Научная статья на тему 'Система формирования профессиональной культуры будущих офицеров в процессе обучения в военном вузе'

Система формирования профессиональной культуры будущих офицеров в процессе обучения в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТ / VOCATIONAL CULTURE / MILITARY PROFESSIONAL TRAINING / A CADET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веретин Сергей Вячеславович, Тымчук Олеся Николаевна

Рассмотрена система организационно-педагогического обеспечения формирования профессиональной культуры курсантов, раскрыты ее основные структурные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education In A Military School: A System to Form Future Officer Professional Culture

The article examines the system of organized teaching-learning process aimed to secure future officer vocational/professional cultural development. The authors have shown its basic structural components.

Текст научной работы на тему «Система формирования профессиональной культуры будущих офицеров в процессе обучения в военном вузе»

деления ответственности между субъектами образовательной политики. М., 2004.

2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991

3. Мир российского села / Под редакцией М.П. Гурьяновой. М., 2006.

4. Силласте Г.Г. Сельская школа и село России в начале XXI века. М., 2003.

5. Шаповалов В.Ф. Откуда придет дух капитализма // Экономическая теория на пороге XX века / Под ред. Ю.М. Осипова, В.Т. Пуляева. СПб., 1996.

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Веретин С.В., Тымчук О.Н.

Формирование профессиональной культуры военного специалиста -процесс сложный, длительный и многоэтапный, протекающий под воздействием различных социокультурных и индивидуально-психических факторов на протяжении всей активной профессиональной деятельности. Особое место здесь занимает период учебы в военном вузе, так как именно в это время начинают формироваться основные компоненты профессиональной культуры будущих офицеров. Исходя из этого, формирование профессиональной культуры курсантов является одним из главных направлений образовательного процесса военного вуза.

Данный процесс должен осуществляться через системный подход, в связи с чем на основе анализа факторов, оказывающих влияние на формирование профессиональной культуры курсантов, с учетом данных анализа образовательного процесса, отзывов из войск и результатов диагностического обследования курсантов нами была разработана система организационно-педагогического обеспечения формирования профессиональной культуры будущих офицеров.

Данная система включает комплекс мер, направленных на решение единой проблемы, отличающейся особой сложностью и требующей объединения усилий исполнителей. Ее основным назначением и достоинством является целенаправленность, упорядочение действий всех субъектов образовательного процесса с ориентацией на конечный результат.

© Веретин С.В., Тымчук О.Н., 2009

В качестве основных мероприятий, способствующих повышению эффективности формирования профессиональной культуры курсантов в процессе их обучения и воспитания в военном вузе, мы относим следующие.

Педагогический прогноз деятельности выпускника и разработка ее модели. Моделирование деятельности будущего офицера предполагает создание его квалификационной характеристики, которая включает определение основных и неосновных профессионально важных характеристик военного специалиста: необходимого объема теоретической и практической подготовки, обеспечивающего эффективность служебной деятельности, морально-психологических качеств, уровня психологической подготовки; определение задач собственно профессионального и гуманитарного (общекультурного) развития будущего офицера в соответствии с возможностями образовательного процесса, спецификой учебного заведения, его традициями, опытом профессорско-преподавательского состава и индивидуально-психологическими особенностями обучаемых [2].

Определение логики и структуры предметной подготовки, которое предусматривает разграничение основных и неосновных дисциплин;определение информационнопрактического объема по каждой дисциплине (учебные и воспитательные цели дисциплины, оптимальный объем знаний; необходимая практическая подготовка, расчет объема времени, отводимого на изучение дисциплины); исключение дублирования

учебных вопросов при изучении различных дисциплин; определение логики образовательного процесса и объема содержания по дисциплинам на каждый семестр, учебный год (вычленение дисциплин профессионально важного и прикладного характера, выявление их приоритетности, планирование последовательности изучения) [1; 2].

На основе проведенного анализа и полученных данных составляется структурно-логическая схема профессиональной подготовки курсантов с учетом профессионально важных, прикладных и гуманитарных дисциплин. Это позволяет осуществлять перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в целом по нескольким направлениям.

Формирование основ профессиональной культуры путем включения курсантов в активную социально-значимую деятельность в качестве субъектов образовательного процесса [3]. Данное направление предполагает реализацию педагогической диагностики уровня развития профессиональных способностей курсантов, вооружения обучаемых методикой и программой военно-профессиональной практики, создания и обеспечения функционирования механизма стимулирования овладения профессиональной культурой и руководства практической деятельностью курсантов.

Обеспечение самосовершенствования профессиональной культуры курсантов как активного звена учебно-воспитательного процесса [3]. Это направление тесно связано с предыдущим и дополняет его, но является более крупным и важным звеном формирования профессиональной культуры курсантов. Оно включает обеспечение такого уровня учебно-воспитательного процесса, который обучаемые могут взять за образец в своей будущей военно-профессиональной деятельности; оказание помощи в формировании у курсантов идеала российского офицера и военно-профессиональной деятельности; постижение эффективности процесса самосовершенствования курсантов в соответствии с логикой организации учебно-воспитательного процесса; формирование у будущих офицеров мотивации к самосовершенствованию профессиональной культуры; вооружение каждого обучаемого “инструментарием” самосовершенствования: методикой составления перспективной и ближай-

шей программ и планирования работы над собой, самопознания, самоанализа, самооценки, самовоспитания и самообразования; создание условий для реализации программ самосовершенствования, проявления инициативы и творчества в работе над собой.

Повышение уровня профессиональнопедагогической культуры профессорско-преподавательского и командного состава военного вуза, развитие качеств, необходимых для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса предполагают включение занятий по основным проблемам теории и практики воспитательной работы, профессиональной этике и культуре общения офицера в план занятий по командирской и общественно-государственной подготовке с офицерским составом; вовлечение преподавателей в активную деятельность по совершенствованию учебно-воспитательного процесса; поиск новых педагогических технологий, методов, приемов, методик педагогической деятельности.

Внедрение наиболее эффективных форм обучения и воспитания, педагогических технологий для обеспечения намеченного дидактического процесса связано с применением современных информационных технологий - мультимедийных видеокомпьютерных систем, сетевых компьютерных систем, электрографических информационных компонентов;переходом от традиционных форм обучения к комбинированным формам; разработкой авторских спецкурсов, факультативов, направленных на подготовку курсантов к выполнению функциональных обязанностей по должностному предназначению и формирование умений решать разнообразные задачи в нестандартных условиях обстановки.

Контроль и анализ динамики формирования профессиональной культуры у курсантов предполагает определение критериев и показателей оценки изучаемого явления; подбор или разработку методик и процедуры исследования; выработку механизма учета, систематизацию и использования данных контроля; изучение процесса формирования профессиональной культуры по выбранным критериям и показателям в соответствии установленной процедурой исследования и использованием подобранных методик с целью своевременного внесения изменений в данный процесс.

Таким образом, совершенствование системы формирования профессиональной культуры будущих офицеров предполагает реализацию конкретной направленности на достижение социально значимого результата для Вооруженных Сил. Внедрение в деятельность военного вуза разработанной системы мероприятий способствует развитию у курсантов профессионально-важных качеств; формированию и совершенствованию военно-про-фессиональныхзнаний,умений и навыков; развитию профессиональных интересов и намерений; созданию психологической подготовленности к военно-профессиональной деятельности, что может быть ре-

комендовано к использованию в других военных вузах.

Литература

1. ЛомакинА.А. Военно-профессиональная подготовка слушателей вузов Вооруженных Сил РФ в современных условиях: Монография М., 2004.

2. Марченков В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Марченков, В.Н. Герасимов, И.А. Алехин. М.2002.

3. Мищенко И.Н. Социально-педагогические условия совершенствования системы воспитательной работы с курсантами военно-учебных заведений: Автореф. ... канд. пед. наук (13.00.02). М., 2008.

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Гусева Т.В.

Проблема развития креативности личности относится на сегодняшний день к числу наиболее актуальных в педагогике и психологии.

Развитию креативности личности уделяется большое внимание в связи с потребностью в специалистах, способных постоянно совершенствовать свою личность и деятельность (Б.Г. Ананьев, В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинина, А.М. Ма-тюшкина, Н.В. Кузьмина, Я.А. Пономарева, Б.М. Теплова, Н.Ф.Вишнякова, Т.А. Бары-шева и другие).

Большинство психологов, изучающих феномен креативности, рассматривают ее как проявившееся при благоприятных социальных условиях свойство личности, присущее каждому человеку и требующее всестороннего развития и раскрытия [1]. Понятие “креативность” обозначает способность личности к творчеству [2]. Проявление креативных способностей в профессиональной деятельности является обяза-

© Гусева Т.В., 2009

тельным качеством для саморазвития и самореализации каждого студента.

Для результативного обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов необходимо определить такие организационно-педагогических условия, которые будут способствовать развитию креативности и тем самым обеспечат эффективность учебного процесса.

Основой организационно-педагогических условий является взаимодействие студента и преподавателя, осознание и принятие креативной деятельности, способность к восприятию всего нового;благоприятная творческая атмосфера на занятиях; креативный характер учебной деятельности; компетентность преподавателя [5].

Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию креативности, является важным условием. Необходимо поощрять и стимулировать стремление к креативной деятельности путем развития нестандартно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.