ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
НЕ ТОНУТ, НЕ ГОРЯТ И НЕ БОЯТСЯ ХОЛОДА!
Начальник Дальневосточного высшего общевойскового командного училища имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского генерал-майор В.М. Грызлов накануне 80-летнего юбилея вуза рассказал нашим корреспондентам о системе подготовки офицеров в училище, особенностях учебы в ДВОКУ и большой работе по патриотическому воспитанию молодежи, которую ведут ветераны, курсанты и педагоги учебного заведения. Награжден государственными наградами: орденами Почета, «За военные заслуги», «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, а также многими ведомственными наградами Союза ССР, России, иностранных государств и общественных организаций.
Грызлов
Владимир Михайлович
родился 14 мая 1952 года в селе Шеломки Красноярского края.
В 1973 году с отличием закончил Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище. За время службы прошел все офицерские командные должности, окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе и высшие офицерские курсы «Выстрел». Службу проходил на Дальнем Востоке и на Украине.
В1991 году проходил подготовку в военном колледже НАТО в рамках ОБСЕ в городе Риме. В 2004 году обучался в Институте международного права в городе Сан-Ремо (Италия).
С 1993 года проходил службу в ДВОКУ (в 1998 году преобразован в ДВИ). В 2001 году-заместитель начальника Дальневосточного военного института.
В 2000 году закончил с отличием Северо-Западную академию государственной службы по специальности «государственное и муниципальное управление».
В период с 2000 по 2001 г. находился в командировке в Алжире, преподавал в Общевойсковой военной академии Национальной армии Алжира в должности старшего преподавателя оперативного искусства.
21 ноября 2002 года Указом Президента Российской Федерации назначен на должность начальника Дальневосточного военного института.
- Владимир Михайлович, у истоков училища стоял легендарный военачальник - Климент Ворошилов. Это внимание к вашему учебному заведению понятно - одно из первых на Дальнем Востоке. За 80-летнюю историю наверняка было немало интересного и важного?
- 11 февраля 2020 года Дальневосточному высшему общевойсковому командному училищу имени Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского исполняется 80 лет. История его создания тесно связана с развитием РККА, далее Вооруженных Сил СССР и Российской Федерации, и берет свое начало от Владивостокского пехотного училища, созданного
по приказу Народного комиссара обороны Маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова 11 февраля 1940 года.
Выпускники училища участвовали в сражениях Великой Отечественной войны, внеся большой вклад в приближение Победы. За весь период Великой Отечественной войны, участия в разгроме Квантунской японской армии в Китае и Монголии училищем было подготовлено 6615 офицеров. В 1942 году из военнослужащих училища были сформированы две курсантские стрелковые бригады (248-я и 250-я) общей численностью около 5000 человек каждая, которые сражались на Степном и Ленинградском фронтах, показав беспримерное мужество и отвагу. Благодаря высокой выучке личного состава бригады выполняли боевые задачи на самых сложных участках фронтов. Понеся большие потери, в 1943 году бригады были переформированы в стрелковые дивизии и закончили войну в Берлине. Подвиг выпускников пехотного училища был высоко оценен страной: 23 офицера были удостоены звания Героя Советского Союза, а около 6500 выпускников стали кавалерами орденов и медалей Советского Союза.
В послевоенные годы выпускники училища самоотверженно
4i = i tí ;
"A" iч 1 С 1 1 1 ÍÍI
i им ■Í
выполняли свой воинский долг в различных войнах и вооруженных конфликтах. За мужество и героизм, проявленные при защите Отечества, выполнении интернационального долга, 1 выпускник (события в Венгрии), 3 выпускника (Афганистан) удостоены звания Героя Советского Союза, 10 выпускников (Северный Кавказ и другие «горячие точки») - звания Героя Российской Федерации. Около 14 тысяч выпускников училища отмечены государственными наградами за ратные подвиги.
С 2016 года военнослужащие училища принимают участие во Всеармейских военных играх по семи направлениям («Морской десант», «Суворовский натиск», «Снайперский рубеж», «Танковый биатлон», «Отличник войсковой разведки», «Эльбрусское кольцо» и «Соколиная охота») и постоянно занимают призовые места, в том числе и на Международных армейских играх.
С 1940 по 2019 годы в училище прошло 108 выпусков (подготовлено более 27 600 офицеров для Вооруженных Сил СССР, РФ, иностранных государств и других федеральных органов исполнительной власти). На протяжении этих лет военнослужащие, сотрудники училища успешно выполняли и выполняют важную и ответственную задачу по подготовке военных кадров, сочетающих в себе профессионализм, верность воинскому долгу и присяге.
Офицеры училища выполняли и выполняют боевые задачи за пределами Российской Федерации. Более 40% преподавателей имеют боевой опыт, а 68,8% - ученые звания и степени.
В училище постоянно проводится совершенствование учебно-материальной базы для качественного обучения курсантов и слушателей, разрабатываются новые формы и инновационные методы обучения. Открыты следующие специальности: «Применение мотострелковых подразделений
(горных)», «Применение мотострелковых подразделений (арктических)» и специальный факультет для подготовки иностранных военных специалистов из более чем 40 государств мира.
На базе Дальневосточного ВОКУ личным составом создан историко-архитектурный комплекс «Амурский военно-патриотический парк "Патриот"», который постоянно совершенствуется.
Личный состав училища взаимодействует и проводит активную работу с ВДЮВПОД «ЮНАРМИЯ» и другими военно-патриотическими объединениями (клубами) города Благовещенска и Амурской области. Занятия с юными патриотами Родины проводятся как в училище, так и в учебных заведениях города и области.
В настоящее время училище готовит офицеров для Вооруженных Сил России по программам высшего образования: по специальности «Применение мотострелковых подразделений» и 3 (трем) специализациям:
«Применение мотострелковых подразделений (арктических)»;
«Применение мотострелковых подразделений (горных)»;
«Применение подразделений морской пехоты».
В училище очень достойная школа боевого мастерства, которая оттачивается практикой. За последнее время коллектив учи-
лища серьезно нарастил и совершенствовал учебно-материальную базу, включая полигон, танкодром, тиры, вододром, автодром и т.д. Все это способствует именно на практике повышать мастерство будущего офицера.
- Насколько же разнообразной должна быть подготовка педагогов в училище, исходя из специфики выпускников? Ведь они должны уметь и прыгать с парашютом, и ездить верхом, и иметь навыки морского пехотинца, и уметь вести бой в арктических, горных условиях...
- Самая большая ценность нашего училища - это профессорско-преподавательский состав. Преподаватели имеют большой практический опыт службы в Вооруженных Силах и деятельности в различных сферах общественной жизни. При этом необходимо отметить, что в училище проходят службу и обучают курсантов не только офицеры Сухопутных войск, но и представители других родов и видов войск.
Большой вклад в подготовку морских пехотинцев вносят офицеры морской пехоты при изучении учебных дисциплин «Тактика подразделений морской пехоты» и «Морская десантная подготовка», наиболее яркий пример -подполковник О.В. Кистанов, под руководством которого команда училища постоянно занимает призовые места во всеармейских и международных играх «Морской десант».
Обучение по дисциплине «Воздушно-десантная подготовка» ведут офицеры, имеющие богатый опыт службы в Воздушно-десантных войсках - полковник Д.В. Рачук и подполковник А.Н. Лучай.
Ведению боя в арктических и горных условиях обучают преподаватель A.A. Андриясов и подполковник A.A. Павлович.
Большое место в обучении занимает учебная дисциплина «Горная подготовка», преподаватели
которой постоянно совершенствуют знания, навыки и умения курсантов не только в стационарных условиях, но и при выездах на практики. Один из лучших пре-подавателей-горников - майор В.Н. Аносов.
Немаловажную роль в подготовке общевойсковых офицеров занимает изучение порядка действий подразделений родов войск и специальных войск, в том числе и изучение порядка применения беспилотных летательных аппаратов. В этой области передают свои знания и опыт полковник И.В. Матвийчук, подполковники A.A. Попов, E.JI. Мака-рычев, A.A. Разумовский и другие.
- Столь широкая и многообразная подготовка офицеров-командиров предполагает наверняка и современную, разнообразную учебно-материальную базу? Что можете выделить в этом плане?
- Для обучения курсантов по всем специальностям и специализациям в училище имеется вся необходимая учебно-материальная база, как классно-лабораторная, так и полевая.
Для изучения теоретических основ будущие офицеры занимаются в оборудованных классах, отвечающих современным требованиям, это такие классы, как: воздушно-десантной подготовки, морской десантной подготовки, инженерного обеспечения, войсковой разведки и иностранных армий, и многие другие.
Первоначальные практические навыки курсанты получают в современных специализированных лабораториях и тренажерных комплексах - это внутризальный скалодром, тренажерные комплексы вождения боевых машин и автомобилей, лаборатория ЕСУТЗ, тренажерные комплексы огневой подготовки, лаборатории боевых машин, воздушно-десантный комплекс.
В учебном центре для формирования навыков практических
действий созданы и оборудованы в соответствии с современными требованиями скальная лаборатория, вододром, автодром и танкодром, войсковые стрельбища, директрисы боевых машин и танковая директриса, учебные тактические поля и городки по тактико-специальным дисциплинам.
- При том, что в училище готовят командиров взводов мотострелковых, в основном, подразделений, у вас еще и хорошо развивается научная и рационализаторская работа. Зачем это будущему взводному?
- Как говорил генералиссимус A.B. Суворов: «Солдата надо учить тому, что необходимо на войне». В настоящее время формы, методы, способы ведения боевых действий постоянно претерпевают изменения. Училище способно дать базовые знания, но предусмотреть все то, что может понадобиться офицеру через 3-4 года, невозможно.
Научить системно мыслить будущего офицера - наша основная задача, она заключается в привитии курсантам способности анализировать воздействующие на системы факторы, выявлять противоречия, определять пути решения, вырабатывать практические действия, доказывать их
11 = 1- -1 ■ J. i
* ; 1 ■ : Г 1 1 |
\ .1] П J;
состоятельность, формулировать практические рекомендации.
В образовательной деятельности мы вовлекаем в творческий процесс обучаемых, путем предложения мыслительных задач, направленных на повышение эффективности боевого и практического применения вооружения и военной техники, улучшение технических характеристик образцов ВВТ, повышение их надежности, сокращение сроков приведения ВВТ в соответствующие степени боевой готовности, улучшение качества эксплуатации, обслуживания, ремонта и сбережения материальной части.
Курсанты получают бесценный опыт при совершенствовании и развитии учебной и экспериментальной базы училища. Принимают участие в научно-исследовательских работах, результаты которых внедряются в практику образовательной деятельности.
Таким образом, на выходе получается офицер, способный нестандартно и творчески мыслить, а также принимать взвешенные, научно обоснованные решения в любой обстановке.
- Говорят, что, инициировав у себя в училище соревнования по многим видам боевой подготовки (разведка, морской десант, снайперский рубеж...), вы стали
(и-Ц (1 - т + [Уг
Ш | 1 и ■1 ■Ц 1 я
прародителями и всеармейских состязаний. Так ли это и что дают курсантам проводимые в училище и в масштабах Вооруженных Сил соревнования?
- Вы ошибаетесь, ведь прародителем всеармейских и международных состязаний был Министр обороны Российской Федерации Сергей Кужугетович Шойгу, по решению которого с 2015 года и начали проводиться армейские игры.
В 2015 году мною было принято решение выставить команды курсантов на всеармейские игры. Были назначены лучшие педагоги и отобраны курсанты с трехкратным запасом, чтобы и в ходе подготовки обеспечить дух соревнования. В первых же играх морские пехотинцы и мотострелки стали чемпионами мира, курсанты получили опыт участия в международных играх, а педагоги - знания, знания о том, как наиболее эффективно подготовить курсанта к тому или иному виду соревнований.
По прошествии 4 лет мы продолжаем держать высоко поднятую планку, побеждать, несмотря на обновление сборных команд училища, несмотря на то, что соревнуемся с теми ребятами, которые были победителями, затем получили офицерские погоны и ушли в войска. Нельзя забывать и о наших конкурентах
международного уровня - сборных командах Китая, Казахстана и Беларуси, которые с каждым разом показывают все лучшие и лучшие результаты.
Совершенствование системы подготовки «сборников» так или иначе отразилось на подготовке обычных курсантов, получили свое развитие методики преподавания как целых дисциплин, так и методики отработки отдельных нормативов, рекордные показатели которых занесены в книгу рекордов Сухопутных войск.
Претерпела изменения и учебно-материальная база, которая стала наполняться практико-о-риентированными учебными местами, развернутыми как на полигоне, так и непосредственно в самом училище. Возникла очевидная необходимость внедрения
в образовательную деятельность элементов практической стрельбы, выполнения стрелковых упражнений на высоком пульсе (после преодоления специализированной полосы препятствий), стрельбы с закрытых огневых позиций боевых машин и минометов по координатам, полученным с беспилотных летательных аппаратов.
Активно внедряются комплексные занятия по огневой и физической подготовке, когда курсант должен преодолеть полосу препятствий, отстрелять из стрелкового оружия, метнуть нож и малую пехотную лопату, а затем победить в рукопашном бою. Совершенствуются элементы горной и арктической подготовки будущих офицеров. Осваиваются передовые методики снайперской подготовки.
В рамках международного военного сотрудничества наши подопечные проводят мастер-классы для дружественных нам иностранных военнослужащих, делятся своим опытом подготовки к соревнованиям и техникой выполнения нормативов. Кроме того, в 2019 году по приказу начальника Генерального штаба ВС РФ - первого заместителя Министра обороны РФ, генерала армии Герасимова Валерия Васильевича нами была осуществлена подготовка танковых экипажей команд Республики Вьетнам и Республики Куба с за-
дачей выйти в полуфинал второго дивизиона конкурса «Танковый биатлон», в итоге обе команды оказались на пьедестале почета.
Подводя итоги, могу с уверенностью заявить, что участие в армейских и международных военных играх подстегнуло развитие системы образовательной деятельности училища и позволило не только осуществлять подготовку курсантов на новом, более качественном уровне, но и обеспечило наращивание военного потенциала как стран-участниц ОДКБ, так и других дружественных нам государств.
- Морским пехотинцам нужно быть поближе к морю, а для ведения боя в суровых условиях Арктики иметь опыт выживания при низких температурах. Значит ли это, что курсанты занимаются не только в стенах училища?
- Действительно, для обучения наших курсантов мы используем не только имеющуюся учебно-материальную базу училища. Так курсанты, которые учатся по программе «Применение подразделений морской пехоты», проходят, помимо общих практик, таких, как войсковая стажировка в управлении подразделениями, и специализированные практики. Это воздушно-десантная и корабельная практики, которые проводятся на базе частей морской пехоты всех флотов и в частях морских десантных кораблей Тихоокеанского флота. В ходе проведения этих практик они совершают прыжки с парашютом из вертолетов и самолетов, изучают десантные корабли и участвуют в морских походах.
Курсанты, обучающиеся по программе «Применение мотострелковых подразделений (арктических)», так же, как и морские пехотинцы, проходят воздушно-десантные практики. Кроме того, по программе обучения у них имеются горнолыжные практики, которые проводятся в горах Северного
Кавказа, а арктическую практику они проходят в частях Северного флота.
И «морпехи», и «арктики» войсковые стажировки и практики в управлении подразделениями проходят в воинских частях Военно-Морского Флота, то есть в тех воинских частях, где будут служить после окончания училища.
- Сегодняшний общевойсковой бой становится немыслим без применения инновационных средств разведки и наблюдения. Имеем в виду, к примеру, беспилотные летательные аппараты. Что скажете об их освоении в училище?
- Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий, проводимые мероприятия по строительству и развитию Вооруженных Сил, а также взгляды руководства ведущих зарубежных государств на подготовку и ведение военных действий свидетельствуют о возрастающей роли комплексов с БПЛА различных типов и предназначения.
В настоящее время область применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) является относительно новой, но уже стала очень перспективной и быстро-развивающейся. Одно из главных преимуществ БПЛА - исключение человеческого фактора при выполнении поставленной задачи, которое особенно актуально при
11 = ь -1 ■ \\
* 1 1 1 1 Г 1 1 |
1 ■М '. гл; 1
выполнении опасных для жизни человека задач. БПЛА уже стали неотъемлемой частью при подготовке и ведении различных видов боевых действий. Роботизированное навесное оборудование позволяет добиться высокого уровня точности измерений и автоматизации выполнения полетных операций.
Современное состояние Вооруженных Сил РФ требует интенсивного развития передовых наукоемких технологий, активно развивающихся в сфере инноваций и глубокой модернизации научно-технической базы высших военных учебных заведений. В связи с этим подготовка курсантов по профильным дисциплинам, дальнейшая профессиональная ориентация для развития и применения различных робототехнических комплексов имеют особо важное значение.
Образовательная программа училища позволяет получить будущему общевойсковому командиру основы организации и порядка применения комплексов с БПЛА. Она интегрирует в себе достижения современных инновационных направлений в малой беспилотной авиации. В основе обучения лежит комплексный подход в подготовке будущих офицеров. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников определяют, что
Г™ 7
ига
офицер должен обладать знаниями по организации и управлению боевыми действиями подразделений БПЛА.
В ходе обучения курсантов с использованием комплексов с БПЛА на занятиях выполняются следующие мероприятия:
- разведка (доразведка) местности и объектов противника с передачей добытых разведывательных сведений по радио с борта БПЛА, находящихся в воздухе, на НПУ в реальном масштабе времени, в любых условиях обстановки, с использованием телевизионного модуля;
- контроль результатов применения и корректирование огня артиллерии, ударов авиации.
Таким образом, освоение в училище беспилотной авиации, как инновационного средства разведки, в настоящее время является приоритетным направлением в обучении квалифицированных специалистов в военном деле - будущих командиров.
проводятся дни открытых дверей, военные сборы военно-патриотических отрядов Амурской области и города Благовещенска, этапы всеармейских соревнований и сборы допризывной молодежи. Экскурсии в музей воинской славы, объекты УМБ училища и полигона.
Активно освещаются в СМИ будни и праздничные мероприятия, проводимые в училище. Учебные занятия, конференции, мероприятия приведения к военной присяге курсантов первого курса и выпуск молодых офицеров. Освещаются успехи курсантских команд, участвующих во всероссийских и международных конкурсах.
Разрабатываются и рассылаются информационно-агитационные материалы в военные комиссариаты субъектов РФ, органы военного управления округов и армий. В 2018 году было разослано более 215 писем в военные комиссариаты Российской Федерации.
- Высокий конкурс среди поступающих в училище наверняка связан и с популяризацией учебы в ДВОКУ. О чем здесь можно рассказать помимо тесного взаимодействия с юнармейским движением?
- Высокий конкурс среди поступающих в училище обусловлен большой подготовительной профориентационной работой. На базе училища и полигонной базе
Курсантами и преподавателями училища проводятся информационные встречи в муниципальных образованиях во время войсковых практик и участия в конкурсах. Также во время каникулярных отпусков курсанты получают задания и агитационно-справочные материалы для агитации в школах и других образовательных организациях.
Активная работа проводится с учащимися образовательных организаций среднего общего образования, подчиненных Министерству обороны РФ, - президентскими кадетскими училищами, суворовскими военными училищами, Нахимовским военно-морским училищем, казачьим кадетским корпусом, школами с первоначальной летной подготовкой.
Всего абитуриенты приезжают к нам более чем из 40 регионов нашей Родины.
- Чувствуется ли по отношению со стороны местных властей, что ваше училище - один из главных центров по подготовке офицеров на Дальнем Востоке?
- История становления и развития нашего училища, ведущего военно-учебного заведения на Дальнем Востоке по подготовке офицерских кадров для Вооруженных Сил, неразрывно связана с постоянным взаимодействием с государственными структурами и органами власти, организациями, учебными заведениями и общественностью всего Дальневосточного федерального округа.
Данная работа ведется в интересах повышения престижа военной службы и военно-патриотического воспитания молодежи и школьников, их подготовки к военной службе.
На протяжении последних пяти лет коллективом училища совместно с городским комитетом по делам молодежи и детства администрации города Благовещенска, правительством Амурской области, военно-патриотическими организациями, школами, кадетскими классами и региональным штабом Всероссийского движения «ЮНАРМИЯ» было организовано и проведено более 600 мероприятий военно-патриотической направленности, в том числе участие в Парадах Победы.
На территории Артиллерийского полукапонира № 108 Благовещенского (101-го) укрепленного района ежегодно проводятся ми-
«Рокоссовского» и Дальневосточного ВОКУ, Благовещенского военного гарнизона, молодежного движения «ЮНАРМИЯ», администрации г. Благовещенска и Амурской области: «Военно-историческая реконструкция советско-японских приграничных конфликтов 1930-х и 1940-х годов». Данное мероприятие собрало более сотни участников и более одной тысячи зрителей, было широко освещено в средствах массовой информации.
В январе-феврале 2019 года группа военнослужащих училища, выполняя специальную государственную задачу, перевезла более 250 тонн взрывчатых веществ на снегоходах в ходе ликвидации последствий оползня на реке Бурея. Трое военнослужащих награждены государственной наградой - медалью Жукова.
Образовательный процесс и жизнедеятельность в училище неразрывно связаны с общественными областными и городскими мероприятиями. Руководители органов государственной власти неоднократно отмечали высокий профессионализм коллектива училища и большую роль ДВО-КУ в воспитании подрастающего поколения.
Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ
Фото из архива ДВОКУ
тинги, в которых принимают участие ветераны, представители администрации Благовещенска и духовенства, комитета солдатских матерей и родительского комитета.
На протяжении многих лет офицеры и курсанты училища принимают активное участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, совещаниях и семинарах по актуальным проблемам развития научного знания. В мае 2018 года на базе Дальневосточного ВОКУ была проведена научно-практическая конференция «Молодежь XXI века: шаг в будущее».
Команда КВН «Осторожно, ДВОКУ» училища завоевала III место в финальной игре армейской лиги на Кубок Министра обороны РФ, которая состоялась в Центральном академическом театре Российской Армии.
На полигоне Дальневосточного высшего общевойскового командного училища в мае 2018 года открыли «Партизанскую деревню». С этого момента, при поддержке Губернатора и правительства Амурской области начал развиваться и строиться историко-архи-тектурный комплекс «Амурский военно-патриотический парк "Патриот"», официальное открытие которого состоялось 20 сентября прошлого года. За полтора года комплекс посетило более 50 тысяч амурчан и гостей города Благовещенска.
На базе Общественно-культурного центра 19 июня 2019 года для жителей города и курсантов училища прошел концерт группы морской пехоты Балтийского Флота «Черные береты» в рамках гастрольного тура по Дальнему Востоку. Стоит отметить, что бессменный руководитель группы «Черные береты» гвардии подполковник Игорь Васильевич Кре-щенок учился в Дальневосточном высшем общевойсковом командном училище, которое закончил с отличием в 1992 году.
В августе 2019 года на окраине с. Марково Благовещенского района на территории военно-исторического комплекса «Гарнизон АПК № 004~<101-го (Благовещенского) укрепленного района» был реализован совместный проект Союза ветеранов
;г1я '7