В.В.Антропов
Исламские финансы в глобальной экономике: современные тенденции и перспективы.
Причины появления исламских финансов
V.V. Antropov
Islamic finance in global economy: current trends and
prospects.
Reasons of emergence of Islamic finance
В последние 50 лет исламские государства активно разрабатывают собственную финансовую систему, которая по этическим, правовым и экономическим установкам существенно отличается от принципов и ценностей, лежащих в основе рыночной экономики индустриально развитых стран. Принципы функционирования этой системы представляют собой принципиально иной подход к организации системы хозяйственной жизни, который по своим этическим, правовым и экономическим установкам существенно отличается от принципов и ценностей, лежащих в основе рыночной экономики индустриально развитых стран. Этот подход опирается на систему заложенных в Коране этических постулатов, в которых сформулированы принципы правовых и хозяйственных отношений, которые и сегодня применяются в современном исламском обществе.
Причинами появления исламских финансов стали следующие обстоятельства:
- рост цен на нефть и устойчивый приток нефтедолларов в арабские государства Персидского залива. Появление исламских финансовых институтов стало, наряду с традиционными финансовыми институтами, механизмом капитализации аккумулируемых валютных средств.
- резкий всплеск религиозного сознания исламского общества, так называемое "исламское возрождение", проявившееся в общественной жизни через рост числа ориентированных на ислам правительств, организаций, законов, служб социальной помощи и образовательных учреждений, а также банков.
- увеличение спроса на услуги исламских кредитных учреждений в последние годы, который обусловлен процессом увеличения количества мусульман в Европе и США.
- понимание того, что исламские финансы в силу принципов своего функционирования (беспроцентное финансирование, запрет на совершение рисковых операций) могут содействовать укреплению глобальной финансовой стабильности.
Теоретической и идеологической базой, на которой основывается деятельность исламских финансовых учреждений, является Коран. Коран содержит в себе полный кодекс жизни мусульманина, включающий представления о боге, человеке, человеческом обществе, отношениях человека с другими людьми и Богом, а также правила, регулирующие всю хозяйственную деятельность индивидуума и хозяйственных структур. Экономическая концепция ислама в ее современном виде обосновывает хозяйственную деятельность человека, направленную на обеспечение справедливого равновесия между его материальными и духовными потребностями, а также между его индивидуальными и общественными обязанностями.
В исламе существует ряд запретов, распространяющихся, в том числе, и на финансовые операции:
• запрет на взимание ссудного процента - риба. Запрет на ссудный процент закреплен в Коране, где он приравнен к наиболее злостным грехам: "Те, кто пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это за то, что они говорили: "Ведь торговля - то же, что рост". А Аллах разрешил торговлю и запретил рост"1. Пророк Мухаммед считал взимание процентов деянием в 36 раз худшим, чем супружеская измена.
• запрет на чрезмерный риск - гарар. Примерами таких договоров может быть сделка без указания точной цены, сделка, предусматривающая обусловленность выполнения контрактного обязательства наступлением неопределенного во времени события, купля-продажа товара без исчерпывающей спецификации и др. Шариат не осуждает риск вообще, поскольку риск является неотъемлемой частью коммерческой сделки. Речь идет именно о чрезмерном риске, которой не поддается учету при заключении сделки, что в условиях асимметрии рыночной информации может приводить к использованию одной из сторон сведений, недоступных контрагенту, а, значит, содержать элемент заблуждения или обмана.
• запрет на получение дохода в результате случайного стечения обстоятельств (мейсир - азартная игра). Примером подобных сделок являются спекулятивные сделки, осуществляемые на финансовых рынках, на которых деньги не проходят через процесс производительного использования, а вкладываются в инструменты, не имеющие в своей основе никакого реального актива.
Основными составляющими элементами системы исламских финансов являются: исламский банковский сектор, исламский рынок капитала исламское страхование (такафул).
Основные инструменты исламского финансирования
В соответствии с нормами Шариата организация исламской финансовой деятельности строится на базе таких принципов, как запрет на процентное кредитование, разделение рисков со своими клиентами, запрет на финансирование проектов, сопряженных с запрещенными видами деятельности2, отсутствие инвестирования в высокорисковые производные финансовые инструменты и спекулятивные операции, определенность условий контракта в отношении товара, сроков и вознаграждения. С использованием этих принципов в исламских финансах применяются различные формы финансирования.
- Мудараба (доверительное финансирование) - финансирование на основе долевого участия в совокупной прибыли, полученной от реализованного инвестиционного проекта. В этом виде контракта собственник капитала (например, банк), доверяет свои средства предпринимателю (мударибу) для реализации инвестиционного проекта. После завершения проекта, полученный доход от инвестированных средств распределяется между собственником капитала и предпринимателем в соответствии с первоначальным соглашением. Как правило, в контракте указывается не конкретная денежная сумма, а пропорция, в которой будет поделена прибыль. Пропорции раздела прибыли зависят от срока вклада. Существенным является то, что в случае убытка владелец капитала несет на себе финансовые потери в полном объеме, а мудариб не получает вознаграждения за свои усилия. Мудараба обычно применяется для финансирования кратко- и среднесрочных инвестиционных проектов (например, в торговле) и в операциях с ценными бумагами.
- Мушарака (партнерство) - представляет собой совместный инвестиционный проект собственника средств (банка) и предпринимателя, при котором заключается договор о партнерстве, в соответствии с которым стороны совместно финансируют проект. Обычно вся прибыль делится между сторонами в заранее оговоренных долях. Убытки подлежат распределению исключительно пропорционально вкладу в капитал. В отличие от мударабы, мушарака представляет инструмент, в котором управление инвестиционным проектом может осуществляться как всеми сторонами, так и одной из сторон. Это позволяет преодолеть информационную асимметрию и сопутствующие моральные риски, характерные для договора мударабы. Договор мушарака используется для совместной инвестиционной деятельности, вложений в недвижимость, в сельском хозяйстве и др.
- Мурабаха - договор купли-продажи товаров, заключаемый между банком и покупателем по заранее оговоренной цене. Банк в этом случае покупает товар за свой счет и на свое имя, становясь его владельцем, а затем перепродает товар покупателю, получая прибыль от реализации товара. В сравнении с формами финансирования, в основе которых лежит принцип разделения убытков и прибылей (мушарака и мудараба) для мурабахи характерен невысокий риск, поскольку этот способ финансирования отличается краткосрочностью. Договор мурабахи используется банками применяют для покупки сырья, оборудования, зданий, земли, активов у третьих лиц и перепродажи их клиенту, но уже по более высокой цене, ранее оговоренной в договоре.
- Салам, или бай ас-салам - договор купли-продажи товаров с отсроченной поставкой против наличного платежа и с заранее оговоренной стоимостью товара, который продавец обязуется поставить покупателю. По сути, договор салам представляет собой авансовую форму финансирования, в которой одна сторона выступает заказчиком (обычно банк), а другая сторона - исполнителем (подрядчиком). По своей правовой природе близок к договору контрактации. На основе договора бай ас-салам продавец кредитует исполнителя, и на последнего налагается долговое обязательство, считающееся выполненным после сдачи банку изготовленного товара. Предметом договора является движимое имущество, которое может быть оценено по качеству, количеству и вложенному в его производство труду.
- Истисна - отличие контракта истисна от контракта салам состоит в том, что поставщиком товара является уже не клиент, а непосредственно банк, а плата за товар предоставляется не в виде единовременной выплаты до получения покупателем товара, а поэтапно, по мере выполнения работы производителем товара. Особенностью этого вида исламского финансирования является составление графика выполнения работ и его неукоснительное соблюдение в ходе его реализации. Сегодня договор истисна применяется для финансирования крупных промышленных проектов, покупки дорогостоящего оборудования (кораблей самолетов и др.), а также в жилищном строительстве.
- Иджара (лизинг) - договор, который аналогичен лизингу в традиционной финансовой системе. По условиям данного договора одна сторона - лизингодатель приобретает и сдает в аренду имущество другой стороне (лизингополучателю) на определенный срок, в течение которого лизингополучатель выплачивает банку вознаграждение в виде платежей, размер которых согласовывается заранее.
- Кард хасан (беспроцентный заем). Договор кард хасан в операциях исламских банков выполняет скорее религиозную, чем экономическую функцию. Данную форму финансирования можно рассматривать как материальную помощь на возвратной основе, которая может
предоставляться частным лицам для различных целей - получения образования, женитьбы или для предоставления возможности торговцам и ремесленникам открыть свое дело. Система беспроцентного кредитования распространяется также и на предприятия, которым банки выдают краткосрочные кредиты, что предотвращает уход клиентов к обычным банкам. Исламский банк предоставляет кредиты кард хасан с учетом их рентабельности и только тем, которые в течение долгого периода и в больших объемах осуществляли операции через этот банк.
Исламский банковский сектор
На долю исламских банковских активов приходится около 80% всех активов исламской финансовой индустрии, хотя они составляют менее 1% глобальных банковских активов. Ключевым моментом, отличающим исламские банки от традиционных банков, является то, что они не используют в своей деятельности вознаграждение в виде банковского процента. Не осуждая сам факт получения прибыли, ислам запрещает получение только фиксированной прибыли, не зависящей от результатов деятельности. Таким образом, вознаграждение владельцу капитала не должно быть гарантировано вне зависимости от результатов деятельности заемщика, как это происходит в случае взимания ссудного процента обычным банком. Исламский банк может получить доход, если он сам является участником проекта, при этом он должен полностью разделить с предпринимателем как прибыль, так и убытки. В соответствии с нормами Шариата организация исламской финансовой деятельности строится на базе таких принципов, как запрет на процентное кредитование, разделение рисков со своими клиентами, запрет на финансирование проектов, сопряженных с запрещенными видами
3
деятельности , отсутствие инвестирования в высокорисковые производные финансовые инструменты и спекулятивные операции, определенность условий контракта в отношении товара, сроков и вознаграждения. Основные характеристики, отличающие деятельность исламских банков от традиционных, представлены в таблице.
Таблица
Основные отличия исламских и традиционных банков4
Характеристика Исламские Традиционные
банки банки
Гарантированные Есть Есть
выплаты по депозитам до
востребования
Не определена, не
Ставка процентов по гарантирована для Определена и
депозитам инвестиционных депозитов гарантирована
Цель получения ссуды Ссуда выдается только Выдача ссуды не
для инвестиционных обусловлена
целей инвестиционными вложениями
Механизм определения Определяется Не зависит от
ставки процента по прибыльностью банка, прибыльности банка
депозитам доходностью инвестиций
Участие вкладчиков в Есть Нет
прибылях и убытках
банка
Выдача кредита Обязательным
Условие выдачи ссуды обусловлена оценкой условием заключения
финансового договора с банком
состояния заемщика является существование инвестиционного актива
Создание глобальной индустрии исламских финансов относится к 1960-70-м гг., когда в нескольких странах Ближнего Востока и Малайзии были созданы первые исламские банки, а также был создан межгосударственный Исламский банк развития. С тех пор исламский сектор финансовых услуг значительно вырос. Если в середине 1990-х гг. активы исламских банков составляли 150 млрд. долл. США, то в 2015 г. -1,48 трлн. долл., а ежегодные темпы их роста превышали 10 - 15%5. Ожидается, что активы исламского банкинга в мире будут расти с двойной скоростью по сравнению с активами обыкновенных банков. Однако следует отметить, что в последние годы среднегодовые темпы роста активов исламских банков были ниже, чем в предыдущий период (около 10% в 2013- 2015 гг. против 17% в 2008 - 2011 гг.), что было вызвано такими факторами, как снижение валютного курса на развивающихся рынках, замедление темпов мирового экономического роста, длительный период низких цен на энергоносители на мировых рынках, а также ослабление доверия инвесторов и потребителей к банковскому сектору 6. В 2015 г. в мире насчитывалось 363 исламских кредитных учреждения, из которых приблизительно, 69% были полностью исламскими
"автономными" банками, в то время как остальные 31% - традиционными банками, предлагающими исламские услуги через "исламские окна" .
В последние годы исламские банки усилили внешнюю экспансию вне стран арабского мира, стремясь расширить сферы своего влияния в принимающих странах и вписаться в современную транснациональную банковскую структуру, став весомым игроком на международном рынке банковских капиталов и в сфере международных инвестиционных потоков. Начало деятельности исламских банков в западных странах относится к 1970-м гг. прошлого века, когда в 1978 г. в Люксембурге был открыт банк Islamic Banking System (сейчас Islamic Finance Bank), а Швейцарии в 1981 г. был создан Dar al-Mal al-Islami (в настоящее время Faisal Private Bank), который принадлежит бахрейнскому Ithmaar Bank и управляет капиталами
о
на сумму 1 млрд. долл. . Важным центром исламских финансов является Лондон, где на сегодняшний день действует шесть исламских банков, а семнадцать британских банков и подразделений зарубежных банков, работающих в Англии, имеют специализированные подразделения, предоставляющие исламские финансовые услуги. В США также работают два исламских банка, а в ближайшем будущем возможно открытие исламских банков и в других западноевропейских странах. Следует отметить, что расширение сектора банковских услуг, предоставляемых на принципах исламского права, идет также со стороны крупных западных банков, таких как Goldman Sachs, J.P.Morgan, Citibank, Deutsche Bank, BNP Paribas, JP Morgan Chaise, которые имеют подразделения, предлагающие клиентам исламские финансовые услуги (так называемые "исламские окна"). Появление такого рода услуг, предлагаемых крупнейшими западными банками, связано с их желанием охватить финансовыми услугами новые сегменты рынка. В настоящее время сумма активов в "исламских окнах" традиционных коммерческих банков даже превышает совокупную сумму активов в полностью исламских банках 9. Если для мусульманских стран создание исламских банковских институтов было продиктовано необходимостью соответствия их экономики религиозно-правовым принципам ислама, то для неисламских стран появление исламских финансовых институтов стало ответом на потребности большого числа проживающих в их странах мусульман, нуждающихся в соответствующих шариату финансовых услугах.
Необходимо отметить, что, несмотря на быстрый рост активов исламских банков, удельный их вес в большинстве исламских стран все же относительно небольшой. Так, например, их доля по отношению к активам традиционных банков в Кувейте составляет 38,9%, Катаре - 26,1%, Йемене - 33%, Малайзии - 23%. Менее 10% от всех банковских активов приходится на исламские банки в таких странах, как Бахрейн, Иордания, Пакистан, Египет, Оман, Турция, Индонезия и др. И лишь в двух исламских странах доля исламских банков в структуре всей банковской
системы находится на уровне от 49% (Саудовская Аравия) до 100% (в Судане и Иране) 10.
Большинство исламских банков относительно невелики. Одиннадцать процентов существующих исламских банков имеют активы свыше 20 млрд. долл., 11 % - от 10 до 20 млрд. долл. Двенадцать процентов банков обладают активами от 5 до 10 млрд. долл., у 27 процентов он находятся в пределах от одного до пяти миллиарда долларов, а оставшиеся 40 процентов обладают активами менее 1 млрд. долл. 11. Несмотря на небольшой размер активов, исламские банки в целом хорошо капитализированы и ликвидны, хотя степень ликвидности варьирует в зависимости от региона и доли их рынка.
Коэффициент достаточности капитала для исламских банков обычно значительно превышает нормативные требования. В 2014 г. исламские банки в Великобритании, Турции, Африке, странах Персидского Залива и Иране соответствовали самым высоким требованиям достаточности капитала, Например, в 2014 г. коэффициенты достаточности капитала для исламских банков в этих странах составляли 33, 32, 26 и 19 процентов соответственно, что значительно выше
минимального требования в 8 процентов к достаточности банковского
12
капитала в соответствии с соглашением "Базель III" .
С точки зрения прибыльности, доходность активов исламских банков также положительна: банки, работающие в Африке, странах Персидского залива, Иране и Азии являются более доходными, чем их коллеги в других регионах. Одна из возможных причин заключается в том, что некоторые банки в этих регионах являются государственными банками и в основном финансируют государственные предприятия и
13
государственные проекты .
Основная часть активов исламских банков (77%) сосредоточена в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, за ними следуют Азия (18%), Европа (3,73%) и страны Африки к югу от Сахары (менее 1%). То же распределение характерно и для количества исламских банков, распределенных по регионам мира - 50% исламских банков расположены на Ближнем Востоке и Северной Африке, 30% в Азии и 15% в Африке к югу от Сахары, несмотря на то, что у них менее 1% от общего объема активов. В регионе Ближнего Востока и Северной Африки, где сосредоточено большинство исламских банковских активов, более половины активов принадлежит иранским банкам (451 млрд. долл. США), а крупнейшие семь банков составляют 80% иранского рынка, что составляет более 20 млрд. долл. США 14 (рис. 2).
Рис.2
Региональная структура активов и количества исламских
банков, в %
Азия
Ближний Восток и Сев.Африка
Страны Юга Африки Остальные страны
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90
й
□ Совокупные активы ■ Кол-во банков
Источник: Islamic Finance: A Catalyst for Shared Prosperity? Global Report on Islamic Finance 2016. Jeddah: Islamic Research and Training Institute (IRTI). 2016. P. 7.
Исламский рынок капитала
С начала 1990-х годов исламский рынок капитала быстро развивался по всему миру, от Юго-Восточной Азии и стран Персидского залива до Европы. Этот рост был обусловлен увеличением доходов стран-экспортеров нефти в результате роста мировых цен на нефть. Исламский рынок капитала является неотъемлемой частью исламской финансовой системы. Он позволяет эффективно мобилизовывать финансовые ресурсы и оптимально их распределять, реализуя посредническую роль исламских институтов в инвестиционном процессе. Хотя этот рынок функционирует аналогично традиционному рынку капитала, любое финансовое
соглашение, заключенное на этом рынке, должно соответствовать принципам Шариата. Основа организации исламских финансов - принцип распределения прибылей и убытков между участниками финансовых отношений. Это способствует более тесной координации между финансовым и реальным секторами, совместному использованию выгод от экономического роста и большей стабильности финансовой системы.
Крупнейшим сегментом исламского рынка капитала является рынок исламских ценных бумаг - сукук. Сегодня рынок сукук -особенно быстро растущий сегмент рынка исламского капитала и после исламского банкинга он является вторым по величине классом активов в индустрии исламских финансов. Рынок сукук стал важным средством для инвестирования в различные сферы деятельности без нарушения требований исламского права. Сукук часто называют исламскими облигациями, однако разница между сукук и облигацией заключается в том, что если для облигации базовыми активами могут быть финансовые активы, такие как кредиты или дебиторская задолженность, то для сукук в качестве залога могут использоваться только реальные активы. Продажа задолженности не допускается в исламских финансах, за исключением случаев, когда сукук торгуется по номиналу. По определению Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов (ААОШ1), сукук - это сертификаты равной стоимости, представляющие собой неразделенные доли в праве собственности на материальные активы, имущественное право и услуги15. В то же время сукук можно рассматривать и как коммерческий документ, который дает иностранному инвестору право собственности на базовый актив (Организация международных исламских финансовых рынков - ИРМ)16.
В практике используются несколько разновидностей сукук, каждая из которых определяется разновидностью договора, который лежит в основе этой ценной бумаги. Наиболее распространенными видами сукук являются:
• Сукук аль-Иджара представляет собой контракт на основе операций лизинга. Это наиболее часто встречающаяся разновидность сукук. Доход инвесторов генерируется за счет арендных платежей и зависит от качества базового актива;
• Сукук аль-Мурабаха представляет собой контракт долгового финансирования, по которому эмитент сукук покупает активы и продает их на основании договоров купли-продажи с предопределенной стоимостью и прибылью;
• Сукук аль-Мудараба - контракт на основе соглашения о партнерстве или распределении прибыли между поставщиками капитала (инвесторами) и предпринимателем;
• Сукук аль-Мушарака представляет собой контракт на основе совместного предприятия с должником;
• Сукук аль-Салам - на основе форвардного, обычно товарного, контракта.
• Сукук аль-Истисна - на основании контракта на будущую поставку произведенного актива;
• Сукук аль-Вакала - на основании договора с агентством, которое принимает инвестиционные решения от имени инвесторов.
В качестве инструмента финансирования сукук обеспечивает диверсифицированное финансирование как государственных, так и частных предприятий. Для людей, которые строго следуют принципам шариата, сукук как исламский финансовый инструмент предоставляет один из немногих вариантов финансирования и инвестиций. Поэтому развитие сукук - это способ мобилизации финансирования и сбережений той части населения, которая не обслуживалась бы обычными финансовыми средствами. Сукук предоставляет альтернативное долгосрочное финансирование для такого ключевого сектора, как инфраструктура. Сукук способен обеспечить долгосрочные стабильные денежные потоки, которые идеально подходят для финансирования инфраструктурных проектов. Так, более 20% сукук, выпущенных только в 2012г., предназначалось для финансирования инфраструктурных проектов.
В настоящее время исламские облигации (сукук), исламские фонды и исламские инвестиционные фонды недвижимости предлагаются в качестве альтернативы традиционным инструментам. Еще несколько лет назад спрос на сукук был ограничен за пределами Азии и регионом стран Персидского залива. В новых выпусках сукук, произведенных в 2012 г., доминировали государственные учреждения, а также отрасли строительства и финансового обслуживания. Среднегодовые темпы роста исламских ценных бумаг в период с 2009 по 2014 гг. составили более 19,56%, а общая стоимость мирового сукука достигла в конце 2014 года
1 7
почти 300 млрд. долл. США .
На открытом первичном рынке сукук доминируют суверенные эмитенты, доля которых составляет 56% , по сравнению с 27% нефинансовых корпоративных эмитентов. Остальные сукук, в основном, выпускают квазисуверенные эмитетенты. Преимущество суверенных и квазисуверенных эмитентов сукук, как представляется, связано с представлением этими эмитентами суверенных гарантий. Это видно и по средним размерам эмиссии. Например, эмиссия квазисуверенного сукук в среднем в три раза превышает эмиссию корпоративного выпуска. Хотя сукук связаны с базовым активом, интерес инвесторов, по-видимому, определяется не им, а главным образом суверенным характером эмитента. Отраслевое распределение корпоративного сукук достаточно разнообразно. На первом месте - сектор финансовых услуг с долей в 14%,
далее следует электроэнергетика и коммунальные услуги (7 %) и
18
транспорт (7 %) .
Как и в случае с банковскими активами, валовая эмиссия сукук сконцентрирована в нескольких странах. Малайзия, которая стояла у истоков инвестиции в сукук, до сих пор остается лидером по общему объему валового выпуска сукук. Несмотря на то, что 27 стран эмитировали сукук в 2014 г., доля Малайзии этого выпуска составляет более двух третей от общей его стоимости. В совокупности на Малайзию, Катар, Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты же приходится 90 % от общей выпущенной стоимости сукук. Доля Малайзии постепенно сокращается по мере того, как в последние годы страны Персидского залива активизировали деятельность по выпуску сукук (рис 3).
_Рис.3_
Мировая эмиссия сукук, 2014 г.
Источник: IMF Working Paper. An Overiew of Islamic Finance/ International Monetary Fund. 2015. P.14.
Рынок исламского страхования (такафул)
Исламская страховая отрасль является важным элементом исламской финансовой системы. Она дополняет другие сегменты и выступает в качестве канала распределения рисков, помогая противостоять финансовым потрясениям. Поскольку ислам запрещает периодические фиксированные взносы в обмен на получение компенсации при возникновении ущерба, который носит вероятностный характер и, следовательно, дает возможность страховщику получить страховую премию без уплаты возмещения страхователю, то подобная форма осуществления страховой деятельности противоречит исламу. В отличие от традиционного страхования, в исламских странах в последние
десятилетия получил распространение механизм страхования, который позволяет избежать запрещенных шариатом запретов - рибы, гарара и мейсира. Этот механизм, получивший название такафул (от арбск. -предоставление взаимных гарантий), предназначен для защиты интересов своих участников от непредвиденных обстоятельств путем солидарного участия в прибылях и убытках. Участники такафул-фонда осуществляют добровольные денежные взносы (табарру) в специальный страховой фонд, предназначенный для покрытия убытков при наступлении страхового случая. Оператор такафул-фонда (страховщик) устанавливает доли, в которых разделяются денежные средства, часть из которых направляется на инвестиции, организованные по принципу разделения прибылей и убытков. Размер доли взносов, которые направляются в накопительный фонд для дальнейшего инвестирования, оговариваются заранее в контракте и составляют 50 - 60%. Разумеется, инвестирование может осуществляться оператором только в те виды деятельности, которые не запрещены Шариатом. Как правило, размер вклада, который осуществляет участник, зависит от типа покрытия и личных обстоятельств, а также определяется природой риска и периодом покрытия. В случае образования дефицита страхового фонда, солидарную ответственность по его покрытию будут нести все участники за счет собственных средств. В отличие от традиционного страхования, такафул-оператор (страховщик) не участвует в несении рисков участников, занимаясь только управлением страховым фондом. Такафул можно рассматривать, с одной стороны как гибрид взаимного страхования, поскольку он похож по структуре на взаимную страховую компанию, управляемую страховщиком за фиксированную плату, а с другой стороны, как религиозную страховую компанию, которая должна соответствовать определенным религиозным принципам.
В практике исламского страхования используются несколько основных разновидностей управления такафул-фондом. В настоящее время выделяются четыре модели такафул.
- В модели мудараба такафул-оператор выступает как доверенное лицо, а участники такафул-фонда являются доверителями. В этой модели такафул-оператор, как правило, имеет право на фиксированный, заранее оговоренный процент от инвестиционной прибыли фонда такафул. При возникновении убытков, расходы по их покрытию несут участники такафул-фонда, а такафул-оператор не получает в этом случае вознаграждения за свою деятельность. Модель такафул на основе мударабы в настоящее время широко используется в Малайзии.
- В модели вакала (представительство) распределение совместного риска происходит среди участников, которые вносят свои взносы вклад в фонд такафул. Эти взносы включают в себя оплату сборов и платежей, причитающихся оператору, а также непосредственно сами вносы в фонд такафул. Такафул-оператор выступает в качестве агента
(вакиль) участников и, следовательно, имеет право на плату за предоставляемые услуги. Вознаграждение такафул-оператору оплачивается авансом, когда участники делают взносы, а остаток направляется в фонд такафул. Такафул-оператор не участвует ни в инвестиционных, ни в андеррайтинговых рисках, которые несет такафул-фонд. Эта модель набирает популярность во всем мире благодаря своей прозрачности и фиксированному характеру сборов, независимо от суммы полученного вклада, поскольку она обеспечивает стимул для компании действовать в интересах участников и повышать их доходность. Кроме того, в этой модели возникает меньше вопросов о соответствии ее нормам Шариата, которые могут создать разногласия среди исламских правоведов различных исламских правовых школ.
- Смешанная модель сочетает в себе элементы моделей вакала и мудараба и является доминирующей моделью исламского страхования в странах Ближнего Востока. Деятельность такафул-фонда осуществляется по модели вакала, акционеры управляют средствами в качестве агента от имени участников. В обмен на это с каждого участника взимается плата вакала, которая обычно составляет процент от их вклада. В качестве стимула для эффективного управления оператор также имеет право получать вознаграждение при наличии положительного сальдо в такафул-фонде. Что касается инвестиционной деятельности, оператор инвестирует излишек взносов в различные соответствующие Шариату финансовые инструменты на основании договора мудараба. Оператор выступает в качестве управляющего инвестициями от имени участников фонда. Распределение прибыли согласовывается сторонами в момент начала действия договора.
- Еще одной смешанной формой такафул явлется модель вакф. Модель является модифицированной формой модели вакала, где вакф-фонд создается первоначальным взносом акционеров, активы которого используются исключительно в инвестиционной деятельности и не расходуются. Страхователи осуществляют взносы в вакф-фонд, которые используются в дальнейшем для осуществления страховых выплат. Взносы вакф-фонда инвестируются в соответствующие Шариату финансовые инструменты. Излишек вакф-фонда остается у такафул оператора в качестве вознаграждения. Эта модель используется в странах Персидского залива и в Пакистане.
Первые попытки введения исламского страхования были осуществлены в 1970 г. в Египте, Судане и ОАЭ, а в 1979 г. была основана первая исламская страховая компания в Судане. Сегодня исламское страхование успешно развивается в странах Персидского залива, Малайзии, Судане, хотя рыночная доля исламского страхового сектора, по сравнению с традиционным страховым сектором, остается небольшой. Исламская страховая отрасль за последние годы значительно расширилась.
Рынок исламского страхования относительно молодой, но его потенциал огромен. Полтора миллиарда мусульман в мире представляют собой потенциальную клиентскую базу, которую ни один страховщик не может позволить себе игнорировать. В настоящее время серьезные темпы роста исламского страхового сектора характерны для Малайзии и Ближнего Востока (прежде всего Саудовской Аравии), где они значительно опережают темп роста традиционного страхового рынка. Глобальные страховые премии такафул составили в 2014 г. 14 млрд. долл. США по сравнению с 12,3 млрд. долл. в 2013 г., а число исламских страховых компаний за период с 2008 по 2010 год выросло почти на 73% (то есть с 113 до 195), причем они базируются более чем в 30 странах19. Ожидается, что в ближайшем будущем их число еще больше увеличится, так как рост отрасли набирает обороты. Следует отметить, что в течение пяти лет с 2006 по 2011 гг. исламская страховая отрасль показывала ежегодные темпы роста в 20%, что было значительно выше, чем рост примерно 6-8%, характерный в отрасли традиционного страхования. Почти половина (48%) собранных страховых премий приходится на долю Саудовской Аравии, на долю Малайзии и Индонезии приходится почти одна треть (30%), за которой следуют другие страны стран Персидского залива (15%), а также Африка, Южная Азия и Левант (7 %) (рис. 4).
Рис. 4
<
3
о
ц ц
о
4
ч
Ci
16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
Общий объем мировых валовых страховых премий такафул по регионам в 2009-2014 гг.
2009 2010 2011 2012 2013 2014
□ Страны Леванта
□ Южная Азия
□ Страны Африки
□ Страны Персидского залива
□ Страны АСЕАН
□ Саудовская Аравия
Источник: Islamic Finance: A Catalyst for Shared Prosperity? Global Report on Islamic Finance 2016. Jeddah: Islamic Research and Training Institute (IRTI). 2016. P.102.
Преимущества и недостатки исламских финансов
За почти полвека с момента создания исламских финансов оценки их вклада в социально-экономическое развитие исламских стран остаются неоднозначными - от положительных до отрицательных. С одной стороны, стороны, эффективность исламских финансов, особенно исламского банкинга, значительно превзошла первоначальные ожидания его основателей. Исламские банки стали важным сегментом рынка банковских депозитов и финансирования в странах Персидского залива и Малайзии. С другой стороны, значительная часть их финансирования связана с торговлей, а не с проектами в области развития. Как показывает практика, выгоды от исламского банкинга коснулись только ограниченного круга населения, большая часть которого в исламских странах не пользуется его услугами. Несмотря на последовательное расширение исламской финансовой сферы, размеры бедности в отдельных исламских странах не сокращаются. А в тех исламских государствах, где мы наблюдаем экономический рост и процветание, их причиной стали обстоятельства, никак не связанные с исламскими финансами.
Можно обозначить следующие основные преимущества исламских финансов.
Во-первых, исламские финансовые институты более устойчивы к экономическим кризисам, поскольку нормы Шариата запрещают им инвестировать в чрезмерно рискованные финансовые инструменты. Исламские финансовые учреждения в значительной степени избежали прямого воздействия глобального финансового кризиса, хотя и не были полностью изолированы от его разрушительного воздействия. По мере того, как кризис стал глобальным и ударил по реальной экономике, стоимость их активов снизилась, что нанесло существенные убытки ряду исламских банков. Теоретически, исламские банки более устойчивы к финансовым шокам, чем обычные банки, потому что соображения гарара запрещают им инвестировать в чрезмерно рискованные активы и в производные финансовые инструменты. Поощрение разделения рисков и прибылей, поддержка инвестиций в деятельность по созданию реальных материальных активов, ограничение инвестирования в активы с высокой долей заемных средств, - все эти факторы могут способствовать финансовой стабильности и сделать исламскую финансовую систему менее подверженной финансовым кризисам.
Во-вторых, существует тесная связь исламских финансов с реальным и торговым секторами, что препятствует финансовым спекуляциям и возникновению финансовых пузырей. Этому способствует запрет на проведение спекулятивных операций. Наиболее ярким примером подобных сделок являются спекулятивные сделки, осуществляемые на финансовых рынках, на которых деньги не проходят через процесс производительного использования, а вкладываются в
инструменты, не имеющие в своей основе никакого реального актива. Речь идет, прежде всего, о производных финансовых инструментах, объемы торговли которыми на мировых финансовых рынках в последние годы существенно возросли.
В-третьих, поскольку исламские финансовые учреждения не занимаются процентными операциями, их финансирование, по-видимому, в меньшей степени зависит от изменения процентных ставок по сравнению с обычными банками, хотя они не полностью изолированы от процентного риска.
К недостаткам исламских финансов можно отнести следующие обстоятельства.
Во-первых, этико-правовая основа исламских финансов зачастую входит в противоречие со сложившейся практикой финансовых рынков. Финансовые продукты исламского банкинга, основанные на принципе разделения прибылей и убытков, зачастую декларируемые как главное преимущество исламских финансов, не всегда используются в действительности. Это связано с естественной для финансовых рынков высокой степенью неопределенности, информационной асимметрией и преобладанием частного интереса над общественным. Сегодня исламский банкинг в значительной степени ориентирован на получение дохода не от инвестиционной деятельности, а на получение дохода за счет прибыли от реализации товара. Этот переход от финансирования на основе долевых инструментов и соглашений о распределении прибылей и убытков к финансированию на основе задолженности приводит к отрицанию преимуществ исламских методов финансирования, в основе которых лежит разделение прибыли и убытков, создавая угрозу финансовой стабильности и устойчивому развитию.
Во-вторых, несмотря на этический характер исламских финансов, они не способствуют сокращению бедности в мусульманских странах. Как показывает практика, выгоды от исламских финансов коснулись только ограниченного круга населения, большая часть которого в исламских странах не пользуется его услугами. Несмотря на последовательное расширение исламской финансовой сферы, размеры бедности в отдельных исламских странах не сокращаются. А в тех исламских государствах, где мы наблюдаем экономический рост и процветание, их причиной стали обстоятельства, никак не связанные с исламскими финансами. Возможно, как утверждают некоторые авторы, и существует зависимость между принципами исламского финансирования и экономическим ростом, но эта зависимость не столь очевидна. Как видится, главная причина заключается в том, что выгоды от исламских финансов могут быть достигнуты, но только в случае соответствия их истинной сущности и назначения существующей практике.
И, в-третьих, выгоды от исламских финансов получают преимущественно крупные клиенты, тогда как большинство населения с низкими доходами попросту не пользуется их услугами. Это, разумеется, затрудняет создание здоровой социально-экономической среды, которая была бы близка к идеалу ислама. Поэтому лакмусовой бумажкой полезности исламского банковского дела будет его способность стимулировать экономический рост и сокращать масштабы бедности через его главные особенности - беспроцентное кредитование, разделение рисков и прибылей.
Антропов Владислав Владимирович, д-р экон. наук, профессор Департамента мировой экономики и мировых финансов ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", профессор кафедры экономической теории РГУ нефти и газа им.И.М. Губкина
e-mail: [email protected]
Аннотация
Предметом исследования статьи являются особенности исламских финансов - особой формы организации финансового бизнеса, при которой услуги предоставляются клиентам на беспроцентной основе. Цель работы — рассмотреть особенности функционирования основных компонентов исламских финансов -исламских банков, исламского рынка капитала и исламского страхования (такафул), выявить практические результаты их деятельности и уровень вовлеченности этих финансовых институтов в мировую финансовую архитектуру. В работе рассмотрены причины возникновения и распространения исламских финансовых институтов, динамика и географическое
распределение их активов в мировом хозяйстве. Особое внимание уделено теории и практике функционирования исламских банков, их основным отличиям от традиционных банков, а также базовым механизмам исламского финансирования. Проведен анализ функционирования исламского рынка ценных бумаг сукук, особенностей их эмиссии и распространенности в различных регионах мира. Также в работе уделено внимание такому специфическому для мирового страхового рынка сегменту, как исламский рынок страхования (такафул). В заключении рассмотрены преимущества и недостатки исламских финансов.
Ключевые слова: исламские финансы; исламские банки, исламский рынок капитала, исламские ценные бумаги (сукук)
исламское страхование (такафул), беспроцентное финансирование; ссудный процент.
Summary
Object of research of article are features of Islamic finance - a special form of the organization of financial business at which services are provided to clients on an interest-free basis. The work purpose — to consider features of functioning of the main components of Islamic finance - Islamic banks, the Islamic capital market and Islamic insurance (такафул), to reveal practical results of their activity and level of the involvement of these financial institutions into world financial architecture. In work the causes and distribution of Islamic financial institutions, the loudspeaker and geographical distribution of their assets in the world economy are considered. Special attention is paid to the theory and practice of functioning of Islamic banks, their main differences from traditional banks and also to basic mechanisms of Islamic financing. The analysis of functioning of Islamic securities market the sukuk, features of their issue and prevalence in various regions of the world is carried out. Also in work attention is paid to such segment, specific to the world insurance market, as the Islamic market of insurance (такафул). In the conclusion advantages and shortcomings of Islamic finance are considered.
Keywords: Islamic finance; Islamic banks, Islamic capital market, Islamic securities (sukuk)
Список использованной литературы
1. Коран / пер. с арабск. И.Ю.Крачковского. - М: НПО Вектор СП. 1991.
2. Бирюков Е. Новые тенденции в деятельности исламских банков // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 7.
3. Исламские финансово-кредитные институты в экономике зарубежных стран / Р.И.Беккин, Р.Р.Вахитов, Г.Т.Гафурова и др. / под ред. В.Г.Тимирясова. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2011.
4. Islamic Finance for Asia: Development, Prospects, and Inclusive Growth. Manila: Asian Development Bank. 2015.
5. Islamic Financial Services Industry Stability Report 2016. Kuala Lumpur: Islamic Financial Services Board, 2016.
6. Islamic Finance: A Catalyst for Shared Prosperity? Global Report on Islamic Finance 2016. Jeddah: Islamic Research and Training Institute (IRTI). 2016.
7. Sweder van Wijnbergen , Sajjad Zaheer Sukuk Defaults: On Distress Resolution in Islamic Finance. Amsterdam: University of Amsterdam. 2013.
8. IMF Working Paper. An Overiew of Islamic Finance/ International Monetary Fund. 2015.
1 Коран / пер. с арабск. И.Ю.Крачковского. - М: НПО Вектор СП. 1991. С.36.
л
Согласно шариату, запрещается финансирование некоторых видов деятельности, связанных с определенными товарами: оружием, табаком, алкоголем и развитием азартных игр.
-5
Согласно шариату, запрещается финансирование некоторых видов деятельности, связанных с определенными товарами: оружием, табаком, алкоголем и развитием азартных игр.
4 Предполагается идеальная модель исламского банка
5 Islamic Finance for Asia: Development, Prospects, and Inclusive Growth. Manila: Asian Development Bank. 2015. 138 p.; Islamic Financial Services Industry Stability Report 2016. Kuala Lumpur: Islamic Financial Services Board, 2016. P.11.
6 Islamic Financial Services Industry Stability Report 2016. Kuala Lumpur: Islamic Financial Services Board, 2016. P.11.
Islamic Finance: A Catalyst for Shared Prosperity? Global Report on Islamic Finance 2016. Jeddah: Islamic Research and Training Institute (IRTI). 2016. P. 57.
8 Бирюков Е. Новые тенденции в деятельности исламских банков // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 7. C. 87.
9 Исламские финансово-кредитные институты в экономике зарубежных стран / Р.И.Беккин, Р.Р.Вахитов, Г.Т.Гафурова и др. / под ред. В.Г.Тимирясова. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2011. С. 113
10 Islamic Financial Services Industry Stability Report 2016. Kuala Lumpur: Islamic Financial Services Board, 2016. p.8.
11 Islamic Finance: A Catalyst for Shared Prosperity? Global Report on Islamic Finance 2016. Jeddah: Islamic Research and Training Institute (IRTI). 2016. P.58.
12 Там же. P.56.
1 ^
Islamic Finance: A Catalyst for Shared Prosperity? Global Report on Islamic Finance 2016. Jeddah: Islamic Research and Training Institute (IRTI). 2016. P. 56.
14 Там же. P.7.
15 Sweder van Wijnbergen , Sajjad Zaheer Sukuk Defaults: On Distress Resolution in Islamic Finance. Amsterdam: University of Amsterdam. 2013. P.6.
16 IMF Working Paper. An Overiew of Islamic Finance/ International Monetary Fund. 2015. P.19.
1 7
Islamic Financial Services Industry Stability Report 2016. Kuala Lumpur:
Islamic Financial Services Board, 2016. P. 13..
1 8
IMF Working Paper. An Overiew of Islamic Finance/ International Monetary Fund. 2015. P.15.
19 Islamic Finance: A Catalyst for Shared Prosperity? Global Report on Islamic Finance 2016. Jeddah: Islamic Research and Training Institute (IRTI). 2016. P.103.