Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ СВЯЗИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ВДВ ПРИ ОТРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ СВЯЗИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ВДВ ПРИ ОТРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
123
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОЛЕ БОЯ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / MILITARY GEOGRAPHIC INFORMATION SYSTEM / AUTOMATED CONTROL SYSTEM / THE ELECTRONIC BATTLEFIELD / UNIFORM INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Саламов Валерий Анатольевич, Будкин Евгений Георгиевич, Попов Андрей Сергеевич

В статье рассматривается обучение принципам работы командиров подразделений ВДВ в формате единого информационного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Саламов Валерий Анатольевич, Будкин Евгений Георгиевич, Попов Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE STRUCTURE AND MANAGEMENT PROCESSES USE OF MODERN MEANS OF COMMUNICATION AND AUTOMATION OF AIRBORNE FORCES AT WORKING OFF OF THE COMPLEX EDUCATIONAL AND METHODICAL TASK

In the article the training of the principles of work of commanders of troops of airborne forces in a format of a common information space is considered.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ СВЯЗИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ВДВ ПРИ ОТРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ»



- А I

ш

ш

Ш

В.А. САУ1АМОВ, Е.Г. БУДКИН, A.C. ПОПОВ

V.A. SALAMOV, E.G. BUDKIN, A.S. POPOV

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ

IMPROVING THE STRUCTURE AND MANAGEMENT PROCESSES

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ СВЯЗИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ВДВ ПРИ ОТРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ

USE OF MODERN MEANS OF COMMUNI CATION AND AUTOMATION OF AIRBORNE FORCES AT WORKING OFF OF THE COMPLEX EDUCATIONAL AND METHODICAL TASK

Сведения об авторах: Саламов Валерий Анатольевич - начальник кафедры организации связи и военных телекоммуникационных систем Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища, гвардии полковник, доцент (г. Рязань. E-mail: [email protected]);

Будкин Евгений Георгиевич - профессор кафедры организации связи и военных телекоммуникационных систем Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища, кандидат военных наук, профессор (г. Рязань. E-mail: [email protected]);

Попов Андрей Сергеевич - преподаватель кафедры организации связи и военных телекоммуникационных систем Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища, гвардии майор, кандидат технических наук (г. Рязань. E-mail: [email protected]).

Аннотация. В статье рассматривается обучение принципам работы командиров подразделений ВДВ в формате единого информационного пространства.

Ключевые слова: геоинформационная система военного назначения, автоматизированная система управления, электронное поле боя, единое информационное пространство.

a Information about the authors: Valéry Salamov - Head of the

Department of Communication and Military Telecommunications Systems of the Ryazan Higher Airborne Command School, guard colonel, Associate Professor (Ryazan. E-mail: [email protected]);

Evgeny Budkin - Professor of the Department of Communication and Military Telecommunications Systems of Ryazan Higher Airborne Command School, Candidate of Military Sciences, Professor (Ryazan. E-mail: [email protected]);

Andrei Popov - Lecturer, Department of Communication Organization and Military Telecommunication Systems, Ryazan Higher Airborne Command School, guard Major, Candidate of Technical Sciences (Ryazan. E-mail: [email protected] ).

Summary. In the article the training of the principles of work of commanders of troops of airborne forces in a format of a common information space is considered.

Keywords: military geographic information system, the automated control system, the electronic battlefield, uniform information space.

л

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

с;*.,

ш

Ж

УД

1

Глубокая оценка объективных и субъективных недостатков в организации и ведении современных войн показала необходимость совершенствования структуры и процессов управления, нацеленных на обеспечение принятия решений командиром преимущественно в реальном масштабе времени с учетом быстроменяющегося и всеобъемлющего информационного пространства. Это особенно актуально в условиях развития концепции «сетеоцентрической войны», активно внедряемой на всех уровнях управления войсками стран НАТО. В частности, по мнению американских экспертов в области трансатлантической безопасности и реформирования НАТО, военное превосходство в операциях XXI века определяется уже не столько количеством танков и ракет, состоящих на вооружении, сколько достоверным знанием ситуации в боевом пространстве и способностью согласования действий всех участников операции, что в значительной мере определяется уровнем возможностей по предоставлению услуг устойчивой и безопасной связи и наличием структуры управления, функционирующей на основе анализа разведывательных данных в реальном масштабе времени. Развитие информационных технологий и их использование в войсках определили необходимость внесения в подготовку офицеров ВДВ порядка применения геоинформационных систем военного назначения.

Геоинформационная система (ГИС) - это автоматизированная система, предназначенная для сбора, обработки, анализа, моделирования и отображения данных, решения информационных и расчетных задач с использованием цифровой картографической, аналоговой и текстовой информации. ГИС военного назначения - функционально ориентирована и предназначена для

решения задач в автоматизированных системах управления войсками и оружием, поддержки принятия решения, планирования боевых действий войск и видов боевого обеспечения.

Сегодняшнее оснащение ВДВ позволяет формировать ГИС военного назначения в интересах различных уровней управления за счет штатных комплексов разведки, управления, связи и АСУ ВДВ, обладающих гибкой структурой и возможностью интеграции в более сложные системы управления, создавать элементы боевой подсистемы управления, отвечающей специфике выполняемых задач.

Таким образом, существует необходимость обучения курсантов по формированию «электронного поля боя» и работе в нем с привлечением всех средств связи и автоматизации. Создание «электронного поля боя» - серьезный качественный скачок в части применения геоинформационных систем для тактических действий. ГИС дает возможность создавать информационные системы, отображающие информацию, точно соответствующую потребностям командира и выполняемым задачам в реальном масштабе времени.

Обучение принципам работы командира подразделений ВДВ в формате единого информационного пространства организуется с курсантами в рамках отработки комплексной учебно-методической задачи: «Парашютно-десантный взвод в обороне в тылу противника». Занятие проводится на фоне единой тактической задачи, разработанной в Рязанском гвардейском высшем воздушно-десантном командном училище, и позволяет производить наращивание отрабатываемых задач и тактической обстановки.

Цели занятия:

- улучшение качества управления подразделениями;

- достижение сокращения времени выполнения информационных процессов и операций;

- повышение устойчивости, непрерывности, оперативности и скрытности управления.

В ходе занятия обучаемые имеют возможность отработать основные вопросы управления -порядок использования командиром парашютно-десантного взвода средств связи, комплексов разведки и АСУ ВДВ «Андро-меда-Д» при подготовке и в ходе выполнения полученной задачи. На занятии курсанты в роли ко-

Занятие по управлению боем взвода

с*

¿А

Т1Х;

ШЕ

ш

БМД-1КШ-А

Рис. Применение средств связи, автоматизации и разведки в ходе комплексной учебно-методической задачи

мандиров парашютно-десантных взводов управляют подразделением при выходе к объекту и организации взаимодействия с подразделениями войсковой разведки, авиацией.

Отработка данных вопросов осуществляется в автоматизированном режиме с помощью специального программного обеспечения таких средств, как комплекс разведки управления и связи (КРУС) «Стрелец», радиостанция Р-187-П1 «Азарт», элемент АСУ ВДВ «Ан-дромеда-Д» (см. рис.).

Использование этих средств позволяет:

а) получать данные о местонахождении (координатах), направлении и скорости движения любой боевой машины, как своей, так и входящей в состав других учебных взводов, и отдельных военнослужащих;

б) транслировать полученные данные на любой пункт управления (в ходе проведения занятия -на автоматизированное рабочее место преподавателя);

в) отображать полученные данные (в том числе местонахождение машин в виде тактических знаков с указанием их бортовых номеров) на фоне электронной карты

Автоматизированное рабочее место

с нанесенной на ней тактической обстановкой.

Доведение подразделениям уточненных или новых учебно-боевых задач и осуществление контроля их выполнения основываются на возможности оперативной передачи информации (в том числе графической) об уточненных (новых) боевых задачах подчиненным подразделениям по уже сформированным каналам средств радиосвязи и АСУ ВДВ. Порядок постановки таких задач определяется руководителем занятия и может изменяться в зависимости от специализации подготовки. Например, курсанты, обучаемые по специализации «Применение подразделений войсковой разведки», основным средством оперативной передачи информации используют КРУС-ВР «Стрелец», обучаемые по специализации «Применение подразделений Воздушно-десантных войск», - автоматизированные рабочие места боевых машин десанта.

При выполнении поставленных задач курсанты в комплексе решают информационные и управленческие задачи, основой которых является полное и всеобъемлющее использование тактико-технических возможностей образцов средств связи и автоматизации в едином информационном поле.

Во время проведения занятий центральное место и самостоятельная роль отводится информационной подсистеме, формируемой самими обучаемыми на основе имеющихся средств связи, автоматизации и разведки. Именно в ней осуществляется прием информации всех уровней управления, доведение приказов, ведение данных целеуказания и т.д.

Основными задачами становятся информирование об обстановке, автоматизированное формирование объектов целеуказания, выявленных в ходе визуального наблюдения и использования технических средств разведки. Получение данных о положе-

Автоматизированное рабочее место

нии, скорости и направлении, движении своих подразделений (боевых машин) и их отображение в масштабе реального времени реализованы в системе за счет оснащения боевых машин средствами глобального позиционирования и применения соответствующих функций специального программного обеспечения.

Особое значение приобретает привитие обучаемым навыков по отображению реальных объектов на электронной карте местности, решению расчетных задач по оценке временных показателей при совершении маршей и времени вероятной встречи с противником в ходе выдвижения к объекту захвата и при совершении маневров. При этом особую роль играют средства связи, предназначение которых - обеспечить гарантированный обмен разведывательной информацией, доведение данных целеуказания, командно-сигнальной информации и докладов о выполнении поставленных задач, а также подтверждений поражения назначенных целей.

Основной целью использования АСУ ВДВ в ходе проведения полевых занятий в рамках комплексной учебно-методической задачи является получение практического опыта управления под-

разделениями в ходе выполнения ими боевых задач. Обучаемые самостоятельно организуют следующие информационные процессы:

а) сбор подразделений после десантирования, поиск боевых машин и грузов, десантируемых парашютным способом;

б) добывание, сбор, обработка и отображение в графическом виде данных обстановки о своих войсках и войсках противника;

в) получение в масштабе реального времени данных о положении, скорости и направлении, движении своих подразделений (боевых машин);

г) подготовка и представление данных (расчетов), необходимых командиру для уточнения (принятия) решения по возникающим задачам;

д) доведение подразделениям уточненных или новых боевых задач и контроль их выполнения;

е) передача информации в вышестоящий штаб об обстановке, о принятых (уточненных) решениях, поставленных подразделениям задачах и их выполнении;

ж) организация выполнения задач по огневому поражению противника.

Достижение целей занятия основывается на применении новых способов и форм информационного

ч^ШВЖПЕ

Л^злШшШ

взаимодействия за счет создания устойчивой сети, посредством которой каждый из обучаемых непрерывно получает тактическую информацию о ходе боя по всем имеющимся у него средствам. Это позволяет резко сократить время, необходимое на оценку обстановки и принятие решения за счет комплексной обработки и наглядного отображения всех видов информации:

- картографической;

- оперативно-тактической;

- разведывательной;

- фоноцелевой;

- метеогеофизической и др.

Использование ГИС военного

назначения становится важным компонентом единой информационно-коммуникационной среды и требует высокого уровня практической подготовки командиров подразделений ВДВ.

Проведение полевых занятий с применением геоинформационных технологий становится на современном этапе одним из приоритетных и определяющих направлений подготовки курсантов РГВВДКУ. Необходимость постоянного совершенствования и внедрения принципов автоматизации управления, активное использование информационных систем с поддержкой принятия решения при отработке комплексных учебно-методических задач являются необходимым условием качественной подготовки офицеров ВДВ к выполнению задач в условиях информационного противоборства. Ф

ЛИТЕРАТУРА

1. Будкин, Е.Г. Комплекс разведки управления и связи «Стрелец»: учебник / Е. Г. Будкин, В. А. Каплин, В. А. Са-ламов, В. А. Ковтун.- Рязань: РВВДКУ, 2016.193 с.

2. Саламов, В.А. Комплекс разведки / В. А. Саламов, Е. Г. Будкин // Вестник военного образования, 2018. № 1.120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.