Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЕ СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕГОДНЯШНЕГО ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА'

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЕ СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕГОДНЯШНЕГО ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
137
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ВОЙНА / TWITTER / FACEBOOK / YOUTUBE / ВКОНТАКТЕ / SOCIAL NETWORKS / SOCIAL MEDIA / WAR / VKONTAKTE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чибирев Сергей Анатольевич, Малышко Андрей Викторович, Кряжева Елена Анатольевна

Статья посвящена роли социальных сетей, которые все больше позиционируются как социальные медиа, с присущей субкультурой, законами развития и функциями. Предпринят анализ с антропологических позиций, который рекомендуют в дистанционном курсе «Why we post: антропология социальных медиа» его авторы: Дэниел Миллер, профессор антропологии в Университетском колледже Лондона (UCL), Высшая школа экономики и Клуб любителей Интернета и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORKS IN MODERN WAR MEANING OF TODAY’S DIGITAL SPACE

The article is devoted to the role of social networks, which are increasingly positioned as social media, with inherent subculture, development laws and functions. An anthropological analysis is undertaken that is recommended in the distance course «Why we post: the anthropology of social media» by Daniel Miller, professor of anthropology at University College London (UCL), Higher School of Economics and the Club of Internet and Society.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЕ СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕГОДНЯШНЕГО ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА»

С.А. ЧИБИРЕВ, А.В. МАЛЫШКО, Е.А. КРЯЖЕВА

S.A. CHIBIREV, A.V. MALYSHKO, Е.А. KRYAZHEVA

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЕ

SOCIAL NETWORKS IN MODERN WAR СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕГОДНЯШНЕГО ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА MEANING OF TODAY'S DIGITAL SPACE

Сведения об авторах: Чибирев Сергей Анатольевич - педагог дополнительного образования кадетского корпуса (спортивной школы) Военного института физической культуры (г. Санкт-Петербург. E-mail: sergeychibirev@mail.ru);

Малышко Андрей Викторович - заместитель начальника Военного института физической культуры, полковник, кандидат педагогических наук, доцент, (г. Санкт-Петербург. E-mail: malandr@yandex.ru);

Кряжева Елена Анатольевна - заместитель начальника по учебной работе кадетского корпуса (спортивной школы) Военного института физической культуры (г. Санкт-Петербург. E-mail: arkhip-lena@ yandex.ru).

Аннотация. Статья посвящена роли социальных сетей, которые все больше позиционируются как социальные медиа, с присущей субкультурой, законами развития и функциями. Предпринят анализ с антропологических позиций, который рекомендуют в дистанционном курсе «Why we post: антропология социальных медиа» его авторы: Дэниел Миллер, профессор антропологии в Университетском колледже Лондона (UCL), Высшая школа экономики и Клуб любителей Интернета и общества.

Ключевые слова: социальные сети, социальные медиа, война, Twitter, Facebook, Youtube, ВКонтакте.

Information about the authors: Sergey Chibirev - teacher of additional education of the cadet corps (sports school) of the Military Institute of Physical Culture (St. Petersburg. E-mail: sergeychibirev@mail.ru);

Andrey Malyshko - Colonel, Deputy Head of the Military Institute of Physical Culture, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, (St. Petersburg. E-mail: malandr@yandex.ru);

Elena Kryazheva - Deputy Head for Academic Affairs of the Cadet Corps (Sports School) of the Military Institute of Physical Culture (St. Petersburg, E-mail: arkhip-lena@ yandex.ru).

Summary. The article is devoted to the role of social networks, which are increasingly positioned as social media, with inherent subculture, development laws and functions. An anthropological analysis is undertaken that is recommended in the distance course «Why we post: the anthropology of social media» by Daniel Miller, professor of anthropology at University College London (UCL), Higher School of Economics and the Club of Internet and Society.

Keywords: social networks, social media, war, Twitter, Facebook, Youtube, VKontakte.

шш

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Сегодняшнее цифровое пространство, как любой культурный феномен, может иметь как положительный, так и отрицательный смысл. На наш взгляд, наиболее презентабельно роль ЭММ в сегодняшнем мире можно обозначить победой Дональда Трампа в крайних президентских выборах США. Агитацию за Хиллари Клинтон осуществляли 500 ведущих американских СМИ, за Трампа - всего 25. Но он победил, благодаря таргетированной рекламе в американских социальных сетях, разработанной нью-йоркским агентством, которое нанял зять американского миллиардера. БММ-агентство подготовило конкретную выборную рекламу для целевых аудиторий американских избирателей и разместило предвыборные релизы Трампа в их личных аккаунтах. Такой персонализированный подход опрокинул привычные избирательные технологии в США и заставил всерьез взглянуть на социальные сети, присвоив им статус медиа.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ -ГЛАВНЫЙ ТРЕНД ИНТЕРНЕТА

Официальный Интернет-портал Министерства обороны Российской Федерации имеет более 24 интерактивных сервисов, ежедневно представляющих общественно-значимую информацию пользователям: 23 670 мультимедийных материалов, 216 подсайтов, 89 спецразделов, 70 - 140 сообщений, 5-7 фотогалерей, 14 - 16 видеосюжетов. Общее количество ежедневного посещения Интернет-портала -более 100 000 посетителей, постоянно функционируют английская, французская, испанская и арабская версии сайта.

IJimM

rbíÍ4

От статистик официального сайта Минобороны РФ перейдем к SMM-составляющей. Аудитория Интернет-страниц Министерства обороны в социальных сетях в 2016 году достигла 340 000 000 по всему миру. При этом надо отметить, что около половины подписчиков - иностранные пользователи из 118 стран. По мнению авторов-составителей информационного справочника «Армия-2016», Министерство обороны - фактический лидер по темпам развития информационной работы среди государственных органов РФ. Совокупная аудитория информации, опубликованной в официальных аккаунтах Минобороны в социальных сетях, - 43 670 опубликованных материалов, 218 670 комментариев, 440 000 подписчиков.

Конкретная информация по основным социальным сетям выглядит следующим образом:

□ Twitter: 12 120 твитов, 760 видеороликов, 12 539 фотографий, 115 000 тысяч подписчиков, 150 млн показов информации; Facebook: 6 430 публикаций, 9 507 фотографий, 710 видеороликов, 480 фотоальбомов, 83 000 комментариев, 93 000 подписчиков, 90 000 000 показов информации; Yq у Youtube: 1 124 видеосюжетов, 3 220 минут общей продолжитель-

«Военнослужащим запрещено публиковать любую информацию о своей службе. Это актуальная проблема вооруженных сил не только России; но и всех развитых стран».

A.A. Храмчихин, российский политолог

ности видео, 118 000 тысяч подписчиков, 100 700 просмотров;

ВКонтакте: к сожалению официальная информация отсутствует.

Необходимо заметить, что в настоящий момент социальные сети - это главный тренд Интернета, аудитория которых составляет примерно 1 000 000 000 пользователей.

Сегодняшний пользователь соцсетей не только потребляет информацию, но и общается, размещает о себе информацию, делится ею. Не являются исключением и военнослужащие Российской Федерации, однако для этой категории лиц Министерство обороны в конце 2017 года разработало и ввело «Правила поведения в Интернете», которые рекомендуют отказаться от социальных сетей и отключить в телефонах геолокацию.

Характеризуя роль социальных медиа для деятельности Вооруженных Сил, отразим дефиниции термина «война» из разных источников:

«Война - состояние вражды, борьба с кем-либо».

«Война - крайняя форма разрешения противоречий, характеризующаяся резкой сменой отношений между государствами, нациями, другими субъектами политики и переходом к применению средств вооруженного и других видов насилия для достижения социально-политических, экономических, идеологических, территориальных, национальных, этнических, религиозных и других целей». И именно здесь нам хотелось бы начать более тесное совмещение понятия ЭММ и войны.

.ЛГЦСШ

c^urr III

й

Й

< * J

ш

ПОНЯТИЕ SMM

и войны

Дело в том, что участники войны - это не только легитимные субъекты политики (вооруженные силы, полиция, спецслужбы), но и негосударственные акторы. Например, транснациональные компании, бизнес-интерес которых распространяется на потенциально враждебные государства, например, социальные сети и мессенджеры, с помощью которых можно осуществлять организационные и пропагандистские мероприятия.

На сегодняшний момент различают следующие виды информационных войн:

1. Командно-управленческая война.

2. Разведывательная война.

3. Электронная война.

4. Психологическая война.

5. Хакерская война.

6. Экономическая война.

7. Кибервойна.

Такая разновидность оправдана целевыми установками в историографическом ключе, ведь сначала существовали аграрные войны (войны за землю), затем индустриальные войны (войны за ресурсы). На текущий момент настала очередь информационных войн (войн за доступ и контроль за знаниями). И все эти виды столкновений можно осуществлять в пространстве социальных медиа.

Отразим точку зрения на термин «война» иностранных источников. Наставление Комитета начальников штабов ВС США (Joint Publication JP-1. Doctrine for the Armed Forces of the United States) предписывает учитывать, что «WAR (война) - это социально санкционированное насилие для достижения политической цели». Косвенное подтверждение этих слов нам видится в следующих фак-

тах: основные вербовочные механизмы в радикальные исламские террористические организации реализуются через социальные сети. Через них же организуются массовые беспорядки, периодически возникающие в Западной Европе среди мигрантов с Ближнего Востока. Кроме этого разрушение традиционных семейных ценностей, навязывание «нормальности» сексуальных персевераций, культ эвдемонической культуры ведут к отчетливой демографической катастрофе. Все это идет, главным образом, из Интернет-ресурсов, а именно, из социальных медиа. В таком смысле нам крайне интересна матрица дефиниций термина «война» И.М. Поповым, который в широком смысле использует его как публицистический термин: «любое противоборство или непримиримый конфликт».

Перейдем от этого определения к свежему примеру: Зимние Олимпийские игры 2018 года в Пхенчхане, на которых российских спортсменов лишили возможности использовать атрибутивные признаки родного государства, наглядно показали образец идеологической войны. Или действия украинского пранкера Евгения Вольнова (настоящее имя Никита Ку-виков), распространявшего в кемеровской трагедии в марте 2018 слухи от имени сотрудников МЧС РФ, приведшие к паническим настроениям в городе и осложнившие диалог населения и властей во время чрезвычайной ситуации.

Продолжая характеризовать социальные медиа и их место в современном мире, отметим, что впервые их отчетливую роль в военной составляющей общества увидели в так называемой Арабской весне - волне протестов и вое-

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

станий, прошедших в арабском мире в начале 2011 года. Вполне возможно, что создатели платформы социального мессенджера не ожидали возможности его влияния на политику. Однако именно социальная сеть Twitter способствовала политическим протестам на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Интернет-платформа сыграла главную функциональную роль: люди в пределах своей социальной группы обменивались короткими сообщениями о том, где они находятся и чем занимаются. Итоги Арабской весны следующие: в Тунисе - свержение правительства, в Ливии - убийство национального лидера Муаммара Каддафи, в Египте - смена правительства и отставка президента и т.д.

В данном перечислении мы видим достигнутые посредством протестов конкретные политические цели, триггер-ным механизмом которых явилось использование социальных сетей. Это дает основание полагать, что социальные медиа могут быть средством или методами современных военных действий.

ДЕМОНСТРАТИВНАЯ, АГИТАЦИОННАЯ, ПОПУЛЯРИЗАЦИОННАЯ

Переходя к описанию практической части использования SMM-технологий в вооруженных силах, позволим себе снова ссылку на точку зрения Дэниела Миллера -профессора антропологии в Университетском колледже Лондона (UCL), который говорит, что оксфордский словарь английского языка в 2013 г. назвал «словом года» «сел-фи» - «загруженную в социальные медиа фотографию человека, которую он сделал самостоятельно, как правило, при помощи смартфона или вебкамеры». За 2017 год этот

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

термин стали употреблять на 17 ООО % чаще, но вместе с тем пришли опасения: доказывает ли это, что общество потребления подталкивает молодежь к нарциссизму?

Характеризуя визуализа-ционный контент SMM, надо отметить, что сегодня примерно 70 миллионов фотографий ежедневно публикуются в Instagram, 300 миллионов - в Facebook и 700 миллионов - в Snapchat. И это совершенно другой мир. Мы отчетливо видим, что SMM-технологии сегодня - не только инструмент вербовки или оперативно управляемая алгоритмика уличных беспорядков, но и тайная, криминальная часть данного явления. Однако обратимся к его потенциально демонстративной, агитационной и популяризационной части в свете педагогической и физкультурно-спортивной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. Обоснованием этого проектного интереса служит статистическая отчетность, которая свидетельствует, что за 2016 год в Вооруженных Силах Российской Федерации проведено более 2 500 массовых соревнований с привлечением всего личного состава по 37 дисциплинам военно-прикладного спорта, более 2 000 командных соревнований (от воинской части и выше) по военно-прикладным видам спорта, в которых приняло участие более 150 000 военнослужащих; 3 спартакиады, 58 чемпионатов, кубков и первенств Вооруженных Сил по военно-прикладным и другим видам спорта, в которых приняло участие более 10 000 человек. В воинских частях и органах военного управления проведены: более 3 000 инструкторско-методи-ческих и показных занятий по различным разделам физической подготовки, более

600 семинаров с нештатными организаторами физической подготовки в подразделениях, 50 различных учебно-методических сборов с различными категориями специалистов физической подготовки и командирами подразделений, 158 семинаров с судьями по военно-прикладным видам спорта, к которым привлечены более 4 000 человек. Проведены спартакиады среди ВУЗов Минобороны, в которых приняло участие более 2 272 человек. Спортсмены Вооруженных Сил Российской Федерации за 2016 год приняли участие в 533 соревнованиях, в которых были завоеваны 2 554 медали, из них 1 092 золотые. А ведь это все события, зрелищные мероприятия - повод для примера подрастающему поколению, потенциальная работа с призывной молодежью для популяризации военной службы и учебы в военных ВУЗах.

Исходя из нашего опыта, изучение SMM позволит педагогу физкультурного профиля, получающего свою военную профессию в Военном институте физической культуры, лучше понять особенности подросткового поведения, у которого явственно проявляется:

- экранная зависимость;

- клиповое сознание;

- геймеровское мышление;

- глиссерное общение.

Отметим, что данные психологические явления стоят в рамках задач военного научного общества ВИФК и изучаются на базе кадетского корпуса (спортивной школы), где в качестве деловой игры формируются новые педагогические профессии: координатор образовательной онлайн-платформы, иг-ропедагог, разработчик образовательных траекторий и проектного обучения, экопо-пуляризатор).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из анализируемого материала, собственных наблюдений и точки зрения экспертного сообщества, социальные медиа для Министерства обороны могут играть следующие важные функции:

• ЯММ - открытое пространство живого взаимодействия. Социальные медиа создают тот потенциал, который проявляется в зависимости от контекста: позитивный -лояльность к власти и политическому строю, повышает престиж военной службы, популяризирует физическую подготовку как гаранта боеспособности личного состава

| ¡^ЬШ-МЪЛ

и т.д. или негативный - вызывает протестные настроения различного проявления; запускает вербовочные механизмы террористических организаций, формирование тоннельного сознания в условиях эмоционального дистресса у определенных целевых групп (киберпреступление «синий кит») с последующей внушаемостью и т.д.

• вММ - масштабируемая социальность с присущими задачами: организационными, информационными, психологическими, обучающими и т.д., главный признак данной социальности - переходное состояние от личного к публичному.

• ЯММ - среда виртуальной реальности, в которой есть возможность смоделировать или правдоподобно изобразить реальные события для аудитории, воспринимающей виртуальную реальность лучше, чем действительность: в работе с детьми и подростками должны применяться новые форматы воспитательной и идеологической работы патриотического направления.

• ЯММ - лучшее средство популяризации здорового образа жизни, основ превентологии и дистанционного фитнеса. В лаборатории спортивной медицины кадетского корпуса (спортивной школы) ВИФК планируются исследовательские работы по внедрению опыта фитнес-индустрии в технологии физической подготовки, в частности, проведение прямых интернет-эфиров для подростков с трансляцией групповых занятий фитнеса: степа, аэробики, тай-бо; технологий работы со свободными весами (гантельная гимнастика): тренировки с целью увеличения силовых показателей, снижения избыточного веса, общей физической подготовки, наращивания мышечной массы и т.д.

• ЯММ - можно использовать для создания интер-нет-мемов, так называемой «моральной полиции интернета», когда пользователи глобальной сети находят новые способы высмеять или осудить то, что они считают неуместным поведением.

• вММ - это также уникальное явление медиа-археологии и повышение цифровой грамотности интегрального показателя, который включает технологические и социально-гуманитарные аспекты, угрозы и возможности, возникающие благодаря он-лайн-среде.

• ЯММ - имеет свои специфические задачи перед Министерством обороны Российской Федерации:

- брендинг Министерство обороны (работа с допризывной молодежью);

- повышение информированности целевой аудитории (допризывников и абитуриентов военных ВУЗов);

- увеличение лояльности и доверия к Вооруженным Силам Российской Федерации (население страны и дружественных государств в фокусе военных доктрин Министерства обороны Российской Федерации);

- мониторинг настроений и мнений разных социальных групп (оптимизация социальной, кадровой, обра-

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

зовательной и иных политик Министерства обороны Российской Федерации);

- работа с репутацией (мониторинг и нейтрализация негатива на отечественных и иноязычных страницах официальных групп Министерства обороны Российской Федерации). И

ЛИТЕРАТУРА

1. Словарь русского языка: в 4-х т./ РАН, Ин-т лингвистических исследований / под ред. А.П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. - М.: Рус. Яз., Полиграфресурсы, 1999. Т. 1. А - Й. 1999. 702 с.

2. https: //courses. openedu.ru/courses/course-vl:hse+WEPC)ST+winter_2018/ courseware/80b9de741be64e5 08d3ed57feb9f326f/f443cce5 b0ca4be6aa3395973cbdcfd5/ ?child=first Дата обращения 19.02.18 19:33

3. «Аргументы и факты». № 9 (1946). С. 27.

4. Военный энциклопедический словарь. - М.: Воениздат, 1986. 863 с.

5. Попов И.М., Гамзатов М.М. Война будущего: Концептуальные основы и практические выводы. Очерки стратегической мысли. - М.: Кучково поле, 2016. 832 с.

6. Информационный справочник «Армия-2016». - М., 2017. 247 с.

ООО «ТРИО-ЭКСПРЕСС»

ПОКУПАЕМ ОТХОДЫ ПЛАСТМАСС, НЕЛИКВИДЫ ХИМИИ

ПОЛИКАРБОНАТ, ПОЛИАМИЯ ПОЛИСТИРОЛ, АБС-пластик, ФТОРОПЛАСТ, КАУЧУК, ДАКРИЛ, ПММА, ПФЛ, ПНД, ПВД, ПАРАФИН и другие,

а также ИЗДЕЛИЯ, БРАК ПРОИЗВОДСТВА, ТРУБЫ, ЛИТНИКИ, ПЛЁНКУ, НЕЛИКВИДЫ в любом виде, любом количестве

ВЫВОЗИМ своим транспортом ЗАКЛЮЧАЕМ ДОГОВОРА НА ПОСТОЯННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Тел.: 8 (926) 220-26-08; 8 (499) 149-77-86. E-mail: 6457766@mall.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.