Научная статья на тему 'Основные психолого-педагогические методы повышения эффективности развития креативности у военных инженеров'

Основные психолого-педагогические методы повышения эффективности развития креативности у военных инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОГРАММА НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ / ЛОВКОСТЬ / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / КУРСАНТЫ / CREATIVITY / CREATIVE DEVELOPMENT / READINESS FOR CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галаган Олег Васильевич

Статья посвящена актуальной для современного этапа развития военной педагогики проблеме - развитию креативности у будущих военных инженеров в период обучения в вузе. В ней обоснована значимость развития креативности у военных инженеров как важной составной части образовательного процесса, рассматриваются психолого-педагогические методы повышения эффективности развития креативности будущих военных инженеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic psychology-pedagogical methods of effectiveness development increase of military engineer's creativity

The paper in question considers the problem actual for modern stage of military pedagogies development of future military engineer's creativity in the period of education at the university. Significance of military engineer's creativity as an important part of educational process is grounded; psychology-pedagogical methods of effectiveness development increase of future military engineers creativity is considered.

Текст научной работы на тему «Основные психолого-педагогические методы повышения эффективности развития креативности у военных инженеров»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 2 (42) 2009

На основании анализа корреляционных зависимостей основных параметров функционального состояния НМА и их значимости, определяемой квалификацией спортсменов, были определены рабочие и коррекционные зоны тренировочной нагрузки с отягощениями.

Список литературы

1. Башкин, В. М. Методика коррекции тренировочного процесса на основе экспресс-анализа функционального состояния нервно-мышечного аппарата спортсменов / В.М. Башкин : Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: 1992. - 24 с.

2. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: ФиС, 1985. - 166 с.

3. Креер, В. А., Попов, В. Б. Легкоатлетические прыжки. - М.: Физкультура и спорт, 1986. -

176 с.

4. Озолин, Н. К. Настольная книга тренера: Наука побеждать. - М.: Изд-во Астрель; ООО «Изд-во АСТ», 2002. - 864 с.

5. Петряев А. В., Клешнев И. В., Клешнев В. В. Технология использования фактора биологической обратной связи в практике подготовки спортсменов // Спорт и здоровье / А.В. Петряев, И.В. Клешнев, В.В. Клешнев^_- Тез. докл. Т. II. 1-й Межд. научный конгресс. - СПб., Госкомспорт.

- СПб., 2003. - С. 61-62.

6. Сокунова, С. Ф. Контроль за уровнем развития выносливости спортсменов // Теория и практика физической культуры. - М.: 2002. - № 8. - С. 56-59.

Literature

1. Bashkin, V. M. Technique of correction of training process on the basis of the express analysis of a functional condition of the nervously-muscular device of sportsmen: Author’s abstract of dissertation ... candidate of pedagogical sciences.- SPb.: 1992. - 24 p.

2. Verhoshansky, Y. V. Programming and the organization of training process. - Moscow, 1985. - 166 p.

3. Kreyer, V. А., Priests, V. B. Track and field athletics jumps. - Moscow, 1986. - 176 p.

4. Ozolin, N. K. The reference book of the trainer: Science to win. - Moscow, 2002. - 864 p.

5. Petrjaev A. V., Kleshnev I. V., Kleshnev V. V. Technology of use of the factor of a biological feedback in practice of preparation of sportsmen // Sports and health. - SPb.: 2003.

6. Sokunova, S. F. Control behind a level of development of endurance of sportsmen // Theory and physical training practice. - 2002. - № 8.

УДК 78.21.14 О. В. Галаган*

Основные психолого-педагогические методы повышения эффективности развития креативности у военных инженеров

Работа представлена кафедрой психологии и педагогики Военного инженерного технического университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. М. Пырский.

Статья посвящена актуальной для современного этапа развития военной педагогики проблеме

- развитию креативности у будущих военных инженеров в период обучения в вузе. В ней обоснована значимость развития креативности у военных инженеров как важной составной части образовательного процесса, рассматриваются психолого-педагогические методы повышения эффективности развития креативности будущих военных инженеров.

Ключевые слова: креативность, творческое развитие, готовность к творческой деятельности, программа непрерывного развития креативности.

* Галаган, Олег Bасильевич, старший помощник начальника научно-исследовательского отдела Санкт-Петербургского высшего военного училища радиоэлектроники Доенный институт). Aдрес: г. Санкт-Петербург, ул. Политрука Пасечника, CПBBУPЭ фИ). Тел. 8911-93б-31-54. E-mail: ogalagan^tgmail.ru.

* Galagan, Oleg Vasilyevich, senior assistant of scientific-research department chief, St. Petersburg higher military college of radioelectronics (Military institute). Russia, St. Petersburg, StPHMCRE (MI). Ph. 8-911-93б-31-54. E-mail: ogalagan^Qmail.ru.

O.V. Galagan*. The basic psychology-pedagogical methods of effectiveness development increase of military engineer’s creativity.

The paper in question considers the problem actual for modern stage of military pedagogies development of future military engineer’s creativity in the period of education at the university. Significance of military engineer’s creativity as an important part of educational process is grounded; psychology-pedagogical methods of effectiveness development increase of future military engineers creativity is considered.

Keywords: creativity, creative development, readiness for creative activity, the program of continuous creativity development.

Актуальность исследования связана с тем, что на сегодняшний день в военной педагогике недостаточно разработаны теоретические положения о профессионально-творческом развитии будущих военных инженеров, их способностей к продуктивной активности в течение всей жизнедеятельности, в силу чего креативные качества курсантов обычно рассматриваются в основном функционально, в ситуативно-синхроническом плане, например, только при принятии решений на занятии, который должен быть дополнен также акме-диахроническим подходом, характеризующимся непрерывностью психолого-педагогических влияний на личность курсанта [2, 339], [8, 114], [9, 260].

В военной педагогике давно исследуется проблема именно непрерывного развития креативных качеств личности, начиная с отбора одаренных курсантов, их профессиональной подготовки, а затем психолого-педагогического сопровождения на протяжении всей карьеры офицера [5, 272], [3, 20], [7, 202]. Однако до сих пор не удалось выстроить стройную, логическую систему непрерывного развития креативности у военных специалистов. Это во многом связано со сложностью предмета исследования, а также с согласованием научных интересов самих военных ученых. Сегодня, в связи с резким усложнением военной техники, повышением значения сверхточного оружия и средств радиоэлектронного подавления противника эффективная деятельность военного инженера невозможна без творческого подхода, пытливости, смелости, инициативы. Причем тенденция роста объема креативности в содержании деятельности офицеров РТВ ВВС будет непрерывно возрастать. В этой связи развитие креативности у курсантов военно-технического вуза является актуальной научной проблемой и требует новых идейно-концептуальных подходов. Более того, формирование готовности выпускника военнотехнического вуза к творческой деятельности является в настоящее время основным показателем перехода военно-инженерного образования на путь инновационного развития. Задача воспитания и развития курсантов с творческим складом ума и соответствующей направленностью личности в высших военно-инженерных учебных заведениях в последние годы превратилась в назревшую социальную необходимость. Ситуация обостряется в связи реформой Вооруженных сил, сменой поколений офицеров, военных ученых и преподавателей, что отражается на снижении общего уровня творческого потенциала, восприимчивости всей системы военно-инженерного образования к новаторству, нестандартным решениям, всем проявлениям творческой активности личности.

В настоящее время креативные качества курсантов развиваются бессистемно, ситуативно. На кафедрах отсутствуют специалисты по развитию креативности у будущих военных инженеров. В этой связи была разработана и апробирована программа непрерывного развития креативности у курсантов, в основу которой были положены технологии совершенствования методического мастерства профессорско-преподавательского состава кафедр и военно-научная работа курсантов.

Начальный этап работы с преподавателями сводился к процессу самоопределения в сущности и содержании креативной технологии обучения. Основные задачи творческого обучения сфокусировались на формировании гармоничной, всесторонне развитой личности, выработке у нее дивергентного стиля мышления, мобильности, критичности, системности, диалектичности, эвристичности; на формировании у курсантов умения овладевать знаниями самостоятельно, использовать их в условиях неопределенности и т.д. Как оказалось, такой тип обучения повсеместно осуществить трудно, поэтому массовый учебный процесс пока включает в себя наряду с творческим и объяснительный тип обучения.

Программа развития креативности, предлагает реализацию нескольких базовых принципов организации обучения:

1) принцип ресурсной оценки,

2) принцип отбрасывания прошлого опыта,

3) принцип многоаспектности восприятия,

4) принцип ассоциативного синтеза,

5) принцип исключения поляризующей идеи.

Первый принцип требует для решения проблемы или ситуации привлекать необходимые и достаточные ресурсы, использовать все имеющиеся условия без доказательств их необходимости в данной ситуации. Это значительно упрощает процесс решения проблемы.

Второй принцип требует применения новых, нешаблонных способов решения проблем, даже если они кажутся внешне уже знакомыми.

Третий принцип требует развития способности воспринимать явления, ситуации и проблемы многоаспектно, видеть многофункциональность вещей и предметов.

Четвертый принцип требует развивать способность обучаемого к синтезу самых противоположных идей из самых различных областей знания для решения проблемы, в т.ч. путем создания соответствующих ассоциаций.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Пятый принцип - «развитие способности к осознанию поляризующей идеи в данной области знания и освобождение от ее влияния при решении конкретной проблемы» [4, 123-124].

Каждый принцип реализуется в исследовании путем использования системы методов, в т.ч. элементов тренинга, ситуационных и деловых игр.

В развитии творческих способностей курсантов в ходе эксперимента определенное место занимали методы оптимизации накопления и структурирования знаний о проблеме. Среди таких методов наибольшее распространение получила теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

ТРИЗ - это система развития эффективного мышления вообще, в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют прикладной диалектикой и общей теорией сильного мышления, или общей теорией творчества [1, 225]. Эта методика является комплексной структурно-логической программой по выявлению и устранению противоречий проблемы, ориентированной на идеальный конечный результат. Главное отличие ТРИЗовского мышления от других видов мышления - это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, мышление по законам и правилам. В целом мировоззрение ТРИЗ - это активная оптимистическая жизненная позиция и четкое знание ответов на вопросы: «Что я хочу?», «Кто я есть?», «Что надо делать?» (один из хороших ответов: думать), «Зачем это делать?» (важнейший целевой вопрос), «Как делать?» (методический, ТРИЗовский вопрос), «Из чего делать?» (ресурсный вопрос).

ТРИЗ не приемлет распространенные российские «авось», «небо в алмазах, но завтра», «бунт на кухне», «все плохо, и ничего изменить нельзя», «а что я могу сделать?»...

Кроме ТРИЗ, в ходе реализации экспериментальной программы использовались методы развития структурно-логических схем процесса воображения.

Воображение как рациональный мыслительный процесс представления результата труда до его начала (построение образа продукта, создание программы получения продукта, моделирование процесса получения продукта) может быть активизировано посредством структурно-логического моделирования [6, 55].

В качестве одного из принципов такого моделирования используется анализ любого рассматриваемого объекта как системы, всегда имеющей:

- основную функцию;

- признаки объекта;

- подсистемы объекта (структуру);

- другие функции, которые может выполнять объект;

- надсистему объекта (категорию, к которой причислен объект).

Для построения структурно-логических схем процесса воображения были использованы такие упражнения, как «Поиск общих признаков», «Определение понятий», «Парадоксальное определение понятий», «Метафора» и др.

При выполнении упражнения «Поиск общих признаков» курсанты выявляли характеристики и аналогии двух абсолютно не связанных между собой объектов по основным функциям, признакам, подсистемам, другим функциям, надсистемам, заносили полученные данные в таблицу и проводили их анализ.

В упражнении «Определение понятий» использовался такой принцип структурно-логического моделирования, как свободное генерирование ассоциаций с последующими операциями их анализа и синтеза в виде искомой формулировки.

В упражнении «Парадоксальное определение понятий» курсантам было необходимо вывести оксюморон - т.е. парадоксальное объединение противоположных свойств объекта в систему.

В следующем упражнении «Метафора» использовалась структурно-логическая схема создания метафоры (процесса метафоризации). Это направление исследований очень давно осваивается учеными (лингвистами, психологами, философами, культурологами и др.) и используется людьми в творческом процессе, поскольку метафора - это уникальное вербальное средство, несущее мощную лингвистическую, культурную и психологическую нагрузку, обеспечивающее познание объекта с помощью взаимодействия чувственного и рационального компонентов мышления. Тем самым метафора организует связь между тремя основными уровнями психического отражения действительности: сенсорно-перцептивным (т.е. чувственным); представлений (т.е. образным); вербально-логическим (т.е. речевым).

При выполнении курсантами упражнения «Беглые ассоциации» было необходимо создать как можно больше ассоциаций по сходству к словам-стимулам, отвечая на вопрос: «На кого или на что это может быть похоже». Время ответов не ограничивалось.

Таким образом, указанные выше группы методов развития творческого мышления, реализованные в нашей программе, направлены на создание креативной среды и оптимизацию стадии накопления (структурирования) знаний о проблеме.

Отличительной особенностью нашего подхода является рассмотрение процесса развития профессиональной креативности в единой образовательной системе, охватывающей все перечисленные виды творческой работы и функционирующей на протяжении всего периода обучения в ввузе. Основной целью такой образовательной системы является формирование готовности выпускника к наукоемкой деятельности военного инженера. Поэтому учебный процесс в ней был представлен в виде группы взаимосвязанных целенаправленных видов творческой самостоятельной работы курсантов, имеющих учебное, научное и профессиональное единство.

Составной частью программы развития креативности у курсантов, также является технология развития критичности мышления. Данная технология является строго структурированной и

представляет собой последовательное осуществление трех этапов: вызов - реализация смысла -рефлексия, каждый из которых имеет свои функции и предполагает определенные действия как со стороны обучаемого, так и со стороны преподавателя [10, 344-347].

Одним из перспективных методов развития креативности будущих военных инженеров является рефлепрактика.

В данном контексте рефлексия является своеобразным осознанием личностью собственной поисково-творческой деятельности при идентификации себя с другими, с регуляционно-корректирующей целевой установкой.

Рефлексивная креативность как ретроспективное осмысление личностью собственного поискового процесса специфична при проявлении ее целостности, идентификации с ее творческой деятельностью в целях самопознания, самоконтроля и саморегуляции, обеспечивающих рефлексивное личностное осмысление и переосмысление содержания определенной деятельности.

Сценарии рефлексивной практики включали следующие этапы:

- инновационно-ориентировочный,

- проблемно-целевой,

- предметно-содержательный,

- инструментально-методический,

- функционально-хронологический и исполнительно-импровизиционный.

В нашей программе одной из основных задач инновационной рефлепрактики является создание благоприятной микросреды для творческого переосмысления своей профессиональной деятельности, а также роли личности в этом процессе. Участники инновационной рефлепрактики благодаря интенсивному проживанию реальности за короткое время исчерпывали прежние стереотипы своей профессиональной деятельности, а также стереотипы, обусловливающие его личностное поведение. Инновационная рефлепрактика позволяла актуализировать прежний опыт, переосмыслить глубинные стереотипы личности и благодаря этому выявить новые смыслы жизнедеятельности. В рефлексивно-инновационной практике в соответствии с нашей программой для создания среды сотворчества как высшего уровня сотрудничества используется эвристические методы действия. Например, рефлексивная синектика, ассоциативная инверсия (переосмысление) и другие эвристические методы, с помощью которых достигается психокорректирующий эффект при реализации рефлексивного подхода в креативной практике.

Например, часто применяеся такой известный метод синектики (соединение разнородных элементов, не имеющих общих признаков), который в военно-педагогической практике представлен профессиональным вариантом брейн-сторминга - «метода мозгового штурма».

Исследование синектической практики свидетельствует о том, что мастерское владение педагогом многовариативностью аналогии позволяет выразить огромный диапазон признаков и объектов, которые при сопоставлении с целевым предметом исследования или совершенствования позволяют достичь творческого результата.

В ходе реализации программы с целью активизации творческого развития курсантов также применяется тренинг креативности. В то же время следует иметь в виду, что не существует тренинга, развивающего креативность комплексно. Используемые в настоящее время тренинги направлены на развитие определенных составляющих креативности: сознательное управление процессом мышления по определенным алгоритмам, создание креативной среды, оптимизация стадии накопления (структурирования) знаний о проблеме, тренировка интуитивного мышления и т.д. Кроме того, эти методы имеют либо малую производительность при больших затратах времени, либо необходима высокая сплоченность и хорошая предварительная обученность. Тем не менее тренинги креативности необходимы как для курсантов, так и для педагогов.

Огромное значение в креативной практике имеет индивидуальный стиль преподавателя, его тон общения, технологические тонкости, приемы, связанные с организацией собственного поведения профессионала-мастера. Ключевой задачей подготовки преподавательского состава, способного реализовать принципы креативного образования, должно стать овладение разными технологиями обучения, достижение понимания педагогом своих способностей, оценки возможностей успешно действовать в трудных условиях, убеждение, что он обладает знаниями и навыками, адекватными требованиями ситуации, что отражает личностную черту, которая называется «самоэффективность». Она выступает личной схемой компетентности и мастерства современного педагога.

Однако следует иметь в виду, что инновационный опыт преподавателя передать невозможно, т.к. он является результатом творения личности. Передается новая идея, выведенная из опыта.

Таким образом, развитие креативных качеств у курсантов обусловливается наличием педагогических коллективов, непрерывно преследующих творческие цели. Одновременно с этим развитие креативности у курсантов может происходить только тогда, когда эта деятельность научно планируется и прогнозируется, когда имеется соответствующая административная система, обладающая известной гибкостью в постановке целей и задач, в организации и проведении стратегии управления профессорско-преподавательским составом высшего военного учебного заведения.

Список литературы

1. Альтшуллер, Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. -Новосибирск: Наука, 1991. - 225 с.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001. - 339 с.

3. Воробьев, A. M. Развитие интеллектуальных качеств у слушателей в процессе обучения: Автореф. Дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВПА, 1978. - 20 с.

4. Грановская, Р. М., Крижанская, Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб., 1994. - С. 123-124.

5. Давыдов, В. П. Вопросы педагогической психологии в высшей школе пограничных войск: Курс лекций. - М.: Академия ФПС, 1995. - 272 с.

6. Диагностика и активизация творческих способностей: Учебно-методическое пособие. -СПб.: СПбГТУ, 2002. - 55 с.

7. Коротков, Э. Н. Развитие творческого мышления офицеров в процессе обучения. - М.: ВПА, 1988. - 202 с.

8. Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. - Л., 1970. - 114 с.

9. Михайловский, В. Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров: Монография. - М.: РАГС, 1995. - 260 с.

10. Платонов, А. В. Использование технологии развития критического мышления в педагогическом процессе вуза // Актуальные проблемы развития высшей школы: Материалы международной научно-методологической конференции. // Труды Санкт-Петербургской лесотехнической академии.- СПб., 2006. - С. 344 - 347.

Literature

1. Altshuller, G. S. To find the idea: Introduction into the solution theory of inventive tasks. -Novosibirsk, 1991. - 225 p.

2. Ananyev, B. G. About modern knowledge of mankind problems. - SPb., 2001. - 339 р.

3. Vorobyov, A. M. Development of auditory intellectual qualities in the education process: Thesis self-abstract. - Moscow, 1978. - 20 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Dranovskaya, R. M., Krizhanskaya, J. S. Creative work and overcoming of stereotypes. -SPb., 1994.

5. Davydov, V. P Questions of pedagogical psychology at frontier forces higher school: Course of lectures. - Moscow, 1995. - 272 p.

6. Diagnostics and making more active creative abilities: Training-methodical text-book. - SPb., 2002. - 55 p.

7. Korotckov, E. N. Development of officers creative thinking in the education process. - Moscow, 1988. - 202 р.

8. Kuzmina, N. V. Investigation methods of pedagogical activity. - Leningrad, 1970. - 114 p.

9. Mikhailovsky, V. G. Acmeological bases of personnel professional formation: Monograph. -Moscow, 1995. - 260 p.

10. Platonov, A. V. Use of critical thinking development technology in the university pedagogical process // St. Petersburg Forest-Technical Academic. Actual problems of Higher School development: Material of international scientific-methodological conference. - SPb., 2006. - P. 344-347.

УДК 612.821:796-057.8:351.4(045)

Ю.В. Епонишников*

Психофизиологическая оценка развития ловкости у курсантов образовательных учреждений МВД России

(по материалам исследований курсантов Архангельского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России)

В статье изложены результаты исследований интегрального профессионально-значимого качества - ловкости - штатным прибором «Активациометр АЦ 6». Дана оценка психодинамическим

* Епонишников, Юрий Валерьевич, аспирант кафедры спортивных дисциплин Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Архангельского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, подполковник милиции. Адрес: 163062, Архангельск, ул. 2-я линия, д. 9. Тел. (8182) 45-18-76; 8-911-556-98-49. E-mail: uvelen@atnet.ru.

* Eponishnikov, Yury Valeryevich, a post graduate student of sports disciplines department of the Pomor State University name M.V. Lomonosov, senior lecturer of social-humanitarian disciplines department of St Petersburg University (the Arkhangelsk branch) of the Ministry of the Interior Affairs of Russia, the lieutenant colonel of militia. Russia, Arkhangelsk, the 2-line street, 9. Ph. (8182) 45-18-76; 8-911-556-98-49. E-mail: uvelen@atnet.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.