Научная статья на тему 'Влияние физической подготовки военнослужащих на боевую сплоченность воинских коллективов'

Влияние физической подготовки военнослужащих на боевую сплоченность воинских коллективов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МОРАЛЬНО НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / СПЛОЧЕННОСТЬ КОЛЛЕКТИВА / MILITARY PERSONNEL / PHYSICAL TRAINING / MORAL AND MORAL QUALITIES / COMBAT TRAINING / UNITY OF THE COLLECTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов А.П., Попов В.А.

В статье представлен теоретический анализ влияния физической подготовки военнослужащих на боевую сплоченность воинских коллективов. Авторы рассматривают содержательную часть занятий по физической подготовке как необходимую составляющую физической подготовки военнослужащих вообще. Основным предметом данного теоретического исследования является физическая подготовка, которую авторы определяют как один из важнейших компонентов целостного развития личности, неотъемлемую составляющую общей культуры и профессиональной подготовки военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PHYSICAL TRAINING OF SERVICEMEN ON COMBAT COHESION OF MILITARY COLLECTIVES

The article presents a theoretical analysis of the influence of physical training of servicemen on the combat cohesion of military teams. The authors reveals the content of physical culture classes as necessary components of the physical training of servicemen. As a fundamental definition of this theoretical study, physical training is defined, which the authors distinguishes as one of the important components of the holistic development of the personality, an integral part of the general culture and training of servicemen.

Текст научной работы на тему «Влияние физической подготовки военнослужащих на боевую сплоченность воинских коллективов»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2 /2020

УДК-1

А.П. Козлов

канд. ист. наук, доцент ВИФК г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: petrovich138@yandex.ru В.А. Попов курсант ВИФК г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: vap888300@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА БОЕВУЮ СПЛОЧЕННОСТЬ ВОИНСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ

Аннотация

В статье представлен теоретический анализ влияния физической подготовки военнослужащих на боевую сплоченность воинских коллективов. Авторы рассматривают содержательную часть занятий по физической подготовке как необходимую составляющую физической подготовки военнослужащих вообще. Основным предметом данного теоретического исследования является физическая подготовка, которую авторы определяют как один из важнейших компонентов целостного развития личности, неотъемлемую составляющую общей культуры и профессиональной подготовки военнослужащих.

Ключевые слова:

военнослужащие, физическая подготовка, морально - нравственные качества, боевая подготовка,

сплоченность коллектива.

A. P. Kozlov

Ph. D. in History, Ass. Prof., MIPT St. Petersburg, Russia E-mail: petrovich138@yandex.ru V. А. Pоpоv Cadet, MIPT St. Petersburg, Russia E-mail: vap888300@mail.ru

INFLUENCE OF PHYSICAL TRAINING OF SERVICEMEN ON COMBAT COHESION

OF MILITARY COLLECTIVES

Abstract

The article presents a theoretical analysis of the influence of physical training of servicemen on the combat cohesion of military teams. The authors reveals the content of physical culture classes as necessary components of the physical training of servicemen. As a fundamental definition of this theoretical study, physical training is defined, which the authors distinguishes as one of the important components of the holistic development of the personality, an integral part of the general culture and training of servicemen.

Key words:

military personnel, physical training, moral and moral qualities, combat training, unity of the collective.

Современное общество нуждается в подготовке военнослужащих, обладающих высокой профессиональной квалификацией, высокими нравственными и духовными идеалами, для которых высшей моральной ценностью является служение интересам своего народа. Исторический опыт свидетельствует о том, что основой безопасности каждой страны является ее обороноспособность, которая обеспечивается,

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2 /2020

прежде всего, ее вооруженными силами, их боеспособностью. Вооруженные силы современной России находятся в процессе модернизации и реорганизации, основная цель которых - достижение боеспособности, соответствующей вызовам, перед которыми стоит сегодня наша страна.

В связи с этим возрастает роль не только технической перевооруженности вооруженных сил, но и неимоверно возрастает роль и значение человеческого фактора, в формировании которого большое значение отводится не только образованию, но и воспитанию, в том числе и физическому. В ходе занятий по физической подготовке осуществляется всестороннее развитие военнослужащих, которое предполагает глубокое овладение программой обучения, направленной на укрепление здоровья, достижение оптимального уровня физической подготовки, приобретение служебно-боевых знаний и умение работать в команде, также формирование командирских навыков, умение осуществлять личную физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Основной целью физического обучения и воспитания курсантов и военнослужащих является высокая степень физической подготовки к выполнению служебно-боевых задач. Активная включенность военнослужащих в данный процесс позволит сделать его более естественным, гармоничным и ненавязчивым.

Необходимо отметить, что физическое воспитание военнослужащих является важной частью воспитательной работы в воинском коллективе, составной частью военно-патриотического воспитания, так как тесная взаимосвязь военно-патриотического, гражданско-правового, нравственного и физического воспитания является основой формирования не только высококлассного специалиста, но и гражданина, патриота.

Физическая культура и физическая подготовка способствуют повышению профессионального мастерства военнослужащих, развитию их организационных способностей. Именно поэтому при формировании физической готовности военнослужащих необходимо уделять внимание не только военно-прикладным физическим упражнениям на занятиях по физической культуре, но и обучению приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и экстремальных условиях служебной деятельности, совершенствованию практических умений и навыков применения мер принуждения с соблюдением норм законодательства Российской Федерации и прав человека, формированию высокой психологической устойчивости [5].

Физическая подготовка является комплексным компонентом в процессе профессионального становления военнослужащих. Она включает в себя общекультурную составляющую, направленную на восприятие и понимание культурных ценностей современного общества, профессиональную составляющую, являющуюся частью служебно-профессионального образовательного процесса, и направленную на формирование духовных и физических сил, освоение и реализацию таких необходимых в профессиональной деятельности компетенций как социально-личностные, командные (управленческие), профессионально-специализированные и военно-специальные компетенции, а также умелое применение полученных компетенций в профессиональной деятельности [8].

В качестве дополнительных составляющих в процессе подготовки, развития и профессионального становления военнослужащих можно добавить необходимость их личностного развития. В частности развитие навыков межличностного взаимодействия, в том числе в процессе физкультурно-спортивной деятельности, развитие морально-волевых, духовно-нравственных качеств и психических свойств, необходимых в служебно-боевых ситуациях, а также формирование необходимых интеллектуальных качеств.

Несмотря на имеющийся накопленный теоретический материал по физической подготовке, в процессе его реализации необходимо помнить о возможности, а в некоторых случаях и необходимости применения творческого подхода и использовании вариативных программ. При реализации воспитательного компонента в работе с личным составом необходимо использовать имеющиеся программы по физической подготовке [5]. Однако не все предлагаемые программы содержат в себе материал военно-прикладной направленности, соответственно, для достижения воспитательных и организационных целей имеет смысл подбирать специальные методы и средства. В данном контексте допустимо физкультурно-спортивные умения и навыки военнослужащих переносить на военно-прикладные упражнения. Например,

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2 /2020

использовать умения в метании мяча - в метании гранаты, специальную постановку рук в спортивной ходьбе - применять в строевом шаге и многие другие. В целом анализ методических рекомендаций различных авторов по военно-физической подготовке позволяет сделать вывод о том, что в качестве упражнений, применяемых наиболее часто, выступают: преодоление полосы препятствий, различные виды лазания, прыгания, переползания, перепрыгивания, имитация «марш-броска», а также различные манипуляции с партнером (переноска, борьба, отработка боевых приемов). Сочетание военно-прикладных физических упражнений, их комплексное использование позволяют повысить эффективность работы по военно-физической подготовке.

Необходимо обратить внимание на то, что процесс освоения военнослужащими многообразия физических упражнений может быть более эффективным в том случае, если в процесс обучения активно внедрять, во-первых, современные психолого-педагогические и психолого-физиологические технологии, такие как: проектная деятельность, игровые ситуации, диалогизация; во-вторых, строить взаимодействие с личным составом на основе деятельностного подхода в интересах служебно-профессиональной деятельности.

Формирование у военнослужащих морально-волевых и психологических качеств является одним из важнейших способов воспитания патриотизма: любви к своей семье, своему городу и народу, своей профессии, своей стране, уважения к Государственному гимну и флагу.

На занятиях по физической подготовке военнослужащие готовят себя к выполнению своего главного предназначения - быть защитником своей Родины, своего народа. Физическая подготовка при соответствующем ее применении способствует воспитанию высоких служебно-боевых, морально-духовных качеств: чувство ответственности и долга, готовность прийти на помощь, «чувство плеча» с коллективом, честности, справедливости [4]. В процессе физической подготовки развитию вышеуказанных качеств способствуют такие средства как: многократные повторения различных физических упражнений, участие в соревнованиях различного уровня, систематическое преодоление значительных психологических и физических нагрузок и формирование стрессоустойчивости [7].

В условиях, когда индивиду необходимо достичь определенного результата, при этом преодолевая определенные психические и физические нагрузки, все составляющие психики направляются на достижение поставленной цели. В результате преодоления внутренних и внешних трудностей все свойства психики (когнитивная сфера, эмоционально-волевая и личностная сфера) совершенствуются [1]. В результате моральное удовлетворение приносят те занятия по физической подготовке, которые позволяют одержать победу и достичь желаемых результатов. Необходимо обратить внимание, что при применении описанных выше методов допустимы только многократные тренировки, честная борьба с соперником и справедливая соревновательность, что в свою очередь также оказывает положительное влияние на формирование необходимых морально-нравственных качеств.

При реализации целей и задач, стоящих на сегодняшний день перед рядами вооруженных сил, необходимо совершенствовать способы взаимодействия с военнослужащими и находить новые методы воздействия на них. Обновление и совершенствование педагогических аспектов данного процесса связано с изменением морально-нравственных установок молодых людей, поступающих в ряды вооруженных сил. Современные исследования данного аспекта свидетельствуют о том, что часть военнослужащих имеет недостаточный уровень сформированности необходимых личностных качеств, низкий уровень мотивации к служебно-профессиональной деятельности и не стремится к профессиональному самосовершенствованию [6]. Большой процент военнослужащих, в большей мере молодого состава, не умеет взаимодействовать и продуктивно работать в команде, что отрицательно скажется на выполнении служебно-боевых задач в специфических ситуациях. Значимой проблемой, выявленной в результате соответствующих исследований, являются не сформированные личностные качества военнослужащих, такие как заниженная самооценка, не способность принимать решения и брать за них ответственность, отсутствие практических умений налаживать контакт [2].

С целью формирования у военнослужащих уверенности, управленческих и организаторских качеств, способности эффективно работать в коллективе, необходимо использовать военно-спортивную игру. В

-( б» )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2 /2020

этой связи основными задачами являются: сформировать способность налаживать взаимодействие с партнерами, брать на себя роль руководителя и умения управлять коллективом в изменяющихся условиях; повысить самооценку; овладеть навыками организатора [2]. В процессе выполнения игровых задач необходимо систематически перераспределять роли и менять условия игры. Так каждый член команды должен был быть в роли «командира», перед которым ставятся задачи, не похожие на задания в предыдущих играх, а остальные должны узнавать о поставленной задаче и условиях игры только от «командира». Это позволяет каждому человеку, при выполнении той или иной роли, оценить обстановку, условия, средства, силы и возможности своей команды, а также команды противника; думать над способами решения задачи вместе с коллективом, распределять роли для каждого участника команды; прогнозировать возможные результаты, корректировать свои указания по ходу игры.

Итак, на основании проведенного теоретического изучения различных литературных источников на предмет военно-спортивной подготовки, мы пришли к выводу о том, что с целью формирования сплоченности воинских коллективов в процессе физической подготовки эффективным средством является использование военно-спортивных игр, которые позволяют формировать у военнослужащих уверенность в себе, организаторские и управленческие качества, способность взаимодействовать в коллективе. Военно-спортивные игры, соревновательная деятельность и подготовка к ней, направленная на достижение максимально возможных результатов в формировании специфических военно-прикладных навыков и физических качеств, позволяют обеспечить высокую готовность личности к военной службе.

Занятия по физической подготовке помогают военнослужащим найти свое место в коллективе, формируют внутреннюю потребность действовать в соответствии со своими убеждениями и морально-нравственными идеалами.

Регулярное выполнение физических упражнений, позволяет осознать необходимость совершенствования своих физических и психологических качеств. В процессе физической подготовки у военнослужащих формируется убежденность в необходимости выполнения служебного долга. На занятиях по физической подготовке военнослужащие находятся в коллективе, где формируются взаимопомощь, взаимовыручка, складываются дружеские отношения.

В целом занятия по физической подготовке способствуют сплочению коллектива, содействуют активному отдыху в выходные дни, оказывают положительное воздействие на служебно-боевую сплоченность.

Список использованной литературы:

1. Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика. - М.: Академия, 2006. - 288 с.

2. Железняк Ю. Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенство. - М.: Академия, 2012. - 342 с.

3. Зиамбетов В. Ю. О необходимости применения военно-прикладных физический упражнений на занятиях по физической культуре в высших учебных заведениях // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 3. - С. 62-64.

4. Золотарев В. А. Военная история России / В. А. Золоторев, А. В. Саксонов, С. А. Тюшкевич. - М.: Кучково поле, 2002. - 736 с.

5. Миронов В. В. Психология и педагогика высшей военной школы: учебное пособие для адъюнктов, соискателей и офицеров курсов дополнительного высшего профессионального образования / В. В. Миронов, В. Л. Пашута; Воен. институт физической культуры. СПб.: ВИФК, 2014. - 219 с.

6. Пашута В. Л. Психология и педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие: [в 2 ч.] / В. Л. Пашута, А. С. Никольская. - Ч. 1. - СПб.: ВИФК, 2018. - 317 с.

7. Пашута В. Л. Психология служебно-прикладной физической подготовки физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие / В. Л. Пашута, А. С. Никольская. - СПб.: ВИФК, 2018. - 217 с.

8. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России/ под ред. В. Я. Кикотя, И. С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2017. - 431 с.

© Козлов А.П., Попов В.А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.