Научная статья на тему 'Творческий потенциал личности будущего инженера'

Творческий потенциал личности будущего инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1400
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ / КРЕАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегидова Светлана Николаевна, Липилина Елена Юрьевна

В статье раскрывается сущность творческого потенциала личности будущего инженера и составляющих его компонентов: потенциала личности и креативности, обеспечивающих личности профессиональное становление, обосновывается необходимость развития творческого потенциала личности будущего инженера в процессе профессиональной вузовской подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий потенциал личности будущего инженера»

УДК 378.026.9:159.924.24 ББК 74.580.052.6 Б 37

С.Н. Бегидова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социальной психологии

Адыгейского государственного университета; E-mail: begidovasn@mail. ru

Е.Ю. Липилина

Старший преподаватель кафедры бытовых машин и приборов Ставропольского

технологического института сервиса; E-mail: [email protected]

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В статье раскрывается сущность творческого потенциала личности будущего инженера и составляющих его компонентов: потенциала личности и креативности,

обеспечивающих личности профессиональное становление, обосновывается необходимость развития творческого потенциала личности будущего инженера в процессе профессиональной вузовской подготовки.

Ключевые слова: потенциал личности, творческий потенциал, развитие креативности, творческая деятельность, модель, креативные установки.

S.N. Begidova

Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Social Psychology Department at the Adyghe

State University; E-mail: [email protected]

E.Yu. Lipilina

Senior Lecturer of Household Device Department at the Stavropol Institute of Technology of

Service; E-mail: [email protected]

CREATIVE POTENTIAL OF THE PERSON OF THE FUTURE ENGINEER

Abstract. The paper discloses the essence of creative potential of the person of the future engineer and its components: potential of the person and creativity, providing professional formation of the person. The authors substantiate necessity of development of creative potential of the person of the future engineer in the course of professional higher school training.

Keywords: potential of the person, creative potential, development ofcreativity, creative activity, model, creative installations.

Профессионализация обучения предполагает не только овладение будущим специалистом ключевыми профессиональными компетенциями, но и создание условий для развития профессионального творческого потенциала личности.

Под потенциалом личности понимают комплекс ее интеллектуально-творческих и мотивационных характеристик, комплекс способностей, определяющих возможность выдающихся достижений [1].

Достижение личностью наиболее высокого уровня в своем развитии возможно, если найдены пути самореализации личности, раскрыт ее потенциал.

Г оворя о потенциале, следует остановиться на рассмотрении модели человеческого потенциала, предложенной Дж. Рензулли. Ученый считает, что поведение человека отражает взаимодействие трех основных групп человеческих качеств: «Эти группы представляют собой общие и/ или специальные способности выше среднего, высокий

уровень включенности в задачу и высокий уровень креативности» [2]. Одаренный человек, по его мнению, обладает этой системой качеств либо способен к ее развитию и приложению к любой потенциально ценной области человеческой деятельности. Дж. Рензулли делает акцент на трех важнейших характеристиках, определяющих «потенциал личности». К ним относятся: доминирующая мотивация, выдающиеся способности (интеллект) и креативность. Представляют интерес не только выделенные Дж. Рензулли факторы одаренности, но особенно то, как автор интерпретирует их взаимодействие: потенциал личности представлен им в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, каждая окружность символизирует один из трех выделенных факторов. Одаренность выступает как результат взаимного наложения трех факторов, графически это представлено пересекающими окружностями.

Модель Дж. Рензулли не относится к числу многофакторных, но, как следует из анализа составляющих ее элементов, эти факторы включают много типов способностей и потенций, которые часто не могут быть измерены так же точно, как, например «1...5» или учебные достижения. Предложенные Дж.Рензули характеристики можно считать инвариантными для творческого развития специалиста в любой сфере профессиональной деятельности, в том числе и для инженера.

Изучение потенциала личности позволяет выявить условия и механизмы его развития, конструировать технологии профессионально-творческого развития личности будущих специалистов.

В толковом словаре Ожегова инженерное дело определяется как «творческая техническая деятельность». Следовательно, человек, занимающийся творческой технической деятельностью,- это инженер, который должен обладать способностями к такой деятельности, т.е. творческими способностями. Поэтому творческие способности являются имманентной составляющей потенциала личности инженера, но их развитие невозможно без интеллектуальной и мотивационной составляющих.

Традиционно созданием качественно новых или усовершенствованных решений в технике, технологиях, организации производства занимались и занимаются инженерные кадры, поэтому развитие творческого потенциала в процессе профессиональной подготовки будущего инженера имеет важное значение не только для самой личности, но и для общества, его технического и экономического развития.

Как бы ни классифицировались специфические виды инженерной деятельности, следует указать на ее общую характерную особенность как разновидность творчески-преобразующей деятельности, доминирующей в техногенном обществе. Прежде всего, это проявляется в способности мыслить за пределами известного. Творчество дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее [3].

Известно, что творчество не является общим аспектом обучения, ему необходимо научить, причем научить, опираясь на конкретный вид деятельности. В свою очередь, успешность обучения во многом зависит от степени принятия и эмоциональной оценки субъектом содержания этой деятельности, его личностного отношения к происходящему и выделения для себя образовательных приоритетов. Передача педагогом профессиональных знаний на чувственно-эмоциональном уровне делает их актуальными и востребованными для студентов. Отношение педагога к когнитивному содержанию трансформируется студенту и становится его сугубо индивидуальным отношением к происходящему. По мнению Е.Л.Яковлевой, именно трансформация когнитивного содержания в эмоциональное является основным психологическим условием развития творческого потенциала личности.

Р. Стернберг и Т. Любарт разработали психологическую инвестиционную теорию креативности [4]. Они утверждают, что креативность-это не только характеристика познавательной сферы, но и жизненная установка. Именно эта жизненная позиция, которая формируется в семье, школе, вузе, прежде всего определяет креативность личности. Нельзя не согласиться с данным утверждением, только тот специалист, для

которого его профессиональная деятельность является ценностью, в которой он выступает как субъект этой деятельности, может достичь высоких профессиональных и личностных результатов. К сожалению, отмечают авторы, современная система обучения не столько развивает, сколько подавляет креативность ученика.

Согласно инвестиционной теории, для творчества необходимо наличие шести специфических, но взаимосвязанных источников: интеллектуальных способностей, знаний, стилей мышления, личностных характеристик, мотиваций и окружения (среды)

[4].

В интеллектуальных способностях, необходимых для творчества, авторы выделяют три:

а) синтетическую способность — видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа мышления;

б) аналитическую способность, позволяющую оценить, какие идеи стоят того, что- бы за них браться и их разрабатывать, а какие нет;

в) практически-контекстуальную способность убедить других в ценности идеи, иными словами, продать творческую идею другим.

Знания выступают как необходимое условие деятельности человека на определенном поле. Однако знания могут выступать и как тормоз к развитию креативного мышления, так как несут в себе стереотипы деятельности, отношений, взглядов, установок.

Стиль мышления рассматривается как производное от взаимодействия между интеллектом и личностью. Предпочтительным является стиль, проявляющийся в стремлении думать по-новому, создавать свои принципы и законы движения мысли. Он пересекается с аналитической способностью. Среди личностных качеств, важных для творческого процесса, авторы выделяют готовность к преодолению препятствий, готовность принимать на себя разумный риск, готовность терпеть неопределенность, веру в себя. Среди личностных качеств выделяется также самоэффективность, понимаемая как способность не останавливаться на достигнутом, устанавливать новые ориентиры и формулировать задачи.

Внутренний побудительный мотив проявляется в том, что человек работает не за вознаграждение, а ради самой деятельности. Наконец, необходима среда, поддерживающая и награждающая творческие идеи. Выделяя источники творчества, авторы отмечают, что творчество — это нечто большее, чем просто совокупность уровней каждого компонента.

Весьма интересны выводы Стернберга о том, что творческие способности, креативность можно развивать, воспитывая личностную установку, характерную для творческой личности [4].

Сопоставление ключевых работ в области творческих способностей позволяет констатировать, что творческие способности не есть просто максимальное выражение способностей, а есть системное проявление личностных качеств.

Как и между структурными уровнями личности, между разноуровневыми потенциалами существуют тесные функциональные связи, обусловливающие целостность личности и ее потенциала.

Рассмотрение целостного потенциала личности с системных позиций как состоящего из отдельных взаимосвязанных подструктур позволяет решать научноприкладные задачи, в частности, изучать творческий потенциал, условия и факторы его раскрытия и реализации в профессиональной деятельности.

Большой творческий потенциал, проявляющийся в прогрессивной инновационной деятельности, творческом поиске, умении принимать эффективные и нестандартные решения, прямо связан с уровнем профессионализма личности и деятельности.

Признавая множественность составляющих творческого потенциала, мы должны свести это множество к малопараметрической модели. Различия в трактовке

творческой одаренности — это, прежде всего, различие в малопараметрических моделях, которыми оперируют авторы. Развитие творческого потенциала личности инженера предполагает развитие составляющих его компонентов: I) потенциала личности и 2) творчества. При этом потенциал мы понимаем как ресурсы (интеллектуальные, психические проявления интеллекта в конкретной ситуации, а креативность — как отношение, установка личности, выражающиеся в видении проблемы в новом свете, свободе от стереотипов, открытости и устремленности к нетривиальным решениям. Высокий уровень интеллекта обусловливает большую успешность личности и способствует формированию креативных установок. Креативность личности создает условия для творческого проявления интеллекта.

Развитие творческой личности заключается не только в развитии ее интеллекта и формировании креативных установок. Психологические изыскания конца XX века убедительно свидетельствуют: успех в жизни определяется не только этими личностными особенностями. Для успеха человека в жизни и деятельности, кроме когнитивных факторов, важны социальные способности, например: способности сотрудничать,

эффективно действовать в системе межличностных отношений, ориентироваться в социальных ситуациях, верно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения, обеспечивая взаимодействие. Эти идеи — результат исследований «эмоционального» и «социального» интеллекта [3].

В работах современных психологов все яснее звучит мысль, что, расширив диапазон тестируемых личностных свойств, включив в их число эмоциональную сферу личности и способность к эффективному межличностному взаимодействию (особенно важную для инженера-управленца), мы получим более точную картину потенциала личности.

Образование как неотъемлемый компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является одним из основных средств развития потенциала личности.

Таким образом, развитие творческого потенциала личности будущего инженера должно стать одной из приоритетных целей высшего образования. Достижение этой цели становится возможным, если содержание обучения будет ориентировано на формирование индивидуального креативного опыта; студентам будет предоставлена возможность достаточной вариативности в выборе средств и методов решения профессиональных инженерных задач; если студенты будут включены в исследовательскую работу, разработку проектов, конструирование технологических процессов (организация и проведение конкурсов на лучшие проекты, инженерные решения и др.); постановку перед студентами профессиональных задач, достижение которых требует максимального проявления творческих способностей; обучение алгоритмам решения творческих инженерных задач; включение заданий на рефлексирование, тренинг коммуникативных способностей и др.

Примечания:

1. Савенков А.И. Потенциал личности // Новые ценности образования. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы: тезаурус = New Educational Values Anthropological. Activities and Iturological Approaches. 2005. Вып. 5 (24). С. 107-110.

2. Рензулли Дж. Модель обогащённого школьного обучения: практическая программа стимулирования одарённых детей // Современные концепции одарённости и творчества / под ред. Богоявленской. М., 1997.

3. Грачев Н.Н. Психология инженерного труда. М., 1998. 333 с.

4. Стенберг Р. Григоренко Е. Учись думать творчески! 12 теоретически обоснованных стратегий обучения творческому мышлению: основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. С. 186-213.

1. Savenkov A.I. Potential of the person [Text] / A.I. Savenkov // New Educational Values Thesaurus Anthropological, Activities and Culturological Approaches. 2005, issue 5 (24). - P. 107-110.

2. Renzulli J. Model of the enriched school training: the practical program of stimulation of exceptional children [Text] / J. Renzulli // Modern concepts of endowment and creativity. Ed. Bogoyavlenskaya. — M., 1997.

3. Grachev N.N. Psychology of engineering work: The manual. - M.: Higher School, 1998.-333

p.

4. Stenberg R, Grigorenko E. Learn to think creatively! (Twelve theoretically well-founded strategies of training to creative thinking): Basic modern concepts of creativity and endowment. M.: Molodaya Gvardiya, 1997. - P. 186-213.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.