УДК 355.235.22
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К ВЫПОЛНЕНИЮ УЧЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ
© Е.Г. Матвеев, А.А. Частихин
Ключевые слова: физическая подготовка; система физической подготовки; основные и специальные физические качества.
В статье проведен анализ литературы, свидетельствующий о том, что физическая подготовка как основной элемент боевой готовности военнослужащих к выполнению учебно-боевых задач является целенаправленным педагогическим процессом физического совершенствования военнослужащих, осуществляемым с учетом особенностей их будущей военно-профессиональной деятельности. Предложена инновационная рациональная система физической подготовки курсантов, которая включает цель, задачи, традиционные и инновационные принципы, классические методы, содержание и результат.
В настоящее время создаются инновационные условия для совершенствования системы физической подготовки курсантов военного вуза. Этой проблеме уделено большое внимание в директивной и инструктивной документации. В Концепции развития физической культуры и спорта в ВС РФ на период до 2020 г. отмечается, что «главной целью системы физической подготовки войск является обеспечение требуемой физической степени готовности военнослужащих к выполнению поставленных задач и ведению боевых действий, а также укрепление здоровья военнослужащих всех категорий» [1 ].
В общевоинском уставе Вооруженных сил РФ подчеркивается, что «каждый военнослужащий обязан повседневно повышать физическую закалку и тренированность, постоянно овладевать военными профессиональными знаниями, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство» [2]. Исходя из этого военнопрофессиональная деятельность по своим количественным и качественным характеристикам должна соответствовать требованиям боевой готовности, одним из главных компонентов которой выступает готовность личного состава. Боевая готовность как составная часть общечеловеческого фактора предполагает способность военнослужащего в любых условиях обстановки начать военные действия в назначенные сроки и успешно выполнять поставленные задачи. Сама успешность деятельности военнослужащих определяется степенью их готовности, которая является результатом подготовки. В структуре индивидуальной боевой готовности выделяют четыре аспекта готовности: морально-политический; военно-специальный; психический; физический. Если компоненты первых двух аспектов готовности носят относительно стабильный характер, то физическая и психическая готовность обладают довольно большой подвижностью и относительной неустойчивостью.
На наш взгляд, целесообразно военно-специальный аспект охарактеризовать как военно-профессиональный, т. к. понятие «военно-профессиональный» более
точно отвечает современным требованиям повышения уровня профессиональной подготовки офицера. Выпускник военного вуза владеет профессией с широким спектром специальностей.
Данная проблема находится в центре внимания ученых самых различных направлений: И. С. Барчукова,
А.К. Грязнова, Б.В. Ендальцева, М.Т. Лобжа, В.Л. Мари-щука, В.В. Миронова, В. А. Собиной, А.Н. Андреева и др.
Наступивший век информатизации и высоких технологий неизменно влечет за собой стремительное развитие военной техники и повышение требований к качеству военно-профессиональной подготовки людей, владеющих современным оружием. Именно поэтому в основном за счет превалирования наукоемких дисциплин значительно усложнился образовательный процесс в военных инженерных вузах. Вместе с тем, изменяющиеся способы боевого применения сложной, насыщенной электроникой военной техники предполагают особое напряжение человеческих сил. Во многом это связано с изменением характера боевых действий, повышением мобильности подразделений, выполнением своих обязанностей в отрыве от штатных структурных подразделений и включением их в состав маневренных групп совместно с подразделениями, имеющими более высокий уровень физической подготовленности (специального назначения, разведывательных подразделений); ведением боевых действий в сложных условиях местности и привлечением к создаваемым подразделениям группы антитеррора. Выполнение боевых задач в таких условиях предполагает высокую физическую подготовленность офицеров инженерных специальностей. Прошедшие локальные войны и практика военных действий на Северном Кавказе показали, что во многом успех боя зависит от уровня развития у военных специалистов инженерного профиля основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, т. е. натренированности силы, общей и скоростной выносливости.
Учитывая особенности обучающегося контингента, следует отметить появление в последнее время целого
ряда принципиально новых подходов в сфере педагогики, особенно в теории и методике физического воспитания. В этой связи особый интерес вызывают конверсия спортивных технологий в интересах совершенствования методики физического воспитания (В.К. Баль-севич), вариативного и базового компонентов физического воспитания (В.Я. Лях), концепция физического воспитания молодежи (Л.И. Лубышева), концепция физкультурного образования (Л.П. Матвеев, В.Н. Не-палов), концепция физической подготовки военнослужащих военно-учебных заведений на первоначальном этапе обучения (В .А. Собина). В результате проведенных многочисленных исследований авторами были сформулированы и внедрены в учебно-тренировочный процесс общие и специфические требования к физической подготовленности военнослужащих. С целью их выполнения были разработаны методики физического совершенствования.
В ряде проведенных в последнее время исследований установлено, что наиболее важным и перспективным направлением физического развития курсантов в период начального обучения в военном вузе является преимущественное развитие и совершенствование основных физических качеств, т. е. создание базовой основы, на которой строится формирование профессионально значимых физических навыков (В.С. Логинов, В.А. Собина, В.А. Щеголев, А.М. Рыльцов, О.К. Падин и др.). Кроме того, многими учеными (В.Л. Мари-щук, С.Г. Терещенко, Л.А. Вейднер-Дубровин,
Р.М. Кадыров, М. Т. Лобжа и др.) установлено, что военнослужащие, обладающие достаточным уровнем развития основных физических качеств, более устойчивы к воздействию отрицательных факторов военнопрофессиональной деятельности, эффективнее выполняют служебные обязанности, быстрее осваивают другие профессионально важные качества и навыки. В связи с этим особый интерес вызывают исследования закономерностей физического совершенствования военнослужащих, базирующиеся на принципах физического воспитания и спортивной тренировки (Н.Г. Озо-лин, В.А. Ашмарин, М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, В.Н. Кряж, Л.П. Матвеев, В.В. Миронов, В.А. Шейчен-ко и др.). Авторами установлено, что физические качества развиваются и совершенствуются постепенно и неравномерно, но обязательно в процессе двигательной деятельности.
Общие основы физической тренировки военнослужащих наиболее подробно изложены в работе Б.Н. Штанделя [3]. На основе принципов систематичности проведения тренировки и постепенности повышения нагрузки автором обобщены основные методы развития общей и скоростной выносливости, быстроты и силы. С целью определения направленности и размера физической нагрузки он раскрыл содержание контроля за результатами тренировки.
Л.П. Федоров в своей работе подробно изложил планирование и учет учебно-тренировочного процесса, включая технологию планирования спортивной тренировки [4].
В современных условиях особый интерес вызывают комплексные теоретико-экспериментальные изыскания В. А. Собина. Автором установлено, что наибольший эффект в формировании физической подготовленности достигается при оптимальном сочетании с первых за-
нятий общеразвивающих и военно-прикладных упражнений с преимущественным выделением времени на выполнение последних. По мнению ученого, делить процесс на два этапа (общефизической и военноприкладной подготовки) нецелесообразно. Вместе с тем
В.А. Собина отмечает, что физическая подготовка военнослужащих, содержание которой составляют только военноприкладные упражнения без сочетания с общеразвивающими, малоэффективна для формирования требуемого уровня их физической подготовленности [5-7].
Для более глубокого изучения проблемы развития основных и специальных физических качеств с 2005 г. в Военном авиационном инженерном университете г. Воронежа проводятся исследования с целью совершенствования методов физической подготовки как основного элемента боевой готовности курсантов военных вузов к выполнению учебно-боевых задач.
Исследование осуществлялось в 3 этапа: 1 этап -исследование уровня физической подготовленности курсантов 1 и 2 курсов и моделирование инновационной рациональной системы физической подготовки курсантов; 2 этап - реализация рациональной системы физической подготовки курсантов; 3 этап - подведение итогов и выявление эффективности реализации рациональной системы физической подготовки курсантов.
На первом этапе проведенное исследование показало, что курсанты младших курсов с интересом относятся к процессу обучения и стремятся показать высокие результаты при выполнении физических упражнений, получить знания, умения и навыки по физической подготовке, развить основные физические качества, подготовить себя к будущей профессии.
Хотелось бы подчеркнуть, что физическая подготовка у курсантов 1 курса довольно слабая, и при большом желании заниматься индивидуальным физическим развитием они не всегда имеют такую возможность.
Изучение учебной программы, тематических планов, анализ планов спортивно-массовой работы и организации самостоятельной физической тренировки курсантов выявил, что содержание практических занятий за последние несколько лет не имели кардинальных изменений с целью совершенствования.
Вместе с тем опрос командиров курсантских подразделений выявил постоянное повышение требований к уровню физической подготовленности курсантов.
Исходя из этого мы предложили инновационную рациональную систему физической подготовки курсантов. Данная система включает цель, задачи, традиционные и инновационные принципы, классические методы, содержание и результат (рис. 1).
Рациональная система физической подготовки курсантов имеет программно-целевой подход, который предполагает модернизацию программы по физической подготовке курсантов в военном вузе, целью которой является усиление физической подготовки как общей, так и специальной.
Особое внимание в рациональной системе физической подготовки курсантов программно-целевого подхода к методике преподавания физической подготовки мы уделяли реализации принципа субъектно-субъектных отношений. Вся деятельность в контексте системы осуществлялась на основе классических принципов.
Современные требования к уровню военно-профессионального обучения
Требования, предъявляемые к физическому развитию курсантов в соответствии с задачами учебно-боевой деятельности
Исходный уровень физического развития курсантов
Цели Задачи Принципы
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Средства Методы Формы
и
ц
к
е
р
р
о
Ко
СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Проведение всех Спортивно - Само стоятельная
видов учебных физическая
массовая работа
занятий тренировка
традиционные и инновационные принципы
Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности
Утренняя физическая зарядка
Текущий контроль
1 г
Промежуточная аттестация
і
Итоговая государственная аттестация по физической подготовке
С
Офицер
Рис. 1. Схема рациональной системы физической подготовки курсантов
Для совершенствования профессиональной физической подготовки мы сформулировали и апробировали инновационные принципы. Инновационными принципами стали:
- глобализация информации;
- неадекватный подход к моделированию методики доведения информации до курсантов, т. е. с помощью компьютеров и мультимедиа технологий;
- вербальной когнитивности;
- принцип программно-целевой реализации;
- принцип интеграции методов обучения;
- принцип учета индивидуально-наследственных задатков;
- дифференцированно-субъектного подхода к физической подготовке курсантов;
- принцип устойчивой профессиональной мотивации к физической подготовке курсантов.
На втором этапе мы реализовали рациональную систему физической подготовки курсантов. Это дало нам возможность повысить качество и уровень физической подготовки курсантов в будущей профессиональной деятельности.
На третьем этапе среди курсантов 5 курсов мы выявляли профессионально-спортивные качества и специальные физические качества.
Таким образом, реализация рациональной системы физической подготовки курсантов в процессе физической подготовки в течение пяти лет показала, что повышается качество обучения, совершенствуются физические данные курсантов, активизируется профессиональная мотивация обучения курсантов, совершенствуется методика обучения, все в комплексе вызывает интерес у курсантов и творческий подход к преподаванию у преподавателей. Успеваемость курсантов повысилась на 12 %, общая физическая подготовленность повысилась на 10,5 %, специально-профессиональная физическая подготовленность повысилась на 9,1 %.
Следовательно, реализация рациональной системы физической подготовки курсантов повысила качество физической подготовки как основного элемента боевой готовности курсантов вузов к выполнению учебнобоевых задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепции развития физической культуры и спорта в ВС РФ на период до 2020. ЦЕ.Ь:
http://www.mil.ru/849/11876/49376/68509/index.shtml. Загл. с экрана.
2. Зиновьев А.С., Марахов С.Н. Общевоинские уставы ВС РФ. М.: Воениздат, 2007. С. 14.
3. Штандель Б.Н. Физическая тренировка военнослужащих. М.: Воениздат, 1962. 128 с.
4. Федоров Л.П. Планирование и учет учебно-тренировочного процесса спортсменов разной квалификации. Л.: ВДКИФК, 1984. 236 с.
5. Собина В.А. Концепция физической подготовки военнослужащих военно-учебных заведений на первоначальном этапе их обучения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб.: ВИФК, 1998. 44 с.
6. Собина В.А. Проблемы физической подготовки на этапе модернизации вооруженных сил: монография. М.: ВУ, 1998. 152 с.
7. Собина В.А., Баранов В.А. Содержание обучения слушателей и курсантов по физической подготовке. М.: ВУ, 1996. 104 с.
8. Давыдов Г.А. Психологические основы повышения эффективности обучения в военном вузе. М.: Изд-во ВПА, 1977.
9. Загорский Б.И. О содержании основных понятий теории и методики профессионально-прикладной физической подготовки // Теория и практика физической культуры. 2004. № 9.
10. Ильинич В.И. Основные направления учебного процесса по физическому воспитанию студентов. Физическая культура личности студента. М., 2005.
11. Кирмайер Г. Мультимедиа. М.: Малип, 1994.
12. Миронов В.В., Собина В.А., Яцковец А.С. Физическая культура. М.: Воениздат, 2005.
13. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009). М.: Воениздат, 2009.
14. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. № 3.
15. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Агентство Издательский сервис, 2004.
Поступила в редакцию 25 ноября 2010 г.
Matveev Ye.G., Chastikhin A.A. Physical preparation as basic element of alertness of military men to performance of education and fighting problems
In article the literature analysis testifying that physical preparation as the basic element of alertness of military men to performance of education and fighting problems is purposeful pedagogical process of physical perfection of the military men, carried out due to their features of future military professional work. The innovative rational system of physical preparation of cadets which includes the purpose, problems, traditional and innovative principles, classical methods, maintenance and result is offered.
Key words: physical preparation; system of physical preparation; basic and special physical qualities.