Применение фрагментов автоматизированной системы управления Воздушно-десантными войсками в образовательном процессе
Полковник запаса Е.Г. БУДКИН, кандидат военных наук
Полковник В.А. САЛАМОВ
АННОТАЦИЯ. Рассмотрены вопросы внедрения современных средств связи и автоматизации в образовательный процесс Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища (РВВДКУ). Проведен анализ потребности изучения современных средств связи и автоматизации и возможностей училища по созданию фрагмента автоматизированной системы управления Воздушно-десантными войсками. Выработаны предложения по созданию фрагмента автоматизированной системы управления Воздушно-десантными войсками. Подходы к созданию фрагмента автоматизированной системы управления можно использовать в образовательном процессе других учебных заведений.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: автоматизированная система управления, комплексы средств связи и автоматизации, образовательный процесс, автоматизированное рабочее место.
SUMMARY. The authors consider some issues of introducing modern signal communications and automation means into the educational process of the Ryazan Higher Airborne Command School. The article analyses the need to study modern means of signal communications and automation.as well as the capacity of the said School to create a fragment of the Airborne Forces' Automated Control System. The proposals are worked out for creating the fragment of the Automated Control System of the Airborne Forces. The approaches on creating this fragment can be used in the educational processes of the other educational institutions.
KEYWORDS: automated control system, signal communications and automation complexes, educational process, automated workplace.
ОДНА из важнейших задач управления войсками (силами) состоит в совершенствовании системы управления войсками (силами). Это важно не только с точки зрения повышения эффективности подготовки и боевого применения войск (сил): без современной системы управления невозможно реализовать в полной мере и новый боевой потенциал, который закладывается в новый облик Вооруженных Сил. Особое значение приобретает связь, автоматизация процессов управления и развитие других технических средств управления1.
В 2003 году на вооружение подразделений Воздушно-десантных войск поступил комплекс средств связи и автоматизации «Полет-К», являющийся подсистемой единой системы управления тактического звена Вооруженных Сил Российской Федерации. Автоматизация процессов управления в этом комплексе охватывала только батальонный и частично — полковой уровень (подсистему управления командира и начальника штаба). В основе своей это была автоматизированная система управления парашютно-десантного батальона. Государственные
1 Гареев М.А. Связь в Вооруженных Силах Российской Федерации: тематический сборник М.: ГУС, 2017.
испытания данной системы завершились в 2006 году с положительным результатом, а в 2009 году автоматизированная система управления «Полет-К» была принята на вооружение.
По результатам успешной войсковой эксплуатации «Полета-К», проводившейся в 76-й десантно-штурмовой дивизии (г. Псков), было принято решение о дальнейшем развитии автоматизированной системы управления, но на этот раз — с охватом всех звеньев управления Воздушно-десантных войск — от командования до боевой машины десанта и отдельного военнослужащего. Опытно-конструкторская работа, открытая для решения этой задачи, получила название «Андромеда-Д». В августе—сентябре 2010 года удалось «попробовать» работу комплекса с участием всей «вертикали власти» от командующего ВДВ до отделения и солдата. На сегодняшний день комплекс автоматизированной системы управления Воздушно-десантными войсками «Андромеда-Д» также принят на вооружение.
В сентябре 2016 года с целью развития автоматизированной системы управления Воздушно-десантными войсками открыта опытно-конструкторская работа «Кассиопея-Д».
При разработке автоматизированной системы управления Воздушно-десантными войсками были учтены потребности в передаче информационных потоков на пунктах управления. Основной целью использования автоматизированной системы управления при подготовке боя является достижение существенного сокращения времени, необходимого для выполнения организационной части цикла боевого управления. В связи с возросшими требованиями к системе управления и сложностью комплексов автоматизации и связи возросли и требования к подготовке должностных лиц органов военного управления. Использование аппаратно-программных комплексов автоматизированной системы управления изначально подразумевает наличие у всех должностных лиц определенного уровня теоретических знаний, практических навыков и умений в соответствии с занимаемыми ими должностями.
В руководящих документах по связи определено, что командиры и начальники штабов должны уметь лично вести обмен информацией с соблюдением правил скрытого управления войсками и пользоваться штатными средствами связи и автоматизированного управления. С поступлением на вооружение современных комплексов средств связи и автоматизации остро обозначилась проблема их эксплуатации и, как следствие, потребовалась высокопрофессиональная подготовка должностных лиц органов военного управления. К сожалению, у некоторых должностных лиц органов военного управления существует ошибочное мнение, что эксплуатировать оконечные средства связи и автоматизации должны специалисты связи. Но, наверное, уже наступило время, когда передавать и принимать информацию необходимо уметь не только с помощью телефонного аппарата, но и с помощью персонального компьютера. Учебный процесс РВВДКУ не вправе оставаться в стороне от этой проблемы.
Изучение современных комплексов средств связи и автоматизации в вузе невозможно без интенсификации учебного процесса. Термин «интенсификация» (от лат. Швтто — напряжение) в педагогической литературе появился в середине семидесятых годов ХХ века как отражение необходимости поиска новых, более эффективных путей разрешения противоречий между резким возрастанием объема информации, который необходимо освоить специалисту, и социальной невозможностью
увеличения продолжительности подготовки специалистов в учебных заведениях.
В педагогике в настоящее время существуют несколько вариантов определения интенсификации обучения. Приведем некоторые из них:
интенсификация обучения — это передача большого объема учебной информации обучающимся при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний;
интенсификация обучения в вузах — это объективно необходимое усиление, увеличение его интеллектуальной напряженности, ведущей к повышению действенности в достижении целей обучения за счет прогрессивного обновления на основе вскрытия и системного решения проблем на пути совершенствования и обеспечения расширенного воспроизводства военно-профессионального опыта.
Из двух приведенных выше определений второе (по нашему мнению) является наиболее точным, так как из него следует, что совершенствование знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется преимущественно благодаря увеличению их интеллектуального напряжения, а обновление — путем внедрения новых, прогрессивных методических приемов, методов, средств обучения.
Главной и основной задачей интенсификация обучения является подготовка думающих специалистов, профессиональные качества которых упреждали бы современную потребность практики и обеспечивали ее развитие2.
С целью определения объема изучения современных средств связи и автоматизации и выработки предложений по созданию учебного фрагмента автоматизированной системы управления Воздушно-десантными войсками коллективом кафедры организации связи и военных телекоммуникационных систем была выполнена научно-исследовательская работа. В ходе этой работы были проанализированы учебные программы, тематические планы ряда кафедр и возможности училища по созданию фрагмента автоматизированной системы управления Воздушно-десантными войсками. По результатам этого анализа было установлено, что при проведении занятий по дисциплинам кафедр тактики, тактико-специальной подготовки, организации связи и военных телекоммуникационных систем от 41,6 % до 51,1 % всех занятий планируется проводить с применением комплексов средств связи и автоматизации. И поэтому создание учебного фрагмента автоматизированной системы управления Воздушно-десантными войсками в училище стало крайне необходимым3. По результатам данной научно-исследовательской работы теоретически обоснован и частично уже создан данный фрагмент. В аудиториях оборудованы автоматизированные рабочие места должностных лиц различных пунктов управления. На сегодняшний день развернуты учебные места в шести вариантах.
Первый вариант. Учебное место на базе машины боевого управления БМД-2К-АУ, общий вид которого представлен на рисунке 1.
Это учебное место используется для обучения в должности командира парашютно-десантного батальона. Оно имеет в своем составе штатный комплект средств связи и автоматизации.
2 Елисейкин М.М., Архипенко Н.П., Коровай В.И. Технология профессионально-ориентированного обучения. Ч. 1 Традиционные и инновационные технологии обучения в высшей школе и их проектирование: учебник. СПб.: ВУНЦ ВМФ «ВМА», 2015.
3 Будкин Е.Г., Саламов В.А. Применение фрагмента автоматизированной системы управления Воздушно-десантными войсками в образовательном процессе РВВДКУ отчет по НИР: Рязань: РВВДКУ, 2015.
Рис.1. Учебное место №1 (БМД-2К-АУ)
Второй вариант. Учебное место на базе командно-штабной машины БМД-1КШ-А. Это учебное место используется для обучения в должности начальника штаба парашютно-десантного батальона. Данная командно-штабная машина по сравнению с машиной боевого управления БМД-2К-АУ имеет большее количество средств связи и автоматизации (в составе имеются два персональных компьютера, один из них применяется в виде выносного автоматизированного рабочего места).
С целью наглядности обучения и привлечения большего количества обучающихся оба учебных места оборудованы табло отображения информации. Общий вид данных учебных мест представлен на рисунке 2.
Действия командира и начальника штаба батальона на своих автоматизированных рабочих местах дублируются на информационном табло. Преподаватель в ходе занятия имеет возможность донести порядок отработки нормативов до всех обучающихся, контролировать их действия, в конце занятия рассмотреть характерные ошибки и указать способы их устранения.
Третий вариант. Учебные места, созданные на базе комплекса учебно-тренировочных средств. Данные автоматизированные рабочие места оснащены персональными компьютерами и применяются для обучения в должностях командира роты, взвода, отделения.
Четвертый вариант. Учебное место, расположенное в типовом модуле автоматизированного полевого командного пункта (ТМА ПКП) парашютно-десантного батальона. Это рабочее место применяется для обучения в должностях командира батальона, его заместителей и начальника связи.
Пятый вариант. Учебное место, расположенное в типовом модуле автоматизированного полевого командного пункта парашютно-десантного полка. Это рабочее место применяется для обучения в должностях командира полка, его заместителей и начальников служб. Состав этих автоматизированных рабочих мест аналогичен четвертому варианту.
Техника связи и автоматизации, используемая в четвертом и пятом вариантах, полностью соответствует полевому варианту типового модуля автоматизированных полевых командных пунктов управления па-
Рис. 2. Учебное место № 1 и № 2 (БМД-2К-АУ и БМД-1КШ-А)
рашютно-десантного полка и батальона. Общий вид пятого варианта представлен на рисунке 3.
Рис. 3. Учебное место №5 (ТМА ПКП парашютно-десантного полка)
Шестой вариант. Учебные места, расположенные в учебных аудиториях. Эти автоматизированные рабочие места используются для обучения в должностях командира парашютно-десантной роты, взвода, отделения.
Автоматизированные рабочие места из состава перечисленных выше вариантов имеют возможность выхода как в локальную сеть кафедры, так и в локальную сеть училища. Эта возможность позволяет создать систему пунктов управления необходимого иерархического уровня в зависимости от категорий обучающихся.
По своему составу учебные места, созданные по первому, второму, четвертому и пятому вариантам, имеют максимальное количество средств связи и автоматизации. В третьем и шестом вариантах рабочие места в своем составе имеют персональные компьютеры. При этом обучающиеся используют возможности специального программного обеспечения реальных рабочих мест в полном объеме.
Аппаратно-программное обеспечение системы и средств информационного обмена в развернутых автоматизированных рабочих местах должностных лиц пунктов управления имеет возможности:
приближения скорости работы по нанесению тактических знаков на электронную карту к скорости нанесения аналогичных знаков на обычную (бумажную) карту при работе вручную;
организации многопользовательского доступа с различных автоматизированных рабочих мест к любому файлу графической обстановки и файлу текстуального (табличного) документа;
быстрого масштабирования тактической обстановки и привязки ее к отображаемому масштабу топографической основы;
сохранения всей коллективно обработанной информации на каждом локальном автоматизированном рабочем месте в случае его отключения от сервера или других машин локальной сети (прекращения связи) с предоставлением пользователю возможности продолжать работу автономно;
информационного обмена большими объемами информации в масштабе времени, приближенном к реальному, между должностными лицами одного пункта управления и между любыми пунктами управления, независимо от их иерархического уровня и подчиненности. Применение средств связи и автоматизации позволило: сократить время на оценку обстановки в 1,5—2 раза, на выполнение задач по определению замысла в 1,3—1,5 раза;
определять задачи силам и средствам параллельно с их выработкой; в ходе организации взаимодействия сократить время работы в 1,5— 1,8 раза при одновременном повышении качества и полноты отрабатываемых вопросов4.
При создании данного фрагмента учитывались потребности в подготовке постоянного состава училища, должностных лиц соединений, частей и курсантов, обучающихся по всем специальностям. Предложенный фрагмент апробирован и получил одобрение специалистами Научно-исследовательского института систем связи и управления. Специалисты института после ознакомления с результатами научно-исследовательской работы оказали практическую помощь в развертывании сети обмена данными и провели обучение преподавателей и технического персонала кафедр.
Предлагаемый учебный фрагмент автоматизированной системы управления создан на базе локальной вычислительной сети, охватывающей оба городка училища. В состав этого фрагмента входят лаборатории и учебные аудитории кафедры организации связи и военных телекоммуникационных систем. Как показал анализ учебных программ и тематических планов, этот фрагмент необходимо расширить путем включения в его состав аудиторий кафедр тактики и тактико-специальной подготовки. Такой состав фрагмента позволит создать автоматизированную систему управления, охватывающую пункты управления от парашютно-десантного отделения до парашютно-десантного полка. Фрагмент автоматизированной системы управления Воздушно-десантными войсками в полном объеме используется в учебном процессе учебного заведения и способствует значительному профессиональному росту должностных лиц управления, преподавательского состава вуза, должностных лиц соединений и частей Воздушно-десантных войск и качественному обучению курсантов по всем специальностям подготовки.
4 Будкин Е.Г., Саламов В.А. Применение фрагмента автоматизированной системы управления Воздушно-десантными войсками в образовательном процессе РВВДКУ отчет по НИР.