Научная статья на тему 'Взаимосвязь формируемых компетенций и содержания базовых атрибутов обучения курсантов в процессе физической подготовки'

Взаимосвязь формируемых компетенций и содержания базовых атрибутов обучения курсантов в процессе физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВЗАИМОСВЯЗЬ / ПРОФИЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / БАЗОВЫЕ АТРИБУТЫ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фёдоров Андрей Владимирович, Стовбур Андрей Петрович, Буздов Артур Юрьевич

Физическая подготовка как учебный предмет в вузе должна способствовать формированию компетенций, обеспечивающих как физическое самосовершенствование курсантов, так и решение задач по управлению физическим состоянием военнослужащих. В большей степени компетенции ориентированы на развитие физических качеств, качественное овладение двигательными военно-прикладными навыками, что в своей основе соответствует общекультурным компетенциям. В то же время арсенал педагогических средств физической подготовки позволяет формировать не только общекультурные, а также общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Анализу данной проблематики посвящена работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фёдоров Андрей Владимирович, Стовбур Андрей Петрович, Буздов Артур Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of formed competencies and contents of basic attributes of educational process on physical training of cadets

Physical training as a subject in the University should contribute to the formation of the competences, providing both the physical self-improvement of the students, and the task of managing the physical condition of the soldiers. In a greater degree, the competences are focused on development of the physical qualities, quality mastery of the motor applied military skills, which in their framework is consistent with the general cultural competencies. At the same time, the arsenal of the pedagogical means of physical training allows to form not only the general cultural and general professional and professional competences. The analysis of this issue is undertaken in the article.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь формируемых компетенций и содержания базовых атрибутов обучения курсантов в процессе физической подготовки»

вероятностью 93,5%.

- наличие гена ACTN3-RR (в нашем случае из исследуемых детей и спортсменов выявлено всего 2,2%), учет данного гена позволяет выявить предполагаемую высокую одаренность и учитывать при спортивном отборе среди детей коренных этносов.

Достоверные и положительные результаты генетического исследования послужат в составлении методики отбора по вольной борьбе у детей коренных народов Севера республики Саха (Якутия).

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева, И.А. Спортивный отбор таэквондистов с учетом их генетических особенностей тренируемости : дис. ... канд. пед. наук / Афанасьева Ирина Александровна. - Санкт-Петербург, 2002. - 141 с.

2. Сергиенко, Л. П. Спортивный отбор: теория и практика : монография / Л.П. Сергиенко. - Москва : Советский спорт, 2013. - 1048 с.

3. Ушканова, С.Г. Научные основы подготовки спортсменов по олимпийским видам спорта в Республике Саха-Якутия / Ушканова С. Г. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 4 (110). - С. 180-182.

REFERENCES

1. Afanasyeva, I.A. (2002), Sport selection of Taekwondo players with regard to their genetic characteristics of training, dissertation, St. Petersburg.

2. Sergienko, LP (2013), Sports selection: theory and practice: monograph, Soviet sport, Moscow.

3. Ushkanova, S.G. (2014), "Scientific basis for training athletes in the Olympic sports in the Republic of Sakha-Yakutia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2014. - No. 4 (110). - pp. 180-182.

Контактная информация: erhaan@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.01.2018

УДК 796.011.3

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И СОДЕРЖАНИЯ БАЗОВЫХ АТРИБУТОВ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Андрей Владимирович Фёдоров, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Петрович Стовбур, кандидат педагогических наук, доцент, Артур Юрьевич Буздов, кандидат педагогических наук, доцент,

Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого,

Санкт-Петербург

Аннотация

Физическая подготовка как учебный предмет в вузе должна способствовать формированию компетенций, обеспечивающих как физическое самосовершенствование курсантов, так и решение задач по управлению физическим состоянием военнослужащих. В большей степени компетенции ориентированы на развитие физических качеств, качественное овладение двигательными военно-прикладными навыками, что в своей основе соответствует общекультурным компетенциям. В то же время арсенал педагогических средств физической подготовки позволяет формировать не только общекультурные, а также общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Анализу данной проблематики посвящена работа.

Ключевые слова: физическая подготовка, взаимосвязь, профильные компетенции, базовые атрибуты, дифференцированное содержание.

CORRELATION OF FORMED COMPETENCIES AND CONTENTS OF BASIC ATTRIBUTES OF EDUCATIONAL PROCESS ON PHYSICAL TRAINING OF

CADETS

Andrey Vladimirovich Fedorov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Andrey Petrovich Stovbur, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Artur Yuryevich Buzdov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Academy of Telecommunications, St. Petersburg

Annotation

Physical training as a subject in the University should contribute to the formation of the competences, providing both the physical self-improvement of the students, and the task of managing the physical condition of the soldiers. In a greater degree, the competences are focused on development of the physical qualities, quality mastery of the motor applied military skills, which in their framework is consistent with the general cultural competencies. At the same time, the arsenal of the pedagogical means of physical training allows to form not only the general cultural and general professional and professional competences. The analysis of this issue is undertaken in the article.

Keywords: physical training, relationship, core competence, core attributes, differentiated contents.

ВВЕДЕНИЕ

Значение физической подготовки обосновывается необходимостью постоянного поддержания физической готовности военнослужащих к боевой деятельности независимо от возраста и занимаемой должности. Это активирует непосредственное материальное стимулирование уровня физической и спортивной подготовленности, в частности, офицеров и предопределяет высокие требования к их компетентности по управлению физической подготовкой личного состава.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Проблематика совершенствования физической подготовки в войсках и вузах рассматривается в значительном количестве научно-исследовательских работ. Это объясняется, прежде всего, ее первостепенной ролью в обеспечении физической готовности различных категорий военнослужащих к боевой деятельности. В данном контексте актуализация внимания сосредоточена на конструировании многоуровневого военно-физкультурного образования [2, 3], обосновании концепции [1] и перспектив его развития [6, 8], что базируется на активизации учебно-познавательной деятельности [4] и фундаментальности знаний по управлению физической подготовкой личного состава [5].

Развитие военного, в том числе, военно-физкультурного образования связывается с формированием компетенций, предписанных требованиями профессионального стандарта. Эффективность этого процесса во многом определяется качественной систематизацией профильных компетенций [7]. Анализ общекультурных компетенций будущих военных специалистов позволил адаптировать отдельные из них к проблематике физкуль-турно-спортивной деятельности и уточнить содержание базовых атрибутов физической подготовки для их целенаправленного формирования (таблица 1).

Таблица - 1. Взаимосвязь общекультурных компетенций с содержанием базовых атрибутов физической подготовки курсантов_

Общекультурные компетенции Содержание физической подготовки

♦ способность к конструктивному общению в различных конфликтных ситуациях физ-культурно-спортивной деятельности; ♦ способность анализировать результаты выступления сборных команд России на международных соревнованиях; ♦ способность обучать в процессе проведения физической подготовки; Знать: основы разрешения конфликтных ситуаций; достижения спортсменов в различных видах спорта; методы обучения в процессе физической подготовки; основы физической готовности военнослужащих; технику выполнения программных упражнений. Уметь: определять варианты нейтрализации конфликтных ситуаций; анализировать результаты выступления спортсменов; обучать

Общекультурные компетенции Содержание физической подготовки

♦ способность обеспечивать физическую готовность личного состава, сохранять и укреплять здоровье; ♦ способность выполнять программные упражнения для развития различных физических и специальных качеств, формирования двигательных военно-прикладных навыков. физическим упражнениям; управлять физическим состоянием военнослужащих; выполнять физические упражнения. Владеть: методикой предотвращения конфликтных ситуаций; информационной технологией и аналитическим мышлением; методикой обучения физическим упражнениям; основами управления физическим состоянием военнослужащих.

В результате следует отметить, что общекультурные компетенции в своей основе ориентированы на развитие способностей к обучению личного состава с поддержанием физической готовности и обеспечению взаимопонимания в воинских подразделениях в процессе военно-профессиональной деятельности. Анализ общепрофессиональных компетенций будущих военных специалистов позволил сформулировать отдельные из них применительно к тематике физкультурно-спор-тивной деятельности и уточнить содержание базовых атрибутов физической подготовки курсантов (таблица 2). Таблица 2 - Взаимосвязь общепрофессиональных компетенций с содержанием базовых атрибутов физической подготовки курсантов

Общепрофессиональные компетенции Содержание физической подготовки

♦ способность умело осуществлять конструктивное общение в предметных конфликтных ситуациях, возникающих в процессе различных видов физкультурно-спор-тивной деятельности; ♦ способность контролировать и обеспечивать условия для безопасной жизнедеятельности при проведении физической подготовки в различных условиях, проводить мероприятия по профилактике и предупреждению травматизма; ♦ способность анализировать отечественный и зарубежный опыт реализации информационных технологий в сфере физической культуры и спорта, систематизировать и обобщать полученную информацию; ♦ способность анализировать специальную спортивную литературу, сравнивать информационно-аналитические материалы в контексте прикладных исследований; ♦ способность разрабатывать на ЭВМ тренировочные программы по развитию физических качеств и совершенствованию двигательных военно-прикладных навыков. Знать: основы конфликтологии в процессе физкультурно-спортивной деятельности; правила предупреждения травматизма и способы профилактики; общие подходы к приобретению информации; специальную спортивно-педагогическую литературу; базовые требования к разработке тренировочных программ. Уметь: нивелировать конфликтные ситуации; оказывать помощь и страховку при выполнении физических упражнений; самостоятельно сравнивать и анализировать различные информационные технологии; планировать и организовывать прикладные исследовательские мероприятия; разрабатывать на ЭВМ тренировочные программы на заданную тематику. Владеть: методикой предотвращения конфликтных ситуаций; способами страховки для обеспечения безопасного выполнения физических упражнений; основами анализа и систематизации информации; методикой проведения прикладных исследований в системе военно-профессиональной деятельности и физкультурно-оздоровительных мероприятий; навыками разработки на ЭВМ тренировочных программ по развитию физических качеств и формированию двигательных навыков.

В результате следует отметить, что общепрофессиональные компетенции в своей основе ориентированы на реализацию профильных знаний в учебно-тренировочные программы по развитию физических качеств, совершенствованию двигательных военно-прикладных навыков, разработанные на ЭВМ. Это позволит существенно активизировать учебно-познавательную деятельность по анализу разнообразной научно-публицистической и специализированной литературы. Анализ профессиональных компетенций будущих военных специалистов позволил сформулировать наиболее характерные из них применительно к тематике физкультурно-спортивной деятельности и уточнить содержание базовых атрибутов физической подготовки курсантов (таблица 3).

Профессиональные компетенции в большей степени ориентированы на развитие способностей, направленных непосредственно на самостоятельную физкультурно-спор-тивную деятельность и решение военно-профессиональных задач в усложняющихся

условиях интенсивности применения физических нагрузок.

Таблица 3 - Взаимосвязь профессиональных компетенций с содержанием базовых атрибутов физической подготовки курсантов_

Профессиональные компетенции Содержание физической подготовки

♦ способность реализовывать требования общевоинских уставов и НФП-2009 в повседневной жизни личного состава к управлению физической подготовкой в подразделении и вузе; ♦ способность формировать строевую выучку и слаженность действий личного состава подразделений в процессе физической подготовки; ♦ способность к совершенствованию навыков применения штатного стрелкового оружия в процессе тренировок и соревнований по военно-прикладным видам спорта; ♦ способность воспитывать на примерах отечественной и военной истории, спортивных достижений Российских и армейских спортсменов; ♦ способность определять индивидуальные особенности и обеспечивать здоровый морально-психологический климат в сборных командах по видам спорта. Знать: основные положения уставов и НФП-2009 по управлению физической подготовкой; основы обеспечения слаженности подразделений в процессе воинской и спортивной деятельности; порядок применения штатного оружия в соревновательной деятельности; достижения отечественных, в том числе армейских спортсменов; способы определения особенностей личного состава и поддержания морально-психологического климата в спортивном коллективе. Уметь: реализовывать компоненты управления физической подготовкой в повседневной деятельности; применять специальные средства для повышения слаженности подразделений; обучать правильному применению штатного оружия в экстремальных условиях соревновательной деятельности; своевременно приводить примеры достижений отечественных спортсменов; применять методы воспитания в процессе физической подготовки. Владеть: основами проведения физкультурно-спортивных и воспитательных мероприятий с различными категориями военнослужащих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе формирования профильных компетенций у курсантов целесообразно концентрировать внимание на целенаправленной реализации средств и методов физической подготовки:

• общекультурные компетенции - по обучению военнослужащих, обеспечению физической готовности к боевой деятельности и повышению сплоченности воинских коллективов в процессе экстремальных действий;

• общепрофессиональные компетенции - по созданию условий для безопасной деятельности, разработке и внедрению тренировочных программ повышения уровня физической подготовленности с использованием ЭВМ;

• профессиональные компетенции - по реализации общих и специальных требований руководящих документов к управлению физической подготовкой с решением предметных задач военно-профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Миронов, В.В. Обоснование концепции непрерывного обучения руководителей физической подготовки в учебных заведениях МО РФ / В.В. Миронов, В. А. Шейченко, В.Г. Федоров // Военно-профессиональное обучение и физическая подготовка : сборник статей / Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 1994. - С. 7-11.

2. Миронов, В.В. Педагогические аспекты совершенствования системы непрерывного военно-физкультурного образования / В.В. Миронов, В.Г. Федоров // Теория и методика физической подготовки : сборник статей / Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 1994. - С. 43-51.

3. Миронов, В.В. Теоретические основы непрерывного военно-физкультурного образования : учебное пособие / В.В. Миронов, В.Г. Федоров / Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1997. - 104 с.

4. Федоров, В.Г. Активизация учебно-познавательной деятельности курсантов в системе непрерывного обучения / В.Г. Федоров // Проблемы и перспективы развития непрерывного военно-физкультурного образования : сборник статей / Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 1993. - С. 43-45.

5. Федоров, В.Г. Фундаментальность знаний как основа взаимосвязи различных звеньев системы непрерывного военно-физкультурного образования / В.Г. Федоров // Физическая культура

и спорт в современном образовании: методология и практика. Кн. 1 / Воен. ин-т физ. культуры. -СПб., 1993. - С. 138-141.

6. Федоров, В.Г. Научно-теоретические основы построения физической подготовки курсантов вузов в системе непрерывного военно-физкультурного образования / В.Г. Федоров // Военно-профессиональное обучение и физическая подготовка : сборник статей / Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 1994. - С. 11-15.

7. Федоров, В.Г. Систематизация профильных компетенций специалистов физической культуры / В. Г. Федоров // Современное состояние проблемы подготовки специалистов по физической культуре и перспективы развития : сборник статей / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2010. - С. 12-18.

8. Шейченко, В.А. Перспективы развития непрерывного военно-физкультурного образования / В.А. Шейченко, В.Г. Федоров // Военно-профессиональное обучение и физическая подготовка : сборник статей / Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 1994. - С. 3-6.

REFERENCES

1. Mironov, V.V., Sachenko V.A., and Fedorov, V.G. (1994), "Substantiation of the concept of lifelong learning of the heads of physical training in educational institutions MO of the Russian Federation", Military training and physical training: collection of articles, VIFK, St. Petersburg, pp. 7-11.

2. Mironov, V.V. and Fedorov, V.G. (1994), "Pedagogical aspects of perfection of system of continuous military physical education", Theory and methods of physical training: collection of articles, VIFK, St. Petersburg, pp. 43-51.

3. Mironov, V.V. and Fedorov, V.G. (1997), Theoretical bases of a continuous military-physical education: study guide, VIFK, St. Petersburg.

4. Fedorov, V.G. (1993), "Intensification of educational-cognitive activity of students in continuing education", Problems and prospects of development of continuous military physical education: collection of articles, VDKIFK, St. Petersburg, pp. 43-45.

5. Fedorov, V.G. (1993), "Fundamental knowledge as the basis of the relationship of the various components of the system of continuous military physical education", Physical culture and sport in modern education: methodology and practice, book 1, VDKIFK, St. Petersburg, pp. 138-141.

6. Fedorov, V.G. (1994), "Scientific-theoretical fundamentals of physical training of students of universities in the system of continuous military physical education", Military training and physical training: collection of articles, VIFK, St. Petersburg, pp. 11-15.

7. Fedorov, V.G. (2010), "Systematization of the relevant competencies of specialists of physical culture", Current state of the problem of training specialists in physical culture and prospects of development: collection of articles, Herzen University, St. Petersburg, pp. 12-18.

8. Sachenko, V.A. and Fedorov, V.G. (1994), "Prospects for the development of a continuous military-physical education", Military training and physical training: collection of articles, VIFK, St. Petersburg, pp. 3-6.

Контактная информация: fedoroff101@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.01.2018

УДК 796.894

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ГИРЕВИКОВ

Геннадий Константинович Хомяков, кандидат медицинских наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ),

Иркутск

Аннотация

Физическое качество «выносливость» играет фундаментальную роль в достижении спортивных результатов в гиревом спорте. Снижение показателей выносливости чревато возникновением перетренированности и возникновением органной патологии, и осложнением заболевания наиболее уязвимых органов и систем организма. Поэтому, тренеру и спортсмену необходимо уделять большое внимание развитию этого качества, минуя чрезмерные перегрузки,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.