Образовательные технологии наука и практика
УДК 377 Л. С. Дорофеева, преподаватель Челябинского
техникума промышленности и городского хозяйства (ЧТПиГХ) им. Я. П. Осадчего, г. Челябинск, е-mail: [email protected]
ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»
НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автором представлена методическая разработка урока английского языка по теме «Образование (School Education in the UK, the USA and Australia)», в основу которой положена технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Ключевые слова: английский язык, методическая разработка урока, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Личный интерес студента — это решающий фактор процесса образования. Как преподавателю мне нужно знать, на какие стороны личности обучающегося может оказать воздействие знание английского языка. В связи с этим возникает вопрос: какие использовать технологии в образовательном процессе, чтобы получить планируемые результаты.
Известно, что английский язык принадлежит к числу наиболее сложных учебных дисциплин. Поэтому одной из основных задач считается поддержание интереса к данной учебной дисциплине, а также стремление разбудить в студентах творческие и интеллектуальные силы. Английский язык может быть увлечением, средством для работы, предметом изучения в техникуме. Но он всегда остается одним из интереснейших и красивейших языков мира. Изучать этот иностранный язык — значит расширять свой кругозор, получать новые возможности в жизни, тренировать память.
Главная цель преподавателя заключается в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого студента, выбрать
такие методы и приемы обучения, которые позволят каждому из них проявить активность, творчество, а также активизировать познавательную деятельность студентов в процессе обучения английскому языку.
Приобретение индивидуального опыта студента происходит посредством активизации учебного процесса, что достигается с помощью внедрения в образовательный процесс такой технологии, как «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее — РКМЧП).
Критическое мышление предполагает оце-ночность, рефлексивность. Это открытое мышление, которое не принимает догм и развивается путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.
В данной технологии принципиально новой становится роль преподавателя. Он выступает как партнер, активизирующий и направляющий учебный процесс. Студенты учатся бесконфликтному обмену мнениями. В этом случае осуществляется личностно ориентированное обучение, при котором каждый
Инновационное развитие профессионального образования
студент не просто приобретает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений.
Американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит и Ч. Темпл предложили такую структуру в рамках технологии РКМЧП, которая включает в себя три стадии: вызов, осмысление содержания, рефлексия. На основе данной технологии мной был разработан план урока для студентов второго курса, обучающихся по специальности «технология обслуживания и ремонт автомобильного транспорта».
В рамках раздела «Профессиональный выбор. От школы до профессии» мною был спроектирован урок по теме «Образование (School Education in the UK, the USA and Australia)».
На первой стадии (вызов) актуализируются имеющиеся знания студентов, пробуждается интерес к теме урока; именно здесь определяются цели изучения нового материала. Для этого используются различные приемы и стратегии, например, кластер.
Технология составления кластера следующая:
- записывается ключевое слово;
- слова, спонтанно приходящие в голову, записываются вокруг основного слова, обводятся и соединяются с основным словом;
- каждое новое слово образует собой еще одно ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации — таким образом, постепенно создаются ассоциативные цепочки;
- взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Кластер может выступать в качестве ведущего приема как на стадии вызова (evocation), когда осуществляется систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков, так и на стадии рефлексии (reflection) при исправлении неверных предположений в предварительных кластерах, заполнении их на основе новой информации, установлении причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (индивидуально и в группах). Кроме того, кластер может выступать в качестве отдельной стратегии.
Так, например, при изучении темы «Образовательные системы в Великобритании, США, Австралии и России» можно составить кластер «Your associations to the word "Education"» (рис. 1). Преподаватель в этом случае создает проблемную ситуацию, вызывая у сту-
дентов воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту. Эта стадия состоит из двух элементов — мозгового штурма и создания кластера. Остановимся подробнее на методе Brainstorming (мозговой штурм), предполагающем, что путем мозговой атаки обучающиеся называют все, что они знают и думают по названной теме, проблеме. Все идеи принимаются вне зависимости от того, правильны они или нет. Роль педагога в этом случае сводится к роли проводника, заставляющего обучающихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.
Teacher: What comes to your mind when you hear the expression «What is education»?
Информация в ходе такой работы выслушивается, записывается, обсуждается. Данная деятельность ведется в группах. После того как обучающиеся составили кластер, можно предложить им придумать предложения по данной теме. Студенты составляют предложения по теме, обмениваются информацией, работают в группах. Каждая группа называет предложения, которые записываются на доске.
Education
Рис. 1. Образец составления кластера
На второй стадии происходит осмысление нового материала (Realization of meaning). Это основная содержательная работа с текстом. На данном этапе применяется метод «Знаем / Хо -тим узнать / Узнали». Этот метод применим для чтения или прослушивания лекции. Обучающимся предлагается начертить таблицу из трех колонок: «Знаем / Хотим узнать / Узнали». Такая же таблица находится и на доске.
• В колонку «Знаем» заносятся после обсуждения главные сведения по обозначенной теме.
Образовательные технологии: наука и практика
• В колонку «Хотим узнать» вписываются спорные идеи, возникшие по ходу обсуждения вопросы и все, что обучающиеся хотят узнать по данной теме.
• В колонке «Узнали» обучающиеся отмечают все то, что они почерпнули из тек-
То, что обучающиеся узнали из текста, мы дополняем другим цветом к кластеру. На данном этапе студенты читают тексты, выполняют задания после текста, продолжают работу с таблицей «Знаем / Хотим узнать / Узнали», добавляют новую информацию к кластеру, расширяя его.
На данном этапе урока использовался еще один прием обучения в сотрудничестве, разработанный профессором Э. Аронсоном в 1978 г. Этот прием называется Jigsaw («Ажурная пила», или «Пила»). Обучающиеся работают в группах по 4-6 человек над учебным материалом, разделенным на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Потом студенты, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией, дополняя друг друга. Это эксперты по данному вопросу. После этого ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому товарищей в своей группе. На заключительном этапе преподаватель может спросить любого по данной теме. Затем студенты находят собеседников из другой группы, задают вопросы и заполняют таблицу, отвечая на вопросы.
Третья стадия в рамках РКМЧП предполагает размышления или рефлексию (Reflection). На этом этапе обучающиеся осмысляют изученный материал и формируют личное мнение, отношение к полученной в ходе урока информации. На стадии рефлексии они отвечают на вопросы, обсуждают свое отношение к новой информации, составляют предожения, используя кластер и таблицу, готовят краткое высказывание по тексту.
ста, располагая свои ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки. Прочую же новую информацию располагают ниже. Затем идет обсуждение, обмен мнениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.
Затем делятся результатами, сообщают, на все ли вопросы получили ответ в процессе чтения.
После студенты работают с картами самооценивания, оценивают свою работу на уроке, подсчитывают полученные баллы.
Таким образом, используя приемы и стратегии технологии РКМЧП, можно вооружить обучающихся разнообразными ресурсами в работе с различными типами информации. Студенты учатся работать с текстом: выделять в нем противоречия и типы присутствующих структур, оценивать информацию, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника.
Применение инновационных технологий обучения на уроках английского языка помогает решать проблемы речевого общения студентов с различными уровнями способностей, эффективного использования времени урока, повышения мотивации к изучению английского языка. Новые формы речевого общения на уроках способствуют формированию творчества, познавательной активности, самостоятельности студентов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дисциплина: «Английский язык».
Специальность: «технология обслуживания и ремонт автомобильного транспорта».
Тема программы: «Профессиональный выбор. От школы до профессии».
Тема урока: «Образование (School Education in the UK, the USA and Australia)».
Тип урока: урок первичного закрепления и совершенствования знаний и умений (практическая работа).
Цели урока
Обучающая - формирование техники чтения и письма на материале текстов; - формирование коммуникативной компетенции студентов на основе изученных лексических единиц, речевых и грамматических структур
Развивающая формирование и развитие коммуникативных умений и навыков (умение пользоваться монологической, диалогической речью; умение слушать и слышать; умение участвовать в дискуссии)
Воспитательная формирование устойчивого интереса к своей будущей специальности и умения работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, организовывать собственную деятельность
Example:
We know
We want to know
Now I know how to
Ход урока
Элементы внешней структуры урока
Элементы внутренней структуры урока
Задачи этапа
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
1. Вводная
часть
(Вызов)
1.1. Организационный момент
Подготовка обучающихся к работе на занятии, создание теплой и доверительной атмосферы в группе
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, вводит студентов в языковую среду: Good morning, boys and girls. I am so glad to see you today. Today we have an unusual lesson. We hm>e many guests in our classroom. Please, turn around and greet them.
I hope that you are fine today. Are you ready to hard work? Hm>en't you forgotten your exercise books at home?
Приветствуют преподавателя, проверяют наличие необходимых принадлежностей для выполнения практических заданий: Hello! Fine!
1.2. Целевая установка
Определение целей и задач урока, создание мотивации учебно-по-знавательной деятельности
Мотивирует познавательную деятельность студентов. Вызывает интерес, актуализирует имеющиеся знания. Формулирует совместно со студентами тему урока, учебные цели и задачи:
I expect our lesson to be very interesting and exciting today. Before we start, look at the pictures and answer my question, please. What can you see in these pictures? С an you guess what the topic of our lesson is? You are right, our theme is Education. What English-speaking countries do you know? So, what shall we study today?_
Выражают свой интерес и готовность научиться рассказывать об образовательных системах англоязычных стран. Осмысливают поставленные преподавателем цели и задачи. Отвечают на вопросы.
Формулируют тему, записывают тему в тетрадь
1.3. Актуализация опорных знаний
Мозговой штурм (Brain storm) Пробуждение интереса к изучаемой теме
Предлагает составить ассоциативный ряд слов по теме:
Try to recollect all the words you know that are associ-ated with our topic_
В группах составляют письменно ассо-циограммы со словом Education
Кластер
Систематизация информации, полученной до знакомства
Предлагает студентам составить кластер:
What words come to your mind when you hear the word
Education?
Выстраивают кластер на основе своих ассоциограмм. Работают в группе, от каждой группы по одному студенту
с текстом
Перед чтением (Pre-reading)
(таблица «Знаем / Хотим узнать / Узнали»), Побуждение читателя к активной деятельности
Активизирует знания студентов по данной теме, спрашивает, что они знают, показывает опорные картинки, предлагает записать идеи в первую колонку таблицы.
Просит записать в таблицу любые вопросы, которые у них возникли, и ответы, которые они рассчитыва-ют получить при чтении текста_
Называют ключевые слова, заполняют первую и вторую колонки таблицы
2. Основная часть (Осмысление) 2.1. Выполнение практических заданий Во время чтения (Wit ile-reading) Основная содержательная работа с текстом; активное получение новой информации Предлагает обучающимся прочитать тексты и выполнить задание после текста: Now read the texts and do the tasks Читают тексты, выполняют задания после текста, продолжают работу с таблицей «Знаем / Хотим узнать / Узнали»
Релаксация (Relaxing) Предлагает студентам расслабиться, отдохнуть, прослушать слова по теме: Let's unbend vour minds! Listen to music and relax! Отдыхают и слушают музыку и слова по теме урока
Кластер Осмысление новой информации Предлагает студентам дополнить кластер новой информацией: Students, how can we complete our cluster so that it could help us to retell the text? Добавляют полученную информацию к кластеру, расширяя его
После чтения (Post-reading) Соотнесение новой информации с собственными знаниями Предлагает студентам найти собеседника из другой группы, для того чтобы заполнить свою таблицу недостающей информацией: When you have done the tasks, find a partner from the other group. Compare your answers and swap information. Задает вопросы по всем текстам всем обучающимся: Answer ту questions: - Do most children in Australia study in state schools? - Where are «Schools of the Air» situated? -How do students attending the «Schools of the Air» get a classroom experience? - Are private schools in Great Britain very expensive? -Ls the discipline in public schools in Great Britain very strict or not? - Ln some British schools uniforms are worn by all the pupils, aren't they? - Can students in the USA choose the subjects they want to study? - What non-academic activities do American students take part in? - Which schools in all countries are attended by most students: state or private ones? Находят собеседников из другой группы, задают вопросы и заполняют таблицу. Отвечают на вопросы
3. Заключительная часть 3.1. Рефлексия Пересказ текста (Retelling the text) Отслеживание процесса познания и собственного понимания Предлагает студентам обсудить образовательные системы UK, USA, Australia, сообщить информацию о них, используя в качестве опоры кластер и таблицу «Знаем / Хотим узнать / Узнали»: Составляют предложения, используя кластер и таблицу, готовят краткое высказывание по тексту
Now I think you are ready to tell us some words about school education in English-speaking countries. Use our cluster and tables
Таблица «Знаем /Хотим узнать / Узнали» Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации Проверяет, на все ли вопросы получен ответ, заполнены ли таблицы, предлагает различные способы дальнейшего поиска информации Делятся результатами, сообщают, на все ли вопросы получили ответ в процессе чтения
Заполнение карт самооценивания Анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций Предлагает студентам оценить свою работу на уроке: Complete your Self-Evaluation Cards Оценивают свою работу на уроке, подсчитывают полученные баллы
3.2 Выдача домашнего задания Hometask Осознание обучающимися содержания и способов выполнения домашнего задания Сообщает и поясняет домашнее задание (заполнить таблицу об образовании в России, составить краткое сообщение по теме): Your homework is to make up a story about education in Russia. Fill in the table about school education in Russia Записывают домашнее задание, уточняют его выполнение
3.3. Подведение итогов урока Summarizing Анализ и оценка успешности достижения целей и задач занятия студентами Предлагает студентам подвести итоги занятия. Анализирует работу студентов, отмечая положительные и отрицательные стороны: I 'd like you to express your attitude to the lesson Подводят итоги занятия, высказывают свое мнение о достижении цели урока: The lesson was... I have learnt... I have read... I've discussed...
о
CD Ш
О ф
■а
ш (0 СП
■а
о
■е-
ф о о
ш
О"
о о\ ■а
ш
(0 о
СП
ш
Образовательные технологии: наука и практика
Методы обучения: словесно-наглядный, практический.
Средства обучения:
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор, экран;
- электронная презентация;
- дидактический раздаточный материал.
По итогам обучения студент должен:
1) знать/понимать:
- значения лексических единиц, связанных с темой «Образование» и с соответствующими ситуациями общения;
- грамматический материал в рамках изучаемой темы;
Библиографический список
- аутентичные тексты, построенные на языковом материале урока.
2) уметь:
- читать и понимать тексты об образовании с целью получения информации об особенностях образования в странах изучаемого языка;
- передавать содержание прочитанного с опорой на ключевые слова;
- отвечать на вопросы с опорой на текст;
- общаться (устно и письменно) на английском языке по теме «Образование»;
- самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас.
1. Батова, Е. С. Использование технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка в учреждениях СПО [Текст] / Е. С. Батова // Среднее профессиональное образование. — 2011. — Прил. № 7.
2. Киргинцева, А. Е. Технология критического мышления на занятиях по иностранному языку [Текст] / А. Е. Киргинцева // Среднее профессиональное образование. — 2015. — Прил. № 3.
УДК 004/377 М. А. Ефремова, преподаватель
Магнитогорского строительно-монтажного техникума (МСМТ), Челябинская обл., г. Магнитогорск, е-таИ:допп}84@таИ.ги
БЛОГ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО
В данной статье рассматриваются электронные средства учебного назначения в целом и преподавательский блог в частности. Приведена методика создания блога в социальной сети «ВКонтакте», а также положительные и отрицательные стороны применения образовательного блога глазами как обучающихся, так и преподавателя.
Ключевые слова: информационные компьютерные технологии, электронные средства образовательного назначения, образовательный блог, социальная сеть «ВКонтакте».
В настоящее время грамотное применение информационных компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов необходимо для повышения качества процесса обучения.
Профстандарт педагога профобразования [1] предписывает использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные обра-
зовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы.
Под электронным обучением традиционно понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся