Научная статья на тему 'Гуманизация образовательного процесса высшего военно-учебного заведения'

Гуманизация образовательного процесса высшего военно-учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бонченков И. А.

В статье рассматривается проблема гуманизации образовательного процесса высшего военно-профессионального образования, определены принципы его гуманизации. Выявлены профессиональные компетентности курсантов, формируемые в ходе изменения взаимоотношений в системе преподаватель-курсант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanization of education in military schools

The article deals with the problem and principles of humanization of educational process in higher military-professional education. The level of professional competence of cadets is formed in the course of developing mutual relations between an instructor and a cadet that is also revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Гуманизация образовательного процесса высшего военно-учебного заведения»

УДК 378:355 И. А. БОНЧЕНКОВ

Омский танковый инженерный институт

ГУМАНИЗАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЫСШЕГО ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ_________________________________

В статье рассматривается проблема гуманизации образовательного процесса высшего военно-профессионального образования, определены принципы его гуманизации. Выявлены профессиональные компетентности курсантов, формируемые в ходе изменения взаимоотношений в системе «преподаватель-курсант».

Современный подход к воспитанию и образованию требует отказаться от технократического взгляда на курсанта как обучаемого, программируемого компонента системы образования, как объекта самых разных манипуляций. Содержание образования должно быть нацелено преимущественно не на запоминание, воспроизведение знаний и использование их в деятельности по образцу. Оно должно учитывать механизмы саморазвития личности, опираться на ее познавательную активность, способствовать формированию и развитию творческих способностей обучаемого. В центре внимания преподавателей должно находиться не столько содержание образования, сколько курсант как субъект обучения, постигающий знания, овладевающий необходимыми умениями и навыками будущей профессиональной деятельности в проблемных ситуациях. Проблема осознания преподавателями (в прошлом офицеров действующей Российской армии) духовности, нравственности, культуры общества, т.е. передачи творческого опыта и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, развития человеческой чувственности как основы формирования нравственно-духовных качеств личности еще не решается в должной мере современной высшей военной школой.

Значение высшей военной школы в становлении личности будущего офицера трудно переоценить. Одна из ее задач состоит в формировании личности, сопричастной к деятельности других личностей, способной сопереживать другому человеку, другой нации, самой природе и обществу. «Очеловеченная» высшая военная школа должна стать «антропоцентрической», т.е. поместить в центр самого курсанта, развивающегося человека, не его приспосабливать к учебному материалу, а все содержание подчинить развитию курсанта как высшей ценности.

Решение этой задачи возможно при условии гуманизации всей вузовской жизни, реализации гуманистического подхода в обучении, образовании и воспитании подрастающего поколения будущих офицеров.

Гуманизм выступает за отказ от идеи насилия, подавления, господства не только человека над человеком, но и человека над природой. Он рассматривает свободу как отношение, когда партнеры принимают друг друга такими, какие они есть, и признают ценности взаимовлияний и взаимоизменений, когда старая форма «развития за счет других» решительно отвергается, когда действительность интерпретируется

в понятиях единства, взаимосвязанности, сотрудничества, целостности, ответственности, заботы. Ядром гуманистического мировоззрения, его системообразующим фактором выступает человек. Это проявляется в многообразии отношений к человеку, обществу, духовным ценностям, к деятельности, т.е., по сути, ко всему миру в целом.

Понятие «гуманность» определяется С. И. Ожеговым и Н. Ю. Шведовой как человечность, отзывчивость, человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству. Гуманность формируется на основе повседневного отношения человека к окружающим. Приобретая глубокую осознанность, устойчивость, это отношение превращается в личностное качество — гуманность. Содержание устойчивого гуманного отношения к людям обусловлено потребностями индивида в любви, эмоциональном контакте, благополучии другого, творческом самоутверждении, чувстве собственного достоинства. «Человечность, — замечает Н. А. Бердяев, — есть целостное отношение человека к человеку и к жизни, не только к человеческому миру, но и миру животных. Человечность есть раскрытие полноты человеческой природы, т.е. раскрытие творческой природы человека. Эта творческая природа человека должна обнаружить себя и в человеческом отношении к человеку» [1].

Следовательно, гуманность — это одно из важнейших качеств личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Она выступает нравственно-психологической характеристикой развития личности.

Гуманизация учебно-воспитательного процесса — это восприятие преподавателем курсанта как человека, как наивысшей ценности, преодоление отчуждения образования от живой человеческой личности, ее потребностей и интересов, задач ее развития. Она составляет важнейшую характеристику образа жизни и деятельности преподавателей и курсантов. Развитие личности в этом случае становится основным смыслом педагогического процесса, качество и мера которого являются показателями работы высшего военного учебного заведения, преподавателей, всей системы образования.

Гуманизация педагогического процесса проявляется в выделении следующих приоритетов педагогической деятельности: подготовка курсантов к жизни

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008

во взаимосвязанном, взаимозависимом и одновременно альтернативном мире; формирование у них понимания необходимости сотрудничества между всеми нациями и народами, безоговорочное неприятие войны как способа решения спорных вопросов в любой области — государственной, религиозной, этнической; воспитание у курсантов уважения к окружающей природе и социальной среде, к разнообразию культур, пробуждение чувства ответственности за их судьбу, а также чувства собственного достоинства и личной чести; создание атмосферы сотрудничества между преподавателями и курсантами, поощрение стремления курсантов к поиску способов решения проблем, вставших перед ними, раскрывая даже в частном случае наличие общественно значимого содержания; обучение курсантов мыслить широкомасштабно, всегда делать выбор в пользу сотрудничества и мира. Важно не ограничивать духовный горизонт курсантов тем делом, за которое они непосредственно несут и будут нести ответственность, а учить выбирать такой вариант действий, который соответствует главным человеческим ценностям.

Появляются новые взаимоотношения — оба участника педагогического процесса находятся в поиске: преподаватель — как заинтересовать курсанта, найти оптимальные варианты изложения учебного материала, развить природные способности и дарования обучающихся, поддержать их стремление к познанию, не дать угаснуть интересу к профессиональным образовательным дисциплинам, к учению вообще, а курсант — в стремлении овладеть знаниями, умениями и навыками, развить профессиональные компетентности. Если преподаватель выступает как субъект более знающий, то курсант — как стимулирующий преподавателя больше знать, умело организовывать взаиморазвивающую деятельность.

Интересен подход Л. П. Буевой к трактовке понятия «гуманизация». В своей работе «Сакральность духовного пространства человека» она пишет о необходимости гуманизации образования и воспитания современной молодежи. Сущность этого процесса она видит в развитии личности человека, становления ее духовности, формировании системы человеческих ценностей, основу которых составляют, по ее мнению, не все ценности, установки, ориентации, мотивы, а лишь те, что определяют границы образа человечности в каждом индивиде, нарушение которых ведет к разрушению важнейших духовных опор человека. Особое значение Л. П. Буева придает гуманизации процесса воспитания. Гуманистический подход к воспитанию будет способствовать закреплению устойчивости духовных, нравственных опор как в обществе, так и в душе человека. Критикуя кризисную ситуацию в духовности и нравственности, она видит выход «...в образе мыслей и действий людей высоких нравственных и духовных ценностей. Только они дают необходимый тонус сопротивления неблагоприятным обстоятельствам и импульс к их преодолению. Только культура предопределяет разницу между человеком и животным. В этом смысле человек обречен на ее развитие и совершенствование, ибо она — способ его жизни» [2].

Иной подход к гуманизации у Ш. А. Амонашвили. По его мнению, главным является очеловечивание учебно-воспитательного процесса [3]. Ключ гуманизации педагогического процесса он видит в духовной общности обучаемого и обучающего.

Сущность гуманизации педагогического процесса многие авторы (А. И. Левко, Г. М. Купчина, Т. П. Лиз-нёва, А. С. Метелица и др.) связывают с процессами

обновления, возрождения общественной жизни, считая, что национальная культура может служить основой гуманизации воспитания и образования молодежи. Одни исследователи подчеркивают, что гуманизировать учебно-воспитательный процесс — значит наполнить информацию соответствующим социально-культурным содержанием, соотнести ее с потребностями и ценностными ориентациями обучающихся, условиями жизненного самоопределения и придать ей определенный смысл. Другие отмечают, что национальный компонент в системе образования будет способствовать гуманизации учебно-воспитательного процесса, если образование осуществляется на нравственной основе.

Известный чешский философ Т. Г. Масарик (1850—1937) отмечал: «...идея гуманности проявляется в наше время как идея национальная. В последнее время и у нас начинают понемногу понимать, что идея гуманности вовсе не противоречит идее национальной, а скорее, именно нация, как и каждый человек в отдельности, должна и может быть гуманной, человечной» и подчеркивал, что «любовь, гуманность должны быть позитивными. Часто ненависть, например, к другому народу уже считается проявлением любви к народу своему. Не буду здесь спорить о том, можно ли что-либо чужое любить, как свое. Было бы противоестественно этого требовать, но надо привыкать любить народ, семью, свою сторону, вообще кого-либо позитивно, то есть без фона ненависти, и тогда нам откроется совершенно новый нравственный мир.

Любовь должна быть действенной. Для ближнего вы обязаны что-то делать, работать для него. Но работа это не должна быть беспокойным озлобленным поиском; пусть эта работа будет уравновешенной, осознающей свои цели» [4].

Заслуживает внимания попытка трактовать гуманизацию образования как единство национального и общечеловеческого, без противопоставления и унижения одного за счет другого. Формируя духовность, национальное сознание, менталитет личности, важно помнить о гуманистических ценностях как фундаментальных нормах, обеспечивающих целостность социальных систем, в том числе и национальной, отводя первостепенную роль знанию как главнейшему элементу гуманистической концепции жизни и взаимоотношения народов. Гуманизация военно-профессиональной системы предполагает ломку традиционных стереотипов, имеющих место в практике обучения, образования и воспитания, создание необходимых предпосылок для реализации личностноориентированного воспитания и обучения курсантов, при котором в центре внимания преподавателей находятся интересы и запросы курсантов.

Актуальным остается вопрос и о принципах гуманистической педагогики в военно-профессиональном образовании. По нашему мнению, они будут общегуманистическими. Мы присоединяемся к позиции Е. Н. Шиянова в вопросе определения принципов гуманистической педагогики. Основываясь на главной закономерности функционирования и развития современной системы образования в нынешней ситуации — ориентации на развитие личности, Е. Н. Ши-янов сформулировал ведущий принцип гуманизации образования — принцип непрерывного развития личности. Педагог подчеркивает, что чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более она будет свободной, творческой в процессе присвоения социального опыта. Непрерывность развития

личности в процессе образования обеспечивается тогда, когда это образование ориентировано не на уровень актуального развития, а на зону ближайшего развития.

Л. С. Выготский обращал внимание на то, что «центральный для всей психологии обучения момент есть возможность подниматься в сотрудничестве на высшую интеллектуальную ступень, возможность перехода от того, что ребенок знает, к тому, что он не умеет, с помощью подражания». Непрерывность процесса развития связывается с последовательным чередованием уровня актуального развития человека и его ближайшей зоной развития. Развитие происходит не в отрыве от внешних условий, а во взаимодействии с общечеловеческой культурой. Эта закономерность, согласно концепции автора, составляет основу принципа культурологического похода к отбору содержания образования. С отсутствием гуманитарной культуры личности связаны многие упущения в воспитании человека. Реализация этого принципа предполагает повышение уровня гуманитарной культуры.

Процесс культурного, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер тогда, когда обучаемые, с одной стороны, включаются в разнообразные виды продуктивной деятельности, а с другой — когда они выступают субъектами учебно-познавательной деятельности. Эта закономерность обусловливает единство реализации принципов деятельностного и личностного подходов к образованию.

Личностный подход — это персонализация педагогического взаимодействия, он, в свою очередь, обусловливает следующий принцип гуманизации образования — принцип полисубъектного (диалогического) подхода, предполагающего личностное равноправие позиций преподавателя и курсантов в учебном процессе. При этом педагог не столько учит, воспитывает, сколько активизирует, стимулирует стремление курсантов к самодеятельности, саморазвитию, создает условия для самореализации.

Е. Н. Шиянов показывает, что саморазвитие личности находится в зависимости от того, в какой степени образовательный процесс направлен на индивидуализацию и развитие творческой активности личности. Эта закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода.

Гуманизация образования в решающей мере зависит от педагога, его готовности принять гуманистические принципы образования, следовать им в своей деятельности, руководствоваться идеологией гуманизма и нормами педагогической этики. Реализацию этого условия обеспечивает принцип профессионально-этической ответственности педагога.

Таковы основные принципы гуманизации образования, обоснованные и сформулированные Е. Н. Ши-яновым [5].

Гуманистическая направленность педагогического взаимодействия проявляется в том, что оно создаёт на учебных занятиях ситуацию психологического комфорта, возможность познавательного и эмоционального раскрепощения курсантов как субъектов образовательного процесса, когда каждый имеет возможность выразить себя, самоутвердиться в творчестве, самостоятельности, в активной жизненной позиции.

Педагогическое взаимодействие становится действенным, если технические приемы, используемые преподавателем, одухотворены гуманистическим отношением к курсантам и направлены на развитие

их личности. Рассматривая курсанта как активную личность, важно учебный процесс строить так, чтобы создались такие условия, которые позволяли бы проявлять свойственную им активность, самостоятельно приходить к познавательным открытиям, испытывать удовлетворенность от познавательной совместной деятельности, труда, общения. Курсант должен поверить в себя, в свои познавательные силы, научиться преодолевать трудности и одерживать интеллектуальные победы. А преподаватель сможет направить активность курсантов в нужное русло, если будет жить интересами курсантов, понимать их стремления и трудности, ставить себя на их место, и, исходя из этого, конструировать задачи и способы обучения.

Педагогическое взаимодействие — сложный и многокомпонентный процесс. Структурными компонентами педагогического взаимодействия являются педагогическое воздействие (деятельность преподавателя), ответная реакция (деятельность курсанта) и связующее звено между ними — коммуникативная задача (общенческие механизмы).

Педагогическое воздействие (деятельность преподавателя) предполагает: постановку цели и учебных задач, заботу о принятии их курсантами, отбор содержания учебного материала для решения воспитательных задач, обеспечение его восприятия и усвоения, активизацию познавательной деятельности курсантов, анализ педагогической ситуации, определение возможных вариантов ее решения и оптимальных методов, технологий воздействия на курсантов.

Педагогическое взаимодействие курсантов в военном вузе реализуется в системе воспитания, а это — весь уклад жизни военного учебного заведения. Это, во-первых, и точность выполнения распорядка дня, и чистота в аудиториях и казармах, на территории, и сервировка столов в столовой, и уставная организация службы суточного наряда. Одним словом, все, что окружает обучаемого на протяжении его жизни в вузе. И самое главное — личный пример отношения к службе и воинскому долгу, внешний вид, строевая подготовка, командирская требовательность и педагогический такт всех офицеров, прапорщиков и гражданского персонала военного вуза. Во-вторых, это конкретные мероприятия воспитательной работы, которые имеют свои специфические формы, методы и преследуют цель формирования у курсантов тех или иных качеств, навыков, необходимых будущему офицеру.

Субъектами педагогического взаимодействия в военно-учебном заведении выступают: командование, отдел воспитательной работы, профессорско-преподавательский состав кафедр, командование факультетов, отделов, служб и подразделений обеспечения; общественные организации (офицерские собрания, женские советы и т. п.), а также и сами курсантские коллективы.

Механизм педагогического взаимодействия (коммуникативная задача) обеспечивает успешность обучения и воспитания курсантов. Педагогическое взаимодействие возможно лишь на основе общения и диалога, ведущего к решению возникших проблем. Диалог включает три компонента: взаимное восприятие и понимание преподавателем курсантов (перцептивный аспект общения); обмен информацией между субъектами в процессе диалога (коммуникативный аспект); осуществление совместной деятельности (интерактивный процесс). Следовательно, главная задача преподавателя состоит в том, чтобы найти способы постановки перед курсантами коммуникативной задачи, в процессе решения которой устанавливается

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008

тесная взаимосвязь педагога с курсантами. На различных этапах педагогического общения коммуникативная задача воспринимается курсантами по-разному, в зависимости от уровня коммуникативного общения.

Успешная реализация педагогического взаимодействия во многом зависит от его тщательной подготовки. В связи с этим важно акцентировать внимание преподавателя на основных этапах подготовки и осуществления педагогического взаимодействия.

1. Моделирование взаимоотношений преподавателя и курсанта в предстоящей деятельности. Этот этап предусматривает планирование коммуникативного механизма учебного занятия, соответствующего его дидактическим целям и задачам, эмоциональнонравственной атмосфере во взводе, роте; творческой индивидуальности преподавателя; индивидуальным особенностям, возможностям и способностям курсантов; системе методов и приемов познавательной деятельности.

2. Непосредственное взаимодействие с курсантами. На этом этапе взаимодействия преподавателя и курсантов реализуется ранее спланированная модель общения, корректирующая его приемы и способы, создаются условия для инициативы и активности курсантов в ходе обучения [6].

Важную роль в процессе гуманистического воспитания курсантов играют разнообразные виды воспитания. Они в комплексе дополняют процесс привития обучаемым необходимых нравственноэстетических, правовых и других компетенций и имеют конечной целью следующее:

— формирование у обучаемых устойчивых моральных качеств, нравственных потребностей, убеждении и чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов общественной морали;

— формирование нравственно-этического статуса офицера;

— привитие курсантам правовых знаний, правовой культуры, формирование у них социально-правовых отношений как нормы поведения, навыков вести правовую пропаганду и правовое воспитание личного состава;

— формирование навыков деятельности и воинской службы в новых экономических условиях;

— освоение курсантами окружающего мира по законам красоты, человеческих ценностей, народной культуры;

— формирование экологической культуры;

— вооружение курсантов системой знаний по физической культуре и спорту, совершенствование их физических качеств.

Таким образом, эффективность функционирования системы гуманистического воспитания в военно-

учебном заведении во многом зависит от определенных условий. К ним можно отнести:

— знание субъектами воспитания индивидуальнопсихологических особенностей обучаемых, их умение видеть конечную цель воспитания курсантов, их место в этом процессе военного вуза, факультета, кафедры, курса, преподаваемой науки, изучаемой темы и на этой основе обеспечение военно-профессиональной направленности воспитания;

— умение субъектов воспитания обеспечивать преемственность воспитания; помнить, что процесс воспитания курсанта не начало, а продолжение процесса воспитания, и в соответствии с этим учитывать воспитательные аспекты как предыдущих, так и последующих периодов;

— умение субъектов воспитания подбирать необходимые формы и методы воспитательного воздействия к каждому конкретному обучаемому и обеспечивать в ходе достижение воспитательных целей;

— авторитет субъекта воспитания, его личный пример, высокая требовательность к себе, своему внешнему виду, манере поведения.

Изложенные условия, формы и методы воспитания курсантов в военно-учебном заведении необходимо реализовывать в комплексе. Комплексный подход способствует практической реализации гуманистических образовательных целей в ходе подготовки будущих офицеров.

Библиографический список

1. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Мир человека. М., 1993. С. 163.

2. Буева Л.П. Сакральность духовного пространства человека // Педагогика. 1995. № 5. С. 55.

3. Амонашвили Ш.А. Основы педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.М. Петровского.— М., 1989. С. 176.

4. Масарик Т.Г. Гуманистические идеалы // Новое время. 1990. № 15. С. 40-41.

5. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. — М.: Ставрополь, 1991. С. 78.

6. Зеленков М.Ю. Организация процесса воспитания курсантов и слушателей в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации // Право в Вооруженных силах. № 7. 2006. С. 99— 102.

БОНЧЕНКОВ Игорь Анатольевич, старший преподаватель, полковник, начальник отделения подготовки офицеров запаса.

Статья поступила в редакцию 18.02.08 г.

© И. А. Бонченков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.