Научная статья на тему 'Методологические основания организации обучения с использованием блогов'

Методологические основания организации обучения с использованием блогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛОГОВ / МОДЕЛЬ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / METHODOLOGY / LEARNING USING BLOGGING / TRAINING / USING BLOGS / MODEL / METHODOLOGICAL SYSTEM / METHODOLOGICAL BASES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворовенко Н.Н.

В статье в целях выявления условий повышения качества обучения рассматривается методологическая проблема, связанная с вопросом оптимального применения блогов в учебном (образовательном) процессе. Предложена прагматическая модель методологической системы обеспечения обучения с использованием блогов. Выдвинут комплекс нормативно-концептуальных материалов, которые могут использоваться в качестве методологических оснований. Высказывается утверждение о ключевой роли подхода письменно ориентированного обучения. Поднимается вопрос об обозначении приоритетных целей использования блогов в образовании в соответствии с их специфическими возможностями. (68 слов)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES FOR LEARNING USING BLOGS

In an article in order to identify the conditions for improving the quality of education is considered a methodological problem with the question of the optimal use of blogs in the learning (educational) process. A pragmatic model of the methodological training system software using blogs. Nominated by complex legal and conceptual materials that can be used as a methodological grounds. Speaks affirmation of the key role writing approach based learning. It raises the question of the designation of the priority objectives of the use of blogs in education in accordance with their specific capabilities.

Текст научной работы на тему «Методологические основания организации обучения с использованием блогов»

УДК 37.022, 37.026

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛОГОВ © Дворовенко Н. Н.

Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО), г. Кемерово E-mail: nina_dvorovenko@mail.ru

В статье в целях выявления условий повышения качества обучения рассматривается методологическая проблема, связанная с вопросом оптимального применения блогов в учебном (образовательном) процессе. Предложена прагматическая модель методологической системы обеспечения обучения с использованием бло-гов. Выдвинут комплекс нормативно-концептуальных материалов, которые могут использоваться в качестве методологических оснований. Высказывается утверждение о ключевой роли подхода письменно ориентированного обучения. Поднимается вопрос об обозначении приоритетных целей использования блогов в образовании в соответствии с их специфическими возможностями. (68 слов) Ключевые слова: методология, обучение с использованием блогов, модель, методологическая система, методологические основания.

Введение

В настоящее время использование блогов в образовании стало реальным фактом. Этот феномен, отвечающий современным парадигмам профессионального и общего образования, является закономерным откликом на цифровое развитие общества; он отражает состояние дел в области внедрения в образование инновационных технологий. Сам вопрос о том, действительно ли цифровые технологии способствуют повышению эффективности обучения и учения, подвергается исследованиям и дискуссиям. По этой теме периодически составляются обзоры на основании интеграции международных данных. При этом «фокус сместился с вопроса использовать или не использовать их в преподавании и обучении к вопросу о понимании того, какие технологии могут быть использованы для каких конкретных образовательных целей» [2]. Ориентир на идею внедрения в области образования обучения с использованием блогов, этой перспективной педагогической инновации, требует наличия соответствующей педагогической концепции, опирающейся на теории, технологии, методы, принципы, закономерности, условия и факторы благоприятного и оправданного применения блогов как на легитимные основания. Такой концепции в нашем образовании сегодня нет. В научной литературе не существует исследований или обзорного теоретического анализа, в которых всесторонне рассматривалась бы методология такого обучения и были бы рекомендованы оптимальные формы включения блогов в образовательный процесс. Налицо парадокс: движение по внедрению блогов в образовательной практике есть, а его научного обоснования в виде пакета концептуально-нормативных материалов, служащих целям научного управления образовательным процессом, нет.

Эта проблема обусловила необходимость проведения настоящего исследования, в рамках которого выдвинут ряд предложений.

Объектом исследования является методология образовательного процесса, построенного с использованием блога. Задачей исследования ставится выявление методологических оснований, определяющих условия эффективного применения блогов в образовательном процессе.

Методы

Для выяснения состояния вопроса по отечественным и зарубежным источникам информации, концентрирования и систематизации идей использовались методы анализа и синтеза. Работа над содержанием, включающая разработку модели состава рабочей системы, разработку компонентов, необходимых для целостного представления системы, моделирование механизмов функционирования системы, осуществлялась с использованием эвристических методов. Формулирование позиций и вынесение заключений делались на основе методов логики.

Результаты исследования

Логическая структура понятия «методология обучения с использованием блогов» поясняется с помощью схемы на рис. 1. Схема построена с учетом определений понятия «методология» («методология педагогики») в работах А. М. Новикова и Д. А. Новикова, В. В. Краевского, М. А. Данилова. В связи с «бытующей ... в научной литературе неопределенностью (точнее сказать — запутанностью) самого понятия «методология» и ее предмета» ([18, с. 5; 20, с. 8], см. также [15, с. 10]) выбор ведущего определения сделан нами с опорой на специфику конкретной задачи, которая решается с помощью данного определения, как рекомендовано в [15, с. 12]: это учение об организации деятельности [18, с. 10-19]. Прототип этой схемы [20, с. 25], представлявший собой перечень сторон деятельности, которые должны быть раскрыты в конкретной методологии, был нами преобразован в функциональный тип с «пружиной» в виде концептуального ядра деятельности. Понятие «методология обучения», безусловно, более узкое, чем понятие «дидактика», определяющее педагогическую теорию обучения, и соотносится с ним, как специальная методология соотносится с общей методологией, при этом нижняя граница между дидактикой и методологией размыта [11, с. 7]. Обзор представлений о методологии и методологических основаниях педагогики можно видеть в статье [13]. Вопросы методологии на конкретном примере задачи организации обучения дошкольников изобразительной деятельности на уровне методики рассмотрены в книге [8], на примере предметной области управления образованием в статье [5].

При определении содержания понятия «методологические основания» мы исходили из подхода использования в качестве методологического обеспечения «особого эмпирического материала» [16, с. 18], конкретно из установки, что в них должны быть отражены общественные знания и что они соответственно должны быть выражены в формах организации научного знания (термин см., напр., в источниках [18, с. 55-62; 21, с. 185]). Последние представляются такими категориями, как понятие, принцип, закон, теория, концепция, теорема, лемма (утверждение), аксиома, идея, доктрина, рекомендация, пара-

дигма, проблема, гипотеза, положение, нормы и др. Видимо, сюда можно добавить категорию «модель». К категории «нормы» нужно относить инструктивные материалы, приказы, технические задания и, безусловно, стандарты. В составе совокупности категорий отображается переход от теоретического знания к нормативному и, таким образом, к практике преобразования педагогической действительности [17, с. 153]. Выявление места подобных методологических оснований в системе знаний, определяемой понятием «методология обучения с использованием блогов», и возможности их иллюстрации путем представления комплекса конкретных материалов является предметом настоящего исследования. Термин «обучение» здесь соотнесен с преподаванием. Такое его значение придает схеме смысл управления педагогическим процессом [19, с. 152]. Схема даёт возможность моделировать трансформацию состояния (содержания) методологической системы при изменении многочисленных параметров. В излагаемых ниже положениях поясняются роль и содержание компонентов структуры системы и механизмы ее функционирования.

Рис. 1. Логическая структура понятия «методология процесса обучения с использованием блогов».

1. Вопрос о содержании системы знаний об организации процесса обучения возникает во взаимно дополняемых задачах проектирования методологии образовательного процесса и ее анализа (характеристики) (см. [16, с. 20-21]). Отражение этих задач призван осуществлять компонент схемы «уровень» («уровень методологической системы»), принимающий в качестве параметра данной методологической системы соответственно два значения — «уровень организации педагогической системы» и «уровень методологического знания», являющихся принципиально различными. Уровень организации педагогической системы может задаваться подходом (дидактическим или психологическим — по Краевскому [16, с. 21]), уровнем субъектной позиции (преподавание, учение), уровнями содержания образования, методов, средств и форм деятельности, кроме того, в случае проектной формы деятельности фазами, стадиями, этапами деятельности. Понятие «уровень методологического знания» раскрывается в п. 8. При изменении параметра «уровень» содержание методологии переопределяется, поэтому его значение должно задаваться

в первую очередь. Компонент методологической системы «уровень» как существенное свойство объекта «методология», без которого этот объект (в том числе как система) не может существовать, является его атрибутом.

2. Для учета налагаемых на методологическую систему заданного уровня функций, целей и задач в схему введен соответствующий компонент. Он играет аналогичную роль и тоже является атрибутом методологии.

3. Теоретическая модель формирования содержания образования состоит из количественно ограниченного числа компонентов: трех характеристик содержания как системы (по составу, структуре и функциям), четырех элементов содержания образования (знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения) и пяти уровней его формирования (уровни теоретического представления, учебного предмета, учебного материала, процесса обучения, структуры личности учащегося) [17, с. 154].

4. Общее назначение методологии, по [6, с. 66], — выполнение нормативных функций. Условия реализации нормативной функции методологии раскрываются в компоненте «система способов организации деятельности». Считается [18, с. 29], что методология обобщает проверенные в широкой общественно-исторической практике рациональные формы организационной деятельности.

5. Структура системы знаний об организации процесса обучения с блога-ми на схеме логически скоординирована относительно нормативно-концептуального компонента «система концептуально-нормативных дидактических оснований деятельности». Он заключает в себе концептуальное ядро (или каркас) конкретной методологии и выступает в качестве средоточия части концептуально-нормативной информации (нормативного дидактического знания) по рациональной организации образовательной деятельности, — то есть части искомых методологических оснований, по вопросу о которых для организации образовательной деятельности с использованием блогов в научной литературе нет готового ответа. Его составляющими являются все перечисленные выше категории форм организации научных знаний, кроме нормативной категории «понятие». Материалы, относящиеся к категории «понятие», в том числе по классификации, размещаются непосредственно в компонентах схемы. Этим замечанием мы поясняем, что компоненты изображенной нами структуры понятия методологии фактически являются вместилищем методологических оснований, при этом они, по существу, отражают аспекты оснований, и что сама схема, таким образом, является отображением тезиса, что методология раскрывается через систему методологических оснований. Материалы, составляющие содержимое нормативно-концептуального компонента, налагают на организацию образовательного процесса условия и критерии. В отношении методов, средств и форм деятельности условия должны отвечать принципу оптимальности для педагогической системы «педагог — обучающиеся» с точки зрения критерия «эффективность». Формируя нормативное решение в отношении возможного метода (методов), этот компонент, играющий, таким образом, роль теоретико-концептуального и нормативного средства (орудия), задаёт стратегию в орга-

низации образовательной деятельности, соответственно стратегия приобретает легитимный характер.

6. На основе методологических знаний под каждую педагогическую задачу для конкретной педагогической системы разрабатывается педагогическая технология образовательного (педагогического) процесса [19, с. 181, 182, 183]. Последняя определяется как система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной педагогической задачи [19, с. 180] и имеет, таким образом, аналогичную логическую структуру по перечню основных компонентов. Различие состоит, по сути, в функциональных акцентах, наделяемых аспектом рассмотрения, — методико-концептуальным и методико-алгоритмическим соответственно (методология — наука, а технология — практика [19, с. 18]). Понятие педагогической системы, предусматривающее иерархию ее уровней, включает цели образования, содержание образования, методы, средства и организационные формы, а также участников образовательного процесса — педагога и обучающегося [19, с. 167]. Учет последних закладывается в компоненте «уровень», как было указано в п. 1.

7. Блоги при использовании их в обучении, как понятный пример, в качестве электронной тетради служат средством организации учебной деятельности аналогично обычной учебной тетради. Средством деятельности является компьютер (и мышление). Блог и компьютер обеспечивают фиксированное содержание основных средств деятельности в составе искомых способов организации эффективной деятельности и обусловливают специфику форм деятельности.

8. Конкретизация условия организации обучения — с блогами — априори определяет область уровней методологического знания, позициям которых отвечает приведенное описание системы знаний по организации такого обучения (см. п. 1). Это два нижних уровня — конкретно-научный уровень и технологический уровень (уровень методики и техники) — из состава четырех; два верхних составляют философский и общенаучный ([6, с. 68] со ссылкой на предшественников). На конкретно-научном уровне методология рассматривается как совокупность принципов, методов и процедур, применяемых в конкретной специальной дисциплине («обучение с использованием блогов»); рекомендации этого уровня носят выраженный дисциплинарный характер. На уровне методики и техники методологическое знание является еще более специализированным (в нашем случае определяет, как технологически и педагогически организовать учебную работу с использованием бло-га). Полная характеристика методологии использования блогов должна содержать описание с позиций всех четырех уровней.

Приведенные выше материалы совместно со схемой, таким образом, описывают прагматическую модель системы методологического обеспечения обучения с использованием блогов и определяют структурно-логический и понятийный аппарат исследования основного заявленного вопроса, результаты которого излагаются далее.

Обратим внимание на то, что понятие дидактических возможностей бло-гов, под именем которых педагоги-практики обычно представляют свои исследования по теме использования блогов и которое выступает в качестве

категории модальности, а также в раскрывающем и объясняющем аспектах, в круг прямых методологических понятий не входит. Их содержание должно быть дополнительно преломлено в свете задачи организации образовательного процесса. Таким образом, это понятие соотносится с понятием методологии опосредованно, например, через фразеологическую конструкцию типа «процесс реализации дидактических возможностей блогов в рамках педагогической технологии направляется методологией, точнее, критериями методологической обоснованности их включения». В объясняющем значении понятие «возможности» объединяет спектр возможностей системы и отражает ее вариативность (как меру организованности структуры системы и ее функций), имеющую место в силу вариабельности компонентов.

В англоязычной литературе начало исследований дидактических возможностей блогов (2000-2004) связывается с именами R. Blood, A. P. Campbell, K. Kennedy, A. Davis, R. E. Ferdig & K. D. Trammell, в них обобщается также опыт предшественников. В отечественной науке начало такой работы соотносится с публикациями Д. А. Иванченко [12] (2007) и А. В. Филатовой [22] (2009). В частности, в [22], если исходить из представления о педагогической технологии с той же структурой, что изображена на рис. 1, раскрывается ряд ее методологически значимых элементов, ответственных дидактически, в том числе организационно, за освоение содержания образования: дидактические умения (навыки работы с информацией; работа с текстами — чтение и письмо; преобразование, интерпретация и оценивание информации); форма работы (самостоятельная работа: работа с текстами (чтение и письмо), дискуссии в виде письменной коммуникации в режиме офлайн); компетенции учащихся (критическое и аналитическое мышление; умения качественной письменной коммуникации; умения письменной речи; умения продуктивного виртуального взаимодействия в группе); дидактические цели урока (осмысление — рефлексия в собственном блоге как в электронной тетради; закрепление знаний — участие в дискуссии в комментариях или в ином мероприятии; формирование и развитие ЗУН — результаты в собственном блоге как в электронной тетради; результаты в проекте, в т. ч. в творческом, и пр.). Процитированный перечень после перезагрузки в методологический контекст может считаться понятийным материалом для характеристики соответствующих компонентов схемы на рис. 1.

Приведенные достаточно существенные представления о методологии нового способа (вида) педагогической/образовательной деятельности в научном отношении к настоящему времени, к сожалению, не продвинулись. Методология процесса обучения с блогами, таким образом, раскрыта в научной литературе недостаточно: совокупность компонентов системы организации деятельности представлена лишь некоторыми формами организации деятельности, дидактическими целями и результатами (компетенциями, или умениями). Вопросы собственно о методологии и о специфической педагогической технологии, порождаемой условием использования в учебном процессе бло-гов, не поднимались. Данных о концептуально-нормативных основаниях применения блогов в образовании как данных о дидактических основаниях организации такой деятельности не найдено (кроме случая [1], который будет

упоминаться дальше), включая классическую книгу по блогам У. Ричардсона [3]. Приводимые ниже материалы автора восполняют некоторые пробелы в освещении и разработке темы.

В связи с тем, что вариативность содержания методологии процесса обучения вследствие многокомпонентности и многоуровневости структуры организации деятельности может быть значительной, необходимо было выяснить в первую очередь меру вариабельности системообразующего элемента «блоги», являющегося составной частью компонента «средства деятельности».

Применение блога в функции электронной тетради достаточно давно известно в научной литературе, в том числе в отечественной. Блог может использоваться для индивидуальной и групповой деятельности, для размещения работ ученика или группы, материалов учителя. Блог с текстами может быть уподоблен книге как источнику информации — например, для учителя, оценивающего работы учеников, для ученика, занимающегося самопроверкой, или для учеников при взаимном оценивании. Раскрытие понятия блога в качестве универсального средства организации деятельности и учеников, и учителя должно включать описание в следующих трех аспектах:

• классификация образовательных блогов,

• формы включения блогов в образовательный процесс и

• технико-технологическое обеспечение деятельности в конкретных формах ее организации.

Между тем анализ литературы по теме привел к заключению, что для возможности обоснования методологии применения образовательных блогов отсутствует первое, что необходимо, — их научная классификация, и не определено само это понятие, хотя технология использования блогов была адаптирована педагогами к нуждам образования практически сразу после выделения из категории сайтов. Такая классификация, отражающая целевой подход и учитывающая достижения предшественников, была предложена нами в статье [9]. Принципы подразделения образовательных блогов по типам (уровням) и видам, составляющие научную основу этой классификации, названы нами в [9, 10]. Виды блогов с их идентификационными признаками, определяющие формы включения блогов в образовательный процесс, подведены под понятие моделей организации образовательного процесса. Для видов блогов, относящихся к типу «учебные блоги» (выделено шесть видов), показано, как можно характеризовать их дидактическую (педагогическую/ образовательную) ценность и как технологически в принципе обеспечивается организация деятельности. Образовательные блоги определены нами как бло-ги, по своему содержанию, функциям и принадлежности относящиеся к широкому кругу мероприятий, имеющих направленность в конечном счете на обеспечение воспитательно-образовательного процесса определенного уровня образования и включающих сам этот процесс как объект главного внимания в качестве управляемого образовательного процесса [9]. Наличие перечисленных материалов (ссылка на них) «закрывает» понятийный вопрос характеристики образовательных блогов и позволяет перейти к рассмотрению

других методологических оснований, знание о которых может способствовать оптимизации обучения с блогами.

В табл. 1 представляются перспективные методологические подходы при организации образовательного процесса с блогами в виде перечня психолого-педагогических условий эффективного обучения с использованием блогов. Их комплекс может рассматриваться как рекомендованный в этих целях. Первые пять позиций присущи собственной специфике использования бло-гов; эффективность связывается с одним из традиционных критериев достижения целей — знаниями.

Таблица 1

Психолого-педагогические условия и факторы эффективного обучения с использованием блогов

№ п/п Условия организации образовательного процесса Механизмы процесса закладывания прочных знаний

1. Ориентация на учебную работу и учебные коммуникации при самостоятельной образовательной домашней работе в письменной форме Благодаря проговариванию в процессе письменной речи, благодаря зрительному подкреплению письменных образов и ки-нестетике процесса

2. Ориентация на офлайн-режим работы в блоге при организации образовательного процесса (условие «отложенного времени») Благодаря предоставлению времени на продумывание и пересмотр (информация закрепляется в долговременной памяти); этот фактор как фактор комфортности важен в аспекте андрагогики

3. Ориентация на представление учебных и творческих работ в коллективе (в виртуальном классе) и на взаимодействие в коллективе Повышенная ответственность при представлении своих продуктов в сообществе одноклассников

4. Ориентация на интерактивный характер учебной работы в бло-ге Благодаря повторению материала при реализации обратных связей

5. Ориентация на включение элементов рефлексии Благодаря необходимости формулировать умозаключения в своих отношениях к предмету обсуждения

6. Ориентация на проявление обучающимися личностных ценностно-смысловых установок Благодаря проверке «на прочность» собственных позиций (как элемент воспитания личностно значимых убеждений)

7. Ориентация на проблематиза-цию предметной учебной среды Благодаря возникновению интереса (учебной мотивации) при самостоятельном поиске закономерностей и решений

8. Ориентация на системный характер комплектования учебных заданий Благодаря формированию внутрипредмет-ных и межпредметных связей

9. Ориентация на развитие высших мыслительных процессов Благодаря проработке учебного материала в формах анализа, синтеза, оценки и творчества

10. Ориентация на подключение стиля мета-обучения Благодаря осознанию значимости учебной задачи в рамках предмета, пониманию смысла учебных действий по углублению и упрочению знаний, осознанию системы своего обучения

11. Ориентация на учебную автономию Благодаря осознанию личной ответственности за результаты образования и настрою на саморазвитие

Утверждение о дидактической состоятельности подобной методологии использования блогов в образовательном процессе, реализующейся путем создания указанных условий, может быть вынесено также в силу того, что ее позиции поддерживаются следующими теориями:

• теория деятельности, теория проблемно-деятельностного обучения (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);

• ассоциативно-рефлекторная теория учения (С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, Ю. А. Самарин, П. А. Шеварев и др.);

• теория интериоризации, или теория поэтапного формирования умственных действий и понятий — ПФУД (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина и др.);

• теория нейролингвистического программирования — НЛП (Д. Грин-дер, Р. Бендлер);

• теория развивающего обучения и воспитания (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).

Этот список является самостоятельным материалом, обосновывающим в определенном аспекте легитимность организации учебной деятельности с использованием блогов.

Из числа названных теорий только ассоциативно-рефлекторная теория учения использовалась в методологических целях (в виде технологии рефлексивного обучения) [1] для обоснования организации обучения с блогами (а именно для постановки и обоснования методики). Теория ПФУД (в виде технологии реализации теории ПФУД) для аналогичных целей не привлекалась, хотя могло быть легко замечено, что система процессов умственной деятельности при работе в учебном блоге является прямой иллюстрацией реализации теории ПФУД по Л. С. Выготскому — П. Я. Гальперину — Н. Ф. Талызиной. Проведем в порядке апробации такую идентификацию показательно по всем шести этапам процесса интериоризации как механизма усвоения и присвоения знаний на примере модельной учебной задачи «Записать в блоге своими словами основную идею фрагмента учебного текста и выразить свое отношение к ней». Этап 1: мотивация. Этап 2: составление схемы основных ориентировочных действий (на основе договоренностей с учителем и одноклассниками о правилах и условиях; этот этап, как и первый, проходит в классе). Этап 3: выполнение действия с объектом в материализованной форме (работа с учебным текстом; не имеет значения, источник бумажный или электронный; осмысленное чтение). Этап 4: выполнение внеш-неречевого действия (учитель, прежде чем разрешить ученикам приступить к

изложению, в соответствии с заданием, их понимания текста и рефлексии по нему, организует письменные «переговоры» в комментариях). Этап 5: выполнение действия во внутренней речи про себя (составление письменного текста рефлексии для блога). Этап 6: совершение умственного действия (ученик осознает, что он «знает» учебный вопрос; он публикует свое сообщение). Этот пример сам по себе может служить нормативно-концептуальным обоснованием правомерности организации учебной деятельности в блоге в силу того, что он раскрывает технологию реализации соответствующей теории и демонстрирует механизм глубокого освоения новых знаний.

С позиций теории НЛП и нейропедагогики, в описанном примере эффект облегчения процесса интериоризации знаний может быть объяснен тем, что усвоение знаний осуществляется через построение системы действий внешнего программирования, то есть через обращение к механизмам организации субъективного опыта. Именно по этой причине НЛП считается стратегией ускоренного обучения [14, с. 9-10]. Кроме того, в таких видах деятельности, как работа на компьютере и выполнение с его помощью письменных работ, которые относятся к визуально-кинестетическим родовым методам обучения, эффективность усвоения повышается за счет того, что информация воспринимается по двум перцептивным каналам. Природе НЛП обязан также эффект влияния фактора «отложенного времени».

В раскрытие тезиса о роли в развивающем обучении отметим, что при работе в блогах справедливыми для достижения образовательных целей оказываются методологические рекомендации, выраженные, например, в принципах Л. В. Занкова.

В качестве оснований, естественным образом поддерживающих идею использования блогов для организации обучения, выступают все четыре закона педагогики (закон наследования культуры, закон социализации, закон последовательности, закон самоопределения [19, с. 26]) и пять известных видов деятельности человека (ценностно-ориентировочная, познавательная, преобразовательная, коммуникативная, эстетическая [19, с. 104]), задающих для образовательной деятельности с привлечением блогов синкретический, или интегративный характер [19, с. 106].

В составе другой группы факторов, способствующих оптимизации процесса обучения с блогами, в табл. 2 представляются методологические подходы, опирающиеся на использование некоторых современных образовательных технологий. Именно с этими технологиями связаны методологические ориентации, отрекомендованные в табл. 1 в качестве перспективных при обучении с использованием блогов.

Каждая из названных технологий вносит свой особый вклад в образование обучающихся как в развитие их жизненного опыта и в дидактически оправданную организацию образовательного процесса с использованием блогов, однако заметим, что лишь в случае применения технологии современной проектной деятельности все они естественным образом могут найти здесь место одновременно, обеспечивая комплексный образовательный эффект. В последней строке дается характеристика образовательной технологии ИКТ как базовой.

Таблица 2

Перечень образовательных технологий, применение которых способствует оптимизации обучения с блогами

Образовательные технологии Обеспечиваемые цели (воспитание, обучение, развитие как компоненты содержания образования) и механизмы их реализации

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) Когнитивное развитие через деятельность — чтение и письменную речь (вербализацию); навыки работы с информацией в процессе чтения и письма; умение (компетенция) критического мышления

Технология реализации теории ПФУД Глубокое усвоение учебного материала посредством естественной реализации методики поэтапного формирования умственных действий

Интерактивные образовательные технологии (коммуникативные технологии) Активизация и интенсификация процесса учения посредством механизма обратных связей при использовании вербальных средств

Технология рефлексивного обучения Глубокое обучение и упрочнение знаний через включение личности в вербализованные отношения с предметным учебным материалом; формирование ценностно-смысловых ориентаций в задаче воспитания направленности личности

Обучение в сотрудничестве Упрочнение знаний и общее развитие, формирование учебной самостоятельности, коммуникативных навыков, этикета в коммуникациях, учебной мотивации и Я-концепции (личностной состоятельности) как инструмента воспитания через вербальное взаимодействие в коллективе при совместной проектной деятельности и решении общих учебных задач (и др.)

Технологии развивающего обучения (в т. ч. саморазвивающего обучения по Г. К. Селевко) Развитие теоретического мышления на основе возможностей дедуктивной и индуктивной педагогики, технологий продуктивного образования, опережающего обучения, саморазвития личности и применения творческих методов — через проблема-тизацию, моделирование, учебные задачи, рефлексию, самоуправление, самосовершенствование

Проблемное обучение и Технология современного проектного обучения Критическое и аналитическое мышление, упрочнение и углубление знаний через формирование конструктивистских умений выделять проблему и концентрироваться на поиске решения в условиях дедуктивной и индуктивной логики обучения; активизация и интенсификация деятельности, ориентация на создание продукта деятельности

Компьютерные (новые информа-ционные)техноло-гии обучения (ИКТ) Активизация и интенсификация учебной деятельности, навыки продуктивной деятельности; коммуникативные умения виртуального общения посредством возможностей компьютерно-опосредованной коммуникации, основанной на текстах, как вида интернет-коммуникации

Имея намерение выделить ключевой дидактический метод, наиболее отвечающий собственным возможностям и особенностям блогов, предлагаем обратить внимание в табл. 2 на то, что метод ИКТ, обычно рассматриваемый в таком контексте лишь в функции сервиса (технологии) управления блогами, системно сопряжен с методом письменно ориентированного обучения (в виде технологии РКМЧП, формулировка которой отражает компетентностный подход) и фактически поддерживается им. Можно утверждать в таком свете, что в основе дидактически оправданного использования блогов в обучении лежит функционирование органичного комплекса этих двух технологий, который характеризуется признаком целостной эффективной интегральной технологии обучения с чертами обеих и соответственно может быть представлен в качестве отдельной образовательной технологии. Такой взгляд выдвигает методологию письменно ориентированного обучения в разряд системообразующей при выявлении методологии оптимального (эффективного) использования блогов в обучении как ключевого механизма или инструмента в модели последней и соответственно делает ее ключевой идеей при разработке концепции использования блогов в образовании. Остальные образовательные технологии как дидактические методы (перечень которых может быть расширен), будучи подключенными к обучению с блогами, обеспечивают через посредство инструмента письма реализацию разнообразных целей и задач учителя в образовательно-воспитательном процессе в рамках генеральной стратегии, ориентированной на эффективное обучение. Выдвинутое представление и утверждение предлагается рассматривать как одно из концептуально-нормативных оснований использования блогов в обучении.

В отечественном образовании, как показывают результаты исследования Н. Н. Василюк [7] (2014), имевшего целью выяснить направления реального применения блогов в образовательном процессе и выполненного методом контент-анализа 100 веб-источников, в большинстве случаев, однако, блог используется учителями (информатики) просто в качестве информационного сайта, без организации обратных письменных учебных связей даже в форме комментариев, на что с сожалением указывает автор.

Тот факт, что отечественная образовательная практика, судя по научным публикациям, за исключением преподавания иностранных языков, не пользуется представлениями об условиях и направлениях дидактически оправданного и эффективного применения блога и не опирается на элементы технологии письменного обучения, нужно рассматривать как негативный. Авторы зарубежных публикаций, делясь методическим опытом реализации в учебном процессе не только языковых, но и неязыковых задач, дают в высшей степени позитивную оценку образовательным и развивающим возможностям блога, имеющим место как раз благодаря сопряжению с подходом письменно ориентированного обучения, который допускает разнообразные сочетания образовательных моделей и сам по себе обеспечивает глубокое обучение. Такой вывод поддерживается и преподавателями высшей школы. Эта закономерность является убедительным основанием для применения и распространения такого подхода, и она должна быть принята во внимание. Известно, что, например, в США подход письменно ориентированного обучения имеет статус

общенациональной программы. Программа «Национальный проект письма» (NWP — National Writing Project) действует уже более 10 лет через сеть своих сайтов. На них размещаются материалы для учителей — идеи, размышления, рассказы о способах улучшения преподавания по предметам через написание. В рамках этой программы были выполнены многие работы по исследованию дидактических возможностей блогов. В источнике [2] подчеркивается, что подобные цифровые технологии лучше всего использовать в качестве дополнения к нормальному преподаванию, а не в качестве замены для него.

Сопоставление существующих в образовании тенденций использования блогов, которые выявляются при анализе публикаций педагогов в мировой литературе, позволяет заключить, что ситуации в англоязычной образовательной среде и в нашей отечественной действительно значительно различаются. Эти среды обнаруживают наличие систем с разными векторами задач в продвижении блогов: в англоязычной сфере усилия направлены на развитие личности ребенка, в нашей отечественной — на организацию урока, то есть в помощь учителю. Одной из причин названной ситуации, помимо повышенной трудоемкости в организации образовательного процесса, может быть недостаточно обеспеченная языковая грамотность педагогов. Другой, несомненной причиной является недостаточность знаний об эффективных методологических и методических подходах к организации образовательного процесса с блогами как знаний о педагогическом потенциале блогов и дидактических основаниях его применения. Сам этот критерий, будучи возведенным в ранг значимости и явно обозначенным по перспективным направлениям, тоже может рассматриваться в качестве нормативно-концептуального основания применения блогов для достижения нового качества образования.

Обратим внимание еще на одну инкорпорацию. Фактически вопросы методологии обучения, и в частности преподавания, представленные в актуальном сегодня аспекте рассмотрения — в условиях введения ФГОС ООО, причем на важном для темы статьи примере предметов «русский язык» и «литература» (но без блогов), с приведением нормативных дидактических оснований изложены в публикации [4], обозначенной как методические рекомендации. Без подобного материала, который задаёт базовый методологический фон по развитию навыков речи, вопрос о методологических основаниях использования блогов в обучении (как в письменно ориентированном) не может считаться поданным исчерпывающим образом.

Таким образом, в предметном поле исследуемого вопроса в рамках настоящей работы наметилось более десятка конкреций различной природы, которые могут расцениваться как искомые методологические основания в разных аспектах. Эти основания, которые отражают дидактические принципы обучения, основы и механизмы реализации теорий обучения, обозначают спектр благоприятных дидактических методов и являются идеями эффективного применения блогов, смогут использоваться в составе пополняемого структурированного пакета при разработке стратегий обучения и создании концепции оптимального применения блогов в образовании, при этом речь не идет об одном способе. Их учет позволит в значительной мере устранить су-

ществующие пробелы в методологическом обеспечении движения по внедрению блогов в образовании.

Итоговый отчет

Из анализа имеющейся в научной литературе информации о теоретико-методологических основаниях использования блогов в образовательном процессе был сделан вывод о недостаточной степени научной поддержки этого направления инновационной деятельности передовых учителей.

Выдвинута структурно-логическая модель методологической системы обеспечения организации обучения с блогами, позволяющая подступиться к разрешению заявленной проблемы. Вынесен ряд предложений по материалам с основаниями и критериями дидактической правомерности использования блогов в образовательном процессе. Выдвинуто утверждение, что в методологии эффективного и оправданного использования блогов особую, системообразующую роль играет методология письменно ориентированного обучения. Выражается надежда на полезность результатов настоящей работы для использования в целях продвижения обсуждаемой идеи.

Литература

1. Bartiett-Bragg A. Blogging to Learn. 2003. [Электронный ресурс] / URL: http://www.csus.edu/indiv/s/stonerm/blogging_to_learn.pdf (дата обращения: 13.09.2016)

2. Higgins S., Xiao Z., Katsipataki M. The Impact of Digital Technology on Learning / A Summary for the Education Endowment Foundation Full Report. November 2012. 52 p. URL:

http://educationendowmentfoundation.org.uk/uploads/pdf/The_Impact_of_Digital_Technol ogies_on_Learning_%282012%29.pdf (дата обращения: 13.09.2016)

3. Richardson W. Blogs, wikis, podcasts, and other powerful web tools for classrooms. Thousand Oaks, CA: Corwin Press, 2006. 149 p.; Corwin, 3rd Edition, 2010. 184 p.

4. Ахбарова Г., Скиргайло Т. Особенности преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Русская литература» в 2014/2015 учебном году [Электронный ресурс] / Магариф («Просвещение»), Август 27, 2014. URL: http://magarif-uku.ru/teachers-room/osobennosti-prepodavaniya-uchebnykh-pr/ (дата обращения: 23.08.2016)

5. Бережнова Е. В., Краевский В. В. Научный статус исследований в области управления образованием как методологическая проблема [Электронный ресурс] / The Emissia. Offline Letters. Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). Издатель: Российский гос. педаг. университет им. А. И. Герцена. Январь 2010 г. URL: emissia.org/offline/2010/1378.htm (дата обращения: 13.09.2016)

6. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М. : Изд-во «Наука», 1973. 271 с.

7. Василюк Н. Н. Блог-технологии как средство формирования сетевой компетентности при обучении информатике студентов вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Василюк Надежда Николаевна. — Ур. гос. пед. ун-т: Екатеринбург, 2014. 23 с.

8. Вершинина Н. А. Структура педагогики: Методология исследования. Монография. — СПб.: ООО Изд-во «Лема», 2008. 313 с.

9. Дворовенко Н. Н. Классификация образовательных блогов как методическая основа организации одного из видов инновационной деятельности педагогов / Многоуровневая методическая служба как организационный механизм создания единого научно-методического пространства региона: материалы Всероссийской научно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

практической интернет-конференции, г. Кемерово, 01-30 апреля 2015 года / ред. кол. : А. В. Чепкасов, Л. В. Чванова, О. Г. Красношлыкова и др. — Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2015. 239 с. — С. 69-76.

10. Дворовенко Н. Н. Классификация образовательных блогов по их педагогической ценности / Многоуровневая методическая служба как организационный механизм создания единого научно-методического пространства региона: материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции, г. Кемерово, 01-30 апреля 2015 года / ред. кол. : А. В. Чепкасов, Л. В. Чванова, О. Г. Красношлыкова и др. — Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2015. 239 с. — С. 76-83.

11. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 6-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 208 с.

12. Иванченко Д. А. Перспективы применения блог-технологий в интернет-обучении // Информатика и образование. 2007. № 2. С. 120-122.

13. Ипполитова Н. В. Взаимосвязь понятий «методология» и «методологический подход // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. Выпуск 3. 2009. № 13 (146). С. 9-15. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/vzaimosvyaz-ponyatiy-metodologiya-i-metodologicheskiy-podhod (дата обращения: 24.08.2016).

14. Ковалев С. В. Основы нейролингвистического программирования: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. 160 с. (Серия «Библиотека психолога»).

15. Краевский В. В, Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 400 с.

16. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. 244 с.

17. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0151/1_0151-14.shtm#book_page_top (дата обращения: 13.09.2016).

18. Новиков А. М. Методология образования. Изд. второе. М.: Эгвес, 2006. 488 с. URL: http://www.anovikov.ru/books.htm (дата обращения: 24.08.2016).

19. Новиков А. М. Основания педагогики: Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики. М.: Эгвес, 2010. 208 с. URL: http://www.anovikov.ru/books.htm (дата обращения: 24.08.2016).

20. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М.: Синтег, 2007. 668 с. URL: http://www.anovikov.ru/books.htm (дата обращения: 24.08.2016).

21. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология: словарь системы основных понятий. М.: Либроком, 2013. 208 с.

22. Филатова А. В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий: для студентов языковых специальностей вузов : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Филатова Анна Владимировна. — М. : МГУ, 2009. 197 с.

METHODOLOGICAL BASES FOR LEARNING USING BLOGS

N. N. Dvorovenko

Kuzbass Regional Institute of Advanced Training and Retraining of Educators (KRIPKiPRO), Kemerovo E-mail: nina_dvorovenko@mail.ru

In an article in order to identify the conditions for improving the quality of education is considered a methodological problem with the question of the optimal use of blogs in the learning (educational) process. A pragmatic model of the methodological training system software using blogs. Nominated by complex legal and conceptual materials that can be used as a methodological grounds. Speaks affirmation of the key role writing approach based learning. It raises the question of the designation of the priority objectives of the use of blogs in education in accordance with their specific capabilities. Keywords: methodology, learning using blogging, training, using blogs, model, methodological system, methodological bases.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.