Научная статья на тему 'Блог учебной группы как одна из современных интернет-технологий в обучении иностранному языку'

Блог учебной группы как одна из современных интернет-технологий в обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЯ / БЛОГ-ТЕХНОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INTERNET-TECHNOLOGY / BLOG TECHNOLOGY / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дронов Иван Сергеевич

Использование современных интернет-технологий в обучении иностранному языку представляется одним из наиболее перспективных направлений с позиции оптимизации учебного процесса. Предложено авторское определение термина «интернет-технология», под которым понимается многовидовая система взаимодействия преподавателя и обучающегося при помощи современных технических средств сети Интернет, направленных на реализацию поставленных коммуникацией задач. Также в качестве наиболее перспективного подвида определяется блог учебной группы, которому было дано авторское определение в качестве коллективного блога, в котором обучающиеся одной группы публикуют свои работы для дальнейшего обсуждения с целью развития речемыслительных навыков. Составные элементы акта коммуникации, включающие в себя участников, цель, тему, речевые средства и обстоятельства, реализуются на примере блога учебной группы. Отмечено преимущество дидактических свойств и методических функций блога учебной группы в формировании и развитии коммуникативных умений «чтение», «письмо», «говорение», «речь» и «слушание». Изучаемый в центре научного исследования тип блога представляется в качестве единой площадки для коммуникации и пространства для коллективной работы группы пользователей и модератора. На основе неизменного набора статусов и ролей в диаде «преподаватель студент» тематическая направленность блога определяется модератором выполнение заданий, обсуждение опубликованного материала, рефлексия на сообщения других пользователей. Также исследован блог учебной группы в качестве одной из современных интернет-технологий в обучении иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Блог учебной группы как одна из современных интернет-технологий в обучении иностранному языку»

DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-180-61-69 УДК 930.8

Блог учебной группы как одна из современных интернет-технологий в обучении иностранному языку

Иван Сергеевич ДРОНОВ

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1685-4313, e-mail: [email protected]

Group blog as one of the modern Internet-technologies in foreign language teaching

Ivan S. DRONOV

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1685-4313, e-mail: [email protected]

Аннотация. Использование современных интернет-технологий в обучении иностранному языку представляется одним из наиболее перспективных направлений с позиции оптимизации учебного процесса. Предложено авторское определение термина «интернет-технология», под которым понимается многовидовая система взаимодействия преподавателя и обучающегося при помощи современных технических средств сети Интернет, направленных на реализацию поставленных коммуникацией задач. Также в качестве наиболее перспективного подвида определяется блог учебной группы, которому было дано авторское определение в качестве коллективного блога, в котором обучающиеся одной группы публикуют свои работы для дальнейшего обсуждения с целью развития речемыслительных навыков. Составные элементы акта коммуникации, включающие в себя участников, цель, тему, речевые средства и обстоятельства, реализуются на примере блога учебной группы. Отмечено преимущество дидактических свойств и методических функций блога учебной группы в формировании и развитии коммуникативных умений «чтение», «письмо», «говорение», «речь» и «слушание». Изучаемый в центре научного исследования тип блога представляется в качестве единой площадки для коммуникации и пространства для коллективной работы группы пользователей и модератора. На основе неизменного набора статусов и ролей в диаде «преподаватель - студент» тематическая направленность блога определяется модератором -выполнение заданий, обсуждение опубликованного материала, рефлексия на сообщения других пользователей. Также исследован блог учебной группы в качестве одной из современных интернет-технологий в обучении иностранному языку.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; интернет-технология; блог-технология; обучение иностранному языку; иноязычная коммуникативная компетенция Для цитирования: Дронов И.С. Блог учебной группы как одна из современных интернет-технологий в обучении иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, № 180. С. 61-69. DOI 10.20310/1810-0201-201924-180-61-69

Abstract. The using of modern Internet-technologies in a foreign language teaching is one of the most promising areas from the standpoint of optimizing the educational process. We propose the author's definition of the term Internet-technology, which refers to the multi-species system of interaction between a teacher and a student with using modern technical tools of the Internet, aimed at the realization of the tasks set by communication. Also group blog is defined as the most promising subtype of Internet-technologies. It was given the author's definition as a collective blog in which students from one group publish their work for further discussion with the aim of developing thought-thinking skills. The constituent elements of the communication act, including the par-

© Дронов И.С., 2019

61

ticipants, purpose, theme, language tools and circumstances, are implemented with group blog using. The advantage of didactic properties and methodological functions of the group blog in the formation and development of the communication skills "reading", "writing", "speaking", "speech" and "listening" is noted. Studied in the scientific research center type of blog is presented as a unified platform for communication and space for teamwork of users group and moderator. Based on the constant set of statuses and roles in the teacher-student dyad, the thematic focus of blog is determined by the moderator - completing of assignments, participation in discussion of published material, reflection on other users' messages. We also examine the group blog as one of the modern Internet-technologies in foreign language teaching.

Keywords: information and communication technologies; Internet-technology; blog technology; foreign language teaching; foreign language communicative competence

For citation: Dronov I.S. Blog uchebnoy gruppy kak odna iz sovremennykh internet-tekhnologiy v obuchenii inostrannomu yazyku [Group blog as one of the modern Internet-technologies in foreign language teaching]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 180, pp. 61-69. DOI 10.20310/18100201-2019-24-180-61-69 (In Russian, Abstr. in Engl.)

АКТУАЛЬНОСТЬ

В эпоху всеобщей цифровизации современного образования приоритетное значение отдается интеграции интернет-технологий в образовательный процесс. При всей глубине представляемых своей структурой возможностей именно этот вид информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) отвечает заданным современными тенденциями требованиям. В действующей сейчас системе образования сложилась ситуация, требующая переосмысления, корректировки и внедрения инновационных методов работы. Прежде всего, это относится к самим формам и приемам обучения - их совместное действие с интернет-технологиями становится все более и более актуальным. Основной функцией этого взаимодействия является оптимизация учебного процесса изучения иностранного языка с позиции использования широкого спектра возможностей сети Интернет. Главной же целью является максимально успешное формирование иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов - лингвистической, речевой (дискурсивной), социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной [1]. Однако, взяв за основу ряд работ представителей отечественного лингвистического корпуса, можно сделать вывод, что термин «интернет-технология» интерпретируется и осмысляется учеными по-разному, а следовательно, достижение поставленной цели затрудняется.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

В современной научной литературе, посвященной ИКТ в образовании, можно встретить внушительное количество работ, связанных с интеграцией интернет-технологий в образовательный процесс. Перспектива использования средств ИКТ представляет достаточно серьезный интерес со стороны исследователей. Изучив определенное количество их научных работ, мы пришли к мнению, что сами понятия «ИКТ» и «интернет-технология» нуждаются в более подробном изучении. Проведем анализ некоторых наиболее известных дефиниций и выразим свое мнение на этот счет.

Одним из наиболее признанных определений термина «ИКТ» является определение, представленное в «Словаре педагогического обихода». По мнению главного редактора Л.М. Кузиной, «информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) - это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта)» [2]. Иными словами, технология выступает как своеобразный транслятор научного знания за счет современных возможностей. Оптимизация формирования конечного информационного продукта достигается за счет использования технических возможностей обозначенной совокупности.

Н.М. Коптюг определяет ИКТ как широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное

обеспечение, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет) [3]. Также автор считает, что совокупность работы средств современных ИКТ с образовательной деятельностью вполне возможна. В основе этой работы будет лежать упомянутый выше спектр технических возможностей и решаемые с их помощью задачи коммуникации, поставленные глобальным темпом развития информационной педагогики.

В таком случае будет разумным привести определение ИКТ в качестве информационной технологии обучения, данное В.И. За-гвязинским: «Информационная технология обучения - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио-, видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией» [4, с. 74-94].

Стоит отметить и определение средств ИКТ, также представленное в «Словаре педагогического обихода». «Под средствами ИКТ следует понимать программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей» [2].

В условиях современной парадигмы образования, основой которой служит всеобщая компьютеризация и модернизация существующих систем и средств, интеграция ИКТ представляется весьма перспективной. Акцент расставляется не на трансляции чистого научного знания, а на самом процессе научной коммуникации между преподавателем и обучающимся. В этом случае средства ИКТ выступают в качестве платформы, создающей условия. Наиболее устойчивым к изменениям образовательной парадигмы видом ИКТ является интернет-технология.

Повсеместное внедрение сети Интернет обусловлено не только его всеобщей доступностью использования, но и гибкостью сис-

темы его технических средств. Следует рассмотреть термин «интернет-технология» и провести его анализ. Так, Н.Е. Астафьева с соавторами в своем научном исследовании предлагают его определять в качестве «автоматизированной среды получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемой в сети Интернет, включающей машинный и человеческий (социальный) элементы» [5, с. 136]. Авторы акцентируют внимание на обособленности Сети, которая представляется динамической системой, способной к изменению и стремительному развитию своего технического функционала. По мнению В.А. Канаво, «Интернет - это в первую очередь информационная сеть. Наличие огромного количества материалов в Сети и специализированных поисковых машин делает Интернет незаменимым средством при поиске информации в процессе обучения как учителем, так и учеником» [6]. Ученый определяет поисковые системы в качестве главных ресурсов сети Интернет, объединяющих огромное количество уникальных страниц. Основной их функциональной направленностью является поиск необходимых в процессе обучения материалов. В свою очередь, Л.С. Зазнобина считает, что «с использованием новых интернет-технологий возможен пересмотр и изменения целей, содержания обучения, возрастет роль интегрированных знаний. Потребуются новые условия организации занятий, которые не будут замыкаться в рамках классно-урочной системы» [7, с. 19]. В данном случае исследователь определяет интернет-технологию как максимально перспективную возможность дальнейшего развития образовательной системы во всем многообразии ее форм и компонентов.

С позиции педагогики, интернет-технологии представляют особый интерес, о чем свидетельствует ряд работ отечественных исследователей. Так, Е.С. Полат, отождествляя интернет-технологию с дистанционным обучением, считает, что «дистанционное обучение представляется новой формой, системой, при этом не являющейся ни модернизацией, ни тем более аналогом заочного обучения, которое, кстати, никто не отменял и которое имеет собственную нишу в системе непрерывного образования» [8]. В этой же

работе автор отмечает, что интернет-технология способствует решению целого пласта задач по обучению всем видам речевой деятельности. Так, для развития грамматических навыков обучающиеся используют перечень представленных в сети Интернет электронных справочников и учебных пособий. Также в свободном доступе представлены и онлайн-корректоры грамматических ошибок на любом из синтаксических уровней языка. В контексте изучения лексики при помощи интернет-технологий студентами могут использоваться словари, представленные в Сети или же автоматизированные утилиты для подбора синонимичных слов и высказываний. Как отмечает Е.С. Полат, «Интернет позволяет получить знание функционирования отдельных лексических и идиоматических единиц в другой культуре» [9]. Стоит отметить и определение, данное Н.Д. Гальсковой. По мнению исследователя, термин «интернет-технология» в образовательном компоненте стоит воспринимать «расширительно» в связи с новым методологическим воззрением на образование и его информационно-технологический контекст. Ученый определяет три профилирующих направления, развивающихся в образовании: технологии в образовании, ориентированные на расширение технических средств в процессе учебы; образовательные технологии, отражающие сам формат построения образовательного процесса изучения иностранного языка; технологии языкового образования, не имеющие акцентированной образовательной функции и способные использоваться без привлечения технических средств, но напрямую влияющие на всю область языкового образования» [10]. Автор напрямую указывает на перспективность использования средств сети Интернет с позиции последующей интеграции в образовательный процесс. В педагогическом аспекте особенно.

На основе проведенного анализа понятий нами было предложено следующее определение термина «интернет-технология» в его педагогическом аспекте: многовидовая система взаимодействия преподавателя и обучающегося при помощи современных технических средств сети Интернет, направленных на реализацию поставленных коммуникацией задач. Кроме того, стоит отметить, что в большинстве своем процесс

коммуникации происходит на платформах, напрямую взаимодействующих с Сетью. К ним могут относиться онлайн мессенджеры, программы для видеоконференций, авторские блоги и т. д. Набор коммуникативных ролей в любом из случаев остается неизменным.

ВИДЫ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В центре внимания данного исследования нас интересует именно видовая составляющая интернет-технологии с ее дидактическими свойствами и методическими функциями. Глобальная сеть со своими колоссальными возможностями трансляции информации объединяет миллионы людей по всему миру. Дидактически Сеть может оказывать влияние у учащихся на:

- самостоятельную познавательную деятельность;

- учебную деятельность в образовательном процессе на основе дистанционных курсов, веб-семинаров, онлайн-конференций и т. д. ;

- учебно-познавательную деятельность, сопряженную с воспитательным процессом в контексте урока или во внеурочной деятельности.

В контексте изучения иностранного языка Интернет предоставляет уникальные возможности поиска и использования аутентичных текстов, мультимедийных файлов, содержащих речь в оригинальном ее произношении, возможность коммуникации с носителем языка и мн. др. Главной целью изучения иностранного языка является формирование ИКК (Иноязычной коммуникативной компетенции), которая, в свою очередь, определяется отечественными исследователями (И.Л. Бим, Е.Н. Соловова, В.В. Сафонова, Н.Д. Гальскова и др.) в качестве «способности полноценно общаться на иностранном языке в разнообразных ситуациях, что предполагает не только лингвистическую осведомленность и навыки использования языковых средств, но и наличие определенного состояния коммуникативной включенности-настроенности на общение, готовности к восприятию и пониманию партнеров, способных к адекватному, умному и своевре-

менному выражению своих мыслительных намерений» [11].

Также В.В. Сафонова отмечает, что «погружение в виртуальное пространство -очень эффективное средство развития социокультурной компетенции учащихся. Безусловно, этим виртуальным пространством является Интернет, наряду с другими компьютерными технологиями» [12, с. 112]. Во всем многообразии своих составных компонентов интернет-технология подразделяется на три базовых вида, которые нередко отождествляют с классами: сервисы, браузеры, информационные. Рассмотрим каждый из этих видов отдельно.

К первому виду относятся сервисные платформы, предоставляющие свои услуги. К таковым будет относиться, например, электронная почта в сервисах "Google", "Yandex", "Rambler". С ее помощью учащиеся могут отправлять письма носителям языка, что напрямую способствует выстраиванию процесса коммуникации. Также в процессе общения развиваются лексико-грам-матические навыки. Кроме того, к сервисному виду интернет-технологий относятся социальные сети ("Facebook", «ВКонтакте»), приложения для видеоконференций ("What-sApp", "Skype", "Instagram").

К браузерам будет относиться современное программное обеспечение, способствующее облегчению работы с сетью Интернет. Такие браузеры, как "Google Chrome", "Mozilla Firefox", "Internet Explorer" обеспечивают максимальный удобный формат работы с ресурсами Всемирной паутины во всех ее проявлениях. Техническая составляющая отвечает как за поиск информации, так и за ее использование или изменение публикуемых материалов.

В состав информационных видов будут входить порталы, блоги и СМИ. Во всех трех случаях основным дидактическим свойством будет являться их публичность. Доступ к информационным материалам, доступность их использования и возможность рефлексии посредством комментирования или участия в дискуссиях. Например, зарегистрированный пользователь портала может активно высказывать свою позицию по определенной теме. Равно как и модератор собственного блога, напрямую влияющий на процесс обсуждения опубликованного им материала. Средства

массовой информации на доступных им платформах публикуют информацию разной направленности.

БЛОГ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

С позиции выполнения поставленных образовательным процессом целей блог-тех-нологии представляются наиболее перспективным видом интернет-технологий. Их дидактические свойства и методические функции в парадигме образовательной деятельности нашли живой интерес среди исследователей. Так, К. Кеннеди одним из первых предпринял попытку интеграции блог-техно-логий в образовательный процесс. Ученым был создан блог учебной группы, благодаря которому осуществлялся процесс научной коммуникации. Преподаватель рефлексировал на письменные работы своих студентов, комментарии и вопросы по изученному материалу [13].

Позднее этим же ученым была опубликована научная работа «Обучение письменной речи посредством блогов», в которой автор описывает возможность развития дискурсивных компетенций у студентов. При использовании возможностей блога ими развивались не только умения письменной речи, но и навык участия в интернет-конференциях или учебных дискуссиях по определенной тематике [14].

Среди отечественных исследователей стоит отметить описание блога П.В. Сысоевым: «Блог-технология - это одна из технологий Веб 2.0, позволяющая любому пользователю сети Интернет создать личную страничку, блог (от англ. blog или weblog) в виде дневника или журнала» [15, с. 115].

Основываясь на потенциальной возможности своего использования в образовательном процессе, система блог-технологий начала дифференцироваться. Анализ работ исследователей показывает, что главным фактором деления стала цель обучения. Например, С. Доунс предложил использовать три вида блогов:

- «классное веб-пространство, где размещаются объявления, домашнее задание и т. д.;

- публичная зона коммуникации, где студенты публикуют результаты своей работы;

- личное пространство, отведенное для размышлений ученика, а также для указаний учителя» [16].

В дальнейшем автор дифференцировал способы использования блогов в обучении иностранному языку. По его мнению, преподаватель организовывал процесс научной коммуникации со студентами посредством использования методических функций бло-гов. Публикация разнообразных образовательных материалов находила рефлексию со стороны студентов, что способствовало развитию у них коммуникативных навыков. На основе проведенного С Доунсом исследования П.В. Сысоевым и М.Н. Евстигнеевым была разработана собственная типология, которая подразделялась на: блог преподавателя, личный блог обучающегося, блог учебной группы [17]. Остановимся на последнем типе и рассмотрим его более подробно, так как, по нашему мнению, он представляется наиболее перспективным в контексте данного научного исследования.

По мнению П.В. Сысоева, блоги обладают, на основе своих дидактических свойств, способностью к развитию таких видов речевой деятельности, как письмо и чтение. Обучающиеся, принимая участие в дискуссиях и выполняя задания, публикуемые преподавателем, выстраивают научную коммуникацию с определенным набором коммуникативных ролей. Как известно, в процессе обучения иностранному языку приоритетной деятельностью обучающегося является развитие и совершенствование сторон коммуникативно-познавательного процесса. К ним будут относиться: зрительно-слуховое восприятие, произвольная и непроизвольная память, словесно-логическая и речемыслитель-ная деятельность. Доминирующие позиции принадлежат именно последней стороне.

Речемыслительная, равно как и мыслительная, представляют собой главенствующие формы деятельности человека. По мнению Т.М. Дридзе, «мыслительная деятельность основана на отражательной способности сознания человека и осуществляет познавательную функцию, в то время как рече-мыслительная деятельность предстает в качестве разновидности первой, но с «функцией» как бы «вторичного» познания мира через общение» [18, с. 106]. В контексте обучения иностранному языку минимальной еди-

ницей общения является акт коммуникации, состоящий из нескольких компонентов -участников общения, цели взаимодействия, темы, языковых средств и обстоятельств. При помощи дидактических свойств и методических функций блога учебной группы все из составных элементов реализуются в полной мере. Диада «преподаватель - обучающийся» относится к участникам коммуникации, целью взаимодействия представляется развитие речемыслительных навыков, тема определяется модератором блога учебной группы, на основе которой будет происходить обсуждение с последующим развитием лексико-грамматических навыков. В качестве языковых средств будут выступать публикуемые модератором и самими пользователями материалы, способствующие развитию коммуникативных умений: чтение, письмо, слушание. Обстоятельством в данном случае будет определяться площадка (домен блога) и установленное преподавателем время на выполнение поставленного задания или обсуждения.

На основе научного исследования П.В. Сысоева [15, с. 116] нами были определены дидактические свойства, методические функции блога учебной группы в обучении иностранному языку. Полученные результаты представлены в табл. 1.

Данные в табл. 1 свидетельствуют о том, что дидактические свойства и методические функции блога учебной группы способствуют развитию коммуникативных умений «чтение», «письмо», «слушание» и «говорение». Следовательно, обучающимися достигается поставленная научной коммуникацией цель, которая способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции. Что является, в свою очередь, главной целью обучения иностранному языку.

Исходя из вышеизложенных понятий и определений, можно предложить следующее определение термина «блог учебной группы»: коллективный блог, в котором обучающиеся одной группы публикуют свои работы для дальнейшего обсуждения с целью развития речемыслительных навыков. Также следует отметить, что в блоге учебной группы часто используются разнообразные языковые средства в разном формате их представления. Это объясняет большой потенциал использования данного

Таблица 1

Дидактические свойства и методические функции блога учебной группы в обучении иностранному языку

Блог учебной группы

Дидактические свойства Методические функции

Авторство В качестве автора или коллектива авторов блога учебной группы выступают студенты с частично ограниченными правами модератора. Основной методической функцией будет выступать выстраивание процесса коммуникации между преподавателем и студентом, где, в свою очередь, главной целью определяется выполнение поставленной задачи. Студентом публикуется материал его личного авторства, который не подвергается дальнейшей правке

Возможность ограниченного доступа Ввиду технического инструментария блога учебной группы доступ к опубликованным материалам предоставляется только участникам научной коммуникации. Так, модератором (преподавателем) определяется набор участников (студентов), который будет принимать непосредственное участие в обсуждении опубликованного материала, дискуссии по заданной теме и выполнять задания, нацеленные на развитие коммуникативных умений

Возможность интернет-коммуникации на единой площадке Блог учебной группы позволяет ограниченному числу участников принимать участие в научной дискуссии на определенной площадке, реализованной в глобальной сети Интернет. Дидактическое свойство «возможности ограниченного доступа» сужает количество участников до необходимого модератору. Функциональная составляющая позволяет максимально быстро и комфортно выстраивать процесс, необходимый для решения поставленных задач

Модерация Функция модерирования блога учебной группы закрепляется за преподавателем. Он может определять направление дискуссии, задавать вопросы в процессе обсуждения, публиковать различные задания или материалы, необходимые для развития коммуникативных умений. При помощи технического функционала блога только за ним закрепляется возможность правки и удаления публикуемых пользователями материалов

Последовательность размещения публикуемых материалов Материалы, публикуемые пользователями, размещаются в строго определенной последовательности. Такой формат публикации предрасполагает не только выстраивание коммуникации между преподавателем и студентом посредством выполнения поставленных задач и работы над ошибками, но и рефлексии на работы других пользователей. Благодаря хронологической последовательности публикаций модератор может отследить прогресс или регресс у обучающихся, провести анализ их познавательной способности и на его основе определять дальнейшие задания

подвида интернет-технологии в обучении иностранному языку. Формирование коммуникативных навыков при помощи методических функций блога учебной группы не требует живого диалога между преподавателем и обучающимся, что существенно упрощает процесс достижения поставленной коммуникацией цели. В данном случае - формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В центре внимания данной работы было использование блога учебной группы как одной из современных интернет-технологий

в обучении иностранному языку. Было предложено авторское определение понятия «интернет-технология», которое трактуется как многовидовая система взаимодействия преподавателя и обучающегося при помощи современных технических средств сети Интернет, направленных на реализацию поставленных коммуникацией задач, и «блог учебный группы», который является коллективным блогом, в котором обучающиеся одной группы публикуют свои работы для дальнейшего обсуждения с целью развития рече-мыслительных навыков. В результате были определены дидактические свойства и методические функции блога учебной группы.

Список литературы

1. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2001. № 4. С. 5-8.

2. Словарь педагогического обихода / под ред. Л. М. Лузиной. Псков, 2003.

3. Коптюг Н. М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 4. С. 54-59.

4. Загвязинский В.И. Теория обучения в вопросах и ответах. М.: Академия, 2006. 158 с. ISBN 5-76952855-9

5. Абалуев Р.Н., Астафьева Н.Е., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Вязовова О.В., Кулешова Н.А., Умет-ский Л.Н., Шешерина Г.А. Интернет-технологии в образовании. Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. техн. ун-та, 2002. 136 с.

6. Канаво В.А. Интернет-технологии в образовании // Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. М.: ИОО МОН РФ, 2004. Вып. 1. С. 73-79.

7. Зазнобина Л.С. Проект стандарта медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования. М.: Просвещение, 1999. 40 с.

8. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 416 с.

9. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2001. № 3. С. 5-12.

10. Гальскова Н.Д. Новые технологии в контексте современной концепции образования в области иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2009. № 7. С. 9-15.

11. Мильруд Р.П. Обучение языку в специальных целях: сущность, компетенция методика, рефлексия // Просвещение. Иностранные языки. 2013. № 7. С. 13-15. URL: http://iyazyki.prosv.ru/2013/05/english-special/ (дата обращения: 18.12.2018).

12. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: НИЦ «Еврошкола», 2004. 233 с.

13. Kennedy K. Intellectual property in the digital age // Technology & Learning. 2001. Vol. 22. № 2.

14. KennedyK. Writing with Web Logs // Technology & Learning. 2003. Vol. 24. № 2. Р. 11-14.

15. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. № 4 (20). С. 115-127.

16. Downes S. E-Learning 2.0 // eLearn Magazine. 2005. URL: https://elearnmag.acm.org/featured.cfm?aid= 1104968 (accessed: 18.12.2018).

17. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис блогов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. C. 12-18.

18. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоцио-психологии. М.: Наука, 1984. 268 с.

References

1. Bim I.L. Nekotoryye aktual'nyye problemy sovremennogo obucheniya inostrannym yazykam [Some actual problems of modern foreign language teaching]. Inostrannyye yazyki v shkole - Foreign Languages for Schools, 2001, no. 4, pp. 5-8. (In Russian).

2. Luzina L.M. (ed.). Slovar'pedagogicheskogo obikhoda [Dictionary of Pedagogical Use]. Pskov, 2003. (In Russian).

3. Koptyug N.M. Internet-uroki kak vspomogatel'nyy material dlya uchitelya angliyskogo yazyka [Online lessons as an auxiliary material for English teacher]. Inostrannyye yazyki v shkole - Foreign Languages for Schools, 2000, no. 4, pp. 54-59. (In Russian).

4. Zagvyazinskiy V.I. Teoriya obucheniya v voprosakh i otvetakh [Teaching Theory in Questions and Answers]. Moscow, Academia Publ., 2006, 158 p. ISBN 5-7695-2855-9 (In Russian).

5. Abaluyev R.N., Astafyeva N.E., Baskakova N.I., Boyko E.Y., Vyazovova O.V., Kuleshova N.A., Umetskiy L.N., Shesherina G.A. Internet-tekhnologii v obrazovanii [Internet-Technologies in Education]. Tambov, Tambov State Technical University Publ., 2002, 136 p. (In Russian).

6. Kanavo V.A. Internet-tekhnologii v obrazovanii [Internet-technologies in education]. Pedagogicheskaya nauka i praktika: problemy iperspektivy [Pedagogical Science and Practice: Problems and Prospects]. Moscow, IOO of the Ministry of Education and Science of Russian Federation Publ., 2004, issue 1, pp. 73-79. (In Russian).

7. Zaznobina L.S. Proyekt standarta mediaobrazovaniya, integrirovannogo v gumanitarnyye i estestvennonauchnyye distsipliny nachal'nogo obshchego i srednego obshchego obrazovaniya [Draft Standard of Media Education, Integrated into Humanitarian and Natural Sciences of Primary and Secondary General Education]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1999, 40 p. (In Russian).

8. Polat E.S. (ed.) Teoriya ipraktika distantsionnogo obucheniya [Theory and Practice of Distance Education]. Moscow, Publ. Centre "Akademiya", 2004, 416 p. (In Russian).

9. Polat E.S. Internet na urokakh inostrannogo yazyka [Internet on foreign language lesson]. Inostrannyye ya-zyki v shkole - Foreign Languages for Schools, 2001, no. 3, pp. 5-12. (In Russian).

10. Galskova N.D. Novyye tekhnologii v kontekste sovremennoy kontseptsii obrazovaniya v oblasti inostran-nykh yazykov [New technologies in the context of the modern concept of education in foreign languages]. Inostrannyye yazyki v shkole - Foreign Languages for Schools, 2009, no. 7, pp. 9-15. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Milrood R.P. Obucheniye yazyku v spetsial'nykh tselyakh: sushchnost', metodika, refleksiya [Language teaching for special purposes]. Prosveshcheniye. Inostrannyye yazyki [Enlightment. Foreign Languages], 2013, no. 7, pp. 7-15. (In Russian). Available at: http://iyazyki.prosv.ru/2013/05/english-special/ (accessed: 18.12.2018).

12. Safonova V.V. Kommunikativnaya kompetentsiya: sovremennyye podkhody k mnogourovnevomu opisaniyu v metodicheskikh tselyakh [Communicative Competence: Modern Approaches to Multi-Level Description in Methodical Purposes]. Moscow, National Research Centre "Evroshkola", 2004, 233 p. (In Russian).

13. Kennedy K. Intellectual property in the digital age. Technology & Learning, 2001, vol. 22, no. 2.

14. Kennedy K. Writing with Web Logs. Technology & Learning, 2003, vol. 24, no. 2, pp. 11-14.

15. Sysoyev P.V. Blog-tekhnologiya v obuchenii inostrannomu yazyku [Blogs in foreign language teaching]. Yazyk i kul'tura - Language and Culture, 2012, no. 4 (20), pp. 115-127. (In Russian).

16. Downes S. E-Learning 2.0. eLearn Magazine, 2005. Available at: https://elearnmag.acm.org/featured.cfm? aid=1104968 (accessed 18.12.2018).

17. Sysoyev P.V., Evstigneyev M.N. Tekhnologii Veb 2.0: Sotsial'nyy servis blogov v obuchenii inostrannomu yazyku [Web 2.0 technologies: The social service of blogs in teaching foreign languages]. Inostrannyye yazyki v shkole - Foreign Languages for Schools, 2009, no. 4, pp. 12-18. (In Russian).

18. Dridze T.M. Tekstovaya deyatel'nost' v strukture sotsial'noy kommunikatsii. Problemy semiosotsiopsikho-logii [Textual Activities in the Structure of Social Communication. Problems of Semiosociopsychology]. Moscow, Nauka Publ., 1984, 268 p. (In Russian).

Информация об авторе

Дронов Иван Сергеевич, начальник отдела организации научно-исследовательской работы студентов. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание статьи.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1685-4313

Поступила в редакцию 30.01.2019 г.

Поступила после рецензирования 01.03.2019 г.

Принята к публикации 08.04.2019 г.

Information about the author

Ivan S. Dronov, Head of Organization of Students' Research Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected] Contribution: main study conception, literature analysis, manuscript drafting.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1685-4313

Received 30 January 2019 Reviewed 1 March 2019 Accepted for press 8 April 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.