Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВООВО ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВООВО ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / КУРСАНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ИТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / MILITARY EDUCATIONAL ORGANIZATION / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / CADET / ACTIVITY / CLIP THINKING / ELECTRONIC INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT IT COMPETENCE / SUBJECT-ORIENTED PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заскалькин Евгений Борисович, Салтрукович Николай Евгеньевич

Основное внимание в работе уделяется состоянию, проблематике и поиску направлений решения комплекса проблем применения электронных образовательных ресурсов в области организации процесса обучения ВООВО войск национальной гвардии Российской Федерации. Развитие системы военного образования неразрывно связано с широким использованием информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых электронной информационно-образовательной средой. В этих условиях решающее значение приобретает качество электронных образовательных ресурсов, организация и обеспечение оперативного доступа к образовательным ресурсам, размещенным в различных сегментах сети, а также формирование способности к эффективной работе с ними всех участников образовательного процесса. В ходе организации такого процесса необходимо формирование у участников образовательного процесса компетентности, связанной с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в решении задач образовательного процесса и служебно-боевой деятельности. Одним из важнейших средств в формировании данного вида компетентности являются электронные образовательные ресурсы ВООВО. Однако, реальность сегодняшнего дня свидетельствует о том, что в области применения ЭОР в системе военного образования сформировался ряд проблем организационного, технического, методического характера, а также комплекс субъектно-ориентированных проблем, препятствующих эффективному применению электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Авторами проведен подробный анализ причин недостаточно высокой эффективности ЭОР ВООВО в процессе формирования ИТ-компетентности субъектов образовательного процесса, определены основные направления поиска решений данной проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заскалькин Евгений Борисович, Салтрукович Николай Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE EFFECTIVENESS OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS A MEANS FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF VOLOVO GRADUATES OF THE NATIONAL GUARD TROOPS RUSSIAN FEDERATION

The main attention is paid to the state, problems and the search for directions to solve the complex of problems of using electronic educational resources in the field of organizing the training process of the VOOVO troops of the national guard of the Russian Federation. The development of the military education system is inextricably linked with the widespread use of information and communication technologies and the opportunities provided by the electronic information and educational environment. In these conditions, the quality of electronic educational resources, the organization and provision of operational access to educational resources located in various segments of the network, as well as the formation of the ability to effectively work with them all participants in the educational process, are crucial. In the process of organizing such a process, it is necessary to develop competencies among the participants in the educational process related to the use of information and telecommunication technologies in solving the problems of the educational process and military service activities. One of the most important means in the formation of this type of competency is VOOVO electronic educational resources. However, the reality of today indicates that in the field of the use of ESM in the military education system a number of organizational, technical, methodological problems have formed, as well as a complex of subject-oriented problems that impede the effective use of electronic educational resources in the training process. The authors carried out a detailed analysis of the reasons for the insufficiently high efficiency of the VOOVO ESM in the process of forming the IT competency of the subjects of the educational process, identified the main directions for finding solutions to this problem.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВООВО ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

педагогические Заскалькин Евгений Борисович, Салтрукович Николай Евгеньевич

науки ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ...

УДК 378.14

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0026

ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВООВО ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2020

AuthorlD: 1032798

SPIN-код: 7214-9364

Заскалькин Евгений Борисович, адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения) факультета (подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования

AuthorlD: 851886

SPIN-код: 6456-7255

Салтрукович Николай Евгеньевич, доцент кафедры военной педагогики и психологии факультета (подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования), доцент Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (614030, Россия, Пермь, ул. Гремячий лог, 1, e-mail: nikola-sne@mail.ru)

Аннотация. Основное внимание в работе уделяется состоянию, проблематике и поиску направлений решения комплекса проблем применения электронных образовательных ресурсов в области организации процесса обучения ВООВО войск национальной гвардии Российской Федерации. Развитие системы военного образования неразрывно связано с широким использованием информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых электронной информационно-образовательной средой. В этих условиях решающее значение приобретает качество электронных образовательных ресурсов, организация и обеспечение оперативного доступа к образовательным ресурсам, размещенным в различных сегментах сети, а также формирование способности к эффективной работе с ними всех участников образовательного процесса. В ходе организации такого процесса необходимо формирование у участников образовательного процесса компетентности, связанной с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в решении задач образовательного процесса и служебно-боевой деятельности. Одним из важнейших средств в формировании данного вида компетентности являются электронные образовательные ресурсы ВООВО. Однако, реальность сегодняшнего дня свидетельствует о том, что в области применения ЭОР в системе военного образования сформировался ряд проблем организационного, технического, методического характера, а также комплекс субъектно-ориентированных проблем, препятствующих эффективному применению электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Авторами проведен подробный анализ причин недостаточно высокой эффективности ЭОР ВООВО в процессе формирования ИТ-компетентности субъектов образовательного процесса, определены основные направления поиска решений данной проблематики.

Ключевые слова: военно-образовательная организация; электронные образовательные ресурсы; курсант; деятельность; клиповое мышление, электронная информационная образовательная среда ИТ-компетентность, субъек-тно-ориентированные проблемы.

THE PROBLEM OF THE EFFECTIVENESS OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS A MEANS FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF VOLOVO GRADUATES OF THE NATIONAL GUARD TROOPS RUSSIAN FEDERATION

© 2020

Zaskalkin Evgeny Borisovich, associate professor of adjunct (full-time and part-time studies) faculty (training of highly qualified personnel and additional professional education Saltrukovich Nikolay Evgenievich, associate professor of the department of military pedagogy and psychology of the faculty (training of highly qualified personnel and additional professional education),

associate Professor

Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (614030, Russia, Perm, Gremyachy log St., 1, e-mail: nikola-sne@mail.ru)

Abstract. The main attention is paid to the state, problems and the search for directions to solve the complex of problems of using electronic educational resources in the field of organizing the training process of the VOOVO troops of the national guard of the Russian Federation. The development of the military education system is inextricably linked with the widespread use of information and communication technologies and the opportunities provided by the electronic information and educational environment. In these conditions, the quality of electronic educational resources, the organization and provision of operational access to educational resources located in various segments of the network, as well as the formation of the ability to effectively work with them all participants in the educational process, are crucial. In the process of organizing such a process, it is necessary to develop competencies among the participants in the educational process related to the use of information and telecommunication technologies in solving the problems of the educational process and military service activities. One of the most important means in the formation of this type of competency is VOOVO electronic educational resources. However, the reality of today indicates that in the field of the use of ESM in the military education system a number of organizational, technical, methodological problems have formed, as well as a complex of subject-oriented problems that impede the effective use of electronic educational resources in the training process. The authors carried out a detailed analysis of the reasons for the insufficiently high efficiency of the VOOVO ESM in the process of forming the IT competency of the subjects of the educational process, identified the main directions for finding solutions to this problem.

Keywords: military educational organization; electronic educational resources; cadet; activity; clip thinking, electronic information educational environment IT competence, subject-oriented problems.

ВВЕДЕНИЕ информационно-образовательной средой, (в том числе,

Современный этап развития системы военного обра- с использованием сервисов глобальной сети Интернет). зования неразрывно связан с широким использованием В этой связи решающее значение приобретают качество современных информационно-коммуникационных тех- образовательных ресурсов, организация и обеспечение нологий и возможностей, предоставляемых электронной оперативного доступа к образовательным ресурсам, Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33) 125

размещенным в различных сегментах сети, к формированию способности к эффективной работе с ними всех участников образовательного процесса.

Вместе с тем, стремительное развитие информационно-телекоммуникационных технологий, рост объёма и количества взаимосвязей в информационной сфере, быстрое внедрение информационных систем и сервисов, и их широкое применение в служебно-боевой деятельности войск, приводит к быстрой утрате актуальности содержания учебных программ по отношению к требованиям, предъявляемым службой к офицеру-выпускнику [1]. В результате чего Федеральная служба получает офицера, успешно освоившего образовательную программу по специальности, но не в полной мере готового к успешному выполнению должностных обязанностей, связанных с применением информационных технологий в деятельности Росгвардии и требующего дополнительной подготовки в войсках.

Практика служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии показала, что уровень информационной компетентности в области применения информационных технологий (далее - ИТ-компетентности) на сегодняшний день является одним из ключевых факторов, определяющих эффективность служебно-боевой деятельности офицера.

Таким образом, большой объем информации, необходимость высокой оперативности в обновлении образовательных программ в сочетании с ограниченными возможностями курсантов по их усвоению в значительной степени актуализируют проблему поиска путей совершенствования процесса обучения (в том числе - развитие электронных образовательных ресурсов), что в свою очередь, обеспечит повышение уровня ИТ-компетентности выпускников ВООВО. Решением данной задачи может быть углубленное изучение образовательных возможностей и проблематики использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения.

МЕТОДОЛОГИЯ

В военных образовательных организациях высшего образования (далее - ВООВО) войск национальной гвардии Российской Федерации реализуются федеральные и ведомственные программы, направленные на решение актуальных задач информатизации образования, включающие развитие инфраструктуры единой электронной информационно-образовательной среды [2,3] (далее ЭИОС) войск, разработку электронных образовательных ресурсов (далее - ЭОР), повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области применения информационных и коммуникационных технологий и их широкое внедрение в процесс обучения.

В ходе организации такого процесса следует учитывать необходимость формирования и развития у участников образовательного процесса компетентностей [4], связанных с использованием возможностей, предлагаемых информационно-телекоммуникационными технологиями в решении задач образовательного процесса и служебно-боевой деятельности (далее - ИТ-компетентности), сочетающего в себе общие (надпред-метные) умения и навыки работы с информацией, конкретные предметно-ориентированные умения, а также специфические умения учиться и работать в электронной информационной образовательной среде.

В этой связи развитие ЭИОС ВООВО войск национальной гвардии рассматривается как одно из условий достижения высокой эффективности процесса обучения [5]. Одним из наиболее активно развивающихся элементов ЭИОС являются информационные образовательные системы и сервисы, объединенные в категорию электронно-образовательных ресурсов [6]. ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения» определяет ЭОР как 126

«Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них» [7,8]. Таким образом, электронный образовательный ресурс - это учебная, методическая, справочная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации образовательного процесса, представленная в цифровом виде.

На сегодняшний день ЭОР - это наиболее активно развивающийся элемент ЭИОС, включающий в себя комплекс информационно-образовательных, электронно-образовательных систем и сервисов, а также методические ресурсы и средства организационно-методического обеспечения ЭИОС, ориентированный на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.

В условиях современного образования работа обучающихся с использованием ЭОР в большинстве своем представляет собой форму относительно продуктивной [9-13] в учебном отношении деятельности курсантов, выполняющих определенные действия со справочными средствами, интерактивными таблицами, учебными словарями и иной информацией образовательного характера.

При этом существующая модель ЭОР в силу ряда определенных факторов обладает ограниченными возможностями по повышению ИТ-компетентности выпускников, в том числе и ВООВО Росгвардии.

В настоящее время, как отмечается многими исследователями проблема эффективности ЭОР ЭИОС образовательных учреждений - как фактора формирования ИТ-компетентности выпускников приобретает все большую актуальность. Так, изучению проблематики внедрения и использования ЭОР в образовательном процессе вузов посвящены труды исследователей: Почебут С.В., Денисовой И.В., Ковальчук А.П. Мирошниченко Е.В., Шмониной Н.И. Семёновой Л.В. и др. [14-24].

Однако, проведенный анализ научно-педагогической литературы показал, что исследованию развития ЭОР ВООВО как фактора повышения ИТ- готовности курсантов выпускных курсов уделено еще недостаточно внимания, а ряд аспектов данной темы (таких как сегменты технической защиты информации и взаимодействия информационных систем разных уровней доступа) освещены лишь локально.

В условиях активного реформирования системы военного образования и войск в целом, значимость теоретических и практико-ориентированных исследований, определяющих перспективные направления развития ЭОР ВООВО как средства повышения ИТ-компетентности выпускников, возрастает и приобретает все большую актуальность, что обусловлено рядом противоречий, имеющих место в теории и практике военного образования, к числу которых относятся рассогласование позиций между:

- возможностями существующих ЭОР ВООВО войск национальной гвардии в области оперативного повышения уровня информационной компетентности выпускников военных институтов и требованиями, предъявляемыми спецификой служебно-боевой деятельности войск;

- отсутствием теоретических и методологических подходов к построению и наполнению ЭОР ВООВО как средства повышения эффективности формирования ИТ-компетентности курсантов выпускных курсов;

- необходимостью оперативного обновления содержания программ в соответствии с интенсивно изменяющимся информационным полем деятельности курсантов в условиях военной службы, наличием фонда идей и сложностями в оперативной актуализации вариативной части учебных планов и отсутствием научно обоснованной методической системы (а также разработанных в её контексте специальных курсов), обеспечивающей повышение ИТ-компетентности курсантов;

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Заскалькин Евгений Борисович, Салтрукович Николай Евгеньевич ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ...

- масштабными изменениями в требованиях, предъявляемых командованием войск и условиями службы к информационной компетентности выпускников, их умению ориентироваться в информационной сфере и недостаточно эффективным распределением учебных часов по темам и видам занятий, проведение которых необходимо осуществлять в течение последнего семестра обучения курсантов ВООВО;

- объективной потребностью образовательного процесса в наличии комплекса руководящих документов, определяющих направление развития ЭОР, способного обеспечить повышение уровня ИТ-компетентности выпускников ВООВО и недостаточностью содержательно-методического обеспечения данного направления деятельности;

- потребностью в оперативном изменении в содержании образовательных программ и недостаточной адаптивностью существующей модели ЭОР ВООВО к потребностям службы в области формирования ИТ-компетентности в процессе обучения курсантов выпускных курсов;

- существующей потребностью курсантов ВООВО в эффективном использовании ресурсов и возможностей 3-х сегментов информационной среды разного уровня доступа к защищаемой информации (конфиденциальности) и ограничениями, налагаемыми жесткими требованиями руководящих документов по информационной безопасности и технической защите информации;

- необходимостью создания научно-обоснованной инновационной модели ЭОР, способной обеспечить качественный подъём уровня ИТ-компетентности курсантов, определенной технологии реализации данной модели, и отсутствием теоретических разработок в данной области;

- особенностями психологического восприятия учебного материала курсантами (неспособность к концентрации, анализу и усвоению больших объёмов знаний, в силу т.наз. «клипового мышления» [25]) и методикой преподавания учебного материала, основанной на традиционной педагогической школе, в парадигме которой формирование ЭОР производится без учета психологических характеристик поколения так называемых «цифровых аборигенов» [26];

- необходимостью активной, оперативной и объёмной работы по формированию ЭОР и значительными трудозатратами профессорско-преподавательского состава ВООВО в наполнении ЭОР [27], а также отсутствием системы автоматизации создания информационно-образовательного контента (здесь и далее - от англ. соШей - мультимедийные данные, представленные на электронных носителях).

В свете вышеизложенного, реальность сегодняшнего дня свидетельствует о том, что в области применения ЭОР в системе военного образования сформировался ряд объективных проблем:

1. Отсутствует комплекс руководящих документов (концепции, стратегии руководства и т.д.) по оперативной актуализации ИТ-компетенций выпускников военных институтов и развитию ЭОР ВООВО для эффективного обеспечения процесса обучения курсантов в соответствии с текущими потребностями войск (существующие ГОСТы дают только основные понятия и структуру ЭОР).

2. В связи с тем, что программные модули ЭОР нередко строятся специалистами в области программирования с недостаточным привлечением специалистов в области педагогики, дидактики и психологии, возникают проблемы качества учебного материала (контента) и соответствия его образовательным стандартам.

3. Отсутствие единого стандарта использования ЭОР наполнения ресурсов и системы критериев оценки эффективности, что в свою очередь обеспечивает недостаточно высокий дидактический потенциал существующей модели ЭОР._

4. Комплексы ЭОР строятся с низкой адаптивностью модели построения ЭОР под конкретные нужды ВООВО (отсутствие модульности, и системы свободного конфигурирования «конструктора»).

5. Отсутствует единая методика формирования и применения ЭОР в образовательном процессе, и существующая модель ЭОР не позволяет активно совершенствовать систему преподавания (подготовка гипертекстовых учебных материалов без живого диалога с курсантами) [27]. Низкая адаптивность традиционной модели ЭОР в сочетании с её ограниченными возможностями в субъектной ориентации образовательной платформы в значительной степени снижают возможности по повышению ИТ-компетентности выпускников ВООВО Росгвардии.

6. Недостаточный уровень сформированное™ культуры применения ЭОР участниками образовательного процесса, характеризуется использованием систем и сервисов сети в основном для информационного траф-фика (новости, игры, социальное общение) без акцента на повышение культурно-образовательного уровня (поиск однотипных околонаучных работ без анализа и творческого осмысления). Это приводит к тому что, ЭОР используются с недостаточной эффективностью.

7. В условиях повсеместного внедрения в федеральных органах операционных систем на базе Astra-Linux при сохраняющейся значительной доле платформ Windows, отсутствует гарантированная «кроссплатфор-менность» - что приводит к невозможности гибкого конфигурирования систем с сохранением их стабильной работы на любых персональных компьютерах.

Применение ЭОР как элемента ЭИОС в образовательном процессе также сопряжено с комплексом субъектно-ориентированных проблем восприятия ЭОР участниками образовательного процесса[2б, 28]. К таким проблемам можно отнести:

- недостаточный уровень ИТ-компетентности профессорско-преподавательского и управленческого состава ВООВО и курсантов в работе с ЭОР и отсутствие единой политики их применения в процессе обучения;

- рассогласование в восприятии систем и сервисов ЭОР ВООВО и методики их применения различными категориями участников образовательного процесса, требующего нахождения взаимопонимания между «цифровыми аборигенами и иммигрантами» [29] в вопросах, связанных с развитием ЭОР и их интеграцией в процесс обучения.

- излишняя индивидуализация процесса обучения, выражающаяся в отсутствии эффективного диалога между курсантами и профессорско-преподавательским составом, заменяющаяся взаимодействием с ЭОР института посредством информационных технологий - приводящая к снижению роли устной и письменной речи у обучаемых;

- значительная «зашаблонированность» элементов существующей модели ЭОР, её недостаточная эффективность в условиях стремительного развития системы военного образования, проблема развития критического мышления и пассивность в усвоении информации у курсантов, а также - ослабление у них способности к творческому мышлению и импровизации.

Все эти проблемы являются факторами, оказывающими негативное влияние на формирование информационной компетентности выпускников ВООВО, что в дальнейшем может создать препятствия для успешной реализации офицера в профессиональной сфере деятельности.

ВЫВОДЫ

Исходя из вышеизложенного, мы предполагаем, что проблемы повышения уровня ИТ-компетентности выпускников, посредством применения ЭОР в образовательном процессе ВООВО, а также поиск путей их преодоления следует рассматривать в контексте развития ЭОР (разработка инновационной модели ЭОР и системы

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33)

127

методического обеспечения [30] их применения в процессе обучения курсантов).

Таким образом, на сегодняшний день, значительное количество противоречий и проблем в области применения ЭОР в образовательном процессе и их влияния на формирование ИТ-компетентности выпускников ВООВО Росгвардии, позволяет сделать вывод, что сложная взаимосвязь, возникающая между техническими и педагогическими аспектами использования данных ресурсов в сфере военного образования, исследована лишь локально. Анализ противоречий и проблематики использования ЭОР и их влияния на формирование ИТ-компетентности у курсантов военных институтов в процессе обучения, позволяет предположить, что решение данных проблем может быть связано с углубленным изучением образовательных возможностей ЭОР ЭИОС ВООВО войск национальной гвардии Российской Федерации.

Ключевым направлением в успешном решении проблем, связанных с рассогласованием восприятия систем и сервисов информатизации различными группами субъектов образовательного процесса и недостаточной информационной готовностью преподавательского состава к применению ЭОР, может быть углубленное изучение закономерностей и механизмов их восприятия участниками образовательного процесса.

В этих исследованиях необходимо в первую очередь, определить наиболее перспективные направления развития образовательных ресурсов, сформировать требования к инновационной модели ЭОР, реализация которой при создании необходимых педагогических условий (включая создание методической системы актуализации ИТ-компетенций и специальных курсов), позволит значительно повысить показатели ИТ-компетентности выпускников военных институтов, что обеспечит их успешную реализацию в сфере профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Заскалькин Е.Б., Стрельцов Р.В., Михалев В.В. Актуализация развития информационно-образовательной среды в процессе формирования готовности курсантов военных вузов к профессиональной деятельности /Гуманитарные науки и образование Том 10, № 4. 2019.

2. Сорокина Е.В. Цифровое образовательное пространство: от электронных образовательных ресурсов к электронному обучению. Информатика и образование. № 9 (288), 2017 год, С. 10-14.

3. Микиденко Н.Л., Сторожева С.П. Цифровое образовательное пространство: проблемы и практики применения информационных образовательных ресурсов. Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Новосибирск, том: 10, № 1, 2020 год, С. 3418-3427.

4. Рудакова Е.В. Компетентностный подход в обучении студентов технических специальностей / Духовная ситуация времени. Россия XXI век. № 1 (4). 215 год, стр. 18-19.

5. Шестернин А.С., Информатизация образования. Современные проблемы информационно-образовательной среды. Научный журнал КубГАУ, №96 (02), 2014 года.

6. Галкина А.И., Бурнашева Е.А., Гришан И.А., Видовая классификация электронных образовательных ресурсов: опыт разработки в объединенном фонде электронных ресурсов. Наука и образование. Образовательные технологии и общество № 2, 2018 год, С. 494-499.

7. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. / Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации; М.: Изд-во стандартов. Введен Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1499-ст, 1.01.2015, с изменениями от октября 2018 г.

8. ГОСТ Р 55750-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Метаданные электронных образовательных ресурсов. Общие положения. /Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации; М.: Изд-во стандартов. Введен Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1499-ст, 1.01.2015, с изменениями от октября 2018 г.

9. Ефремов Д.А. Проблема оценки качества электронных обра-зовательныхресурсов. Новая наука: проблемы и перспективы № 4 (4), 2015 год, С. 108-110.

10. Протасов А.В. Информационно-образовательные ресурсы учебных заведений среднего образования в сети интернет // Студенческий научный форум: материалы Vмеждународной студенческой электронной научной конференции. 2014 год.

11. Бурькова Е.В. Анализ проблем качества электронных образовательных ресурсов в условиях университетского образования. Alma

128

mater (вестник высшей школы), Ж 8, 2019 год, С. 57-61.

12. Шалкина Т.Н. Управление качеством электронного образовательного ресурса: анализ проблем и опыт реализации. Информатика и образование. Ж 2 (271), 2016 год, С. 23-28.

13. Буцык С.В. Информационные ресурсы образовательной среды российских вузов: проблемы сравнительной оценки. Вестник культуры и искусств Ж1 (49), 2017 год, С. 45-49.

14. Почебут С.В. Проблемы использования электронно-образовательных ресурсов в системе образования XXI века/ Современное образование: содержание, технологии, качество. Том: 2, 2018 год, С. 117119

15. Денисов И.В., ^вальчук А.П. Электронные образовательные ресурсы: проблемы внедрения и их решение. / Российский экономический интернет-журнал Ж 4, 2018 год, С. 33.

16. Почебут С.Н. Проблемы использования электронно-образовательных ресурсов в системе образования XXI века. / Санкт-петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина). Статья в журнале - материалы конференции том: 2, 2018 год, С. 117-119.

17. Мирошниченко Е.В., Шмонина Н.И. Актуализация проблемы внедрения в учебный процесс вуза электронных образовательных ресурсов. Труды братского государственного университета. серия: гуманитарные и социальные науки. Том: 1, 2015 год, С. 150-153.

18. Семёнова Л.В. Проблемы использования электронного образовательного ресурса в высшей школе. / Новая наука: проблемы и перспективы. Ж 4-1, 2016 год, С. 167-170.

19. Ивинская М.С. Педагогический потенциал электронных ресурсов и электронной образовательной среды в вузе //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. Ж 3 (24). С. 217-223.

20. Дроздова И.Л. Роль электронных учебных пособий в образовательном процессе курса ботаники // Küрельский научный журнал. 2018. Т. 7. Ж 3 (24). С. 13-16.

21. Васин Л.А. Базовая организация электронной информационной образовательной среды университета на основе облачных технологий //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2019. Т. 8. Ж 2 (46). С. 31-36.

22. Kондаурова ИЖ. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. Ж 3 (12). С. 25-27.

23. Андриенко О.А. Сетевые образовательные технологии и их использование при работе с обучающимися //Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. Ж 1 (3). С. 5-7.

24. Андриенко О.А. Современные образовательные технологии: технология самопрезентации // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. Ж 1 (3). С. 5-7.

25. Фасоля А.А., Сливин Т.С. Электронные образовательные ресурсы: современное состояние и противоречия / Источник: Мир образования - образование в мире. 2017 (4):106-114.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. James J. Martin «Perceptions of Digital Technology in Military Education» [Электронный источник] Auburn, Alabama 2016. — Режим доступа: https://etd.auburn.edu/handle/10415/5033 (Дата обращения 02.10.2018).

27. Kçюков А.Н., Малахов А.Г. Проблемы создания электронных образовательных ресурсов. Рязанское ВВДД^У МО РФ. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. статья в журнале - материалы конференции Том: 10Ж3, 2016год, С. 135-137.

28. Томакова Р.А., Брежнева А.Н. Образовательные и социальные проблемы обращения к информационным ресурсам и технологиям в системе формирования компетенций / Духовная ситуация времени. Россия XXI век. Ж 2 (5) год: 2015 С. 112-115.

29. Prensky, Marc. «Digital Natives, Digital Immigrants, Part II: Do They Really Think Differently». On the Horizon (NCB University Press, Vol. 9 No. 6, December 2001).

30. Богомол Е.М., Герасимова Н.М. Электронный учебно-методический комплекс, как основной электронный образовательный ресурс. Научный альманах. Ж 7-1 (45), 2018 год, С. 86-88.

Статья поступила в редакцию 06.05.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 4(33)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.