Научная статья на тему 'ПРАКТИКА - ОСНОВА ОСНОВ. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОФИЦЕРОВ ВДВ ВЕДЕНИЮ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРАКТИКА - ОСНОВА ОСНОВ. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОФИЦЕРОВ ВДВ ВЕДЕНИЮ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сердюков Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА - ОСНОВА ОСНОВ. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОФИЦЕРОВ ВДВ ВЕДЕНИЮ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ПРАКТИКА - ОСНОВА ОСНОВ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОФИЦЕРОВ ВДВ ВЕДЕНИЮ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В СОВРЕМЕННЫХУСЛОВИЯХ

Генерал-полковник СЕРДЮКОВ Андрей Николаевич -командующий Воздушно-десантными войсками

Строительство Воздушно-десантных войск в XXI веке обуславливается изменением характера военных угроз, новыми тенденциями в развитии средств и способов вооруженной борьбы, а также расширением спектра задач, решаемых войсками. Все это объективно ведет к существенному увеличению объема, разнообразия и сложности решений, принимаемых командирами тактического звена на организацию и ведение общевойскового боя.

Вооруженные конфликты и локальные войны конца XX -начала XXI века позволяют достаточно объективно дать характеристику современному общевойсковому бою.

На основании результатов исследований форм и способов ведения войн и вооруженных конфликтов определены черты, присущие современным боевым действиям:

- ведение автономных (очаговых, локальных) боевых действий, рассредоточенных на большой территории, без

ярко выраженной линии соприкосновения;

- сочетание огневого воздействия на дальние расстояния с активным применением воздушного десанта;

- использование классических форм и способов построения боевых порядков воинских формирований наряду с выполнением боевых задач мелкими тактическими подразделениями или группами со специфическими особенностями их боевого применения;

- первоочередное решение задач разведки, огневого поражения и поддержания взаимодействия, с упреждением противника в обнаружении целей и их уничтожении как с использованием традиционных средств и систем, так и с применением беспилотных летательных аппаратов, наземных робо-тотехнических комплексов, автоматизированных систем управления и навигации, элементов индивидуальной боевой экипировки военнослужащих;

- уменьшение временных показателей сосредоточения основных усилий на решающих направлениях, совершения маневра подразделениями в наступательных и оборонительных операциях;

- быстрые изменения обстановки, частые перемещения войск, применение автоматизированных систем управления, разведки и радиоэлектронной борьбы, изменения деятельности командиров и штабов по подготовке подразделений, частей и соединений к боевым действиям и управлению ими в ходе боя.

Столь значительные изменения привели к тому, что старые подходы в подготовке будущих офицеров устарели, ведь даже правильно подготовленная армия для войн вчерашнего дня не может иметь успеха в современной войне.

При разработке требований к результатам военно-профессиональной подготовки будущих офицеров Командование Воздушно-десантных войск учло характер современных боевых действий.

Реализуя приоритетные принципы обучения, стремясь идти в ногу со временем, подготовка будущих офицеров Воздушно-десантных войск осуществляется на современных объектах учебно-материальной базы с использованием инновационных технологий.

Уровень качества подготовки военного профессионала прочно ассоциируется с внедрением инновационных технологий обучения, направленных на формирование у курсантов готовности к самостоятельной профессиональной деятельности на первичной должности и на ступень выше.

Находящаяся в сфере приоритетных задач Командования Воздушно-десантных войск система подготовки будущих офицеров рассматривается в единстве с современной наукой, а направления и подходы внедрения в образовательную деятельность информационных технологий и тренажерных комплексов всесторонне и объективно анализируются для определения рациональных форм и методов их широкого применения.

Информационные технологии и учебно-тренажерные

комплексы стали неотъемлемой частью образовательного процесса Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, существенно повышающей его эффективность.

Так как традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, не удовлетворяет предъявляемым требованиям, поэтому в училище предметно-ориентированные технологии заменяются модульными, интегрированными в несколько учебных дисциплин, позволяющими курсанту уже на младших курсах видеть модель (образ) современного боя.

Следует отметить, что в РВВДКУ в полной мере реализуется система формирования у курсанта командно-методических навыков:

- на младших курсах обучаемый готовится для ведения боя в должности солдата-десантника, способного действовать в составе отделения (боевой группы), и к выполнению обязанностей командира парашютно-десантного отделения (заместителя командира взвода), способного организовывать и управлять действиями отделения (взвода) в бою;

- на старших курсах обучения курсант в полном объеме способен организовывать подготовку взвода (роты) и управлять им в ходе боя.

Привитие командно-методических навыков и навыков профессиональной деятельности у курсантов осуществляется в структурно-логической последовательности на групповых упражнениях, практических, тактических занятиях и тактических учениях, а также закрепляется в ходе войсковой стажировки. Достижению высоких результатов способствует широкое

Занятия по огневой подготовке в учебном центре

применение в образовательной деятельности педагогических инноваций.

Инновационная педагогическая технология - это целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных элементов (компонентов) и образовательной системы в целом, поиск эффективных методик и программ их внедрения в образовательный процесс.

Инновационные технологии обучения рассматриваются в училище, как средство моделирования профессиональной деятельности современного военного специалиста.

Определяя наиболее рациональные технологии подготовки будущих офицеров для Воздушно-десантных войск, научно-исследовательскими лабораториями и кафедрами Рязанского высшего воздушно-десантного командного

училища совместно с офицерами группы военного образования и Военно-научного комитета Воздушно-десантных войск был выполнен ряд научно-исследовательских работ, направленных на поиск рациональных педагогических технологий.

Совместное использование информационных технологий и программно-аппаратных комплексов с применением высокотехнологичного полигонного оборудования и реальных образцов вооружения и военной техники значительно способствует повышению качества подготовки военных специалистов за счет:

- применения современных способов отображения информации и документирования хода тренировок;

- дидактических особенностей ведения образовательной деятельности на тренажерах, моделирования боевой обстановки, максимально приближенной к реальной;

- наращивания тактической обстановки, изменения местности, изменения группировки противника и его боевых возможностей, использования эффекта разрыва снарядов, мин, ракет и авиационных бомб;

- качественного изменения объективности контроля и оценки действий обучающихся;

- сведения различных групп тренажеров в сложные учебно-тренировочные системы (комплексы) на основе использования новейших достижений науки и техники и практического опыта обучения;

- удешевления тренажерной техники, используя модульный принцип конструирования, снижения массогабаритных и энергозатратных характеристик, унификации математического обеспечения тренажеров на базе ЭВМ;

- сокращения времени использования реальных образцов вооружения и военной техники при обучении до достижения требуемого уровня подготовки, сокраще-

ния сроков и стоимости подготовки при высоком уровне готовности обучающихся к выполнению предстоящих задач.

Опыт подготовки специалистов в РВВДКУ свидетельствует о том, что в условиях массового обучения за счет комплексного применения тренажеров повысилось качество практической подготовленности, сократились сроки формирования профессиональных компетенций обучающихся. Наряду с этим повысилась информативность занятий, наглядность изложения и отработки учебного материала, расширились возможности руководителей занятий в творческом поиске более эффективных форм, методов и способов обучения, возросло качество подготовки будущих офицеров в целом.

Результаты отечественного и зарубежного опыта подготовки военных специалистов подтверждают возрастающую роль и важность внедрения информационных технологий и технических средств для совершенствования системы обучения будущих офицеров Воздушно-десантных войск.

Современное поколение преподавателей-новаторов совместно со специалистами предприятий военной промышленности принимает активное участие в разработке тренажерных комплексов нового поколения, определяя тактико-технические требования к ним и методики их испытаний и применения.

В образовательном процессе училища сейчас задействованы 1350 персональных электронно-вычислительных машин, 40 компьютерных классов, 181 мультимедийный комплекс, более 40 тренажеров и учебно-тренажерных комплексов различного назначения, а также высокотехнологичное полигонное оборудование. Причем значительная часть технических средств обучения используется комплексно.

Для формирования у будущих офицеров Воздушно-десантных войск способностей по подготовке подразделения к бою и управлению им в современном бою в училище разработана и успешно реализуется система комплексных учебно-методических задач на основе применения учеб-

ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫЕ ВОЙСКА

но-тренажерных средств. В ее отработке последовательно участвуют кафедры: тактики, тактико-специальной подготовки, воздушно-десантной подготовки, вооружения и стрельбы, инженерного обеспечения боя и водолазной подготовки, организации связи и военных телекоммуникационных систем и другие.

Для формирования у курсантов практического опыта организации десантирования и боя, управления подразделениями и огнем поддерживающей артиллерии в бою, наведения авиации, беспилотных летательных аппаратов, учета боевых возможностей робототехнических средств в училище применяется «Учебный тренажерный комплекс управления боем».

Основу этого комплекса составляют тренажерные комплексы КТ 675 (тренажерный комплекс управления боем в звене отделение [экипаж] - взвод), развернутые в училище на кафедре тактики. Комплекс применяется для формирования у курсантов младших курсов навыков ведения боя в различных условиях в должности командира парашютно-десантного (десант-но-штурмового) отделения в ходе проведения комплексной учебно-методической задачи «Парашютно-десантное отделение в различных видах боя» на основе моделирования боевых действий и отображения действий подчиненных военнослужащих и подразделений противника на фоне виртуального поля боя.

На старших курсах тренажерный комплекс применяется для формирования навыков командира взвода в подготовке к бою и управлению боем в ходе решения комплексной учебно-методической задачи «Парашютно-десантный взвод в различных видах боя». Этот комплекс обеспечивает инте-

рактивное обучение курсантов управлению подчиненными военнослужащими, корректировке огня артиллерии и наведению авиации, получению разведывательных данных от беспилотных летательных аппаратов, с наращиванием сложности тактической обстановки, с эффектами разрывов снарядов, ракет и авиабомб, в результате чего у курсанта формируется всестороннее видение картины современного боя.

Занятие с использованием этого тренажерного комплекса представлено Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путину, Министру обороны Российской Федерации С.К. Шойгу и получило высокую оценку.

Ротный комплект тактического тренажера управления боем позволяет обучать курсантов управлению подразделениями ротной тактической группы с подразделениями усиления в составе самоход-но-артиллерийской батареи, танкового, противотанкового и инженерно-саперного взводов, зенитно-ракетного отделения, огнеметной и снайперской пар при поддержке звена вертолетов. Его применение в учебном процессе позволяет курсанту получать возможность приобретения опыта управления всеми подразделениями ротной тактической группы, реально увидеть влияние боевых возможностей этих подразделений на выполнение боевой задачи парашютно-десантной (десантно-штурмо-вой) ротой и в дальнейшем самому определить силы и средства парашютно-десантного (десантно-штурмового) подразделения, необходимые для успешного выполнения поставленной боевой задачи, выбрать рациональный способ построения боевого порядка.

При использовании данного комплекта обучаемые погружаются в виртуальную реальность, где приобретают навык в организации взаимодействия между подразделениями ротной тактической группы, управлении подразделениями усиления при выполнении боевых задач.

Для формирования у курсантов навыков выполнения обязанностей должностных лиц парашютно-десантного (десантно-штурмового) батальона и артиллерийской батареи используется тренажерный комплекс артиллерийской батареи, который позволяет курсантам закрепить умения в разведке целей, их распределении, выборе вида огня и его корректировании.

Использование учебного тренажерного комплекса управления боем совместно с автоматизированной системой управления Воздушно-десантных войск, системами спутниковой навигации и элементами современной боевой экипировки военнослужащего «Ратник» имитирует функционирование разведывательно-огневого контура, позволяет отрабатывать вопросы разведки, огневого поражения противника, организации взаимодействия внутри подразделений с подразделениями усиления и поддержки, с соседями, применяя электронную форму боевых документов.

Широкое применение в образовательном процессе нашел «Учебно-тренировочный комплекс огневой подготовки», использующийся в ходе практических занятий при выработке у курсантов навыков владения стрелковым оружием отделения (взвода), навыков применения комплекса вооружения боевых машин как в ходе решения комплексных учебно-методических задач, так и при проведении огневых тренировок. При этом для

Отработка действий в свободном падении

обучения курсантов стрельбе из стрелкового оружия и гранатометов применяется широкий спектр тренажеров («Вега М», «Хамелеон», «СКАТТ», «Рубин», «1У40», «9Ф700-1», «1У35М»).

Тренажер «Вега М» находит свое применение в разработанной и внедренной в училище методике обучения разведке целей и управлению огнем парашютно-десантного отделения (группы) с практическим поражением целей в ходе решения огневых задач (без использования боеприпасов), с имитацией звука выстрела оружия. Этот тренажер используется для обучения курсантов второго курса при формировании у них навыков управления огнем парашютно-десантного отделения, а на третьем курсе - взвода.

Приобретение курсантами практических навыков в действиях с противотанковыми комплексами «Фагот», «Конкурс» и «Метис» осуществляется на тренажерах ПТРК-9Ф660-3 и 9Ф660-4.

В обучении экипажей действиям при вооружении БМД-2 применяются тренажеры ТОП-675 и УБ-675. Практические

навыки наводчиков-операторов этих боевых машин отрабатываются на тренажерах ТКНО-675Н.

Навыки наводчиков-операторов бронетранспортера БТР-80 отрабатываются на тренажерах ТН-80.

Для обучения командиров и наводчиков-операторов боевой машины БМД-4М используется полевой тренажер БО 950М.

Следует отметить, что занятия на тренажерных комплексах логически взаимосвязаны с отработкой соответствующей комплексной учебно-методической задачи. Важность огневой подготовки определяется тем, что командир, управляющий боем, должен грамотно, умело и быстро:

- осуществлять разведку, оценку целей и определять очередность их поражения;

- выбирать вид оружия и боеприпасов, вид и способ ведения огня;

- ставить огневые задачи и подавать команды на открытие огня;

- вести наблюдение за результатами огня и его корректирование;

- осуществлять маневр огнем;

- контролировать расход боеприпасов;

- поддерживать связь для управления огнем отделений и взвода.

Последовательное и целенаправленное применение учебно-тренировочного комплекса огневой подготовки в ходе решения комплексной учебно-методической задачи позволяет в полном объеме и качественно сформировать у курсантов навыки управления огнем.

Для проведения занятий с курсантами по отработке действий десантника-парашютиста при совершении прыжков с парашютом (в том числе специального назначения) из самолетов и вертолетов военно-транспортной авиации, тренировки личного состава в подготовке техники к десантированию из самолетов и вертолетов в училище создан и эффективно используется «Учебно-тренировочный воздушно-десантный комплекс».

В его составе имеются: непосредственно воздушно-десантный комплекс, многофункциональный класс, тренажер загрузки техники в самолет, аэродинамическая установка, класс наземной подготовки и изучения правил полета, парашютный городок, классы изучения материальной части воздушно-десантной техники и подготовки к десантированию. Комплексное использование ВДК повышает безопасность совершаемых курсантами прыжков с парашютом, обеспечивает возможность подготовки курсантов к десантированию с использованием парашютных систем специального назначения, позволяет формировать навыки подготовки вооружения и военной техники к десантированию, выполнению обязанностей выпускающего.

Для изучения устройства вооружения и военной специ-

альной техники, отработки нормативов и привития навыков вождения бронетанковой и автомобильной техники в различных условиях используется «Учебно-тренажерный комплекс бронетанковой и военной техники», позволяющий обучать до 120 курсантов одновременно. В состав комплекса входят учебные лаборатории тренажеров боевых машин, автомобильной техники, гусеничных машин и класс динамических тренажеров.

Для отработки навыков в принятии решения, оперативного его доведения до подчиненных подразделений, организации и поддержания взаимодействия в ходе отработки комплексных учебно-методических задач эффективно используется «Комплекс автоматизированных систем управления ВДВ» совместно с комплексом разведки управления и связи (КРУС) «Стрелец». Такое сочетание комплексов дает преподавателю возможность формирования у будущих офицеров навыков в передаче (приеме) разведывательной информации, целеуказания,

определения местоположения своих подразделений, соседей и противника, и постановки задач как парашютно-десантному подразделению, так и отдельному военнослужащему. Он состоит из: типового модуля автоматизированных полевых командных пунктов и комплекса учебно-тренажерных средств, КРУС «Стрелец», а также АРМ, размещенных в боевых машинах. Использование комплекса позволяет значительно снизить время на принятие управленческого решения и доведение его до подчиненных.

Воздушно-десантные войска будут выполнять боевые задачи в различных климатических условиях, в том числе арктической зоне, а также на морских и океанских направлениях. Поэтому в училище для базовой водолазной подготовки, тренировки подводной стрельбе, отработки вопросов беспарашютного десантирования из вертолетов, ведения боя в морской акватории создан «Учебно-тренажерный комплекс водолазной подготовки».

В составе комплекса имеются: бассейн с вышками и

тиром, учебно-тренировочная башня, тренажеры аварийного выхода из подводного судна через торпедный аппарат, барокомплекс, тренажер для беспарашютного десантирования, макет борта корабля. Этот комплекс позволяет формировать у будущих офицеров навыки организации и ведения боя не только на земле, но и на воде и под водой.

Таким образом, разработанная и успешно применяемая в РВВДКУ интегрированная система комплексных учебно-методических задач, на основе последовательного и целенаправленного использования учебно-тренажерных комплексов, высокотехнологичного полигонного оборудования и реальных образцов вооружения и военной техники для формирования у будущих офицеров Воздушно-десантных войск готовности к управлению боевыми действиями в современных условиях, позволяет повысить качество их подготовки, о чем свидетельствуют результаты государственной итоговой аттестации и отзывы из войск на выпускников училища. Продолжение темы на с. 74.

РАЗВИТИЕ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК

ПОВЫШЕНИЕ МОБИЛЬНОСТИ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК, СОКРАЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПОГРУЗКИ ИХ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ

ПОВЫШЕНИЕ УДАРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕСАНТНО-ШТУРМОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ВДВ

Сформированы 6 танковых подразделений в десантно-штурмовых соединениях ВДВ

ОСНАЩЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ БМД И АРТИЛЛЕРИЙСКИМИ СИСТЕМАМИ - 497 ед

ПОВЫШЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПО ВЕДЕНИЮ РАЗВЕДКИ И РЭБ

Сформированы роты БПЛА и РЭБ. Переформированы 3 разведывательные роты в разведывательные батальоны

ДиииДИИНИ

ПОВЫШЕНИЕ БОЕВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

А +30%

2012 год 2017 год

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.