СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Л.Н. Бережнова1, д-р пед. наук, профессор
Д.Ю. Тарасов2, канд. пед. наук
Г.А. Могилевский2'3, канд. юрид. наук, доцент
1Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Новосибирский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
3
Сибирский государственный университет путей сообщения 1(Россия, г. Санкт-Петербург)
2 3
2,3(Россия, г. Новосибирск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11072
Аннотация. В статье рассматриваются понятие и сущность электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а так же методические приемы применения отдельных элементов дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательной деятельности с учетом форс-мажорных обстоятельств организационного, программного и материально-технического характера. Предпринята попытка охарактеризовать особенности учёта и способов функционирования в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, законодательство, информационные технологии, образовательная деятельность.
Коронавирусная пандемия глобального масштаба разразившаяся в 2020 г. не обошла стороной и Российскую Федерацию, создав отечественным образовательным организациям целую череду проблем организационного, программного и материально-технического характера. Образовательным организациям всех звеньев образовательной деятельности, в том числе и высшего образования «в пожарном порядке» пришлось перестраивать весь образовательный процесс. Пандемия СOVГО-19 актуализировала применение в образовательной деятельности закреплённых в федеральном законодательстве форм образовательных программ в виде электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [1]. Потенциально эти формы расширяют возможности образовательного процесса: дополняют подачу учебной информации новыми возможностями, контингент обучающихся может быть существенно увеличен, нивелируется удалённость образовательной организации.
Отметим, что принципиальным отличием электронного обучения от дистанционных образовательных технологий является факт непосредственного взаимодействия педагогического работника и обучающегося. При электроном обучении (при проведении, например, лекции) контакт осуществляется с использованием технических средств (ЭВМ, «электронные гаджеты», радио) и соответствующего программного обеспечения. Если педагогическое взаимодействие опосредовано (например это предполагает ответы на задания, выполнение тестов) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (Интернет) - то это дистанционное обучение.
Образовательная организация вправе использовать одну или одновременно обе формы реализации образовательных программ. Общим требованием для всех образовательных учреждений России является то, что при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных технологий в учреждении должны быть
созданы условия для функционирования электронной информационно-
образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от места их нахождения [8].
Образовательные организации высшего образования, подведомственные Министерству образования России, имеют возможность реализовывать образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных технологий при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся. Вместе с тем, определены профессии, специальности, направления подготовки, реализация образовательных программ по которым с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается [5]. Образовательные организации доводят до участников образовательной деятельности информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора [6]. Кроме того, образовательные организации должны обеспечить соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-
хозяйственных работников и самостоятельно определяют: порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; соотношение объёма занятий, проводимых путём непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путём непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории. Образовательная организация обязана самостоятельно выбрать и обеспечить идентификацию личности обучающегося и затем контролировать соблюдение условий проведения мероприятий, в рамках которых и осуществляется оценка результатов обучения.
По своему усмотрению образовательная организация вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов [6]. Онлайн-курсы обеспечивают обучающимся независимо как от их геолокации, так и геолокации образовательной организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путём организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой обучающимся предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационные сети (Интернет). Освоение обучающимся образовательных программ или их частей в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации, либо документом об обучении, выданным учреждением, реализующим такие курсы [2, 3, 4]. При этом результаты прохождения онлайн-курсов должны учитываться другими образовательными организациями. Организация, которой обучающийся представил документ об образовании и (или) о квалификации, либо документ об обучении, подтверждающий освоение им образовательной программы или её части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает его к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или же она засчитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного доку-
мента. Зачёт результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных организацией самостоятельно, посредством сопоставления планируемых результатов обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам, определенным образовательной программой, с результатами обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, пройденной в виде онлайн-курса, что подтверждается представляемым обучающимся документом об обучении [6].
При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных технологий организации учитывают и хранят результаты образовательного процесса, ведут внутренний документооборот на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме [6]. То есть в настоящее время обучающиеся могут проходить он-лайн-курсы, соответствующие изучаемым по их специальности дисциплинам, сдавать экзамены онлайн через систему прок-торинга и засчитывать зачётные единицы за это в своей образовательной организации. Эта система работает уже несколько лет, поэтому образовательным организациям в некотором смысле значительно проще перейти на онлайн-обучение, так как часть технологий уже отработана.
Учебный процесс с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий может быть полноценно организован только при наличии:
- соответствующих электронных учебно-методических комплексов;
- педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующие навыки;
- материально-технической базы, обеспечивающей реализацию электронного обучения;
- качественного доступа педагогических работников и обучающихся к информационно-телекоммуникационным сетям (Интернету).
Очевидно, что за один день и даже за одну неделю систему, обеспечивающую полноценное онлайн-обучение, не развернуть. Более того, определённые Порядком № 816 [6] рамки применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ оказались слишком широки, поэтому каждая образовательная организация, применяющая электронное обучение и дистанционные технологии, принимает свой регламент, определяющий:
а) формы обучения, специальности, направления подготовки, образовательные программы, где применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии;
б) организацию электронного обучения (формирование групп, назначение педагогических работников и др.);
в) проведение промежуточной и итоговой аттестации и др.
Как правило, реализация образовательной программы в электронной форме начинается с проведения организационной встречи с обучающимися посредством видеоконференции (вебинара). При этом педагогический работник образовательной организации информирует обучающихся о технических требованиях к оборудованию и каналам связи, осуществляет предварительную проверку связи со слушателями, создание и настройку вебинара. Педагогический работник сверяет предварительный список обучающихся с фактически присутствующими, информирует их о режиме занятий, особенностях образовательного процесса, правилах внутреннего распорядка, графике учебного процесса [2, 3, 4]. Отметим, что в процессе проведения веби-наров необходима техническая поддержка - контроль его состояния в процессе проведения, запись и видеомонтаж вебинара (при необходимости), предоставление слушателям доступа к этим записям. После проведения установочного вебинара учебный процесс может быть реализован асинхронно (обучающийся осваивает учебный материал в любое удобное для него время и общается с педагогическими
работниками с использованием средств телекоммуникаций в режиме отложенного времени) или синхронно (проведение учебных мероприятий и общение обучающегося с педагогическими работниками в режиме реального времени).
В течение всего периода обучения педагогические работники образовательной организации обеспечивают:
- текущий контроль посещаемости обучающихся;
- контроль работы педагогических работников (проведение занятий согласно расписанию).
В число часов взаимодействия обучающихся и педагогических работников входят:
- лекционные и иные виды занятий под руководством педагогического работника (online);
- тестирование и иные аттестационные мероприятия (online/offline);
- практические занятия (online/offline);
- самостоятельная работа обучающихся, включая работу с учебниками, учебно-методическими материалами, выполнение заданий (offline).
Промежуточная и итоговая аттестации при электронном обучении также могут проводиться полностью в электронном формате. При условии успешного прохождения промежуточной аттестации, освоения образовательной программы в полном объёме, обучающийся допускается к итоговой аттестации. При проведении итоговой аттестации с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения должна быть обеспечена идентификация личности экзаменуемого. Например, это может осуществляться путём предъявления им паспорта или студенческого билета по видеосвязи с преподавателем.
В условиях перевода всего образовательного процесса в режим онлайн возни-
Библиографический список
1. Артемова И.В. Дистанционное обучение в 2020 году // Советник в сфере образования. - 2020. - №4. - С. 16-24.
2. Бережнова Л.Н. Междисциплинарные исследования в образовании / Л.Н. Бережнова, П.В. Викулин, Е.В. Туркин, Д.Ю. Тарасов. - Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2016. - 239 с.
кает целый ряд проблем. Каждый педагогический работник, даже тот, который ранее не применял никаких дистанционных технологий, теперь обязан это сделать. Ранее можно было записывать видеолекции для онлайн-обучения в специально подготовленном помещении, с использованием поставленного специалистами света, звука, с помощью лиц, обладающих навыками монтажа видео, звука и др. Теперь же специалистом по записи видео- или по он-лайн-трансляциям вынужден в кратчайшие сроки стать каждый педагогический работник, которому необходимо донести до обучающихся учебный материал. Если выбрана другая форма, например использование уже существующих материалов на обучающих платформах с последующим опросом обучающихся педагогическим работником, то возникает другая проблема - содержание учебного материала, его соответствия учебному курсу данного педагогического работника и др. Кроме того, образовательным организациям и педагогическим работникам ещё предстоит в ближайшей перспективе оценить, насколько качественным будет такое образование по сравнению с традиционным.
Резюмируя изложенное, подчеркнем, что использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе имеет как положительные, так и отрицательные стороны [7]. Это позволяет сделать вывод о том, что и в будущем (как на ближайшую перспективу, так и в обозримом масштабе) информационные образовательные системы в зависимости от конкретной складывающийся ситуации для каждой образовательной организации будут находиться в диалектическом единстве с традиционными приемами и методами образовательной деятельности.
3. Бережнова Л.Н., Федосеева И.А., Тарасов Д.Ю. Понимание коммуникативного поведения курсантов - важное направление воспитательной работы // Перспективы науки и образования. - 2019. - №4 (40). - С. 425-447.
4. Зотов А.А. Современные аспекты образовательной деятельности военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации / А.А. Зотов, Л.Н. Бережнова, В.В. Полич, Д.Ю. Тарасов. - Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2018. - 321 с.
5. Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: приказ Минобрнауки России от 20 января 2014 г. № 22 (ред. 10.12.2014) // Российская газета. 28.02.2014. № 48.
6. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 № 816 // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. Дата обращения: 20.10.2020.
7. Пуляева Е.В. Проблемы использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательном процессе // Законодательство и экономика. -2015. - №10. - С. 58-63.
CONTENT AND METHOD OF APPLYING ELEMENTS OF DISTANCE LEARNING
IN MODERN EDUCATION
L.N. Berezhnova1, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
D.Yu. Tarasov2, Candidate of Pedagogical Sciences
-j
G.A. Mogilevskiy , Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
1St. Petersburg Military Institute of the National Guard of the Russian Federation
2Novosibirsk Military Institute of the Russian National Guard Troops
3Siberian Transport University
1(Russia, St. Petersburg)
2,3(Russia, Novosibirsk)
Abstract. The article examines the concept and essence of e-learning and remote educational technologies, as well as the methodical methods of applying certain elements of remote educational technologies and e-learning in educational activities, taking into account force majeure circumstances of an organizational, programmatic and logistical nature. An attempt has been made to characterize the specifics of accounting and ways of functioning in the educational process of remote educational technologies and e-learning.
Keywords: remote educational technologies, e-learning, legislation, information technology, educational activities.