Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.
IfatiyMPlJlJil^SI
ЖУРНАЛ
Ислам
и гуманитарная помощь
Джамаль Крафесс
Джамаль Крафесс - генеральный директор благотворительной организации «Исламская помощь» (Швейцария).
Краткое содержание
Для мусульман акты милосердия являются одним из важных элементов религиозной практики. Во многих сурах Корана и высказываниях пророка Мухаммеда содержится определение гуманных актов, а также призывы их совершать. Они носят обязательный или рекомендательный характер и не исключают немусульман из числа получателей гуманитарной помощи. Для мусульманина совершение акта гуманности является способом заручиться помощью Всевышнего, искупить свои грехи и заслужить место в раю. Предусмотренные исламом соответствующие механизмы (например, закат, вакф, каффа-ра) самым серьезным образом повлияли на жизнь людей: следствием их явились освобождение рабов, существенная помощь наиболее незащищенным группам населения и развитие системы образования и здравоохранения. Сегодня мусульманские НПО следуют этим предписаниям, осуществляя гуманитарные программы в самых различных областях.
Гуманность - один из основополагающих принципов ислама. Сделать пожертвование или помочь пострадавшему - это действия, которые
121
Джамаль Крафесс - Ислам и гуманитарная помощь
верующий не может совершать по своему усмотрению, они так же обязательны для него, как молитва, пост во время Рамадана и паломничество в Мекку. Совершение гуманного акта для мусульманина является, таким образом, одной из основных составляющих религиозной практики, независимо от того, идет ли речь о пожертвовании деньгами или натурой или же о действиях более практического свойства, таких как безвозмездный труд, поддержка ближнего и распределение помощи. Эту сторону религиозности можно рассматривать как фактор, который мотивирует и усиливает эмоциональный и обязательный характер благотворительности, а также направляет эту деятельность. Существует очень большое количество коранических текстов и высказываний Пророка, в которых содержатся призывы к совершению милосердных актов, дается их определение и регламентация. Одни из них носят обязательный характер, другие - рекомендательный. Для мусульманина совершить акт милосердия - это способ получить помощь от Всевышнего, искупить свои грехи, избежать наказания, отблагодарить Господа за его благодеяния и заслужить место в раю.
На последующих страницах этой статьи1 мы увидим, как посредством своих положений, носящих правовой (стихи Корана, хадисы2) или практический характер, ислам способствовал осуществлению гуманитарной деятельности, стимулировал ее и укреплял, содействуя тому, чтобы ее поддерживал народ, чтобы в ней принимали участие широкие слои населения и чтобы эти действия стали неотъемлемой частью их повседневной жизни.
Совершение гуманных актов как обязательство
В исламе гуманитарная деятельность и обязанность оказывать помощь рассматриваются как религиозный долг, который должны исполнять все мусульмане - как богатые, так и бедные. Коранические тексты и хадисы, призывающие к благотворительности, носят порой рекомендательный характер. «Первыми попадут в рай те, кто совершает благодеяния...»3. Иногда тексты сформулированы в виде конкретных указаний:
1 По мнению автора, гуманитарная деятельность не ограничивается гуманитарной помощью, он трактует ее более широко: это и социальная работа, и оказание помощи в чрезвычайных ситуациях, и обеспечение стабильного развития. Он цитирует арабских авторов, переводя на французский и английский языки их высказывания (это не относится к цитатам из Корана).
2 Хадис - это рассказ о высказываниях или поступках пророка Мухаммеда. Стихи Корана и хадисы являются основным источником исламского права.
3 Al-Boukhari,Adab Al-Moufrad, hadith N° 1020.
122
Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Красного Креста
«Освободите пленных, накормите голодных, помогите больным...»4. Однако во многих текстах содержатся строгие высказывания в адрес тех, кто не оказывает помощь бедным, сиротам и рабам (см. ниже). Причем обязательный характер имеет не только содержание текстов. В исламе предусмотрены специальные механизмы, регулирующие оказание помощи. Эти положения, такие как, например, принцип заката (см. ниже), носят очень конкретный характер.
Оказание гуманитарной помощи организовывалось правительствами мусульманской империи. Были случаи, когда, проконсультировавшись с мусульманскими учеными - улемами, они использовали свою власть, чтобы отреагировать на чрезвычайные ситуации, собирая пожертвования в виде заката или раздавая помощь нуждающимся. Проанализировав некоторое количество коранических текстов, улемы, среди которых был и Ибн Хазм, постановили, что, если при помощи заката не удается удовлетворить потребности бедных, мусульманское правительство вправе использовать все ресурсы, имеющиеся у государства, местных властей, общин, торговцев и частных лиц. Во время правления второго халифа Омара в Аравии был сильный голод. Халиф приказал правителям других провинций организовать сбор продовольствия и отправить его караванами голодающим. Омар лично участвовал в раздаче продуктов питания, он говорил: «Если голод не кончится, я помещу в каждую семью мусульманина по голодающему, и они не погибнут ...»5.
В соответствии с высказыванием Пророка, которое донес до нас Аль-Хаким - «Если в какой-либо общине от голода умирает человек, все члены этой общины не будут больше пользоваться покровительством Бога и его пророка ...»6 - улемы постановили, что в этом случае все члены общины достойны осуждения и их надо судить, так как уклонились от исполнения долга оказывать помощь.
Следует также отметить, что требование оказывать помощь должно соблюдаться не только в отношении мусульман, находящихся в бедственном положении. Коранические тексты и высказывания Пророка допускают, чтобы помощь оказывали и иноверцам. Этот принцип, провозглашенный в Коране, часто находил свое выражение в конкретных действиях. В первые годы хиджры (мусульманское летоисчисление) в Модаре (Саудовская Аравия) был сильный голод. Тогда пророк
4 Al-Boukhari, Al-JamiAl-Sabib, recueil de hadiths, volume 4, p. 90.
5 Azzeddine Blik,Minbaj Al-Salibine (La voie despieux), editions Dar Al-Fatah, Beyrouth, 1985, p. 513.
6 Al-Hakim, Al-Moustadrak.
123
Джамаль Крафесс - Ислам и гуманитарная помощь
направил караван с продовольствием жителям этого города, которые в ту пору еще не исповедовали ислам7.
Подкрепление веры действием
Ислам требует, чтобы намерения и убеждения воплощались в конкретные дела во всех областях, в том числе, и в гуманитарной. Систематически в Коране за упоминанием веры сразу же следует призыв к действию, и в частности, к благотворительности. Выражение «которые уверовали и творили добрые дела» встречается в коранических текстах практически постоянно, например, «Клянусь предвечерним временем, поистине, человек ведь в убытке, кроме тех, которые уверовали, и творили добрые дела...»8, или «Те, которые уверовали и делали благое - им благо и хорошее пристанище»9. Следует отметить, что слово «саадака», которое означает «милостыня, подаяние», происходит от арабского слова «тасдик», что означает «подтверждение, подкрепление». В связи с этим Пророк говорил, что «милостыня есть доказательство.»10 - доказательство того, что набожность мусульманина превращается в конкретные дела и сострадание по отношению к неимущим. Это также средство доказать, что любовь к Богу изгнала из сердца верующего любовь к материальным благам.
Искупление грехов (каффара)
В исламе принято считать, что человеку свойственно ошибаться. В своих отношениях с Создателем или другими созданиями (другими людьми, животными, растениями) человек не может вести себя безукоризненно. Религия же настоятельно рекомендует ему исправлять свои ошибки и позволяет ему делать это, раскаиваясь, отдавая себя в руки правосудия и возмещая нанесенный другим ущерб. Ислам предусматривает также искупление грехов совершением благих дел. Говоря об этом, Пророк произнес такие слова: «Милостыня уничтожает грех, как вода гасит огонь.»11. В Коране содержится множество указаний на этот счет. Процитируем одно из них, касающееся того, как следует поступать в случае нарушения клятвы: «Аллах не взыскивает с вас за легко-
7 Al-Baihaki, Chouab Al-Iman (Les sentiers de la foi), hadith n° 3319, volume 3, ed. Dar Al-Kotob Al-Ilmiya. Beyrouth, 1990, p. 199.
8 Коран, сура 103, стихи 1(1), 2 (2), 3 (3) , Уфа, Башкирское книжное издательство, 1991.
9 Коран, сура 13, стих 28 (28).
10 Ibn Rajab, Jami’ Al-Ouloum wal Hikam (Encyclopedie des sciences et des sagesses), volume 2, ed. Arrissada, 3e edition, 1991, p. 5.
11 Al-Boukhari, Sahih, hadith N° 2951.
124
Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Красного Креста
мыслие в ваших клятвах, но Он взыскивает с вас за то, что вы связываете клятвы. Искуплением этого - накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить ра-ба...»12. С другой стороны, в случае необоснованного прерывания поста на один день во время Рамадана мусульманин должен поститься 60 дней подряд или накормить 60 бедняков. Эти положения, которые называют «каффара» (искупление грехов), следует соблюдать и в том случае, если верующий не может (например, по состоянию здоровья) совершить тот или иной обряд во время поста или паломничество.
Готовность угождать Аллаху
Гуманный акт, который рассматривается в качестве одного из обрядов и актов поклонения, направлен также и на то, чтобы угодить Богу. Пророк говорил: «Аллах любит тех, кто помогает ближним.»13, а также: «Аллах создал людей и предрасположил их к тому, чтобы они помогали друг другу, они любят делать добро, Аллах избавит их от кары ссудного дня.»14 или «Аллах любит того, кто приходит на помощь страждущему.»15. В стихах 127 (133) и 128 (134) суры 3 Всевышний обещает свою любовь людям, не скупящимся на благотворительность: «И устремляйтесь к прощению от вашего Господа и к раю, ширина которого - небеса и земля, уготованному для богобоязненных. Которые расходуют и в радости и в горе, сдерживающих гнев, прощающих людям. Поистине, Аллах любит делающих добро!».
Стремление угождать Господу выражается также и в готовности совершать молитвы. А молитва очень тесно связана с проявлением чувства солидарности с другими людьми. В одном их своих высказываний Аллах отмечал: «Я приму молитву лишь того, кто поклоняется моему величию, кто не нападает на моих созданий, кто не погряз во грехе, кто постоянно взывает ко мне и кто проявляет милосердие по отношению к бедняку, к путешественнику, оказавшемуся в беде, ко вдове и к страждущему.»16. Таким образом, близость к Создателю обуславливается близостью к другим людям. Это подтверждается в одном из хадисов: «Великодушный человек близок к Господу, близок к людям, близок к раю.»17.
12 Коран, сура 5, стих 91 (89).
13 Al- Souyouti, Al-Jami’ Al Kabir (Le grand repertoire), hadith N° 9, volume 1, ed. Dar Al-Kitab Al-Masri, Le Caire, p. 409.
14 Al-Tarabani, recueil de hadiths.
15 Al-Kafi, recueil de hadiths, volume 4, p. 27.
16 Al-Zoubaidi, recueil de hadiths, volumes 3, p. 21.
17 Al-Souyouti,Al Jami’Al-Saghir, hadith N° 4804.
125
Джамаль Крафесс - Ислам и гуманитарная помощь
Подсчет заслуг и прегрешений для посмертного воздаяния
Мусульманин верит, что существование человека не ограничивается земной жизнью, оно продолжается после завершения земного пути в других формах - упокоение в могиле, воскрешение в час Страшного суда и, наконец, вечное пребывание в раю или в аду. В исламе считается, что земная жизнь - временное явление, подготавливающая нас к жизни вечной. Мусульманин должен стремиться жить по заповедям Аллаха. Эти предписания регулируют взаимоотношения человека не только со своим Создателем, но и с другими созданиями. Эти отношения подвергаются оценке, и для каждого мусульманина ведется подсчет его заслуг и прегрешений. Мусульманин получает хассанаты (плюсы за благие деяния) или сайаты (отрицательные оценки за дурные поступки). Таким образом, учитываются намерения каждого верующего, его поведение и поступки. Акты милосердия, которые он совершает, подвергаются этому учету, и он получит за них вознаграждение. В стихе 17 (18) суры 57 Корана содержится обещание большого вознаграждения тем, кто творит добро: «Дающие милостыню из мужчин и женщин и (те, которые) дали Аллаху хороший заем, - им будет удвоено и им - благородная награда». В этом стихе подчеркивается, что, несмотря на то, что человек совершает благодеяние в интересах своих ближних, награду он получает от Господа. Доброе дело рассматривается как предоставляемый Аллаху заем, за который верующему воздастся сторицей. Мусульманин не должен сомневаться в том, что это будет так, потому что заем дается Всевышнему. Еще в одном стихе можно найти подтверждение вышесказанному: «Кто даст Аллаху хороший заем, дабы он увеличил ему во много раз...»18. Это увеличение может быть в 700 раз и более: «Те, которые расходуют свои имущества на пути Аллаха, подобны зерну, которое вырастило семь колосьев, в каждом колосе - сто зерен. И Аллах удваивает, кому пожелает.»19.
Есть много высказываний Пророка о том, как ценится милостыня в загробном мире. Сделать пожертвование - значит, обрести защиту от мук, которые ожидают верующего в могиле, и от испытаний Судного дня: «Для тех, кто подавал милостыню, она уменьшит жар могилы.
А в час воскрешения верующий сможет укрыться в тени своей милос-
20
тыни ...».
18 Коран, сура 1, стих 246 (245).
19 Коран, сура 1, стих 263 (261).
20 Al-Baihaki, hadith n° 3347, см. выше, p. 212.
126
Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Красного Креста
Кроме того, во многих коранических текстах и высказываниях Пророка содержится серьезное предупреждение тем, кто забывает о своих обязанностях: «А те которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, - обрадуй их вестью о мучительном наказании в тот день, когда в огне геенны будет это разожжено и будут заклеймены этим их лбы, и бока, и спины...»21. В другом стихе описывается наказание, которые понесет тот, кто не верит в Бога и не кормит бедняков: «Возьмите его и свяжите! Потом в огне адском сожгите! Потом в цепь, длина которой семьдесят локтей, его поместите! Ведь он не верил в Аллаха великого, и не побуждал накормить бедняка»22.
Помогать, чтобы оградить себя от бед
Мусульмане дают также милостыню неимущим, чтобы оградить себя от несчастий. Существует множество коранических текстов и высказываний Пророка по этому поводу: «Добрые дела защищают от ужасной смерти.»23, «Милостыня закрывает семьдесят дверей для несчастья.»24, «Милостыня смягчает гнев Господа и отводит ужасную смерть.»25. У мусульман было принято делать пожертвования, если кто-либо заболевал. Используя имеющиеся в их распоряжении лечебные средства, больной или его родственники одновременно давали милостыню беднякам, рассчитывая на милосердие Бога. И Пророк призывал их поступать подобным образом: «Сохраняйте свои деньги, отдавая закат, и лечите своих больных с помощью милостыни.»26. Поэтому мусульмане делали пожертвования при самых различных обстоятельствах: в кризисной ситуации, во время приобретения недвижимости, при сборе урожая, заключении торговой сделки или перед тем, как отправиться в путешествие.
Пожертвование раздвигает границы времени
В религиозных текстах говорится, что последствия гуманного акта не имеют ограничений по времени. Ведь пожертвование положительно отражается как на прошлом сделавшего его человека, так и на его настоящем и будущем. Что касается прошлого, то милостыня, поданная
21 Коран, сура 9, стихи 34 (34) и 35 (35).
22 Коран, сура 69, стихи 30 (30) - 34 (34).
23 Al-Hakim.AI-Moustadrak, p. 124.
24 Al-Tabarani,Al-MoujamAI-Kabir (Le grand repertoire), hadith N° 4402, volume 4.
25 Al-Baihaki, hadith n° 3351, см. выше, p. 213.
26 Al-Tabarani, Majma Al-Zawaid, volume 3, p. 63.
127
Джамаль Крафесс - Ислам и гуманитарная помощь
мусульманином, помогает ему искупить уже совершенные грехи или становится вознаграждением для его умершего родственника. Однажды к Пророку пришел человек и спросил у него, получит ли воздаяние его неожиданно умершая мать, если он сделает пожертвование от ее имени. Пророк ответил, что так и будет27. Что же касается настоящего и будущего, в цитируемых ниже текстах подчеркивается значение и разнообразие вознаграждений, которые можно получить, совершая акт гуманности.
Глобальный подход
Религиозные тексты, содержащие призыв к совершению добрых дел, очень разнообразны и касаются всех видов гуманной деятельности.
Борьба с голодом и продовольственная помощь
В одном из хадисов говорится, что «нет лучшей милостыни, чем накормить голодного...»28. На праздник жертвоприношения (ид-аль-адха), когда каждая мусульманская семья приносит в жертву барана, рекомендуется съесть одну треть принесенного в жертву животного, другую треть мяса отдать друзьям, а оставшуюся часть - беднякам. Также, если мусульманин не может поститься во время Рамадана (одной из причин может быть продолжительная болезнь), ежедневно он должен кормить бедняка29. Таким образом, обряд поста во время Рамадана может быть заменен обрядом подаяния. Религиозные предписания носят не только рекомендательный характер - вне ислама объявляется любой, кто воздерживается от того, чтобы разделить пищу с другими: «Не верует тот, кто спит с полным животом, зная, что его сосед голодает.»30. В стихах 5 (5)-9 (9) суры 76 Корана описывается блаженство, которое познают в раю те, которые «кормят едой, несмотря на любовь к ней, бедняка, сироту и пленника».
Попечение над сиротами
В исламе особое внимание уделяется положению сирот. Это отражено во многих коранических текстах, которые предписывают доброжела-
27 Al-Hafld,Al-FathAl-Bari, hadith N° 1388, volume 3, Beyrouth, p. 325.
28 Al-Baihaki, hadith n° 3367, см. выше, p. 217.
29 Коран, сура 1, стих 180 (184).
30 Al-Baihaki, hadith n° 3389, см. выше, p. 226.
128
Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Красного Креста
тельно относиться к сиротам, грозят страшными карами тем, кто с ними дурно обращается, и обещают самое большое воздаяние тем, кто принимает их под свою опеку. Коран объявляет неверующими не только тех, кто отрицает существование Бога, но и тех, кто притесняет сирот: «Видал ли ты того, кто ложью считает религию? Это ведь тот, кто отгоняет сироту и не побуждает накормить бедного...»31, или «Поистине, те, которые пожирают имущество сирот по несправедливости, пожирают в своем чреве огонь, и будут они гореть в пламени»32. Пророк также говорил: «Господи, я сурово осуждаю тех, кто попирает права двух слабых существ - сироты и женщины»33. Беседуя с одним из своих спутником, пришедшим пожаловаться на испытываемые им душевные муки, пророк посоветовал ему позаботиться о сиротах: «Желаешь ли ты, чтобы твое сердце смягчилось и твои помыслы осуществились? Пожалей сироту, погладь его по голове, раздели с ним свою еду..»34. Из содержания этого хадиса видно, что помощь сироте должны быть всесторонней - и материальной, и психологической. Пророк даже гарантирует попадание в рай тому, что берет сироту под свою опеку. Говоря об этом, он показал указательный и средний пальцы своей руки и произнес: «Я и опекающий сироту будут также близки друг с другом в раю, как эти пальцы.»35. Он настоятельно призывал к установлению опеки над сиротами, заявляя, что «Бог любит тот дом, где с сиротой хорошо обращаются.»36.
Помощь беженцам
Во времена Пророка слово «беженец» не использовалось в том значении, которое оно приобрело сегодня. Однако с момента своего возникновения исламу пришлось столкнуться с проблемами, касающимися положения беженцев. В этом смысле первыми беженцами стали мусульмане, которые в Мекке подверглись гонениям со стороны безбожников. Пророк сказал, что им надо спасаться от преследователей в Абиссинии (современной Эфиопии). Когда гонения по своей жестокости стали невыносимыми, пророк и его сподвижники решили обосноваться в Медине, где их гостеприимно встретили мусульмане и сочувствующие им жители. Пророк установил золотое правило, касающееся оказания помощи беженцам: речь шла о братании между
31 Коран, сура 107, стихи 1(1)-3 (3).
32 Коран, сура 4, стих 11 (10).
33 Salih Ben Hamid, NadratAl-Na’im, volume 8, ed. Dar Al-Wasilah, p. 3254.
34 Al-Albani, Sahih Al-Targhib wal Tarhib, volume 2, ed. Al-Maktab Al-Islami, Beyrouth, p. 676.
35 Al-Hafid, hadith n° 5304, см. выше, p. 549.
36 Al-Boukhari, Sahih, hadith N° 5304.
129
Джамаль Крафесс - Ислам и гуманитарная помощь
ансарами (жителями Медины, примкнувшими к пророку) и мухаджи-рами (беженцами из Мекки). В соответствии с этим принципом, каждый ансар должен был заботиться об одном из мухаджиров, удовлетворяя его потребности в пище, крове, одежде и во многом другом до тех пор, пока мухаджир не сможет обходиться без посторонней помощи. В хадисе, записанном Аль-Хакимом, приводятся слова пророка о том, что Господь проявит милосердие к тому, кто приютит несчастного и откроет ему путь в рай. Как отмечается в разделе, посвященном закату, «бедствующий путник» или «беглый чужестранец» (определение, которое вполне подходит к беженцу) относится к одной из восьми категорий людей, которые могут получить помощь в соответствии с принципом заката. В исламе принято считать, что беженец имеет право на помощь: «И давай родственнику должное ему, и бедняку, и путнику и не расточай безрассудно...»37.
Программы стабильного развития
Наряду с помощью, оказываемой в чрезвычайной ситуации, и просто поддержкой, ислам поощряет также действия, которые приводят к стойким изменениям в жизни людей. У Пророка есть множество высказываний по этому поводу. В одном из хадисов, донесенных до нас Аишой, женой Пророка, говорится, что «Аллах больше всего любит те добрые дела, которые длятся долго, даже если они и незначитель-ны...»38. В другом хадисе Пророк подтверждает, что воздаяние можно получить даже после смерти: «Когда человек умирает, он более не может рассчитывать на вознаграждение за свои дела, за исключением трех случаев: если он постоянно подавал милостыню, если он приобрел полезное знание и если у него есть набожный сын, взывающий к Богу..»39. Существует еще одно высказывание на эту тему: «Тому, кто подает милостыню, воздастся за благодеяния его до тех пор, пока они длятся.»40. Продолжительность воздаяния увязывается тем самым с длительностью действия доброго дела. Среди действий, которые имеют долговременные последствия и поощряются исламом, можно, например, назвать действия, направленные на обеспечение людей водой и пищей, передача в дар различных орудий труда. В одном из хадисов41 Пророк приводит примеры дел, воздаяние за которые продолжается
37 Коран, сура 17, стих 28 (26).
38 Mouslim, Sahih, hadith N° 1305.
39 Al-Baihaki, hadith n° 3447, см. выше, p. 247.
40 Al-Tabarani, recueil de hadiths.
41 Al-Albani, SahihAl-Jam’i, hadith N° 3602, volume 1, p. 476.
130
Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Красного Креста
и после смерти: это - ремонт оросительных каналов, копание колодца и посадка деревьев. В другом высказывании Пророк уточняет: «Если мусульманин возделывает сад, за труд его ему будет воздаваться вплоть до Страшного суда всякий раз, когда человек, животное или птица будут питаться плодами из этого сада...»42. На длительное вознаграждение можно также рассчитывать при рытье колодца: «Тому, кто роет колодец, будет воздаваться вплоть до Страшного суда всякий раз, когда человек, дух или животное будут пить воду из этого колодца.»43. Пророк даже обещал место в раю тому, кто выроет колодец в Рауме, где ощущалась катастрофическая нехватка воды: «Тот, кто выроет колодец в Рауме, попадет в рай.»44. В другом своем высказывании45 Пророк высоко оценивает поступок человека, отдающего бедняку беременную бер-блюдицу, которая дает много молока. Многие мусульманские гуманитарные организации занимались такого рода деятельностью - передачей населению скота (коров и коз) - и она приносила весьма положительные результаты, в частности, в Индии, Боснии и Герцеговине и Сомали - и не только в этих странах.
Миникредиты
Все участники программ развития единодушно признают эффективность миникредитов и то большое значение, которое они имеют для искоренения бедности. Передать инвентарь или предоставить кредит, благодаря которым малоимущий может начать заниматься делом, приносящим доход, - вот средство, которое позволяет решить проблему в корне и отказаться от бесконечного иждивенчества. И в исламе содержатся положения, настоятельно призывающие к такого рода действиям. Пророк говорит: «Отдающий скотину, приносящую молоко (верблюдицу, корову и т.п.), или дающий заем, получит такое же воздаяние, как и тот, кто освобождает раба.»46 и добавляет: «всякий заем является подаянием.»47. Другие тексты призывают мусульманина проявлять снисходительность по отношению к заемщику, который испытывает материальные затруднения. В одном из хадисов говорится: «Тот, кто желает спастись от ужасных испытаний в день Страшного суда, должен пойти навстречу заемщику или простить долг..»48. В другом
42 Al-Souyouti,Al-JamiAl-Saghir, hadith N° 8873.
43 Al-Boukhari, Sahih, hadith N° 5757.
44 Al-Hafid, см. выше, volume 5, p. 510.
45 Al-Boukhari, Lou’loue wa marjane (Les tresors et lesperles), hadith N° 599, volume 1, p. 211.
46 Al-Hafid, hadith N° 1388, см. выше, volume 3, p. 325.
47 Al-Baihaki, hadith N° 3563, см. выше, volume 3, p. 284.
48 Al-Mundiri, Targhib wa Tarhib, hadith N° 1324, ed. Dar Ibn Kathir, Beyrouth, p. 687.
131
Джамаль Крафесс - Ислам и гуманитарная помощь
тексте уточняется, что «каждый день дополнительного срока является двойной милостыней...»49. В других своих высказываниях Пророк обещает мусульманину, прощающему долг или продлевающему срок его погашения, место в раю и избавление от пламени ада. Следует также отметить, что у мусульман не принято отдавать долги с процентами.
Закат
Закат (подать) - один из основных принципов (третий) мусульманской религии, к которым относятся символ веры, молитва, пост в Рамадан и паломничество в Мекку. Его можно определить как систему перераспределения доходов от богатых к самым бедным. Если, например, говорить о деньгах, то каждый мусульманин должен отдавать в качестве заката сумму, составляющую 2,5% от своих годовых доходов, при условии, что эти доходы превышают размер ниссаба50, и если эти деньги имеются в его распоряжении в течение времени свыше 12 месяцев. Если же речь идет об урожае, то размер заката составляет 10 или 5% от собранного урожая зерна или другой культуры в зависимости от того, использовалась ли при ее возделывании система естественного или искусственного орошения.
Закат - это обряд и религиозная практика, которая имеет такое же значение, как и молитва, которую надо обязательно совершать 5 раз в день. Обязательство платить закат и требование совершать молитву одновременно упоминаются в Коране около тридцати раз, например: «Это - знамения книги мудрой, как руководство и милость для творящих добро, которые выстаивают молитву и дают очистительную подать, они - которые веруют в будущую жизнь»51. Обязательный характер этой подати отмечается во многих стихах, например: «Возьмите с имуществ их милостыню, которой ты очистишь и оправдаешь их»52, а также: «Читайте же, что легко вам из него, и простаивайте молитву, и приносите очистительную подать, и одолжайте Аллаху хороший заем. Что вы уготоваете вперед из добра для самих себя, найдете это у Аллаха лучшим и большим по награде.»53. Пророк Мухаммед также говорил об обязательном характере заката, например, когда давал поручение своему посланнику в Йемене: «И сообщи им, что Господь
49 Ibid, hadith N° 1329, p. 690.
50 Ниссаб - уровень дохода эквивалентный 85 граммам золота. В настоящее время он равен 900 евро.
51 Коран, сура 31, стихи 1 (1), 2 (3) и 3 (4).
52 Коран, сура 9, стих 104 (103).
53 Коран, сура 73, стих 20 (20).
132
Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Красного Креста
требует от них собирать подать у богатых и раздавать ее бедным...»54. Создав специальное учреждение, которое занимается сбором заката, мусульманское государство следит за тем, чтобы это право полностью соблюдалось, прибегая для этого в случае необходимости к силе. Мусульманские правоведы утверждают, что закат подлежит уплате даже после смерти человека, который должен был его внести, при этом наследники должны сделать это в первую очередь. Являясь налогом в пользу бедных, закат должен быть уплачен до того, как будут взыскиваться все другие долги. Халиф Абу-Бакр, избранный после смерти Пророка, пошел даже войной на некоторые племена, которые отказывались платить закат.
Закат - не только обязательный к соблюдению принцип ислама, это также одно из прав бедняков. В Коране говорится: «.И в достоянии их была доля для просящего и лишенного»55. Это понятие права упоминается и в другом стихе: «.В имуществах которого известное право.»56. Следует отметить, что слово «известное», которое употребляется в этом стихе, подчеркивает четкий и конкретный характер этого сбора, размер которого рассчитывается объективно и вполне научно. И действительно, наряду с возникновением структур, необходимых для взимания и распределения заката, была создана целая наука, занимавшаяся расчетом и определением условий сбора этой подати в зависимости от характера накопленного мусульманином богатства (серебро, золото, доходы от торговли, скотоводства, земледелия, эксплуатации рудников).
В стихе 60 суры 9 Корана называются восемь категорий лиц, среди которых распределяются средства, полученные в виде заката: «Милостыни - только для бедных, нищих, работающих над этим, - тем, у кого сердца привлечены, на выкуп рабов, должникам, на пути Аллаха, путникам, - по постановлению Аллаха. Аллах - знающий, мудрый!» Это положение Корана предоставляет гуманитарным организациям большую свободу действий, позволяя им оказывать помощь не только лицам, оказавшимся в чрезвычайной ситуации (беженцам, пострадавшим от стихийного бедствия), но и тем, кто нуждается в длительной помощи - должникам и неимущим.
Религиозные правоведы считают, что с помощью заката следует удовлетворять все потребности нуждающихся - в пище, одежде, крове, медицинской и социальной помощи, образовании. Эти средства нужно распределять в той стране, где они были собраны, передача их иностранному государству происходит только в крайнем случае - если
54 Al-Hafid, hadith N° 2778, см. выше, volume 5, p. 510.
55 Коран, сура 51, стих 19 (19).
56 Коран, сура 70, стих 24 (24).
133
Джамаль Крафесс - Ислам и гуманитарная помощь
там возникает голод, происходит стихийное бедствие или война. Как утверждают последователи малекитской57 религиозно-правовой школы, размер заката должен быть настолько велик, чтобы бедняк мог удовлетворять свои потребности в течение целого года. Сторонники другого течения - шафииты - выступают за то, чтобы бедняк получал столько, сколько необходимо, чтобы окончательно выйти из состояния иждивенчества. Второй калиф Омар говорил по этому поводу: «Если вы им подаете, давайте столько, чтобы они обогатились...»58.
Все историки единодушно высказывают мнение, что применение системы заката породило необычайную социальную сплоченность мусульман и привело к значительному повышению уровня жизни бедных слоев населения. В частности, призыв совершать закат, наряду с другими побуждениями, привел к тому, что через тридцать лет после наступления эры ислама в Аравии были освобождены бывшие рабы.
Вакф
Вакф (постоянная милостыня) у мусульман означает «наложение ареста на завещанное имущество». Речь идет о том, чтобы выделить имущество или сделать его неотчуждаемым для последующей передачи на религиозные или благотворительные цели. Соответствующие структуры будут извлекать доходы, используя это имущество, а полученные средства направлять на оказание помощи нуждающимся. Вакф представляет собой имущество или материальные ценности, которые поддаются количественному определению. Это имущество и ценности (деньги, недвижимое имущество, ценные бумаги и т.п.) должны непрерывно приносить доход в отличие от потребляемых вещей.
Можно привести множество коранических текстов и высказываний Пророка, устанавливающих вакф. Напомним уже цитировавшийся в этой статье хадис: «Когда человек умирает, он более не может рассчитывать на вознаграждение за свои дела, за исключением трех случаев: если он постоянно подавал милостыню, если он приобрел полезное знание и если у него есть набожный сын, взывающий к Богу...»59.
Под «постоянной милостыней» Пророк понимал любое действие, позволяющее получать доход в течение продолжительного вре-
57 На заре ислама возникло пять религиозно-правовых школ, представители которых, основываясь на положениях Корана и словах и поступках Пророка Мухаммеда, разрабатывали законы, касающиеся веры, а также экономической, политической и социальной жизни мусульман. Речь идет о малекитах, шафиитах, ханафитах, ханбалитах и джафаритах.
58 Abou Oubaid Al-Kassim,Al-Amwal (Les richesses), p. 565.
59 См. выше примечание 39.
134
Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Красного Креста
мени. У второго халифа Омара Ибн Хаттаба был кусок земли, которым он очень дорожил. Однажды он решил его подарить и обратился к Пророку за советом. Мухаммед порекомендовал ему не делать этого, а землю использовать для удовлетворения нужд неимущих: «Если хочешь, не избавляйся от этого имущества, а приносимые им доходы раздай в качестве милостыни. При этом землю нельзя продавать, дарить и она не может перейти по наследству...».
Около 80 последователей Пророка сделали аналогичные завещательные распоряжения. И с тех пор практика вакфа стала широко применяться во всех мусульманских сообществах, а объем таким образом оформленного имущества стал настолько велик, что в большинстве мусульманских стран были созданы специальные министерства, которые занимаются управлением вакфа (нередко они называются министерствами хубуса). Эти ведомства решают вопросы технического характера (содержание, производство, управление), а также занимаются распределением получаемой прибыли - финансируют социальные или благотворительные проекты. Как и в случае с закатом, вакф предусматривает оплату накладных расходов и выплату вознаграждения управляющим, которые производятся прежде, чем малоимущие начнут получать помощь.
Доходы, получаемые от использования вакфа, использовались в самых различных областях, охватывающих социальную, гуманитарную, культурную и экономическую стороны жизни. Они шли на рытье колодцев, сооружение источников, строительство жилья для бедняков, которые не могли платить арендную плату, а также постоялых дворов и гостиниц, где путники могли бесплатно переночевать, содержание мостов и дорог, организацию похорон малоимущих, содержание кладбищ, оказание помощи слепым, инвалидам и заключенным, оплату расходов, связанных со свадьбой холостяков, у которых не было на это средств, финансирование благотворительных столовых, строительство мечетей, обеспечение малолетних детей молоком и т. д60.
Самым ярким примером было финансирование строительства, а затем функционирования школ и больниц. Благодаря средствам, получаемым от вакфа, построенные более десяти веков тому назад школы работали так же, как и современные учебные заведения. В школе, помимо учебных классов, были читальный зал, столовая, учительская и общежитие. Часто в этот комплекс входили жилище для директора и место для занятия спортом. Зарплату учителям также выплачивали из этих средств.
60 Moustafa Al-Sibai, Min Rawaie Hadaratina (Merveilles de notre civilisation), ed. Dar Al-Salam, Le Caire, 1998.
135
Джамаль Крафесс - Ислам и гуманитарная помощь
В области здравоохранения, благодаря вакфу, имели место серьезные нововведения, среди которых можно назвать создание передвижных медицинских пунктов, которые перемещались от селения к селению, или направление групп спасателей в места большого скопления людей. Только в районе Кордовы (Андалузия) насчитывалось 50 больниц. В больницах было несколько отделений (хирургическое, офтальмологическое, травматологическое, психиатрическое и т. д.). В каждом отделении работал старший врач, врачи и санитары. Врачи принимали в определенные часы, но у них был, говоря современным языком, скользящий график, что позволяло обеспечить круглосуточное дежурство61.
Приведем несколько примеров использования средств, полученных в виде вакфа (эти виды гуманитарной деятельности существуют и сегодня): из завещанных таким образом средств финансировались места, где содержались больные животные или старые лошади (стадион в современном Дамаске), или выплачивалось вознаграждение группам клоунов и музыкантов, которые приходили к больным, чтобы поднять им настроение.
Современное воплощение гуманитарных принципов ислама
Благодаря развитию средств связи и сообщения, гуманитарная помощь не ограничивается более одним городом или районом, ее масштабы приобретают планетарный размах. В прошлом отдельные инициативы и действия структур по сбору и раздаче гуманитарной помощи предпринимались на местном уровне. В случае с закатом, когда удовлетворялись потребности местного населения, излишки направлялись в другие районы, как того требовали центральные органы власти.
Сегодня более современные структуры, особенно такие как неправительственные организации, работают в области ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций или развития. Эти НПО действуют на основании тех же текстов, мобилизуя финансовые и людские ресурсы, которые позволяют им осуществлять самые разнообразные гуманитарные программы в различных частях света, где происходят те или иные события. Ниже приводится несколько примеров такой деятельности.
Закат
В прошлом взиманием заката занимались правительства мусульманских государств, выполняя эту функцию с помощью специального уч-
61 Ibid.
136
Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Красного Креста
реждения - «баит-аль-маала» (финансового дома). Это был фонд, создававшийся в целях оказания помощи малоимущим. Как правило, мусульмане делали пожертвования в виде заката в этот фонд, который затем распределял эту помощь среди нуждающихся. Если в соответствующей стране такие потребности не возникали, средства передавались в другие страны.
Сегодня многие мусульмане считают, что большинство их правительств преследуют политические цели, и более не доверяют своим руководителям. В этой ситуации вполне обоснованно возникли НПО, которые заполнили этот вакуум и стали собирать закат. Часто мусульманские гуманитарные организации собирают и распределяют закат, равно как и другие виды добровольных пожертвований, в основном в странах третьего мира. Они выполняют функцию, без которой доноры оказались бы в трудном положении.
Сбор средств во время Рамадана
Мусульмане пользуются атмосферой, которая царит во время Рамадана, чтобы более активно делать пожертвования. Именно в этот период многие мусульманские НПО проводят кампании по сбору средств. Часть этих средств идет на оказание малоимущим продовольственной помощи (им раздают праздничные продуктовые наборы), остальные средства направляются на осуществление программ развития. В прошлом закат аль-Фитр62 распределялся на местном уровне. Сегодня, благодаря деятельности НПО, собранные в этот период средства используются для оказания помощи бедствующему населению третьих стран.
Операция Курбани
Ссылаясь на обязанность угощать мясом бедняков по случаю праздника Жертвоприношения, многие мусульманские НПО предлагают верующим совершить этот обряд, передав им предназначенную для неимущих баранину. Благодаря этому, тысячи тонн мяса распределяются среди населения, страдающего от голода и недоедания в странах Африки и Азии.
Опека над сиротами
Учитывая большое количество чрезвычайно убедительных коранических текстов и высказываний Пророка, мусульманским НПО без труда
62 Пожертвование, которое каждый мусульманин должен сделать в конце Рамадана. В настоящее время эта сумма равна 5 евро.
137
Джамаль Крафесс - Ислам и гуманитарная помощь
удается пропагандировать и осуществлять программы по установлению опеки над сиротами в развивающихся странах. Число сирот, которые могут находиться на попечении у одной НПО, достигает порой нескольких десятков тысяч. Часто эта помощь носит многосторонний характер (питание, забота о здоровье, образование, социальная помощь) и предоставляется как на индивидуальной, так и коллективной основе (в детских домах).
Миникредиты
В соответствии с наставлениями, содержащимися в Коране и других источниках, многие мусульманские НПО реализуют в странах третьего мира программы, направленные на то, чтобы жители этих стран могли обеспечивать себя всем необходимым самостоятельно и обходиться без посторонней помощи: речь идет о передаче им коров, семян, сельскохозяйственных материалов, организации малых предприятий и т. п.
Вакф
Мусульманские НПО не забыли, какое важное значение имеет вакф в стратегическом плане для реализации проектов стабильного развития. Некоторые из них, например, «Исламская помощь», даже модернизировали механизмы вакфа. Так, донору предлагается пожертвовать одну или несколько акций (в настоящее время одна акция стоит 1 300 евро). Эти ценные бумаги затем вкладываются в нерисковые экономические проекты или недвижимость. После вычета накладных расходов годовые доходы используются для финансирования гуманитарных проектов после предварительного согласования с донором. Эта система позволяет постоянно финансировать и тем самым непрерывно осуществлять такие программы.
Различные пожертвования
Как мы могли уже убедиться, у мусульманина существует великое множество возможностей сделать то или иное пожертвование. Мусульманские НПО предлагают делать это на индивидуальной основе, что позволяет донорам заниматься благотворительностью. Так, различные события (рождение ребенка, каффара, болезнь или смерть родственника) стали поводом для осуществления тысяч благотворительных программ. Конечно, речь идет о малых проектах, но, учитывая их количество, можно говорить об их эффективности. Среди этих программ
138
Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Красного Креста
следует также назвать рытье колодцев, выделение средств для проведения хирургических операций, раздачу продовольственной помощи.
Гуманитарная область весьма обширна. Опираясь на коранические тексты и повеления Пророка, мусульманские НПО могут распространять сферу своей деятельности и на события, происходящие в современном мире. Многие из этих текстов успешно встраиваются в меняющуюся реальность. Приведем несколько примеров.
Освобождение рабов
В исламе борьба с рабством методом убеждения была весьма успешна на протяжении всей истории мусульманства. Мусульманские НПО могут без труда обратиться к кораническим текстам, чтобы сегодня объявить войну новым формам рабства. Нельзя ли не считать рабом шестилетнего пакистанского мальчика, которого заставляют в течение 18 часов ткать ковер? А 12-летняя камбоджийская девочка, которую родственники из меркантильных соображений отправляют на панель, разве она не рабыня?
Разминирование
Действия по удалению препятствия, которое мешает передвигаться путникам, Пророк рассматривал как подаяние: «Убирая с дороги все, что мешает путнику, ты даешь милостыню...»63. Нельзя ли истолковать эти слова как призыв производить разминирование?
Посредничество
Сегодня НПО призваны не только заниматься гуманитарной деятельностью, но и играть вспомогательную роль в таких делах, как привлечение внимания общественности к гуманитарным проблемам, защита жертв чрезвычайных ситуаций, посредничество и примирение, содействие мерам по установлению мира. В коранических текстах неоднократно выражается эта мысль. Пророк говорил: «Лучшая словесная милостыня есть заступничество, при помощи которого можно освободить пленников и избежать кровавой битвы между противниками.».
63 Al-Boukhari, Sahih, hadith N° 1390.
139
Джамаль Крафесс - Ислам и гуманитарная помощь
Заключение
Анализ коранических текстов и высказываний Пророка позволяет понять, насколько сильно ислам стимулировал гуманитарную деятельность, придав ей обрядовый и обязательный характер. Делая добро, мусульманин, прежде всего, совершает акт поклонения Господу, чтобы быть ближе к Нему. За это он ждет также вознаграждения как в своей земной жизни, так и в загробной. Он не сможет считать себя верующим, если не будет приходить на помощь своему ближнему. Он верит, что набожность неразрывно связана с состраданием. Он также знает, что может подвергнуться уголовному преследованию, если не будет исполнять свой долг по отношению к бедным и пострадавшим. Он убежден, что милосердие, проявленное к неимущему, поможет заслужить ему прощение за свои грехи и избежать кары, которая ожидает его в могиле, а также испытаний в час Страшного суда и пламени ада.
В исламе были разработаны механизмы (в частности, закат, вакф, каффара), которые самым серьезным образом повлияли на жизнь людей: следствием этого стали освобождение рабов, оказание существенной помощи наиболее уязвимым группам населения, развитие системы образования и здравоохранения.
Большое количество коранических текстов и высказываний Пророка, содержащих призыв делать добро, способствовали тому, что люди проявляли самые разнообразные акты милосердия в различных областях: речь идет о продовольственной помощи, о развитии систем здравоохранения и образования, о снабжении населения водой и освобождении рабов и о многом другом.
В большинстве текстов помощь рекомендуется оказывать и немусульманам. Гуманитарная деятельность должна осуществляться без всякой дискриминации по причинам религиозной или расовой принадлежности или по политическим соображениям.
Сочетание гуманитарной деятельности и религиозной практики гарантирует первой широкую поддержку, постоянство пожертвований и непрерывный приток ресурсов.
Ислам предусматривает, что часть пожертвований передается структурам, которые обеспечивают функционирование заката и вак-фа. Гарантированное финансирование этих структур представляет собой серьезный аргумент в глазах представителей гуманитарных организаций и является залогом профессионализма и эффективности -ведь все мы знаем, что у работающих на добровольных началах возможности не являются неограниченными.
140