Научная статья на тему 'Особенности педагогического стимулирования креативной деятельности курсантов'

Особенности педагогического стимулирования креативной деятельности курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУРСАНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ / TEACHING STIMULATION OF CADETS' CREATIVE ACTIVITIES / CREATIVITY / MILITARY EDUCATIONAL / CADETS / TEACHING STIPULATIONS OF CREATIVITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зацепилова Лариса Александровна, Тымчук Олеся Николаевна

Рассмотрены понятие педагогического стимулирования, условия и факторы, влияющие на течение творческой деятельности курсантов в образовательном процессе высшего военного учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зацепилова Лариса Александровна, Тымчук Олеся Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of teacher efforts to stimulate cadet creative activities

An expedition of teacher efforts to stimulate cadets, of environment and factors influencing their creative activities in educational process at a military higher school

Текст научной работы на тему «Особенности педагогического стимулирования креативной деятельности курсантов»

4. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1988.

5. Плигин А., Максименко И. Now let’s play English. Личностно-ориентированное обучение английскому языку. СПб., 2005.

6. Федечко Л.М., Цветкова Н.Н. Ролевые игры как средство обучения. Технологии обучения иностранным языкам в неязыковых вузах: Сборник научных трудов / Отв. ред. Н.С. Шарафутдинова. Ульяновск, 2008.

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ

Зацепилова Л.А., Тымчук О.Н.

В настоящее время в Российской Федерации идет процесс реформирования системы высшего образования, что отражается в инновационном подходе к процессу обучения, все большей личностной направленности. Необходимо отметить, что военный специалист кроме узко профессиональных знаний должен обладать комплексом знаний и умений в широком спектре деятельности, а также в личной повседневной жизни, поэтому его подготовка должна предусматривать целенаправленные действия преподавательского и командного состава вуза по развитию и закреплению индивидуальной, заложенной природой креативности.

Проанализировав образовательный процесс высшего военного учебного заведения, мы делаем заключение, о том, что прямое обучение творчеству невозможно, но вполне реально косвенное влияние на него за счет создания условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность.

Стимул - внешнее воздействие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность [3]. Исходя из этого определения, можно предположить, что стимулирование - процесс внешнего воздействия на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность.

По мнению Л.Ю. Гордина, “педагогическое стимулирование” заключается в целесообразном отборе, определенной модификации и практическом применении в учебно-воспитательном процессе тех материальных и идеальных стимулов, которые объективно существуют и действуют в обществе [2].

С точки зрения С.А. Кашина “педагогическое стимулирование - это целенаправленное действие педагогов по актуализации определенных потребностей обучаемых и последующему обуславлива-нию их удовлетворения, необходимостью выполнения определенных учебных действий” [4].

Т.Я. Яковец определяет педагогическое стимулирование самообразования как “целенаправленное воздействие педагога, обращенное к различным сторонам мотивационно-потребностной сферы личности с целью формирования у студентов установок на самообразование” [5].

Исходя из этих определений, стимулирование креативной деятельности курсантов представляет собой процесс внешнего воздействия на личность курсанта, активизирующий его мотивационную сферу, познавательные потребности, а через них - креативную деятельность.

Личность любого человека формируется под влиянием общества, социума, коллектива, семьи. Именно общество, существующие в нем система образования, обычаи и традиции формируют у че-

© Зацепилова Л.А., Тымчук О.Н., 2011 1118

ловека наиболее важные качества личности. Эти качества типичны для большинства людей, но проявляются они индивидуально, в зависимости от конкретных условий, обстоятельств, среды, воспитания. Нельзя отрицать и наличия генетической предрасположенности различных людей к формированию определенных свойств личности. Таким образом, факторы, влияющие на течение творческой деятельности, бывают двух видов: ситуативные и личностные.

К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на творческие возможности человека, относятся: лимит времени, состояние стресса, состояние повышенной тревожности, желание быстро найти решение, слишком сильная или слишком слабая мотивация, наличие фиксированной установки на конкретный способ решения, неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами, страх, повышенная самоцензура; способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения и другие.

Личностные факторы - это устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией. К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творчества, относят конформизм; неуверенность в себе, а также слишком сильную уверенность; эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; отсутствие склонности к риску; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других.

Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах, доминирование эмоций радости и даже определенную долю агрессивности, склонность к риску, отсутствие боязни казаться странным и необычным, отсутствие конформности, хорошо развитое чувство юмора, наличие богатого по содержанию подсознания, любовь к фантазированию и построению планов на будущее.

Таким образом, под влиянием личностных и ситуативных факторов, стано-

вясь объектом внешнего воздействия и включаясь во взаимодействие с преподавателем в учебной деятельности, ученик становится частью творческого процесса.

Стимулирование проявления креативности возможно при внешнем воздействии на выделенные факторы, хотя, конечно, оно не гарантирует полного раскрытия творческого потенциала.

Подобное воздействие возможно при осуществлении ряда условий, к которым можно отнести следующие:

1) Минимизация отрицательного влияния традиций и привычек привнесенных из гражданской жизни в военную среду. С этой целью возможно расширение интересов личности, через самоидентификацию с другой личностью, своим “новым военным Я” (позволяет взглянуть на проблему “другими глазами”, при этом собственные ценностно-ориентационные установки отступают на второй план). Снятию влияния установок, сформировавшихся в процессе деятельности (например, влияния опыта выполнения аналогичной или схожей деятельности) может способствовать переключение внимания, смена деятельности.

2) Поскольку для проявления креативности очень важно иметь высокую самооценку, целесообразно воздействовать на нее путем повышения внешней положительной и минимизации внешней отрицательной мотивации. Следует заметить, что хотя отдельные исследователи считают внешнюю мотивацию оказывающей положительное влияние только на низкокреативных людей, в истории имеются примеры обратного. Не всегда правомерно противопоставление внутренней и внешней мотивации, в отдельных случаях они могут, как бы перетекать друг в друга, и чисто внешняя мотивация в процессе деятельности может трансформироваться во внутреннюю. Не следует забывать и о том, что это метод будет работать лишь в случае действительной необходимости повышения самооценки.

3) Использование при проведении занятий активных методов обучения. Активные групповые методы можно условно объединить в три основных блока:

а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики,

анализ ситуаций морального выбора и осознания коммуникативного поведения);

б) игровые методы (ролевые игры);

в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).

Данные методы обучения оказывают конструктивное влияние на развитие личности в трех направлениях: когнитивном, поскольку получение новой информации происходит посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение информативности общения; эмоциональном, так как вся информация интерпретируется через личностную значимость; коммуникативном, предполагающем расширение поведенческого репертуара за счет осознания неэффективности привычных способов поведения [6].

Обучение с применением активных методов обучения носит творческий характер, потому что обучаемому не задают определенный стереотип, а предлагают самому найти наилучший способ решения проблемы, который отвечает его представлениям,ценностным ориентациям, интересам, потребностям. Интерактивный характер обучения выражается в том, что курсанту предлагается опираться на собственный жизненный опыт. Он используется не спонтанно, а рефлексивно, что позволяет фиксировать, анализировать свои действия и адекватно ситуации применять полученные знания.

4) Включение курсантов в активную социально-значимую деятельность в качестве субъектов образовательного процесса.

Современная войсковая практика требует, чтобы формирование у курсантов навыков и умений управленческой деятельности, а также воспитательной работы с подчиненными и воинскими коллективами стало одной из главных задач педагогического процесса вуза. Однако анализ результатов наблюдений, бесед и других эмпирических данных свидетельствуют о том, в процессе обучения курсантам зачастую отводится роль исполнителей, они вынуждены строго следовать требованиям уставов,

установленного распорядка, приказам командиров и практически лишены инициативы и самостоятельности. В результате выпускники вузов в своей практической деятельности не имеют навыков самостоятельной работы [1].

С целью устранения данного недостатка курсанты Ульяновского военнотехнического института включаются в активную социально-значимую деятельность путем привлечения к исполнению общественных поручений: проведению информирования, занятий по общественно-государственной подготовке, организации спортивно-массовых и культурно-досуговых мероприятий, осуществлению шефской помощи детским домам и другим учреждения подобного рода.

При решении практических задач в ходе выполнения различных общественных поручений курсанты приобретают столь необходимые навыки самостоятельности, инициативности, ответственности за собственные действия, полнее проявляют свои творческие способности.

Таким образом, учет и реализация данных условий позволяет сделать процесс формирования и развития креативности курсантов более эффективным.

Литература

1. Веретин С.В., Тымчук О.Н. Формирование профессиональной культуры у курсантов высших военно-учебных заведений. Ульяновское высшее военно-техническое училище. Ульяновск, 2010.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретический и экспериментальный. Психологическое исследование. М., 1986.

3.Педагогический энциклопедический словарь / Главный ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2002.

4. Поляков В.А. Моделирование психологической системы. Формирование креативной личности в акмеологии. Минск, 2000.

5. Пономарев Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организации // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 5 - 13.

6. Тымчук О.Н. Психолого-педагоги-ческие условия профессионального становления курсантов: Монография. Ульяновск, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.