Пантюхина Н. А. Исламская финансовая система в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 2 (77). С.65-69.
Pantiukhina N. A. Islamic financial system in the Russian Federation: the present state and prospects of development. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 2 (77). Pp. 65-69. (In Russ.)
УДК 336.71
Н. А. Пантюхина
Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия
ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Пантюхина Наталья Александровна - магистрант экономического факультета.
Е-mail: NataliePant@yandex. ru
В статье рассматривается процесс формирования альтернативной финансовой модели - исламских финансов в России. Рассмотрены факторы, препятствующие внедрению исламских финансовых институтов на территории Российской Федерации, а также пути их преодоления. Особое внимание уделяется мероприятиям, проведенным на территории нашей страны, на тему исламских финансов.
Ключевые слова: исламские финансы, исламский банк, исламские финансовые институты, исламская финансовая модель, альтернативные финансы, развитие исламских финансов в России.
N. A. Pantiukhina
Perm State National Research University, Perm, Russia
ISLAMIC FINANCIAL SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION: THE PRESENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
Pantiukhina Natalie Alexandrovna - Postgraduate of the Faculty of Economics.
The article examines the process of forming an alternative financial model - Islamic finance in Russia. The factors that prevent the introduction of Islamic financial institutions on the territory of the Russian Federation, as well as ways to overcome them, are considered. Particular attention is paid to the events held on the territory of our country on the topic of Islamic finance.
Key words: Islamic finance, Islamic Bank, Islamic financial institutions, Islamic financial model, alternative finance, development of Islamic finance in Russia.
Первый исламский банк был создан в 1963 г. в Египте. Около 95 % мировых исламских банковских активов на счетах коммерческих банков находятся в девяти странах: Бахрейне, Объединенных Арабских Эмиратах, Катаре, Саудовской Аравии, Кувейте, Малайзии, Индонезии, Турции, Пакистане (рис. 1). Индустрия исламских финансов зарождается также в Соединенных Штатах Америки, Швейцарии, Гонконге, Южной Африке, Сингапуре,
© Пантюхина Н. А., 2017
Германии, Дании, Китае, Австралии. Эксперты американской компании Ernst & Young прогнозируют ежегодный прирост активов исламских банков в среднем на 17 % в период до 2019 г., когда суммарные активы исламских банков составят 1,9 трлн долл. Основной прирост будет, по мнению экспертов, обеспечен ростом активов исламских банков в Саудовской Аравии и Малайзии [6].
Рис. 1. Доля исламских финансов в экономике [6]
Исламские банки уже много лет успешно функционируют в ряде европейских стран. Увеличение интереса к такому банкингу произошло в посткризисный период, когда кризис 2007-2009 гг. показал устойчивость исламских банков благодаря их специфике: запрету на проведение безудержных фондовых спекуляций на деньги вкладчиков и кредиторов и ориентации на вполне конкретные кредитные и инвестиционные проекты. С одной стороны, эта особенность не позволяет получать банкам сверхприбыль и наращивать бумажную капитализацию в благоприятные времена, с другой - обеспечивает высокую стабильность и выживание в кризисный период [5].
Мировые банковские активы исламского мира на 2016 г. оцениваются в 882 млрд долл., что в совокупности с крупной потенциальной клиентурой исламского банкинга в России выглядит достаточно привлекательно для нашей страны. В условиях экономических санкций Запада и достаточно активной поддержки со стороны Ближнего Востока российской банковской системе следует создавать комфортные условия для формирования так называемого халяльного банкинга. Это приведет к повышению инвестиционного рейтинга ведущих регионов, в первую очередь в глазах арабского мира, и, следовательно, к появлению новых финансовых потоков. В связи с этим в российском обществе наблюдается повышенный интерес к альтернативным финансам, к которым относится исламский банкинг, или банковская деятельность, основанная на принципах шариата.
Ключевым отличием исламского банка от традиционного является полное отсутствие понятия ссудных процентов - как по кредитам, так и по вкладам. Вкладчики банка получают доход, который образуется от участия в прибыли организации, куда от имени клиента банк вкладывает средства. При этом между клиентом и банком распределяется и прибыль от такой инвестиционной деятельности, и убытки. Поэтому исламский банк можно признать инвестиционной организацией, которая распределяет прибыль и убытки между участниками такой деятельности (клиентами и банком).
Исламские финансовые институты получили широкое распространение в современных условиях и представлены более чем в 110 странах мира. Сегодня в мире функционируют свыше 1 100 исламских финансовых институтов.
Практические операции, основанные на исламских финансовых принципах, в России стали осуществляться в середине 1990-х гг. (см. табл. 1) [3].
Таблица 1
Первые исламские финансовые институты в России
Финансовый институт Начало проведения операций Используемые инструменты Примечание
Международный коммерческий банк «Бадр-Форте» 1991 г. Расчетно-кассовое обслуживание, валютно-обменные операции, купля-продажа ценных бумаг, инвестиционные счета (мудара-ба), потребительское кредитование (мурабаха) Первый банк, который пытался проводить операции в рамках законов шариата. В середине 2006 г. была отозвана лицензия Банка России
Такафул-компания «Итиль» 2005 г. Работала на принципах исламского страхования Прекратила свою деятельность в начале 2006 г.
Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) для мусульман «БКС -Фонд "Халяль"» 2007 г. Действует как ПИФ, вкладывает только в ценные бумаги, разрешенные исламом. Акции проходят процесс отбора Учредитель - компания «Брокеркредитсервис»
Вторая волна практического интереса к исламским финансам в нашей стране начала набирать силу после 2010 г. Есть примеры успешного функционирования финансового дома «Амаль» в Казани, финансового дома «Масраф» и товарищества на вере «ЛяРиба Финанс» в Махачкале, Татарстанской международной инвестиционной компании с дочерней Евроазиатской лизинговой компанией; есть опыт двух успешных сделок привлечения иностранных инвестиций со стороны банка «Ак-Барс» (Казань) с применением товарной мурабахи (осуществляется посредством нескольких сделок по покупке-продаже сырьевых товаров, которыми торгуют на бирже). Кроме того, ряд банков Москвы, Уфы, Нижнего Новгорода эмитировали пластиковые карты с соблюдением принципов, соответствующих шариату. Развитие отрасли продолжается.
О возросшем интересе Российской Федерации к исламским финансам свидетельствует проведение различных круглых столов, семинаров, дискуссий по данной проблематике. Так, в мае 2015 г. в Государственной думе состоялся круглый стол по финансовому рынку: «Альтернативный банкинг в России: перспективы и законодательные инициативы». 14 июля 2015 г. глава Сбербанка Герман Греф и глава Татарстана Рустам Минниханов подписали соглашение о сотрудничестве по оказанию на территории республики услуг в области исламского финансирования. Герман Греф отметил, что соглашение предполагает создание площадки, на которой будут проводиться направленные исследования и создаваться дорожные карты. В июне 2016 г. на экономическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова состоялся семинар «Актуальные проблемы исламской финансовой модели», в рамках которого декан экономического факультета Александр Аузан и полномочный представитель Института исламских исследований и тренингов (подразделения Исламского банка развития) Яхья Рухнам подписали соглашение о сотрудничестве. В январе 2017 г. в рамках Гайдаровского форума прошла дискуссия на тему «Исламские финансы: опыт и перспективы» [4, с. 19].
Затормаживающим фактором для внедрения исламского банкинга в России является действующее законодательство: в соответствии с ст. 819 Гражданского кодекса Россий-
ской Федерации1 (ГК РФ) заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее, ст. 834 ГК РФ подразумевает обязательство банка выплачивать вкладчику строгий процент, указанный в договоре, что противоречит исламским канонам. Таким образом, для формирования в России полноценных исламских финансовых институтов необходимо усовершенствовать существующую нормативно-правовую базу.
Фактором, оказывающим влияние на развитие исламских банков на территории России, является риск введения в заблуждение потребителей недобросовестными игроками рынка, которые могут «маскировать» свои операции под «соответствующие шариату». Таким образом, необходимо создать в структуре Банка России специализированное подразделение, которое отвечало бы за регулирование деятельности финансовых институтов, работающих по исламским принципам. Кроме того, создать в рамках Банка России центральный шариатский совет - арбитра последней инстанции, определяющего соответствие операций банков шариатским принципам [3].
Одним из основных факторов, препятствующих введению исламских финансовых инструментов, является отсутствие необходимого количества высококвалифицированных специалистов в данной области. Однако уже предприняты попытки решить данную проблему. Так, в Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова (РЭУ им. Г. В. Плеханова) осенью 2016 г. был объявлен набор на курсы «Исламские (партнерские) финансы». Руководителем программы является Ильяс Абдулбярович Зарипов, кандидат экономических наук, магистр практики исламских финансов, выпускник INCEIF (International Centre for Education in Islamic Finance, Международный центр исламских финансов в Малайзии), член Российской ассоциации экспертов по исламскому финансированию. Программа рассчитана на двенадцать недель и реализуется при поддержке кафедры «Управление рисками, страхование и ценные бумаги» РЭУ им. Г. В. Плеханова. Программа охватывает такие вопросы, как отличительные особенности исламских финансов, история развития исламских финансов в странах мира, исламские финансовые инструменты, перспективы использования таковых инструментов в России и пр. Организаторы привлекли к преподаванию не только признанных российских экспертов и практиков в данной отрасли, но и зарубежных специалистов из Малайзии и Бахрейна. Стоит отметить, что в ряде ведущих московских вузов в рамках различных экономических и финансовых дисциплин периодически проводятся лекции по исламским финансам и финансовым инструментам, однако полноценные дисциплины исламской экономики и права были реализованы лишь в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» в 20142016 гг. в рамках магистратуры «Исламское право» [1]. В 2016 г. начала работу программа магистратуры «Исламские финансы» в Казанском федеральном университете.
Таким образом, исламские финансовые институты получили достаточно широкое распространение в мире как вследствие роста спроса, так и в результате накопления некоторыми мусульманскими странами значительных финансовых ресурсов. Негативная экономическая динамика российской экономики многократно повышает ценность таких мер экономической политики, которые способны стимулировать экономический рост, преодолеть рецессию и выйти на увеличивающиеся темпы экономического роста. В сложившейся геополитической ситуации, в условиях введения антироссийских санкций со стороны Запада сотрудничество со странами Востока приобретает все большую значимость для нашей страны. Создание исламских финансовых институтов в России позволит привлечь дополнительные инвестиции.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 28 марта 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
За последние три года в России проведено множество мероприятий по теме исламского банкинга, что подтверждает растущий интерес к финансированию «по шариату». Ряд инвесторов-немусульман готовы диверсифицировать свой бизнес за счет реализации нестандартных финансовых моделей и вложений в халяльные продукты. К тому же в мире в целом и в России в частности растет мусульманское население (согласно прогнозам исследовательского центра Пью (Pew Research Center's Forum on Religion & Public Life), до 2030 г. мусульманское население в мире увеличится примерно на 35 %), появляется ряд новых клиентов с особыми требованиями.
Библиографический список
1. В РЭУ им. Плеханова будут обучать исламским финансам // MuslimEco: [сайт]. 2016. 28 сент. URL: http://www.muslimeco.ru/onews/2527 (дата обращения: 09.04.2017).
2. Зарипов И. А. Исламские финансы: первый опыт и проблемы развития в банковском секторе, страховании и на финансовых рынках России // Отрасли права: аналит. портал. 2015. 7 мая. URL: http://отрасли-права.рф/article/2710 (дата обращения: 10.04.2017).
3. Исламские принципы финансирования // Ассоциация российских банков: [сайт]. 2014. 20 авг. URL: https://arb.ru/b2b/discussion/islamskie_printsipy_finansirovaniya-9834871 (дата обращения: 09.04.2017).
4. Магомедова Ю. Д. Развитие исламских финансовых институтов в современных условиях. М., 2017.
5. Рахметова А. М. Роль исламского банкинга в сближении банковского и реального секторов экономики // Банковское дело. 2012. № 9. С. 73-76.
6. Ernst & Young (2014) World Islamic Banking Competitiveness Report 2014-15. Participation Banking 2.0. [Online] Ey.com. Available from: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-world-islamic-banking-competitiveness-report-2014-15/$FILE/EY-world-islamic-banking-competitiveness-report-2014-15.pdf [Accessed 09/04/17].