Научная статья на тему 'Физическая подготовка в военных образовательных системах США'

Физическая подготовка в военных образовательных системах США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / MILITARY EDUCATIONAL SYSTEMS / US MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / ВОЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ США

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеголев В.А.

US command pays much attention to physical training of cadets of military academies in closed educational systems. As a result the purposeful structure of demands to physical fitness of servicemen is created, involving the whole period of their service, starting from entrance examinations to military educational institutions. According to NATO specialists, the increased demands to physical fitness of future officers are based on 4 major findings: 1. Physical fitness is a part of the overall combat readiness along with technical, intellectual and mental readiness. 2. Physical training is a powerful and, probably, the only means of training stress tolerance, normative aggression, self-confidence and cohesion of groups of soldiers. 3. As stated in the authorizing documents, the unit physical readiness depends largely on personal fitness of the leader. 4. Physical activity of officers is one of the basic and integral components of healthy way of life and long career It should be marked, that all the above mentioned factors that provide performance of the tasks of physical training are based on its high status as a mandatory component of the common combat readiness of servicemen. The purpose of the research was to analyze and generalize the experience in organization of physical training in US closed educational systems. Proceeding from the analysis, the goal and objectives of physical education in many US military educational institutions are formulated in a different way due to the decentralized manner of control of physical training. However, the objectives of physical education of cadets are similar in their content and include: development of physical qualities and motor skills; formation of combat stress tolerance and ability to act in extreme conditions; training aggression, self-confidence and coherence of groups of soldiers; formation of the need for daily physical exercises and healthy way of life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовка в военных образовательных системах США»

УДК: 355.233.22

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

в военных образовательных системах США

Доктор педагогических наук, профессор В.А. Шеголев Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

PHYSICAL TRAINING IN US MILITARY EDUCATIONAL SYSTEMS V.A. Schyogolev, professor, Dr.Hab. Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Key words: physical training, military educational systems, US military educational institutions, physical qualities.

US command pays much attention to physical training of cadets of military academies in closed educational systems. As a result the purposeful structure of demands to physical fitness of servicemen is created, involving the whole period of their service, starting from entrance examinations to military educational institutions. According to NATO specialists, the increased demands to physical fitness of future officers are based on 4 major findings:

1. Physical fitness is a part of the

overall combat readiness along with technical, intellectual and mental readiness.

2. Physical training is a powerful and, probably, the only means of training stress tolerance, normative aggression, self-confidence and cohesion of groups of soldiers.

3. As stated in the authorizing documents, the unit physical readiness depends largely on personal fitness of the leader.

4. Physical activity of officers is one of the basic and integral components of healthy way of life and long career

It should be marked, that all the above mentioned factors that provide performance of the tasks of physical training are based on its high status as a mandatory component of the common combat readiness of servicemen.

The purpose of the research was to analyze and generalize the experience in organization of physical training in US closed educational systems. Proceeding from the analysis, the goal and objectives of physical education in many US military educational institutions are formulated in a different way due to the decentralized manner of control of physical training. However, the objectives of physical education of cadets are similar in their content and include: development of physical qualities and motor skills; formation of combat stress tolerance and ability to act in extreme conditions; training aggression, self-confidence and coherence of groups of soldiers; formation of the need for daily physical exercises and healthy way of life.

Ключевые слова: физическая подготовка, военные образовательные системы, военно-учебные заведения США, физические качества.

Введение. Командование вооруженных сил США уделяет большое внимание физической подготовке кадетов в закрытых образовательных системах. Следствием такого отношения является создание целенаправленной структуры требований к физической подготовленности военнослужащих, охватывающей весь период их службы начиная со вступительных экзаменов в военно-учебные заведения.

По мнению специалистов НАТО, в основе повышенных требований к физической подготовленности будущих офицеров лежат 4 основных фактора:

1) физическая готовность является компонентом общей боевой готовности военнослужащих наряду с технической, интеллектуальной и психической готовностью;

2) физическая подготовка является мощным и чуть ли не единственным средством воспитания психической устойчивости к стрессу, нормативной агрессивности, уверенности в своих силах и сплоченности воинских коллективов;

3) физическая подготовленность подразделения, как указано в руководящих документах, во многом зависит от физической подготовленности командира данного подразделения;

4) физическая активность офицеров является одним из основных и неотъемлемых составляющих здорового образа жизни и профессионального долголетия [1].

Важно отметить, что в основе всех указанных факторов обеспечения выполнения задач физической подготовки лежит ее высокий статус как обязательный компонент общей боевой готовности военнослужащих [2].

Цель исследования - обобщение опыта организации физической подготовки в закрытых образовательных системах США. Основная науч-

ная идея исследования основывается на предположении, что анализ и обобщение информации, содержащиеся в руководящих документах армии США и публикациях в зарубежной военной печати, позволят определить направления дальнейшего совершенствования современной модели физической подготовки и спорта в вузах Вооруженных Сил России [1].

Результаты исследования и их обсуждение. Физическая подготовка кадетов Военной академии сухопутных войск США в Вест-Пойнте является основной дисциплиной на протяжении всего срока обучения.

Служба физического воспитания объединяет 54 штатных преподавателя и инструктора по видам спорта, не считая обслуживающего персонала (на 4 тыс. обучаемых кадетов). Руководит ею начальник кафедры физического воспитания и спорта, который является директором (шефом) службы физического воспитания.

Процесс физического совершенствования условно можно разделить на две относительно самостоятельные формы:

- учебные занятия по физической подготовке с целевой установкой на развитие физических качеств и формирование военно-прикладных двигательных навыков;

- учебно-тренировочные занятия по спорту с целевой установкой на вовлечение кадетов в регулярные ежедневные занятия спортом, воспитание психических качеств и способности действовать в экстремальных условиях, укрепление воинских коллективов (при этом физическая подготовка как учебная дисциплина планируется в учебное время, а спортивная подготовка организуется ежедневно в послеобеденное время продолжительностью до 3 ч; время для спортивной подготовки предусмотрено распорядком дня).

Данные об индивидуальном физическом состоянии каждого кадета отражаются в карте физического профиля военнослужащего, которая имеет статус официального служебного документа (USMA form 2-417, 1989 г.). Результаты выполнения Единого армейского теста физической готовности вносятся в карту не менее двух раз в год. Кроме того, указываются результаты выполнения специальных курсов программы подготовки к ведению боевых действий в различных условиях: в пустыне, арктике, джунглях, в городе; курсов воздушно-штурмовой и амфибийной подготовки, рукопашного боя. Для каждого кадета обязательно указываются данные о выполнении им плана личного физического совершенствования, который разрабатывается индивидуально на основании результатов вступительного теста физической готовности кадетов с учетом весоро-стовых показателей. Программа физической под-

готовки направлена на воспитание у кадетов необходимых физических качеств и укрепление их здоровья, а также является связующим звеном между академической (общеобразовательной) и военной программами подготовки. Она реализуется в ходе освоения ими программы военной подготовки, а также во время их занятий спортом в часы самоподготовки, выходные дни и на спортивных состязаниях [5].

Все кадеты проходят подготовку в объеме программы инструкторов по физической подготовке (Master Fitness Training). В карте указываются данные о выполнении программы и результаты экзаменов как по программе общефизической подготовки (Unit fitness plan, Unit fitness test), так и по программе подготовки инструкторов (Master Fitness Training Examp).

В раздел «Служебная деятельность» (Credit Activities) вносятся данные о прохождении программы по физической подготовке.

Данные о спортивной деятельности кадета (участие в спортивных командах, квалификация, достижения и др.) отражаются в разделе «Внеслужебная деятельность» (Non Credit Activities). Активность в спорте оценивается по участию в спортивных соревнованиях в двух периодах: зимнем и весеннем.

Уровень физической подготовленности каждого военнослужащего оценивается весной и осенью в Карте физического профиля. Кроме того, отражаются средние результаты за семестр отдельно и за учебный год, а также максимальный результат, показанный в текущем году [3].

При этом фиксируются следующие показатели:

- военно-прикладной и специальной физической подготовленности;

- спортивной подготовленности;

- двигательной активности.

Используемый комплекс показателей, порядок и форма их учета, применение в режиме обратной связи помогают осуществлять гибкое управление процессом физического совершенствования кадетов, а также вполне обоснованно судить о структуре и степени их физической и боевой готовности [2].

Система физической подготовки в Академии сухопутных войск в Вест-Пойнте, по мнению американских специалистов, позволяет формировать высокий уровень физической готовности будущих офицеров, устойчивую мотивацию к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Физическая подготовка в вузах ВВС США

организована в соответствии с руководящими документами, которым следуют боевые части ВВС.

Для примера ниже показана организация физической подготовки в Военной академии ВВС (Колорадо-Спрингс, шт. Колорадо).

Академия расположена в специально построенном военном городке площадью около 7 тыс. га. В нем имеются все необходимые сооружения для организации учебного процесса, в том числе: два крупных спортивных комплекса, где размещены два плавательных бассейна (один - олимпийского класса), баскетбольный зал на 6600 мест, зал для игры в хоккей на 3100 зрителей, гимнастический зал, зал спортивных тренажеров; большое количество открытых спортивных площадок; центр для проведения досуга.

Физическую подготовку преподают 80 преподавателей и тренеров, которые сведены в 2 кафедры: кафедру физической подготовки и кафедру видов спорта. Последняя объединяет 10 женских видов спорта и 18 мужских. Обе кафедры подчинены начальнику физической подготовки и спорта академии, который, в свою очередь, непосредственно подчинен начальнику академии [1].

Срок обучения в академии - 4 года. Учебный год состоит из трех семестров: осеннего, весеннего и летнего. Экзамены сдаются в течение одной недели после осеннего и весеннего семестров. Выпуск офицеров производится ежегодно в конце мая.

Все кадеты сдают академические тесты физической пригодности. По результатам тестов оцениваются уровень развития силы мышц верхнего плечевого пояса и живота, скоростно-силовых качеств и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Тест включает: подтягивание на перекладине, прыжки в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклоны вперед из исходного положения, лежа на спине (в течение 2 мин) и бег на 600 ярдов (546 м). На выполнение теста отводится 15 мин, по 3 мин на каждое упражнение. В последующем этот же тест сдают все слушатели в конце каждого семестра. Для лиц, участвующих в соревнованиях по межвузовской программе, проверка проводится один раз в год. Дополнительно для оценки функционального состояния сердечнососудистой системы слушатели сдают норматив в беге на 1,5 мили (2 км 413,5 м).

Во время обучения в академии обязательными элементами распорядка дня остаются утренняя зарядка (30 мин), спортивные мероприятия и тренажи (до 2 ч ежедневно). Согласно учебной программе на физическую подготовку и спортивные мероприятия выделяется следующее количество времени по семестрам:

1. В осеннем и весеннем семестрах на 1, 2, 3 и 4-м курсах обучения физической подготовке уделяется по 40 ч в семестр; спортивным со-

ревнованиям и контрольным проверкам - по 80 ч в семестр;

2. В летний семестр на 1-м курсе на физическую подготовку отводиться 80 ч. При этом время на зарядку не входит в общий расчет времени учебной программы на физическую подготовку и спортивные мероприятия.

Программа физической подготовки отличается высокой насыщенностью и разнообразием и пользуется большой популярностью среди слушателей. Кадеты постоянно участвуют в соревнованиях как по внутриакадемическому календарю, так и по плану встреч сборных команд академии с командами других гражданских и военных учебных заведений в рамках национальных турниров [6].

Все кадеты рассматриваются командованием Академии как спортсмены. Они обязаны принимать участие в соревнованиях, которые считаются составной частью их общего развития. Каждый из кадетов должен принять участие в соревнованиях по внутривузовской либо по межвузовской программе.

На 1-м курсе кадеты проходят интенсивную программу подготовки, основная цель которой -развитие силы, выносливости, быстроты и других физических качеств. Каждый из них сдает зачеты по общей физической подготовке и плаванию, а на последующих курсах совершенствуется в выполнении нормативов по различным видам спорта.

На 2-м курсе обязательными дисциплинами для юношей являются: борьба, большой теннис и другие разновидности игры в мяч, а для девушек - аэробика.

На 3-м курсе изучаются военно-прикладные виды спорта: дзюдо, подводное плавание и другие.

На последнем году обучения, наряду с традиционными видами спорта, отрабатываются навыки ведения рукопашного боя и невооруженной защиты от нападения.

Наряду с соревнованиями, проводимыми на первенство академии, наиболее подготовленные кадеты участвуют в межвузовских соревнованиях по отдельному национальному календарю. От академии выставляется 28 команд (10 женских и 18 мужских).

Помимо чисто практических целей, преследуемых командованием Академии в ходе реализации задач физической подготовки кадетов, решается еще одна - формирование потребности в регулярных занятиях спортом. Для обеспечения этой задачи кафедрами, ведущими занятия по физической подготовке, проводится методическая работа по вооружению кадетов знаниями, овладев которыми они смогли бы сами составлять для

себя программу физической тренировки. Преподаются способы определения функционального состояния, даются знания основ спортивной тренировки, т. е. все необходимое, чтобы грамотно планировать и проводить простейшую тренировку без активного участия специалистов по физической подготовке. По окончании академии ВВС кадетам присваивается степень бакалавра и вручается свидетельство офицера ВВС в звании «второй лейтенант». Выпускники академии - это элита ВВС США. Они в первую очередь продвигаются по службе и занимают руководящие места в ВВС [2].

Физическая подготовка в военно-учебных заведениях ВМС США направлена на обучение гардемаринов (кадетов) основам физической подготовки и формированию готовности противостоять стрессу в течение всей военной службы, особенно в сложной ситуации. Одно из основных требований к физической подготовке гардемаринов - развитие потребности в ежедневных занятиях физическими упражнениями [2].

При поступлении в военно-учебные заведения ВМС США все абитуриенты сдают стандартный тест физической готовности на пригодность к обучению в академии, при помощи которого проверяются координация, сила, скорость и ловкость. Тест включает следующие упражнения:

сгибание и разгибание рук в упоре лежа (за 2 мин) - для мужчин или вис на согнутых руках (с) - для женщин; стандартный прыжок в длину с места; броски по баскетбольному кольцу; бег на 300 ярдов.

Нормативы теста постоянно усложняются с целью улучшения отбора абитуриентов. Для поступления необходимо набрать минимальное количество очков, однако предпочтение отдается тому, кто имеет большее их количество.

В течение 4-летнего обучения гардемарины занимаются физическими упражнениями вплоть до выпуска. Выполнение программы обеспечивают высококвалифицированные инструкторы и тренеры. В конце каждого курса обучения все гардемарины проверяются по видоизмененному тесту пригодности [2].

Кроме того, в конце каждого курса гардемарины преодолевают полосу препятствий, которая включает 13 препятствий на дистанции 500 ярдов (458 м).

Программа физической готовности гардемаринов академии по курсам включает нижеследующее.

1-й курс :

плавание 100 м вольным стилем, 50 м любым стилем на боку, спине, прыжки с 5-, 7,5-, 10-метровой вышки;

бокс (только для мужчин) - ведение боя 2 раунда по 1 мин;

борьба (только для мужчин) - ведение схватки 3 периода по 1 мин;

фехтование (только для женщин) - 1 период в течение 3 мин;

гимнастика - выполнение упражнений на брусьях, прыжки через коня, прыжки на батуте и др.

2-й курс:

плавание 200 м вольным стилем, плавание в обмундировании, ныряние в обмундировании на 50 футов, прыжки с 10-метровой вышки;

бокс (только для мужчин) - 3 раунда по 1 мин;

боевая схватка (только для женщин) - 2 раунда по 1 мин.

3-й курс:

плавание 400 м, плавание с грузом, прыжки с 10-метровой вышки, ныряние на 50 футов, спасение утопающих.

4-й курс:

плавание 1,5 мили, плавание в обмундировании в течение 2 мин, прыжки с вышки; бег 1,5 мили;

преодоление полосы препятствий (13 препятствий).

В содержании Программы академии хорошо просматривается усложнение требований к выполнению физических упражнений на старших курсах. Причем прикладные упражнения включаются в программу всех курсов.

Спортивная работа способствует профессиональному и интеллектуальному развитию гардемаринов. Она делится на внутривузовский и межвузовский спорт. Участие хотя бы в одном виде спорта для всех гардемаринов обязательно. В основном все гардемарины с большим энтузиазмом занимаются спортом [6]. Выводы

1. Проведенный анализ свидетельствует, что во многих военно-учебных заведениях США цель и задачи физического воспитания кадетов имеют различную формулировку. Это является следствием децентрализованного характера управления физической подготовкой. Тем не менее задачи физического воспитания кадетов по своему содержанию примерно одинаковы и включают:

- развитие физических качеств и овладение двигательными навыками;

- формирование психической устойчивости к боевому стрессу и способности действовать в экстремальных условиях;

- воспитание агрессивности, уверенности в своих силах, сплоченности воинских подразделений;

- формирование потребности в ежедневных занятиях физическими упражнениями и ведение здорового образа жизни.

2. Выполнение задач физической подготовки и спорта обеспечивается всем необходимым, а именно: квалифицированными специалистами; юридически закрепленным, исходным уровнем физической подготовленности кадетов при поступлении в военно-учебное заведение; достаточным бюджетом времени, отводимым на физическую подготовку и спорт в служебное и личное время кадетов; современной учебно-спортивной базой; комплексом мер по формированию мотивов кадетов к занятиям физическими упражнениями и спортом.

3. Одним из характерных аспектов организации физической подготовки и спорта в закрытых образовательных системах США является реализованная попытка тесной взаимосвязи в решении задач физической подготовки и массового спорта. При этом в основу организации физической подготовки положены мотивы долженствования (т. е. меры принуждения), а в основу массового спорта - процессуальные и результативные мотивы (интерес к занятиям конкретным видом спорта или желание добиться конкретного результата).

4. Другим важным аспектом является обязательность участия военнослужащих в соревнованиях и тренировочном процессе. Для его реализации в вузах организованы кафедры спорта, которые комплектуются специалистами с высшим и средним военно-физкультурным образованием.

Кроме того, усилению мотивации к повышению уровня физической подготовленности способствует жесткая система военно-профессионального обучения и большой отсев претендентов на военную службу, составляющий 25-30 %. При этом процент отсева по низкой физической подготовленности, особенно на первом этапе обучения, достигает 80 %.

5. Немаловажное значение при организации физической подготовки и спорта в вузах США имеет очень высокий уровень материально-технического обеспечения мест для занятий физкультурно-спортивной деятельностью. Как правило, все военные вузы США расположены вне крупных городов, имеют очень большую территорию, прекрасно оборудованную как плоскостными, так и стационарными спортивными сооружениями.

6. Вместе с тем сравнительный анализ организации физической подготовки в вузах США и Вооруженных Силах Российской Федерации показывает наличие ряда преимуществ в отечественной системе физической подготовки: прежде всего следует отметить более высокий

уровень методической подготовленности преподавательского состава, получившего образование в специализированном вузе - Военном институте физической культуры; наличие централизованного управления системой физической подготовки и спорта в вузах в лице Управления физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации; наличие эффективной системы повышения квалификации и переподготовки специалистов по физической культуре и спорту на базе Военного института физической культуры; возможности научно-методического обоснования руководящих и методических документов, регламентирующих систему физической подготовки и спорта в войсках и вузах Вооруженных Сил России; согласованность нормативных требований по физической подготовке и спорту в войсках и вузах различных видов и родов войск; возможности роста научно-педагогического потенциала специалистов в адъюнктуре и докторантуре, получения ими высоких ученых степеней и научных званий. Литература

1. Утенко В.Н. Основные модели физической подготовки иностранных армий: дис. ... докт. пед. наук / В.Н. Утенко. - СПб.: ВИФК, 2003. - 456 с.

2. Щеголев В.А. Физическая подготовка иностранных армий: учеб. пособие по материалам зарубежной печати / В.А. Щеголев. - СПб.: МО РФ, 2007. - 272 с.

3. Щеголев В.А. Опыт организации спортивной работы вооруженных сил ведущих стран НАТО / В.А. Щеголев, В.В. Рябчук // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур (часть вторая, дсп). - СПб.: ВИФК, 2009. - № 4. - С. 156-161.

4. Щеголев В.А. Современные тенденции развития физической подготовки ВС США / В.А. Щеголев, Новосельцев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - СПб.: ВИФК, 2011. - № 1. - С. 58-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Щеголев В.А. Боевая и физическая подготовка иностранных армий / В.А. Щеголев // Научно-информационный бюллетень. Вып. 1. - СПб.: ВИФК, 2011. - 147 с.

6. Щеголев В.А. Боевая и физическая подготовка иностранных армий // Научно-информационный бюллетень. Вып. 2. - СПб.: ВИФК, 2013. - 146 с.

References

71. Utenko, V.N. Basic models of physical training in foreign armies: PhD thesis / V.N. Utenko. - St. Petersburg: MIPC, 2003. - 456 P. (In Russian)

2. Schyogolev, V.A. Physical training in foreign armies: tutorial, based on foreign press / V.A. Schyogolev. - St. Petersburg: МО РФ, 2007. - 272 P. (In Russian)

3. Schyogolev, V.A. The experience of organization of sport activity in the armed forces of the leading NATO-countries / V.A. Schyogolev, V.V. Ryabchuk // Aktual'nye problemy fizicheskoy i spetsial'noy podgotovki silovykh struktur (Part 2). - St. Petersburg: MIPC, 2009. - № 4. - P. 156-161. (In Russian)

4. Schyogolev, V.A. Modern trends of development of physical training in the US Armed forces / V.A. Schyogolev, Novosel'tsev // Aktual'nye problemy fizicheskoy i spetsial'noy podgotovki silovykh struktur. - St. Petersburg: MIPC, 2011. - № 1. - P. 58-62. (In Russian)

5. Schyogolev, V.A. Combat and physical training in foreign armies / V.A. Schyogolev // Nauchno-informatsionny bulleten'. Iss. 1. - St. Petersburg: MIPC, 2011. - 147 P. (In Russian)

6. Schyogolev, V.A. Combat and physical training in foreign armies // Nauchno-informatsionny bulleten'. Iss. 2. - St. Petersburg: MIPC, 2013. - 146 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: Shegval@mal.ru

Поступила в редакцию 28.05.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.