Научная статья на тему 'ДЕВИЗ СЛУШАТЕЛЕЙ ИНСТИТУТА: "БЫТЬ ВСЕГДА ПЕРВЫМИ!"'

ДЕВИЗ СЛУШАТЕЛЕЙ ИНСТИТУТА: "БЫТЬ ВСЕГДА ПЕРВЫМИ!" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕВИЗ СЛУШАТЕЛЕЙ ИНСТИТУТА: "БЫТЬ ВСЕГДА ПЕРВЫМИ!"»



;{1

лп

ДЕВИЗ СЛУШАТЕЛЕЙ ИНСТИТУТА: «БЫТЬ ВСЕГДА ПЕРВЫМИ!»

Боцман

Олег Станиславович

родился 26 апреля 1966 года в селе Варваровке Николаевского района Херсонской области.

В 1987 году окончил Военный институт физической культуры.

Военную службу проходил в должностях специалиста физической подготовки и спорта полка, дивизии Забайкальского военного округа, начальника 215-го спортивного клуба округа (воздушной армии ВВС), начальника 1425-го центра специальной и физической подготовки и выживания, начальника физической подготовки и спорта воздушной армии Верховного Главного Командования (стратегического назначения), заместителя начальника Управления физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации.

В 2010 году окончил Академию труда и социальных отношений.

В 2012 году назначен на должность начальника Управления физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации.

В 2018 году назначен начальником Военного института физической культуры Министерства обороны Российской Федерации

Мастер спорта России.

Об одном из старейших учебных заведений в стране, из стен которого вышли известные всему миру спортсмены, офицеры, высоко несшие Знамя армейского спорта, рассказывает начальник Военного института физической культуры, Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, кандидат педагогических наук, полковник О.С. БОЦМАН.

чены для Лейб-гвардии Московского полка, которые он занимал до 1914 года, а запасной батальон этого полка располагался вплоть до своего расформирования в 1918 году.

Боевые традиции Лейб-гвардии Московского полка, а именно - верность присяге, своей воинской части, Боевому Знамени и реликвиям полка, стойкость, мужество, самопожертвование, войсковое товарищество - ежедневно прививаются курсантам Военного института физической культуры.

Точкой отсчета исторической биографии нашего института принято считать 1909 год, когда с высочайшего повеления приказом военного министра № 348 учреждена Главная гимнастическо-фехто-вальная школа с подчинением ее главнокомандующему войсками гвардии и Петербургского военного округа. В нем было указано начать занятия с 1 октября.

В послереволюционный период правопреемником стала советская военная Главная гимнастиче-ско-фехтовальная школа, созданная в 1918 году в Петрограде.

Знаменательным событием в становлении нашего института стало образование в 1932 году в Москве при Государственном центральном институте физической культуры военного факультета. Теперь формирование кадров по физической подготовке для войск начало осуществляться по программам высшего образования.

В 1943 году за значительный вклад в подготовку пополнения для армии, проявленные воспитанниками института мужество и героизм

- Олег Станиславович, в этом году исполнилось 110 лет со дня образования института. Можно, наверное, сказать, что еще кавалергарды учились в стенах вашего учебного заведения. Нетрудно догадаться, что об истории института можно рассказывать часами и скучно не будет...

- Действительно, об истории института можно рассказать многое. Буквально несколько исторических фактов из истории становления, развития, героического боевого пути, великих спортивных побед нашего института и наших славных выпускников.

Нашим домом, где мы живем, служим и работаем, являются стены комплекса казарм, построенных по проекту архитектора Штауберта Александра Егоровича и Беретти Викентия Ивановича в начале 1830 года.

В1856 году казармы по адресу: Большой Сампсониевский проспект, дома № 64,65 и 67 были предназна-

на фронтах Великой Отечественной войны институт удостоился ордена Красного Знамени.

Исторический период института, связанный с годами Великой Отечественной войны, положил начало формированию славных боевых и спортивных традиций. В послевоенные годы было принято решение о преобразовании военного факультета в самостоятельный институт с дислокацией в Ленинграде.

Вот уже 110 лет Военный институт физической культуры готовит специалистов по физической подготовке и спорту для Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других силовых министерств и ведомств.

Поистине золотой фонд нашего института - его выдающиеся спортсмены и тренеры, которые с честью и достоинством завоевывали заслуженные победы и награды на различного уровня спортивных соревнованиях, прославляя знамя российского спорта.

Летопись побед питомцев института, в которую вписано более 60 только олимпийских чемпионов и около 200 чемпионов мира, всегда является ярким примером и девизом для наших курсантов: «Быть лучшим, сильным и первым!»

- На протяжении многих десятилетий институт является единственным, где готовят специалистов в погонах. Это престижно или все же в большей степени хлопотно?

- Сегодня, как это было и всегда, Военный институт физической культуры - единственное в России военно-учебное заведение, которое в нынешнем своем состоянии успешно решает комплекс задач, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров военно-физкультурного профиля для войск и вузов, а также для всех силовых структур и ведомств Российской Федерации.

За прошедшие годы осуществлена подготовка тысячи высококвалифицированных специалистов физической подготовки и спорта,

разработаны теоретические и организационно-методические основы системы физической подготовки личного состава Вооруженных Сил, сложилась мощная научная школа.

Перед институтом сегодня стоят непростые задачи, решение которых открывает новые перспективы для развития теории и практики физической культуры и спорта, служебно-прикладной физической подготовки.

Все эти сложные и ответственные задачи эффективно решаются благодаря высокому научно-методическому потенциалу профессорско-преподавательского состава института. Беспрерывный, более вековой опыт подготовки специалистов с военно-прикладной и разносторонней спортивной направленностью для решения проблем физической готовности военнослужащих в интересах боевой подготовки войск наглядно демонстрирует значимость нашего института и его потенциал в военной и государственной политике.

И, как следствие, в современных реалиях Военный институт физической культуры - гарант боевой готовности Вооруженных Сил и безопасности современного общества. А когда решаются задачи такого масштаба - о хлопотах говорить и не приходится.

- Кто приходит преподавать в институт? Ведь не каждый армейский, даже известный и заслуженный спортсмен может стать хорошим педагогом. Чем силен нынешний коллектив преподавателей в институте?

- На сегодняшний день в институте собрана, не побоюсь этого слова, научная элита военно-физкультурного общества. В подготовке высококвалифицированных кадров участвуют 12 действительных членов и член-корреспондентов различных академий наук, 22 доктора наук и 85 кандидатов наук, 34 профессора, 51 доцент и 5 старших научных сотрудников. Некоторые их них имеют высокие спортивные звания и чемпионские титулы.

' :11 1- - и Р 4 * Р "

★р! 1 ■ : Г 1 1 II

В нынешнем составе преподавателей ВИФК трудятся двукратный олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта Анатолий Алябьев, 5 мастеров спорта международного класса, более 70 мастеров спорта. Среди них победители и призеры соревнований самого высокого ранга. На смену старшему поколению пришли новые чемпионы мира, Европы, России, Вооруженных Сил РФ Джонни Бенидзе, Сергей Кирюхин, Сергей Алпатов, Марина Федорова, Анастасия Петрова, Регина Дурыма-нова и многие другие.

Ведь для того, чтобы осуществлять подготовку грамотного, разносторонне развитого специалиста, нужен подход, отвечающий требованиям современной системы образования. Профессионализм, богатый опыт, огромное желание передавать накопленные знания новому поколению - это все наш профессорско-преподавательский состав.

- Наверное, сложно говорить о каких-то инновационных методиках преподавания физической подготовки. Утренняя зарядка она и есть - утренняя зарядка. Или мы ошибаемся?

- Безусловно, это заблуждение. Даже к утренней физической зарядке нужен научный подход. Физическая подготовка - это непрерывный процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей организма военнослужащего, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон его боевой подготовки.

В области физической подготовки в институте ведется большая работа по изучению самой системы организации физической подготовки как составляющей боевой подготовки в Вооруженных Силах. В рамках этой работы научная группа Научно-исследовательского центра института принимает активное участие в различных войсковых учениях.

ПШЕ

М:

Исходя из определения профессионально значимых качеств по той или иной военной специальности, определяем средства физической подготовки.

Наша задача - подобрать те механизмы и средства, посредством которых можно способствовать выполнению десантником, моряком, пехотинцем, связистом поставленных ему задач по предназначению.

— Учитывается ли в институте при подготовке специалистов то, что в «горячих точках» физическая выносливость выходит на первый план и, значит, нужны специальные методики для обучения военнослужащих работе в экстремальных условиях. И как вы используете опыт, полученный в ходе боевых действий? Многие ли преподаватели сами прошли «горячие точки»?

- В Научно-исследовательском центре Военного института физической культуры беспрестанно ведутся исследования по изучению особых факторов воздействия на организм военнослужащих при выполнении задач в экстремальных условиях. И полученные данные имеют реальное отражение при подготовке специалистов.

Действительно, многие преподаватели имеют опыт службы в «горячих точках», это огромный плюс для наших курсантов, ведь они получают знания не только из учебников и иных информационных источников, а от реальных людей. Так, преподаватели активно работают над внедрением в образовательный процесс опыта, полученного специалистами физподготовки в Сирийской Арабской Республике, разъясняют курсантам азы административно-хозяйственной

деятельности, информационные основы служебно-прикладной физической подготовки. Это в большей мере оказывает воздействие на ребят: они гордятся, восхищаются и хотят быть такими же смелыми и отважными, а главное - хорошими специалистами, как их педагоги. Такими, как полковник Кирилл Анатольевич Богза, который был начальником разведки мотострелкового полка, начальником разведки мотострелковой дивизии, старшим офицером оперативного отдела армии и принимал участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе; полковник Руслан Александрович Цыганков, выполнявший специальные задания в Сирийской Арабской Республике; майор Вячеслав Сергеевич Ершов, который участвовал в миротворческой операции в бывшей Югославии; Вячеслав Александрович Демьянов, который был в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе заместителем командира мотострелковой дивизии по вооружению; Александр Викторович Торба- командир мотострелкового батальона во время контртеррористической операции на Северном Кавказе...

- Олег Станиславович, это заблуждение, что из учебной материальной базы для ваших слушателей достаточно только брусьев, перекладины и «коня»?

- Конечно заблуждение. Для подготовки специалиста в области физической культуры требуется современная учебно-материальная база, соответствующая современным требованиям организации качественного образовательного процесса.

С каждым годом технический прогресс обязывает вносить коррективы в образовательный процесс. С этой важной задачей институт справляется в полной мере. Так, в исполнении задачи, которую поставил Министр обороны Российской Федерации во время своего визита, руководство института в кратчайшие сроки подготовило

предложения по созданию самого современного спортивного комплекса на территории института и в учебном центре в поселке Токсово.

С первых чисел июля 2019 года начались ремонтные работы на спортивных объектах института и в местах проживания и питания обучаемых, что кардинально преобразит ВИФК и поднимет качество учебно-тренировочного процесса до современного уровня.

На учебно-материальной базе нашего института неоднократно проводились крупнейшие спортивные соревнования (Игры Доброй воли, чемпионат мира, СКМ и т.д.), что обязывает нас постоянно следить и поддерживать все объекты спортивной инфраструктуры на должном уровне.

Вот и в следующем году нашему институту предоставлено почетное право в проведении III Всемирных кадетских игр.

Динамичность развития образовательного процесса с использованной современной учебно-материальной базой, ее качественное обновление вселяют уверенность в том, что Вооруженные Силы Российской Федерации будут постоянно пополняться высококвалифицированными кадрами по физической подготовке и спорту.

- Кого предпочтете видеть среди своих учеников - простака-здоровяка или физически слабоватого эрудита?

- Сегодня и завтра я хочу видеть среди своих учеников высококлассных специалистов в области физической культуры и спорта!

Подготовка специалистов по физической культуре и спорту обеспечивается сложной системой, объединяющей образовательный процесс, спортивную работу, деятельность в области служебно-при-кладной физической подготовки и многое другое.

Один из главных принципов организации образовательной деятельности в институте - органичное сочетание всех сфер деятельности

будущего специалиста. Для этого обучаемый в течение учебного года должен принять участие не менее чем в 3-4 соревнованиях на первенство института, за период обучения выполнить норматив 1-П спортивных разрядов по 8-10 военно-прикладным видам спорта, овладеть общетеоретической подготовкой по 49 учебным дисциплинам.

В институте очень серьезно уделяется внимание формированию у курсантов командно-методических навыков и умений. Система подготовки включает комплекс мер по привлечению обучаемых к командованию воинскими подразделениями, проведению различных форм физической подготовки, спортивных состязаний, судейству соревнований, обеспечению соревнований различного уровня.

Хочу обратить ваше внимание, что главное достоинство этой системы состоит в наличии многовариантности выбора, условий для самореализации обучаемых, а это - более 20 спортивных секций для спортивно-педагогического совершенствования, участие в проводимых соревнованиях по 30 видам спорта и упражнениям.

Именно такие «мои ученики» распределяются в Вооруженные Силы на должности командиров взводов, инструкторов по физической подготовке, помощников командиров частей по физической подготовке - начальников физической подготовки, преподавателей общеобразовательных организаций и вузов Минобороны РФ. В другие силовые структуры и ведомства Российской Федерации - на должности специалистов, ответственных

за организацию служебно-приклад-ной физической подготовки.

- Расскажите подробнее о кадетском корпусе для физически одаренных детей, который находится в составе вашего института. Что он из себя представляет, какие у него цели, задачи?

- В соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Кужугетовича Шойгу в 2015 году создан Кадетский корпус (спортивная школа) Военного института физической культуры. Он представляет собой уникальную модель, в которой школьное образование тесно переплетается с занятиями спортом. В разное время им руководили О. А Степанчук, А. М. Бор-голов, Герой Российской Федерации Д. А. Полковников.

С апреля 2019 года Кадетским корпусом руководит Штамбург

Игорь Николаевич - доцент, кандидат педагогических наук, Мастер спорта СССР по плаванию, полковник запаса. Под его руководством в корпусе созданы условия для гармоничного развития индивидуальных особенностей каждого воспитанника-спортсмена, разработаны и применяются новые технологии медико-биологического сопровождения в спорте, что позволяет добиваться высоких спортивных результатов и формировать физическую подготовленность кадет к дальнейшей учебе в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации и службе в Вооруженных Силах нашей страны.

В Кадетском корпусе создана и успешно функционирует единственная в своем роде учебно-исследовательская лаборатория спортивной медицины и биомеди-

цинских технологий, на базе которой кадеты проводят наблюдения и эксперименты с использованием приборов цифрового и традиционного измерения.

В практическом значении работа лаборатории сосредоточена на изучении предстартовых состояний и профилактике перетренированности. За время работы лаборатории выстроена коммуникация с ведущими медицинскими вузами: Военно-медицинской академией имени С. М. Кирова и Санкт-Петербургским педиатрическим университетом. Руководит лабораторией с момента ее открытия педагог дополнительного образования Чибирев Сергей Анатольевич.

Обучение воспитанников в области военной подготовки, проведение ежегодных летних практических полевых занятий на базе учебного центра в Токсово и систематические занятия спортом обеспечивают многогранное физическое развитие кадет.

Во время учебы в корпусе выдающихся спортивных результатов добились воспитанники Алексей Малышенко, который стал чемпионом России и серебряным призером Чемпионата мира по кикбоксингу, и Сергей Адаричев - чемпион России по полиатлону. Чемпионами первенства мира по универсальному бою в своих весовых категориях стали Егор Добровольский и Никита Шевчук. Призером Первенства России по спортивному ориентированию стал Илья Крупчатников.

Воспитанники корпуса занимают весь пьедестал почета в соревнованиях по лыжному спорту, армейскому рукопашному бою, самбо, плаванию и держат первенство в Спартакиаде среди довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.

Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ

Фото из архива ВИФК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.