Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / MILITARY EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / DISTANCE-LEARNING TECHNIQUES / INFORMATION RESOURCES / COMPETENCE / ELECTRONIC INFORMATION EDUCATION ENVIRONMENT / ELECTRONIC INSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теремков Евгений Михайлович, Буфетов Николай Николаевич, Репин Андрей Валентинович

Анализируется опыт организации образовательной деятельности с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и возможностей электронной информационно-образовательной среды в Михайловской военной артиллерийской академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Теремков Евгений Михайлович, Буфетов Николай Николаевич, Репин Андрей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING PROFESSIONAL QUALITIES IN MILITARY EXPERTS BY MEANS OF ELECTRONIC INSTRUCTION AND DISTANCE-LEARNING TECHNIQUES

The paper analyzes the experience of educational work involving electronic instruction, distance learning and potential of the electronic information-educational environment at the Grand Duke Michael Military Artillery Academy.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Формирование профессиональных качеств военных специалистов посредством применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Подполковник Е.М. ТЕРЕМКОВ, кандидат технических наук

Полковник в отставке Н.Н. БУФЕТОВ, кандидат военных наук

Полковник в отставке А.В. РЕПИН, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Анализируется опыт организации образовательной деятельности с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и возможностей электронной информационно-образовательной среды в Михайловской военной артиллерийской академии.

The paper analyzes the experience of educational work involving electronic instruction, distance learning and potential of the electronic information-educational environment at the Grand Duke Michael Military Artillery Academy.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Военная образовательная организация, дистанционные образовательные технологии, информационные ресурсы, компетентность, электронная информационно-образовательная среда, электронное обучение.

Military educational establishment, distance-learning techniques, information resources, competence, electronic information education environment, electronic instruction.

НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ эпидемиологическая ситуация, сложившаяся в мире, вынуждает образовательные организации Российской Федерации переходить к организации учебного процесса посредством применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации об-

разовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных

сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников1.

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий возможна при наличии необходимых условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) учебного заведения, включа-

ющей: электронные информационные и образовательные ресурсы; совокупность информационных и телекоммуникационных технологий; соответствующие технологические средства. При таких условиях достигается успешное освоение обучаемыми образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения (рис. 1).

В настоящее время военные учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации активно применяют дистанционные образовательные технологии и методы электронного обучения в процессе подготовки офицеров, но в большинстве случаев их внедрение носит экспериментальный характер и пока не получило должного развития.

Рис. 1. Структура электронной информационно-образовательной среды

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Российской Федерации регламентировано приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образова-

тельных технологий при реализации образовательных программ».

Классическая схема применения электронного обучения предполагает наличие платформы (системы) дистанционной подготовки, встроенной в электронную информационно-образовательную среду учебного заведения, в том числе посредством свободного выхода в информационно-телекоммуникационную сеть

«Интернет» (сеть «Интернет»). Однако реализуемые в военных учебных заведениях образовательные программы, как правило, содержат служебную информацию ограниченного распространения, что исключает возможность передачи информации через сеть «Интернет».

В создавшихся условиях с целью обеспечения непрерывного образовательного процесса в Михайловской военной артиллерийской академии (МВАА) разработано и внедрено удаленное обучение с использованием неконтактных образовательных технологий при учете следующих ограничений:

• отсутствие свободного выхода в Интернет;

• возможность использования только выделенных согласованных каналов связи Министерства обороны Российской Федерации;

• недостаточная подготовка педагогических работников к реализации удаленного обучения.

При переходе к организации образовательной деятельности с применением удаленного обучения и бесконтактных образовательных технологий принято решение:

• организовать неограниченный доступ обучающихся к электронной библиотечной системе (рис. 2);

Рис. 2. Структура электронной библиотечной системы

• предоставить обучающимся рабочие места, имеющиеся в собственной локально-вычислительной сети, объединяющей 25 оснащенных компьютерных классов;

• загрузить на персональные компьютеры (ноутбуки) обучающихся тексты лекций с презентациями, электронные учебники (в том числе, базовые), программы автоматизированных обучающих комплексов и тренажерных систем;

• на кафедрах и факультетах обеспечить работу информационных терминалов «Инфомат», с размещенными в них документами основных образовательных программ и методических материалов;

• организовать дистанционную работу педагогических работнико-впо формированию перечня, структуры и содержания новых методических материалов (материалов лекций с презентациями, заданий для обучающихся, фондов оценочных средств), обеспечивающих применение удаленного обучения;

• осуществить своевременное и оперативное информирование участников образовательного процесса (обучающихся и педагогических работников) об организации образовательной деятельности и результатах обучения;

• организовать своевременную проверку работ (заданий) обучаю-

щихся (текущий контроль успеваемости) по фондам оценочных средств, разработанным для организации образовательного процесса с применением удаленного обучения.

Переход на удаленное обучени-ев МВАА юридически закреплен утвержденным локальным актом «Положение об организации удаленного обучения и использовании неконтактных образовательных технологий в ходе реализации основных образовательных программ».

Удаленное обучение заключается в организации образовательной деятельности с применением имеющейся в ЭИОС и используемой при реализации образовательных программ информации, образовательных ресурсов, технологий, технических и других средств, обеспечивающих передачу по локально-вычислительной сети указанной информации, а также взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Неконтактными являются образовательные технологии, реализуемые с полным или частичным применением информационно-те-

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии,

реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

лекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

В ходе образовательной деятельности педагогическими работниками применяются различные формы неконтактных образовательных технологий: вебинары, видеоконференции, самостоятельная работа обучающихся, онлайн-тестирование, электронные учебники, тренажерные системы, автоматизированные обучающие комплексы (рис. 3).

Рис. 3. Формы неконтактных образовательных технологий

В целях выполнения положений федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников, локальных нормативных актов академии, организация образовательной деятельности осуществляется в соответствии с утвержденными основными образовательными программами и установленной годовой учебной нагрузкой педагогическим работникам.

Основу образовательной деятельности при удаленном обучении с использованием неконтактных образовательных технологий составляет целенаправленная и управляемая интенсивная самостоятельная работа обучающихся. Слушатели и курсанты занимаются на установленном и оборудованном рабочем месте по общему учебному плану, имея при себе комплект специальных средств обучения. В ходе занятий обучающиеся могут опосредованно или напрямую связаться с преподавателем, используя средства телекоммуникации. При необходимости в методические материалы основных образовательных программ (тематические планы изучения дисциплин, фонды оценочных средств и др.) могут вноситься изменения, что позволяет

Рис. 4. Интерактивная информационно справочная система ВВТ РВиА «Компендиум РВиА»

более гибкоорганизовывать образовательный процесс.

Методическое обеспечение учебного процесса с применением удаленного обучения и использованием неконтактных образовательных технологий основано на самостоятельной работе обучаемых с электронными учебниками и электронными учебно-методическими материалами, включая обучение и контроль знаний (самоконтроль, текущий контроль успеваемости), методическом сопровождении и дополнительной информационной поддержке со стороны педагогических работников.

Использование электронных учебников и электронных учебно-методических материалов позволяет обучающимся успешно формировать знания, но вопрос формирования умений и навыков остается открытым.

С целью формирования у обучающихся умений и навыков на персональные компьютеры установлены автоматизированные обучающиеся комплексы и тренажерные системы.

Например, интерактивная информационно-справочная система вооружения и военной техники ракетных войск и артиллерии «Компендиум РВиА» (рис. 4) предназначена для самостоятельного изучения назначения, состава, тактико-технических характеристик образцов вооружения. В режиме виртуального тура она позволяет создавать эффект присутствия на объекте большому количеству обучающихся и изучать конкретные образцы вооружения и военной техники.

Виртуальный модульный тренажер подготовки к боевому применению 2С19М2 «Дилемма-3D» используется для изучения устройства и порядка подготовки самоходно-артилле-

рийского орудия 2С19М2 к стрельбе, заряжанию, производству выстрела, контрольному осмотру и техническому обслуживанию изделия (рис. 5).

Особое место занимает компьютерный артиллерийский полигон «Артерра-ВТ-3D», предназначенный

для обучения специалистов стрельбе и управлению огнем артиллерийских подразделений в звене: дивизион— батарея—взвод—орудие (рис. 6).

Обучающиеся выполняют огневые задачи в различных погодных условиях и в любое время суток все-

Рис. 5. Виртуальный модульный тренажер подготовки к боевому применению 2С19М2 «Дилемма-3D»

Рис. 6. Компьютерный артиллерийский полигон «Артерра-ВТ-3D»

ми видами боеприпасов. Упрощенная версия тренажера «Артерра» установлена на компьютеры обучающихся и позволяет самостоятельно вырабатывать навыки по стрельбе и управлению огнем артиллерийских подразделений.

Для организации удаленного обучения привлекаются педагогические работники, командиры подразделений обучающихся и научные работники, организационно и методически объединенные средствами информационно-телекоммуникаци-

онных сетей независимо от места их нахождения. Для организации образовательной деятельности военного учебного заведения всем ее участникам предоставляется доступ к электронной информационно-образовательной среде образовательной организации.

Семинарские занятия и консультации проводятся в формате вебинаров. Задания на подготовку к учебным занятиям обучающиеся получают по каналам локально-вычислительной сети или через информационные терминалы «Инфомат».

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

в Российской Федерации регламентировано приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017года № 816 «Обутверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Внедрение удаленного обучения позволило реализовать ряд важных преимуществ, к которым можно отнести:

• гибкость (возможность заниматься в удобное время и в удобном месте);

• модульность и вариативность (возможность выбора изучаемых учебных дисциплин, самостоятельно формировать программу обучения, отвечающую индивидуальным потребностям);

• модифицируемость (относительная легкость обновления содержания учебного материала, возможности архивации старого материала);

• доступность (весь учебный материал остается у обучающегося и в любой момент может быть востребован);

• многообразие источников информации (одновременное обращение большого количества обучающихся ко многим источникам учебной информации посредством использования электронной библиотечной системы);

• повышение учебной мотивации (стимулирование самостоятельности в обучении, умения критически мыслить, самодисциплины и ответственности, настойчивости в достижении цели);

• технологичность (использование в процессе обучения современных информационных технологий);

• экономичность (эффективное использование учебных площадей, технических и транспортных средств, концентрированное, унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней, снижение затрат на подготовку специалистов).

Наряду с несомненными достоинствами удаленного обучения следует отметить и выявленные проблемные вопросы. Наиболее значимыми являются:

• недостаточная подготовка педагогических работников, формирующих электронные учебные материалы;

• материально-техническое обеспечение образовательного процесса не в полной мере соответствует потребностям удаленного обучения;

• трудоемкость разработки, формирования и внедрения электронной информационно-образовательной среды в образовательный процесс;

• обеспечение безопасного режима хранения служебной информации ограниченного распространения.

Названные проблемные вопросы носят объективный характер, но некоторые из них могут быть устранены различными способами:

техническими, организационными, методическими, дидактическими и функциональными.

Например, недостаточные навыки работы на компьютере компенсируются наличием максимально упрощенного и понятного пользовательского интерфейса (меню, диалоговый режим, справки и т. д.).

Недостаточная интерактивность восполняется за счет использования определенных дидактических приемов и интеллектуальных технологий моделирования процесса получения знаний и деятельности, организации регулярных консультаций в дистанционной форме.

Снижение контроля со стороны преподавателя компенсируется сеансами дистанционных проверок, проводимых по установленному графику, предусматривающих предоставление обучающимися отчетных материалов по каждой пройденной дисциплине (разделу, теме).

Результаты научных исследований показали, что в системе высшего военного и военно-специального образования доля электронного обучения и дистанционных образовательных технологий может составлять: 30—40 % в очной форме обучения; 60—70 % в заочной форме обучения; 80—90 % в системе дополнительного профессионального образования2.

Огромные возможности электронной информационно-образовательной среды военных учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации должны быть использованы в системе профессионально-должностной подготовки войск, где основ-

Методическое обеспечение учебного процесса с применением

удаленного обучения и использованием неконтактных образовательных технологий основано на самостоятельной

работе обучаемых с электронными учебниками и электронными учебно-методическими материалами, включая обучение и контроль знаний (самоконтроль, текущий контроль успеваемости), методическом сопровождении

и дополнительной информационной поддержке со стороны педагогических работников.

ным видом учебных занятий является самостоятельная работа.

Представленные материалы свидетельствуют о целесообразности использования технологий дистанционного обучения в комплексе с традиционными учебно-методическими средствами. Понятно, что технологии удаленного обучения не могут полностью заменить контактную работу обучающихся с преподавателем и не являются исключительной альтернативой традиционного обучения. Наоборот, они должны органично встраиваться в существующую систему военного образования Российской Федерации, обеспечивая выполнение главной задачи — подготовки современного офицера, способного профессионально действовать в условиях боевой обстановки.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года.

2 Коритчук В.В., Сорокин С.В. Дистанционное обучение в профессионально-должностной подготовке офицеров // Вестник военного образования. 2017. № 3. С. 56—62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.