Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций курсантов в процессе многоуровневого военно-физкультурного образования в вузе'

Формирование профессиональных компетенций курсантов в процессе многоуровневого военно-физкультурного образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ АТРИБУТЫ / BASIC ATTRIBUTES / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ / DIFFERENTIATED CONTENT / ПРОФИЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / SPECIALIZED COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авраменко Валентин Иванович, Стовбур Андрей Петрович, Крутой Александр Николаевич

Процесс физической подготовки в вузе в большей степени ориентирован как на физическое совершенствование курсантов, так и на решение задач по управлению физическим состоянием военнослужащих. Вместе с тем арсенал педагогических средств физической подготовки позволяет формировать не только общекультурные, а также общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Анализу данной проблематики посвящена статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авраменко Валентин Иванович, Стовбур Андрей Петрович, Крутой Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CADETS’ PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE PROCESS OF MULTILEVEL MILITARY-PHYSICAL EDUCATION AT UNIVERSITY

The process of physical training at the university is more focused both on physical development of cadets and on solving tasks to manage the physical state of military personnel. At the same time, the arsenal of pedagogical means of physical training makes it possible to form not only general cultural, but also general professional and professional competences. The article deals with the analysis of this issue.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций курсантов в процессе многоуровневого военно-физкультурного образования в вузе»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Авраменко В.И., Стовбур А.П., Крутой А.Н.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ МНОГОУРОВНЕВОГО ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Система военного образования является важнейшим элементом военно-научного комплекса. Она представляет собой составную частью системы профессионального образования российской Федерации и служит основным источником комплектования вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов офицерами, имеющими уровень образования и квалификацию, подтверждённые дипломом государственного образца, и отвечающими установленным для них специальным требованиям [2].

Структурные преобразования в армии и оборонной промышленности на протяжении ХХ века естественным образом сказывались на состоянии кадрового потенциала военной организации государства. добиться требуемого качества подготовки выпускников военных вузов можно только в процессе постоянного и планомерного формирования знаний, умений и навыков будущего специалиста, его профессиональной компетенции в условиях интенсивного применения информационных технологий, используя наиболее эффективные и перспективные формы реализации образовательных программ [1].

Значение физической подготовки обосновывается необходимостью постоянного поддержания физической готовности военнослужащих к боевой деятельности независимо от возраста и занимаемой должности. Это активирует непосредственное материальное стимулирование уровня физической и спортивной подготовленности, в частности, офицеров и предопределяет высокие требования к их компетентности по управлению физической подготовкой личного состава.

Проблематика совершенствования физической подготовки в войсках и вузах рассматривается в значительном количестве научно-исследовательских работ. Это объясняется, прежде всего, её первостепенной ролью в обеспечении физической готовности различных категорий военнослужащих к боевой деятельности. в данном контексте актуализация внимания сосредоточена на конструировании многоуровневого военно-физкультурного образования [4, 5, 6], обосновании концепции [3] и перспектив его развития [4, 6], что базируется на активизации

учебно-познавательной деятельности [4] и фундаментальности знаний по управлению физической подготовкой личного состава [3]. Развитие военного, в том числе, военно-физкультурного образования связывается с формированием компетенций, предписанных требованиями профессионального стандарта. Эффективность этого процесса во многом определяется качественной систематизацией профильных компетенций [5, 7, 8].

Анализ общекультурных компетенций будущих военных специалистов позволил адаптировать отдельные из них к проблематике физкультурно-спортив-ной деятельности и уточнить содержание базовых атрибутов физической подготовки для их целенаправленного формирования (таблица 1).

Таблица 1

Взаимосвязь общекультурных компетенций с содержанием базовых атрибутов физической подготовки курсантов

Общекультурные компетенции Содержание физической подготовки

Способность к конструктивному общению в различных конфликтных ситуациях физкуль-турно-спортивной деятельности; способность анализировать результаты выступления сборных команд России на международных соревнованиях; способность обучать в процессе проведения физической подготовки; способность обеспечивать физическую готовность личного состава, сохранять и укреплять здоровье; способность выполнять программные упражнения для развития различных физических и специальных качеств, формирования двигательных военно-прикладных навыков. Знать: основы разрешения конфликтных ситуаций; достижения спортсменов в различных видах спорта; методы обучения в процессе физической подготовки; основы физической готовности военнослужащих; технику выполнения программных упражнений. Уметь: определять варианты нейтрализации конфликтных ситуаций; анализировать результаты выступления спортсменов; обучать физическим упражнениям; управлять физическим состоянием военнослужащих; выполнять физические упражнения. Владеть: методикой предотвращения конфликтных ситуаций; информационной технологией и аналитическим мышлением; методикой обучения физическим упражнениям; основами управления физическим состоянием военнослужащих.

Следует отметить, что общекультурные компетенции в своей основе ориентированы на развитие способностей к обучению личного состава с поддержанием физической готовности и обеспечению взаимопонимания в воинских подразделениях в процессе военно-профессиональной деятельности.

Анализ общепрофессиональных компетенций будущих военных специалистов позволил сформулировать отдельные из них применительно к тематике физкультурно-спортивной деятельности и уточнить содержание базовых атрибутов физической подготовки курсантов (таблица 2).

Таблица 2

взаимосвязь общепрофессиональных компетенций с содержанием базовых атрибутов физической подготовки курсантов

Общепрофессиональные компетенции Содержание физической подготовки

Способность умело осуществлять конструктивное общение в предметных конфликтных ситуациях, возникающих в процессе различных видов физ-культурно-спортивной деятельности; способность контролировать и обеспечивать условия для безопасной жизнедеятельности при проведении физической подготовки в различных условиях, проводить мероприятия по профилактике и предупреждению травматизма; способность анализировать отечественный и зарубежный опыт реализации информационных технологий в сфере физической культуры и спорта, систематизировать и обобщать полученную информацию; способность анализировать специальную спортивную литературу, сравнивать информационно-аналитические материалы в контексте прикладных исследований; способность разрабатывать на ЭвМ тренировочные программы по развитию физических качеств и совершенствованию двигательных военно-прикладных навыков. Знать: основы конфликтологии в процессе физкультур-но-спортивной деятельности; правила предупреждения травматизма и способы профилактики; общие подходы к приобретению информации; специальную спортивно-педагогическую литературу; базовые требования к разработке тренировочных программ. Уметь: нивелировать конфликтные ситуации; оказывать помощь и страховку при выполнении физических упражнений; самостоятельно сравнивать и анализировать различные информационные технологии; планировать и организовывать прикладные исследовательские мероприятия; разрабатывать на ЭвМ тренировочные программы на заданную тематику. владеть: методикой предотвращения конфликтных ситуаций; способами страховки для обеспечения безопасного выполнения физических упражнений; основами анализа и систематизации информации; методикой проведения прикладных исследований в системе военно-профессиональной деятельности и физкультурно-оздоровительных мероприятий; навыками разработки на ЭвМ тренировочных программ по развитию физических качеств и формированию двигательных навыков.

В результате следует отметить, что общепрофессиональные компетенции в своей основе ориентированы на реализацию профильных знаний в учебно-тренировочные программы по развитию физических качеств, совершенствованию двигательных военно-прикладных навыков, разработанные на ЭВМ. Это позволит существенно активизировать учебно-познавательную деятельность по анализу разнообразной научно-публицистической и специализированной литературы.

Анализ профессиональных компетенций будущих военных специалистов позволил сформулировать наиболее характерные из них применительно к тематике физкультурно-спортивной деятельности и уточнить содержание базовых атрибутов физической подготовки курсантов (таблица 3).

Таблица 3

Взаимосвязь профессиональных компетенций с содержанием базовых атрибутов физической подготовки курсантов

Профессиональные компетенции Содержание физической подготовки

Способность реализовывать требования общевоинских уставов и НФП-2009 в повседневной жизни личного состава к управлению физической подготовкой в подразделении и вузе; способность формировать строевую выучку и слаженность действий личного состава подразделений в процессе физической подготовки; способность к совершенствованию навыков применения штатного стрелкового оружия в процессе тренировок и соревнований по военно-прикладным видам спорта; способность воспитывать на примерах отечественной и военной истории, спортивных достижений Российских и армейских спортсменов; способность определять индивидуальные особенности и обеспечивать здоровый морально-психологический климат в сборных командах по видам спорта. Знать: основные положения уставов и НФП-2009 по управлению физической подготовкой; основы обеспечения слаженности подразделений в процессе воинской и спортивной деятельности; порядок применения штатного оружия в соревновательной деятельности; достижения отечественных, в том числе армейских спортсменов; способы определения особенностей личного состава и поддержания морально-психологического климата в спортивном коллективе. Уметь: реализовывать компоненты управления физической подготовкой в повседневной деятельности; применять специальные средства для повышения слаженности подразделений; обучать правильному применению штатного оружия в экстремальных условиях соревновательной деятельности; своевременно приводить примеры достижений отечественных спортсменов; применять методы воспитания в процессе физической подготовки. Владеть: основами проведения физкультурно-спортивных и воспитательных мероприятий с различными категориями военнослужащих.

Таким образом, профессиональные компетенции в большей степени ориентированы на развитие способностей, направленных непосредственно на самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность и решение военно-профессиональных задач в усложняющихся условиях интенсивности применения физических нагрузок.

В процессе формирования профильных компетенций у курсантов целесообразно концентрировать внимание на целенаправленной реализации средств и методов физической подготовки:

общекультурные компетенции - по обучению военнослужащих, обеспечению физической готовности к боевой деятельности и повышению сплоченности воинских коллективов в процессе экстремальных действий;

общепрофессиональные компетенции - по созданию условий для безопасной деятельности, разработке и внедрению тренировочных программ повышения уровня физической подготовленности с использованием ЭВМ;

профессиональные компетенции - по реализации общих и специальных требований руководящих документов к управлению физической подготовкой с решением предметных задач военно-профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курбанов А. Х., Михайлов А. Л., Топоров А. В. Принципиальная модель организации сетевой формы подготовки военных кадров в интересах Министерства обороны Российской Федерации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». - 2016. - № 11. - С. 114-117.

2. Курбанов А. Х., Строгонов А. В. Особенности реализации педагогических инноваций при обучении офицеров в интересах системы материально-технического обеспечения военной организации государства // Тенденции развития материально-технического обеспечения военной организации государства в современных условиях: материалы III Международной научно-практической конференции (16 февраля 2017 г.): в 2 ч. / Изд-во ПВИ войск национальной гвардии. - Пермь, 2017. - 446 С. С. 362-363.

3. Миронов В. В. Обоснование концепции непрерывного обучения руководителей физической подготовки в учебных заведениях МО РФ. Сборник научных статей. - СПб: ВИФК, 1994. - С. 7-11.

4. Миронов В. В. Педагогические аспекты совершенствования системы непрерывного военно-физкультурного образования. Сборник научных статей. -СПб: ВИФК, 1994. - С. 43-51.

5. Миронов В. В. Теоретические основы непрерывного военно-физкультурного образования. Учебное пособие. - СПб: ВИФК, 1997. - 104 с.

6. Фёдоров В. Г. Активизация учебно-познавательной деятельности кур-

сантов в системе непрерывного обучения. Сборник научных статей. - СПб: вИФК, 1993. - С. 43-45.

7. Фёдоров в. Г. Научно-теоретические основы построения физической подготовки курсантов вузов в системе непрерывного военно-физкультурного образования. Сборник научных статей. - СПб: вИФК, 1994. - С. 11-15.

8. Фёдоров в. Г. Систематизация профильных компетенций специалистов физической культуры. Сборник научных статей. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб, 2010. - С. 12-18.

9. Фёдоров в. Г. Фундаментальность знаний как основа взаимосвязи различных звеньев системы непрерывного военно-физкультурного образования. -СПб: вИФК, 1993. - С. 138-141.

10. Шейченко в. А. Перспективы развития непрерывного военно-физкультурного образования. Сборник научных статей. СПб: вИФК, 1994. - С. 3-6.

Сорокоумова Г.В.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Профессия психолога относится к одной из самых сложных и многофункциональных, требующая не только профессиональных знаний и умений, но и развитие качеств личности, в первую очередь, профессиональных коммуникативных качеств. Многочисленными исследованиями доказано, что высокий уровень коммуникативных качеств студентов - будущих психологов является залогом их дальнейшего профессионализма и профессиональной компетентности [10].

Традиционные методы обучения, такие как лекция, беседа, семинарское занятие и др. имеют существенные недостатки, снижающие эффективность усвоения учебного материала: усредненный темп изучения материала, усредненный объем усваиваемых знаний, преобладание нагрузки на память, объективные предпосылки для рассеивания внимания, неумение «думать» и находить самостоятельные творческие решения в нестандартных ситуациях и др. Поэтому всё чаще в учебно-воспитательном процессе используются групповые и тренинго-вые формы обучения, активные или нетрадиционные методы обучения.

Нетрадиционные методы обучения учат думать и добывать самостоятель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.