия сукук составила 116 млрд долл. США. В стране создана полномасштабная эмиссионная и торговая платформа сукук (sukuk issuance and trading platform), которая содержит исчерпывающую информацию о депозитарии, доставке и расчете депозитов. Новый либерализованный рынок сукук начал привлекать финансовые учреждения, корпорации и даже правительства других стран к выпуску своих исламских облигаций как в местной, так и в иностранной валюте.
12 Выпускается страной или регионом.
13
Выпускается частным сектором, корпорациями.
14 См.: Chan C. Op. cit.
15 Warren N. The World of Sukuk. URL: http://www.financemalta.org/sectio-ns/islamic-finance/financemalta-islamic-finance-articles/detail/the-world-of-sukuk-2017 (дата обращения: 23.06.2017).
Малайзия предложила ряду международных банковских учреждений открыть в стране свои исламские операционные центры (Islamic operations hubs). В настоящее время в Куала-Лумпур находится штаб-квартира «Standard Chartered's Islamic operation, Saad-iq», свои региональные центры создали «Эйч-эс-би-си» Банк Амана (HSBC), Банк «OCBC Al-Amin», Банк «Al Rajhi» и Кувейтский финансовый дом (Kuwait Finance House). Исламская финансовая индустрия в стране поддерживается повышенным спросом местного населения на финансовые продукты, не противоречащие нормам шариата, развитием местных частных пенсионных фондов (private pension funds), фондов паломничества (pilgrimage fund), исламского страхования (Такафул — Takaful) и других национальных фондов.
Правовое регулирование исламского банкинга в Малайзии. В Малайзии впервые в мире была сформирована всеобъемлющая правовая база для исламской финансовой индустрии16. Этот процесс начался в 1963 г., когда малайзийское правительство создало Табунг Хаджи (Tabung Haji) — Учреждение по делам паломничества и управления фондами паломников (Pilgrims Management and Fund Board), предназначенное для инвестирования сбережений местных мусульман в беспроцентные инвестиции в целях сбора средств на совершение хаджа17. Табунг Хаджи использовало такие финансовые инструменты, как мудхараба, мушарака, иджара для сохранения и приумножения средств паломников под руководством Национального комитета Фатва18 Малайзии (National Fatwa Committee of Malaysia).
В 1980 г. на семинаре в Национальном университете Малайзии был поднят вопрос о создании исламского банка. Участники семинара приняли резолюцию и обратились к правительству с просьбой принять специальный закон о его создании. В 1981 г. для изу-
16 См.: Ainon Sh. The Islamic Financial Services Act, 2013: Malaysia's Model Framework for Shariah-compliance and Stability. URL: http://www.iais.org.my/icr/ind-ex. php/icr/article/view/335 (дата обращения: 26.06.2017).
17
См.: Зарипов И.А. Экономика Малайзии. URL: http://www.webeconomy.ru/ index.php?page=cat&cat=mcat&mcat=220&type=news&top_ menu=photo&sb=58& newsid=3452 (дата обращения: 10.06.2017).
18
Фатва (в шариате) — богословско-правовое толкование какого-либо предписания шариата; правовая позиция или решение какого-либо общественного, политического вопроса, основанные на принципах толкования шариата и на прецедентах мусульманской юридической практики.
чения правовых, религиозных и оперативных аспектов создания исламского банка был учрежден Национальный комитет.
Основываясь на опыте Табунг Хаджи, правительство Малайзии 7 апреля 1983 г. обнародовало закон об исламском банковском деле (Islamic Banking Act 1983). В нем были изложены правила, которым должна соответствовать деятельность исламских банков в стране. Полномочия по контролю за деятельностью исламских банков возлагались на Центральный банк Малайзии (Bank Nagara Malaysia). В 1984 г. был принят Закон об исламском страховании (Takaful Act 1984)19. В 1997 г. Центральный банк учредил национальный Консультативный совет шариата (Shariah Advisory Council)20, который сегодня считается самым авторитетным органом в Малайзии в сфере исламского банковского дела и исламского страхования. Центральный банк должен консультироваться с Советом по любому вопросу, касающемуся исламского финансового бизнеса.
Так сложилась система, в которой исламская финансовая индустрия «управляется государством». Деятельность регуляторов финансовых операций, к числу которых относится Центральный банк, подкрепляется политической волей. Банк регулирует деятельность исламских банков и в порядке надзора принимает упреждающие действия. Важнейшей особенностью его деятельности является Консультативный совет шариата — надзорный орган в сфере исламских финансов для двух центральных регулирующих органов (Центрального банка и Комиссии по ценным бумагам). Совет получил мандат на стандартизацию шариатских практик в рамках своей юрисдикции. Кроме того, он выступает в качестве арбитра любых споров по вопросам исламской юриспруденции; гражданские суды Малайзии, прежде чем принять решение по вопросам исламского финансирования, должны обращаться в Совет21.
19 См.: Вишневский П.Н. Международные финансовые сделки в мусульманском праве // Международное право и международные организации. 2012. № 2.
20
См.: Ермакова Е.П.Разрешение гражданских споров судами шариата в Индонезии, Малайзии, Сингапуре и Филиппинах // Сравнительное право и проблемы частноправового регулирования в России и зарубежных странах: Сб. статей Международной научно-практической конференции памяти доктора юридических наук, профессора В.К. Пучинского. Москва, 17 октября 2015 г. М., 2015. С. 67.
21
См.: Ainon Sh. Op. cit.
В июне 2013 г. закон об исламском банковском деле и закон об исламском страховании были заменены новым консолидированным актом — законом об исламских финансовых услугах от 18 марта 2013 г. (Islamic Financial Services Act 2013 — IFSA)22. Его разработчики поставили перед собой цель обеспечить соблюдение норм шариата и сохранить финансовую стабильность страны. На принятие нового закона повлияли такие факторы, как рост числа потребителей исламских финансовых услуг, возрастающая сложность исламских финансовых продуктов, направленность государственной политики на сокращение масштабов нищеты в стране, и др. Санкции за нарушение норм шариата, предусмотренные указанным законом, были призваны служить сдерживающим фактором для потенциальных нарушителей.
Ключевые особенности нового закона состоят в том, что он: направлен на повышение прозрачности и подотчетности деятельности исламских банков для обеспечения финансовой стабильности при комплексном подходе к регулированию деятельности финансовых учреждений;
создал всеобъемлющую (сквозную) нормативную базу в отношении регулирования и надзора (от лицензирования до ликвидации) за деятельностью исламских банков, соответствующей шариату;
ужесточил требования к ведению бизнеса в сфере защиты прав потребителей в целях повышения доверия потребителей к использованию финансовых услуг и продуктов;
предусматривает принудительное исполнение руководящих указаний Центрального банка Малайзии и более суровые санкции за их несоблюдение; возможность надзорного вмешательства Банка в деятельность исламских банков;
закрепил возможность Центрального банка инициировать гражданское производство в суде против финансовых учреждений.
Распространено мнение, что вышеназванный закон повысил статус Малайзии, которая стремится стать самым важным исламским финансовым центром, всемирно известным своей ориентацией на развитие исламских финансовых услуг и продуктов, надежную инфраструктуру регулирования с сильной глобальной ин-
22
URL: www.bnm.gov.my/documents/act/en_ifsa.pdf (дата обращения: 08.06.
2017).
теграцией и талантливым управлением и инновацией финансовых продуктов, не противоречащих нормам шариата.
Статья подготовлена в ходе работы над научно-исследовательским проектом РГНФ 2017—2019 гг. № 17-03-00093 «а» «Порядок разрешения финансовых споров в странах АТР».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Вишневский П.Н. Международные финансовые сделки в мусульманском праве //Международное право и международные организации. 2012. № 2.
Ермакова Е.П. Разрешение гражданских споров судами шариата в Индонезии, Малайзии, Сингапуре и Филиппинах // Сравнительное право и проблемы частноправового регулирования в России и зарубежных странах: Сборник статей Международной научно-практической конференции памяти доктора юридических наук, профессора В.К. Пучинского. Москва, 17 октября 2015 г. М.: РУДН, 2015.
Зарипов И.А. Экономика Малайзии. URL: http://www.webecono-my.ru/index.php?page=cat&cat=mcat&mcat=220&type=news&top_menu= photo&sb=58&newsid=3452 (дата обращения: 10.06.2017).
Исламские облигации (сукук): введение и применение. URL: http://islam.com.ua/nauka/1675-islamskie-obligacii-sukuk-vvedenie-i-primenenie (дата обращения: 23.06.2017).
Исламские финансовые инструменты // Исламская экономика и финансы. URL: http://www.tapb.ru/islamicbanking/islamic-economics-and-finance/ (дата обращения: 23.06.2017).
Исламские REIT набирают популярность в Азии и на Ближнем Востоке. URL: https://www.muslimeco.ru/onews/2048 (дата обращения: 22.06. 2017).
Смулов А.М., Нурзат О.А. Кредитование в исламских банках: принципы, особенности, проблемы // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2008. № 12.
Asian Islamic exchange traded fund. URL: http://www.oicexchang-es.org/docs/panel-discussions/malaysian-icm.pdf (дата обращения: 23.06. 2017).
Chan C. Malaysia: the Islamic financial capital of the world. // Global bahking & finance review. URL: https://www.globalbankingandfinan-ce.com/malaysia-the-islamic-financial-capital-of-the-world/ (дата обращения: 22.06.2017).
Warren N. The World of Sukuk. URL: http://www.financemalta.org/sectio-ns/islamic-finance/financemalta-islamic-finance-articles/detail/the-world-of-sukuk-2017 (дата обращения: 23.06.2017).
Ainon Sh. The Islamic Financial Services Act, 2013: Malaysia's Model Framework for Shariah-compliance and Stability. URL: http://www.iais. org.my/icr/index.php/icr/ article/view/335 (дата обращения: 26.06.2017).
World Finance Islamic Finance Awards 2017. URL: https://www.world finance.com/awards /world-finance-islamic-finance-awards-2017 Дата обращения 23.06.2017.
ISLAMIC BANKING IN MALAYSIA
Elena P. Ermakova Law Institute of the RUDN University
6, Miklukho-Maklaya str., Moscow, 117198, Russian Federation E-mail: ermakovaep@mail.ru
The article outlines the basic principles of Islamic banking, shows the role of Malaysia in the formation of Islamic financial instruments, describes the legal regulation of Malaysia in the field of Islamic finance, in particular, the new Islamic Financial Services Act 2013.
Currently, Malaysia is the international center of Islamic finance. This is due to three circumstances. First, the religious heritage: Islam penetrated into Malaysia as far back as the 13th century, in the following centuries it began to occupy a dominant position in the country: according to Art. 160 of the Constitution of Malaysia, all ethnic Malays, are recognized at birth by Muslims. Secondly, the strategic location: Malaysia is located in the heart of the South-East Asia region; In addition, the country is located between the four states with the largest Muslim population in the world: Indonesia, India, Pakistan and Bangladesh. Thirdly, the progressive structure of financial regulation: Malaysia is the first country in which the Islamic banking system operates in parallel with the traditional banking system. Currently, Malaysia has 18 local and foreign Islamic banks; Islamic finance accounts for about 25% of the entire banking industry in Malaysia.The article outlines the basic principles of Islamic banking: a ban on interest payments, a ban on gambling or speculation, a ban on unnecessary risk, a ban on an unfair advantage, a ban on corruption. The types of Islamic financing are called: equity financing (mudharaba, equity participation in the capital (musharaka), debt financing (murabaha), leasing (ijara), rent with the right of repurchase (ijara tuma al bai), etc.
The article reviews Islamic financial instruments that were first applied in Malaysia: a dual banking system (parallel Islamic and traditional banking systems); The world's first deposit insurance scheme, corresponding to the Sharia; The
world's first cross-border Islamic investment platform; The first sovereign sukuk and the first corporate sukuk. In 2014, Malaysia dominated the world for the production of sukuk, having more than 60% of the world market share of sukuk. In addition, in 2002, Malaysia became one of the founders of an international Islamic organization, the Islamic Council for Financial Services. Malaysia invited the international Islamic organizations to open their Islamic operational centers (headquarters) in the country.
The article shows the history of the development of Islamic banking in Malaysia since 1963. An analysis is made of the formation of a system in which the Islamic financial industry is «governed by the state». Currently, Islamic banking in Malaysia is regulated by a new consolidated act — the Islamic Financial Services Act 2013 (IFSA), which abolished all previous acts in this area. The 2013 law aims to increase the transparency and accountability of the activities of Islamic banks, the creation of a comprehensive regulatory framework in the field of Islamic banking, and the strengthening of consumer protection of financial services.
Malaysian law, financial system, Islamic banking, sukuk, Islamic financial services law, Islamic financial services, Islamic banks.
REFERENNCES
Ainon, Sh. (2013). The Islamic Financial Services Act, 2013: Malaysia's Model Framework for Shariah-compliance and Stability. Islam and Civilisational Renewal. [online]. Available at: http://www.iais.org.my/icr/index.php/icr/ article/view/335 [Accessed: 26.06.2017].
Asian Islamic Exchange Traded Fund. [online]. Available at: http://www. oicexchanges.org/docs/panel-discussions/malaysian-icm.pdf [Accessed: 23.06. 2017].
Chan, C. (2015). Malaysia: the Islamic Financial Capital of the World. In: Global Banking & Finance Review. [online]. Available at: https://www.global bankingandfinance.com/ malaysia-the-islamic-financial-capital-of-the-world/ [Accessed: 22.06.2017].
Ermakova, E.P. (2015). Razresheniegrazhdanskikhsporovsudamishariata v Indonezii, Malaizii, Singapure i Filippinakh [The Resolution of Civil Disputes by the Courts of Sharia in Indonesia, Malaysia, Singapore and the Philippines]. In: Sravnitel'noe pravo iproblemy chastnopravovogo regulirovaniya v Rossii i zarubezhnykh stranakh: Sbornikstatei Mezhdunarodnoi nauchno-praktichesk-oi konferentsiipamyati doktora yuridicheskikh nauk, professora V.K. Puchins-kogo. Moskva, 17 oktyabrya 2015 g. [Comparative Law and Problems of Private-law-regulation in Russia and Abroad: Collection of Articles of International Scientific-practical Conference in Memory of Doctor of Legal Sciences, Professor V.K. Luchinsky. Moscow, October 17, 2015]. Moscow: RUDN.
Islamskie finansovye instrumenty [Islamic Financial Instruments]. In: Islamskaya ekonomika i finansy [Islamic Economy and Finance] [online]. Available at: http://www.tapb.ru/islamicbanking/islamic-economics-and-finance/ [Accessed: 23.06.2017].
(2013). Islamskie obligatsii (sukuk): vvedenie iprimenenie [Islamic Bonds (Sukuk): Introduction and Application]. [online]. Available at: http://islam. com.ua/nauka/1675-islamskie-obligacii-sukuk-vvedenie-i-primenenie [Accessed: 23.06.2017].
(2015). Islamskie REIT nabirayutpopulyarnost' v Azii i na Blizhnem Vostoke [Islamic REIT is gaining Popularity in Asia and the Middle East]. [online]. Available at: https://www.muslimeco.ru/onews/2048 [Accessed: 22.06.2017].
Smulov A.M., Nurzat O.A. (2008). Kreditovanie v islamskikh bankakh: printsipy, osobennosti, problemy [Lending in Islamic Banks: Principles, Features, Problems]. Zhurnal nauchnykh publikatsii aspirantov i doktorantov [Journal of Scientific Publications Graduate and Doctoral Students], (12), pp. 3—7.
Vishnevskii, P.N. (2012). Mezhdunarodnye finansovye sdelki v musul' manskom prave [International Financial Transactions in Islamic Law]. Mezh-dunarodnoepravo i mezhdunarodnye organizatsii [International Law and International Organizations], (2), pp. 76-85.
Warren N. The World of Sukuk. [online]. Available at: http://www.finance malta.org/sections/islamic-finance/financemalta-islamic-finance-articles/ detail/the-world-of-sukuk-2017 [Accessed: 23.06.2017].
Zaripov, I.A. Ekonomika Malaizii [The Economy of Malaysia]. [online]. Available at: http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&cat=mcat& mcat=220&type=news&top_menu=photo&sb=58&newsid=3452 [Accessed: 10.06.2017].
(2017). World Finance Islamic Finance Awards 2017. [online]. Available at: https://www.worldfinance.com/awards/world-finance-islamic-finance-awards-2017 [Accessed: 23.06.2017].
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Ермакова Елена Петровна — доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов, кандидат юридических наук, доцент.
AUTHOR'S INFO:
Elena P. Ermakova — Ph.D. in Law, Professor of Civil Procedural Law of the Department of Civil and Civil Procedural Law and Private International Law.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Ермакова Е.П. Исламский банкинг в Малайзии //Труды Института государства и права РАН. 2017. Том 12. № 5. С. 181—195.
FOR CITATION:
Ermakova, E.P. (2017). Islamic Banking in Malaysia. Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 12(5), pp. 181—195.