динамика и современная практика учета в военно-социальном управлении (социологический анализ): Дис. ... канд. соц. наук (22.00.08). М., 2008.
2. Балабушевич В.Ю., Гурский А.И. Взаимодействие армии и религии: состояние, проблемы, перспективы // Вестник Академии военных наук. 2009. № 1 (26). С. 105 -112.
3. Смирнов Д. Наша цель - духовная
безопасность страны и ее граждан // Ориентир. 2010. № 1.
4. Наша цель - духовно поддержать воинов // Красная Звезда. 2008. 4 декабря.
5. Протоиерей Николай Грошев. В дивизионы с полевым храмом // Красная Звезда. 2009. 25 апреля.
6. ПинчукА. К пастве в погонах // Красная Звезда. 2009. 23 сентября.
РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВОЕННОМ ВУЗЕ Миронова Л.С.
Одним из основных условий формирования профессионально подготовленных выпускников вуза является обучение профессионально-ориентированной коммуникации, в том числе формирование у обучаемых способности общения при выполнении всех видов профессиональной деятельности. В соответствии с действующей Программой по дисциплине “Иностранный язык” для вузов неязыковых специальностей обучение будущих специалистов иностранному языку носит профессионально ориентированный характер, а владение иностранным языком рассматривается как один из показателей степени общей образованности современного человека. Другими словами, конечная цель обучения должна определяться тем фактором, где и в какой степени будущие специалисты смогут применить в своей работе знания того или иного иностранного языка. Следовательно, в учебный процесс по иностранному языку необходимо вводить элементы ранней специализации, что предполагает обязательное использование,начиная с первого года обучения, языкового материала по специальности.
Актуальной остается задача повышения качества преподавания иностранного языка в военном вузе с учетом профессиональной направленности, так как практика
© Миронова Л.С., 2011
показывает, что нужны не военные переводчики, а специалисты, знающие иностранные языки. Этот тезис подтверждается и расширением военного сотрудничества по линии Министерства Обороны с различными странами.
Из вышесказанного следует, что статус иностранного языка в военном вузе изменился, усилилось его значение как социально-экономического фактора, научнотехнического и общекультурного прогресса, как средства устного и письменного общения между представителями разных народов и культур и как важного средства для развития интеллектуальных способностей курсантов, их профессионального потенциала.
Организация учебного процесса по изучению иностранного языка в военном вузе имеет ряд недостатков: ограниченное количество часов, предназначенных для изучения этой дисциплины (особенно на старших курсах); отсутствие постоянного недельного расписания, что ведет к нерегулярности практических занятий; сложности в комплектовании учебных групп, состоящих из курсантов, изучавших другой иностранный язык в школе; нехватка учебного материала профессионально ориентированной направленности; отношение к языку как к второстепенному предмету со стороны некоторых организа-
торов учебного процесса и, как следствие, со стороны курсантов, что порождает у них мысли о ненужности иностранного языка для военного специалиста, поэтому мотивационный фактор здесь играет немаловажную роль.
Таким образом, в настоящее время проблема формирования внутренне заинтересованного отношения курсантов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка является актуальной. В военном вузе мы можем вести речь о развитии профессионально ценностной мотивации учебной деятельности. Под “мотивацией” мы понимаем “внутреннюю энергию” (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в конкретной ситуации. Она включает в себя все потребности человека, его идеалы, мотивы, установки, интересы, влечения [5]. Однако для формирования мотивации необходимо создать благоприятные условия. Во многом это зависит от преподавателя иностранного языка - его умения организовать учебный процесс, сформировать отношение курсантов к предмету. Именно он должен сделать все, чтобы у курсантов сформировалась мотивация к изучению иностранного языка для осуществления их дальнейшего профессионального роста, чтобы это изучение носило личностный характер. Преподаватель должен создавать ситуации профессионального характера с моделированием будущей профессиональной деятельности курсантов.
Для реализации этой цели в своей работе преподаватели кафедры иностранных языков Ульяновского военно-технического института опираются на знания, полученные курсантами в процессе изучения специальных дисциплин, тесно сотрудничают с преподавателями профилирующих кафедр, отбирают специальные тексты профессиональной направленности для составления учебных пособий. Такой подход к учебному процессу позволяет усилить и совершенствовать профессиональную направленность обучения иностранному языку.
На наш взгляд, ролевые игры больше всего помогают вовлечь обучающихся в процесс практического овладения иностранным языком, порождают у них желание самостоятельно изучать его. К тому же
ролевые игры являются одной из форм диалоговых методов обучения. Здесь выявляются собственные позиции обучаемых, обретается личностный смысл получаемых знаний, происходит подготовка курсантов к самостоятельной деятельности.
Однако по нашим наблюдениям на занятиях по иностранному языку у курсантов преобладает монологическая форма общения, в то время как в управленческих видах профессий необходим такой уровень развития личности будущего специалиста, коммуникация которого характеризовалась бы диалогичностью. Диалоговые технологии обучения являются важнейшей составляющей современного обучения, позволяющей интенсифицировать процесс формирования коммуникативной культуры. Значит использование ролевых игр на занятиях по иностранному языку необходимо для формирования профессиональной коммуникации будущих военных специалистов.
Игровое обучение (особенно с профессиональной направленностью) является одним из самых эффективных и перспективных направлений в развитии педагогической науки. Еще Платон говорил: “Надо жить - играя”. Игра - инструмент преподавания, активизирующий мыслительную деятельность обучаемых, позволяющий сделать учебный процесс более привлекательным, интересным, содержательным [3].
Сам термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С. Выготского, “мнимая ситуация”. Работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления, в том числе творческую интуицию [1].
Так Е.И. Пассов дает следующее определение игре: 1) деятельность; 2) мотивированность, отсутствие принуждения; 3) индивидуализированная, глубоко личная деятельность; 4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; 5) развитие технических функций и способностей; 6) “учение с увлечением”. Он считает, что игра должна применяться на уроках иностранного языка для формирования определенных навыков, развития
определенных речевых умений, обучения умению общаться, развития необходимых способностей психических функций и познания [4].
Многие психологи и педагоги отмечают, что игры позволяют человеку экспериментировать с различными жизненными ситуациями, испытывать свои способности и умения, развивать чувство овладения различными предметами в ситуациях общения с другими людьми.
В зарубежной методике термин “ролевая игра” обозначает вид упражнений, имитирующих ролевое общение; форму разыгрывания коротких сценок; устное учебное задание, обозначающее инсценировку ситуации для решения определенной проблемы; прием свободной импровизации в рамках заданной ситуации; форму практического занятия, представляющего собой предвосхищение и имитацию реальных ситуаций; моделирование или воспроизведение, обязательным элементом которого является разрешение проблемы [6].
Преимущество ролевого игрового обучения состоит в следующем:
• оно направлено на интенсивное формирование и развитие у курсантов творческих возможностей в определенной профессиональной сфере;
• осуществляется в коллективной игровой форме при решении практических задач;
• позволяет пребывать в различных ролях (начальника, подчиненного и так далее), заставляя участников почувствовать, пережить своеобразие той или иной роли, получить опыт, который можно будет потом использовать на практике.
Нами были разработаны и апробированы ролевые игры с практическим применением изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности военного специалиста. Одни рассчитаны на все занятие (профессионально-дискуссион-ные ролевые игры “Проблемы военного образования в России и США” по теме “Образование в стране изучаемого языка. Подготовка офицерских кадров” и по теме “Группа сказуемого. Биография”) [2], другие - на несколько минут.
В качестве примера предлагаем мини-ролевую игру, где задействовано небольшое количество обучаемых. Ее ситуация
связана с документальным оформлением выдачи горюче-смазочных материалов подразделению со склада воинской части. Курсантам необходимо: а) в должности начальника службы горючего проверить обоснованность расчета-заявки, выписать накладную (требование) на положенное по норме количество горюче-смазочных материалов; б) в должности начальника склада горючего проверить правильность оформления накладной, произвести выдачу горюче-смазочных материалов, в накладной записать фактически выданное количество горюче-смазочных материалов, расписаться за их выдачу.
Применяя ролевые игры на занятиях по иностранному языку, мы не “натаскиваем” курсантов на формирование отдельных умений, а развиваем их коммуникативные навыки: умение отбирать наиболее важные данные; запрашивать информацию и передавать ее ясно и лаконично; превосходно держаться перед аудиторией; умение письменно оформлять различные виды речевых произведений; грамотно руководить подчиненными и обучать их и так далее. Результаты наблюдений за курсантами в ходе игрового взаимодействия позволяют убедиться в этом.
Таким образом, можно сделать вывод, что ролевая игра действительно повышает мотивацию к изучению иностранного языка, если она имеет профессиональную направленность, а курсанты в процессе игрового обучения не только усваивают знания лексики и грамматики, но и получают представление о специфике военно-профессионального общения на иностранном языке, приобретают качества, важные для развития личности курсанта.
Литература
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1984. Т.4. Детская психология.
2. Голованова И.Ф., Миронова Л. С. Ролевая игра как средство формирования коммуникативной компетентности курсантов при обучении иностранному языку: Научно-методический сборник № 19. Ульяновск, 2010.
3. Мишура Н.П. Игра как средство формирования положительной мотивации к самостоятельному изучению иностранного языка // Наука и школа. 2002. № 1. С. 14 - 17.
4. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1988.
5. Плигин А., Максименко И. Now let’s play English. Личностно-ориентированное обучение английскому языку. СПб., 2005.
6. Федечко Л.М., Цветкова Н.Н. Ролевые игры как средство обучения. Технологии обучения иностранным языкам в неязыковых вузах: Сборник научных трудов / Отв. ред. Н.С. Шарафутдинова. Ульяновск, 2008.
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ
Зацепилова Л.А., Тымчук О.Н.
В настоящее время в Российской Федерации идет процесс реформирования системы высшего образования, что отражается в инновационном подходе к процессу обучения, все большей личностной направленности. Необходимо отметить, что военный специалист кроме узко профессиональных знаний должен обладать комплексом знаний и умений в широком спектре деятельности, а также в личной повседневной жизни, поэтому его подготовка должна предусматривать целенаправленные действия преподавательского и командного состава вуза по развитию и закреплению индивидуальной, заложенной природой креативности.
Проанализировав образовательный процесс высшего военного учебного заведения, мы делаем заключение, о том, что прямое обучение творчеству невозможно, но вполне реально косвенное влияние на него за счет создания условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность.
Стимул - внешнее воздействие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность [3]. Исходя из этого определения, можно предположить, что стимулирование - процесс внешнего воздействия на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность.
По мнению Л.Ю. Гордина, “педагогическое стимулирование” заключается в целесообразном отборе, определенной модификации и практическом применении в учебно-воспитательном процессе тех материальных и идеальных стимулов, которые объективно существуют и действуют в обществе [2].
С точки зрения С.А. Кашина “педагогическое стимулирование - это целенаправленное действие педагогов по актуализации определенных потребностей обучаемых и последующему обуславлива-нию их удовлетворения, необходимостью выполнения определенных учебных действий” [4].
Т.Я. Яковец определяет педагогическое стимулирование самообразования как “целенаправленное воздействие педагога, обращенное к различным сторонам мотивационно-потребностной сферы личности с целью формирования у студентов установок на самообразование” [5].
Исходя из этих определений, стимулирование креативной деятельности курсантов представляет собой процесс внешнего воздействия на личность курсанта, активизирующий его мотивационную сферу, познавательные потребности, а через них - креативную деятельность.
Личность любого человека формируется под влиянием общества, социума, коллектива, семьи. Именно общество, существующие в нем система образования, обычаи и традиции формируют у че-
© Зацепилова Л.А., Тымчук О.Н., 2011 1118