БРОНЯ КРЕПКА И ТАНКИ НАШИ БЫСТРЫ...
В преддверии 100-летия Казанского высшего танкового командного Краснознаменного училища его начальник генерал-майор К.Д. КУЛАКОВ, кавалер орденов Мужества и Почета, медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени ответил на вопросы нашего журнала.
КУЛАКОВ
Кирилл Денисович
родился 20 июля 1969 года в селе Ново-Андриановка Матвеево-Курганского района Ростовской области.
В 1986 году окончил Казанское суворовское военное училище.
В 1990 году окончил Казанское высшее танковое командное училище.
В августе 1990 года был назначен на должность командира танкового взвода в Западной группе войск.
В 2007 году окончил Общевойсковую академию Вооруженных Сил Российской Федерации по специальности «Управление воинскими частями и соединениями».
Затем проходил службу в Краснознаменном Дальневосточном и Центральном военных округах.
В 2014 году был назначен на должность командира 7-й отдельной гвардейской танковой Краснознаменной орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского Оренбургской казачьей бригады в Приволж-ско-Уральском военном округе (г. Чебаркуль, Челябинская область).
В марте 2017 года назначен начальником Казанского высшего танкового командного Краснознаменного училища.
Участник боевых действий.
Имеет ученое звание - доцент.
- Кирилл Денисович, 100 лет -это огромный путь, на котором были и громкие победы, и сложные периоды. Расскажите об истории училища, наиболее знаменательных вехах.
- Как известно, Казанское танковое училище - правопреемник Казанского пехотного юнкерского училища (1866-1919). 22 февраля 1919 года для училища начался новый отсчет времени. Приказом Реввоенсовета Республики № 1418 в Казани на базе бывшего пехотного юнкерского училища было узаконено образование 1-х Казанских мусульманских пехотных командных курсов (1-х КМПКК), которые затем стали Татаро-башкирской военной школой (1923-1937), пехотным училищем (1937-1941) и, наконец, Казанским танковым училищем. 22 февраля 2019 года училищу исполняется 100 лет.
Выпускники командных курсов и военной школы принимали активное участие в Гражданской войне 1918-1922 гг., борьбе с бан-
дитскими элементами на Кавказе и басмачами в Средней Азии.
В дальнейшем выпускники училища отличились в вооруженном конфликте на Китайско-Восточной железной дороге, в борьбе с фалангистами в Испании, отражали агрессию японских милитаристов в боях на озере Хасан и реке Хал-хин-Гол.
Гордостью училища являлись выпускники A.C. Грисюк, С.Н. Майский, И.С. Сухов, удостоенные высокого звания Героя Советского Союза за подвиги, проявленные в сражениях с японскими самураями и белофиннами. Герой Советского Союза Сахип Нурлуга-янович Майский навечно зачислен почетным курсантом в списки личного состава училища.
В ходе Советско-финляндской войны 1939-1940 годов 25 выпускников училища были награждены орденом Красного Знамени, 28 - орденом Красной Звезды, а бывший начальник училища комдив Кир-понос Михаил Петрович удостоен звания Героя Советского Союза.
За 22 предвоенных года существования училища (1919— 1941) было сделано 26 выпусков и подготовлено 3620 командиров Красной Армии.
В годы Великой Отечественной войны Казанское танковое училище готовило специалистов на бронетехнику, в том числе и поступавшую в нашу страну по «ленд-лизу»: английские танки «Валентайн» и «Матильда», американский танк «Шерман».
Всего за годы войны училище произвело 25 выпусков в количестве 4 628 человек. Среди них бы-
( =1 ь - 4
М I' 1 1 1 Г 1 1 (1
1 :\]ЛJi ■1 ,'Ш %
ли «танкист-девицы»: дочь Сергея Мироновича Кирова (настоящая фамилия Костриков) - Евгения Сергеевна Кострикова и Александра Григорьевна Самусенко.
Золотыми буквами в истории училища засверкали имена его лучших питомцев, выпускников военного времени - Героев Советского Союза: А.Г. Виноградова,
A.А. Гаврилова, А.Р. Коняхина, Б.К. Кошечкина, М.В. Красавина,
B.М. Крылова, В.П. Кузьминова, П.З. Манакова, В.Н. Никандро-ва, В.Д. Паширова, К.А. Пескова, Д.М. Потапова, В.Л. Савельева, В.А. Сивкова, П.Т. Сокур, Г.Я. Ти-кунова, И.М. Ульянова, Ф.З. Ша-рипова.
В октябре 1941 года в учебно-танковом полку училища прошел подготовку на иностранные танки будущий полный кавалер ордена Славы Николай Иванович Пивоваров (19211995). В1942-1943 гг. в училище учился Хатмулла Асылгареевич Султанов (1924-1994) - полный кавалер ордена Славы (1945), Герой Социалистического Труда (1971).
В 1945-1946 годах в качестве преподавателя училища проходил службу Герой Советского Союза Семен Васильевич Коновалов (1920-1989), уроженец села Ям-булатово ныне Верхнеуслонско-го района Республики Татарстан, чья героическая биография стала основой сюжета художественного фильма «Несокрушимый», недавно вышедшего на экраны.
В канун своего 25-летия Казанское танковое училище Указом Верховного Совета СССР от 21 февраля 1944 года было награждено орденом Красного Знамени.
По директиве начальника Генерального штаба ВС СССР от 28 февраля 1947 года училище было приказано расформировать. Однако в связи с нехваткой специалистов, в соответствии с приказом Министра обороны СССР от 31 января 1963 года, в Казани вновь началось формирование на базе Каргополь-
ского военного городка Казанского танкового училища.
С1963 года Казанское танковое училище приступило к подготовке офицеров- танкистов с высшим образованием. Начальником училища был назначен Герой Советского Союза генерал-майор Иван Григорьевич Кобяков.
Вновь сформированному училищу директивой начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР от 30 сентября 1964 года предписывается передать: Боевое Знамя, орден Красного Знамени и почетное наименование бывшего Казанского танкового училища.
С1 января 2008 года произошла реорганизация училища в результате присоединения Казанского высшего артиллерийского командного училища в качестве структурного подразделения.
Распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 г. училище реорганизовано в форме выделения из состава Общевойсковой академии ВС РФ в качестве самостоятельной образовательной организации с возвращением исторического наименования «Казанское высшее танковое командное Краснознаменное училище».
За годы своего существования училище выпустило свыше 25 тысяч офицеров, более 200 из них стали генералами. Среди них: начальник Генерального штаба ВС РФ - первый заместитель Министра обороны РФ Герой Российской Федерации генерал армии Валерий Васильевич Герасимов (выпускник 1977 г.), командующий войсками Центрального военного округа генерал-лейтенант Александр Павлович Лапин (выпускник 1988 г.), генерал-полковники: В. А. Ачалов, Л. Л. Клюев, В.П. Баранов, Г.А. Короткий, В.Я. Потапов, Г.Н. Трошев и другие.
Готовясь встретить 100-летний юбилей родного училища, мы вправе сказать, что нам есть, чем гордиться: 48 выпускников стали Героями Советского Союза, 3 выпускника - Героями Социа-
листического Труда, 2 выпускника - полными кавалерами ордена Славы. 14 выпускников последних лет удостоены звания Героя Российской Федерации.
В училище воспитано более 100 докторов и кандидатов наук, 25 лауреатов государственных и других премий, более 140 мастеров спорта СССР и России. Заслуженную спортивную славу училищу принесли его выпускники: самбист В. А. Спиридонов, олимпийский чемпион В. А. Соколов, заслуженный мастер спорта В. А. Порфирьев.
Выпускники училища служат во всех военных округах, в Росгвар-дии, ВДВ, морской пехоте, силах специальных операций (ССО), ФСБ. Командуют взводами, ротами, батальонами, полками, бригадами, дивизиями, служат в штабах и военно-учебных заведениях.
- Каким образом старинный знак юнкерского пехотного училища стал знаком Казанского танкового? Что значат для будущего танкиста слова «Победи или умри!»?
- Как и подавляющая часть военно-учебных заведений, Казанское военное училище имело свой нагрудный знак, утвержденный 27 февраля 1915 года, на котором был девиз: «Победи или умри!». Нагрудный знак, являвшийся в определенной степени произведением искусства, отражал профессиональную направленность, возраст училища (1866).
Первые выпускники Казанского пехотного юнкерского училища получили боевое крещение в сражениях Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., проявив героизм и мужество при освобождении Болгарии от турецкого ига. 9 выпускников стали Георгиевскими кавалерами.
В Русско-японской войне 1904— 1905 годов выпускники училища на полях боев с японскими самураями доказали свою верность Присяге и Знамени училища. Защищая Веру, Царя и Отечество, еще 14 выпускников стали Георгиев-
скими кавалерами. При этом на Русско-японской войне погибли: подполковник A.M. Емельянов, штабс-капитан Ф.И. Мельников, поручики A.A. Шепетов и П.В. Вит-ман, подпоручики А. Д. Меркульев и Н.О. Овсянников и другие.
За период Первой мировой войны 85 выпускников стали Георгиевскими кавалерами и более 60 награждены золотым Георгиевским оружием.
В годы Гражданской и Великой Отечественной войн выпускники училища совершили немало героических подвигов даже ценой своей жизни. Из 48 выпускников Героев Советского Союза - 7 удостоены этого высокого звания посмертно.
В послевоенное время выпускники училища участвовали во многих локальных войнах и вооруженных конфликтах, в том числе в Сирийской Арабской Республике. Из 14 выпускников Героев Российской Федерации - половина удостоены этого звания посмертно: Ахметшин Марат Радикович, Ахпашев Игорь Николаевич, Вет-чинов Денис Васильевич, Горин Виталий Николаевич, Козин Алексей Владимирович, Кустов Сергей Викторович, Ситкин Константин Васильевич.
Считаю, что совершенно не случайно старинный знак училища стал знаком Казанского танкового, также, как и девиз: «Победи или умри!».
Нынешние курсанты стремятся в учебе и военной службе заслу-
жить этот знак и носить его на своей военной форме, как символ верности Отечеству и славы выпускников предыдущих поколений.
- За последние двадцать лет училище не раз подвергалось реформам, меняло даже названия, что, очевидно, не могло не отразиться на качестве подготовки будущих офицеров-танкистов. Какие изменения произошли с училищем сейчас, и как это повлияло на программу обучения?
- Учитывая опыт применения Вооруженных Сил в боевых действиях за пределами Российской Федерации, скоротечность и динамику изменения обстановки на поле боя, при проведении занятий на кафедрах училища больше внимания уделяется вопросам организационно-управленческой деятельности.
Принимая во внимание возрастающую роль человеческого фактора, в практике подготовки курсантов важное место отводится вопросам, связанным с индивидуальной работой с военнослужащими разных категорий, и методической подготовке.
Отличительными особенностями построения программы обучения является то, что в действующие учебные планы и программы внесены изменения, учитывающие опыт боевых действий в современных локальных войнах и вооруженных конфликтах, нормы международного гуманитарного права.
Широко внедряется в учебный процесс использование микропроцессорной и вычислительной
чОЖПЕ
техники, автоматизированных комплексов управления и связи.
На занятиях в полевых условиях преподаватели разнообразят и усложняют тактическую обстановку, заставляют принимать решения в ограниченное время и при недостатке информации, вводят элементы риска, физической и интеллектуальной напряженности.
К важнейшим мероприятиям образовательной деятельности отнесена стажировка в соединениях и воинских частях военных округов и участие курсантов с 2016 года в конкурсе полевой выучки «Танковый биатлон».
В тесном единстве с военно-профессиональным обучением осуществляется физическое, нравственное и эстетическое воспитание с использованием богатых возможностей училища и города Казани.
— Педагоги во все времена были и остаются настоящим золотым фондом практически каждого учебного заведения. Что можете сказать о преподавательском коллективе училища, его научном и методическом потенциале?
- Да, педагоги - это настоящий золотой фонд нашего учебного заведения. У нас особое внимание уделяется вопросу профессиональной подготовленности профессорско-преподавательского состава училища.
Научно-педагогический потенциал училища из числа профессорско-преподавательского состава составляет 73,7%.
В настоящее время 91% из числа офицеров-преподавателей имеют войсковой опыт.
Профессорско-преподавательский состав проходит повышение квалификации в ВУНЦ СВ, в вузах Казани, на стажировках в воинских частях МО РФ, а также в ходе войсковых учений и испытаний перспективных образцов вооружения и военной техники.
Творческими коллективами кафедр разрабатываются науч-
Л : 1 I- - 4
|' 1 1 1 Г 1 1 (1
1 -III ■1 ,'Ш %
но-исследовательские работы. Тематика проводимых научных исследований актуальна и направлена на решение проблем укрепления обороноспособности страны, подготовки высококвалифицированных военных управленческих кадров, совершенствование военного образования, соответствие практическим потребностям войск и училища. Результаты проводимых исследований реализованы в монографиях, учебниках, учебных пособиях, справочниках, инструкциях, методиках и других документах, а также в образовательном процессе вуза.
Монография «Броня России в Татарстане (1916-2016). Из истории зарождения и развития бронетанковых частей, соединений и учреждений в Казани, Татарской АССР и Республике Татарстан», разработанная авторским коллективом кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в составе: К.Г. Валеева, В.Е. Уткина, Е.В. Панова, В.А. Бородина, заняла 4 место в конкурсе научных работ, выполненных личным составом органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также постоянным составом, адъюнктами и докторантами образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации.
За высокие результаты, достигнутые в педагогической деятельности в течение последних трех лет,
установлены ежегодные поощрения Министра обороны Российской Федерации: профессору кафедры тактики полковнику О.Н. Леухину, заведующей кафедрой иностранных и русского языков В. А. Ту-бальцевой, доценту кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин В.А. Бородину.
Кроме того, преподаватели училища принимают активное участие в военно-исторической, научно-информационной, военно-научной, изобретательской и рационализаторской работе, подготовке курсантов к Олимпиадам.
- Сегодняшнее поколение танков - это сложнейшие комплексы электронного оборудования и современного вооружения. Сложно ли нынешнему поколению курсантов освоить эту технику, и соответствует ли современным требованиям имеющаяся в училище учебная материально-техническая база?
- Сегодняшние курсанты-это молодежь, достаточно грамотная и умеющая разбираться в технике. Уровень общеобразовательной подготовленности курсанта достаточно быстро позволяет усвоить требования образовательной программы по освоению сложной современной техники и вооружения танкового подразделения. А имеющаяся в училище учебная материально-техническая база только способствует этому процессу.
Для проведения занятий в училище имеется: 8 лекционных ау-
диторий, 61 специализированный класс, 4 лаборатории, 23 класса на полигоне и приказарменном огневом городке.
Активно используются тренажерные комплексы огневой подготовки и вождения, классы управления боем, моделирования практических работ, электронных тренажеров для работы на средствах ЕСУ ТЗ, стрелковый тир на 100 метров, огневой городок с участком для стрельбы из стрелкового оружия. В 2017 году было осуществлено получение комплексов БЛА «Элерон-3 СВ», организована подготовка личного состава по вопросам их применения и обслуживания.
В завершающую стадию вступило возведение лабораторного корпуса. Широко используются объекты базы общевойсковой и физической подготовки (строевой плац, городок подготовки подразделений антитеррора, караульный комплекс, спортивный комплекс (на 4 спортивных зала), стадион, полоса препятствий, спортивный городок, казарменная спортивная база, плавательный бассейн с комплексом легководолазной подготовки.
В училище создана и развивается база информационного обеспечения, включающая библиотечный фонд в количестве 64457 экземпляров учебной и научной литературы, более 840 контрольно-обучающих, тестовых и других компьютерных программ, электронные учебники и учебные пособия, видео- и кинофильмы, позволяющие обеспечить проведение всех видов учебных занятий и самостоятельной работы.
В период с 2014 по 2018 год в училище проведено подключение и регистрация в «Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина»; осуществлено создание и организовано функционирование электронной библиотеки в общей системе электронной библиотеки МО РФ; произведена закупка литературы по дисциплинам учебных планов на сумму более 2 млн 405 тыс. рублей; получен гриф УМО на 25
учебно-методических пособий по дисциплинам военно-профессионального и гуманитарного модулей; получены 57 базовых электронных учебников из других вузов МО РФ (в том числе 23 - секретных); в 2018 году проведена разработка и корректировка 28 электронных учебников, в том числе 3 базовых.
Неотъемлемой частью для овладения практическими навыками курсантов является полевая учебная база, которая включает: комплекс тактической подготовки (учебное тактическое, учебное поле по военно-инженерной подготовке, учебное поле по РХБЗ, учебное поле по военной топографии, тактико-психологическая полоса, комплексная тактическая полоса), комплекс огневой подготовки (танковая директриса, танковый огневой городок, войсковое стрельбище), комплекс вождения (танкодром, вододром, автодром).
- Имеется ли в училище возможность изучения и внедрения опыта применения бронетанковой техники в Сирийской Арабской Республике?
- Командованием и профессорско-преподавательским составом училища уделяется серьезное внимание внедрению опыта применения бронетанковой техники в Сирийской Арабской Республике. Преподавательский состав имеет возможность изучения данного опыта как на основе аналитического материала, собранного и обобщенного военными специалистами Министерства обороны, так и на основе личного опыта, полученного в ходе стажировок и выполнения специальных задач в Сирийской Арабской Республике, а это на текущий момент 50% педагогов-офицеров.
В свою очередь, полученный личный опыт внедряется в образовательный процесс училища. В этих целях преподавателями разрабатываются новые упражнения подготовительных стрельб из танка, на занятиях по тактике при выработке замысла боя и в ходе
управления подразделениями при выполнении полученной задачи обращается внимание на использование тех способов применения бронетанковой техники, которые доказали свою эффективность в современных условиях.
- Бытует мнение, что в современном бою жизнь танка исчисляется в среднем всего 5-7 минутами. Как Вы относитесь к этим показателям и что думают по этому поводу педагоги и курсанты училища?
- Факты свидетельствуют, что танк, несмотря на появление эффективных противотанковых средств, условия городской застройки и горной местности, продолжает оставаться единственной наземной системой, в которой сочетаются огонь, маневр и защита.
Что касается бытующего в широких массах представления о временном исчислении боеспособности танка, то оно достаточно условно и не может являться тактической оценкой дееспособности танка. Преподаватели училища, также, как и курсанты, исходят из того, что продолжительность жизни танка во многом зависит от грамотности и обученности его экипажа.
- В недавних боевых стрельбах штатным снарядом приняли участие курсанты-выпускники Вашего училища. Каковы результаты стрельб, что они выявили, какие уроки можно извлечь из этих занятий?
- Огневая подготовка - один из основных предметов боевой подготовки танковых войск. В современных условиях огневое поражение продолжает оставаться основным средством в достижении победы над противником.
Выпускник училища в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями образовательной программы должен обладать способностью эффективно использовать боевые, эксплуатационные и технические возможности вооружения и военной техники в различных условиях обстановки.
* ; 1 1 С 1 1 ! IV *
¿Ш1
Результаты выполнения упражнений стрельб штатным артиллерийским выстрелом показали, что профессиональная подготовка, способность реализовывать огневые возможности танка, морально-психологическая готовность курсантов-выпускников находятся на достаточно высоком уровне. В процентном соотношении отличные оценки за выполнение упражнений получили 48% выпускников. Средний балл за выпускной курс составил - 4,4.
Но, как вы понимаете, добиться хороших результатов невозможно без планомерной и кропотливой работы командования, управления училища, профессорско-преподавательского состава кафедры вооружения и стрельбы, командиров курсантских подразделений, самих курсантов, начиная еще с этапа становления нынешних выпускников.
С первого курса особое внимание уделяется вопросу умелых действий курсантов при вооружении танка, для этого в училище разработана система плановых тренировок. Осуществляется тщательный анализ результатов каждых проведенных стрельб, своевременно вносятся коррективы в образовательный процесс по дисциплине «Устройство вооружения и его боевое применение», совершенствуется учебно-материальная база огневой подготовки. Немаловажным моментом является поддержание высокой технической готовности и исправное состояние танков учебно-боевой группы, с чем успешно справляются офицеры и личный состав подразделения обеспечения учебного процесса.
- Известно, что курсанты Вашего училища принимают участие в танковом биатлоне. Каковы их успехи и чему учит опыт соревнований подобного рода?
- В соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации и указаниями начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Фе-
1к |' I- 1 ■ 1 п1 1 + 1 рг а.
1 -III ■1 'Ш %
дерации - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации с 2016 года курсанты 3-5 курсов принимают участие во Всеармейских соревнованиях по полевой выучке среди танковых подразделений (танковом биатлоне). Экипажи, представлявшие училище, показали высокий уровень профессиональной подготовки. Среди команд военных округов, воздушно-десантных войск, Северного флота и Дальневосточного высшего общевойскового командного училища наша команда заняла: в 2016 и 2017 годах -III место, в 2018 году - II место. Опыт соревнований подобного рода позволяет наиболее объективно и комплексно осуществить оценку подготовленности военнослужащих к ведению боевых действий, каждого члена экипажа отдельно и слаженность экипажа в целом, так как он затрагивает - тактическую, огневую, техническую, физическую подготовку, вождение боевых машин и другие предметы подготовки в комплексе.
- 15 февраля исполняется 30 лет со дня вывода Советских войск из Афганистана. Есть ли в училище участники тех событий и актуален ли опыт использования танков в ДРА сегодня?
- Афганская война (19791989) - военный конфликт на территории Афганистана правительственных сил и Ограниченного контингента Советских войск, с одной стороны, боевиков-«душ-манов», пользующихся политической и финансовой поддержкой
ведущих государств НАТО и исламского мира - с другой.
Война в Афганистане - это боль народа. Многие события с годами стираются из памяти. Но мы не вправе забывать эти страницы истории. Как и любая, эта война принесла многочисленные жертвы, горе в семьи многих людей. Серьезными были и потери - погибли 17 выпускников училища. Мы склоняем головы перед их светлой памятью.
Среди тех, кто с честью прошел суровое испытание, было немало представителей Казанского танкового училища. Это кавалеры боевых орденов и медалей ветераны училища, полковники: заведующий кафедрой ГиЕНД К.Г. Валеев, профессор кафедры тактики Н.И. Головчен-ко, инженер отдела (организации научной работы) Г.А. Ковтун, заместитель начальника кафедры тактики Ю.Н. Милащенко и другие офицеры.
Для нынешнего поколения курсантов училища действительно актуален опыт применения танков в Афганистане, прежде всего в горной местности и условиях жаркого климата. Особое внимание на учебных занятиях по тактике, огневой подготовке, эксплуатации БТВТ уделяется опыту взаимодействия танков с мотострелковыми подразделениями и артиллерией, стрельбе из танков на большие дальности и с закрытых огневых позиций.
- Есть информация о том, что в Вашем училище вырос конкурс при поступлении. Чем Вы это можете объяснить?
- Да, это действительно так. В 2018 г. конкурс по поступившим личным делам составил 4,3 человека на одно место в сравнении с 2016 г.- 4,1 человека на место.
В настоящее время отмечается устойчивая тенденция к росту количества желающих стать офицерами-танкистами. Объяснение простое - повышение престижа профессии офицера.
Затрагивая тему преемственности поколений, я, прежде всего, делаю акцент на специфике профессиональной деятельности офицеров, которых готовит наше училище. Ведь каждому из них необходимо иметь высокую нервно-психическую устойчивость, достаточную военно-профессиональную направленность, быть дисциплинированным и ответственным; обладать выдержкой и самоконтролем, быть физически подготовленным и здоровым.
Для будущего танкиста важна соответствующая морально-психологическая готовность, умение действовать осмысленно, хладнокровно и эффективно, а для этого необходимо обладать высоким уровнем интеллектуального развития, помимо этого иметь развитые коммуникативные и организаторские способности, которые пригодятся в дальнейшей работе с личным составом.
Беседу вели Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ
Фото из архива училища
Герасимов Валерий Васильевич, начальник Генерального штаба ВС РФ - первый заместитель Министра обороны РФ, генерал армии, Герой России (выпускник Казанского ВККТУ1977 г.):
«Время выдвигает новые требования к офицерскому составу. Те, которые предъявлялись раньше, нуждаются в переосмыслении и реализации с применением новых подходов. Нужны офицеры, в первую очередь, инициативные, самостоятельные, думающие, которые должны уметь анализировать обстановку, делать правильные выводы и принимать целесообразные решения. Поэтому у каждого выпускника Казанского танкового училища должен быть заложен надежный потенциал, готовый к дальнейшему совершенствованию».