Методы обучения: словесно-наглядный, практический.
Средства обучения:
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор, экран;
- электронная презентация;
- дидактический раздаточный материал.
По итогам обучения студент должен:
1) знать/понимать:
- значения лексических единиц, связанных с темой «Образование» и с соответствующими ситуациями общения;
- грамматический материал в рамках изучаемой темы;
Библиографический список
- аутентичные тексты, построенные на языковом материале урока.
2) уметь:
- читать и понимать тексты об образовании с целью получения информации об особенностях образования в странах изучаемого языка;
- передавать содержание прочитанного с опорой на ключевые слова;
- отвечать на вопросы с опорой на текст;
- общаться (устно и письменно) на английском языке по теме «Образование»;
- самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас.
1. Батова, Е. С. Использование технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка в учреждениях СПО [Текст] / Е. С. Батова // Среднее профессиональное образование. — 2011. — Прил. № 7.
2. Киргинцева, А. Е. Технология критического мышления на занятиях по иностранному языку [Текст] / А. Е. Киргинцева // Среднее профессиональное образование. — 2015. — Прил. № 3.
УДК 004/377 М. А. Ефремова, преподаватель
Магнитогорского строительно-монтажного техникума (МСМТ), Челябинская обл., г. Магнитогорск, е-таИ:допп}84@таИ.ги
БЛОГ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО
В данной статье рассматриваются электронные средства учебного назначения в целом и преподавательский блог в частности. Приведена методика создания блога в социальной сети «ВКонтакте», а также положительные и отрицательные стороны применения образовательного блога глазами как обучающихся, так и преподавателя.
Ключевые слова: информационные компьютерные технологии, электронные средства образовательного назначения, образовательный блог, социальная сеть «ВКонтакте».
В настоящее время грамотное применение информационных компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов необходимо для повышения качества процесса обучения.
Профстандарт педагога профобразования [1] предписывает использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные обра-
зовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы.
Под электронным обучением традиционно понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся
и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [2].
В основу классификации электронных средств образовательного назначения положены общепринятые способы классификации как учебных, так и электронных изданий и программных средств [3].
Электронные средства образовательного назначения можно рассматривать по разным основаниям [4]:
- по функциональному признаку (программно-методические, учебно-методические, обучающие, вспомогательные);
- по структуре (однотомные либо многотомные электронные издания);
- по целевому назначению (для школьников, студентов, бакалавров, дипломированных специалистов, магистров, взрослых);
- по организации текста (моноиздания, сборники);
- по характеру представляемой информации (учебные планы, учебные программы, методические указания, методические руководства);
- по наличию печатного эквивалента (электронный аналог печатного издания, самостоятельное электронное средство);
- по природе основной информации (текстовое электронное издание, звуковое, программный продукт, мультимедийное издание);
- по технологии распространения (локальное электронное издание, сетевое электронное издание, электронное издание комбинированного распространения).
В последнее время спектр электронных средств образовательного назначения расширился на счет интернет-ресурсов, что связано в первую очередь с вхождением интернета практически во все сферы жизнедеятельности, от образования и производства до организации досуга и решения бытовых проблем, а во вто-
рую — с доступностью интернета для широкого круга пользователей.
Это обуславливает целесообразность использования ресурсов интернета для создания электронных средств образовательного назначения. В этой связи рассмотрим блог преподавателя в социальной сети как дидактическое средство.
Блог (англ. blog, от web log — «сетевой журнал, дневник событий») — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа [5].
Применение блогов позволяет преподавателю реализовать следующие функции: коммуникативную, самопрезентации, сплочения и удержания социальных связей, саморазвития или рефлексии, психотерапевтическую.
Образовательный блог — это:
- источник учебной информации, предварительно опубликованной преподавателем;
- организация дискуссий (семинаров) по темам учебной программы;
- организация дистанционного обучения;
- контроль на базе публикаций и обсуждений контрольных работ и заданий студентов, которые они выставляют в собственных блогах.
Проведенный анализ и личный педагогический опыт показал, что блоги могут применяться в педагогической практике как инструмент [6]:
- организации учебной деятельности студента (возможна рассылка заданий, напоминаний, ссылок на интернет-ресурсы);
- администрирования учебного процесса (оперативная связь, напоминания, объявления);
- оперативной и интерактивной коммуникации при работе над коллективным проектом.
При разработке блога мы придерживались следующих этапов его создания:
- первый этап — подготовительный; на данном этапе необходимо определить цели создания блога преподавателя и аудиторию его пользователей;
- второй этап — блоговый; на данном этапе необходимо выполнить рекомендации системы для создания блога преподавателя;
- третий этап — рефлексивно-оценочный; на данном этапе необходимо проверить и оценить качество созданного преподавателем персонального блога.
Современные студенты, проводя большое количество времени в интернете, считают нормой общение в социальных сетях. Это может служить хорошим мотивирующим фактором при использовании социальных сетей в педа-
гогических целях. В этой связи площадкой для создания образовательного блога мы выбрали социальную сеть «ВКонтакте» — одну из самых популярных среди студентов.
Опыт разработки блога преподавателя в социальной сети «ВКонтакте» позволил определить алгоритм создания блога.
1. Регистрируем аккаунт в социальной сети «ВКонтакте».
2. Заходим в «Мои группы» и выбираем команду «Создать сообщество».
3. В появившемся окне пишем название блога, в графе «Вид сообщества» выбираем «Публичную страницу», нажимаем кнопку «Создать сообщество». В появившемся окне в строке «Тип страницы» выбираем «Компания, организация, веб-сайт» и соглашаемся на условия конфиденциальности. Сообщество создалось.
4. Далее на странице будущего блога вводим короткий адрес блога, в строке «Категория» выбираем «Веб-сайт». Заполняем поля «Описание», «Дата основания», загружаем фото.
5. Блог в социальной сети готов.
Далее созданный образовательный блог наполняется необходимыми учебными материалами и обучающиеся привлекаются к работе в блоге.
Пример созданного и введенного в процесс обучения блога в социальной сети «ВКонтакте» позволяет говорить об эффективности этого дидактического средства.
Опыт применения образовательного блога в теме «Компьютерные сети» дисциплины «Информатика и ИКТ» показал следующее:
- 75 % студентов были отмечены в работе в блоге;
- студенты выполняли различные задания, тесты, подготовленные преподавателем;
- от студентов поступали дополнительные вопросы по изучаемой теме;
- студенты предложили помощь в доработке блога, расширив его с одной темы до всего курса информатики.
С целью изучения мнения обучающихся относительно организации процесса обучения по теме «Компьютерные сети» посредством бло-га в социальной сети было проведено анкетирование студентов. Результаты анкетирования позволили выделить как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным студенты отнесли:
- снижение количества записей информации в тетрадь;
- возможность доступа к блогу в любое удобное (свободное) время;
- доступ к блогу с различных источников (компьютер, планшет, смартфон);
- возможность работы с различными видами информации (текстовая, графическая, видео);
- обучение в ногу со временем.
К недостаткам были отнесены:
- возможные сбои с интернетом;
- недостаточная самодисциплина, умение организовать свой рабочий/учебный процесс.
С точки зрения преподавателя, положительным является следующее:
- блог способствует вовлечению обучающихся в активное взаимодействие друг с другом и с преподавателем на протяжении всего курса и, возможно, даже после его завершения;
- обучающиеся учатся выражать свои мысли (вопросы, ответы) в письменной форме в виде комментариев;
- есть возможность проследить направление рассуждений определенного человека, например, автора (преподавателя, обучающегося);
- при использовании блога образовательный процесс становится более неформальным и раскрепощенным;
- блог позволяет легко встраивать различные мультимедийные элементы (видео, анимацию, картинки и др.);
- всегда есть возможность вернуться к пройденному материалу, даже после завершения прохождения курса.
Преподаватели отметили и отрицательные моменты применения блога как дидактического средства:
- для создания качественного блога необходимо достаточно большое количество времени;
- неожидаемые комментарии;
- проблемы с конфиденциальностью (любой может читать и оставлять комментарии).
Наш опыт показал, что применение блога дает положительный дидактический эффект.
Можно выделить ряд главных дидактических свойств блогов:
- существование в контексте личности автора;
- интерактивность по принципу «я» > «всем», «все» > «мне»;
- эффективность организации учебного информационного пространства;
- максимальная степень реализации муль-тимедийности;
- простота использования и доступность.
Блог наилучшим образом подходит для использования в дидактических целях, поскольку он позволяет хранить и классифицировать необходимую и избыточную учебную информацию
в любом виде (графики, карты, рисунки, фотографии, видео), создавать открытые и закрытые сообщества для обсуждения проблем и заданий, для реализации групповых проектов, контроли-
Библиографический список
ровать усвоение учебной информации посредством онлайн-тестов, опросов и обсуждений, рецензий и др., и все это — в среде, привычной для современной молодежи.
1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] : [приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608н]. — Режим доступа: http://base.garant.rU/71202838/#block_1000.
2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : фе-дер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] // Рос. газ. — 2012. — 31 дек.
3. Вымятнин, В. М. Мультимедиа-курсы : методология и технология разработки [Электронный ресурс] / В. М. Вымятнин, В. П. Демкин, Г. В. Можаева, Т. В. Руденко. — Режим доступа: http://ido.tsu.ru/ss/?unit=223.
4. Сташкевич, И. Р. Теория и практика развития познавательной самостоятельности курсантов военных вузов при компьютерном сопровождении учебного процесса [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / И. Р. Сташкевич. — Челябинск, 2004.
5. Блог [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%B3.
6. Раимбердиева, Г. Е. Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей [Электронный ресурс] / Г. Е. Раимбердиева. — Режим доступа: http://moeobrazovanie.ru/edu/blogs/otcenivanie_dlya_obucheniya_ uroven_2_zadanie_1_razvit_123223.html.
7. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст] : учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. — М. : Юнити-Дана, 2002. — 437 с.
УДК 377 О. В. Кутепова, преподаватель Челябинского
техникума промышленности и городского хозяйства (ЧТПиГХ) им. Я. П. Осадчего, г. Челябинск, е-mail: [email protected]
ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
В статье рассмотрен опыт использования методов и приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) на уроках литературы. Автором представлены конкретные примеры заданий по разным произведениям отечественных писателей XIX-XX вв., позволяющих развивать умение работать с разными источниками информации.
Ключевые слова: педагогическая технология, РКМЧП, методы, приемы, критическое мышление, литература.
В настоящее время перед преподавателем русского языка и литературы стоит множество проблем. Отмечается снижение грамотности студентов, их нежелание читать художественную литературу. Поэтому преподавателю следует стимулировать студентов к «учению с увлечением», развивать самостоятельность обучающихся, раскрывать их творческий по-
тенциал. А для этого необходимо применять на своих занятиях современные образовательные технологии и активные методы обучения. Это позволит развивать у студентов познавательную, коммуникативную и личностную активность. В условиях обновленной стратегии образования перед преподавателем литературы стоит задача моделирования системы работы,