Научная статья на тему 'Нужна ли гуманизация военному образованию?'

Нужна ли гуманизация военному образованию? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MILITARY EDUCATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSON / ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / ТЕХНОКРАТИЗМ / TECHNOCRATISM / ПЕРВИЧНОЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRIMARY MILITARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михеева О. В.

В статье анализируются особенности деятельности военнослужащих. Автор обращается к истории подготовки офицерских кадров в России и приходит к выводу, что формирование личности обучающегося всегда было предметом особого внимания военно-учебных заведений России, в частности кадетских корпусов. В статье обосновывается необходимость использования гуманистического подхода в военном образовании, а также усиления роли первичного этапа профессиональной военной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михеева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Is humanization necessary in military education?

The article analyzes the features of activity of the military men. The author pays much attention to the history of preparation of the officer staff in Russia and comes to a conclusion that the formation of the person of the trainee always was a subject of the special attention of military-educational institutions of Russia, in particular military school of cadets. In the article the author proves the necessity of using of humanistic approach in military education and also the amplification of a role of a primary stage of professional military preparation.

Текст научной работы на тему «Нужна ли гуманизация военному образованию?»

Михеева О. В.

Нужна ли гуманизация военному образованию?

В настоящее время перед системой образования России стоит задача воспитания личности, способной к саморазвитию, самостоятельной профессиональной деятельности, к непрерывному образованию, т.е. в процессе получения образования обучающийся может не только приобретать знания, но и развивать все стороны своей личности. Общепризнано, что обществу необходимы личности, являющиеся его активными субъектами. Данная позиция, на наш взгляд, призвана уравновесить перекос в сторону слепого, бездумного исполнительства, возникший в результате долгого существования командно-административной системы в нашей стране.

Но во всех ли сферах так важны уровень развития индивида, его стремление к развитию и реализации своих творческих возможностей? Существуют такие области деятельности, в которых личность, на первый взгляд, не имеет значения. Человек рассматривается только как исполнитель. Он - винтик огромного механизма. Ярким примером такой структуры являются Вооруженные силы. Главное в армии - это дисциплина, т.е. беспрекословное и точное выполнение поставленной задачи. Такой подход накладывает отпечаток и на процесс подготовки будущих защитников Родины. Уже в стенах военно-учебных заведений от курсантов требуют быстрого и точного выполнения указаний.

В современных условиях отсутствие в процессе подготовки военных специалистов должного внимания к их личностному становлению, общечеловеческим ценностям провоцирует возникновение ряда трудностей, с которыми сталкиваются молодые офицеры. Например, в стенах учебных заведений готовят специалистов, работающих, в первую очередь, с техникой, а навыки работы с личным составом приобретаются выпускниками уже в ходе непосредственной профессиональной деятельности путем проб и ошибок; кроме того, после увольнения из армии перед бывшим военнослужащим встает ряд трудностей (бывшим военнослужащим не всегда хватает гибкости, уступчивости в общении с окружающими, особенно при поиске работы, при вхождении в трудовой коллектив и т.п.).

Руководство Вооруженными силами страны осознает проблемы, связанные с процессом подготовки офицерских кадров. Именно поэтому в 2002 году была разработана и утверждена Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» [11]. В документе анализируется ситуация, сложившаяся в системе военного образования России, и в качестве причин снижения качества подготовки выпускников указывается досрочное увольнение с военной службы квалифицированных военных преподавателей и молодых ученых в масштабах, существенно превышающих их выпуск из адъюнктуры и военной докторантуры. Кроме этого, отмечается, что в последние годы существенно возросли масштабы отчисления курсантов за недисциплинированность и нежелание учиться с последних курсов обучения. Мы склоны считать указанные обстоятельства проявлением (следствием) проблем, заложенных в самой армейской среде. Среди них отметим: 1) потребительское отношение к Вооруженным силам (стремление курсантов получить высшее инженерное образование, находясь на полном государственном обеспечении);

2) моральная неподготовленность курсантов к выполнению воинского долга; 3) непрестижность профессии военного; 4) неуставные отношения (дедовщина), имеющие основной целью подавление личности подчиненного или сослуживца. Перечисленные проблемы уже давно обратили на себя внимание военных педагогов и психологов. Каждая из них указывает на недостаточность сформированности моральных качеств членов воинского коллектива, отсутствие гуманистического подхода, призванного способствовать личностному росту военнослужащих.

Наше время добавило в систему подготовки военных специалистов проблему «человек - техника», так как профессиональная деятельности военнослужащего неотделима от технократизации, т.е. подчинения человека лишь служению научно-техническому прогрессу [9; с. 5]. Утверждение приоритета техники над обществом, культурой, человеком превращает его в «винтик» социальной машины.

Современный человек должен преодолеть раскол культуры на гуманитарную и техническую. Научно-технический прогресс обедняет личность, утрачивается ее гуманитарное мироощущение. Технократизация современной жизни и образования «требует для человека своеобразной «гуманитарной компенсации». Ведущей формой такой компенсации во все времена служило образование» [3; с. 87]. Цель гуманитарного образования - усвоение человеком ценностей культуры, но речь идет не просто об информационной осведомленности, а о восприятии этих ценностей как своих собственных. Сегодня в нашем обществе ощущается дефицит гуманитарного образования. Человек, оказавшись в самом центре современных событий, часто не способен решать такие проблемы, как проблема ответственности за свое становление и за свою жизнь (т.е. гуманитарные проблемы). Обладание же гуманитарным знанием способствует социальной адаптации молодого военного специалиста, проведшего несколько лет в учебном заведении интернатного типа.

В настоящее время большое внимание уделяется разработке способов сочетания гуманистического и технократического подходов в процессе подготовки специалистов. Это находит отражение в «Декларации о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования», принятой в Париже в 1998 году. Документ представляет несомненный интерес в связи с вхождением России в европейское образовательное пространство. Для синтеза гуманитарной и технократической направленности современного образования преподавателям Европейского союза предлагается «строить и усиливать интеллектуальную, культурную, социальную и техническую базу нашего континента» [13]. Подчеркивается, что в настоящее время господствует тенденция «становления профессиональной карьеры с явной необходимостью обучения и подготовки в течение всей жизни». Но объект образования, человек, не рассматривается как личность. Даже само слово «личность» отсутствует в этом документе. Разве при таком подходе возможно полноценное интеллектуальное, культурное и социальное становление профессионала?

Таким образом, мы видим, что сама постановка вопроса о необходимости личностного становления будущего офицера сейчас весьма актуальна. Проблемы военного образования могут быть решены путем усиления гуманистического подхода в процессе обучения.

Для определения подходов к решению данной проблемы обратимся к трудам русских военных теоретиков и практиков.

Величайшие полководцы всегда на первое место в подготовке войск ставили воспитание, т.е. формирование личности военнослужащего. Возрождение этой тенденции особенно важно для учебных заведений, готовящих пополнение для офицерского корпуса армии. Генерал-лейтенант Деникин А.Н. отмечал, что «нигде значение отдельной личности не может быть так велико, как в армии. Военная история знает немало примеров, как молодые войска - весьма невысокой боевой пригодности - в руках настоящих начальников становились скоро первоклассными; и как другие войска, раз получив прочную закалку, сохраняли отличные боевые качества при самых неблагоприятных условиях» [2; с. 259]. Военный публицист Е. Месснер утверждал, что «священник, офицер, педагог, литератор, политик формирует душу народа. Отличие офицера от прочих четырех воспитателей состоит лишь в том, что те учат, как достойно жить для родины, а он учит, как достойно умирать за родину» [5; с. 442]. Поэтому подготовка к выполнению этой особой миссии невозможна без гуманистического подхода, призванного внушить обучающимся исключительную ценность личности каждого подчиненного.

Офицерский корпус - основа Вооруженных сил любого государства. От этих людей «более всего зависит дух войск. А в силе духа и заключается главное отличие человека, способного с честью защищать отечество, от человека, негодного для этой цели» [10; с. 90]. В связи с этим при подготовке офицерских кадров в нашей стране всегда уделялось большое внимание как формированию и развитию профессионального мастерства, так и личностных качеств, поскольку офицер - это не только воин, но и педагог-воспитатель. И пусть слова «гуманизм», «личность» не произносились, но в военно-учебных заведениях России, начиная приблизительно с конца ХУШ века, предпринимались попытки не только профессионального, но и личностного становления учащихся. Например, для развития душевных качеств, чувства гуманности и человеколюбия в Первом кадетском корпусе устраивались праздники для бедных. Кадеты должны были прислуживать нищим, калекам и старцам, «с сердечной радостью выслушивая бесхитростные рассказы этих старых инвалидов, бывших в боях, и тем самым воспламеняясь жаждой послужить в будущем верой и правдой самим за своего Государя и дорогую родину» [1; с. 33]. Воспитание высоких нравственных качеств тесно увязывалось с распространением военно-исторических знаний. Через познание воинских традиций и боевых преданий прошлого формировалось соответствующее отношение к воинской службе, к выполнению своего священного долга.

Деятельность военно-учебных заведений вообще и кадетских корпусов в частности заключалось в том, чтобы «готовить для нашей армии молодых людей здоровых, хорошо развитых физически и духовно, заботливо воспитанных в религиозно-нравственном отношении, с прочно установившимся чувством беззаветной верности монарху и любви к родине и с твердым сознанием военного долга; людей, способных к корпоративному единению и товарищеской поддержке, и, вместе с тем, людей, в интеллектуальном отношении стоящих на уровне современных требований военного дела» [12; с. 4]. В «Инструкции по воспитательной части», принятой в конце 1886 года, главная цель воспитания формулировалась следующим образом: «Подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству посредством постепенной с детского возраста выработки в кадетах тех верных понятий, кои служат прочною основой искренней преданности Престолу, сознательного повиновения власти и закону, чувств чести, добра и правды» [6; с. 125], т.е. всегда декларировалась необходимость сочетания личностных и профессиональных качеств будущих офицеров.

В настоящее время особое значения приобретает необходимость воспитать у будущего офицера «нравственную упругость» [4; с. 470], умение в любых жизненных обстоятельствах оставаться высоконравственным человеком. Считается, что указанными качествами обладали дворяне. Это были люди, имевшие «закал властности и личной чести, развиваемый исторически воспитанным обществом, но преимущественно наследственным политическим сословием» [14; с. 40]. Возможно, с этим связано восстановление структур, существовавших в России еще в начале ХХ века, которые давали начальное военное образование и первые практические навыки военной службы (кадетские корпуса). Известно, что в начале своего существования (ХУШ в.) эти военно-учебные заведения принимали в свои стены только потомственных дворян. А к «дворянским детям применялось так называемое «нормативное воспитание», т.е. воспитание, направленное не столько на то, чтобы раскрыть индивидуальность ребенка, сколько на то, чтобы отшлифовать его личность соответственно определенному образцу» [7; с. 9]. Дворянское воспитание - «это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно: путем привычки и подражания; это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают» [7; с. 10].

Думается, что слепое копирование существовавшей ранее системы не даст ожидаемые результаты: изменились исторические условия, общество, да и сами Вооруженные силы. Но мы должны проанализировать накопленный опыт и взять из него то, что может быть использовано в современных условиях.

Современное кадетское образование, призванное служить основой формирования военной элиты России, не ставит целью создание определенной модели учащегося. Обучение в кадетском корпусе должно способствовать социализации обучающегося через профориентацию. Для достижения этой цели используются профессиональное просвещение (ознакомление кадетов с профессиями, с различными видами труда, как на военном, так и на гражданском поприще); профессиональная диагностика (выявление профессионально значимых качеств личности кадетов: способностей, интересов, склонностей); профессиональные консультации. Таким образом, в кадетских образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная подготовка кадетов к самоопределению после их выпуска.

Следует заметить, что первичный этап военной подготовки представлен как кадетскими корпусами, так и суворовскими, и нахимовскими военными училищами. Именно первичные военные учебные заведения должны прививать своим воспитанникам высокие нравственные качества (любовь к Родине, коллективизм, готовность к самопожертвованию и т.д.) и понятия чести и долга. Обучение в этих учебных заведениях должно начинаться с 10-11 лет и продолжаться 7-8 лет. В течение двух последних лет обучения на основании предрасположенности, личных предпочтений и возможностей, а также по результатам тестирования должна определяться будущая профессиональная специализация каждого воспитанника. Это позволит молодому человеку не только получить знания, необходимые ему как военному специалисту, но и сформировать его личность.

Таким образом, идеал современного офицера - личность, сочетающая гуманитарную и техническую составляющую. Ведь каждый специалист, в первую очередь, является человеком, личностью. До, после и в ходе профессиональной деятельности происходит межличностное общение, работающее, в конечном счете, на профессиональный рост. Одним из путей решения представленной проблемы является использование воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин, изучаемых в

военно-учебных заведениях, и применение гуманистического подхода даже при преподавании дисциплин, необходимых обучающимся как будущим военным специалистам. В связи с этим несомненный теоретический и практический интерес представляет история обучения и воспитания в военно-учебных заведениях и, в частности, история первичного военного образования, представленная суворовскими и нахимовскими военными училищами, кадетскими корпусами.

Литература

1. Галенковский П. А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк пед. средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период 1700-1856 гг.). -СПб., 1904.

2. Какая армия нужна России? Взгляд из истории. Российский военный сборник. Выпуск 9. - М.: Военный университет, Ассоциация «Армия и общество», 1995.

3. Колесников И. А. Гуманитаризация непрерывного образования - одно из направлений модернизации российского общества//Социально-гуманитарные знания. - 2004. -№ 1. - С. 86-107.

4. Мариюшкин А. Техника или дух//Государственная оборона России. Императивы русской военной классики. - М.: Военный университет, Рабочий путь, 2002.

5. Месснер Е. Современные офицеры // Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания. Российский военный сборник. Выпуск 17. - М.: Военный университет, Русский путь, 2000.

6. Михайлов А.А. Российские кадетские корпуса // Вопросы истории. - 1997. - № 12. - С. 124-130.

7. Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина. - М.: Linka-Press, 1995.

8. Наставления, данные графом М. С. Воронцовым гг. офицерам 12-й пехотной дивизии// О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей/Сост. Ю.А. Галушко, А.А. Колесников; Под. ред. В.Н. Лобова. - 2-еизд. - М.: Воениздат, 1991.

9. Новиков А.М. Проблемы гуманизации профессионального образования//Педагогика.

- 2000. - № 9. - С. 3-10.

10. Обручев Н. О вооруженной силе и ее устройстве//Государственная оборона России. Императивы русской военной классики. Российский военный сборник. Выпуск 19.

- М.: Военный университет, Русский путь, 2002.

11. Постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 352 «О Федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г.» (с изменениями от 5 мая 2003 г., 6 декабря 2004 г., 26 декабря 2005 г.). http://npa-gor.garweb.ru: 8080 /public /default.asp?no = 84504 #500

12. Речь председателя съезда генерал-лейтенанта А.Д. Бутовского// Труды Первого съезда офицеров-воспитателей кадетских корпусов (22-31 декабря 1908 г.). П/р П.В. Петрова.

- СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1909.

13. Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования четырех министров, представляющих Великобританию, Германию, Францию и Италию (г. Париж, Сорбонна, 25 мая 1998 года). http : //www. spbu. ru/News/ edusem/sorbon.htm

14. Фадеев Р. Наш военный вопрос//Какая армия нужна России? Взгляд из истории. -М.: ВУ, Ассоциация «Армия и общество», 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.