Научная статья на тему 'Исламские финансовые институты в мировой экономике'

Исламские финансовые институты в мировой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
568
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ISLAMIC FINANCIAL INSTITUTIONS / ИСЛАМСКИЕ БАНКИ / ISLAMIC BANKS / ИСЛАМСКИЕ СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ (ТАКАФУЛ) / ISLAMIC INSURANCE COMPANIES (TAKAFUL) / ИСЛАМСКИЕ ОБЛИГАЦИИ (СУКУК) / ISLAMIC BONDS (SUKUK)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусаев Расул Абдуллаевич, Магомедова Юлдуз Джамалутдиновна

В представленной статье рассматриваются механизмы функционирования финансовых институтов исламской экономики, оцениваются перспективы их развития в мировой экономике, обосновываются предпосылки развития данных институтов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Islamic Financial Institutions in the World Economy

The article considers the mechanisms of functioning of the institutions of Islamic economics and prospects of development of Islamic financial institutions in the global economy. The authors justify prerequisites for the development of these institutions in Russia.

Текст научной работы на тему «Исламские финансовые институты в мировой экономике»

Механизмы функционирования исламских финансовых

институтов и динамика их развития

Исламские банки

В своей деятельности исламские банки помимо законодательных актов руководствуются морально-этическим кодексом, основанным на постулатах религии. Их целью является как получение прибыли, так и выполнение моральных обязательств. Коренное отличие исламских банков от традиционных заключается в предоставлении денежных средств на беспроцентной основе. Сущность ключевого принципа исламской экономической модели — запрета на взимание и выплату процентов — состоит в признании несправедливой ситуации, когда кредитор получает процент, не прилагая каких-либо усилий и вне зависимости от того, был получен доход или понесен убыток заемщиком капитала.

Наиболее распространенными банковскими операциями в исламской экономике являются:

— мурабаха — договор на покупку и перепродажу, согласно которому банк по поручению клиента приобретает у поставщика материальный актив. Цена последующей продажи определяется на основе стоимости и нормы прибыли. Она заранее оговаривается с будущим покупателем, который выплачивает всю сумму в рас-срочку3;

— мудараба — договор, по которому владелец избыточных средств (рабб аль-мал) доверяет их лицу (мударибу), обладающему возможностями и предпринимательским опытом для их эффективного использования. Доход от средств, пущенных в оборот, распределяется между рабб аль-малем и мударибом в заранее согласованной пропорции;

— мушарака — договор партнерства в широком смысле, по которому прибыль и убытки проекта делятся между финансовым институтом и его клиентом в заранее согласованных пропорциях;

— иджара — долгосрочная аренда, аналог лизинговой операции.

Риски в исламском банковском деле почти те же, что и в традиционном, за исключением риска «несоответствие шариату». Согласно Совету по исламским финансовым услугам, выделяют следующие виды рисков:

1) рыночный риск (оценивается высоко в связи с относительно малым количеством игроков на рынке);

2) инвестиционный (кредитный) риск (присущ прежде всего таким методам финансирования, как мудараба, мушарака, иджара и др.);

3 Шариатский стандарт № 8. Мурабаха / Пер. с англ. Р.Р. Вахитова и др. М., 2010.

3) риск ликвидности (высок в связи с размещением средств в реальные активы и ограниченностью возможностей размещения ликвидности). Наиболее распространенные инструменты управления ликвидностью, используемые традиционными банками, межбанковские кредиты, государственные и корпоративные облигации основаны на процентной ставке и рассматриваются в исламской экономике как несоответствующие шариату. Исламским финансовым институтам приходится разрабатывать иные способы управления ликвидностью;

4) операционный риск (высок в связи с особенностью инструментов финансирования и относительной новизной продуктов на рынке).

В табл. 1 представлены данные опроса участников рынка, которые показывают, как они оценивают рисковость разных типов финансирования по шкале от 1 (наименее рискованный) до 5 (наиболее рискованный).

Таблица 1

Риски исламских финансовых инструментов

Финансовые инструменты Кредитный Рыночный Потери ликвидности Операционный

Мурабаха 2,47 2,75 2,62 2,80

Мудараба 3,38 3,56 2,57 2,92

Мушарака 3,71 3,67 3,00 3,08

Иджара 2,64 3,17 3,10 2,90

Истисна 3,13 2,75 3,00 3,29

Салям 3,2 3,25 3,20 3,25

Источник: Handbook of Islamic Banking / Ed. by K. Hassan and M. Lewis. Cheltenham, UK; Northampton, MA, USA, 2007.

Решение о финансировании проекта принимается на основе изучения затрат и выгод от этого проекта. Исламский банк беспокоит не риск потери авансированных средств, а вероятность возникновения инвестиционного риска. Если клиент убедительно продемонстрирует возможность реализовать прибыльный проект, то он может рассчитывать на предоставление ему средств со стороны исламского банка4.

4 См.: Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. М., 2010. С. 145.

Таблица 2

Рост активов исламских банков (млн долл., изменение в %)

Мир /континенты/регионы 2006 г. 2007 г. % 2008 г. % 2009 г. % 2010 г. %

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) 127 826,6 178 129,6 39,4 262 665,4 47,5 353 237,5 34,5 372 484,2 5,5

Ближний Восток (без ССАГПЗ) 136 157,6 176 822,2 29,9 248 264 40,4 315 090,5 26,9 337 949,8 7,3

Ближний Восток (всего) 263 984,2 354 951, 8 34,5 510 929,4 41,9 668 328 30,8 710 434 6,3

«Черная» Африка 3 039,3 4 708 54,9 6 662,1 41,5 8 369,7 25,6 10 765,1 28,6

Азия (без арабских стран) 98 709,6 119 346,5 20,9 86 360,3 -27,6 106 797,3 23,7 130 904,1 22,6

Австралия/Европа/Америка 20 300,2 21 475,7 5,8 35 105,2 63,5 38 654,8 10,1 42 779,5 10,7

Мир (всего) 386 033,3 500 482 29,7 639 057 11,1 822 149,8 28,6 894 882,7 8,9

Доля Ближнего Востока в мире 68,4 70,9 79,9 81,3 79,4

Источник: Maris Strategies & The Banker Website. URL: http://www.marisstrategies.com/

Совокупные активы исламский банков за 2009 г. увеличились на 28,6% (639 млрд долл. в 2008 г.; 822 млрд долл. в 2009 г.), тогда как активы традиционных коммерческих банков за этот же год увеличились всего на 6,8%. Совокупные активы исламских банков за 2010 г. составили 894 млрд долл. То есть исламский банковский сектор на протяжении периода 2006—2010 гг. демонстрировал постоянный рост (в среднем 27,8% в год) (табл. 2).

Около половины активов исламских финансов сосредоточены на Ближнем Востоке и в странах — членах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Доля Азии в активах исламских финансов составляет 8,2%; Австралии, Европы, Америки — 2,7% (рис. 1).

ССАГПЗ

Ближний Восток (без ССАГПЗ)

«Черная Африка»

Азия (без арабских стран)

Австралия/Европа/Америка

Рис. 1. Доли регионов мира в активах исламских финансов в %

Источник: Maris Strategies & The Banker.

Согласно положению шариатского стандарта № 26 Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institution — AAOIFI), исламское страхование представляет собой договорные отношения между группой лиц в целях урегулирования убытков, наступивших в результате действия определенных рисков. Эти отношения включают в себя внесение платежей в качестве добровольных взносов и подразумевают учреждение страхового фонда, который обладает статусом юридического лица и несет финансовую ответственность. Ресурсы данного фонда используются для возмещения ущерба любому из его участников с учетом определенного набора правил и установленной процедуры оформления документации. Фондом управляет выбранная группа держателей полисов либо акционерная компания, которая руководит страховыми операциями, инвестирует активы фонда и получает за это определенное вознаграждение.

Что касается традиционного страхования в исламском мире, оно представляет собой договор му'авада (договор взаимной компенсации), по которому прибыль извлекается из самой операции страхования и как следствие попадает под ограничения шариата, в которых присутствует гарар (неопределенность).

Первая в мире исламская страховая компания «Исламик Ин-шурэнс Компани оф Судан» была учреждена в 1979 г.

В традиционной коммерческой страховой компании все поступления и прибыль принадлежат акционерам компании. В «Исламик Иншурэнс Компани оф Судан» акционеры имеют право на получение прибыли, но излишек подлежит распределению только между владельцами полисов пропорционально их взносам.

Согласно докладу World Takaful Report 2011, совокупные взносы по исламскому страхованию в мире составили в 2010 г. 9,1 млрд долл., что на 2,2 млрд долл. больше, чем в 2009 г. (в 2009 г. данный показатель вырос на 31% и составил 6,9 млрд долл.) (рис. 2).

Ю

2006 2007 2008 2009 2010 Годы

Рис. 2. Совокупные взносы по исламскому страхованию в мире, млрд долл.,

2006-2010 гг.

Источник: World Takaful Report 2011.

Лидером рынка исламского страхования в мире является Саудовская Аравия, где в 2009 г. было собрано взносов на 3,86 млрд долл. Всего в мире функционирует 124 исламских страховщика и 38 «окон» традиционных страховщиков, предоставляющих исламские страховые услуги. 82 такафул-компании находятся на Ближнем Востоке. Во многих странах, где действуют исламские страховщики, рост исламского страхового сектора опережает рост традиционного сектора более чем в два раза.

Регион Персидского залива является одним из наиболее перспективных для развития такафула. По прогнозам аналитиков, доля такафула в странах — членах ССАГПЗ достигнет к 2015 г. 60% всего страхового рынка5.

Исламские облигации (сукук)

Исламские облигации появились более 15 лет назад на Ближнем Востоке и в настоящее время являются одним из основных факторов роста рынка исламских финансов. Наличие больших гарантий для инвесторов делает сукук привлекательным для вклад-

5 Там же. С. 161.

чиков по всему миру (как для мусульман, так и для представителей других конфессий).

ЛЛ01Р1 определяет сукук как «сертификаты, имеющие одинаковую номинальную стоимость и после их размещения обозначающие титул (их владельца) на долю и права, вытекающие из права собственности на материальные объекты, услуги или право участия в каком-либо проекте или инвестиционной деятельности»6.

Сукук, в отличие от традиционных облигаций, не предполагают выплату ссудного процента. Как и другие исламские финансовые инструменты, они являются формой инвестиций, ответственность за которые разделяют эмитент и кредитор.

Исламские облигации могут быть различного вида. Это зависит от метода финансирования, который положен в их основу. ЛЛОХП определила 14 классов активов сукук. Наиболее распространенными являются: сукук аль-мурабаха (привлечение средств на приобретения товара в целях дальнейшей продажи через мурабаху); сукук аль-мушарака (привлечение средств в капитал компании, организуемой в форме мушараки); сукук аль-мудараба (привлечение средств в капитал компании, организуемой в форме мударабы); сукук аль-вакаля (привлечение средств для приобретения актива, управление которым поручается агентам); сукук аль-иджара (секьюритизация существующего объекта лизинга); сукук ас-салам (привлечение средств для производства массового товара через его предварительную продажу); сукук аль-истисна (привлечение средств для производства инвестиционных товаров).

Наиболее распространенным способом организации выпуска сукук является учреждение компании специального назначения (8РУ).

Всего за 2011 г. было размещено облигаций сукук на 84,4 млрд долл., что на 62% больше, чем в 2010 г. При этом вторичный рынок сукук достиг уровня 182 млрд долл.7 (рис. 3).

30 ООО

20 000

10 000

о

Рис. 3. Выпуски сукук в мире, млн долл., 2010—2011 гг. Источник: Zawya.

6 Shariah Standards for Financial Institutions. Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions. 2008. P. 307.

7 Долговой рынок исламского финансирования в 2011 году: аналитический обзор. UFS Investment Company, 2012.

24

В структуре исламских облигаций основная доля (42%) приходится на контракты по типу мурабаха, которые также получили широкое распространение в исламском банковском бизнесе. Доля сукук аль-иджара в 2011 г. составила 31% (рис. 4).

Рис. 4. Структура сукук по типам контрактов в %, 2011 г. Источник: IFIRIS Research Focus.

Лидером на рынке исламских облигаций является Малайзия. С 2001 по 2011 г. на ее долю пришлось 72,1% всех внутренних выпусков. Позиции Малайзии на этом рынке очень устойчивы, что обусловлено бурным экономическим ростом страны. Следом за Малайзией идут страны Персидского залива, внутренние выпуски облигаций в них составили 13,7% (рис. 5).

Рис. 5. Внутренние выпуски сукук по регионам в %, 2001—2011 гг. Источник: IIFM Sukuk Report, 2011.

Предпосылки развития исламских финансовых институтов в России

По данным переписи, в России проживает примерно 20 млн мусульман. Это открывает широкие перспективы для развития деятельности исламских экономических институтов в нашей стране.

Важно отметить, что исламская экономика отражает не только исламские религиозные ценности. В эпоху раннего Средневековья христианские богословы не менее жестко, чем впоследствии их

мусульманские коллеги, осуждали ростовщичество во всех его формах. Этические принципы ислама и православия имеют много общего. Ислам и православие — духовные империи, которые призывают «молиться и трудиться», накормить голодного и иметь чувство сострадания к ближнему8. В исламе и в православии богоугодность, в отличие от протестантизма, не определяется социальным положением человека, но при этом богатство не является грехом.

Потенциальными клиентами проектов, связанных с функционированием исламских финансов в России, могли бы стать не только мусульмане, но и представители других конфессий, поскольку исламские принципы ведения бизнеса привлекательны для многих вне зависимости от вероисповедания.

В эпоху глобализации роль корпоративной социальной ответственности (КСО) приобретает особое значение для ведения бизнеса. В развитых странах широко применяются различные варианты национальной политики в области КСО. В России данному вопросу уделяется недостаточно внимания. В этой связи развитие институтов исламской экономики в России может быть очень полезным, поскольку концепция КСО соответствует принципам социально-экономической справедливости ислама:

— закят — обязательство выплаты 2,5% с дохода и имущества, равной или превышающей по стоимости 84,8 г золота;

— создание благотворительных фондов (вакф);

— садака — подаяние и пожертвование;

— кард аль хасан (беспроцентный заем) — беспроцентная ссуда, выдаваемая из чувства сострадания, благорасположения;

— запрет на финансирование неэтических видов бизнеса (производство алкоголя, табака, игорный бизнес) и др.

КСО лежит в основе функционирования исламских финансовых институтов. Исламские банки финансируют те проекты, которые считаются непопулярными среди обычных банков, но которые имеют большое социальное значение, выдают беспроцентные и безвозвратные ссуды в виде благотворительности. Исламские фонды — это фонды социально ответственных инвестиций, широко распространенных в развитых странах.

Основными преимуществами развития исламской экономической модели для России являются:

1) ориентация на реальный бизнес и ликвидные активы;

2) большая справедливость в распределении финансовых результатов деятельности;

8 См.: Батаева Б.С. Социокультурные основы хозяйственной деятельности // Ценностные ориентиры в экономической среде исламского мира: Сб. ст. М., 2009.

3) диверсификация (появление исламских экономических институтов позволит вывести на рынок новых игроков и новые финансовые инструменты);

4) возможность привлечения инвестиций из мусульманских стран;

5) содействие в развитии экономики страны (финансовая поддержка субъектов малого и среднего бизнеса, расширение услуг финансового сектора и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В России инициаторами внедрения исламских методов финансирования в экономику выступают регионы, где велика доля мусульманского населения, а не центральная власть. В частности, в Татарстане в апреле 2010 г. при участии Исламского банка развития был образован один из первых исламских финансовых институтов в России — «Татарстанская международная инвестиционная компания».

Также в 2010—2011 гг. начали реализовываться сразу несколько проектов в разных регионах страны:

— товарищество на вере «Юмарт Финанс» в Республике Татарстан;

— финансовый дом «Амаль» в Республике Татарстан;

— филиал «Восток-Капитал» ОАО КБ «Эллипс-Банк» в Нижнем Новгороде;

— сектор по развитию исламского банкинга ОАО АКБ «Экспресс» в Республике Дагестан;

— платежная карта АФ Банка в Республике Башкортостан.

Основные сложности в реализации данных проектов состоят в

следующем: в невысоком потребительском спросе, непонимании особенностей исламских финансовых продуктов, налогообложении (удорожание некоторых продуктов с применением исламских принципов финансирования), нехватке специалистов со знаниями исламских финансов и основ шариата, а также шариатских аспектов финансовой деятельности. Не все исламские контракты можно реализовать в России, так как отдельные условия контрактов вступают в противоречие с российским финансовым законодательством.

Несмотря на отмеченные препятствия, были достигнуты хорошие результаты при реализации отдельных проектов. Финансовый дом «Амаль», предлагающий такие виды исламских финансовых инструментов, как иджара, мудараба, мурабаха и мушарака, сформировал широкий круг клиентов, создал внутренний экспертный шариатский совет, растущий инвестиционный портфель. Товариществом на вере «Юмарт Финанс» только за 9 месяцев работы в 2011 г. было профинансировано сделок на сумму 37 млн рублей. Рентабельность привлеченного капитала составила 12—18% годовых9. Подобные результаты отмечаются и в рамках других проектов.

9 См.: Калимуллина М.Э. Исламские финансовые проекты в России. М., 2011. С. 10.

Для развития исламских финансовых институтов России может оказаться полезен опыт ряда западных стран, которые столкнулись в последнем десятилетии с различными трудностями, связанными с разработкой отдельных финансовых продуктов. Тщательное исследование рынка позволит нашей стране более комплексно подойти к решению данной задачи. Реализуемые ныне исламские экономические проекты могут послужить хорошей базой для изучения конъюнктуры рынка и выступить в качестве пилотных проектов. Развитие институтов исламской экономической модели окажет положительное влияние на многонациональное население страны и ее экономику.

Список литературы

Батаева Б.С. Социокультурные основы хозяйственной деятельности // Ценностные ориентиры в экономической среде исламского мира: Сб. ст. М., 2009.

Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. 2-е изд. М., 2010.

Калимуллина М.Э. Исламские финансовые проекты в России. М., 2011.

Шариатский стандарт № 8. Мурабаха / Пер. с англ. Р. Р. Вахитова и др. М., 2010.

Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions Website. URL: http://www.aaoifi.com

International Islamic Financial Market Website. URL: http://www.iifm.net/

UFS Investment Company Website. URL: http://ru.ufs-federation.com/

Zawya Sukuk Monitor Website. URL: http://www.zawya.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.