ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
УДК 658.15 ДОХОЛЯН СЕРГЕИ ВЛАДИМИРОВИЧ
д.э.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»,
e-mail: [email protected]
DOI 10.26726/1812-7096-2019-2-144-153 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ: ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ РОССИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Аннотация. Целью работы является исследование возможности реализации исламской финансовой концепции в российской экономике. Основой данной работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования и функционирования в рыночной среде российского экономического пространства альтернативных финансовых институтов. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. В работе получили освещение вопросы, связанные с основами и тенденциями развития системы исламских финансов, рассмотрены принципы, по которым осуществляется деятельность исламских финансовых институтов, дана также характеристика финансовых инструментов, используемых в рамках системы исламского финансирования. В работе определены факторы, способствующие интегрированию исламских финансов в целостную систему финансов России, показана жизнеспособность, которая присуща исламской финансовой концепции в реалиях функционирования российской экономики и требующая последовательного устранения препятствия на пути развития в финансовом секторе страны системы исламского финансирования. Определены также самые оптимальные пути, которые позволяют создать новую финансовую систему и необходимые для этого условия, представлены концепции и новые договорные модели, а также преимущества, которые свойственны этим моделям. Результаты проведенного исследования могут быть использованы органами управления при формировании альтернативных финансовых институтов. Основа исламской экономической системы, ее сущность и достоинство, которые ей присущи, отличают ее от систем, которые созданы западными экономистами. Деятельность исламских банков в экономике России позволила бы повысить инвестиционную привлекательность, привлечь прямые иностранные инвестиции из источников, не имеющих санкционных ограничений. При наличии потенциала, необходимых предпосылок и перспектив для развития исламских финансов в России реализация этого потенциала в российских условиях является непростым делом, поэтому и будущее исламских финансов в Российской Федерации остается неопределенным.
Ключевые слова: альтернативные финансовые институты, исламские финансы, исламские банки, исламские финансово-кредитные институты, исламские финансовые инструменты.
DOKHOLYAN SERGEY VLADIMIROVICH
doctor of Economics, Professor, chief researcher of FGBUN "Institute of socio-economic research, Dagestan scientific center RAS»,
e-mail: [email protected]
ALTERNATIVE FINANCIAL INSTITUTIONS: THE POSSIBILITIES OF FORMING AND FEATURES OF FUNCTIONING IN THE MARKET ENVIRONMENT OF THE RUSSIAN ECONOMIC SPACE
Abstract. The purpose of the study is to investigate the possibilities of carrying out the Islamic
financial concept in the Russian economy. The article relied on the review of the main literature: studies of domestic and foreign scholars investigating the issues on forming and functioning of alternative financial institutions in the market environment of the Russian economic space. The methods of general scientific methodology that provide a systematic approach to problem-solving have been utilized. The article highlights the issues related to the principles and trend patterns on the system of Islamic finance, discusses the principles that guide the activities of Islamic financial institutions, and provides the characteristics of the financial instruments utilized in the Islamic Finance system. The article identifies the factors that contribute to the integration of Islamic Finance into the integrated system of Finance in Russia, the viability that is inherent in the Islamic financial concept in the realities of the functioning of the Russian economy and requires consistent elimination of barriers to the growth of the financial sector of the country of Islamic Finance. The article identifies the most optimal and required approaches to designing a new financial system, and provides concepts and new contractual models, and the advantages that are inherent in these models as well. The findings of the study can be used by the authorities in building alternative financial institutions. The basis of the Islamic economic system, the essence and the advantages of thereof that are inherent in it distinguish it from the systems that are built by Western economists. The activities of Islamic banks in the Russian economy would increase investment attractiveness, attract foreign direct investment from sources that do not comply with sanction restrictions. Given the potential and the prerequisites and, prospects on the development of Islamic Finance in Russia, the realization of this potential in the Russian context is not an easy task, so the future of Islamic Finance in the Russian Federation remains uncertain. Keywords: Alternative financial institutions, Islamic Finance, Islamic banks, Islamic financial and credit institutions, Islamic financial instruments
Введение. Финансовая неустойчивость, которую испытывает российская экономика в наше время, из-за экономического кризиса и санкций в отношении российских банков, а также ограниченность в привлечении зарубежных капиталов в Россию диктует необходимость обратить пристальное внимание на новые источники финансового развития страны.
Проблемы привлечения инвестиций в российскую экономику в текущих социально-экономических условиях становятся все более актуальными. Финансовые санкции существенно снизили инвестиционную активность со стороны ведущих инвесторов Японии, Евросоюза и США. Тем не менее на глобальном инвестиционном рынке все более серьезный вес набирает исламская финансовая система. По оценке экспертов, активы исламских банков составляют около 3 трлн долларов США. В 75 странах мира зарегистрировано свыше 400 исламских финансовых институтов [5].
Лидерами по объему финансовых активов являются финансовые институты Ирана (с размером активов около 200 млрд долл.), Саудовская Аравия (100 млрд долл.) и Малайзия (80 млрд долл.), далее следуют банки стран Персидского залива и Турция. Ведущим финансовым центром в западных странах является Великобритания (свыше 15 млрд долларов.) [15].
Отличием альтернативных финансовых институтов от организаций, функционирующих в рамках традиционных банков, является в первую очередь использование финансовой модели, основанной на полном отказе от ссудного процента в любом его виде.
Чаще всего альтернативные финансовые институты связывают с финансовой системой в странах с традиционно мусульманским населением. Так как отказ от использования ссудного процента является одним из важнейших требований, закрепленных в религии Ислам. В то же время данные институты прочно закрепились на финансовых рынках ряда немусульманских стран. Развитие финансовой системы без использования ссудного процента (так называемые «этические» финансы) активно поддерживается и представителями других конфессий, в том числе и представителями православия.
Финансовые институты, не использующие ссудный процент, доказали свою уникальность, оказавшись наиболее устойчивыми к мировому финансовому кризису в 2008 году. В отличие от традиционных коммерческих банков, которые за 2009 год повысили свои активы на 6,8 %, активы альтернативных банков выросли на 28,6 % и составили 822 млрд долл. США. Поэтому некоторые мусульманские и немусульманские страны начали внедрять другие финансовые
институты в свои финансовые системы.
Немаловажное значение в нынешней геополитической ситуации, когда со стороны Запада введены антироссийские санкции, имеет сотрудничество со странами Ближнего Востока и Азии, особенно для России как многоконфессионального государства, расположенного на границе Запада и Востока.
В России финансовые институты исламского банкинга пока не нашли своего распространения.
I. Исламские (альтернативные) финансы: понятие, история, современное состояние. Специалист по исламским финансам Р. И. Беккин определяет исламскую финансовую систему следующим образом: «Исламская финансовая система есть совокупность методов и механизмов финансирования, которая позволяет осуществлять экономическую деятельность, не нарушая базовые принципы, сформулированные в шариате (мусульманском праве)» [1].
Система исламских финансов включает исламские банки, исламские инвестиционные и благотворительные фонды, исламские финансовые компании, исламские страховые организации и др. [7].
Существует целый ряд специфических инструментов, отличающихся друг от друга своим содержанием и конструкцией, связанных напрямую с товарно-денежным оборотом и обеспеченных существующими активами, которые предлагают исламские финансово-кредитные институты. Их специфика состоит в том, что [9]:
- отсутствует ростовщичество;
- создается реальная добавленная стоимость;
- создаются реальные активы;
- имеется морально-этическая составляющая;
- существует разделение прибыли и убытков, применяется долевое участие;
- контрагенты одинаково информированы.
Основой для формирования исламских финансовых инструментов являются четыре ключевых элемента:
1. Продажа (бай), сущность этого элемента состоит в том, что передается право собственности или сама собственность для последующего рассмотрения.
2. Наем (иджара), сущность этого элемента состоит в том, что передается право на использование собственности для рассмотрения.
3. Подарок (хиба), сущность этого элемента состоит в том, что передается бесплатно конкретный предмет собственности.
4. Ссуда (ариях), сущность этого элемента состоит в том, что бесплатно передается право пользования конкретной собственностью.
Существует четыре основных периода истории современной исламской банковской системы: основания, распространения, международного признания, а также посткризисный период, в течение которого происходит переоценка и появляются новые перспективы (рис. 1)
Процессы глобализации, а также интерес к исламскому банкингу и инструментам, задействованным в его работе, определяют то бурное развитие, которое переживает в настоящее время исламский банкинг. Разноплановые услуги, начиная от простого розничного финансирования и кончая сложными корпоративными схемами, которые используются при фондировании, являются полем финансовой деятельности более 500 исламских финансовых учреждений.
Существуют принципы исламской экономики, которые представляют собой экономическую систему, построенную в соответствии с нормами и принципами, заложенными в исламском праве (шариатом), и функционирование исламского банкинга также подчинено этим принципам. Запрет ссудного процента, а также любого рода спекуляций и условий контракта, из-за которых возникает неопределенность и/или какая-то из сторон получает существенные преимущества за счет другой, является базовой нормой шариата, которая действует в области исламских финансов [8].
Основные стандарты и регламенты исламского банкинга разрабатываются и утверждаются организацией «Международный исламский финансовый рынок» (InternationalIslamic Finan-cialMarket, IIFM). Эта структура обеспечивает стандартизацию финансовых инструментов,
N
Основание
J
Распространение
Международное признание
1950-е
Исламские ученые и экономисты начали представлять модели исламской банковской и финансовой систем с целью предложения реальной альтернативы традиционному банкингу, основанному на проценте.
Двойная концепция «мудараба» была предложена в качестве инструмента исламского банкинга.
1960-е
Начинают применять базовые принципы исламского финансирования.
Были впервые адаптированы механизмы работы исламских финансовых учреждений. Взлет и падение сберегательного банка Мит-Гамбр в 19631967 годах.
Создание Лембага Табун Хадж в Малайзии, 1963 год.
Создаются исламские банковские и исламские небанковские институты.
Организовывается научная деятельность. Учреждаются научно-исследовательские институты.
Утверждается финансовый механизм «мудараба». Создается Исламский экономический научно-исследовательский центр в Джидде. Начало публикации книг по исламскому банкингу. Охватываются такие вопросы, как разделение прибылей и убытков, мудараба, лизинг.
Открытие Дубайского исламского банка, 1975 год.
Открытие Исламского банка развития, 1975 год.
Первая Международная исламская экономическая конференция в Меккеве 1976 года. Первые страховые исламские компании в ОАЭ и Судане в 1979 году.
1970-е
Создаются исламские банковские и исламские небанковские институты. Организовывается научная деятельность.
Учреждаются научно-
исследовательские институты. Утверждается финансовый механизм «мудараба».
Создается Исламский экономический научно-исследовательский центр в Джидде.
Начало публикации книг по исламскому банкингу. Охватываются такие вопросы, как разделение прибылей и убытков, мудараба, лизинг. Открытие Дубайского исламского банка, 1975 год.
Открытие Исламского банка развития, 1975 год.
Первая Международная исламская экономическая конференция в Мекке в 1976 году.
Первые страховые исламские компании в ОАЭ и Судане в 1979 году.
1980-е
Государственное участие в продвижении исламских банков. Создание большего количества частных банков.
Представление различных исламских банковских продуктов, в том числе на Западе (Великобритания, Швейцария, США).
Повышение интереса западных ученых и финансовых групп к исламскому банкингу.
Традиционные банки начинают предоставлять исламские продукты посредством «исламских окон». Рост исследовательских программ обучения и подготовки специалистов.
Рост исламского индекса и доверительных фондов.
Пакистан, Судан, Иран, Малайзия и другие страны пытаются изменить свои банковские системы или начинают официально внедрять исламскую финансовую систему. МВФ опубликовал рабочие документы и статьи по исламскому банкингу. Расцвет исследований и публикаций на тему исламской экономики. Создание Академии Фикха при ОИС и других Советов Фикха. Основание при ИБР Исламского института исследования и обучения (IRTI).
Создание исламских доверительных фондов по всему миру.
1990-е
Основана международная организация по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых институтов (AAOIFI). В 1990 году выпущен первый стандарт. В 1990 году в Малайзии был выпущен первый в истории Сукук компанией Shell MDS Sdn. В 1999 году в Бахрейне был установлен Индекс Доу Джонса (DowJonesIslamicIndex).
2000-2009-е
Продолжительный рост и зрелость индустрии наряду с проблемами риска. Завершение построения архитектуры исламских финансов. Уделяется внимание управлению рисками и корпоративному контролю.
Капитализация исламских банков путем слияний.
Создание рынка ценных бумаг, обеспеченных активами. В 2002 году учреждается Совет по исламским финансовым услугам (IFSB) в Малайзии. В августе 2004 года Агентство финансового надзора Великобритании дало разрешение на открытие первого исламского банка в Англии -Исламского банка Британии.
В 2005 году учреждается Международная исламская рейтинговая организация в Бахрейне (IIRA). Начал свою деятельность Центр управления ликвидности (LMC), Международный исламский финансовый рынок (IIFM).
Первый выпуск сукук американским заемщиком (сделка East Cameron Gas Company), 2006 год.
\
Переоценка, новые перспективы (посткризисный период)
^--У
/---N
2009-е по наст. время
Стабильный рост исламских активов по сравнению с динамикой снижения стоимости активов обычных банков. Глобальный кризис в наименьшей степени повлиял на исламские банки. В 2010 году в Германии открылся первый исламский банк Kuveyt Turk Participation Bank. Thomson Reuters установил первую исламскую межбанковскую (бенчмарк) ставку (IIBR)
2011 года. Саудовская Аравия, Турция выпустили свои первые сукук,
2012 год.
Bloomberg установил MYR корпоративный сукук индекс, 2012 год. ЮАР выпустила свой первый суверенный Сукук,
2013 год.
IIFM выпустил стандарт интербанковских транзакции, 2013 год. Премьер-министр Великобритании заявил на Всемирном исламском экономическом форуме (WIEF) о развитии Лондона в качестве глобального исламского финансового центра (октябрь 2013 года)
Рис. 1. Современная история исламских (альтернативных) финансов [13, 18].
активизирует процессы международного сотрудничества, ведет разработки новых финансовых продуктов на основе законов шариата [17].
Grais W. и Iqbal Z. разделяют исламские финансовые инструменты на транзакционные контракты, связанные с осуществлением сделок, и контракты, в которых банк выступает как финансовый посредник [16].
Рис. 1. Виды посреднических и транзакционных контрактов [16].
На сегодняшний день в исламском банкинге сформировались следующие модели государственно-правового регулирования.
Первая модель определяет полный запрет на ростовщичество на уровне Конституции государства (Пакистан). Вторая модель является смешанным типом с законодательством как для исламской банковской системы, так и для традиционного банковского сектора. Третья модель (самая распространенная) предполагает регулирование в рамках специальных статей в общем законодательстве [8].
Существуют два самых распространенных способа получения прибыли в исламских банках, которые дают возможность решить проблему рибы спекулятивным образом. Первый способ - исламский банк получает свою долю дохода от бизнеса, который он кредитует, как формальный соучредитель бизнеса. Договоры, на основании которых осуществляются данные операции, называются мудараба ( а также его модификации) и мушарака. Второй способ -дисконт. Он образуется при продаже облигации (сукука) или векселя, которые продаются дешевле их номинальной стоимости, в то время как их погашение производится по номиналу. Следовательно, в результате пересчета дисконта исламский банк получает прибыль, хотя условно получаемый процент отсутствует. Несмотря на то, что данный вид операции многими исламскими юристами относится к разряду недозволенных [11], на практику это редко оказывает влияние.
Исламская модель финансирования, также как и традиционная банковская система (рис. 2), позволяет ограничить подчиненность реального сектора экономики интересам банковской
системы. Формирование денежных активов определяется тем, каковы инвестиционные возможности реального сектора экономики, что в свою очередь определяет уровень дохода банковского сектора. Это позволяет реальному сектору экономики формировать благоприятное для инвестиций поле деятельности, задавать темпы развития экономики.
Основные отличия исламских и традиционных банков [2]
Таблица 2
Характеристика
Исламский банк
Традиционный банк
Позиция нравственных ценностей и религиозных традиций_
Соблюдение принципов вероубеждения
Получение материальной выгоды
Использование процентов
Нет
Есть
Спекулятивный характер операций
Нет
Есть
Операции с ценными бумагами
Пассивные
Активные
Ключевые проекты
Инвестиционные
Кредитные
Критерии оценки заемщика
Этические и финансовые
Финансовые
Социальная направленность
Высокая
Низкая
Гарантии прибыли инвесторам
Не гарантируют норму прибыли, зависимость от успешности проекта
Гарантирована прибыль в виде процента
Принцип разделения прибыли и рисков
Надежность и доходность проекта_
Кредитоспособность заемщика
Многие исламские банки являются по своей сути представителями международных банковских корпораций, которые во многих странах мира имеют свои отделения. В частности, одной из наиболее крупных исламских банковских групп является группа АШагака.
Исламская финансовая система, к деятельности которой предъявляются довольно жесткие требования, тем не менее активно развивается в последние десятилетия, расширяется и география новых его партнеров и участников, которая сейчас включает Азербайджан, Австралию, Катар, Китай, Маврикий, Мальдивы, Нигерию, Оман, Пакистан, Танзанию, Уганду, Японию. Правительства этих стран проявляют заинтересованность в развитии и продвижении исламских финансов, создают условия, которые являются благоприятными для того, чтобы внедрять исламские финансовые продукты, и способствуют развитию исламской финансовой инфраструктуры, для чего открываются исламские институты, вносятся необходимые поправки в национальное законодательство [4].
Тот факт, что реализация потенциала развития исламских фондов составляет не более чем 10-20 %, объясняется отсутствием в системе исламских фондов достаточного количества опытных инвесторов, которые работают в традиционном сегменте, их неконкурентоспособностью, отсутствием прозрачности в их деятельности, ввиду чего многие инвесторы из немусульманских государств проявляют осторожность в отношении активов исламских фондов.
Дефицит и острая нехватка специалистов, которые хорошо разбирались бы как в традиционных, так и в исламских финансах, характерны и для деятельности исламских финансовых институтов. Ввиду того, что ежегодно выпускаемое мировыми образовательными центрами количество специалистов составляет 5 000 человек при спросе 50 000 человек, спрос на услуги специалистов банковского сектора на порядок опережает предложения в этой сфере [12].
Рамочный характер, присущий системе исламских финансов во многих странах, отсутствие в разных странах гармонии в правилах ведения бизнеса в соответствии с нормами шариата служит тормозом в развитии системы исламских финансов. Несмотря на эти проблемы, у системы исламских финансов существуют благоприятные перспективы.
II. Исламские финансы в России. Существует ряд факторов, которые определяют интерес к развитию исламских финансов в Российской Федерации. Первым в этом ряду является возможность привлекать иностранные инвестиции, в частности из стран Персидского залива, используя институты исламского финансирования (14). Вторым фактором является многокон-
фессиональность нашего государственного устройства и то, что гражданами России являются от 14 до 20 миллионов мусульман, что позволяет развивать в стране деятельность альтернативных финансовых институтов. Так, в регионах проживания мусульманского населения имеется перспектива развития альтернативных финансовых институтов, деятельность которых характеризуется отсутствием ссудного банковского процента.
Это может стать одним из факторов снижения социальной напряженности среди многочисленной категории населения России, относящих себя к приверженцам мусульманской религиозной традиции. Развитие альтернативных финансовых институтов в отдельных субъектах России может иметь стабилизирующий социальный эффект, так как часть населения, ассоциирующая себя с исламом, будет иметь законную возможность на территории Российской Федерации использовать современные финансовые инструменты, не противоречащие их вероубеж-дению.
Современные политические и экономические реалии, которые вынуждают Россию в связи с закрытием на неопределенное по длительности время западного направления притока инвестиций искать ему замену, также выступают фактором, говорящим за применение исламской модели. Именно в связи с этим фактором проблемы, которые касаются деятельности, основанной на исламских финансовых принципах, стали актуальными при обсуждении на разных уровнях, начиная с 2014 года. В результате обсуждений и научных исследований, проведенных российскими экспертами, были определены законодательные, нормативные, организационные и налоговые ограничения, препятствующие развитию исламских финансов почти во всех сегментах российского финансового сектора, и дают веские аргументы в пользу устранения этих ограничений, что способствует национальным интересам России.
Практические операции, базирующиеся на исламских финансовых принципах, в России начались в середине 1990-х годов, когда «Бадр-Форте Банком» стали использоваться исламские технологии финансирования, основанные в России по банкам и банковской деятельности. Банк выдавал исламскую ипотеку. Чтобы не платить проценты по вкладам, были открыты только текущие, расчетные счета и инвестиционные счета. Однако в 2006 году деятельность этого банка была прекращена [14].
Инвестиционно-финансовая компания «Линова», созданная в 2006 году в Казани, внесла значительный вклад в развитие исламских финансов в России:
- было изучено российское законодательство с позиции определения возможностей для развития системы исламского финансирования в России;
- был создан в 2010 году Российский центр исламской экономики и финансов при Российском исламском университете;
- были организованы и проведены международные тематические семинары и конференции по вопросам развития исламских финансов, включая KAZANSUMMIT (признанная международная площадка, которая набирает популярность с каждым годом);
- был подписан ряд меморандумов, связанных с продвижением Татарстана в мировом исламском финансировании [2].
Говоря о исламских финансах, необходимо отметить, что вторая волна практического интереса к ним приходится на период после 2010 года и по сей день. Именно в 2010 году образовалась компания «Юмарт-Финанс Ко», которая стала предлагать клиентам услуги такого рода, как иджара и мурабаха. В 2011 году также произошло знаковое событие - запуск финансово-инвестиционной компанией «Солид» стратегии под названием «Ихлас», которая подразумевает осуществление инвестиций в соответствии с принципами шариата. В том же, 2011 году, был дан старт и запущена единственная в своем роде компания, предлагающая линейку исламских финансовых продуктов - финансовая компания «Амаль» [4].
В 2014 году в рамках проводимой выставки Moscow Halal Expo прошла презентация некоммерческой организации под названием Центр развития исламской экономики и финансов (ЦРИЭФ), объединяющей наиболее компетентных в области исламских финансов специалистов, имеющих значительный опыт в сфере развития исламских финансов, связанной с ними инфраструктуры и шариатской экспертизе. Направления деятельности данной организации имеют широкий спектр, который включает научную, просветительскую, образовательную, а также консалтинговую деятельность. На интернет-сайте islameconomy.ru представлена инфор-
мация по исламской экономике и финансам, а также даются ответы на вопросы, которые связаны с особенностями, присущими исламскому финансированию [2].
Центр партнерского банкинга, открытый в Казани в начале 2016 года на базе местного Та-тагропромбанка, также предлагает своим клиентам перечень продуктов, соответствующий нормам шариата.
В планах правительства Татарстана и Сбербанка создание в Татарстане Российского центра исламской экономики. Действует созданная осенью 2015 года рабочая группа, которая занимается развитием исламского банкинга. В эту группу входят представители Центробанка РФ, Госдумы РФ, финансового и бизнес-сообществ.
В 2016 году в Казани был запущен пилотный проект в рамках дорожной карты Банка России по развитию в стране исламских финансов и был открыт Центр партнерского банкинга, основанного на нормах шариата. В 2016 году Казанский федеральный университет открыл программу магистратуры «Исламские финансы». Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова под руководством И. Зарипова объявил набор на курс «Исламские (партнерские) финансы» [10].
Исламские финансовые сделки в нашей стране заключаются, их количество растет, география расширяется. Но это пока очень и очень ограниченные объемы.
Существует ряд исламских инвестиционных компаний, которые работают с бизнесом преимущественно на территории Татарстана и Дагестана. Основные компании на этом рынке -это Финансовый дом «Амаль», который работает с 2010 года в Татарстане. Компания ТнВ «Ля Риба-Финанс» работает с 2011 года в Дагестане и оказывает свои услуги на территории республики. В основном это потребительская рассрочка.
Несмотря на то, что для развития исламских финансов появились позитивные изменения, существует и ряд особенностей такого развития:
- внедрение исламских технологий и механизмов сопровождалось в России тайной, закрытостью, отсутствием публичности; было немало провальных попыток (деятельность «Бадр-Форте Банка», Центра партнерского банкинга, опротестование Закона об уакфе в Республике Татарстан);
- развитие системы исламских финансов происходит точечно из-за опасения исламизации российского общества;
- освещение в средствах массовой информации получают отдельные сделки и проекты, из-за чего сложно оценить реальный уровень развития отрасли и получить целостную картину.
- основное развитие исламских финансов происходит в отдельных регионах (Республике Татарстан, в меньшей степени Башкортостане и на Кавказе);
- развитие исламской финансовой индустрии происходит без поддержки со стороны федеральных органов власти, инициатором внедрения исламских финансовых инструментов в отечественную экономику выступают власти регионов;
- высокая доля мусульманского населения. Отсутствует единая позиция Министерства финансов и Банка России [2].
Исламская финансовая модель в России сталкивается с различными препятствиями. Одним из таких препятствий можно считать неравные условия в отношении исламских финансовых компаний по сравнению с обычными банками или другими финансовыми учреждениями. Еще одним препятствием является отсутствие законодательной базы, которая способствовала бы исламской финансовой модели. И как следствие - возникают сложности при регистрации сделок, удлиняются сроки, что ведет к увеличению стоимости услуги. Ряд условий в исламских финансовых контрактах противоречат российскому банковскому законодательству. Для нормальной работы исламских банков в России необходимо формирование комфортной правовой среды за счет внесения поправок в законодательство.
Однако только принятия «Закона об исламских банках» недостаточно, поскольку возникают следующие вопросы:
- каким должен быть правовой статус исламской финансовой компании?
- правом заниматься исламскими финансами должны обладать только специализированные учреждения или любые банки / финансовые организации?
- будут ли требования к исламским банкам отличаться от требований к обычным банкам,
по самым разным критериям?
- почему в Казахстане после принятия закона об ИБ в 2009 году за 8 лет не открылся ни один исламский банк, кроме банка «Аль-Хиляль», о котором была прямая договоренность между руководством страны и Абу-Даби? И, кстати говоря, банк только в 2017 году анонсировал выход на розничный рынок [6].
Слабое развитие системы исламских финансов обусловлено низким потребительским спросом, недостаточным объемом информации, неосведомленностью потенциальных потребителей, непониманием самой сути исламской модели финансирования, предубеждениями со стороны потребителей, низкой финансовой культуры, а также недостатком специалистов (юристов, финансистов, шариатских экспертов). Выводы:
Анализ отечественного и зарубежного опыта [2, 4, 6, 8, 13] позволил сделать следующие выводы:
1. Основа исламской экономической системы, ее сущность и достоинство, которые ей присущи, отличают ее от систем, которые созданы западными экономистами. Существует также теория, разработанная в соответствии с исламской экономической системой, которая связана с исламской банковской системой.
2. Например, с целью применения в России могут быть взяты существующие в отдельных странах развитые двухсекторальные структуры построения финансовой системы.
3. Деятельность исламских банков в экономике России позволила бы повысить инвестиционную привлекательность, привлечь прямые иностранные инвестиции из источников, не имеющих санкционных ограничений.
4. При наличии потенциала и необходимых предпосылок и перспектив для развития исламских финансов в России реализация этого потенциала в российских условиях является непростым делом, поэтому и будущее исламских финансов в Российской Федерации остается неопределенным.
5. Преодоление существующих проблем во многом зависит от степени заинтересованности в этом как федерального правительства, так и действующих исламских финансовых компаний, непосредственно предпринимателей и населения.
6. Риски, которые свойственны спекулятивной ссудной модели, могут быть ограничены за счет пересмотра парадигм развития в целом финансового сектора России, что позволит ускорить развитие исламских финансовых моделей, которые уже прошли апробацию во всем мире.
7. Государство должно оказывать поддержку и традиционным, и партнерским финансам, создавая благоприятную для их деятельности законодательную, фискальную, а также регулятивную среду и равные условия.
Литература
1. БеккинР. И. Исламская экономическая модель и современность. - М.: Издательский дом Марджа-ни. - 2010. - С. 16.
2. Гамбеева Ю. Н., Медведева С. Н. Исламские финансы: особенности становления и развития // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 1. - С. 335-349.
3. Гордеева О. Е., Львова Н. А. Исламские финансовые институты // Финансы и бизнес. - 2009. -№ 3. - С. 182.
4. Зарипов И. А. Исламские финансы в России: проблемы становления и пути их решения //Мир новой экономики. - 2016. - № 2. - С. 64-72.
5. Искаков C. Мировой рынок исламских ценных бумаг сукук // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. - 2010. - № 1-2. - С. 69-75.
6. Калимуллина М. Э. Исламские финансы в России. Почему до сих пор нет исламских банков? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.muslimeco.ru/page3232720.html (дата обращения: 15.04.2018), своб. - Загл. с экрана.
7. Литау Е. Я. Международные финансы: исламский банкинг как перспективная альтернатива традиционной системы финансирования // Экономика и управление. - 2016. - № 10 (132).
8. Любаненко А. В. Исламская банковская система как источник инвестиций в российскую экономику // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 4 (9). - С. 43-45.
9. Основы этических (исламских) финансов: учебное пособие / под редакцией Е. А. Байдаулет. - Павлодар, 2014. - 325 с.
10. Пантюхина Н. А. Исламская финансовая система в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития //Вестник Прикамского социального института. - 2017. - № 2 (77).
11. Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха) - фетвы / Пер.
М. Ф. Муртазина. - М, 2003. - С. 149.
12. Степаненко В. (перевод). Важность образования в области исламских финансов. 1 октября 2012 // Al-Huda Center for Islamic Banking and Economics.
13. Харон С., Азиз З. А. Исламские финансы и банковская система: философия, принципы и практика / С. Харон, З. А. Азиз. - Татарстан. - 2012.
14. Шарафутдинова И. Р., Кулакова С. А. Современное состояние и возможности развития исламских финансов в России // Проблемы экономики и менеджмента, 2014. - № 8 (36).
15. Яхин Э. Перспективы развития исламских финансов в мире // Эльдар Яхин. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://islamic-finance. ru/board/2-1-0-30. - 2016, своб. - Загл. с экрана.
16. Grais W., Iqbal Z. Regulating Islamic financial institutions: The nature of the regulated / W. Grais, Z. Iq-bal // World Bank Policy Research Working. 2004.
17. International Islamic Financial MarketStandards. [An electronic resource]. Access mode: http: // www.iifm.net/published-standards (дата обращения: 15.04.2016), free. Heading from the screen.
18. Tiby A. M. Islamic Banking: How to manage risk and improve profitability /A. M. Tiby. J. Wiley&Sons. -2010.
References:
1. Bekkin R. I. Islamic economic model and modernity. - M.: Publishing house Marjani. - 2010. - P. 16.
2. Gambeeva Yu. N., With Medvedev. N. Islamic Finance: features of formation and development // Russian entrepreneurship. - 2018. - Volume 19. - № 1. - P. 335-349.
3. About Gordeeva. E., Lvova N. A. Islamic financial institutions // Finance and business. - 2009. - № 3. - P. 182.
4. Zaripov I. A. Islamic Finance in Russia: problems of formation and ways of their solution // World of new economy. - 2016. - № 2. - P. 64-72.
5. Iskakov S. World market of Islamic securities sukuk // Islam in the modern world: domestic and international political aspects. - 2010. - №1-2. - P. 69-75.
6. Kalimullina M. E. Islamic Finance in Russia. Why are there still no Islamic banks? [Electronic resource.] -Mode of access: https://www.muslimeco.ru/page3232720.html (date accessed: 15.04.2018), FL. The title. from the screen.
7. Litau E. Ya. International Finance: Islamic banking as a promising alternative to the traditional financing system. Economics and management. - 2016. - № 10 (132).
8. Rubanenko A. V. Islamic banking as a source of investment in the Russian economy // Tauride research browser. - 2016. - № 4 (9). - P. 43-45.
9. Fundamentals of ethical (Islamic) Finance: textbook / edited by E. A. Baidaulet. - Pavlodar, 2014. - 325 p.
10. Pantyukhina N. A. In the Islamic financial system of the Russian Federation: current state and prospects of development. Bulletin of the Kama social Institute. - 2017. - № 2 (77).
11. Resolutions and recommendations of the Council of the Islamic Academy of law fiqh) - fatwas / Per. M. F. Murtazina. - M., 2003. - P. 149.
12. In Stepanenko. (translation.) The importance of education in Islamic Finance. 1 October 2012 // center for Islamic banking and the economy of al-Huda.
13. Charon S., Aziz Z. A. Islamic Finance and banking system: philosophy, principles and practice / C. Haron, Z. A. Aziz. - Tatarstan. - 2012.
14. And Sharafutdinova. R., With Kulakov. A. Current state and development opportunities of Islamic Finance in Russia // Problems of Economics and management, 2014. - № 8 (36).
15. E Yakhin. Prospects for the development of Islamic Finance in the world // Eldar yahin. [Electronic resource.] - Access mode: http://islamic-finance ahhh! ru / board / 2-1-0-30. - 2016, free. The title. from the screen.
16. Grais Iqbal Z. regulation of Islamic financial institutions: the nature of regulated / Grais V., Z. Iqbal // world Bank policy research work. 2004.
17. International Standards Of The Islamic Financial Market. [Electronic resource.] Mode of access: http: // www.iifm.net/published-standards (date accessed: 15.04.2016), free. The title of the screen.
18. Tibi, A. M., Islamic banking: how to manage risk and improve profitability / A. M. Tibi. J. Wiley And Sons. - 2010.