УДК 378
Цыганков Дмитрий Сергеевич
Вольское высшее военное училище тыла (военный институт)
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В РЕАЛИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящей статье рассматриваются особенности профессионального становления будущих офицеров с позиции исследования сущности, специфики и функционального назначения мотивационного компонента профессионального становления будущих офицеров в реалиях гуманизации военного образования. В связи с чем были теоретически обоснованы и апробированы педагогические условия формирования мотивационного компонента профессионального становления будущих офицеров на базе Вольского высшего военного училища тыла (ВИ).
Ключевые слова: профессиональное становление, мотивационный компонент, гуманизация военного образования, педагогические условия.
Преобразования, происходящие в экономике, политике и общественной . жизни России, отражаются на системе высшего образования, в том числе и военном образовании. В условиях модернизации военного образования, сокращения количества военных вузов особую значимость приобретает проблема повышения качества военно-профессиональной подготовки офицеров.
Вместе с тем, являясь частью общей системы высшего образования, система высшего военного образования входит в европейское образовательное пространство в соответствии с Болонской декларацией, актуализирующей проблему гуманизации высшей школы. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социальнопедагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии, в том числе и военного образования.
Таким образом, актуальность настоящего исследования связана с необходимостью решения проблемы профессионального становления будущих офицеров в реалиях гуманизации военного образования, а также с повышением качества образования выпускников военных вузов, соответствующего требованиям госзаказа.
Однако хочется заметить, что, несмотря на разработанность вопроса профессионального становления специалистов гражданского профиля, проблемам профессионального становления будущих офицеров в современных психологопедагогических исследования уделяется недостаточно внимания.
В связи с этим нам хочется задаться следующим вопросом: что составляет особую компетентность военного офицера? Существует ли какое-то специальное умение, присущее офицерам, но не свойственное ни одной из гражданских групп?
Главный род мастерства, свойственный всем (или почти всем) офицерам и отличающий их ото всех (или почти ото всех) гражданских специалистов, Г арольд Лессуэлл обозначил как «управление насилием». Данной позиции придерживается и Сэмюэл Хантингтон, который считает, что особое мастерство офицера проявляется в руководстве, управлении и контроле организованной массой людей, чьей основной функцией является применение насилия. Это и отличает офицера от других специалистов, существующих в вооруженных силах: ни один из привлекаемых к военной службе вспомогательных специалистов не способен «управлять насилием» [1].
Но офицер является не просто специалистом в области вооруженного насилия, он, прежде всего, - военный профессионал. При этом основным отличием военного профессионала от военного специалиста является наличие у него устойчивого мотива военно-профессиональной деятельности, обеспечивающего выполнение основного требования, которое предъявляет общество к военнослужащему, - беспрекословное выполнение приказов командира (начальника).
В общем плане воинская служба - это особый вид государственной службы. От деятельности в гражданской сфере воинская служба отличается своим назначением, областью приложения сил, средствами и методами, возможностя-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Цыганков Д.С., 2010
ми и условиями достижения целей, особыми требованиями к человеку.
Профессиональные обязанности человека, исполнение которых имеет масштабные социальные следствия, принято именовать служебным (государственным) долгом. Государственный долг военнослужащего - защита Отечества, определяется этот долг как воинский. В связи с чем, мы в качестве прогнозируемого результата военной деятельности видим выполнение воинского долга, обязанностей, которые возлагаются на него военной службой.
При этом хочется заметить, что в основе военного профессионализма лежит не столько строгое и точное («техническое») выполнение должностных обязанностей, сколько соблюдение нравственных норм.
Долженствование (нечто должно быть осуществлено или совершено), путем которого нравственность выражает требования социальных законов, в том числе потребностей общества и человека, принимает различные формы в частном повелении, общей норме, обобщенных принципах поведения, моральном и общественном идеале [2].
В связи с этим на основании анализа научнопедагогической литературы мы можем определить профессиональное становление будущего офицера как сложный, динамичный процесс развития профессионально-личностных качеств военнослужащего, обеспечивающих формирование поведения долженствования и установку на усвоение специальных знаний, умений и навыков.
Исследование сущности понятия «профессиональное становление» предопределяет необходимость установления его компонентного состава, так, обобщив мнения исследователей, мы выделяем следующие компоненты профессионального становления курсанта: целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный и рефлексивно-оценочный.
При этом, несмотря на имеющиеся различия в подходах исследователей к установлению компонентного состава профессионального становления, можно проследить единство мнений относительно мотивационного компонента, являющегося обязательным составным элементом каждого процесса, связанного с практически любой деятельностью личности, в том числе и учебной, обусловливающей профессиональное становление будущих специалистов.
По мнению А.А. Бодалева, «настоящий профессионал всегда встречается с сильной и устойчивой мотивационной сферой на осуществление определенной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата» [3].
Мотивационный компонент применительно к процессу профессионального становления курсантов как совокупность устойчивых мотивов регулирующих и придающих целенаправленный характер деятельности курсантов по овладению профессией.
Таким образом, мотивационный компонент играет значимую роль в профессиональном становлении будущего офицера, в связи с чем предстоит выявить педагогические условия для успешного формирования мотивационного компонента, под которыми в рамках проводимого исследования понимаются специально созданные обстоятельства, детерминирующие выбор формы, методов обучения и содействующие его эффективному формированию.
Профессиональное становление офицеров в военных вузах представляет собой сложный, динамичный процесс, обусловленный значительным количеством факторов и описываемый в виде взаимодействия множества элементов, интегрированных в единое целое. К основным факторам, положительно или отрицательно влияющим на профессиональное становление будущего офицера в военном вузе следует отнести: социокультурный фактор, предполагающий осознание курсантами цели профессиональной подготовки; фактор социального воздействия на личность курсанта; особенности организации учебно-воспитательного процесса, содействующие развитию профессиональной мотивации курсантов; социальная значимость долженствования (чувство долга и патриотизма).
Каждый из названных факторов предусматривает необходимость разработки и реализации в образовательном процессе конкретных педагогических условий, способствующих более успешному формированию мотивационного компонента профессионального становления будущих офицеров. Под педагогическим условием в рамках настоящего исследования будем понимать специально созданные обстоятельства, предопределяющие выбор форм и методов обучения, обусловливающие формирование и развитие мотивационного компонента профессионального становления будущих офицеров.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
Общепризнано, что эффективность профессиональной подготовки будущих специалистов во многом предопределяется отношением к выбранной профессии, и вытекает из представлений о ее ценности, личной и социальной значимости, что обуславливает потребность личности в самореализации. При этом, как показывает практика, многие абитуриенты при поступлении в вуз не осведомлены о специфике приобретаемой профессии, проявляющейся в требованиях, предъявляемых к личности, что в дальнейшем может явиться одной из основных причин кризисных явлений.
Обозначенные предпосылки выступают в качестве социокультурного фактора, предполагающего необходимость реализации такого педагогического условия, как осознание курсантами цели профессиональной подготовки. Реализация данного условия позволит воздействовать на ценностно-смысловые отношения, определяющие профессионально-личностную позицию.
Фактор социального воздействия на личность проявляется во взаимодействии преподавателей и обучающихся. При этом подобное взаимодействие должно основываться на диалогичности общения преподавателя и курсанта. Таким образом, в качестве следующего педагогического условия можно выделить внедрение в деятельность военных вузов системы психолого-педагогичес-кого сопровождения курсантов, обеспечивающей приоритет гуманистической направленности обучения и воспитания курсантов.
Психологическое сопровождение профессионального становления офицерских кадров принято рассматривать как деятельность, обращенную на выявление психологических факторов и специфику службы, поддержание необходимых психических состояний и психологической устойчивости военнослужащих при выполнении задач в любых условиях обстановки.
Как показывает опыт профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе, ориентация только лишь на усвоение текстов путем заучивания приводит к получению формальных знаний, эффективность применения которых в практической деятельности весьма низка. В связи с этим зачастую возникают проблемы длительной адаптации выпускников вузов, занимающей достаточно продолжительный период, что порой приводит к разочарованию в профессии, смене профессиональной ориентации. Поэтому в качестве следующего педагогического условия профессиональ-
ного становления целесообразно выделить прак-тико-ориентированный характер обучения.
Расширение конкретных представлений курсантов о войсковой реальности являются важным условием сознательного и прочного овладения теоретическими знаниями, формирования умения применять их в практической деятельности. Войсковая стажировка является одним из наиболее эффективных методов, способствующих на заключительном этапе обучения в военном вузе, осуществить эту взаимосвязь.
Научные изыскания А.А. Реан [4], проведенные в вузах, показали, что сильные и слабые обучаемые отличаются не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация.
В связи с этим правомерным является утверждение того, что успеваемость зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. При определённых условиях (при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом покрывается посредством развития мотивационной сферы (возрастания профессионального интереса), и обучаемый добивается больших успехов. Следовательно, в качестве еще одного условия формирования мотивационного компонента профессионального становления курсантов военного вуза можно выделить развитие интереса к профессии.
«Настоящий» офицер - это высококвалифицированный военный специалист, для которого правовые и нравственные нормы имеют особый смысл и включаются в другие более сложные категории и понятия - такие как, например, мотив деятельности, идеал человека, социальная справедливость, смысл жизни и назначение человека. Определяя профессиональное становление курсанта военного вуза, мы сделали акцент на формировании поведения долженствования. Следовательно, в качестве еще одного условия формирования мотивационного компонента профессионального становления курсантов военного вуза можно выделить убеждение курсантов в социальной значимости долженствования.
Однако долженствование может быть разной природы: одно дело, когда человек сам говорит себе «я должен», без понуждения извне (внутренне организованная мотивация); другое дело, когда долженствование связано с приказами,
ям Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
предписаниями, то есть воздействиями извне (внешне организованная мотивация).
Все более очевидным становится тот факт, что специфика военной службы, действия военнослужащих нравственного содержания обеспечивают идеальные условия для непрерывного подкрепления мотива долженствования служебными и нравственными поступками. Поэтому вполне естественной представляется устремленность человека, имеющего мотив долженствования высокой интенсивности, в армейскую среду. В этой среде мотив долженствования предстает в форме мотивационной доминанты профессиональной деятельности, обретает форму конкретных относительно устойчивых свойств личности офицера как военного профессионала.
Таким образом, успешное формирование мотивационного компонента профессионального становления будущих офицеров в реалиях гуманизации военного образования будет обеспечено реализацией таких педагогических условий, как: 1) осознание курсантами цели профессиональной подготовки; 2) внедрение системы пси-холого-педагогического сопровождения профессионального становления курсантов, обеспечивающей приоритет гуманистической направленности обучения и воспитания; 3) прак-тико-ориентированный характер обучения;
4) развитие интереса к профессии; 5) убеждение курсантов в социальной значимости долженствования.
В ходе опытно-экспериментальной работы, осуществленной на базе Вольского высшего военного училища тыла (ВИ), было доказано, что создание и реализация в образовательном процессе комплекса указанных педагогических условий активизирует процесс формирования мотивационного компонента профессионального становления курсантов, проявляющегося в высокой оценке выраженности профессиональных мотивов (в том числе мотива долженствования), профессиональных намерений, сформированно-сти профессиональных интересов, способности к саморазвитию, самообразованию и позитивному отношению к получаемой профессии.
Библиографический список
1. Хантингтон С. Офицерская служба как профессия // Отечественные записки. - 2002. - .№8.
2. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
3. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М., 1998. - С. 74.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
УДК 811.161.1: 378: 61: 341.95
Игнатова Ирина Борисовна
доктор педагогических наук, профессор,
Озёрская Светлана Николаевна
Белгородский государственный университет [email protected]
МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
В статье рассматриваются сущность и структура мониторинга качества сформированности профессионально-коммуникативной компетентности иностранных студентов-медиков; предлагается классификация мониторинга по двум основным направлениям: а) по предмету отслеживания качества знаний (языковой, коммуникативный, профессионально-коммуникативный мониторинг) и б) по задачам, характеру и основным функциям отслеживания (педагогический и управленческий); предлагается технология проведения мониторинга.
Ключевые слова: мониторинг качества, профессионально-ориентированное обучение, профессиональнокоммуникативная подготовка, обратная связь, контроль.
Характерной чертой современного мира являются активные интегративные процессы в различных сферах человеческой деятельности. Одним из основных проявлений интегративных процессов в сфере языкового образования является современная
реализация идеи унификации содержания, форм и методов лингводидактического мониторинга уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности учащихся с целью 1) установить общие уровни владения для одного языка в разных странах и для разных языков
© Игнатова И.Б., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
Озёрская С.Н., 2010