Научная статья на тему 'Блог преподавателя как дидактическое средство'

Блог преподавателя как дидактическое средство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
765
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION COMPUTER TECHNOLOGY / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ELECTRONIC EDUCATIONAL TOOLS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОГ / EDUCATIONAL BLOG / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ "ВКОНТАКТЕ" / SOCIAL NET 'VKONTAKTE'

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова М. А.

В данной статье рассматриваются электронные средства учебного назначения в целом и преподавательский блог в частности. Приведена методика создания блога в социальной сети «ВКонтакте», а также положительные и отрицательные стороны применения образовательного блога глазами как обучающихся, так и преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER''S BLOG AS A DIDACTIC TOOL

Electronic educational tools in general and teacher’s blog in particular are examined in the article. The author presents the technique of blog creation in the social net “Vkontakte”, students’ and teacher’s opinions on the negative and positive aspects of the blog use.

Текст научной работы на тему «Блог преподавателя как дидактическое средство»

Методы обучения: словесно-наглядный, практический.

Средства обучения:

- персональный компьютер;

- мультимедийный проектор, экран;

- электронная презентация;

- дидактический раздаточный материал.

По итогам обучения студент должен:

1) знать/понимать:

- значения лексических единиц, связанных с темой «Образование» и с соответствующими ситуациями общения;

- грамматический материал в рамках изучаемой темы;

Библиографический список

- аутентичные тексты, построенные на языковом материале урока.

2) уметь:

- читать и понимать тексты об образовании с целью получения информации об особенностях образования в странах изучаемого языка;

- передавать содержание прочитанного с опорой на ключевые слова;

- отвечать на вопросы с опорой на текст;

- общаться (устно и письменно) на английском языке по теме «Образование»;

- самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас.

1. Батова, Е. С. Использование технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка в учреждениях СПО [Текст] / Е. С. Батова // Среднее профессиональное образование. — 2011. — Прил. № 7.

2. Киргинцева, А. Е. Технология критического мышления на занятиях по иностранному языку [Текст] / А. Е. Киргинцева // Среднее профессиональное образование. — 2015. — Прил. № 3.

УДК 004/377 М. А. Ефремова, преподаватель

Магнитогорского строительно-монтажного техникума (МСМТ), Челябинская обл., г. Магнитогорск, е-таИ:допп}84@таИ.ги

БЛОГ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО

В данной статье рассматриваются электронные средства учебного назначения в целом и преподавательский блог в частности. Приведена методика создания блога в социальной сети «ВКонтакте», а также положительные и отрицательные стороны применения образовательного блога глазами как обучающихся, так и преподавателя.

Ключевые слова: информационные компьютерные технологии, электронные средства образовательного назначения, образовательный блог, социальная сеть «ВКонтакте».

В настоящее время грамотное применение информационных компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов необходимо для повышения качества процесса обучения.

Профстандарт педагога профобразования [1] предписывает использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные обра-

зовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы.

Под электронным обучением традиционно понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся

и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [2].

В основу классификации электронных средств образовательного назначения положены общепринятые способы классификации как учебных, так и электронных изданий и программных средств [3].

Электронные средства образовательного назначения можно рассматривать по разным основаниям [4]:

- по функциональному признаку (программно-методические, учебно-методические, обучающие, вспомогательные);

- по структуре (однотомные либо многотомные электронные издания);

- по целевому назначению (для школьников, студентов, бакалавров, дипломированных специалистов, магистров, взрослых);

- по организации текста (моноиздания, сборники);

- по характеру представляемой информации (учебные планы, учебные программы, методические указания, методические руководства);

- по наличию печатного эквивалента (электронный аналог печатного издания, самостоятельное электронное средство);

- по природе основной информации (текстовое электронное издание, звуковое, программный продукт, мультимедийное издание);

- по технологии распространения (локальное электронное издание, сетевое электронное издание, электронное издание комбинированного распространения).

В последнее время спектр электронных средств образовательного назначения расширился на счет интернет-ресурсов, что связано в первую очередь с вхождением интернета практически во все сферы жизнедеятельности, от образования и производства до организации досуга и решения бытовых проблем, а во вто-

рую — с доступностью интернета для широкого круга пользователей.

Это обуславливает целесообразность использования ресурсов интернета для создания электронных средств образовательного назначения. В этой связи рассмотрим блог преподавателя в социальной сети как дидактическое средство.

Блог (англ. blog, от web log — «сетевой журнал, дневник событий») — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа [5].

Применение блогов позволяет преподавателю реализовать следующие функции: коммуникативную, самопрезентации, сплочения и удержания социальных связей, саморазвития или рефлексии, психотерапевтическую.

Образовательный блог — это:

- источник учебной информации, предварительно опубликованной преподавателем;

- организация дискуссий (семинаров) по темам учебной программы;

- организация дистанционного обучения;

- контроль на базе публикаций и обсуждений контрольных работ и заданий студентов, которые они выставляют в собственных блогах.

Проведенный анализ и личный педагогический опыт показал, что блоги могут применяться в педагогической практике как инструмент [6]:

- организации учебной деятельности студента (возможна рассылка заданий, напоминаний, ссылок на интернет-ресурсы);

- администрирования учебного процесса (оперативная связь, напоминания, объявления);

- оперативной и интерактивной коммуникации при работе над коллективным проектом.

При разработке блога мы придерживались следующих этапов его создания:

- первый этап — подготовительный; на данном этапе необходимо определить цели создания блога преподавателя и аудиторию его пользователей;

- второй этап — блоговый; на данном этапе необходимо выполнить рекомендации системы для создания блога преподавателя;

- третий этап — рефлексивно-оценочный; на данном этапе необходимо проверить и оценить качество созданного преподавателем персонального блога.

Современные студенты, проводя большое количество времени в интернете, считают нормой общение в социальных сетях. Это может служить хорошим мотивирующим фактором при использовании социальных сетей в педа-

гогических целях. В этой связи площадкой для создания образовательного блога мы выбрали социальную сеть «ВКонтакте» — одну из самых популярных среди студентов.

Опыт разработки блога преподавателя в социальной сети «ВКонтакте» позволил определить алгоритм создания блога.

1. Регистрируем аккаунт в социальной сети «ВКонтакте».

2. Заходим в «Мои группы» и выбираем команду «Создать сообщество».

3. В появившемся окне пишем название блога, в графе «Вид сообщества» выбираем «Публичную страницу», нажимаем кнопку «Создать сообщество». В появившемся окне в строке «Тип страницы» выбираем «Компания, организация, веб-сайт» и соглашаемся на условия конфиденциальности. Сообщество создалось.

4. Далее на странице будущего блога вводим короткий адрес блога, в строке «Категория» выбираем «Веб-сайт». Заполняем поля «Описание», «Дата основания», загружаем фото.

5. Блог в социальной сети готов.

Далее созданный образовательный блог наполняется необходимыми учебными материалами и обучающиеся привлекаются к работе в блоге.

Пример созданного и введенного в процесс обучения блога в социальной сети «ВКонтакте» позволяет говорить об эффективности этого дидактического средства.

Опыт применения образовательного блога в теме «Компьютерные сети» дисциплины «Информатика и ИКТ» показал следующее:

- 75 % студентов были отмечены в работе в блоге;

- студенты выполняли различные задания, тесты, подготовленные преподавателем;

- от студентов поступали дополнительные вопросы по изучаемой теме;

- студенты предложили помощь в доработке блога, расширив его с одной темы до всего курса информатики.

С целью изучения мнения обучающихся относительно организации процесса обучения по теме «Компьютерные сети» посредством бло-га в социальной сети было проведено анкетирование студентов. Результаты анкетирования позволили выделить как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным студенты отнесли:

- снижение количества записей информации в тетрадь;

- возможность доступа к блогу в любое удобное (свободное) время;

- доступ к блогу с различных источников (компьютер, планшет, смартфон);

- возможность работы с различными видами информации (текстовая, графическая, видео);

- обучение в ногу со временем.

К недостаткам были отнесены:

- возможные сбои с интернетом;

- недостаточная самодисциплина, умение организовать свой рабочий/учебный процесс.

С точки зрения преподавателя, положительным является следующее:

- блог способствует вовлечению обучающихся в активное взаимодействие друг с другом и с преподавателем на протяжении всего курса и, возможно, даже после его завершения;

- обучающиеся учатся выражать свои мысли (вопросы, ответы) в письменной форме в виде комментариев;

- есть возможность проследить направление рассуждений определенного человека, например, автора (преподавателя, обучающегося);

- при использовании блога образовательный процесс становится более неформальным и раскрепощенным;

- блог позволяет легко встраивать различные мультимедийные элементы (видео, анимацию, картинки и др.);

- всегда есть возможность вернуться к пройденному материалу, даже после завершения прохождения курса.

Преподаватели отметили и отрицательные моменты применения блога как дидактического средства:

- для создания качественного блога необходимо достаточно большое количество времени;

- неожидаемые комментарии;

- проблемы с конфиденциальностью (любой может читать и оставлять комментарии).

Наш опыт показал, что применение блога дает положительный дидактический эффект.

Можно выделить ряд главных дидактических свойств блогов:

- существование в контексте личности автора;

- интерактивность по принципу «я» > «всем», «все» > «мне»;

- эффективность организации учебного информационного пространства;

- максимальная степень реализации муль-тимедийности;

- простота использования и доступность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Блог наилучшим образом подходит для использования в дидактических целях, поскольку он позволяет хранить и классифицировать необходимую и избыточную учебную информацию

в любом виде (графики, карты, рисунки, фотографии, видео), создавать открытые и закрытые сообщества для обсуждения проблем и заданий, для реализации групповых проектов, контроли-

Библиографический список

ровать усвоение учебной информации посредством онлайн-тестов, опросов и обсуждений, рецензий и др., и все это — в среде, привычной для современной молодежи.

1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] : [приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608н]. — Режим доступа: http://base.garant.rU/71202838/#block_1000.

2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : фе-дер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] // Рос. газ. — 2012. — 31 дек.

3. Вымятнин, В. М. Мультимедиа-курсы : методология и технология разработки [Электронный ресурс] / В. М. Вымятнин, В. П. Демкин, Г. В. Можаева, Т. В. Руденко. — Режим доступа: http://ido.tsu.ru/ss/?unit=223.

4. Сташкевич, И. Р. Теория и практика развития познавательной самостоятельности курсантов военных вузов при компьютерном сопровождении учебного процесса [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / И. Р. Сташкевич. — Челябинск, 2004.

5. Блог [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%B3.

6. Раимбердиева, Г. Е. Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей [Электронный ресурс] / Г. Е. Раимбердиева. — Режим доступа: http://moeobrazovanie.ru/edu/blogs/otcenivanie_dlya_obucheniya_ uroven_2_zadanie_1_razvit_123223.html.

7. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст] : учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. — М. : Юнити-Дана, 2002. — 437 с.

УДК 377 О. В. Кутепова, преподаватель Челябинского

техникума промышленности и городского хозяйства (ЧТПиГХ) им. Я. П. Осадчего, г. Челябинск, е-mail: [email protected]

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

В статье рассмотрен опыт использования методов и приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) на уроках литературы. Автором представлены конкретные примеры заданий по разным произведениям отечественных писателей XIX-XX вв., позволяющих развивать умение работать с разными источниками информации.

Ключевые слова: педагогическая технология, РКМЧП, методы, приемы, критическое мышление, литература.

В настоящее время перед преподавателем русского языка и литературы стоит множество проблем. Отмечается снижение грамотности студентов, их нежелание читать художественную литературу. Поэтому преподавателю следует стимулировать студентов к «учению с увлечением», развивать самостоятельность обучающихся, раскрывать их творческий по-

тенциал. А для этого необходимо применять на своих занятиях современные образовательные технологии и активные методы обучения. Это позволит развивать у студентов познавательную, коммуникативную и личностную активность. В условиях обновленной стратегии образования перед преподавателем литературы стоит задача моделирования системы работы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.