ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Авраменко В.И., Стовбур А.П., Крутой А.Н.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ МНОГОУРОВНЕВОГО ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Система военного образования является важнейшим элементом военно-научного комплекса. Она представляет собой составную частью системы профессионального образования российской Федерации и служит основным источником комплектования вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов офицерами, имеющими уровень образования и квалификацию, подтверждённые дипломом государственного образца, и отвечающими установленным для них специальным требованиям [2].
Структурные преобразования в армии и оборонной промышленности на протяжении ХХ века естественным образом сказывались на состоянии кадрового потенциала военной организации государства. добиться требуемого качества подготовки выпускников военных вузов можно только в процессе постоянного и планомерного формирования знаний, умений и навыков будущего специалиста, его профессиональной компетенции в условиях интенсивного применения информационных технологий, используя наиболее эффективные и перспективные формы реализации образовательных программ [1].
Значение физической подготовки обосновывается необходимостью постоянного поддержания физической готовности военнослужащих к боевой деятельности независимо от возраста и занимаемой должности. Это активирует непосредственное материальное стимулирование уровня физической и спортивной подготовленности, в частности, офицеров и предопределяет высокие требования к их компетентности по управлению физической подготовкой личного состава.
Проблематика совершенствования физической подготовки в войсках и вузах рассматривается в значительном количестве научно-исследовательских работ. Это объясняется, прежде всего, её первостепенной ролью в обеспечении физической готовности различных категорий военнослужащих к боевой деятельности. в данном контексте актуализация внимания сосредоточена на конструировании многоуровневого военно-физкультурного образования [4, 5, 6], обосновании концепции [3] и перспектив его развития [4, 6], что базируется на активизации
учебно-познавательной деятельности [4] и фундаментальности знаний по управлению физической подготовкой личного состава [3]. Развитие военного, в том числе, военно-физкультурного образования связывается с формированием компетенций, предписанных требованиями профессионального стандарта. Эффективность этого процесса во многом определяется качественной систематизацией профильных компетенций [5, 7, 8].
Анализ общекультурных компетенций будущих военных специалистов позволил адаптировать отдельные из них к проблематике физкультурно-спортив-ной деятельности и уточнить содержание базовых атрибутов физической подготовки для их целенаправленного формирования (таблица 1).
Таблица 1
Взаимосвязь общекультурных компетенций с содержанием базовых атрибутов физической подготовки курсантов
Общекультурные компетенции Содержание физической подготовки
Способность к конструктивному общению в различных конфликтных ситуациях физкуль-турно-спортивной деятельности; способность анализировать результаты выступления сборных команд России на международных соревнованиях; способность обучать в процессе проведения физической подготовки; способность обеспечивать физическую готовность личного состава, сохранять и укреплять здоровье; способность выполнять программные упражнения для развития различных физических и специальных качеств, формирования двигательных военно-прикладных навыков. Знать: основы разрешения конфликтных ситуаций; достижения спортсменов в различных видах спорта; методы обучения в процессе физической подготовки; основы физической готовности военнослужащих; технику выполнения программных упражнений. Уметь: определять варианты нейтрализации конфликтных ситуаций; анализировать результаты выступления спортсменов; обучать физическим упражнениям; управлять физическим состоянием военнослужащих; выполнять физические упражнения. Владеть: методикой предотвращения конфликтных ситуаций; информационной технологией и аналитическим мышлением; методикой обучения физическим упражнениям; основами управления физическим состоянием военнослужащих.
Следует отметить, что общекультурные компетенции в своей основе ориентированы на развитие способностей к обучению личного состава с поддержанием физической готовности и обеспечению взаимопонимания в воинских подразделениях в процессе военно-профессиональной деятельности.
Анализ общепрофессиональных компетенций будущих военных специалистов позволил сформулировать отдельные из них применительно к тематике физкультурно-спортивной деятельности и уточнить содержание базовых атрибутов физической подготовки курсантов (таблица 2).
Таблица 2
взаимосвязь общепрофессиональных компетенций с содержанием базовых атрибутов физической подготовки курсантов
Общепрофессиональные компетенции Содержание физической подготовки
Способность умело осуществлять конструктивное общение в предметных конфликтных ситуациях, возникающих в процессе различных видов физ-культурно-спортивной деятельности; способность контролировать и обеспечивать условия для безопасной жизнедеятельности при проведении физической подготовки в различных условиях, проводить мероприятия по профилактике и предупреждению травматизма; способность анализировать отечественный и зарубежный опыт реализации информационных технологий в сфере физической культуры и спорта, систематизировать и обобщать полученную информацию; способность анализировать специальную спортивную литературу, сравнивать информационно-аналитические материалы в контексте прикладных исследований; способность разрабатывать на ЭвМ тренировочные программы по развитию физических качеств и совершенствованию двигательных военно-прикладных навыков. Знать: основы конфликтологии в процессе физкультур-но-спортивной деятельности; правила предупреждения травматизма и способы профилактики; общие подходы к приобретению информации; специальную спортивно-педагогическую литературу; базовые требования к разработке тренировочных программ. Уметь: нивелировать конфликтные ситуации; оказывать помощь и страховку при выполнении физических упражнений; самостоятельно сравнивать и анализировать различные информационные технологии; планировать и организовывать прикладные исследовательские мероприятия; разрабатывать на ЭвМ тренировочные программы на заданную тематику. владеть: методикой предотвращения конфликтных ситуаций; способами страховки для обеспечения безопасного выполнения физических упражнений; основами анализа и систематизации информации; методикой проведения прикладных исследований в системе военно-профессиональной деятельности и физкультурно-оздоровительных мероприятий; навыками разработки на ЭвМ тренировочных программ по развитию физических качеств и формированию двигательных навыков.
В результате следует отметить, что общепрофессиональные компетенции в своей основе ориентированы на реализацию профильных знаний в учебно-тренировочные программы по развитию физических качеств, совершенствованию двигательных военно-прикладных навыков, разработанные на ЭВМ. Это позволит существенно активизировать учебно-познавательную деятельность по анализу разнообразной научно-публицистической и специализированной литературы.
Анализ профессиональных компетенций будущих военных специалистов позволил сформулировать наиболее характерные из них применительно к тематике физкультурно-спортивной деятельности и уточнить содержание базовых атрибутов физической подготовки курсантов (таблица 3).
Таблица 3
Взаимосвязь профессиональных компетенций с содержанием базовых атрибутов физической подготовки курсантов
Профессиональные компетенции Содержание физической подготовки
Способность реализовывать требования общевоинских уставов и НФП-2009 в повседневной жизни личного состава к управлению физической подготовкой в подразделении и вузе; способность формировать строевую выучку и слаженность действий личного состава подразделений в процессе физической подготовки; способность к совершенствованию навыков применения штатного стрелкового оружия в процессе тренировок и соревнований по военно-прикладным видам спорта; способность воспитывать на примерах отечественной и военной истории, спортивных достижений Российских и армейских спортсменов; способность определять индивидуальные особенности и обеспечивать здоровый морально-психологический климат в сборных командах по видам спорта. Знать: основные положения уставов и НФП-2009 по управлению физической подготовкой; основы обеспечения слаженности подразделений в процессе воинской и спортивной деятельности; порядок применения штатного оружия в соревновательной деятельности; достижения отечественных, в том числе армейских спортсменов; способы определения особенностей личного состава и поддержания морально-психологического климата в спортивном коллективе. Уметь: реализовывать компоненты управления физической подготовкой в повседневной деятельности; применять специальные средства для повышения слаженности подразделений; обучать правильному применению штатного оружия в экстремальных условиях соревновательной деятельности; своевременно приводить примеры достижений отечественных спортсменов; применять методы воспитания в процессе физической подготовки. Владеть: основами проведения физкультурно-спортивных и воспитательных мероприятий с различными категориями военнослужащих.
Таким образом, профессиональные компетенции в большей степени ориентированы на развитие способностей, направленных непосредственно на самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность и решение военно-профессиональных задач в усложняющихся условиях интенсивности применения физических нагрузок.
В процессе формирования профильных компетенций у курсантов целесообразно концентрировать внимание на целенаправленной реализации средств и методов физической подготовки:
общекультурные компетенции - по обучению военнослужащих, обеспечению физической готовности к боевой деятельности и повышению сплоченности воинских коллективов в процессе экстремальных действий;
общепрофессиональные компетенции - по созданию условий для безопасной деятельности, разработке и внедрению тренировочных программ повышения уровня физической подготовленности с использованием ЭВМ;
профессиональные компетенции - по реализации общих и специальных требований руководящих документов к управлению физической подготовкой с решением предметных задач военно-профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Курбанов А. Х., Михайлов А. Л., Топоров А. В. Принципиальная модель организации сетевой формы подготовки военных кадров в интересах Министерства обороны Российской Федерации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». - 2016. - № 11. - С. 114-117.
2. Курбанов А. Х., Строгонов А. В. Особенности реализации педагогических инноваций при обучении офицеров в интересах системы материально-технического обеспечения военной организации государства // Тенденции развития материально-технического обеспечения военной организации государства в современных условиях: материалы III Международной научно-практической конференции (16 февраля 2017 г.): в 2 ч. / Изд-во ПВИ войск национальной гвардии. - Пермь, 2017. - 446 С. С. 362-363.
3. Миронов В. В. Обоснование концепции непрерывного обучения руководителей физической подготовки в учебных заведениях МО РФ. Сборник научных статей. - СПб: ВИФК, 1994. - С. 7-11.
4. Миронов В. В. Педагогические аспекты совершенствования системы непрерывного военно-физкультурного образования. Сборник научных статей. -СПб: ВИФК, 1994. - С. 43-51.
5. Миронов В. В. Теоретические основы непрерывного военно-физкультурного образования. Учебное пособие. - СПб: ВИФК, 1997. - 104 с.
6. Фёдоров В. Г. Активизация учебно-познавательной деятельности кур-
сантов в системе непрерывного обучения. Сборник научных статей. - СПб: вИФК, 1993. - С. 43-45.
7. Фёдоров в. Г. Научно-теоретические основы построения физической подготовки курсантов вузов в системе непрерывного военно-физкультурного образования. Сборник научных статей. - СПб: вИФК, 1994. - С. 11-15.
8. Фёдоров в. Г. Систематизация профильных компетенций специалистов физической культуры. Сборник научных статей. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб, 2010. - С. 12-18.
9. Фёдоров в. Г. Фундаментальность знаний как основа взаимосвязи различных звеньев системы непрерывного военно-физкультурного образования. -СПб: вИФК, 1993. - С. 138-141.
10. Шейченко в. А. Перспективы развития непрерывного военно-физкультурного образования. Сборник научных статей. СПб: вИФК, 1994. - С. 3-6.
Сорокоумова Г.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Профессия психолога относится к одной из самых сложных и многофункциональных, требующая не только профессиональных знаний и умений, но и развитие качеств личности, в первую очередь, профессиональных коммуникативных качеств. Многочисленными исследованиями доказано, что высокий уровень коммуникативных качеств студентов - будущих психологов является залогом их дальнейшего профессионализма и профессиональной компетентности [10].
Традиционные методы обучения, такие как лекция, беседа, семинарское занятие и др. имеют существенные недостатки, снижающие эффективность усвоения учебного материала: усредненный темп изучения материала, усредненный объем усваиваемых знаний, преобладание нагрузки на память, объективные предпосылки для рассеивания внимания, неумение «думать» и находить самостоятельные творческие решения в нестандартных ситуациях и др. Поэтому всё чаще в учебно-воспитательном процессе используются групповые и тренинго-вые формы обучения, активные или нетрадиционные методы обучения.
Нетрадиционные методы обучения учат думать и добывать самостоятель-