Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РВВДКУ)'

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РВВДКУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КУРСАНТ / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CADET / DATA PROTECTION / INFORMATION TECHNOLOGY / ELECTRONIC EDUCATIONAL PUBLICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рагозин Алексей Николаевич

Проведен анализ опыта создания и развития электронной информационно-образовательной среды в Рязанском гвардейском высшем воздушно-десантном командном училище, наиболее эффективных путей решения задачи по цифровизации образовательной деятельности. По результатам анализа выделен ряд ключевых проблем, решение которых позволит повысить эффективность функционирования электронной информационной образовательной среды высших военно-учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рагозин Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT DEVELOPMENT PROSPECTS AND PROBLEMS ELECTRONIC INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS (FOR EXAMPLE, RVVDKU)

The analysis of creating and developing an electronic information educational environment experience of in the Ryazan Guards Higher Airborne School was prodused, the most effective ways to solve the problem of digitalization of educational activities were found. Based on the results of the analysis, a number of key problems have been identified, the solution of which will increase the efficiency of the functioning of the electronic information educational environment of higher military educational institutions.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РВВДКУ)»

ШКОЛА ДЛЯ ПЕДАГОГА

A.N. RAGOZIN

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ

CREATION OF ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

(НА ПРИМЕРЕ РВВДКУ)

DEVELOPMENT PROSPECTS AND PROBLEMS ELECTRONIC INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

(FOR EXAMPLE, RVVDKU)

Сведения об авторе. Рагозин Алексей Николаевич - начальник Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного ордена Суворова дважды Краснознамённого командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова, гвардии генерал-майор (г. Рязань).

Аннотация. Проведён анализ опыта создания и развития электронной информационно-образовательной среды в Рязанском гвардейском высшем воздушно-десантном командном училище, наиболее эффективных путей решения задачи по цифровизации образовательной деятельности. По результатам анализа выделен ряд ключевых проблем, решение которых позволит повысить эффективность функционирования электронной информационно-образовательной среды высших военно-учебных заведений.

Ключевые слова: образовательная среда, курсант, защита информации, информационные технологии, электронное учебное издание.

Information about the author. Alexey Ragozin - Head of the Ryazan Guards Higher Airborne awarded with the Suvorov's order and two orders of the Red Standart command school named after General of the army V.F. Margelov, guards general major (Ryazan).

Summary. The analysis of creating and developing an electronic information educational environment experience of in the Ryazan Guards Higher Airborne School was prodused, the most effective ways to solve the problem of digitalization of educational activities were found. Based on the results of the analysis, a number of key problems have been identified, the solution of which will increase the efficiency of the functioning of the electronic information educational environment of higher military educational institutions.

Keywords: educational environment, cadet, data protection, Information Technology, electronic educational publication.

Военное образование, при всей своей специфичности, является частью единой общероссийской системы образования, в рамках которой Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ор-

дена Суворова дважды Краснознамённое командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова (РВВДКУ) осуществляет свою образовательную деятельность. В настоящее время РВВДКУ выпол-

няет государственный кадровый заказ по подготовке дипломированных специалистов по программам высшего, среднего, дополнительного и послевузовского профессионального образования в интересах

Сухопутных, Воздушно-десантных войск, Военно-морского флота, ГУ ГШ, ФСБ, ФСО и других федеральных органов исполнительной власти. Основной целью образовательной деятельности училища является подготовка высококвалифицированного специалиста -командира парашютно-десантного (десантно-штурмового) взвода или группы специального назначения, способного выполнять боевые задачи в условиях быстроменяющейся обстановки современного боя в различных климатических условиях в любом заданном регионе. Командование училища своей главной задачей видит выработку высоких моральных, боевых, профессиональных и физических качеств личности офицера - человека с чёткими и ясными понятиями о чести российского военнослужащего и гражданина, развитым чувством долга перед Отечеством, командира-лидера, военного специалиста высокого уровня, психологически устойчивого и физически развитого профессионала. При этом выпускник РВВДКУ должен быть способен воспитывать личным примером и эффективно обучать своих подчинённых.

Заданная непростая цель достигается путём активного внедрения в образовательный процесс училища целым рядом преподавателей РВВДКУ бесценного опыта, полученного ими в ходе участия в локальных войнах и вооружённых конфликтах. Этот опыт крайне важен при обучении и становлении курсантов училища - будущих офицеров ВДВ и ВСпН.

Вся образовательная деятельность училища протекает в условиях образовательной среды (ОС) военного вуза, созданной за 102-летнюю историю РВВДКУ многими поколениями командиров и преподавателей. На современном этапе развития педагогической науки понятие «образовательная среда» является достаточно сложным и неопределённым по той простой причине,

что многие исследователи в данный термин вкладывают совершенно разные, иногда трудно сочетаемые, смыслы.

Под термином «военная образовательная среда» (ВОС), с учётом целого ряда особенностей профессиональной подготовки специалистов для Вооружённых сил, по нашему мнению следует понимать ОС высших военно-учебных заведений как совокупность функционального, пространственного, информационного и виртуального окружения субъектов образовательной деятельности во всём многообразии их тесных многоплановых связей в ходе профессиональной подготовки военных специалистов.

Субъекты ВОС представлены несколькими категориями участников образовательного процесса:

- офицеры, которые в соответствии со своими должностными обязанностями управляют образовательным процессом и выполняют задачи воспитательной работы. Среди них установлена жёсткая должностная иерархия: начальник училища, заместители начальника училища по различным направлениям, командиры батальонов, рот и т.д.;

- офицеры-преподаватели и гражданские преподаватели, которые актуализируют воспитательный потенциал учебных занятий, формируют неразрывную связь между образовательным и воспитательным процессом в училище;

- курсанты - младшие командиры подразделений, являющиеся обучающимися и одновременно организаторами управления в коллективах курсантов на низовом уровне повседневной деятельности и быта военнослужащих, способствующие развитию самообразования, самоконтроля, саморазвития среди подчинённых;

- курсанты, не находящиеся на должностях младших командиров и являющиеся самой многочисленной категорией обучающихся.

В РВВДКУ занятия с курсантами проводят опытнейшие преподаватели - профессионалы своего дела, многие из которых имеют богатый боевой опыт. В научно-педагогический состав училища входят более 300 учёных, их научный потенциал позволяет училищу обеспечивать требуемое качество образовательного процесса и, соответственно, высокий уровень подготовки выпускников, востребованных не только в Вооружённых силах, но и во многих других силовых структурах.

Следует отметить, что сформированная в настоящее время командованием ВДВ и училища ВОС РВВДКУ представляет собой уникальный комплекс, включающий в себя:

- социальные, учебные, военно-профессиональные и бытовые условия;

- материально-техническое и кадровое обеспечение;

- морально-психологическое обеспечение и военно-политическую работу;

- межличностные и служеб-но-деловые отношения;

- ценностные ориентации;

- педагогические, воспитательные и профессиональные морально-этические нормы и правила поведения.

Все перечисленные компоненты комплекса ВОС прямо или опосредованно влияют на развитие личности курсанта, его вхождение в военно-корпоративную культуру в процессе учебной, служебной, профессиональной деятельности, воспитания и самовоспитания. При формировании требований к ВОС училища, в ходе её создания и дальнейшего развития командованием РВВДКУ были учтены требования многочисленных нормативно-правовых документов, особенности национального характера, культуры и военных традиций русского и других народов Российской Федерации.

Далее рассмотрим некоторые вопросы, связанные с дальнейшим

совершенствованием электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) РВВДКУ.

На XXIII Петербургском международном экономическом форуме 25 мая 2018 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил: «Мировая экономика беременна цифровизацией. А беременность - это, как известно, не болезнь, а нормальное состояние». Но в настоящее время цифровизацией «беременна» не только экономика, но и вся система образования, что получило наглядное доказательство в последних событиях, связанных с преодолением пандемии коронавируса.

Целью данной публикации являются анализ опыта создания и развития ЭИОС, определение ряда ключевых проблем перспектив дальнейшего её развития для военных вузов, поиск наиболее эффективных путей решения задачи по цифровизации образовательной деятельности в реальных условиях высшего военно-учебного заведения. При проведении анализа будем исходить из того факта, что ЭИОС современного военного вуза является частью гораздо более широкого понятия - информационной образовательной среды (ИОС), которая, в свою очередь, является структурным элементом ВОС.

На основании требований руководящих документов Министерства обороны Российской Федерации тер-

мину «ЭИОС высших военно-учебных заведений» целесообразно дать следующее определение: «ЭИОС является базовой частью и основой современной ИОС высших военно-учебных заведений. ЭИОС должна обеспечивать освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от места их нахождения и автоматизацию процессов повседневной деятельности высшего военно-учебного заведения.

Она включает в себя:

- электронные информационные и образовательные ресурсы;

- информационные и телекоммуникационные технологии;

- технические средства;

- возможность допуска к информации (её поиска и получения);

- готовность обучающихся и преподавателей к применению информационно-коммуникационных технологий в ВОС;

- инженерно-технический, производственный, вспомогательный и учебно-вспомогательный персонал;

- защиту информации - систему организации и обеспечения безопасности служебной и личной информации;

- нормативно-правовые акты и эксплуатационную документацию».

Многообразие, сложность современного знания, постоянное совершенствование методик, применяемых в образовательной деятель-

Рис. 1. Противоречие между требованиями по защите государственной тайны и требованиями ФГОС 3++

ности, обязывает высшую военную школу вносить значительные коррективы в подготовку военных специалистов и использовать при её реализации новые более эффективные инструменты, одним из которых является ЭИОС. Главной целью внедрения и развития ЭИОС в военном вузе является повышение качества подготовки военных кадров за счёт повышения доступности электронных образовательных и справочных ресурсов образовательных и научных организаций Российской Федерации и Министерства обороны страны. Создание ЭИОС для высшего военно-учебного заведения не является только чисто технической задачей. Для её создания, развития и эксплуатации необходимо полностью задействовать весь интеллектуальный (научно-методический, организационный и педагогический) потенциал учебного заведения.

При разработке, функционировании и дальнейшем совершенствовании ЭИОС РВВДКУ командованием училища всегда уделяется повышенное внимание действенной защите информации от:

- утечки персональных данных преподавателей, обучающихся, индивидуальных заданий, работ и т.п.;

- несанкционированного воздействия на информацию, приводящего к её искажению, уничтожению, утрате, блокированию доступа к ней, а также к её утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации;

- непреднамеренного воздействия в результате ошибок её пользователя, сбоя технических и программных средств информационных систем;

- несанкционированного доведения информации (разглашения) до лиц, не имеющих права доступа к этой информации;

- несанкционированного доступа - получения информации заинтересованным субъектом

Рис. 2. Структура учебных электронных изданий, размещённых в электронной библиотеке РВВДКУ

с нарушением требований законодательных и нормативных актов;

- в особых случаях разведки, то есть от получения защищаемой информации, составляющей государственную тайну, технической или агентурной разведкой.

Правовой основой для защиты информации, относящейся к государственной тайне, являются:

- Конституция (ч. 4 ст. 29) и законы Российской Федерации, регламентирующие информационную безопасность и защиту государственной тайны (ФЗ «О безопасности», ФЗ «О государственной тайне»);

- указы и распоряжения Президента, постановления Правительства Российской Федерации, приказы Министра обороны, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

При функционировании ЭИОС в военных вузах возникает противоречие между требованиями по защите государственной тайны, с одной, и требованиями ФГОС, с другой стороны. Требования пункта 7.3.1. ФГОС 3++ о подключении ПЭВМ, расположенных на кафедрах (как автономных, так и входящих в состав ЛВС училища), в сеть Интернет с целью организации доступа к открытому (общедоступному) сегменту ЭИОС входят в определённые противоречия с требованиями нормативных правовых документов в области

защиты информации (см. рис. 1). Считаем, что для военных вузов этот пункт ФГОС 3++ целесообразно скорректировать.

В целях предотвращения и нейтрализации угроз безопасности информации в РВВДКУ комплексно применяются правовые, аппаратно-программные методы, а также организационно-технические мероприятия.

При создании ЭИОС РВВДКУ во главу угла были поставлены единые подходы, определённые Министром обороны Российской Федерации в Требованиях к информационно-образовательной среде военной образовательной организации.

В училище в настоящее время активно продолжаются работы по созданию и внедрению в учебный процесс ЭИОС, накоплен опреде-

лённый опыт в решении данной задачи. Разработаны и введены в действия следующие положения: «Об электронном учебнике»; «Об электронной библиотеке»; «Об электронной информационно-образовательной среде» и др. С курсантами постоянно проводятся занятия по порядку и правилам работы в ЭИОС. Каждому курсанту выданы флэш-носители установленного образца.

На данный момент ЭИОС училища включает в себя:

- электронную библиотечную систему, состоящую из электронного учебно-методического комплекса, модуля образовательных ресурсов, модуля научных ресурсов, модуля информационных ресурсов, модуля проверки на заимствование;

- системы образовательной и методической деятельности;

- техническую основу, состоящую из сетевой инфраструктуры.

Технической основой ЭИОС училища является развёрнутая и функционирующая локальная вычислительная сеть (ЛВС), объединяющая более 500 автоматизированных рабочих мест пользователей двух военных городков.

Техническое оснащение читального зала библиотеки обеспечивает доступ к Интернет-ресурсам. Курсанты и преподаватели имеют

Рис. 3. Структурные подразделения РВВДКУ, обслуживающие ЭИОС

¡гщр

1 штаг

возможность пользоваться материалами библиотеки Министерства обороны Российской Федерации, Национальной электронной библиотеки и некоторых других библиотек.

Большинство преподавателей РВВДКУ являются авторами учебников, монографий, учебных пособий и различных электронных ресурсов, по которым проходит обучение в стенах училища. В этих учебных изданиях нашёл своё отражение богатый боевой и служебный опыт преподавательского состава РВВДКУ. Получены и внедрены в образовательный процесс училища электронные учебники, которые активно используются курсантами училища.

В настоящее время в РВВДКУ разработано 275 электронных учебников. Из них 3 являются базовыми электронными учебниками для военных образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации. Структура учебных электронных изданий электронной библиотеки РВВДКУ представлена на рис. 2.

Электронная библиотека училища содержит:

- базовые электронные учебники, рекомендованные Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации;

- собственные электронные учебные издания, разработанные кафедрами;

- базы данных с выпускными квалификационными работами курсантов, позволяющими осуществлять проверку выполняемых работ на заимствование;

- электронные справочно-ин-формационные материалы;

- электронные сборники с материалами научных конференций.

В настоящее время при активном участии сотрудников научно-исследовательского отдела училища создаются электронная база данных выполненных научно-исследовательских работ и электронная база для проведения

патентного поиска при оформлении заявок на изобретения и полезные модели.

Такие элементы ЭИОС, как система повседневной деятельности, система воспитательной работы, система взаимодействия с войсками, личный кабинет пользователя также находятся на этапе разработки и начнут функционировать в ближайшем будущем.

Создан и официально зарегистрирован сайт училища, отражающий нормативно-правовые документы, историю развития, все виды деятельности вуза, учебно-материальную базу, условия поступления в училище.

В РВВДКУ деятельно прорабатываются вопросы по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Говоря о развитии ЭИОС, следует отметить, что, по сути дела, командование училища проблему информатизации и автоматизации (цифровизации) образовательной деятельности решает самостоятельно и автономно. При таком подходе, фактическом наличии технических средств в условиях недостаточного финансирования крайне затруднительно создать в полной мере эффективную ЭИОС военного вуза и, главное, обеспечить всем участникам образовательной деятельности широкий доступ к электронным ресурсам, тем более с учётом необходимости защиты информации.

Проведённый анализ опыта создания и развития ЭИОС позволяет выделить ряд ключевых проблем перспектив дальнейшего её развития в РВВДКУ, которые, по нашему мнению, в той или иной степени касаются целого ряда других образовательных организаций Министерства обороны.

1. Требует решения проблема кадрового обеспечения функционирования ЭИОС, так как в штате училища отсутствует подразделение, обеспечивающее функционирова-

ние и дальнейшее развитие ЭИОС. В настоящее время внедрение, администрирование и эксплуатация ЭИОС осуществляется за счёт целого ряда штатных подразделений училища (см. рис. 3). Для единого управления в части обеспечения создания и развёртывания ЭИОС целесообразно ввести в штат училища Центр (отдел) информатизации образовательных технологий РВВДКУ.

2. Использование множества автоматизированных систем от различных производителей с разнородными программно-аппаратными средствами вызывает сложности интегрирования их с другими подсистемами и переноса накопленных баз данных. В настоящее время закупка и обслуживание ПЭВМ за счёт предназначенной для этого статьи расходов военных вузов МО РФ запрещены и проводятся централизованно, что затрудняет процесс своевременного и оперативного совершенствования технической базы ЭИОС. Считаем целесообразным вновь дать военным вузам право закупать и обслуживать ПЭВМ за счёт предназначенной для этого статьи расходов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. На заданном руководящими документами уровне не решён вопрос обеспечения одновременного доступа к ресурсам ЭИОС требуемому количеству обучающихся в условиях необходимости действенной защиты информации. Эта проблема может быть окончательно решена только путём централизованного снабжения лицензированным программным обеспечением для функционирования ЭИОС военных вузов.

ЭИОС, существующая в РВВДКУ, в целом обеспечивает повышение качества образовательного процесса училища за счёт комплексной реализации задач управления и осуществления образовательной деятельности в электронной форме, но для её дальнейшего совершенствования необходимо решить обозначенные выше ключевые проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.