Научная статья на тему 'Перспективы развития исламского банкинга в России'

Перспективы развития исламского банкинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
650
109
Поделиться
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ISLAMIC NANCIAL INSTITUTIONS / ISLAMIC BANKING / DEVELOPMENT INSTITUTIONS / INFRASTRUCTURE PROJECTS / NANCIAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябченко Людмила Ивановна

Проведен анализ развития исламского банкинга в России и в мире. Выявлены закономерности функционирования исламских финансов и банкинга. По-казана перспективность вовлечения исламских финансов в финансовую систему государства, включая Россиию, развития исламского банкинга. Сформулирова-ны конкретные предложения, направленные на расширение исламского банкин-га в России: разработка законодательных актов, использование Банком России регуляторных песочниц, исламского банкинга для финансирования, прежде всего, инфраструктурных проектов совместно с российскими институтами развития.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рябченко Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The development of Islamic banking in Russia and in the world was analyzed. The patterns of the functioning of Islamic nance and banking were revealed. The prospects for involving Islamic nance in the state nancial system and the development of Islamic banking were shown. Specic proposals aimed at expanding Islamic banking in Russia were formulated: the developing legislative acts, using the Bank of Russia regulatory sandboxes, the Islamic banking to nance infrastructure projects, in conjunction with Russian development institutions.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития исламского банкинга в России»

УДК 338.001.36

JEL G20

Рябченко Людмила Ивановна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва e-mail: LRyabchenko@fa.ru

Liudmila Ryabchenko

Candidate of Economic Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow e-mail: LRyabchenko@fa.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2018-9-140-146

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОГО БАНКИНГА В РОССИИ

Аннотация. Проведен анализ развития исламского банкинга в России и в мире. Выявлены закономерности функционирования исламских финансов и банкинга. Показана перспективность вовлечения исламских финансов в финансовую систему государства, включая Россиию, развития исламского банкинга. Сформулированы конкретные предложения, направленные на расширение исламского банкинга в России: разработка законодательных актов, использование Банком России регуляторных песочниц, исламского банкинга для финансирования, прежде всего, инфраструктурных проектов совместно с российскими институтами развития. Ключевые слова: исламские финансовые институты, исламский банкинг, институты развития, инфраструктурные проекты, финансовая система.

PROSPECTS FOR THE ISLAMIC BANKING DEVELOPMENT IN RUSSIA

Abstract. The development of Islamic banking in Russia and in the world was analyzed. The patterns of the functioning of Islamic finance and banking were revealed. The prospects for involving Islamic finance in the state financial system and the development of Islamic banking were shown. Specific proposals aimed at expanding Islamic banking in Russia were formulated: the developing legislative acts, using the Bank of Russia regulatory sandboxes, the Islamic banking to finance infrastructure projects, in conjunction with Russian development institutions.

Keywords: islamic financial institutions, islamic banking, development institutions, infrastructure projects, financial system.

В результате естественного процесса колонизации мусульманские страны были вынуждены использовать традиционные банковские услуги и продукты, а исламское банковское дело, появившееся ранее, перестало действовать. Важные изменения произошли только в начале ХХ века - может быть, это было связано с тем, что к этому времени уже одна пятая населения мира исповедовала ислам [1].

Традиционная западная банковская система, основанная на процентном доходе, рисках как кредитных институтов, так и заемщиков, вкладчиков, по объективным причинам не могла претендовать на доверие мусульманских предпринимателей и простых граждан: нарушались нормы шариата. Одновременно создание накоплений мусульманским населением было невозможно в связи с низкими доходами. Однако, денежные резервы, которые создавались даже самыми бедными членами мусульманского сообщества, оценивались в сотни миллиардов долларов США. Соответственно, возникла задача вовлечения данных денежных средств в денежный оборот, хозяйственную деятельность. Поэтому исламские ученые-экономисты разработали новую, мусульманскую финансовую систему, которая соответствовала требованиям ислама [5]. Новые исламские банки, деятельность которых осуществлялась в соответствии с требованиями шариата, появились в 70-е годы XX века как следствие получения больших доходов от продажи нефти странами Аравийского полуострова, одновременных процессов развития, модернизации и исламизации экономик ряда стран Азии и Африки [4].

В настоящее время, исламская финансовая система включает следующие исламские финансовые институты (далее - ИФИ) и структуры [5].

1. Исламские банки. Обеспечивают прием денежных средств на хранение (депозиты) и размещение (инвестирование) ресурсов в различного рода проекты. К ИФИ также относится Исламский Центральный Банк (далее -ИЦБ), коммерческие исламские банки и исламские окна традиционных коммерческих банков развитых и других стран. Исламский центральный банк осуществляет контроль над всеми местными исламскими банками, надзирает

© Рябченко Л.И., 2018 |@ ®

за соблюдением норм шариата при осуществлении финансовой деятельности кредитными институтами. Обычные исламские банки осуществляют хозяйственную деятельность, используя три вида беспроцентных счетов: текущий, инвестиционный и кредитный.

2. Исламский финансовый институт, не являющиеся коммерческими банками. К подобным ИФИ относят исламские лизинговые и факторинговые компании, финансовые компании, жилищно-строительные кооперативы, частные инвестиционные и венчурные фонды, а также институты, связанные с благотворительностью.

3. Исламские финансовые организации, осуществляющие страхование.

4. Исламские финансовые организации, осуществляющие операции на рынке капитала (брокерские конторы, инвестиционные банки и т. д.).

5. Исламские финансовые организации, обслуживающие инфраструктуру, т. е. обеспечивающие деятельность как ИФИ, так и исламской финансовой системы.

Специфика исламского банкинга в том, что исламские банки используют свою бизнес-модель: они удовлетворяют спрос предприятий и домохозяйств на финансовые ресурсы, но при этом не нарушают законы шариата. Можно говорить о том, что исламские банки исполняют основные банковские функции (прием денежных средств на хранение, выдача кредитов), но на особых условиях. Если сравнивать исламские банки с классическими банками, то первые по-другому используют денежные средства и получают доход. В исламском банке все кредиты беспроцентные так же, как и вклады. Исламский банк планирует размещение имеющихся денежных средств, исходя не из получения для себя максимальной прибыли, а из соображений общественной полезности. В связи с этим инвестиционная деятельность исламских банков соответствует понятию «проектное финансирование»: банк готов использовать долевое участие в финансировании конкретного проекта и готов разделить риски с партнерами. Исламский банк может понести убытки вместе со своими заемщиками. Это объясняет тот факт, что исламский банк тщательно изучает проект, своих партнеров (клиентов), действуя по аналогии с банком развития: учитываются все обстоятельства, которые могут повлиять на проект, в том числе через длительное время. Поэтому исламский банк может длительное время изучать проект, партнеров, прежде чем будет принято решение о финансировании [4].

Таким образом, исламский банк ориентирован на финансирование конкретных проектов, реальной экономики, а не на спекулятивные операции.

Особенность деятельности ИФИ в настоящее время в том, что среди мусульманских правоведов нет общего мнения по важным вопросам, определяющим хозяйственную деятельность ИФИ. В связи с этим, в разных странах деятельность одних исламских банков может отличаться от деятельности других. Например, проценты по предоставленным финансовым ресурсам считаются законными, если они взимаются правительством для пополнения фонда накопления, финансирования торговли, наказания должников, если они не выполняют своих обязательств. Индексирование как защита от инфляции также разрешается: фактически, ИФИ должен учитывать изменение покупательной способности денежных средств, находящихся на депозитных счетах. Считается, что справедливость будет нарушена, если кредитор получит обратно тот же объем денежных средств в условиях инфляции. При этом т. н. консервативные религиозные деятели считают неприемлемым увеличение первоначального объема вклада [5].

Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов (далее - ААОШГ), основанная в 1991 г. и имеющая главный офис в Бахрейне, является ведущей международной некоммерческой организацией, которая прежде всего отвечает за разработку и внедрение стандартов мировой индустрии исламских финансов. В настоящее время ею уже выпущено, в общей сложности, 100 стандартов в области шариата, учета, аудита, этики и управления международными исламскими финансами. Деятельность данной организации поддерживается более чем в 45 странах государственными органами, включая центральные банки и иные регулирующие органы, финансовые учреждения, бухгалтерские, аудиторские и юридические фирмы. Разработанные организацией стандарты используют в настоящее время всеми ведущими исламскими финансовыми институтами и создают основу для гармонизации международной практики исламских финансов [9].

Рассмотрим сущность основных исламских финансовых инструментов [1].

1. Мушарака. Совместное финансирование и реализация проекта исламским банком и партнерами (или партнером). При мушараке заключается договор, в соответствии с которым партнер банка получает часть прибыли, полученной в результате реализации проекта, а оставшаяся часть чистой прибыли разделяется между

партнером и банком в соответствии с их участием в финансировании проекта. Убытки, возникающие в результате реализации проекта, распределяются между сторонами пропорционально финансированию проекта.

2. Мусакат. Данный финансовый инструмент используется при операциях в сельском хозяйстве. Его сущность в том, что владелец земельного участка и наемный рабочий разделяют между собой урожай по договоренности. Можно говорить о том, что рабочий вкладывает в проект свой труд, а владелец земельного участка -основные средства. При этом оба участника проекта рискуют понести потери, если будет, например, неурожай.

3. Мудараба. Фактически данный финансовый инструмент представляет собой доверительное управление денежными средствами: ИФИ, исламский банк, располагает свободными денежными средствами, а му-дариб (доверенное лицо) - опытом, бизнес-моделью, производственными и торговыми партнерами. В процессе предпринимательской деятельности прибыль ИФИ и мудариб распределяют на основании заранее заключенного соглашения. Потери (убытки), возникающие в результате соответствующей предпринимательской деятельности, несет владелец денежных средств - исламский банк, а мудариб в такой ситуации не получает вознаграждения за свою деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Мурабаха. Перепродажа товара или услуг с торговой наценкой. Предполагает заключение договора купли-продажи товаров между исламским банком и его партнером, с указанием согласованной цены, включающей в себя выгоду, возникающую при продаже товара или услуги. Например, исламский банк покупает сырье или комплектующие детали для клиента и позднее перепродает их ему же, но по более высокой цене (доход банка). Участники сделки заранее согласовывают прибавку к цене. Партнер погашает свои обязательства перед банком, как правило, постепенно, в виде регулярных, частичных платежей.

5. Иджара. Представляет собой т. н. исламский лизинг: ИФИ, располагая денежными средствами, заключает соглашение с предпринимателем о том, что купит для него определенное оборудование для осуществления хозяйственной деятельности. Соответственно, пользователь оборудования (лизингополучатель) обязуется выплачивать ИФИ (лизингодателю) регулярные платежи (согласованного объема). Можно говорить о том, что и в этом случае реализуется определенный инвестиционный проект.

6. Сукук - исламские ценные бумаги, облигации, обеспеченные активами. Эмитент данных облигаций должен определить объем и качество активов, которые являются обеспечением по сукук. Покупатели су-кук (инвесторы) разделяют с эмитентом риски и доход в соответствии с условиями выпуска сукук. Существенная разница между сукук и облигациями заключается в том, что облигация представляет собой чистый долг эмитента (предприятия или государства), а сукук определяет в дополнение к риску кредитоспособности эмитента этих ценных бумаг долю собственности в заранее определенном активе или проекте. Рынок сукук сконцентрирован в Малайзии и странах Персидского залива.

Доход исламского банка определяется комиссионным вознаграждением, возникающим от: участия в капитале финансируемого проекта за определенную долю в прибыли операции (мушарака, мудараба и кард-аль-ха-сан), перепродажи недвижимости в рассрочку (иджара), купли-продажи (мурабаха), продажи (выдачи) сукук [4].

Основными клиентами ИФИ являются этнические мусульмане. В настоящее время их численность составляет около четверти всего населения Земли. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным, от 1,5 до 2 млрд человек [10].

По прогнозам специалистов, в ближайшие 20 лет ежегодный прирост мусульман составит 1,5 %, а представителей других религий - 0,7 % [7]. Таким образом, к 2030 г. мусульманское население может составить 26,4 % (2,2 млрд человек), от всего населения Земли, в настоящее время его доля равна 23,4 %.

Согласно прогнозам, в России будет сохраняться большое число мусульман: ожидается, что мусульманское население вырастет с 16,4 млрд в 2010 г. до 18,6 млрд в 2030 г. [10]. Темпы роста мусульманского населения таких регионов, как Татарстан, Башкортостан, Северный Кавказ подтверждают прогнозы. Соответственно, все мусульманское население России является потенциальными потребителями исламских финансовых услуг. Если демографические тенденции сохранятся, то мусульмане могут составить около 1/3 от общей численности населения России к 2050 г. [11].

Первая попытка создания исламского банка была предпринята в сельской местности Пакистана в конце 1950-х г. Вторая попытка была связана с проверкой совместимости основных банковских принципов и исламских финансов в Египте: в 1963 г. был создан сберегательный банк Мит-Гамр в городе Мит-Га-мр, в районе дельты реки Нил.

В 2015 г., объем исламских финансов составлял 2 трлн дол. США, а динамика стоимости активов исламских банков за период 2009-2013 г. составила более 15 % [7]. Распространение исламских финансов и банкинга в некоторых мусульманских странах (доля в экономике страны в 2015 г.): Саудовская Аравия - 43 %, Малайзия - 22 %, ОАЭ - 15 %, Катар - 9 %, Турция - 7 %, Индонезия - 4 % [7]. По прогнозам, к 2025 г. активы мировой исламской экономики составят 7 трлн дол. США [12].

Хотя совокупный капитал исламских финансовых учреждений составляет пока только 1 % от всех банковских активов мира, есть все основания ожидать, что эта доля будет увеличиваться: это определяет рост численности мусульманского населения мира [12].

Группа Исламского банка развития (IsDBG) и Группа Всемирного банка объявили 18.01.2018 г. о начале масштабного сотрудничества при финансировании инфраструктурных проектов с использованием схемы государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). При этом потенциал исламских финансов оценивается в 1,9 трлн долларов США [9].

Первое совещание, посвященное развитию FinTech в британской группе ИФИ состоялось 24.01.2018 г. В материалах RedMoney Group, опубликованных в декабре 2017 г., указано, что из примерно 116 ИФИ, применяющих фирм FinTech во всем мире, 18 компаний были основаны в Великобритании (в Малайзии действует 21 компания, в Индонезии - 15, в ОАЭ - 15, а в США - 14) [9].

По мнению специалистов Стэндарт энд Пурс, в 2018 г. ожидается снижение темпов роста активов исламских банков: с 10,7 % в 2014 г., до 5,3 % в 2016 г. [9]. По базовому сценарию рост активов стабилизируется, примерно на уровне 5 %. Исламские банки становятся более осторожными и избирательными, расширяя кредитование не только корпораций, но и малых и средних предприятий. Предполагается, что прибыльность исламских банков GCC будет снижаться в 2018 г.

Исламское банковское дело развивается по нескольким направлениям [10].

1. Мусульманские страны (Азия и Африка). Можно говорить о том, что в этих странах находятся основные существующие и потенциальные клиенты исламских банков (в соответствии с демографическими данными). Однако, в настоящее время, только в таких странах, как Пакистан, Иран, Судан и Малайзия существует банковская система, соответствующая требованиям шариата и работающая по стандартам AAOIFI. В других странах можно наблюдать частичное использование исламского банкинга: действуют отдельные ИФИ, открыты т. н. исламские окна в обычных коммерческих банках. В настоящее время Бахрейн можно считать центром мировых исламских финансов: это государство располагает самой крупной банковской группой «Аль-Барака», имеющей филиалы в 40 странах мира. Малайзия является лидером исламских финансов в Азии, глобальным центром сукук, активы ИФИ составляют около трети активов всей банковской системы государства, у государства есть планы по созданию исламской криптовалюты.

2. Развитие исламского банкинга в странах Западной Европы и США. Исламский банкинг быстро развивается в Европе, и при этом многие крупные европейские финансовые институты стараются использовать его как выгодную возможность создать новый бизнес. Первая попытка исламского банкинга в Европе: в Люксембурге в 1978 году был создан Международный холдинг «Исламская банковская система». В 1981 г. в Великобритании была основана компания Al-Baraka Intentional Company [9]. Существует несколько причин растущего интереса к исламскому банковскому делу в Европе: число мусульман в Европе оценивается в 15 млн существует устойчивый спрос на этические продукты и социально-ответственные услуги; кроме того, европейские страны хотят привлечь инвесторов из исламских стран; и диверсификация (многие крупные европейские финансовые институты ищут новые инструменты, продукты и классы активов, которые не связаны с существующими продуктами и услугами). В США история исламских финансов началась с создания фондов Amana (Вашингтон) в 1986 г., и American Finance House-LARIBA в 1987 г. (Калифорния). В первый год работы фонды, в основном, предоставляли финансирование на дому американским мусульманам. В 1999 г. ипотечная компания HSBC была зарегистрирована штатом Нью-Йорк и предлагала продукт мухараба для финансирования недвижимости. В настоящее время один из крупнейших банков мира HSBC предлагает банковские услуги, соответствующие исламу.

3. Открытие исламских окон традиционными коммерческими банками. Выявив глобальный тренд в спросе на ИФИ, крупнейшие банки мира - BNP Paribas, HSBC, Société Générale, Deutsche Bank и Citibank - открывают исламские отделения, исламские окна и получают возможность предоставлять своим клиентам услуги

в соответствии с нормами шариата [9]. Специфика данного явления заключается в том, что эта деятельность осуществляется параллельно с производством и продажей стандартных банковских услуг в данных банках. Это позволило увеличить число клиентов крупных традиционных банков: помимо новых клиентов-мусульман новыми банковскими продуктами, соответствующими требованиям шариата, заинтересовались клиенты-немусульмане. Оказалось, что исламские финансовые продукты конкурентоспособны на рынке традиционных банковских продуктов. Сейчас дальнейшее распространение исламских финансовых инструментов в развитых странах сдерживается временной неадекватностью национальных законодательств, сложностями несоответствия деятельности ИФИ требованиям международных стандартов ведения банковской деятельности (Базель II, Базель III.) Однако такие государства, как Великобритания, Италия, Франция, Люксембург, Ирландия, уже пошли на адаптацию своего законодательства применительно к требованиям исламских финансов.

В настоящее время Россия находится на первом этапе развития исламских финансов и исламского банкинга (доля мусульманского населения в стране составляет более 18 %). В 1991 г. в Москве дагестанская диаспора обеспечила создание исламского банка «Бадр-Форте Банк», однако в 2006 г. Банк России отозвал его лицензию [8]. В России на шариатских принципах осуществляет свою деятельность казанский финансовый дом «Амаль». При осуществлении операции по проектному финансированию, была успешно осуществлена сделка по привлечению на шариатских принципах 60 млн дол. США по контракту мурабаха сроком на 1 год казанским банком ОАО «АК БАРС» . Подобная сделка была осуществлена впервые в Российской Федерации, она была признана «Лучшей сделкой в Европе в 2011 году» [10]. Привлеченные средства были направлены на финансирование проекта по развитию сервисной и транспортной инфраструктуры в Республике Татарстан в преддверии Универсиады-2013 в Казани.

В 2017 г. рабочая группа Банка России продолжила работу по разработке первой дорожной карты исламских финансов [8]. Первые страховые товары для мусульман должны быть предложены в ближайшее время казанским филиалом страховой компании Allianz. В конце лета 2017 г. был выпущен первый объект сукук для размещения в России: Банк России зарегистрировал исламские облигации под названием Sukuk Invest. Объем выпуска составил 1 млн руб. (17032,4 долл. США). Выпуск сукук был одобрен советниками шариата. Банк России разрешил использование плавающей ставки купонов в зависимости от прибыльности проектов в индустрии халяль (большинство проектов находятся в республике Татарстан).

Консультативный Совет по законодательству в области исламского финансирования Государственной Думы России, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству приняли специальную рабочую программу на 2017-2018 г., направленную на развитие в России исламских финансов [7]. Программа предполагает пересмотр и развитие российских законодательных актов, направленные на создание условий внедрения в российскую финансовую систему исламских финансовых инструментов. В 2017 г. было объявлено, что ПАО «Сбербанк» закрыл свою первую сделку с использованием мудараба и иджары (финансирование клиентов лизинговой компании в Татарстане). Вместе с правительством Татарстана, ПАО «Сбербанк» создал Российский центр исламской экономики, который будет отвечать за поощрение сделок, соответствующих шариату. Кроме этого, центр будет обеспечивать сертификацию для производителей и поставщиков халяльных товаров и услуг.

В начале 2017 г. Международная ассоциация исламских финансов (далее - IAIB) открыла филиалы IAIB в мусульманских регионах России. Основная цель ассоциации: поддержка российского бизнеса в реализации предпринимательской деятельности на основах шариата. Ассоциация участвовала в переводе на русский язык всех стандартов шариата AAOIFI (опубликован летом 2017 г.). В 2017 г. четыре университета в Москве и один в Казани предложили своим студентам спецкурс «Исламские финансы» [7].

В марте 2018 г. ПАО «Сбербанк» сообщил о пилотном проекте по приему вкладов населения согласно шариату [6]. Операции планируется начать с приема денег населения (депозиты) и выпуска платежных карт в Татарстане, Чечне и Башкирии. Три ИФИ сейчас работают по шариату: два в Дагестане и один в Татарстане (казанский финансовый дом «Амаль»). Они осуществляют прием депозитов по законам шариата, предлагают лизинговые услуги, продают активы: вместо выдачи ипотечного кредита, в частности, ИФИ сам покупает квартиру и перепродает клиенту в рассрочку с наценкой. Руководитель «Амаль» отмечал, что реализация исламского банкинга на практике - дорогое удовольствие. Нет адекватного законодательства, налоговых режимов, соответствующей инфраструктуры - следствием этого является удорожание услуг [6]. Но есть пре-

имущества: клиенты не платят пени. Исламские финансовые институты не имеют права начислять штрафы клиентам в связи с нарушением условий финансового сотрудничества. Специалисты считают, что российские мусульмане могли бы обеспечить вклады в объеме нескольких миллиардов рублей.

Благодаря размеру мусульманского населения, богатству сырьевой базы, географической близости к большинству мусульманских стран Центральной Азии и Ближнего Востока внедрение исламских финансовых продуктов позволило бы России диверсифицировать рынок, укрепить позиции Москвы в качестве потенциального мирового финансового центра, привлечь в экономику страны финансовые ресурсы российских мусульман. Основные преимущества исламских финансов:

- обеспечивается инвестирование в реальную экономику;

- исламская банковская модель менее рискованна по сравнению с традиционной;

- обеспечивается, как правило, социальная направленность финансирования;

- объем невозврата кредитов близок к нулю;

- ИФИ демонстрируют устойчивость во время мировых финансовых кризисов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующие обстоятельства препятствуют дальнейшему развитию деятельности ИФИ, в том числе, в России:

- отсутствие единых признанных стандартов функционирования и нормативно-правовой базы;

- относительная дороговизна услуг;

- ограниченные инвестиционные возможности;

- географическая ограниченность и неоднородность распространения исламских финансовых продуктов;

- отсутствие должной рекламы и информации об исламских финансовых продуктах;

- нехватка квалифицированных специалистов.

По мнению автора, для вовлечения в денежный оборот существенных объемов исламских финансов, создания условий для экономического роста в России, целесообразно обеспечить ускорение внедрения исламского банкинга в российскую финансовую систему. В связи с этим необходимо:

- подготовить законодательную базу для легального использования исламского банкинга в России; предусмотреть возможность одновременного функционирования ИФИ с традиционными кредитными институтами, с учетом существующих закономерностей развития и функционирования денежных и кредитных систем, особенностей России; по аналогии с финтехом Банк России может использовать т. н. регуля-торные песочницы [2; 8];

- расширить информирование населения России об особенностях и преимуществах деятельности ИФИ: преимущества ИФИ могут оказаться привлекательными не только для мусульман;

- планировать использование исламского банкинга в России одновременно с институтами развития в первую очередь для финансирования инфраструктурных проектов (сочетание существующего спроса на финансирование и уже имеющегося российского и мирового опыта), что позволит рассчитывать на переход к устойчивому экономическому росту [3];

- планировать подготовку квалифицированных кадров для развития исламского банковского дела в России.

Библиографический список

1. Беккин, Р. И. Исламская экономическая модель и современность. - М.: Издательский дом Марджани, 2009. - 337 с.

2. Аболихина, Г. А. Деньги, кредит, банки / Г. А. Аболихина [и др.]; под общ. ред. М. А. Абрамовой, Л. С. Александровой // Денежный и кредитный рынки: учебник и практикум для академического бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 436 с.

3. Матвеевский, С. С. Банки развития как источник экономического роста в России. / С. С. Матвеевский // Современные проблемы и перспективы развития финансовых рынков и банков: монография / коллектив авторов; под ред. Н. Э. Соколинской. - Москва: КНОРУС, 2018. - С. 51-53.

4. Харон С. , Ван Нурсофиза Ван Азми. Исламские финансы и банковская система. Философия, принципы и практика. Пер. с англ. - Казань: Линова-Медиа, 2012. - 536 с.

5. Таки Усмани М. Введение в исламские финансы. - М.: Исламская книга, 2013. - 140 с.

6. Информационный портал БАНКИРУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http www.banki.ru/ (дата обращения: 19.07.2018).

7. Информационное портал РБК [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М., 2018]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/ (дата обращения: 27.07.2018).

8. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс] / БР. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 16.07.2018).

9. Официальный сайт информационного агентства Блумберг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. bloomberg.com// (дата обращения: 11.08.2018).

10. Официальный сайт информационно-аналитического издания «Исламские финансы и бизнес в России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://islamic-finance.ru./ (дата обращения: 22.07.2018).

11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru./ (дата обращения: 17.07.2018).

12. Официальный сайт финансового издания Global Finance [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gfmag. com/ (дата обращения: 11.08.2018).

References

1. Bekkin R. I. Islamskaya ekonomicheskaya model' i sovremennost' [Islamic economic model and modernity], M.: Mardzhani Publishing House, 2009. 337 p.

2. Abolihina G. A. et. al. In Abramova M. A., Aleksandrova L. S. (ed.). Den'gi, kredit, banki [Money, credit, banks], Denezhnyj i kreditnyj rynki: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [Monetary and credit markets: a textbook and a workshop for academic bachelor's degree], 2-e izd., ispr. i dop., M.: Izdatel'stvo Yurajt, 2018. 436 p.

3. Matveevskij S. S. et. al. In Sokolinskaya N. E. (ed.). Banki razvitiya kak istochnik ekonomicheskogo rosta v Rossii [Development banks as a source of economic growth in Russia], Sovremennye problemy i perspektivy razvitiya finansovykh rynkov i bankov: monografiya [Modern problems and prospects for the development offinancial markets and banks: a monograph], Moscow: KNORUS, 2018, pp. 51-53.

4. Sudin Haron, Van Nursofiza Van Azmi. Islamskie finansy i bankovskaya sistema. Filosofiya, principy i praktika. Per. s angl. [islamic finance and banking system. Philosophy, principles and practice. Trans. from English], Kazan': Linova-Media, 2012, 536 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Taki Usmani M. Vvedenie v islamskie finansy [Introduction to Islamic finance], M: Islamskaya kniga, 2013 140 p.

6. Informatsionnyj portal BANKIRU [InformationportalBANKIRU]. Available at: https://www.banki.ru / (accessed 19.07.2018).

7. Informatsionnyj portal RBK. [InformationportalRBK]. Available at: https:// www.rbc.ru/ (accessed 27.07.2018).

8. Oficial'nyj sajt Banka Rossii [Official site of the Bank of Russia]. Available at: https://www.cbr.ru/ (accessed 16.07.2018).

9. Oficial'nyj sajt informacionnogo agentstva Bloomberg [Official website of the Bloomberg news agency]. Available at: https:// www.bloomberg.com// (accessed 11.07.2018).

10. Oficial'nyj sajt informacionno-analiticheskogo izdaniya «Islamskie finansy i biznes v Rossii» [Official site of the information-analytical publication «Islamicfinance and business in Russia»]. Available at: https://islamic-finance.ru./ (accessed 22.05.2018).

11. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki Rossii [Official site of the Federal Service of State Statistics of Russia]. Available at: https://www.gks.ru./ (accessed 17.07.2018).

12. Oficial'nyj sajt finansovogo izdaniya Global Finance [Official website of the financial publication Global Finance]. Available at: https://www.gfmag.com/ (accessed 11.07.2018).