Научная статья на тему 'РАБОТА, МЕНЯЮЩАЯ МЫШЛЕНИЕ СОВРЕМЕННАЯ КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНАЯ ГРУППА: КАДЕТ, КУРСАНТ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

РАБОТА, МЕНЯЮЩАЯ МЫШЛЕНИЕ СОВРЕМЕННАЯ КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНАЯ ГРУППА: КАДЕТ, КУРСАНТ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / COVID-19 / ПОКОЛЕНИЕ Z (ЦИФРОВЫЕ ЛЮДИ) / ИССЛЕДОВАНИЕ / ТВЁРДЫЕ НАВЫКИ / МЯГКИЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штамбург Игорь Николаевич, Чибирев Сергей Анатольевич, Багреев Сергей Романович

Публикация посвящена опыту организации и проведения исследовательской работы кадет и курсантов. Особое внимание уделено возможностям дополнительного образования и военного научного общества, их совместной работы, делегирования полномочий и ответственности согласно целям и задачам исследовательского процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MIND-ALTERING JOB MODERN COMPLEX SCIENTIFIC GROUP: CADET, COURSANT, TEACHER. EXPERIENCE OF ORGANIZATION AND INTERACTION

The publication is devoted to the experience of organizing and conducting research work of cadets and cadets. Particular attention is paid to the possibilities of additional education and the military scientific society, their combined work, delegation of authority and responsibility in accordance with the goals and objectives of the research process.

Текст научной работы на тему «РАБОТА, МЕНЯЮЩАЯ МЫШЛЕНИЕ СОВРЕМЕННАЯ КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНАЯ ГРУППА: КАДЕТ, КУРСАНТ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

И.Н. ШТАМБУРГ, С.А. ЧИБИРЕВ, С.Р. БАГРЕЕВ

I.N. SHTAMBURG, S.A. CHIBIREV, S.R. BAGREEV

РАБОТА, МЕНЯЮЩАЯ МЫШЛЕНИЕ

A MIND-ALTERING JOB

СОВРЕМЕННАЯ КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНАЯ ГРУППА: КАДЕТ, КУРСАНТ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

MODERN COMPLEX SCIENTIFIC GROUP: CADET, COURSANT, TEACHER. EXPERIENCE OF ORGANIZATION AND INTERACTION

Сведения об авторах: Штамбург Игорь Николаевич - начальник Кадетского корпуса (спортивной школы) Военного института физи-äK, I ческой культуры, полковник запаса, кандидат педагогических наук,

доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: ksk. vifk@mail. ru);

Чибирев Сергей Анатольевич - педагог дополнительного образования Кадетского корпуса (спортивной школы) Военного института физической культуры, врач, область профессиональных интересов - психогигиена и превентология (г. Санкт-Петербург. E-mail: sergeychibirev@ mail. ru);

Багреев Сергей Романович - старший помощник начальника учебно-методического отдела Военного института физической культуры, капитан (г. Санкт-Петербург. E-mail: bagro-2005@yandex. ru).

Аннотация. Публикация посвящена опыту организации и проведения исследовательской работы кадет и курсантов. Особое внимание уделено возможностям дополнительного образования и военного научного общества, их совместной работы, делегирования полномочий и ответственности согласно целям и задачам исследовательского процесса.

Ключевые слова: военное научное общество, COVID-19, поколение Z (цифровые люди), исследование, твёрдые навыки, мягкие навыки.

Information about the authors: Igor Shtamburg - Head of the Cadet Corps (Sports School) of the Military Institute of Physical Culture, Retired Colonel, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (St. Petersburg. E-mail: ksk. vifk@mail. ru);

Sergey Chibirev - the teacher of additional education of the Cadet Corps (sports school) of the Military Institute of Physical Culture, a doctor, the field of professional interests of Psychohygiene and preventology (St. Petersburg. E-mail: sergeychibirev@mail. ru); Sergey Bagreev - senior assistant to the head of the educational and methodological department of the Military Institute of Physical Culture, captain (St. Petersburg. E-mail: bagro-2005@yandex. ru).

Summary. The publication is devoted to the experience of organizing and conducting research work of cadets and cadets. Particular attention is paid to the possibilities of additional education and the military scientific society, their combined work, delegation of authority and responsibility in accordance with the goals and objectives of the research process.

Keywords: military Scientific Society, COVID-19, Generation Z (digital people), research, hard skills, soft skills.

В Кадетском корпусе (спортивной школе) Военного института физической культуры (далее - кадетский корпус) в настоящий момент и в предыдущие годы осуществляется совместное и интегрированное взаимодействие проектной работы кадет и исследовательской деятельности курсантов в рамках военно-научного общества (далее - ВНО). Данная публикация освещает опыт исследовательских программ, часть из которых была из области практической медицины, другая из профилактического здравоохранения. Такой медицинский уклон исследовательской деятельности объясняется созданной на базе кадетского корпуса научной школы медико-биологического сопровождения в области физической культуры и спорта.

В 2020 году микроскопический организм осуществил на планете Земля то, что можно смело назвать цивилизационным сломом. Простой по морфологическим и биохимическим признакам оболочечный одноцепочный РНК-вирус совершил:

• смену внешнеполитических доктрин мировых держав;

• сбой логистических схем транснациональных корпораций;

• изменение хода четвёртой технической (промышленной) революции;

• коррекцию военного образования как офлайн, так и онлайн-фор-матов.

Следует заметить, что эти кор-рекционные изменения носят отнюдь не только организационный, а ещё и контентный характер существующих профессиональных компетенций военных специалистов.

Педагогическая проблема военного образования в будущем - это поколение Z (цифровые люди). Наш сегодняшний и особенно завтрашний кадет и курсант сложен физически и психически, а в цифровой грамотности он возможно превосходит нас, так как его собеседниками в школьное время были не просто статьи Википедии, а поисковые ло-

кализаторы браузеров-гигантов. Виртуальные собеседники: «Сири», «Алиса» и «Окей Гугл» помогали делать ему домашнее задание, а на смену им пришёл академизм высшей военной школы.

Такое витиеватое начало нашей публикации характеризует главную мысль - современные компетенции военного специалиста. Как их обозначить с учётом происходящих мировых изменений и сформировать условия реализации? Пандемия COVID-19 возвратила актуальность изучения структуры эпидемического процесса: источник инфекции, механизм передачи и восприимчивый организм, а четвёртая техническая революция поставила перед фактом виртуальной реальности, заменившей врача и тренера. Скорости этих изменений цивилизации стремительны, и образовательные стандарты в ряде случаев отстают от требований времени, оставляя нашего выпускника наедине с проблемой или дополняя его профессиональные знания не-верифицированной информацией. Этот когнитивный диссонанс на наш взгляд нивелирует научно-исследовательская деятельность, требующая сочетания скрупулёзной историографии исследовательской проблемы и актуальных данных,

размещённых на научных мега-пор-талах Интернета.

Стратегическое развитие кадетского корпуса предполагает взаимную интеграцию разных видов деятельности образовательного учреждения: учебной, соревновательно-тренировочной, исследовательской и воспитательной. При этом, исходя из нашего опыта, важную позицию занимает дополнительное образование, как наиболее персонализированная часть образовательного процесса, одновременно с этим обладающая высокой степенью вариативности. Именно эти две характеристики крайне необходимы при формировании индивидуальной образовательной траектории кадета и курсанта-спортсмена.

Кадетский корпус как структурное подразделение Военного института физической культуры (далее - институт) участвует в работе военно-научного общества. Темы исследовательских работ сосредоточены на медицинской проблематике и фитнесе. Первоначально основной состав был представлен курсантами - бывшими кадетами кадетского корпуса, изъявившими желание продолжить исследовательскую работу по начатым темам с перспективой форматирования в выпускную квалификационную работу. На

Рис. 1. Модель стратегического развития дополнительного образования кадетского корпуса

текущий момент курсанты ВНО представлены разными курсами, спортивными специализациями и исследовательскими интересами. Панорама исследовательской деятельности представлена на рис. 1.

Надо отметить, что сегодняшнее профессиональное образование в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и за рубежом всё больше смещается в сторону изучения здоровья человека и коррекции предпатологических и патологических состояний (заболеваний). Наряду с тренерскими и педагогическим факультетами в нашей стране были открыты факультеты адаптивной физической культуры, на кафедрах которых изучается физическая активность людей с заболеваниями и ограниченными возможностями. Этот устойчивый тренд сместил фокус внимания с лечебной физической культуры, как клинической дисциплины, на адаптивную физическую культуру, как практикоориенти-рованную деятельность в рамках профессиональной компетенции и должностных полномочий специалиста по физической культуре. Этот опыт перенимается кадетским корпусом, однако мы взяли на себя смелость интеграции знаний о фит-несе в интересующую нас область и формирование новой научной дисциплины - военно-спортивной превентологии как отрасли знаний в рамках школы медико-биологического сопровождения физкультуры и спорта, где интегрируются новые знания вокруг стержневой основы - психогигиены. Такое стремление обязывает у сегодняшних членов ВНО кадетского корпуса иметь следующие личностные характеристики исследователя военного и армейского фитнеса:

• активная познавательная деятельность;

• сформированное логическое мышление;

• достоверная оценка полученных сведений при работе с учётными и отчётными материалами;

• хорошее знание приёмов формальной логики;

• уверенное владение программами статистической обработки данных;

• понимание и интерес к направлениям научной работы кадетского корпуса и запросам конкретных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.

Говоря о зарождающейся военно-спортивной превентологии, отметим, что целью планируемых исследований в рамках этого направления являются углубление, детализация, уточнение наших представлений о предпатологи-ческих формах тревоги как у военнослужащих-спортсменов, так и иных категорий. Нас интересуют причины, проявления, особенности распознавания негативных тревожных состояний, причины их роста или стабилизации, оценка проводимых в их отношении профилактических мероприятий тренерского, медицинского, психологического, воспитательного характера.

Проектная деятельность кадетов и работа курсантов ВНО за время работы исследовательской лаборатории позволили сформировать следующие результаты:

• взаимодействие с кафедрами военно-прикладного плавания и кафедрой преодоления препятствий и рукопашного боя института. Во взаимодействии с первой кафедрой начата исследовательская программа по изучению влияний фитнес-технологий на функциональное состояние и спортивную результативность курсантов-пловцов из сборной института. Во втором случае получена консультативная помощь в проекте по созданию тренажёр-манекена для идеомо-торной тренировки по армейскому рукопашному бою «Боец», которым пользуются спортсмены сборной института по рукопашному бою;

• взаимодействие с Частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Национальный университет фитнеса» - прово-

дятся мастер-классы с ведущими инструкторами по фитнесу по направлению «тренажёрный зал и групповые программы»;

• взаимодействие с Ассоциацией фитнес-операторов Российской Федерации - подписан договор о научном и практическом сотрудничестве;

• взаимодействие с Институтом остеопатической медицины имени В.Л. Андрианова было реализовано в совместной исследовательской работе «Оценка эффективности остеопатической коррекции спортсменов, занимающихся рукопашным боем с дисгармоничным типом постуральной адаптации»;

• взаимодействие с Всероссийским институтом стандартизации заключалось в совместном создании стандартов, регулирующих деятельность фитнес-инду-стрии.

Проведение исследовательской работы «Оценка эффективности остеопатической коррекции спортсменов, занимающихся рукопашным боем с дисгармоничным типом постуральной адаптации».

Особое внимание в кадетском корпусе уделяется формам и методам предпрофессиональной подготовки обучающихся, направленной на формирование их осознанного выбора современных военных профессий.

Формы предпрофессиональ-ной подготовки, реализуемой на предметах медико-биологического цикла:

• урочная формы: парная, групповая и коллективная;

• внеурочная форма: экскурсии на кафедры института и в фит-нес-клубы, домашняя работа по индивидуальному образовательному маршруту, сформированному с учётом желаний и интересов кадета-спортсмена и его тренировочно-соревновательного графика; мероприятия внеклассной работы (разработка дизайн-проекта виртуального фитнес-клуба «Военфитнес» для обучающихся в довузовских учреждениях Ми-

нистерства обороны Российской Федерации, подготовка к участию в конкурсах регионального и федерального уровня).

Методы предпрофессиональной подготовки: управляемая самоподготовка, командное обучение, тестирование исходного и заключительного уровня подготовленности, демонстрация видеоматериалов, самостоятельное выполнение диагностических исследований на оборудовании лаборатории спортивной медицины кадетского корпуса, ролевые игры, экспертный контроль по ходу выполнения обучающих заданий, обсуждение допущенных ошибок, их причин и способов коррекции.

Кадетский корпус участвовал в научно-практических конференциях и других мероприятиях, связанных с популяризацией науки и технических знаний, включая научно-консультационную деятельность.

Военно-научное общество кадетского корпуса участвовало в проведении мастер-классов для Школы военного психолога, курсанты - бывшие кадеты демонстрировали исследовательское оборудование, навыки работы на котором приобрели во время учёбы в корпусе.

В программах дополнительного образования, связанных с научно-исследовательской деятельностью, в рамках реализации программы дополнительного образования «Медико-биологическое сопровождение физической культуры и спорта» кадеты успешно осваивают навыки и умения работы с диагностическим оборудованием лаборатории, что позволило представить результаты исследовательской деятельности кадетского корпуса во время визита Министра обороны Российской Федерации С.К. Шойгу в институт.

Среди многих выводов и предположений, возникших в результате нашей работы, хотелось бы отметить следующие крайне важные умения в исследовательской дея-

тельности медико-биологической направленности.

Умение кадета и курсанта института проводить психогигиеническую диагностику.

Всё более актуальной становится проблема мультиспециаль-ности современного специалиста. Выпускник института, специалист по физической культуре должен заниматься вопросами здоровья военнослужащего. А это включает изучение нормы и патологии, критериев различия, методов диагностики и коррекции, но самое главное - разработки методов профилактики. Своё внимание мы сосредоточили на части психического здоровья, а именно эмоциональной сферы и конкретно - тревоги и тревожности. Именно эти психические феномены являются ключевыми при состояниях эмоционального выгорания, профессиональных неврозах или формируют патологические привычки, как формы психологической защиты от мучительного чувства безобъектной опасности.

Военный исследователь, проводящий психодиагностическую процедуру как на личностном, так и на популяционном уровне, должен:

• обладать организаторскими способностями;

• владеть методиками исследования;

• иметь широкую эрудицию;

• формировать масштабное мировоззрение;

• располагать к общению личностными характеристиками, позволяющими обсуждать уязвимые эмоциональные состояния.

На данный момент в кадетском корпусе научно-исследовательская работа состоит главным образом из натурных исследований по психогигиенической диагностике. Это обязывает нас учитывать многообразные факторы окружающей среды. Только так можно глубоко и всесторонне изучить характер и закономерности влияния особенностей физической подготовки и спорта, служебной деятельности

на здоровье военнослужащего в условиях стремительно изменяющихся условий научно-технического прогресса и социальных преобразований общества.

Данную глобальную задачу не решить без применения методов военной гигиены:

1. Эпидемиологический метод изучения здоровья воинского коллектива.

2. Метод санитарного обследования.

3. Метод гигиенического эксперимента.

4. Метод санитарной экспертизы.

Эти методы обязывают кадета и курсанта ориентироваться в нормативных материалах, отчётных и учётных документах, путях их получения и способах обработки. Это подразумевает взаимодействие с медицинской службой воинского подразделения и, как нам представляется, может стать важной коммуникацией для достижения общей цели - изучение и сохранение здоровья военнослужащего.

Отдельным вопросом следует считать применение математи-ко-статистических методов, которое обязательно следует за логическим анализом, основанным на знаниях естественно-научных предметов и профессиональных компетенциях, сформированных на военных и спортивных дисциплинах.

Умение кадета и курсанта института разработать рекомендации по оздоровлению военной среды и укреплению здоровья военнослужащего.

«Зачем исследовать здоровье или нездоровье военнослужащего? Наивный вопрос? Да и наиглавнейший. Затем, чтобы защитить это здоровье воина или его корректировать должным образом с помощью простого и доступного средства, которое называется - физическое упражнение. Так и Ваш проект или выпускная квалификационная работа должны заканчиваться:

• разработкой гигиенического (превентологического) норматива;

• рекомендацией (неотложной или перспективной), направленной на оздоровление военной среды и укрепление здоровья военнослужащего».

Мы позволили себе прямое цитирование нашего вербального общения с кадетами и курсантами на первых занятиях. Именно такая ответственность и планируемая результативность являются мощным побудительным мотивом для кадетов и курсантов к исследовательской деятельности.

Что же нужно для решения этой сложной и важной задачи, которая поднимает специалиста по служебно-прикладной физической подготовке на иной, более высокий профессиональный уровень, делая его практически равным врачу профилактической медицины? Четыре «кита» начальника физической подготовки будущего:

1. Достаточное знание нормативно-правовой литературы по военной гигиене, превентологии, фитнесу и адаптивной физической культуре, а также отличное знание руководящих документов по служебно-при-кладной физической подготовке.

2. Приоритеты развития кор-рекционных и оздоровительных направлений армейского и военного

фитнеса, сформированные в сотрудничестве с Управлением физической подготовки и спорта ВС РФ и Главным военно-медицинским управлением.

3. Доказательное обоснование пилотными проектами коррек-ционных и оздоровительных направлений армейского и военного фитнеса по стандартам доказательной медицины профилактического направления.

4. Чёткое и доступное изложение на форумах и конференциях, в научных журналах и сборниках, на официальных сайтах и аккаун-тах социальных сетей кадетского корпуса и института.

Умение кадета и курсанта института осуществлять творческий уровень исследовательской работы.

Специалисту по физической подготовке достаточно часто приходится решать особые задачи, способ решения которых ему неизвестен, а имеющихся знаний и умений недостаточно для нахождения этого способа. Иными словами, порой приходится выполнять задачи, не свойственные служебной деятельности. Подобные разнонаправленные задачи считаются творческими или эвристическими, а уровень таких творческих умений является

топовым (высшим) в исследовательской деятельности и всегда носит межпредметный характер.

Личностные особенности исследователя: кадета и курсанта, успешно решающего особые задачи:

1. Нормальная доля исследовательского авантюризма - готовность к риску и провокационным суждениям, в литературе это называют «бесстрашие мысли».

2. Независимость собственного мнения и оценок.

3. Трудолюбие в интересующей сфере деятельности.

4. Адекватная самооценка.

5. Проблемный поиск.

6. Парадоксальность мышления. «Иногда надо замолчать, чтобы тебя услышали» (С. Лемм).

7. Генерация разнообразных идей.

8. Оригинальность мышления: воображение и фантазирование (проектирование).

9. Нормальное чувство юмора.

10. Стратегическая цель жизни в виде личного счастья, карьерного роста или религиозного совершенства.

Для военной деятельности, где ответственные, жизненно важные решения принимаются в дефиците времени и недостатке информации, крайне важным профессиональным качеством следует считать интуицию. Исходя из нашего опыта и обсуждения с выпускниками института подчеркнём, что интуиция командира, офицера крайне важна как для управления личным составом подразделения, так и для решения проблем гражданского населения в зоне вооружённых конфликтов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интуиция в исследовательском творчестве обеспечивает необходимую скорость и качество принимаемых решений в тех ситуациях, когда невозможны обычные последовательные способы решения. Военные историки знают массу примеров, когда интуитивное предвидение того или иного сражения, выходящее из привычной тактики и стратегии, приводило к победе

Рис. 2. Структурно-логическая схема направления деятельности школы «Медико-биологическое сопровождение физкультуры и спорта»

(генералиссимус Суворов и взятие Измаила, сражение при Рымнике и Швейцарский поход).

Добавим к этому: интуиция - это не посыл к хаотичному выражению внезапно осознанных собственных желаний. Это сознательный мотив профессиональных действий, основанный на широком кругозоре знаний. Военное дело, медицина, теория и методика фит-неса, научные исследования - это творческие процессы, а значит, они каноничны, а не стихийны. У кадета и курсанта института за время учёбы формируются масштабные мировоззренческие горизонты, позволяющие взглянуть на предмет или объект исследования с разных сторон: тренера, педагога и специалиста профилактической медицины. Именно такой причудливый коктейль умений военного специалиста, в которых сочетается, например, гигиеническое обследование места временной дислокации с нейтрализацией противника приёмом рукопашного боя или взаимодействие знаний, варьирующих от особенностей эпидемического процесса COVID-19 до психосемантических полей военных команд. Всё это помогает будущему военному специалисту уловить проблемы будущего, формировать новые подходы в решении интересующей проблемы. Проведение аналогий и интуитивный перенос идей из одной сферы в другую, - вот что отличает пытливый ум кадета и курсанта института при решении исследовательских задач.

В завершение мы должны отметить некоторые организационные сложности исследовательской работы:

• загруженность распорядка дня, в которой большую долю занимают учебно-тренировочные занятия по избранному виду спорта;

• участие в спортивных соревнованиях, зачастую в другом регионе, что подразумевает отсутствие кадета (курсанта) на всех точках исследовательского процесса. С целью минимизации организационных

рисков на каждом фронте работ было по 2 кадета, 2 курсанта и 1 преподаватель.

Стремительно изменяющиеся условия цивилизации как никогда требуют новых знаний и умений от будущего военного специалиста. Их применение должно быть не под флагом ревизионистских настроений, а в чутком и чётком понимании места и времени планируемых изменений. Цифровая реальность превосходит сегодня человека как специалиста во многих областях деятельности, включая медицину: тест-системы, нано-роботы с диагностическими программами и т.д. Остаётся, пожалуй, единственная сфера, где человек вне конкуренции с искусственным интеллектом, в которой крайне важен личный пример наставника или военного педагога, - это сфера физической культуры во всех её формах.

Исследовательский процесс и проектная деятельность в кадетском корпусе имеют крайне важное значение для личности кадета и курсанта, а именно - изменяют мышление, новый формат которого осуществляет переход от образования запоминания к образованию понимания, способствуя одновременному развитию стрессоустой-чивости и гибкости в принятии решений (soft skills), сочетания классических фундаментальных знаний и умений (hard skills) с передовыми цифровыми техноло-

гиями при непременном условии формирующейся профессиональной компетенции военного специалиста по здоровью и физической подготовке - понять, оценить и помочь человеку может только человек. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. Безчастный, К.В. История отечественной психогигиены. - М.: Издательство БИНОМ, 2015. 208 с.

2. Глухов, В.П. Психолингвистика: учебник для факультетов специальной педагогики и психологии педагогических и гуманитарных вузов и коррекционных педагогов-практиков.- М., 2013. 344 с.

3. Захарченко, М.П., Майму-лов, В.Г., Шабров, А.В. Диагностика в профилактической медицине.-СПб.: МФИН, 1997, 516 с.

4. Основы научных исследований: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов/ под ред. чл.- кор. АЕН РФ проф. Л. П. Зуевой и проф. В. Г. Майму-лова.- СПб.: СПбГСМИ, 1992. 96 с.

5. Чуланова, О.Л. Социально-психологические аспекты управления: эмоциональная компетентность руководителя в структуре soft skills (значение, подходы, методы диагностики и развития) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Том 9, № 1 (2017) http://naukovedenie. ru/PDF/ 07EVN117. pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. яз. рус., англ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.