Научная статья на тему 'Конфессиональный взгляд на благотворительность'

Конфессиональный взгляд на благотворительность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1107
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / РЕЛИГИОЗНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / RELIGIOUS CHARITY / МИЛОСЕРДИЕ / MERCY / ФИЛАНТРОПИЯ / PHILANTHROPY / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / CATHOLIC CHURCH / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ORTHODOX CHURCH / ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЦЕРКОВЬ / PROTESTANT CHURCH / МУСУЛЬМАНСТВО / ИСЛАМ / ISLAM / ИУДАИЗМ / JUDAISM / ЗАКЯТ / ZAKAT / ВАКУФ / СААДАКА / ЦДАКА / TZEDAKAH / MUSLIM / WAQF / SADAQAH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Галкова Ольга Валентиновна, Савицкая Ольга Николаевна

Анализируются взгляды на благотворительность и милосердие таких основный религиозных конфессий, как христиане (католики, православные, включая старообрядцев, протестанты), мусульмане и иудеи. Выводятся общие черты и различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the views on charity and philanthropy of such major religious denominations as Christians (Catholics, Orthodox, including old believers, Protestants), Muslims and Jews. Their common features and differences are under consideration.

Текст научной работы на тему «Конфессиональный взгляд на благотворительность»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

Main activities of the Orenburg Zemstvo in 1913-1915

The article deals with the main activities of the Zemstvo in the economic and cultural life of the population of the Orenburg province: creation of new primary colleges and Zemstvo schools, organization of short-term summer pedagogical courses, medical services for the population, development of the Zemstvo sanitary organization, as well as reconstruction of roads and paths that were on the civil territory of the Orenburg province.

Key words: national education, Zemstvo schools, Zemstvo medicine, sanitation, road construction.

(Статья поступила в редакцию 26.03.2018)

о.В. галкова, о.н. савицкая

(Волгоград)

конфессиональный взгляд

на благотворительность

Анализируются взгляды на благотворительность и милосердие таких основных религиозных конфессий, как христиане (католики, православные, включая старообрядцев, протестанты), мусульмане и иудеи. Выводятся общие черты и различия.

Ключевые слова: благотворительность, религиозная благотворительность, милосердие, филантропия, католическая церковь, православная церковь, протестантская церковь, ислам, мусульманство, иудаизм, закят, вакуф, саадака, цдака.

С точки зрения нерелигиозного историка, церковная благотворительность представляет собой добровольную и безвозмездную деятельность церковных организаций и священнослужителей (или таковую их деятельность совместно с другими государственными, муниципальными и общественными организациями и частными лицами) по оказанию отдельным людям и организациям помощи в виде предоставления имущества, финансовых средств, выполнению работ, оказанию услуг и иной поддержки, а также направленную на

О Галкова О.В., Савицкая О.Н., 2018

поощрение общественно значимых форм деятельности.

современные церковные организации вкладывают в это понятие несколько иной смысл. Подтвердим это первоначально на примере Русской Православной Церкви, а затем и других религиозных конфессий. В беседе со священником Сергием (Киреевым), который возглавляет отдел церковной благотворительности и социального служения Балашовской епархии Саратовской митрополии, было подчеркнуто, что «социальное служение Церкви (или, по-другому, благотворительность, социальная деятельность, диакония) - это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность. Цель такой деятельности - оказание помощи нуждающимся, но при этом задача - не дублировать функции государства. Главная цель социального служения -духовная: ее участники призваны научиться любви, т. к. милосердное служение - помогает человеку обрести любовь, а вместе с ней -самоотверженность, кротость, долготерпение, смиренномудрие и другие христианские добродетели» [6]. Как видим, в первом определении сама благотворительная деятельность, выступая свидетельством определенной нравственной зрелости ее творцов, интересует исследователей, прежде всего, с точки зрения ее материальных результатов, целесообразности, своевременности и результативности оказания нуждающимся в ней бескорыстной помощи. Религиозно-церковное видение благотворительности на первый план выдвигает ценность обретения благотворителями и благо-творимыми христианских добродетелей, процесс нравственного самосовершенствования.

Заметим также и то, что для православно-церковной концепции благотворительности характерно ранжирование видов благотворительной деятельности, выделение в качестве основных таких ее направлений, как «окорм-ление домов престарелых и одиноких людей преклонного возраста; окормление больниц; оказание помощи бездомным и малоимущим; помощь инвалидам»; помощь детским домам и приютам, в качестве главного все же выступает помощь священникам [Там же].

Современное видение благотворительности определяется общим содержанием и духом «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г. Вслед за

ИЗВЕСТИЯ вгпу

этим другие религиозные организации России приняли аналогичные основополагающие документы: в 2001 г. Совет муфтиев России - «Основные положения социальной программы российских мусульман»; в 20022003 гг. Российский объединенный союз христиан веры евангельской - «Основы социальной концепции РОСХВЕ» и Евро-Азиатское отделение Церкви христиан адвентистов седьмого дня - «Основы социального учения церкви христиан АСД России». Все эти организации протестантского толка приняли совместный документ - «Социальная позиция Протестантских церквей России».

В 2003 г. «Основы социальной концепции иудаизма в России» принял Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России, а в 2010 г. была утверждена «Социальная концепция Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского Исповедания». Все эти док-тринальные документы не только явились свидетельством новых российских реалий начала XXI в., но и определялись историческими традициями деятельности укоренившихся в России религиозных конфессий, основополагающими религиозными догматами.

Наряду с православными, католики и протестанты как представители различных ветвей христианства считают милосердие и благотворительность важной частью религиозного служения, а заботу о бедных - лучшим использованием богатства (Лк. 12: 33). Филантропия должна быть избирательной в отношении ее адресатов, бескорыстной, тайной и добровольной. Исходя из идеи ответственности богатых перед бедными, благотворительность вершится во имя восстановления социальной справедливости. Благотворительность считается обязанностью любого христианина, но в первую очередь - богатого и знатного. Нищий считался орудием спасения для богатых.

Весь смысл православной благотворительности уходит своими корнями в евангельское учение о милостыне («блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7), «продайте имения ваша и дадите нищим») и христианские заветы отношения к ближнему своему («возлюби ближнего своего как самого себя» (Мф. 22: 39). Слово «милостыня» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это не только сострадание, милосердие, но и праведность, или, как у апостола Павла во Втором послании к коринфянам, правда («как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век» (2 Кор. 9: 9)).

При этом религиозный смысл благотворительности в приближении к Господу: «Благотворящий бедному дает взаймы господу, и Он воздаст за благодеяние его» (Притч. 19: 17). В узком смысле это благотворительность в отношении бедных (Мф. 6: 2-4; Лк. 11-41; Деян. 3: 2; 10: 2). Православное вероучение выделяет в качестве целей благотворительной деятельности проявление христианской любви, сострадание, уподобление Богу - Подателю благ (тео-зис), самосовершенствование на пути к спасению [4]. Милосердие, помощь ближнему осуществляется не только не ради благотворителя, но даже и не ради самого благодетельствуемого, а только ради Христа, чтобы своим примером пробудить людей к человечности и высокой духовности. Неоказание милостыни - страшный грех: «Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен» (Притч. 14: 21). Заповедь милосердия - важнейшая в христианстве. «Милостыня - царица добродетелей», - говорил Св. Иоанн Златоуст, а тот, «кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком» [7, т. II, с. 323; т. VII, с. 542].

Для старообрядцев наряду с вышесказанным особое значение приобретает учение о трех дарах. В.П. Рябушинский, принадлежащий к известному роду московских купцов-староверов, в своих воспоминаниях «Купечество московское» привел древние старообрядческие стихи об Иоанне Предтече: «Сослал Господь три дара. Уж как первый дар - крест и молитву. Второй дар - любовь и милостыню. Третий дар - ночное моление. Четвертую заповедь - читательную книгу» [8]. Что касается второго дара - любви и милостыни, то ему служили богадельни, больницы, даровые столовые [там же]. Старообрядцы, не считая богатство греховным, в то же время не смотрят на бедность как на порок, неугодный богу. Богатый, в отличие от бедного, является лишь божьим управителем своего богатства. Считая себя избранными для вечной жизни, старообрядцы стремились во что бы то ни стало сохранить свой собственный мир, помогая для этого всем нуждающимся в общине. Но и вне ее, творя милосердие, старообрядцы видели в этом деяние во славу Бога и истинной веры [5].

Старообрядческую религиозную этику нередко сравнивают с протестантской, но последняя все же имеет существенные отличия. Для протестантской религиозной психологии характерна покорность божьей воле, вера в предопределение, которая нередко соединяет-

ся с уверенностью в принадлежности к числу избранных. Богатство выступало свидетельством праведности и угодности Богу. Отсюда и стремление разбогатеть любыми средствами. Бедность, в свою очередь, воспринималась как знак неугодности Богу. Правда, со временем (начиная с XVIII в.) благотворительность у протестантов стала осознаваться как возможность спасения души того, кто нуждается в помощи. Поэтому благотворительность расценивается, прежде всего, как оказание помощи в духовном возрождении человека, поиске своего призвания. Человека не следует жалеть, надо создать необходимые условия для его развития и самореализации. такое понимание благотворительности связано с популярной в американском протестантизме идеей «ковенанта» - завета между Богом, человеком и общиной «верных». Для создания богоугодного общества необходимо было учитывать благо всех или большинства общества [12, с. 17]. Проявляя уважение ко всем членам общины «верных», протестанты полагали, что благотворение должно, прежде всего, помешать кому-либо из общины разориться. Протестанты осудили личную милостыню, столь близкую духу православия и русскому менталитету: при помещении сироты на попечение родственников протестанты полагали обязательным условием этого государственное возмещение затрат. Кроме того, благотворительная помощь должна была оказываться только достойным, добропорядочным людям, поэтому оказанию милосердной помощи, как правило, предшествовало скрупулезное расследование всех обстоятельств дела. Благодаря всему этому у протестантов первых благотворительность становится формой социальной работы, в которой наряду с обществом принимает участие и государство.

Идея благотворительности для католиков связана с представлением о возможности спасения через совершение добрых дел как материального (накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, принять странника в свой дом, посетить больного, похоронить заключенного), так и духовного (обратить грешника, научить непросвещенного, утешить скорбящего, дать добрый совет сомневающемуся, прощать от всего сердца обиды, молиться за живых и усопших) свойства [9, с. 19-20].

Важнейшей основой католического милосердия, филантропии являются идея общего блага и связанные с ней принципы солидарности и субсидиарности. В соответствии с ними

каждый католик должен способствовать благополучию ближних, быть сопричастным к ним, строя равные отношения с теми, кому помогает. Коме того, отношение к благотворительности у католиков опирается на представление о необходимости защиты божественного достоинства каждой личности, обладающей неотъемлемыми правами на достойные жилищные условия, труд, питание, образование и доступ к культуре.

Немаловажное значение благотворительность имеет для мусульман. В соответствии с религиозным учением ислама Аллах сам милостив и милосерден и требует того же от всех мусульман. В одном из хидисов так определена ценность милосердия: «После смерти человека прекращается и запись его благих дел, кроме трех: живая милостыня, полезное знание и благое дитя, поминающее его в молитве» (Муслим, Васиййа, 14). Равные перед Аллахом, мусульмане должны заботиться друг о друге. Душа, которой чуждо милосердие, не может считаться живой. Сердца истинных мусульман должны быть преисполнены милосердием и состраданием, которые проявляются в таких благодеяниях, как закят, пожертвование и служение, являющиеся воплощением самого важного долга правоверного мусульманина - выражением благодарности Аллаху за его многочисленные дары. Самой совершенной формой милосердия является инфак - пожертвование [11].

главные формы мусульманской благотворительности - закят и садака. Каждый мусульманин должен выплачивать закят. Закят в переводе с арабского обозначает «благодать», «очищение», «правильность», «рост», «увеличение». Он представляет собой сумму, выделенную при определенных обстоятельствах из имущества, которая должна быть передана нуждающимся в ней людям. Закят является третьим основным столпом в исламе: свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха и Мухаммад - посланник Аллаха, совершение молитвы, выплата закята, совершение хаджа и соблюдение поста в рамадане [1]. Закят «очищает» и делает безгрешным пользование накопленным богатством.

Закят - особый налог в пользу нуждающихся мусульман, который раз в год должен выплачивать каждый дееспособный мусульманин с облагаемого этим налогом денег, золота, серебра, домашних животных (крупного и мелкого рогатого скота и верблюдов), зерновых сельскохозяйственных культур (пше-

ницы, ячменя, овса, риса, кукурузы, бобов и пр.), с торгового товара, с полезных ископаемых и найденного клада. По каждой из категорий имущества установлены четкие размеры закята. так, мусульманин обязан заплатить 2,5% с накопленного золота, серебра или денег; с капитала, вложенного в товар, и дохода, полученного от торговли; с домашнего скота и птиц; от 5 до 10% - с урожая, если он превышает вес в 647 кг, и морепродуктов, если они предназначены для торговли; 10% - с «чистого» дохода, получаемого за сдаваемую в аренду недвижимость. Самой значительной суммой облагался обнаруженный клад и добыча полезных ископаемых, включая золото, серебро и драгоценные камни, - 20% их стоимости [1]. Внутри каждой из отмеченных категорий дополнительно оговаривались условия начисления закята на те или иные виды имущества.

Выплата закята обусловливается тем, что все имущество мусульман принадлежит Аллаху. Для самого же мусульманина имущество является вверенной обязанностью. Использование его вне рамок дозволенного является преступлением. Пожертвования благотворно сказываются на состоянии имущества человека, поддерживают мир и спокойствие в обществе, устраняют зависть и вражду [11]. Закят берется только с обеспеченных людей и предполагает, что они обладают определенным минимумом (нисаб) имущества; люди с низкими доходами от него освобождены. Если человек пренебрегает выплатой закята, ему грозят самые суровые кары - он считается вероотступником и его ждет вечное пребывание в аду: «И пусть не считают те, которые скупятся на милости, дарованные им Аллахом, что это - лучшее для них, Нет, это - худшее для них! В День воскресения обязательно закуют их в ошейники из того, чем они скупились; и Аллаху принадлежит наследие небес и земли; и Аллах ведает о том, что вы творите» (Коран 3: 180). Наказание ждало не платящего зя-кат и в этой жизни. Пророк Мухаммад грозил им: «Кто отдает закят, надеясь на награду от Аллаха, тот получит ее. А кто отказывается от его выплаты, у того мы поистине, заберем его и еще половину его имущества, как наказание от нашего Господа» (цит. по: [1]).

Вместе с тем не все мусульмане должны были платить закят. Если человек является должником, что не позволяет ему иметь упомянутую сумму, или не имеет минимальных условий для нормальной жизнедеятельности (собственного жилья, минимального количе-

ства мебели, самой необходимой одежды) и откладывает деньги для их приобретения, то он не обязан выплачивать закят.

Закят предназначается далеко не всем нуждающимся, а только восьми определенным категориям. Согласно Корану, «пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расхода на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый» (Коран 9: 60). Отсюда первая категория - бедные (мискин), имущество которых не достигает определенного уровня. Вторая категория - нуждающиеся (факир). Это нищие, которые отличаются от бедных еще худшим положением, это те, которые не владеют ничем, а также те, которые в силу возраста или болезни не способны зарабатывать. Третья категория - люди, связанные с закятом (амиль), те, которых имам назначил для сбора и распределения закята. Четвертая категория - это те, чьи сердца нуждаются в утешении (муаллафа-ту кулубихим), - люди, которые раньше исповедовали другую религию, а затем приняли ислам и нуждаются в моральной и материальной поддержке. Шестая категория - обремененные долгами, разрешенными шариатом (харим). Седьмая категория - это те, кто полностью посвятил себя служению исламу (ахлу сабилил-лах). Восьмая категория - путники (ибн-ус-сабиль), оторванные от своего имущества, независимо от того, богаты они у себя на родине или нет. При этом цель путешествия не должна противоречить шариату [3]. Хозяин имущества имеет право разделить свой закят между всеми категориями, также он может ограничиться и одной категорией.

Закятное имущество не разрешается использовать для строительства мечети, молельных комнат, колодцев или дорог, для покупки савана, возмещения долгов усопшего или давать богатому. Но можно возмещать долги бедного (факира), и получающий долг будет уполномоченным этого бедняка [10].

В исламе также четко определены лица, которым нельзя давать закят. Во-первых, за-кят запрещается давать отцу, дедушке, сыну, внуку и жене. Во-вторых, жена также не имеет права давать закят мужу. В-третьих, запрещено давать закят человеку, имеющему имущество, с которого выдается закат, потому что по шариату он считается богатым. В-четвертых, запрещено давать закят богатым мусульманам

и немусульманам, исходя из слов Пророка, обращенных к Муазу: «Бери закят у богатых мусульман и давай бедным мусульманам». но им можно давать садака, исходя из слов Пророка: «Давайте милостыню людям любой религии». В-пятых, человеку, который расходует данный ему закят на запретное, а также тому, кто не совершает намаз, кроме исключительных случаев. Если человек дал закят кому-нибудь, будучи убежденным, что дал его бедному, но после узнал, что тот богат, или это случилось в темноте, а потом выявилось, что взял его отец или сын, то отданный закят все равно считается, потому что его было необходимо отдать тому, кого человек считает нуждающимся (факиром) [10].

Есть множество видов подаяний во имя Аллаха, которые объединяются общим названием «милостыня». Если закят - обязательный для мусульман налог, то садака - желательная милостыня, пожертвование, подаяние из того, что имеется. Милостыней считается любое благодеяние, и не только материальное: «добрый совет, утешение страдающему, благая весть, избавление от беспокойства, устранение препятствий с пути, посещение больных» [11]. Правоверный мусульманин жертвует из того, что ему не принадлежит, т. к. в суре Ат-тауба говорится, что «Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на уготованный им рай». Оказание помощи слабым и неимущим поддерживает гармонию и порядок в обществе, а следовательно, служит источником благодати как в этом мире, так и после смерти. Дающим страждущим Аллах обещал: «тому, кто предстанет (перед Аллахом) с добрыми делами, воздастся десятикратно» (Коран 6: 160).

Благодеяние важно совершать с добрым сердцем и без упреков тому, кто нуждается в помощи: «Доброе слово и прощение лучше подаяния, за которым следует обидный попрек. Аллах ни в чем не нуждается, Он - снисходителен» (Коран 2: 263). Для мусульманина истинное богатство не материальное, а духовное, которое он обретает на Пути к Аллаху. И богатый, и бедный довольны своей судьбой, жертвуя нуждающимся из имеющегося у них состояния: «Которые расходуют (свои) средства (во имя Аллаха), будь они в достатке или в бедности, которые сдерживают гнев и являют снисходительность к людям. Воистину, Аллах любит тех, кто вершит добрые деяния» (Коран 3: 134).

Коран учит, что жертвовать следует из наиболее ценного для самого жертвователя:

«О вы, которые уверовали! Тратьте (во имя Аллаха) наилучшее из приобретенного вами и то, что Мы взрастили вам на земле, и не стремитесь тратить (во имя Аллаха) никчемное, такое, что вы сами взяли бы, только зажмурив глаза. Воистину, Аллах - ни в чем не нуждающийся, хвалимый» (Коран 2: 267). Жертвование из того, что наиболее ценно, - одно из важнейших условий благочестия и приближения к Аллаху. При этом само благочестие трактуется как степень совершенства веры и милость Аллаха.

Милостыню следует давать скрытно. В противном случае у берущего может притупиться чувство стыда, и он утратит желание зарабатывать на жизнь своим собственным трудом. В свою очередь, жертвователь может впасть в гордыню. Лишь в том случае, если пожертвование может служить примером для других, воодушевить их, направить на благотворительную деятельность, она может быть и открытой. Причем толкователи Корана полагают, что закят должен выплачиваться открыто, а саадака - тайно: «Если вы даете милостыню открыто - прекрасно. Если вы скрываете ее, когда даете бедным, это еще лучше для вас» (Коран 2: 271). В связи с этим в мечетях появились камни саадака, на которые жертвователи могли положить деньги для нуждающихся, а бедняки брали из этих денег столько, сколько им было необходимо.

Важнейшим условием для того, чтобы за-кят и саадака были приняты, является то, что милостыня осуществляется во имя Аллаха. Дающий нуждающимся не должен рассчитывать на благодарность и похвалу. наоборот, он должен испытывать благодарность к берущему подаяние. Сам же он вправе рассчитывать только на милость Аллаха: «Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней, (и говорят): "Мы даем пищу, только чтобы угодить Аллаху, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности. Ведь мы страшимся Господа своего в тот мрачный, гневный день". Аллах избавил их от бедствий того дня и одарил их процветанием и радостью» (Коран 76: 8-11).

Важной частью исламской благотворительности является вакф. Вакф, вакуф (в переводе с арабского «удержание») - «движимое и недвижимое имущество (земли, дома, скот, драгоценности и др.), переданное или завещанное» государством или отдельным лицом «на религиозные или благотворительные цели. В большинстве исламских государств вакуф

не облагается налогом и не отчуждается. Доходы от вакуфа идут на укрепление позиций ислама, а также на помощь неимущим» [2, с. 37]. Понятие вакуфа не содержалось в Коране. Вакуф появился впервые в УП-УШ вв. в Арабском халифате, а затем распространился на все мусульманские страны. До революции вакуф был главным средством существования мечетей, школ и мусульманских благотворительных заведений.

Законный вакуф, который основан на мусульманском праве, предполагал, что его учредитель полностью терял все права на переданное имущество. Различают и обычный вакуф (вакфалет), который предоставлял потомкам учредителя вакфалета право получения части дохода от него. Расходование доходов от ваку-фов контролируется судьей (кади) или специальным попечителем (назиром). Управление вакуфным имуществом осуществляли управляющие - мутаваллии. Их указывал сам учредитель вакуфа и утверждал кади.

Обращение частным собственником его имущества в вакуф, передача его какому-либо богоугодному или благотворительному учреждению возможны были только при условии, что таковые учреждения незыблемы и не способны к уничтожению. В первую очередь это были мечети, медресе, гробница святого, общественный колодец - надежные посредники в доведении средств до нуждающихся, своеобразный мост между богатыми и бедными. Пожертвования, которые передают в эти учреждения состоятельные люди, даже после их смерти служат бедным. По мнению современных исследователей исламской благотворительности, самый лучший способ делать пожертвования - через вакуфы.

В Пятикнижии, пророческой литературе и литературе премудрости неоднократно повторяется заповедь благотворительности, обязательной для всех классов общества. Среди 613 обязательных предписаний (мицвот) иудаизма есть этические мицвот (мицвот бейн адам ле-хаверо), которые регулируют отношения между человеком и его ближним. В Библии нет специального термина, обозначающего благотворительность, но содержится несколько законов, которые предусматривают своего рода обложение в пользу бедных (Ле-кет, шихеха у-феа; Трумот у-ма'асрот; субботний год; юбилейный год). Лекет, шихеха у-феа требуют от хозяина отдать три части урожая бедным и пришельцам. Лекет - это требование оставлять на поле упавшие во время жатвы ко-

лосья. Аналогичные предписания в Библии повелевают не обрывать мелкие гроздья винограда и не поднимать с земли упавшие ягоды. шихеха выражает библейское запрещение возвращаться в поле за забытым снопом. Она также распространяется на небольшие участки поля и на одно-два садовых дерева, с которых забыли снять урожай. Пеа предписывает оставлять края поля несжатыми. Для того чтобы бедняки были в равном положении, а также не подрались при сборе оставленного для них на поле урожая, рвать колосья следовало только руками всем вместе и в строго определенное время.

Трумот у-ма'асрот - в буквальном смысле - возношения и десятины - пожертвования и приношения левитам, кохенам, в пользу Храма, для бедных.

В соответствии с Библией, каждый седьмой (субботний) год землю следовало оставлять под паром, а долги - прощать. Талмуд предписывал также не обрезать и не собирать виноград. Семь семилетних циклов завершает юбилейный год. Помимо заповедей, которые характерны для любого субботнего года, в юбилейный год происходило возвращение исконным владельцам утраченных или проданных ими участков земли и освобождение еврейских рабов.

В соответствии с Библией благотворительность - это атрибут самого Бога: «Ибо Господь, Бог ваш... дает уд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду» (Вт. 10: 17-18). Поэтому в книге пророка Исайи говорится: «раздели с голодным хлеб твой, и скитавшихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его. и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень» (Ис. 58: 7, 10). Не день поста, а день, когда человек накормит голодного и приютит бездомного, объявляется в книге Исайи угодным Богу.

В Талмуде благотворительность обозначается словом цдака. Оно произошло от ив-ритского цедек - «справедливость». Дающий деньги на цдаку поступает справедливо. Это одна из важнейших заповедей. Законоучитель рава Асси так определил ценность цда-ки: «Благотворительность по своей важности равна всем остальным заветам вместе взятым» (Бава Батра 96). Еврейское право считает несправедливость не только аморальной, но и нарушающей закон. В историческом прошлом самоуправляющиеся еврейские общины опре-

деляли размер цдаки так, как теперь государство определяет размер налогов.

Тора предписывает евреям через каждые три года отдавать десятую часть своих доходов в пользу бедных (Дварим 26: 12) и дополнительный процент своего дохода - ежегодно (Ваикра 19: 9-10). Сотни лет спустя, после разрушения Храма и отмены ежегодного сбора на нужды храмовых священников и левитов, Талмуд предписал каждому еврею отдавать около десятой части годового дохода в качестве цдаки (Миш-нэ-Тора, Законы, касающиеся даров бедным 7: 5). Талмуд говорит о различных уровнях цдаки: «Есть восемь степеней цдаки одна выше другой. Самая высокая... когда помогают бедному еврею подарком, или ссудой, или включением его в ваше дело, или нахождением для него работы, - укрепляя руку его, чтоб ему не нужно было обращаться за помощью» (Миш-нэ-Тора, Законы о дарах 7: 7). М. Зборовский и Э. Герцог в книге «Жизнь с народом» писали: «Жизнь в местечке начинается и кончается цдакой. Когда рождается ребенок, отец дает деньги для раздачи бедным. на похоронах родные покойного раздают монеты нищим, наводняющим кладбище, и поющим: "Цдака спасет от смерти". Каждый поворот в жизни напоминает о необходимости благотворительности. Случается ли хорошее или дурное - мы кладем монету в ящик. Прежде чем зажечь свечи субботы, хозяйка кинет монету в один из ящичков. Дети воспитываются в традициях подавать. Отец учит сына подавать нищим, а не делает это за него. Часто детей просят дать милостыню, когда нуждающиеся совершают традиционный обход домов. Жест подаяния становится почти рефлексом» [13, с. 247].

Законоучители Талмуда точно установили, кто должен заниматься благотворительностью, кто имеет право пользоваться ею и каковы размеры благотворительной помощи. Впоследствии эти установки были кодифицированы Маймонидом в «Мишне Тора» в разделе «Галахические представления о дарах беднякам», а затем Яаковом бен Ашером и Иосефом Каро. Религиозное право иудаизма определяет благотворительность как обязанность каждого. Даже человек весьма скромного достатка должен помогать более нуждающимся, чем он сам. Если кто-либо отказывается от благотворительности или дает на благотворительность меньше, чем позволяют его средства, его можно принудить судом. В получении благотворительности женщины имеют приоритет

перед мужчинами, родственники - перед посторонними, земляки - перед иногородними. но если человек остается без средств в чужом городе, то он также имеет право на благотворительность. Человек также не обязан продавать предметы домашнего обихода, чтобы содержать себя, и поэтому, находясь в нужде, он тоже может рассчитывать на благотворительность.

Отчисление десятой доли состояния на благотворительность считается «посредственной» добродетелью, а пожертвование двадцатой части или менее - скупостью. В то же время не следует расходовать на благотворительность больше одной пятой части состояния, чтобы самому не обеднеть и не быть вынужденным пользоваться благотворительностью других. Следует принимать в расчет психологию бедняка и нельзя делать ничего, что может быть воспринято пользующимся благотворительностью как позорящее его. Поэтому наилучшая форма благотворительности - та, в которой оказывающий ее и пользующийся ею не знают друг друга. Что касается организации благотворительности, то по Маймониду, «в каждом городе, где живут евреи, они обязаны назначать старост благотворительности (габбаэй цдака), людей знатных и честных, которые должны собирать деньги у своих единоверцев в каждый канун субботы и раздавать их бедным... Мы никогда не видели и не слышали о еврейской общине, которая не имела бы кассу благотворительности» (Яд, Хил-хот матнот аниим 9: 1-3). Сбор средств должен был производиться не менее чем двумя старостами, а раздачей их должны были заниматься не менее трех человек. Бедняки состояли на учете в управлении кассы благотворительности, и поэтому нищим, побиравшимся по домам, большие суммы не давались. Касса благотворительности служила также для выкупа пленных и обеспечения приданого бедным невестам. Каждая община имела бесплатную столовую для бедных. Как правило, деньги, собранные для целей благотворительности, должны были расходоваться по предписаниям жертвователей. Хотя пользование благотворительностью вполне законно, и человеку, прибегающему к ней в нужде, стыдиться нечего, все же рекомендуется делать все возможное, чтобы не пользоваться ею.

Таким образом, и все ветви христианства, и ислам, и иудаизм высоко ценили милосердие и благотворительность, но имели существенные различия в ее понимании и практическом осуществлении.

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Список литературы

1. Висам Бардвил. Закят [Электронный ресурс]. URL: http://islam-book.info/zakon-obryadi/za kyat-osobiy-nalog/ (дата обращения: 16.11.2015).

2. Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов н/Д., 2009.

3. Значение и польза закята [Электронный ресурс] / Islamdag.ru: ислам. образоват. портал. URL: http://islamdag.ru/verouchenie/2625 (дата обращения: 16.11.2015).

4. Капустина А.М. Православно-христианская традиция благотворительности в России: фило-софско-религиоведческий анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Белгород, 2007.

5. Керов В.В. Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России в конце XVII-XIX вв.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 2004. С. 19-20.

6. Кузина О. Беседа в руководителем Епархиального отдела по благотворительности и социальному служению в Балашовской епархии св. Сергием (Киреевым) [Электронный ресурс] // Балашовская епархия Саратовской митрополии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат): [сайт]. URL: http://www.balashovblag.ru/index.php/2011-12-23-08-36-26/2012-01-19-07-55-17/1070-2012-06-01-05-59-42.html (дата обращения: 08.11.2015).

7. Полное собрание творений Святого Иоанна Златоуста: в 12 т. Спб.: Изд. С.-Петерб. Духовной Академии, 1895-1906.

8. Рябушинский в.П. Купечество московское [Электронный ресурс]. URL: http://1aya.ru/paper/art-259004.php (дата обращения: 08.11.2015).

9. Сулакшин С.С., Бачурина Д.В., Вилисов М.В. [и др.]. Благотворительность в России и государственная политика: моногр. М.: Науч. эксперт, 2013.

10. Так кому же выплачивается закят? [Электронный ресурс] // АССАЛАМ: духовно-просветительская газета. 2015. 15 авг. URL: http://assalam. ru/content/story/2526 (дата обращения: 16.11.2015).

11. Топбаш О.Н. Вакф. Благотворительность. Служение. Стамбул, 2004; М.: Изд. группа «Сад», 2007.

12. туманов М.А. Роль религиозно-этических принципов кальвинизма в повседневной жизни американской колонии новый Плимут в первой половине XVII в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2010.

13. Zborowski M., Herzog E. Life is with People: The Jewish Little-town in Eastern Europe. N.Y.:

International Universities Press, 1952.

* * *

1. Visam Bardvil. Zakjat [Jelektronnyj resurs]. URL: http://islam-book.info/zakon-obryadi/zakyat-oso biy-nalog/ (data obrashhenija: 16.11.2015).

2. Gogoberidze G.M. Islamskij tolkovyj slovar'. Rostov n/D., 2009.

3. Znachenie i pol'za zakjata [Jelektronnyj resurs] / Islamdag.ru: islam. obrazovat. portal. URL: http://islamdag.ru/verouchenie/2625 (data obrashhenija: 16.11.2015).

4. Kapustina A.M. Pravoslavno-hristianskaja tra-dicija blagotvoritel'nosti v Rossii: filosofsko-religio-vedcheskij analiz: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Belgorod, 2007.

5. Kerov V.V. Konfessional'no-jeticheskie fakto-ry staroobrjadcheskogo predprinimatel'stva v Rossii v konce XVII-XIX vv.: avtoref. dis. ... d-ra ist. nauk. M., 2004. S. 19-20.

6. Kuzina O. Beseda v rukovoditelem Eparhial'no-go otdela po blagotvoritel'nosti i social'nomu slu-zheniju v Balashovskoj eparhii sv. Sergiem (Kire-evym) [Jelektronnyj resurs] // Balashovskaja eparhija Saratovskoj mitropolii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi (Moskovskij Patriarhat): [sajt]. URL: http://www. balashovblag.ru/index.php/2011-12-23-08-36-26/2012-01-19-07-55-17/1070-2012-06-01-05-59-42.html (data obrashhenija: 08.11.2015).

7. Polnoe sobranie tvorenij Svjatogo Ioanna Zla-tousta: v 12 t. Spb.: Izd. S.-Peterb. Duhovnoj Akademii, 1895-1906.

8. Rjabushinskij V.P. Kupechestvo moskovskoe [Jelektronnyj resurs]. URL: http://1aya.ru/paper/art-259004.php (data obrashhenija: 08.11.2015).

9. Sulakshin S.S., Bachurina D.V., Vilisov M.V. [i dr.]. Blagotvoritel'nost' v Rossii i gosudarstvennaja politika: monogr. M.: Nauch. jekspert, 2013.

10. Tak komu zhe vyplachivaetsja zakjat? [Jelektronnyj resurs] // ASSALAM: duhovno-prosve-titel'skaja gazeta. 2015. 15 avg. URL: http://assalam. ru/content/story/2526 (data obrashhenija: 16.11.2015).

11. Topbash O.N. Vakf. Blagotvoritel'nost'. Slu-zhenie. Stambul, 2004; M.: Izd. gruppa «Sad», 2007.

12. Tumanov M.A. Rol' religiozno-jeticheskih principov kal'vinizma v povsednevnoj zhizni ameri-kanskoj kolonii Novyj Plimut v pervoj polovine XVII v.: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. M., 2010.

Confessional view on charity

The article deals with the views on charity and philanthropy of such major religious denominations as Christians (Catholics, Orthodox, including old believers, Protestants), Muslims and Jews. Their common features and differences are under consideration.

Key words: charity, religious charity, mercy, philanthropy, the Catholic Church, the Orthodox Church, the Protestant Church, Islam, Muslim, Judaism, zakat, waqf, sadaqah, tzedakah.

(Статья поступила в редакцию 04.04.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.