Научная статья на тему 'Исламские финансы и перспективы исламского банкинга в России'

Исламские финансы и перспективы исламского банкинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7006
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ / ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИСЛАМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пехтерева Е. А.

Представлен обзор истории и динамики развития рынка исламских финансов. Автор описывает этические принципы и конкретные инструменты осуществления финансовых операций в соот-ветствии с исламской традицией, а также рассматривает перспективы и проблемы развития исламского банкинга в современных российских условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламские финансы и перспективы исламского банкинга в России»

Е.А. Пехтерева

ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСЛАМСКОГО БАНКИНГА В РОССИИ

Исламские финансы представляют собой составную часть исламской экономики - системы хозяйствования, в основе которой лежат нормы и принципы мусульманского права. Исламские финансы - это совокупность методов и механизмов, альтернативных процентному финансированию и позволяющих соблюдать принципы шариата.

Рынок исламских финансов один из наиболее динамично развивающихся современных финансовых рынков. По оценкам компании Earnst & Young, объем исламских финансовых активов на мировых финансовых рынках вырос с 509 млрд долл. в 2006 г. до 1,8 трлн долл. в 2013 г., продемонстрировав за 8 лет рост более чем на 250%. По оценке Earnst & Young, в 2011 г. исламские финансовые активы составляли уже 1% мирового финансового рынка и темпы их роста с момента появления в 70-х годах ХХ в. практически не снижались, оставаясь на уровне 20% в год. С ростом объемов активов исламские банки все увереннее встраиваются в международную финансовую систему [Mayers T.A., Hassanzadeh E., 2013, р. 13]. Впечатляющие темпы роста данного рынка и растущий спрос на исламские финансовые продукты не только со стороны мусульманского мира вызывают повышенный интерес специалистов к изучению этого явления.

Первая современная попытка организовать банковскую деятельность в соответствии с традициями ислама была предпринята египетским экономистом Ахмадом Эль-Наджаром, организовавшим в 1963 г. в египетском городе Мит Гамр исламский сберегательный банк. К 1967 г. в Египте уже работало 9 таких банков. Эти банки не начисляли и не платили проценты, инвестировали главным образом

в торговлю и промышленность напрямую либо совместно с другими инвесторами, а прибылью, полученной в результате успешной реализации проекта, делились со вкладчиками. Таким образом, они функционировали в соответствии с законами шариата как сберегательные инвестиционные институты. Исламская природа этих финансовых учреждений не афишировалась, поскольку государство в то время препятствовало проявлениям ислама в жизни общества.

Одновременно исламское банковское дело начало развиваться в Малайзии. В 1963 г. там была основана Исламская сберегательная корпорация, позднее была преобразована в небанковскую финансовую компанию, инвестирующую сбережения вкладчиков согласно канонам шариата. Деятельность организации была успешной и в результате был открыт полноценный банк Bank Islam Malaysia Berhad, который предоставляет весь спектр исламских банковских услуг и имеет в настоящее время 14 филиалов в Малайзии.

В 70-х годах во многих мусульманских странах произошли политические изменения, давшие толчок легализации исламских финансовых институтов и появлению понятия «исламские финансы». Когда в 70-е годы стали расти цены на нефть, главными поставщиками которой на мировой рынок были мусульманские страны Персидского залива, их валютные резервы увеличились в среднем в 5 раз. Одновременно в этих странах возникло стремление создать новые финансовые структуры, отличные от мировой банковской практики и основанные на этике и принципах ислама [Игошина Ж., 2013].

Много исламских банков появилось на Ближнем Востоке. В 1975 г. организация «Исламская конференция» объявила о создании Исламского банка развития (ИБР), что дало толчок открытию национальных исламских банков в арабских странах: в ОАЭ (Dubai islamic bank, 1975), Египте (Faisal islamic bank of Egypt, 1977), Судане (Faisal islamic bank of Sudan, 1977), Бахрейне (Bahrain islamic bank, 1979). В Бахрейне базируется одна из крупнейших исламских банковских групп: Аль-Барака (Albaraka banking group B.S.C.), имеющая 200 филиалов в 40 странах.

По мере развития исламских банков менялось отношение к ним со стороны финансовых экспертов. В период зарождения этих банков они считались не более чем пропагандой ислама, и многие предрекали их скорый крах. В настоящее время исламские банки воспринимаются как серьезный коммерческий проект. О популярности подобных банков говорит такой факт: в первый день открытия исламского банка в Кувейте в него с депозитов традиционных коммерческих банков было переведено 140 млн долл. [Потапов А., 2005].

Азиатско-Тихоокеанский регион также стал местом распространения исламских финансовых институтов, важнейшие и крупнейшие из которых находятся в Малайзии, но безусловными лидерами по динамике развития исламского банкинга остаются страны Персидского залива: Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар. По данным компании Ernst & Young, доля исламских банков в этих странах составляет более 25%. При этом эксперты Ernst & Young предсказывают дальнейший рост исламского банковского сектора, связывая его с такими факторами, как быстрый рост населения, высокие запасы нефти и природного газа и устойчивый экономический рост.

По мнению специалистов, исламский банкинг является одним из связующих элементов, объединяющих раздираемый внутренними противоречиями мусульманский мир, поскольку это социально-экономическое явление транснационально по своей природе, оно функционирует не по этническому, а по религиозному принципу [Игошина Ж., 2013].

В странах, где исламские финансовые институты активно поддерживаются государством, ежегодный рост их активов, по оценкам специалистов, достигает 30%. Необходимо также отметить, что значительное количество исламских банков учреждено в странах, где мусульмане представляют меньшинство населения.

Интересен тот факт, что в странах Европы по данным опросов готовы использовать инструменты исламского банкинга большее число жителей, чем в некоторых мусульманских странах. Среди британцев таких 75%, в Саудовской Аравии - 65%, а в ОАЭ - 25% [Макеева Л.].

Великобритания вообще является признанным центром развития исламского банкинга на Западе, и, по прогнозам, в течение ближайших лет наряду с Дубаем и Кипром может войти в тройку мировых лидеров исламских финансов. При численности мусульманского населения около 3 млн человек в Великобритании насчитывается 22 исламских банка с объемом активов в несколько десятков миллиардов долларов. Появление британских исламских банков - HSBC Amanah, UK'Islamic Bank of Britain и др. - стало возможным благодаря развитой финансовой инфраструктуре, а также созданию необходимой нормативно-правовой и налоговой базы [Макеева Л.].

Первый исламский банк на территории Европы - Islamic Finance House - был создан в Люксембурге в 1978 г. Успешно функционируют исламские банки в США, Дании (в Копенгагене работает Исламский международный банк Дании), в Австралии (Исламская

инвестиционная компания Австралии в Мельбурне) [Перечнева И., 2012; Mayers T.A., Hassanzadeh E., 2013]. В Германии в 2010 г. был открыт первый мусульманский банк Kuveyt Tuerk Beteiligungsbank, главные офисы которого располагаются в Кувейте и Турции. Ожидается, что постепенно число немецких филиалов этого банка может возрасти до десяти [Исламский банкинг.., 2014].

В разных странах соотношение традиционного и исламского банкинга разное, но почти везде исламский банкинг развивается более активно и стабильно, чем традиционный [Перечнева И., 2012]. При этом специалисты констатируют, что многие традиционные банки в поисках новых клиентов начали предоставлять исламские финансовые продукты. В настоящее время примерно 275 финансовых институтов в 75 странах мира предоставляют своим клиентам финансовые услуги, соответствующие законам шариата. Так традиционные банки, такие как Citibank, HSBC, французский Societe Generale организовали отделения, которые предоставляют услуги на беспроцентной основе [Mayers T.A., Hassanzadeh E., 2013, р. 13]. Специалисты уверены, что исламский банкинг будет и дальше развиваться, как в арабском мире, так и вне его, в том числе потому, что продемонстрировал устойчивость в период финансового кризиса, а также по причине относительно высокого уровня рождаемости и прироста именно мусульманского населения Земли [Игошина Ж., 2013; Абдурахманов Д., 2014].

Принципы исламского банкинга

Согласно принципам исламских финансов банки, предоставляя финансовые услуги клиентам, несут ответственность не только перед ними, но и перед обществом в целом за то, что условия сделки будут прозрачны и справедливы. Ислам осуждает извлечение прибыли из сделки за счет какой-либо из сторон. При этом увеличение благосостояния индивидуума не осуждается, если в его основе разрешенные действия халяль (halal) и нет запрещенных действий харам (haram), к которым относится получение ссудного процента риба (riba), спекуляция майсир (maisir), неопределенность в контракте гарар (gharar).

Самое главное отличие исламских финансовых операций от похожих традиционных состоит в том, что в их основе лежит движение товара, а не денег.

Получение ссудного процента - риба - в исламских финансах по законам шариата не допускается. Если по условиям контракта

одна сторона получает прибыль за счет другой, такой контракт признается недействительным. Получение прибыли без взаимного предоставления материальных ценностей противоречит этическим нормам шариата. Некоторые трактовки законов шариата допускают использование ссудного процента, если его величина соответствует размерам инфляции и позволяет кредитору компенсировать издержки от предоставления денег в долг.

В отличие от традиционных финансов, когда величина ссудного процента фиксируется в кредитном договоре и не зависит от исхода сделки, в исламских финансах доход или убыток, полученные должником от использования денег, делятся между банком и заемщиком в соответствии с долей участия каждой из сторон кредитного договора.

Гарар - неопределенность, буквально означает «обман», «мошенничество», т.е. любое действие, которое делает исход сделки неопределенным.

В исламской финансовой практике контракты, предполагающие неопределенность, связанную с основными условиями контракта или с его основным предметом, считаются недействительными. По законам шариата любая неопределенность в отношении предмета договора, например, цены закупаемого товара, не допускается. Исламские правоведы при этом выделяют допустимый гарар - элемент неопределенности, допустимый с точки зрения шариата, промежуточный гарар, не исключающий действительности договора при соблюдении ряда условий, и избыточный гарар, при котором договор становится недействительным. Понятие финансового риска, как в традиционных финансах, отсутствует [Исламские финансово-кредитные.., 2011].

Майсир - спекуляция. В исламских финансах это понятие трактуется как мошенничество, поскольку ведет к получению прибыли в результате игры случая, а не в результате затрат труда. По законам шариата, контракты, в которых одна из сторон получает выигрыш за счет случайных обстоятельств, а не приложенных усилий, считаются недействительными. В исламской финансовой практике контракт заключается именно с намерением что-либо приобрести или продать. Перепродажа долговых обязательств, как и других производных финансовых инструментов, в исламских финансах не допускается [Mayers T.A., Hassanzadeh E., 2013].

В отличие от традиционных банков, которые получают плату за предоставляемые в долг средства в виде процента независимо от результата деятельности получателя кредита, в исламской финан-

совой практике все участники коммерческой деятельности несут солидарную ответственность за ее результаты. Это предполагает открытость и прозрачность деятельности всех ее участников. Между кредитором и должником складываются стабильные и долгосрочные отношения, что в свою очередь способствует стабильности финансового рынка. Отсутствие гарантированного фиксированного дохода и возможность несения убытков делает банки более осторожными в отборе проектов для финансирования и вовлекает инвесторов в их активный мониторинг [Перечнева И., 2012].

Принципы исламских финансов допускают долговые отношения, если в их основе имеются реальные активы. Законы шариата запрещают операции, способствующие наращиванию долга, если это спекулятивные операции. Движение денежных средств в исламском банкинге осуществляется при следующих условиях:

- происходит движение реальных активов;

- продавец или иной другой участник сделки должен быть собственником реального материального актива, являющегося предметом сделки;

- сделка должна быть направлена на приобретение или продажу реального товара и содержать реальные условия приобретения или поставки;

- долг не может быть продан, а риск, связанный с переходом собственности полностью несут продавец и его банк.

По мнению некоторых специалистов, принципы, на которых основываются исламские финансы, отвечают идеалам открытой социально-экономической системы, в которой царят справедливость и прозрачность, и развитие которой ведет к росту благосостояния всего общества. Именно этого не хватает традиционным финансам, нацеленным на извлечение прибыли даже путем принятия неоправданных рисков [Mayers T.A., Hassanzadeh E., 2013].

Итак, в отличие от обычных кредитных организаций исламские банки руководствуются в своей деятельности требованиями исламской этики. Сделка должна быть взаимовыгодной для обеих сторон. То есть ни одна из сторон не должна получить доход за счет другой стороны сделки. Таким образом, исламский банкинг строится на следующих принципах.

Во-первых, у исламских банков должны отсутствовать транзакции, связанные с взиманием процентных ставок (риба). С точки зрения ислама кредитор имеет право претендовать на справедливое вознаграждение от заемщика, но оно не должно быть оговорено в виде процентной ставки, выплачиваемой в любом случае, а пред-

ставляет собой долевое участие кредитора в доходах заемщика. Иначе говоря, исламская плата за пользование чужими денежными средствами зависит от доходности финансируемого проекта. Следовательно, в случае убыточности проекта плата за пользование кредитом может быть равна нулю.

Во-вторых, исламские банки не должны финансировать производство товаров и услуг, противоречащих нравственным ценностям ислама (харам). Например, им запрещено кредитовать торговлю алкоголем, производство свинины, азартные игры, производство порнографических фильмов и т.д. [Khan F., 2010, р. 807].

В-третьих, исламские банки должны избегать сделок, связанных со спекуляцией (майсир) и неопределенностью (гарар). Иначе говоря, они не имеют права покупать и продавать товары (акции или иные активы) с целью извлечения спекулятивной прибыли. Клиент осведомлен о том, по какой цене банк закупил товар, вознаграждение банка за услугу фиксировано и, как правило, не обусловлено жесткими сроками платежа. Банковские операции в исламских финансах прозрачны.

Важным фактором устойчивости является отказ исламского банкинга от участия во фьючерсных операциях, так как они подразумевают торговлю товарами, которые еще не произведены, а прибыльность таких операций зависит не от труда человека, а от случая. Низкие риски кредитных операций, концентрация на реальной экономике и отказ от «мыльных пузырей» фьючерсов делают исламский банкинг своего рода оазисом безопасности и стабильности в финансовом мире [Игошина Ж., 2013].

Важно отметить, что каждый исламский банк должен создать фонд, в который он сам и его клиенты перечисляют 2,5% исламского налога (закят) в пользу бедных мусульман. Для банка закят - налог, который первый раз взимается с первоначального и резервного капитала банка, а затем ежегодно с его прибыли. Закят выплачивается каждым мусульманином ежегодно, если его состояние превышает нисаб (стоимость 85 г золота) [Журавлев А.И., 2002]. Закят является важным социально-экономическим институтом, призванным утвердить в обществе принципы социальной справедливости и солидарности.

Для того чтобы обеспечить на практике соблюдение религиозных требований, исламские банки, как правило, создают советы по шариатскому надзору, которые не только осуществляют контроль, но и дают банкирам соответствующие рекомендации по ведению дел. При этом все чаще звучат призывы к большей стандар-

тизации и унификации исламского банкинга, поскольку на практике в деятельности исламских кредитных организаций наблюдаются довольно существенные различия, обусловленные различиями в законодательстве стран, в которых они действуют, и разными целями, которые они ставят перед собой [Исламские банки].

Уникальный принцип распределения прибыли и убытков (profit-and-loss sharing) позволяет исламским банкам вкладывать средства на длительный срок в рискованные с точки зрения окупаемости, но социально значимые проекты или в проекты с длительной окупаемостью, внося таким образом вклад в экономический рост своей страны или региона. Этот принцип накладывает на исламские банки строгие требования банковской дисциплины в выборе клиентов, поскольку в случае неудачи они понесут большие потери, чем традиционные банки. Точно так же вкладчики исламских банков подходят к выбору банка и следят за его деятельностью [Khan F., 2010, p. 818].

При этом специалисты отмечают, что на практике деятельность большинства исламских банков не сильно отличается от деятельности традиционных банков. Так, например, в Малайзии, где исламский банкинг развит особенно сильно, только незначительная часть банков полностью придерживается всех принципов исламского банкинга. Деятельность большинства исламских банков по существу ничем не отличается от деятельности традиционных банков: по депозитам начисляются, а по кредитам взимаются проценты. Многие банки, стремясь привлечь клиентов-мусульман, оказывают им те же услуги, что и традиционные банки, только называя их по-другому [Chong B.S., Liu M.-H., 2004; Khan F., 2010].

Основные инструменты исламского банкинга

Исламские банки используют различные способы инвестирования, но главными из них являются инвестиционное и торговое финансирование, а также предоставление займов.

Инвестиционное финансирование осуществляется различными методами. Один из этих методов - мушарака (mus y arakah) - совместное долевое предприятие, в котором инвесторы осуществляют вложения в складчину и делят между собой полученную прибыль или убытки в соответствии с размером пая каждого участника. По сути - это равноправное партнерство, предполагающее совместное выполнение проекта силами банка и предпринимателя. В этом случае банк становится партнером по бизнесу и вместе с предпри-

нимателем создает совместное предприятие. При этом прибыль между участниками этого совместного предприятия делится в соответствии с заранее оговоренной пропорцией. Если возникают убытки, партнеры их несут в соответствии с вложенным ими в предприятие капиталом. Совместное предприятие сохраняет юридическую самостоятельность, поэтому впоследствии банк может выйти из него, когда сочтет это необходимым.

Мудараба (mudarabah) - особый вид партнерства, в котором один партнер дает другому финансовые средства для инвестирования в различные коммерческие предприятия. При этом обычно создается совместное долевое предприятие, подобное мушараке, где один из инвесторов - исламский банк. Именно он вкладывает финансовые средства; другие инвесторы вкладывают только свой труд и знания (в мушараке все инвесторы вкладывают финансовые средства). Прибыль между участниками этого совместного предприятия делится в соответствии с заранее оговоренной пропорцией, при этом убытки возлагаются на банк, но их сумма не должна превышать общей суммы его инвестиций.

Иджара (Цага) - соглашение между банком и клиентом, по которому банк покупает по требованию клиента оборудование, а затем сдает его клиенту в аренду. Оборудование остается в собственности банка. Иджара используется для финансирования производства, строительных работ и приобретения товаров, сдаваемых в лизинг. Данный метод во многом похож на используемый обычными банками лизинг.

Истисна ^Иъпа) - соглашение на определенный срок. Клиент обращается в банк с заказом произвести, построить, приобрести определенный продукт (имущество) по согласованной цене, дав банку его четкое описание. Банк вступает в соглашение с производителем, который соглашается поставить продукт (выполнить работы) в указанный срок клиенту либо банку, после чего клиент оплачивает услуги банка. Заказ может быть отменен любой стороной до начала изготовления товара, а если поставленный товар не соответствует спецификации, то покупатель может от него отказаться.

Салам (salam) - один из методов торгового финансирования: банк покупает для своего клиента товар, который будет поставлен через определенный срок, но при этом оплата требуется немедленно. Банк оплачивает этот товар, который затем перепродает клиенту с наценкой, включающей плату за банковские услуги. Салам используется исламскими банками для финансирования фермерских хозяйств под будущий урожай, а также для кредитования предпри-

ятий, имеющих длительный производственный цикл либо сезонный характер производства [Mayers T.A., Hassanzadeh E., 2013].

Мурабаха (murabaha) - кредитное партнерство для финансирования торговых операций, при котором клиент обращается в банк с просьбой приобрести для него определенные товары или имущество, и банк берет на себя организацию покупки, хранение, перевозку и т. д. Таким образом, банк принимает на себя весь риск торговой операции, а в последующем перепродает товар клиенту по цене, которая включает оговоренную в договоре наценку, которая и становится доходом банка. В основе мурабаха лежит не ссуда, а определенный товар или услуга, а банк, финансируя приобретение товара или услуги, рискует тем, что клиент может отказаться от приобретения товара, и банк будет вынужден нести издержки по хранению и реализации товара [Исламский банкинг.., 2014]. По оценкам зарубежных экспертов, сделки с соблюдением мурабаха в мире оцениваются в 1,5-2 трлн долл. в год [Титова Ю., 2014].

Что касается работы исламских банков с текущими счетами, то следует заметить, что если традиционные банки иногда начисляют по ним минимальные процентные ставки, то исламские банки их открывают только для проведения текущих расчетов. Сберегательные вклады в исламских банках также привлекаются на несколько других условиях по сравнению с тем, как это делается в обычном банке. В отличие от обычного банка, зарабатывающего на процентной марже между ставкой привлечения средств по депозитам на рынке вкладов и ставкой по выдаваемым кредитам, исламский банк позиционирует себя как партнер по бизнесу как со своими вкладчиками, так и со своими заемщиками, поскольку он разделяет с ними все имеющиеся риски [Исламские банки].

При этом в одних исламских банках вкладчики предоставляют кредитной организации право использовать их депозиты по ее усмотрению, но в обмен получают гарантию возврата всей вложенной суммы. В других исламских банках сберегательные вклады фактически получают статус инвестиционного счета, но с менее строгими правилами по снятию денежных средств и более низкой величиной неснижаемого остатка. В этом случае вложенные средства не получают гарантии по возврату, но банки стараются их вкладывать в краткосрочные проекты с низким уровнем риска. Правда, с учетом ожидаемой низкой доходности и минимального уровня неснижаемого остатка исламские банки вынуждены создавать по таким вкладам довольно большие резервы. Для того чтобы обеспечить исламские банки ликвидностью, используются специ-

альные исламские финансовые инструменты. Так, в 1983 г. правительством Малайзии впервые были выпущены исламские бонды (без права продавать их на вторичном рынке). Эти ценные бумаги представляли собой государственные инвестиционные сертификаты, дающие право на долевое участие инвестора в прибылях заемщика. В последние годы в ряде мусульманских стран появились исламские бонды, торгуемые на вторичном рынке.

Особого внимания заслуживают так называемые сукуки -беспроцентные долгосрочные и среднесрочные корпоративные исламские облигации, выпускаемые под определенный материальный актив, где эмитент рассматривается в качестве долевого собственника данного актива. Доходность сукуков зависит от прибыли на базовый актив, а эмитент дает инвестору безотзывное право выкупа актива по фиксированной стоимости. Преимущество данного вида облигаций заключается в низкой волатильности и склонности инвесторов удерживать эти бумаги до наступления срока погашения. Сукук, по существу, является инструментом секьюри-тизации инвестиционных проектов [Исламские банки]. Считается, что сукук особенно привлекателен как инструмент привлечения капитала для небольших компаний в капиталоемких отраслях [Нигматзянова А.].

По данным Earnst & Young, в 2010 г. бумаг сукук было выпущено на 52 млрд долл., а в 2011 г. объем выпуска этих бумаг составил уже 84,4 млрд долл., т.е. годовой прирост составил более 60% благодаря росту интереса к бумагам сукук в том числе за пределами исламских стран [Mayers T.A., Hassanzadeh E., 2013]. Основным игроком на глобальном рынке сукук является Малайзия с долей 58%. В 2014 г. дебютные выпуски суверенных сукук состоялись в Гонконге, Сенегале, Южной Африке, Люксембурге и Великобритании. О желании выйти на этот рынок заявляют Япония, США, Южная Корея, Тунис, Бангладеш [Перечнева И., 2012; Якупов Л., 2014].

В странах СНГ опыт по выпуску сукук есть у Республики Казахстан, где в 2012 г. Банк развития Казахстана успешно разместил первый выпуск исламских ценных бумаг сукук мурабаха на сумму 240 млн малазийских ринггитов.

В марте 2015 г. в Казани во второй раз состоялся Kazan Sukuk Conference, где обсуждались вопросы запуска сукук как инструмента для привлечения средств в инвестиционные проекты крупных корпораций и финансирования развития региональной инфраструктуры [Якупов Л., 2014].

Проблемы и перспективы исламского банкинга в России

Специалисты считают, что исламский банкинг может иметь хорошие перспективы в России, 15% населения которой (более 21,5 млн человек) составляют мусульмане. Он способен помочь некоторым российским банкам диверсифицировать бизнес и стать более конкурентоспособными. Однако пока в России исламского банкинга в чистом виде не существует, отсутствует и необходимая законодательная база для него.

Попытки внедрения исламского банкинга в России предпринимались, но по разным причинам оканчивались неудачей. Так, в 1991 г. был учрежден банк «Бард Форте», который использовал исламские принципы ведения банковского дела, не противоречащие законодательству России. Банк намеревался начать работать с физическими лицами в соответствии с правилами шариата. Однако в декабре 2006 г. у банка была отозвана лицензия за «грубые нарушения законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов, а также несоблюдение требований предписаний Банка России». Руководство банка посчитало это проявлением ис-ламофобии и нежелания определенных кругов развития исламских банковских практик в России [Титова Ю., 2014].

Дагестанский банк «Экспресс» выпускал банковские карты, комиссия за обслуживание которых перечислялась на благотворительные цели. Данный продукт был признан соответствующим законам шариата, но и у этого банка в 2013 г. была отозвана лицензия за представление недостоверной отчетности.

На сегодняшний день единственным отечественным банком, совершившим ряд исламских сделок, является банк «Ак Барс». В 2011 г. банк реализовал первую публичную сделку, в рамках которой было привлечено 60 млн долларов. В 2013 г. банк «Ак Барс» привлек в экономику Татарстана 100 млн долл., которые были предоставлены группой международных банков в соответствии с нормами шариата. Оба проекта представляют собой синдицированные займы по принципам мурабаха, т. е. сделку купли-продажи с отсрочкой платежа. Полученные в рамках проекта средства были направлены на финансирование инфраструктурных проектов [Титова Ю., 2014].

Как уже отмечалось, сделки с исламскими банками в России почти не проводятся из-за ограничений в законодательстве. Согласно Гражданскому кодексу, за пользование кредитом предусмотрена обязательная уплата процентов, а также ответственность

за неисполнение денежных обязательств в виде процентов от суммы этих обязательств. Также в статьях 5 и 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»1 говорится, что проценты -это единственно возможный инструмент приращения средств как кредитной организации, так и ее клиентов. В связи с этим Ассоциация российских банков (АРБ) предлагает внести в законодательство и надзорную практику Банка России ряд поправок, касающихся исламского банкинга, в частности, признать доходы, полученные от деятельности с соблюдением исламских принципов, процентными по форме или предусмотреть возможность кредитования без процентов. Кроме того, АРБ выступила с инициативой принять закон «Об исламских финансах», который мог бы стать юридической основой развития исламского банкинга в России.

АРБ предлагает, в частности, предусмотреть облегченную процедуру регистрации прав собственности по исламским сделкам, а также привести налогообложение при продаже товаров в рассрочку с наценкой в целях финансирования к сопоставимому уровню налогообложения обычных банковских операций. Также в ассоциации считают, что правильным было бы признать отдельный учет средств от осуществления исламских операций и обязать банки, действующие по исламским принципам, организовать дополнительные схемы учета рисков и создания резервов.

Для исламских депозитов АРБ предлагает создать специализированные инвестиционные счета на базе банковских институтов без требования о возвратности и платности. Предлагается разрешить действующим по исламским принципам филиалам традиционных банков заниматься лизинговыми операциями на основе договоров аренды с последующим выкупом. Для организации выпуска сукук предлагается внести изменения в законодательство по ценным бумагам.

Серьезным препятствием в правовом регулировании исламских финансов является отсутствие в российском правовом поле юридически закрепленной терминологии по исламским финансам, аналогов понятий, используемых в международной практике для практик, соответствующих исламским принципам. Тем не менее банк «Ак Барс» сумел провести сделку, совместив английское право,

1 Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1. - Режим доступа: Шр://ш^глг.соши11ап1;.ги/рори1аг/Ьапк/?и1т_сатра1§п= 1awdoc_dynamic&utm_source=goog1e.adwords&utm_medium=cpc&utm_content=1& §сШ=СРае0с-1- 8MCFcTDcgodsQMAMA

в основном применяющееся на международных рынках капитала, с шариатскими принципами и российским законодательством.

Интерес к исламским банкам растет в России прежде всего в республиках со значительным мусульманским населением. По мнению специалистов, внедрение исламского банкинга в России могло бы способствовать росту числа клиентов в регионах Северного Кавказа, где сейчас низок охват населения банковскими услугами. По данным опроса Совета муфтиев России, проведенного среди мусульман, об альтернативных способах финансирования задумываются 69% опрошенных. 56% выражают готовность стать клиентом исламского банка, еще 26% подумывают над этим, но многих останавливает недостаток информации. В числе других причин, по которым россияне не спешат воспользоваться инструментами исламского банкинга - высокая инфляция, риск потерять деньги при инвестировании и неуверенность в перспективах исламского банкинга [Макеева Л.].

Одна из первоочередных проблем, с которой столкнется в России исламский банк, желающий работать на рынке розничных депозитов, - вступление в систему страхования вкладов физических лиц. Поскольку в исламском банке выплата фиксированных процентных ставок не предусмотрена, очевидно, что клиенту может быть гарантирована сохранность только основной суммы вклада.

Сложность еще в том, что в случае краткосрочной нехватки ликвидности исламский банк не сможет получить у Банка России, например, кредиты-овернайт, поскольку они выдаются по определенной фиксированной ставке, что противоречит исламской этике. Это касается и любых других заимствований не только у регулятора, но и у обычных банков.

Другим фактором, тормозящим развитие исламского банкинга в России, является недостаточная информированность населения о методах, механизмах, преимуществах исламских банковских операций, что ограничивает спрос на такие услуги. Кроме того, слово «исламский» для российского обывателя приобрело негативную окраску [Абдурахманов Д., 2014].

Наиболее перспективными инструментами исламского банкинга в России эксперты считают мурабаху (продажа с отсрочкой платежа), аналогом которой в российской практике является коммерческий кредит; мударабу и мушараку (доверительное и совместное управление); такафул (страхование) и сукук [Нигматзянова А.].

Применение каждого из данных инструментов сопряжено с юридическими трудностями, однако вселяет оптимизм тот факт,

что статья 421 Гражданского кодекса РФ устанавливает принцип свободы договора, предполагающий, в частности, что стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Таким образом, считают специалисты, в принципе, российское законодательство предоставляет возможность гражданам и юридическим лицам вступать в любые, не запрещенные законом правоотношения, в том числе соответствующие нормам шариата [Нигматзянова А.].

На территории России наиболее перспективным регионом для привлечения исламского финансирования и развития исламского банкинга являются Башкортостан и Татарстан. Диверсифицированная и развитая экономика этих республик, наличие существенных углеводородных и определенных золотых запасов, а также современных нефтехимических, высокотехнологичных индустриальных производств делают регион привлекательным для ближневосточных инвесторов [Перечнева И., 2012].

Последние шесть лет Казань ежегодно становится главной площадкой взаимодействия России с мусульманскими странами в рамках Международного экономического саммита России и стран Организации «Исламская конференция» (KazanSummit), на который съезжаются министры стран исламского мира, представители исламских финансовых организаций, парламентарии и бизнесмены. В первые годы проведения KazanSummit обсуждались теоретические аспекты развития исламской финансовой модели, а сегодня -это уже конкретные практические шаги. Инфраструктура исламских финансов в Татарстане сейчас включает Фонд развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund), Татарстанскую международную инвестиционную компанию (ТМИК), Евразийскую лизинговую компанию (ЕАЛК), Банк «АК Барс», финансовый дом «Амаль», страховую компанию «Альянс Жизнь» и ряд других организаций. В качестве образовательной платформы функционирует Российский центр исламской экономики и финансов (РЦИЭФ). Это позволяет говорить о том, что в Татарстане закладывается основа института исламских финансов в России.

Для становления и развития исламской финансовой системы, внедрения этических норм ведения бизнеса, как правило, рассматриваются два возможных варианта. Один вариант - пример Казахстана, где исламская финансовая система была запущена политической волей президента страны и принятием закона, регулирующего исламские финансы и банкинг. Другой вариант, при котором сначала формируется практика применения исламских финансовых

инструментов в рамках существующего законодательства, а затем на этой основе формируется необходимая правовая база. Россия, по мнению специалистов, в настоящее время движется по второму пути. В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации создана рабочая группа по изучению возможностей развития исламского финансирования в России. В рамках KazanSummit при поддержке Совета Федерации обсуждаются практические вопросы развития исламской финансовой модели на территории России и вопросы взаимодействия со странами исламского мира [Якупов Л., 2014].

Следует отметить, что в последнее время регулирующие российский финансовый рынок структуры также стали проявлять интерес к исламским финансовым практикам. Так, в 2014 г. Центральный банк России инициировал запрос во все банки страны на предмет выявления проблем, связанных с реализацией «элементов исламского банкинга» [Исламский банкинг.., 2014].

На фоне режима западных санкций в отношении России исламский банкинг следует рассматривать как действенную альтернативу замещения западных финансовых ресурсов. Кроме того, исламский банкинг как альтернатива традиционному показал лучшую устойчивость и сопротивляемость финансовому кризису. Специалисты считают, что в данном контексте исламский банкинг является эффективной инновацией в банковском деле [Абдурахманов Д., 2014].

Список литературы

1. Журавлев А.И. Теория и практика исламского банковского дела. - М.: Институт востоковедения РАН, 2002. - 244 с.

2. Игошина Ж. Исламский банкинг - как финансовый инструмент. - 03.11.2013. -Режим доступа: http://smart-lab.ru/blog/148879.php

3. Искаков С. О мировом рынке исламских ценных бумаг. - Режим доступа: http:// www.islamnews.ru/news-26507.html

4. Исламский банкинг является эффективной инновацией в банковском деле: Интервью председателя парламента Чеченской Республики Д. Абдурахманова. -28.11.2014. - Режим доступа: http://islamic-finance.ru/news/2014-11-28-1307

5. Исламские банки // Эксперт бизнеса. - Mode of access: http://expbiz.ru/biznes-stati/bankovskaya-deyatelnost/islamskie-banki.html

6. Исламские финансово-кредитные институты в экономике зарубежных стран / Р.И. Беккин, Р.Р. Вахитов, Г.Т. Гафурова и др./ под. ред. В.Г. Тимирясова. -Казань: Изд-во «Познание» Ин-та экономики, управления и права, 2011. - 236 с.

7. Макеева Л. Исламские финансы готовы пойти в российскую экономику. -Режим доступа: http://islamic-finance.ru/board/2-1-0-18

8. Нигматзянова А. Исламский банкинг: развитие и перспективы. - Режим доступа: http ://islamic-finance.ru/board/2-1-0-20

9. Перечнева И. Банк по законам шариата // Эксперт Урал. - 2012. - № 44. -Режим доступа: http://expert.ru/ural/2012/44/bank-po-zakonam-shariata/

10. Потапов А. Секреты исламского банкинга. - 18.03.2005. - Режим доступа: http://www.forextimes.ru/foreks-stati/sekrety-islamskogo-bankinga

11. Титова Ю. Бизнес ради Аллаха. - 13.08.2014. - Режим доступа: http://www. banki.ru/news/daytheme/?id=6993781

12. Якупов Л. В России есть готовность к тому, чтобы развивать бизнес и финансы, основанные на этических принципах. - 06.12.2014. - Режим доступа: http://www. islam.ru/content/economica/12548

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Яхин Э. Управление исламского банкинга Татагропромбанка. - Режим доступа: http://islamic-finance.ru/board/2-1-0-30

14. Chong B.S., Liu M.-H. Islamic Banking: Interest-Free or Interest-Based? - 2007. -31 p. - Mode of access: http://www.nzfc.ac.nz/archives/2007/papers/1b-liu.pdf

15. Khan F. How «islamic» is islamic banking? // Journal of economic behavior & organization. - Amsterdam: Elsevier, 2010. - № 76. - P. 805-820.

16. Mayers T.A., Hassanzadeh E. The interconnection between islamic finances and sustainable finances. - Winnipeg: International institute for sustainable finance. -2013. - 25 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.