electronic systems, audio and video equipment, and simulators.
Key words: military personnel; professional training; moral and psychological training; professional adaptation.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов В. Комплектование вооруженных сил США личным составом, его военная и специальная подготовка [Электронный ресурс]. - URL: http://war1960.ru/vs/complectvcu sa.shtml (дата обращения: 20.12.2018).
2. Военная доктрина Германии [Электронный ресурс]. - URL: http://mognovse.ru/sbh-voennaya-doktrina-germanii.html (дата обращения: 20.12.2018).
3. Давыдов Н.А. Поляков С. П. Сравнительный анализ опыта подготовки молодежи к военной службе в России и США // Юридическая психология. - 2012. - № 3. - С. 16-20.
4. Демкин А. Общеармейская программа Комплексная подготовка солдат и членов семьи Comprehensive & Family Fitness (CSF2) [Электронный ресурс]. - URL: http://enures.dacha-dom.ru/boevoi-stress-csf2.shtml (дата обращения: 20.12.2018).
5. Зеленков М. Морально-психологическая подготовка войск в армиях зарубежных стран // Зарубежное военное обозрение. - 2000. -№ 11. - С. 5-11.
6. Кудрявцев Ю. Подготовка командных кадров к воспитательной деятельности в вузах США, Германии, Великобритании // Зарубежное военное обозрение. - 2001. - № 5. -С. 10-14.
7. Мосов С. Профессиональная армия Великобритании: приоритеты и особенности // Атташе. Военная дипломатия. - 2007. - № 4. -С. 20-27.
8. Норштейн М. Бундесвер - армия профессионалов // «Partner». - 2012. - № 8 (179).
9. Психологическая подготовка солдат империалистических армий к войне // Зарубежное военное обозрение. - 2014. - 15 февраля.
10. Содержание боевой подготовки сухопутных войск армии США [Электронный ресурс]. - URL: http://www.warstar.info/page2.1. htm (дата обращения: 20.12.2018).
11. Сычев В. Штыки шестого поколения, Армия США меняет программу обучения солдат рукопашному бою [Электронный ресурс]. -URL: https://lenta.ru/articles/2010/03/23/bayo-net/ (дата обращения: 20.12.2018)
12. Comprehensive Soldier and Family Fitness. Army Regulation 350 - 53. Headquarters, Department of the Army. Washington, DC - 2014.
13. Cornum Rh. et al. Comprehensive Soldier Fitness // American Psychologist. - 2011. -Vol. 66. - No. 1. - Pp. 4-9.
14. Hammermeister J., Pickering M. Military Application of Performance Psychology Methods and Techniques: an Overview of Practice and Research,/ The Journal of Performance Psychology. - 2011. - Iss. 3. - URL: https://www. nu.edu/wp-content/uploads/2019/01/The-Jou rnal-of-Performance-Psychology-Issue-Three.pdf (arcessed: 20.12.2018).
■Щ
И. А. Носков, Е. А. Кирина
УДК: 378.016
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ
К ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
ключенность россииских вузов в реализацию Болонской конвенции актуализирует потребность овладения обучающимися иностранными языками и в то же время генери-
рует инновационные подходы, модернизирующие «не только основные звенья образовательной системы (цели, содержание, формы и методы обучения, средства контроля), но и способы взаимодействия обучающих и обучающихся в рамках информационно-образовательной и социокультурной среды» [11, с. 53].
Кардинальное изменение военной доктрины Российской Федерации в условиях нарастающей международной и межгосударственной напряженности повышают уровень требований к профессиональным и коммуникативным компетенциям курсантов военных вузов. Новые организационные и технические возможности Российской армии, проявляющиеся в динамизме процессов обновления вооружения и техники, внедрения новейших информационных технологий, совершенствования форм и методов ведения боевых действий, порождают потребность смены парадигмы подготовки будущего офицера. Адекватная современным процессам модернизации Российской армии парадигма обучения курсантов основывается на представлении, что иностранный язык является не только средством познания, общения, получения и накопления информации, но и позволяет формировать готовность и способность будущих офицеров вести профессиональную коммуникацию с представителями других культур и в другой языковой среде.
В рамках данного подхода способность специалистов свободно общаться на иностранном языке становится ведущим компонентом структуры профессиональной подготовки военных курсантов. Это подразумевает практическое владение иностранным языком, умение взаимодействовать в иноязычной среде, осуществлять иноязычное устное общение и устанавливать контакт для получения и передачи определенной информации при решении профессиональных задач. Все это обусловливает необходимость военных вузов к профессионально ориентированному взаимодействию на иностранном языке.
Одним из важных показателей эффективности подготовки в военном вузе может выступать личное понимание курсантами собст-
венной готовности к профессиональному взаимодействию на иностранном языке. Какими бы потенциальными возможностями для будущей профессиональной деятельности не располагал курсант, реализованы они могут быть только при условии, что будущий военный летчик осознает их и уверен в собственной готовности их реализовывать.
Целевая установка на исследование феномена готовности курсантов военного вуза к профессионально-ориентированному взаимодействию на иностранном языке, с одной стороны, ориентирована на разрешение противоречия между возросшей потребностью общества и государства в офицерах, способных осуществлять межкультурную коммуникацию в условиях глобализации, и сложившейся практикой лингвистического обучения курсантов. С другой стороны, необходимо провести системный анализ научных работ, трактующих понятие «готовность» и сформулировать определение понятия «готовность будущих военных летчиков к профессионально-ориентированному взаимодействию на иностранном языке», выявить и описать основные компоненты готовности. Для решения задачи выявления и отбора эффективных способов и средств развития иноязычной межкультурной компетенции будущих офицеров предпринята попытка исследовать факторы, компоненты и педагогические условия, целенаправленно влияющие на эффективность этого процесса.
Готовность курсантов летного вуза к профессионально-ориентированному взаимодействию на иностранном языке предполагает формирование широкого спектра компетенций, определяемых государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями к должностям офицерского состава.
На начальном этапе анализа попытаемся раскрыть ключевые понятия данной исследовательской работы.
Под «общением» понимается сложный процесс взаимодействия между людьми, обмена информацией, а также восприятия и понимания партнерами друг друга. Философские словари определяют значение слова комму-
20/у//
никация как «тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен» [14]. Пытаясь раскрыть взаимосвязи и обусловленность понятий «общение» и «взаимодействие», О. Ю. Ефремов подчеркивает, что «в процессе достижения целей общественных отношений участники деятельности вступают во взаимодействие друг с другом» [3, с. 32]. При данном подходе взаимодействие субъектов предполагает наличие атрибутов целеполагания, в то время как общение выступает средством, организующим личностное пространство человека, обеспечивающим взаимообмен необходимой информацией, стимулирующим эмоции, чувства, мотивы и образцы действия, на основе которых устанавливаются и развиваются взаимоотношения субъектов. В последнее время в российской педагогической науке активнее стали исследоваться игровые формы взаимодействия в образовательной, в том числе и в виртуальной, среде [9, с. 94-95].
Таким образом, профессионально ориентированное взаимодействие военных летчиков на иностранном языке можно считать синонимом совместного профессионально ориентированного сотрудничества или коммуникации в сфере военной авиации на иностранном языке.
Значение готовности военных летчиков к профессионально ориентированному взаимодействию оценивается достаточно высоко. Коммуникативное взаимодействие военного летчика и специалиста - организатора воздушного движение предусматривает обмен информацией, организацию совместных действий, а также установление взаимопонимания. Коммуникативное взаимодействие между военным летчиком воздушного судна и специалистом-организатором воздушного движения во время полета можно считать совместной деятельностью, в процессе которой экипаж и оператор воздушного движения обмениваются точной и недвусмысленной информацией, решают операторские задачи и обеспечивают позитивную обратную связь в процессе профессионального речевого общения для обеспечения безопасности полетов.
Сложность данного процесса определяется тем, что на международном уровне военные летчики должны осуществлять взаимодействие на иностранном языке. Для этого необходимо ощущение готовности, т.е. уверенность в своих знаниях и возможностях. Готовность -необходимое условие успешной профессиональной деятельности.
Формирование готовности в рамках какой-либо профессиональной деятельности рассматривалась многими авторами как процесс, имеющий определенные особенности и закономерности. Так А. З. Ибатова трактует «готовность» как «интегративное личностное образование, которое включает в себя знания и умения, положительную мотивацию, необходимые для успешного осуществления определенного вида профессиональной деятельности» [4, с. 43]. И. В. Кадина определяет профессиональную готовность как «сложное психолого-педагогическое явление, включающее взаимосвязанные психологические особенности и нравственные качества личности, социально-ценностные мотивы выбора профессии, способы поведения, специальные профессиональные знания, умения и навыки» [5, с. 12]. В структуре готовности специалиста к практической деятельности она выделяет следующие виды готовности: мотивационную, теоретическую, практическую, оценочную. Отдельным блоком выделяется информационный компонент профессиональной готовности, характеризующийся умениями и навыками работы с современными информационными источниками.
Важным аспектом теоретического осмысления феномена «готовности» является выявление взаимосвязей и зависимостей между «готовностью» и «компетентностью». По мнению С. В. Волковой, признаками коммуникативной готовности выступают коммуникативная компетентность наряду с общительностью, активностью индивида, осознающего цели, условия и способы действия, а также прогнозирующего результаты [2, с. 69]. П. И. Образцов дифференцирует значения понятий «готовность» и «компетентность», отмечая, что коммуникативная компетентность выступает
лишь частью профессиональной готовности [12, с. 301].
Готовность к профессионально ориентированному взаимодействию представляется нам сложной динамической системой, предполагающей определенный уровень личностного развития субъектов взаимодействия. Структура же готовности будущих военных летчиков к профессионально ориентированному взаимодействию на иностранном языке может состоять из следующих компонентов: моти-вационно-ценностного, когнитивного, деятель-ностного и эмоционально-волевого.
Мотивационно-ценностный компонент направленности личности будущего офицера отражает мотивы и ценностные установки. Важным аспектом формирования позитивной мотивации личности является ценностное отношение к получаемой и передаваемой информации.
Когнитивный компонент характеризует уровень знаний курсантами форм и видов коммуникаций, используемых в профессиональной военной деятельности.
Деятельностный компонент взаимодействия отражает уровень сформированности умений и навыков военной коммуникативной деятельности.
Для эмоционально-волевого компонента важны положительные эмоции в процессе взаимодействия, способность осуществлять взаимодействие в стрессовых и экстремальных условиях, а также проявлять позитивные личностные качества, необходимые для эффективного военного взаимодействия, наличие выдержки и настойчивости.
Вполне определенную роль в формировании готовности к взаимодействию в профессиональной сфере играет культурный аспект. Именно в пространстве культуры человек «производит культурные ценности, и как производитель культуры он порождает новые культурные формы или творчески интерпретирует их по-своему» [13, с. 127-128]. Культура в военной сфере имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.
В языковой культуре важен уровень владения языковыми, лингвистическими, комму-
никативными и риторическими знаниями и умениями, при помощи них реализуется речевая деятельность на нравственно-ценностной основе.
Важным аспектом формирования готовности курсантов военного вуза к профессионально ориентированному общению выступает педагогический контекст. Технология формирования готовности курсантов к профессионально ориентированному взаимодействию представляет собой целую систему психологических, общепедагогических, дидактических процедур взаимодействия педагогов и курсантов, офицеров и курсантов, а также курсантов между собой. Она направлена на реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, подходящим целям профессионального образования, будущей военной коммуникативной деятельности. Не менее важно при подготовке учитывать индивидуальные возможности курсантов. В ряду важных педагогических условий, влияющих на эффективность индивидуальной деятельности обучающихся, О. А. Корнилова выделяет положительную мотивацию, четкость постановки познавательных задач, осознание полученного нового знания как личностной ценности [6, с. 96-97]; Г. Е. Козловская подчеркивает значимость использования возможностей академических свобод, не нарушающих права и законные интересы участников образовательных отношений [7, с. 89]; Е. А. Василевская и Е. Б. Никулина, развивая прогностическую модель подготовки специалиста, выделяют в структуре индивидуальной мотивации обучающихся ценности социального статуса, карьерных возможностей и горизонтов развития [1, с. 10].
В рамках педагогического контекста готовности курсантов военного вуза к профессионально ориентированному общению важно создание необходимых условий для профессионально ориентированного обучения и применение соответствующих технологий. Целью профессионально ориентированного обучения является использование языка обучаемыми в конкретных ситуациях профессионального общения. Любой язык для специаль-
20/у//-
ных целей рассматривается как система, сформированная на основе грамматики, морфологии и синтаксиса общеупотребительного языка, которая включает в себя терминологическую лексику. Английский язык, использующийся в различных профессиях, имеет определенный формат и грамматическую структуру. Так и для военных летчиков существует своя терминология, принятая международной организацией ИКАО. Курсантов обучают авиационному английскому, содержащему данную терминологию, а также радиообмену, ведению переговоров в небе.
Для достижения высокого качества в профессионально ориентированном обучении иностранному языку необходимо развивать межпредметную интеграцию на основе выстраивания междисциплинарных связей иностранного языка с другими предметными дисциплинами. Как отмечает Т. Л. Кучеряева, «учебные материалы должны быть ориентированы на последние достижения в той или иной сфере деятельности, своевременно отражать научные открытия, новшества, касающиеся профессиональных интересов обучающихся, давать им возможность для профессионального роста» [8, с. 336]. Мир военной авиации интенсивно развивается, появляется новая техника, вооружение и при разработке актуального, современного материала на иностранном языке необходимо учитывать достижения технического прогресса, чтобы повысить интерес курсантов к проводимым занятиям.
При обучении военных летчиков иностранному языку учитываются требования ИКАО и стандартизированные требования к уровню владения ими профессионально ориентированным английским языком.
На занятиях по английскому языку в военном летном вузе используются учебно-речевые ситуации, несущие стимулирующую и обучающую функции. В ситуациях необходимо использовать актуальные для действительности высказывания, исключить устаревшие выражения. Создаваемые речевые ситуации помогают закрепить лексические единицы и грамматические структуры. Эффективность обучения повышается за счет тщатель-
ного отбора текстов, аудио- и видеоматериалов и методически выверенного их применения на занятии.
Системный анализ научных работ по заявленной проблеме позволяет сделать вывод, что для развития иноязычной межкультурной компетенции будущих военных летчиков одним из наиболее эффективных подходов является формирование готовности курсантов военного вуза к взаимодействию в профессиональной сфере на иностранном языке. Рассмотренные нами содержательные аспекты готовности курсантов военных вузов к профессионально ориентированному взаимодействию на иностранном языке имеют достаточно широкий спектр применения и обладают высоким потенциалом для совершенствования языковых коммуникативных компетенций как будущих, так и действующих военных летчиков.
Системное исследование широкого спектра аспектов и компонентов коммуникативной готовности позволяет не только расширить теоретические представления и методические основы профессиональной подготовки будущих военных летчиков, но и корректировать, совершенствовать, повышать качество учебного процесса и подготовки выпускников в целом.
Интерес курсантов к профессионально ориентированному языку повышается, когда содержание и методики лингвистической подготовки профилированы на решение служеб-но-боевых задач, что позволяет повышать их мотивацию, обосновывать практическую ценность и перспективы использования полученных знаний, ориентировать их на успех в любом виде профессиональной деятельности и карьерного роста.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются актуальные аспекты готовности курсантов военного вуза к профессионально ориентированному взаимодействию на иностранном языке. Обосновывается потребность в новой парадигме их подготовки на основе развития способности вести профессиональную коммуникацию в иноязычной среде. На основе системного ана-
лиза выявлены структурные компоненты, содержательные аспекты и описана технология осуществления специальной подготовки курсантов по развитию иноязычной межкультурной компетенции будущих офицеров.
Ключевые слова: готовность, профессионально ориентированное взаимодействие, военные летчики, иностранные языки.
SUMMARY
The article discusses the current aspects of the cadets' readiness of a military institute to professionally oriented interaction in a foreign language. It substantiates the need for a new paradigm of their training based on the development of the ability to conduct professional communication in a foreign language environment. Structural components, substantive aspects were identified on the basis of the system analysis and the technology of the implementation of the cadets' special training was described to improve foreign language intercultural competence of future officers.
Key words: readiness, professionally orientted interaction, military pilots, foreign languages.
ЛИТЕРАТУРА
1. Василевская Е. А. Психологическая детерминация самореализации личности педагога // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. Материалы IX Международной научно-практической конференции в 2-х частях. - 2016. - С. 635-638.
2. Волкова С. В. Коммуникативная готовность и аспекты развития ее у курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск: ФГОУ ВО «Омская академия МВД РФ». - 2002. - № 2 (18). - С. 68-70.
3. Ефремов О. Ю. Военная педагогика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 56 с.
4. Ибатова А. З. Готовность к профессионально-ориентированному общению как характеристика коммуникативной культуры личности в структуре профессиональной подготовки студентов // Перспективы науки. - Тамбов: Фонд развития науки и культуры. -2014. - № 12 (63). - С. 43-45.
5. Кадина И. В. Игровые методы обучения в системе профессиональной подготовки специалистов агроинженерного профиля: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2008. - 189 с.
6. Корнилова О. А. Повышение эффективности самостоятельной работы студентов в условиях нового образовательного стандарта высшего образования. // Актуальные вопросы реализации в вузе федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. XLII научно-методическая конференция преподавателей, аспирантов и сотрудников. - 2016. - С. 94-101.
7. Козловская Г. Е. Образование как сфера деятельности общества и государства в современной отечественной историографии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2002. - № 54. -С. 86-96.
8. Кучерявая Т. Л. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Теория и практика образования в современном мире: материалы Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 336337.
9. Муродходжаева Н. С Игра в образовательной среде педагогического вуза: теоретико-методологический аспект // European Social Science Journal. - 2014. - № 7-3 (46). -С. 94-99.
10. Никулина Е. Б. Факторы повышения конкурентоспособности выпускников вуза // Сборник научных трудов молодых ученых Московского городского педагогического университета и Бакинского славянского университета. - Московский городской педагогический университет; Бакинский славянский университет. - М., 2010. - С. 72-75.
11. Носков И. А., Соловова Н. В. Инновационные стратегии вуза // Вестник Самарского государственного университета. - 2012. -№ 5 (96). - С. 53.
12. Образцов П. И., Агаева А. В. Коммуникативная готовность в системе профессиональной подготовки студентов-юристов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. - Орел: ОГУ им. И. С. Тургенева. - 2012. - С. 299-302.
13. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учебное пособие. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 492 с.
20/у//-
14. Филосовфский словарь // В Сло-варе.ру: он-лайн словарь [Элктронный ресурс]. - URL: http://vslovare.info/slovo/filoso fskiij-slovar/kommunikatzija/283461 (дата обращения: 19.12.2018).
Н. В. Корзникова, А. И. Газизова
УДК 374.1
ОРГАНИЗАЦИЯ
КОРПОРАТИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ
В УЧРЕЖДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Развитие бизнеса в современной России предъявляет новые требования к системе образования. В XX веке высшее или среднее профессиональное образование было гарантией успешной трудовой деятельности на долгие годы. Сегодня более востребованным, чем знание академическое, становится так называемое полезное знание (useful knowledge), так как оно нацелено на конечный результат и приносит экономическую выгоду. Это приводит к росту спроса на специалистов, обладающих именно такими, «узкими» знаниями. Огромным преимуществом и фактором успеха в конкурентной борьбе для любой организации, в том числе и образовательной, становятся ее сотрудники, а уровень развития и востребованности определяется компетентностью персонала.
Дополнительное образование - особый вид образования, требующий, в первую очередь, креативных, ярких, высокопрофессиональных педагогов, так как ребенок посещает кружок, секцию или студию по желанию, в соответствии со своими интересами и предпочтениями.
Педагог - ключевая фигура реформирования современного российского образования. Современный педагог, в частности педагог дополнительного образования, должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, высокий уровень созидательной активности, проектное мышление и исследовательское восприятие окружающего мира. В меняющемся современном мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать учащимся, становится стремление к постоянному профессиональному и личностному росту.
Для образовательной организации становится все более важным не только повышение квалификации персонала, но и обучение его конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для осуществления профессиональной деятельности на конкретном рабочем месте. Подготовка педагога нового типа требует новых форм обучения, одной из которых является корпоративное обучение. «Становление информационного общества неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном обновлении знаний, повышении квалификации, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении парадигмы образования» [3, с. 15].
Цель статьи - раскрыть суть и конкретный механизм организации корпоративного обучения педагогических работников в учреждении дополнительного образования.
Готовность к переменам, мобильность, креативность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Приобретение этих ценных трудовых качеств невозможно без расширения про-