Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Дата публикации: 1.01.2018 № 6 (30). С. 79-82.
УДК 373.3 Н. Н. Деменева, О. В. Колесова, В. В. Буданова
Развитие лексики учащихся при использовании технологии РКМЧП в начальной школе
В статье дан анализ одной из современных технологий РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), используемых на практике в начальной школе. Авторами статьи описаны методы и приёмы применения технологии при работе с младшими школьниками в рамках реализации стандартов второго поколения. Показано, что использование технологии РКМЧП эффективно влияет на развитие лексической стороны речи младших школьников, что приводит к обогащению, уточнению и активизации словаря учащихся. Раскрыта трехфазная модель технологии РКМЧП, состоящая из вызова имеющихся знаний, осмысления содержания (получение новой информации) и рефлексии (осмысление, рождение нового знания) Определены основные приемы технологии, реализуемые при работе с текстом на уроках литературного чтения, русского языка: кластер, корзина идей, таблицы, верные и неверные утверждения, составление списка известной информации, концептуальное колесо, инсерт, мозаика. Сделан вывод об эффективности использования данной технологии в начальной школе при работе над лексической стороной речи. Статья имеет практическую направленность, материалы статьи могут быть использованы в учебной и внеучебной деятельности.
Ключевые слова: технология РКМЧП, младший школьник, лексика, прием
Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Accepted: 15 November 2017 Published: 1 January 2017 No. 6 (30). pp. 79-82.
n.n.demeneva, O.v.Kolesova, v.v.Budanova
Development of lexicon studying when using DCTRL technology at elementary school
In article the analysis of one of the DCTRL modern technologies (development of critical thinking through reading and the letter) used in practice at elementary school is this. Authors of article described methods and methods of use of technology by operation with low school students within implementation of standards of second generation. It is shown that use of DCTRL technology effectively influences development of the lexical side of the speech of low school students that leads to enrichment, specification and activization of the dictionary of pupils. The three-phase model of DCTRL technology consisting of a call of the available knowledge is opened, contents judgments (obtaining new information) and a reflection (judgment, the birth of new knowledge) Are defined the main receptions of technology realized by operation with the text at lessons of literary reading, Russian: cluster, basket of the ideas, tables, veracious and incorrect statements, compilation of the list of the known information, conceptual wheel, insert, mosaic. The conclusion is drawn on efficiency of use of the this technology at elementary school by operation over the lexical side of the speech. Article has practical focus, materials of article can be used in educational and extracurricular activities.
Keywords: RKMChP technology, low school student, lexicon, reception
рименение современных образовательных технологий в учебном процессе является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся, повышает качество и результативность обучения. Применение педагогических технологий позволяют добиться решения таких задач, как совершенствование познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно использовать полученные знания на практике, ориентироваться в информационном поле, обогащение лексической стороны речи [5].
Развитию речи младших школьников уделяется особое внимание: ребенок в этом возрасте обучается ясно и грамотно выражать свои мысли, эмоции, развивается коммуникативная культура. От уровня речевого развития зависит ум, воля, успешность обучения, общения и взаимопонимания ребенка. Одним из направлений развития речи младших школьников является речевое развитие на лексическом уровне. Лексический состав является важнейшим компонентом языка, без усвоения которого нельзя овладеть речью как средством общения и орудием мышления[7].
Образовательная технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) - это совокупность взаимодополняемых методов и приемов, направленных на развитие познавательного интереса учащихся, исследовательскую, творческую активность, на создание условий для осмысления нового материла, способствуя развитию речи.
Технология развития критического мышления через чтения и письмо (РКМЧП) представляет собой универсальную, надпредметную технологию, позволяющую развивать лексическую сторону речи младшего школьника. Разработана данная технология американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом в конце XX века [2].
Основные инструменты технологии - чтение и письмо. Во время чтения происходит анализ, сравнение, сопоставление и оценивание того, что уже известно и неизвестно. Учащиеся не просто читают текст строку за строкой, а формулируют вопросы, ищут на них ответы, определяют проблемы в тексте, разбирают незнакомые слова, уточняют их значение, используют их в собственной речевой деятельности[6].
Как подчеркивает С.И. Заир-Бек, урок, построенный по технологии РКМЧП увлекательный и эмоциональный. Учащиеся не сидят пассивно, слушая учителя, а являются на уроке главными действующими лицами. Они думают, рассуждают, читают, пишут, обсуждают, работают в группе. Главная роль отводится работе с новым текстом, который читают, пересказывают, анализируют, интерпретируют [2].
С помощью технологии РКМЧП развиваются познавательные способности, мышление, вни-
мание, восприятие; расширяется и активизируется лексический запас учащихся, удовлетворяется потребность личности в уважении, самоутверждении, общении [1].
Основу педагогической технологи РКМЧП составляет базовая трехфазная модель: вызов имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации; осмысление содержания (получение новой информации); рефлексия (осмысление, рождение нового знания). На каждой стадии технологии используются стратегии, раскрывающие творческий потенциал учащихся.
На стадии «вызова» имеющиеся у детей знания, активизируются, возникает интерес к теме урока, обозначаются цели изучения предстоящего учебного материала. При работе с информацией на данном этапе, учащиеся ставят перед собой вопросы: «Что это значит для меня? Зачем мне это нужно?». Мы обращаем внимание на работу каждого ребёнка на фазе вызова. Высказаться должны все дети, это позволит собрать информацию в полном объёме, а упорядочивание высказанных мнений позволит обозначить противоречия, непонятные места, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации[3].
На данном этапе работы могут быть использованы такие приемы, как кластер, корзина идей, таблицы, верные и неверные утверждения, составление списка известной информации, концептуальное колесо и др. Обозначенные приемы направлены на то, чтобы организовать работу с текстом, систематизировать информацию, провести критический анализ, обозначить главное, сгруппировать, найти причинно-следственные связи, сформулировать вопросы и обозначить цели. С помощью данных приемов у учащихся формируются такие общеучебные действия как: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания с использованием новой лексики.
Например, составляя кластер, у детей систематизируются знания, которые у них уже имелись по теме в виде связанных между собой смысловых единиц относительно ключевого понятия, расположенного по центру.
Прием «Знаю - хочу узнать - узнал» предполагает работу с таблицей, которая состоит из трех глав. Первая графа - то, что учащийся знает по теме. Вторая графа заполняется в процессе изучения темы. После изучения темы соотносится полученная информацию с той, что была в начале урока, после этого заполняется третья графа. Данный прием позволяет формулировать познавательные цели урока, осуществлять поиск источников получения информации, проводить самоконтроль своей деятельности на уроке.
Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов учит учащихся, используя определен-
Perspectives с^ Science & Education. 2017. 6 (30)
ную лексику, ставить познавательные вопросы и искать на них ответы. В левую колонку таблицы записываются вопросы, на которые можно ответить просто и односложно. В правую колонку - вопросы, которые требуют подробного, развернутого ответа. Правильное формулирование вопросов позволяет младшему школьнику хорошо ориентироваться в речевой ситуации, получить необходимую информацию, передавать эмоциональное состояние, точно и ясно излагать свои мысли.
С помощью приема «концептуальное колесо» учащиеся подбирают синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и записывают их в секторы колеса.
На втором этапе урока - «осмысление» - ведется направленная, осмысленная работа ученика с текстом. Процесс чтения сопровождается действиями учащегося (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), позволяющие отследить собственное понимание. Учащиеся работают с новой информацией; сопоставляют эту информацию с опытом и знаниями, которые у них имеются; сосредотачивают свое внимание на том, чтобы отыскать ответы на возникшие ранее вопросы, разрешить трудности; обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы; стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие моменты менее интересны и почему. Важно, чтобы отбор лексических средств происходил в соответствии с функционально-стилистической направленностью текста [4]
На данном этапе работы используются такие приемы как таблица «Плюс - минус - интересно», «инсерт», кластер, бортовой журнал, двойные дневники, таблица «Что? Где? Когда? Почему?», сводная таблица, мозаика, ромашка Блума и др. [1]
Прием «Плюс - минус - интересно» актуализирует лексические связи в тексте. При чтении текста учащийся отмечает в соответствующих графах таблицы информацию, которая отражает: положительные и отрицательные стороны явления, а также информацию, которая интересует. Такая форма организации материала позволяет обсудить спорные вопросы, систематизировать знания, обогащает учащихся научной лексикой.
Прием «Инсерт» связан с системной маркировкой значками текста по мере его чтения, для его эффективного изучения и размышления. Данный прием позволяет учащимся структурировать знания, осуществлять осознанное чтение произведения и его запоминание.
Прием «Мозаика» предполагает деление детей на группы, каждой группе предлагается задать вопросы по отрывку текста. Учащиеся творчески интерпретируют информацию. По результатам анализа отдельных эпизодов создается общее представление о прочитанном.
На уроках литературного чтения может использоваться прием работы с фотографией. Детям предлагается рассмотреть фотографию и ответить на вопрос: Что можно сказать об этом человеке по портрету? А после краткого рассказа о нем соотнести с героем произведения.
На заключительном этапе «рефлексии» формируется личностное отношение к тексту, которое фиксируется с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений при учете вновь приобретенных знаний. На этой стадии могут использоваться такие приемы как кластеры, верные и неверные утверждения, ответы на поставленные вопросы, синквейн и другие. Именно на этом этапе уточняются знания лексических значений слов, особенностей использования их в том или ином контексте. Например, такой прием как синквейн предполагает составление пятистишия: 1-я строка - одно имя существительное, определяющее тему всего текста, 2-я строка - 2 имени прилагательных, причастия (признака этого предмета), 3-я строка - 3 глагола, 4-я - предложение из 4 слов, расширяющих тему и не повторяющих слова из предыдущих строк, 5-я строка - имя существительное (синоним, ассоциация со словом в 1-й строке)[8]. На уроке литературного чтения по завершению работы над сказкой Х.К. Андерсена «Ромашка» учитель предлагает детям составить синквейн на тему «Ромашка». Варианты синквейна:
Ромашка,
Полевая, нежная, яркая.
Манит, врачует, гадает.
Мой самый любимый цветок.
Солнышко!
Ромашка,
Золотистая, скромная, белая.
Успокаивает, радует, трогает.
Это счастье родных полей.
Мой цветок!
Ромашка,
Невинная, нежная, нарядная,
Цветёт, растет, дарит.
Большая радость для души.
Звёздочка!
Совершенствование лексической стороны речи младших школьников предполагает регулярную работу над содержанием речи, последовательное обучение детей построению предложений, осознанному выбору необходимого слова и его формы, организацию постоянной работы над грамотным оформлением мыслей, как в устной, так и письменной формах, что и отражают приемы данной технологии[5].
Таким образом, технология РКМЧП позволяет использовать активные методы и при-
емы со словом, которые стимулируют познавательную деятельность обучающихся, позволяет научить школьников не просто находить информацию в различных источниках,
но и применять полученные знания на практике. Полученные в рамках данной технологии знания и опыт, становятся значимыми и актуальными для каждого ребенка.
литература
1. Иванова Н.В., Минаева Е.В., Воробьева Н.А., Эрментраут Н.В. Эффективность технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления; при ее фрагментарном и целостном применении в начальной школе // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 4. № 1. С. 145-148.
2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2011. 224 с.
3. Минаева Е.В. Формирование внутреннего плана действий у детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2000. 22 с.
4. Колесова О.В. Развитие речи младших школьников на функционально-стилистической основе. // Начальная школа плюс До и После. 2008. № 3. С. 16-19.
5. Колесова О.В., Кузьмичева О.И. Обогащение словаря младших школьников при использовании технологии критического мышления / Актуальные вопросы развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. 2014. С. 94-97.
6. Кучинская Е.А., Ларченкова Е.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. Т. 2. № 10. С. 126-128.
7. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2007. -348 с.
8. Поздеева С.И., Прудникова О.И. Ресурсы использования приема «синквейн» на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2013. № 7. С. 21-24.
references
1. Ivanova N.V., Minayeva E.V., Vorobyova N.A., Ermentraut N.V. Effektivnost of technology "Reading and the letter for development of critical thinking; at its fragmentary and complete application at elementary school. Progress of modern science and education. 2017. T. 4. No. 1. Page 145-148.
2. Zaire Bek S.I. Development of critical thinking at a lesson. Moscow, Education, 2011. 224 p.
3. Minayeva E.V. Formation of the internal action plan at children of younger school age: Abstract Diss. Psychol. Sciences. Nizhny Novgorod, 2000. 22 p.
4. Kolesova O.V. Development of the speech of younger school students on a functional and stylistic basis. Elementary school plus Before and after. 2008. No. 3. pp. 16-19.
5. Kolesova O.V., Kuzmicheva O.I. Enrichment of the dictionary of younger school students when using technology of critical thinking. Topical issues of development of science: collection of articles of the International scientific and practical conference. 2014. 2014. Page 94-97.
6. Kuchinskaya E.A., Larchenkova of E.V. Technology of development of critical thinking through reading and the letter. Current problems of humanitarian and social and economic sciences. 2016. V. 2. No. 10. pp. 126-128.
7. In the masculine Lviv, Gorecki V.G., Sosnovskaya O. V. A technique of teaching Russian in initial classes. Moscow, 2007. 348 p.
8. Pozdeeva S.I., Prudnikova O.I. Reception use resources "cinquain" at lessons of literary reading. Elementary school. 2013. No. 7. pp. 21-24.
Информация об авторах Колесова Оксана Вячеславовна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и
начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: [email protected]
Information on authors
Kolesova Oksana Vyacheslavovna
PhD in Pedagogical sciences, associate professor, Associate professor of psychology and pedagogics
of preschool and primary education Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]
Деменева Надежда Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и
начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Буданова Валерия Владимировна
Магистрант кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Demeneva Nadezhda Nikolaevna
PhD in Pedagogical sciences, associate professor, Associate professor of psychology and pedagogics
of preschool and primary education Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University)
Budanova Valeria Vladimirovna
Undergraduate of department of psychology and pedagogics of preschool and primary education Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University)