Научная статья на тему 'Профессиональное становление будущих офицеров как предмет педагогического исследования'

Профессиональное становление будущих офицеров как предмет педагогического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ВОИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВ / ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ / PROFESSIONAL ESTABLISHMENT / HUMANIZATION / MILITARY ACTIVITY / MOTIVE / NECESSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыганков Дмитрий Сергеевич

Рассматривается проблема профессионального становления в науке, выявлены специфические черты, характерные для военной деятельности, сформулирована дефиниция понятия «профессиональное становление будущих офицеров».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление будущих офицеров как предмет педагогического исследования»

Д.с. ЦЫГАНКОВ (Вольск)

профессиональное становление Будущих офицеров как предмет педагогического исследования

Рассматривается проблема профессионального становления в науке, выявлены специфические черты, характерные для военной деятельности, сформулирована дефиниция понятия «профессиональное становление будущих офицеров».

Ключевые слова: профессиональное становление, гуманизация, воинская деятельность, мотив, долженствование.

Система высшего военного образования, являясь частью общей системы высшего образования, входит в европейское образовательное пространство в соответствии с Болонской декларацией, актуализирующей проблему гуманизации высшей школы. Современная тенденция гуманизации военного образования предполагает модификацию требований к профессиональному становлению будущих офицеров, гуманитарной подготовке и психолого-педагогическому мастерству современного офицера. При всей важности материальной компоненты - переоснащения и перевооружения Вооруженных Сил - основным, первичным в военном деле был и остается человек - от главнокомандующего до рядового солдата. Ключевую проблему, с точки зрения «человеческого фактора», составляют образование, обучение и воспитание офицерского корпуса Вооруженных Сил. В то время, как гражданское образование, пройдя через тяжелый кризис, постепенно адаптируется к новым условиям и новым требованиям, военное образование, находившееся в течение десятилетий в состоянии застоя, становится все менее адекватным современным требованиям. В этих условиях получение объективных данных о том, как в процессе обучения происходит профессиональное становление будущих офицеров, приобретает особую значимость.

Профессиональному становлению личности в научной литературе уделяется значительное внимание, т.к. оно обусловливает самоопределение личности, ее обогащение,

определение своей полезности для общества и выполнение профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и возможностей. Анализ литературы по проблеме профессионального становления показывает, что в настоящий период в теории педагогики и психологии сложились различные подходы к определению понятия профессионального становления. Его характеризуют как:

• сферу социальной практики, где тесно переплетаются интересы общества и конкретного человека; ее сущность заключается в превращении индивида в профессионала, способного оказывать активное влияние на развитие профессиональной деятельности и профессиональной общности в целом [8];

• продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроекти-рования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализации себя в профессии и самоактуализации своего потенциала для достижения вершин профессионализма [1; 6];

• часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания активной профессиональной деятельности [1; 3];

• рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к творческой самореализации в профессии [4; 5];

• поэтапный, динамичный и управляемый процесс вхождения в профессию, в ходе которого происходят качественные преобразования личности, ведущие к развитию и изменению личностных и профессиональных качеств, формированию позитивного отношения к профессии и овладению профессиональными знаниями и умениями [9].

Несмотря на имеющиеся расхождения, прослеживается единство мнений исследователей в отношении того, что профессиональное становление есть поэтапный и динамический процесс, обусловливающий изменение личностных и профессиональных качеств, характеризующийся самоопределением, самосовершенствованием, самообразованием, самоактуализацией, самосознанием, самореализацией, содействующий формированию позитивного отношения к профессии и овладе-

© Цыганков Д.С., 2010

нию профессиональными знаниями и умениями. Иными словами, профессиональное становление - это динамичный процесс развития профессионально-личностных качеств, содействующий формированию позитивного отношения личности к приобретаемой профессии и обеспечивающий установку на усвоение знаний, умений и навыков, адекватных требованиям профессиональной деятельности.

При этом под понятием «развитие» С.И. Ожегов в своем словаре понимает «процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему» [7, с. 641]. Таким образом, относительно профессионального становления речь идет о переходе профессиональноличностных качеств в более совершенное состояние, детерминирующее достижение личностью вершин профессионализма. однако, несмотря на разработанность вопроса профессионального становления специалистов гражданского профиля, проблемам профессионального становления будущих офицеров в современных психолого-педагогических исследованиях уделяется недостаточно внимания.

Для того чтобы осознать в полной мере сущность понятия «профессиональное становление будущих офицеров», необходимо обратиться к специфике воинской деятельности.

До 1990-х годов теория военной педагогики отождествляла понятия «военный профессионал» и «офицер». Как отмечается в докладе Совета по внешней и оборонной политике, в качестве эталона профессиональной армии чаще приводятся вооруженные силы США. Однако американская профессиональная армия - это миф, который возник в конце 1980-х - начале 1990-х годов и был привнесен в общество политиками и публицистами так называемой «демократической волны». По американским взглядам, отнюдь не всякий американец, служащий в армии по контракту, имеет право называться профессионалом. Дело в том, что на Западе, и прежде всего в США, термин «профессиональный» используется несколько в ином, нежели у нас, значении. В наших словарях обозначено, что слово «профессия» имеет латинское происхождение («profession») и переводится как «объявляю своим делом». Американцы же употребляют слово «профессиональный» только как противопоставление любительству («профессиональный футбол»).

Главный род мастерства, свойственного офицерам и отличающего их от гражданских специалистов, Г. Лессуэлл обозначил как «управление насилием». Данной позиции придерживается и С. Хантингтон, который считает, что особое мастерство офицера проявляется в управлении и контроле организованной массой людей, чьей основной функцией является применение насилия. Это в равной мере относится к деятельности военно-воздушных, сухопутных и морских офицеров, и отличает офицера в качестве собственно офицера от других специалистов, существующих в вооруженных силах. Ни один из привлекаемых к военной службе вспомогательных специалистов не способен «управлять насилием» [11].

При этом хочется заметить, что в западном обществе офицерская профессия не относится к высокооплачиваемым: для профессиональной мотивации офицера материальные стимулы не должны быть решающими. Офицер - это не наемник, который предлагает свои услуги там, где за них больше заплатят, но и не солдат, вдохновленный сильным кратковременным патриотическим порывом и долгом, не имеющий устойчивого и постоянного желания добиваться совершенства в овладении мастерством управления насилием. Для понимания специфики военно-профессиональной мотивации уместно напомнить, что латинское «profession» американские словари толкуют совершенно иначе, чем наши, а именно как «публичное торжественное заявление», «обет». Таким образом, офицер является не просто специалистом в области вооруженного насилия, он, прежде всего, - военный профессионал. При этом основным отличием военного профессионала от военного специалиста является наличие у него устойчивого мотива военно-профессиональной деятельности, обеспечивающего выполнение основного требования, которое предъявляет общество к военнослужащему, - беспрекословное выполнение приказов командира (начальника).

Воинская деятельность даже на уровне семантики артикулируется особо, как правило, ее отождествляют со службой. Суть службы -безусловное выполнение инструкций, определяющих совокупность (последовательность) обязательных действий (обязанностей) [7, с. 730]. Профессиональные обязанности человека, исполнение которых имеет масштабные социальные следствия, принято именовать служебным (государственным) долгом. Государственный долг военнослужащего - защита Отечества; определяется этот долг как во-

инский, в связи с чем мы в качестве прогнозируемого результата военной деятельности видим выполнение воинского долга, обязанностей, которые возлагаются на него военной службой.

Устав Вооруженных Сил РФ поясняет, что военная служба - это особый вид государственной службы, имеющий приоритет перед другими видами государственной службы и иной деятельностью граждан Российской Федерации. При этом, правда, Устав не уточняет, в чем непосредственно заключаются особенности военной службы по сравнению с другими видами государственной службы. Однако вследствие подробного изучения текстов военной присяги, общих положений Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ эти особенности становятся ясны. они являются следствием реализации основного принципа строительства Вооруженных Сил - принципа единоначалия.

В соответствии с этим принципом для военнослужащего любого ранга такие понятия, как «защита Отечества» и «выполнение воинского долга», приобретают необходимую для предметного человеческого мышления конкретику: беспрекословное повиновение командиру (начальнику), выполнение приказа любой ценой, «не щадя своей крови и самой жизни». Таким образом, прогнозируемый результат военной службы любого военнослужащего представляет собой безусловное выполнение приказов командира (начальника). Однако хочется заметить, что в основе военного профессионализма лежит не столько строгое и точное («техническое») выполнение должностных обязанностей, сколько соблюдение нравственных норм. Побуждение реализовать в своих каждодневных действиях и в своей жизни в целом нравственные нормы именуется мотивом долженствования [2].

Термином «долженствование» определяются поведение и поступки человека, связанные с выполнением служебных обязанностей. Долженствование требует от человека поступиться актуальными потребностями и даже рисковать жизнью ради цели, ценность которой не определяется состоянием субъекта в данный момент, не зависит от побуждения (потребности) «я хочу...», а связано с побуждением (мотивом) «я должен.». Путем долженствования нравственность выражает требования социальных законов, в том числе потребностей общества и человека, принимает различные формы в частном поведении, об-

щей норме, обобщенных принципах поведения, моральном и общественном идеале [10].

Е.П. Ильин [2] в своих трудах поясняет, что поведение по долженствованию обусловлено потребностями, только не низшими, идущими «от желудка», а более высокого порядка, идущими от разума, нравственности человека (это потребности в самоуважении, в уважении со стороны других людей, альтруизм и т.д.). Уместно заметить, что нравственность (мораль) зачастую понимается как специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию. Руководствуясь общечеловеческими нравственными требованиями в качестве идеально-должного, человек самостоятельно делает выбор своего поведения, поступка, намечает цель и средства ее достижения, исходя из реальных возможностей и конкретной ситуации. Чем более нравственно воспитана личность, тем более добровольно она соблюдает моральные предписания общества и семьи. Нравственная регуляция осуществляется посредством ориентации людей на гуманизацию.

Лица, поступающие в военный вуз, являются представителями различных социальных групп и отсюда - носителями различных, конкретных ценностей и образа жизни (входят в специфическую военную среду со своими целями, ценностями, взглядами). Курсанты оказываются сразу вовлеченными не только в учебный процесс, но и в процесс военнопрофессиональной деятельности, особых деловых и общественных отношений. Практика показывает, что адаптироваться к ним способен далеко не каждый молодой человек. Овладение профессиональной деятельностью в системе высшего военного образования может выступать средством достижения определенных индивидуальных целей, но в процессе ее освоения (в ходе образовательного процесса) возможно формирование позитивного отношения к приобретаемой профессии в случаях, когда личный и общественный интересы в рамках данной профессиональной деятельности совпадают. Диалектику личного и общественного интересов в рамках определенной профессиональной деятельности можно соотнести с общей проблемой долженствования.

Таким образом, ориентация личности офицера в период его профессионального становления на формирование поведения долженствования детерминирует развитие позитивного отношения к приобретаемой профессии. особенно это актуально в условиях гуманизации военного образования, предполагающей развитие профессионально-личностных качеств офицера в

контексте общечеловеческой культуры: признание ценности курсанта как личности и индивидуальности, наполнение содержания жизнедеятельности курсантов гуманистическими ценностями, уважение их прав и академических свобод, развитие нравственных отношений между участниками образовательного процесса, педагогическая и общественная поддержка человеческого достоинства, субъектных свойств, гуманных поступков, творческого потенциала личности, её духовных потребностей и культуры.

Профессиональное становление офицера -это процесс, охватывающий продолжительный период жизни военного специалиста, в котором условно можно обозначить три важнейших этапа: профессионально-психологический отбор, обучение и воспитание в военном вузе и собственно профессиональная деятельность. Однако анализ социально-педагогических особенностей подготовки офицерских кадров в современных условиях позволяет сделать вывод о том, что значительный объем работы по профессиональному становлению офицера должен проводиться в военном вузе, в войсках же должно совершенствоваться мастерство уже подготовленного специалиста. Таким образом, под профессиональным становлением будущего офицера следует понимать динамичный процесс развития его профессионально-личностных качеств, содействующий формированию поведения долженствования и обеспечивающий установку на усвоение знаний, умений и навыков, адекватных требованиям профессиональной деятельности.

литература

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Акад. проект, 2003. 336 с.

2. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. СПб. : Питер, 2000. 187 с.

3. Климов Е.Л Психология профессионала. Воронеж, 1996. 126 с.

4. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М. : Изд. центр «Академия», 2001. 176 с.

5. Кудрявцев Т.В. Психологические основы профессионально-технического обучения. М. : Педагогика, 1988. 142 с.

6. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. 308 с.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. : Рус. яз., 1990. 921 с.

8. Поваренков Ю.Л. Психологическое содержание профессионального становления человека. М. : Изд-во УРАО, 2002. 160 с.

9. Рябокон Е.А. Профессиональное становление военного специалиста в условиях военного вуза : дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2003. 183 с.

10. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М. : Политиздат, 1981. 445 с.

11. Хантингтон С. Офицерская служба как профессия // Отеч. зап. 2002. № 8. URL : http://www.strana-oz.ru.

Professional establishment of future officers as the subject of pedagogical research

There is regarded the issue of professional establishment in science, revealed the features characteristic for military activity and defined the notion "professional establishment of future officers”.

Key words: professional establishment, humanization, military activity, motive, necessity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.