- А I
ш
ш
Ш
В.А. САУ1АМОВ, Е.Г. БУДКИН, A.C. ПОПОВ
V.A. SALAMOV, E.G. BUDKIN, A.S. POPOV
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ
IMPROVING THE STRUCTURE AND MANAGEMENT PROCESSES
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ СВЯЗИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ВДВ ПРИ ОТРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
USE OF MODERN MEANS OF COMMUNI CATION AND AUTOMATION OF AIRBORNE FORCES AT WORKING OFF OF THE COMPLEX EDUCATIONAL AND METHODICAL TASK
Сведения об авторах: Саламов Валерий Анатольевич - начальник кафедры организации связи и военных телекоммуникационных систем Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища, гвардии полковник, доцент (г. Рязань. E-mail: [email protected]);
Будкин Евгений Георгиевич - профессор кафедры организации связи и военных телекоммуникационных систем Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища, кандидат военных наук, профессор (г. Рязань. E-mail: [email protected]);
Попов Андрей Сергеевич - преподаватель кафедры организации связи и военных телекоммуникационных систем Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища, гвардии майор, кандидат технических наук (г. Рязань. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье рассматривается обучение принципам работы командиров подразделений ВДВ в формате единого информационного пространства.
Ключевые слова: геоинформационная система военного назначения, автоматизированная система управления, электронное поле боя, единое информационное пространство.
a Information about the authors: Valéry Salamov - Head of the
Department of Communication and Military Telecommunications Systems of the Ryazan Higher Airborne Command School, guard colonel, Associate Professor (Ryazan. E-mail: [email protected]);
Evgeny Budkin - Professor of the Department of Communication and Military Telecommunications Systems of Ryazan Higher Airborne Command School, Candidate of Military Sciences, Professor (Ryazan. E-mail: [email protected]);
Andrei Popov - Lecturer, Department of Communication Organization and Military Telecommunication Systems, Ryazan Higher Airborne Command School, guard Major, Candidate of Technical Sciences (Ryazan. E-mail: [email protected] ).
Summary. In the article the training of the principles of work of commanders of troops of airborne forces in a format of a common information space is considered.
Keywords: military geographic information system, the automated control system, the electronic battlefield, uniform information space.
л
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
с;*.,
ш
Ж
УД
1
Глубокая оценка объективных и субъективных недостатков в организации и ведении современных войн показала необходимость совершенствования структуры и процессов управления, нацеленных на обеспечение принятия решений командиром преимущественно в реальном масштабе времени с учетом быстроменяющегося и всеобъемлющего информационного пространства. Это особенно актуально в условиях развития концепции «сетеоцентрической войны», активно внедряемой на всех уровнях управления войсками стран НАТО. В частности, по мнению американских экспертов в области трансатлантической безопасности и реформирования НАТО, военное превосходство в операциях XXI века определяется уже не столько количеством танков и ракет, состоящих на вооружении, сколько достоверным знанием ситуации в боевом пространстве и способностью согласования действий всех участников операции, что в значительной мере определяется уровнем возможностей по предоставлению услуг устойчивой и безопасной связи и наличием структуры управления, функционирующей на основе анализа разведывательных данных в реальном масштабе времени. Развитие информационных технологий и их использование в войсках определили необходимость внесения в подготовку офицеров ВДВ порядка применения геоинформационных систем военного назначения.
Геоинформационная система (ГИС) - это автоматизированная система, предназначенная для сбора, обработки, анализа, моделирования и отображения данных, решения информационных и расчетных задач с использованием цифровой картографической, аналоговой и текстовой информации. ГИС военного назначения - функционально ориентирована и предназначена для
решения задач в автоматизированных системах управления войсками и оружием, поддержки принятия решения, планирования боевых действий войск и видов боевого обеспечения.
Сегодняшнее оснащение ВДВ позволяет формировать ГИС военного назначения в интересах различных уровней управления за счет штатных комплексов разведки, управления, связи и АСУ ВДВ, обладающих гибкой структурой и возможностью интеграции в более сложные системы управления, создавать элементы боевой подсистемы управления, отвечающей специфике выполняемых задач.
Таким образом, существует необходимость обучения курсантов по формированию «электронного поля боя» и работе в нем с привлечением всех средств связи и автоматизации. Создание «электронного поля боя» - серьезный качественный скачок в части применения геоинформационных систем для тактических действий. ГИС дает возможность создавать информационные системы, отображающие информацию, точно соответствующую потребностям командира и выполняемым задачам в реальном масштабе времени.
Обучение принципам работы командира подразделений ВДВ в формате единого информационного пространства организуется с курсантами в рамках отработки комплексной учебно-методической задачи: «Парашютно-десантный взвод в обороне в тылу противника». Занятие проводится на фоне единой тактической задачи, разработанной в Рязанском гвардейском высшем воздушно-десантном командном училище, и позволяет производить наращивание отрабатываемых задач и тактической обстановки.
Цели занятия:
- улучшение качества управления подразделениями;
- достижение сокращения времени выполнения информационных процессов и операций;
- повышение устойчивости, непрерывности, оперативности и скрытности управления.
В ходе занятия обучаемые имеют возможность отработать основные вопросы управления -порядок использования командиром парашютно-десантного взвода средств связи, комплексов разведки и АСУ ВДВ «Андро-меда-Д» при подготовке и в ходе выполнения полученной задачи. На занятии курсанты в роли ко-
Занятие по управлению боем взвода
с*
¿А
Т1Х;
ШЕ
ш
БМД-1КШ-А
Рис. Применение средств связи, автоматизации и разведки в ходе комплексной учебно-методической задачи
мандиров парашютно-десантных взводов управляют подразделением при выходе к объекту и организации взаимодействия с подразделениями войсковой разведки, авиацией.
Отработка данных вопросов осуществляется в автоматизированном режиме с помощью специального программного обеспечения таких средств, как комплекс разведки управления и связи (КРУС) «Стрелец», радиостанция Р-187-П1 «Азарт», элемент АСУ ВДВ «Ан-дромеда-Д» (см. рис.).
Использование этих средств позволяет:
а) получать данные о местонахождении (координатах), направлении и скорости движения любой боевой машины, как своей, так и входящей в состав других учебных взводов, и отдельных военнослужащих;
б) транслировать полученные данные на любой пункт управления (в ходе проведения занятия -на автоматизированное рабочее место преподавателя);
в) отображать полученные данные (в том числе местонахождение машин в виде тактических знаков с указанием их бортовых номеров) на фоне электронной карты
Автоматизированное рабочее место
с нанесенной на ней тактической обстановкой.
Доведение подразделениям уточненных или новых учебно-боевых задач и осуществление контроля их выполнения основываются на возможности оперативной передачи информации (в том числе графической) об уточненных (новых) боевых задачах подчиненным подразделениям по уже сформированным каналам средств радиосвязи и АСУ ВДВ. Порядок постановки таких задач определяется руководителем занятия и может изменяться в зависимости от специализации подготовки. Например, курсанты, обучаемые по специализации «Применение подразделений войсковой разведки», основным средством оперативной передачи информации используют КРУС-ВР «Стрелец», обучаемые по специализации «Применение подразделений Воздушно-десантных войск», - автоматизированные рабочие места боевых машин десанта.
При выполнении поставленных задач курсанты в комплексе решают информационные и управленческие задачи, основой которых является полное и всеобъемлющее использование тактико-технических возможностей образцов средств связи и автоматизации в едином информационном поле.
Во время проведения занятий центральное место и самостоятельная роль отводится информационной подсистеме, формируемой самими обучаемыми на основе имеющихся средств связи, автоматизации и разведки. Именно в ней осуществляется прием информации всех уровней управления, доведение приказов, ведение данных целеуказания и т.д.
Основными задачами становятся информирование об обстановке, автоматизированное формирование объектов целеуказания, выявленных в ходе визуального наблюдения и использования технических средств разведки. Получение данных о положе-
Автоматизированное рабочее место
нии, скорости и направлении, движении своих подразделений (боевых машин) и их отображение в масштабе реального времени реализованы в системе за счет оснащения боевых машин средствами глобального позиционирования и применения соответствующих функций специального программного обеспечения.
Особое значение приобретает привитие обучаемым навыков по отображению реальных объектов на электронной карте местности, решению расчетных задач по оценке временных показателей при совершении маршей и времени вероятной встречи с противником в ходе выдвижения к объекту захвата и при совершении маневров. При этом особую роль играют средства связи, предназначение которых - обеспечить гарантированный обмен разведывательной информацией, доведение данных целеуказания, командно-сигнальной информации и докладов о выполнении поставленных задач, а также подтверждений поражения назначенных целей.
Основной целью использования АСУ ВДВ в ходе проведения полевых занятий в рамках комплексной учебно-методической задачи является получение практического опыта управления под-
разделениями в ходе выполнения ими боевых задач. Обучаемые самостоятельно организуют следующие информационные процессы:
а) сбор подразделений после десантирования, поиск боевых машин и грузов, десантируемых парашютным способом;
б) добывание, сбор, обработка и отображение в графическом виде данных обстановки о своих войсках и войсках противника;
в) получение в масштабе реального времени данных о положении, скорости и направлении, движении своих подразделений (боевых машин);
г) подготовка и представление данных (расчетов), необходимых командиру для уточнения (принятия) решения по возникающим задачам;
д) доведение подразделениям уточненных или новых боевых задач и контроль их выполнения;
е) передача информации в вышестоящий штаб об обстановке, о принятых (уточненных) решениях, поставленных подразделениям задачах и их выполнении;
ж) организация выполнения задач по огневому поражению противника.
Достижение целей занятия основывается на применении новых способов и форм информационного
ч^ШВЖПЕ
Л^злШшШ
взаимодействия за счет создания устойчивой сети, посредством которой каждый из обучаемых непрерывно получает тактическую информацию о ходе боя по всем имеющимся у него средствам. Это позволяет резко сократить время, необходимое на оценку обстановки и принятие решения за счет комплексной обработки и наглядного отображения всех видов информации:
- картографической;
- оперативно-тактической;
- разведывательной;
- фоноцелевой;
- метеогеофизической и др.
Использование ГИС военного
назначения становится важным компонентом единой информационно-коммуникационной среды и требует высокого уровня практической подготовки командиров подразделений ВДВ.
Проведение полевых занятий с применением геоинформационных технологий становится на современном этапе одним из приоритетных и определяющих направлений подготовки курсантов РГВВДКУ. Необходимость постоянного совершенствования и внедрения принципов автоматизации управления, активное использование информационных систем с поддержкой принятия решения при отработке комплексных учебно-методических задач являются необходимым условием качественной подготовки офицеров ВДВ к выполнению задач в условиях информационного противоборства. Ф
ЛИТЕРАТУРА
1. Будкин, Е.Г. Комплекс разведки управления и связи «Стрелец»: учебник / Е. Г. Будкин, В. А. Каплин, В. А. Са-ламов, В. А. Ковтун.- Рязань: РВВДКУ, 2016.193 с.
2. Саламов, В.А. Комплекс разведки / В. А. Саламов, Е. Г. Будкин // Вестник военного образования, 2018. № 1.120 с.