Научная статья на тему 'Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе на основе технологии развития критического мышления'

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе на основе технологии развития критического мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1579
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS (UEA) / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / INFORMATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / LITERARY READING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сундеева Людмила Александровна

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах способствует формированиюпознавательных универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сундеева Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AT LESSONS OF LITERARY READING AT ELEMENTARY SCHOOL ON THE BASIS OF TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING

Use of technology of development of critical thinking at lessons of literary reading in initial classes promotes formation of informative universal educational actions.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе на основе технологии развития критического мышления»

О.Н. Смирнова

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЕМОГО ...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахметжанова Г.В. Перспективы развития педагогической профессии в новой демографической ситуации /Педагогическое издание/ е - журнал «Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития» /Выпуск № 2. 2010.

2. Битянова, М.Р. «Работа психолога в начальной школе» / М.Р. Битянова, Ж.В. Азарова, Е.И.Афанасьева, Н.Л. Васильева. М.: «Совершенство», 1998.

3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. - М.: «ВАКО»,2004. 240 с.

4. Калинина Н.В. «Особенности диагностики развития личности учащихся в начальной школе»//Завуч начальной школы № 5. 2003 г. с.85 - 98.

5. Кулагина И.Ю., Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. М., 1991. 124 с.

6. Квасных Г.С., Саржанова А.Н. Методические аспекты использования межпредметного материала для развития речи младшего школьника // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 3. С. 108-111.

7. Самсонова Е.К. Формирование гражданской идентичности младших школьников в условиях реализации стандартов нового поколения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 4 (15). С. 171-173.

8. Цораева Ф.Н. Формирование нравственно-эстетической культуры младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 1. С. 315-318.

9. Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения»// Педагогический вестник. 1994г.№1.с.2-10.

DIAGNOSTICS OF PERSONAL STUDENT'S QUALITIES IN ELEMENTARY SCHOOL

© 2014

O.N. Smirnowa, master, elementary school teacher

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: This article include diagnostics of personal student's qualities in elementary school where teacher determinate cognitive development, development of cognitive activity, formedness of studying, self-support, skills of self-esteem and communicative skills. On the basis of the results characteristic is giving each student to line up the procedure of individual influence to students. The author noticed the levels of skills development to compare, summarize and classify. Diagnostics of personal student's qualities is conducted with the moment when student comes to school. This article reserved for teachers and university students.

Keywords: personality, personal qualities, diagnostic, activity.

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

© 2014

Л.А. Сундеева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Педагогика и методики преподавания»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах способствует формированиюпознавательных универсальных учебных действий.

Ключевые слова: универсальные учебные действия (УУД), познавательные универсальные учебные действия, технология развития критического мышления, литературное чтение.

Важнейшая задача современной системы образования — формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин [1, 2]. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД). Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, мета-предметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям начального общего образования, принято выделять четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный [3].

Формирование познавательных универсальных действий составляет важную задачу современного начального образования. Умение составлять устные и письменные высказывания относится к сфере познавательных и коммуникативных действий. Формирование у младшего школьника умения строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в том числе и создавать письменные тексты различных типов) способствует более успешному усвоению различных учебных предметов. Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные действия.

В начальной школе общеучебные действия могут быть представлены следующим образом: формулирование цели; поиск и анализ информации; моделирование; структурирование знания; составление устных и письменных высказываний; оценка своих действий; смысловое чтение; формулирование проблемы [5]. В начальной школе логические универсальные учебные действия могут быть представлены следующим образом: выделение признаков предмета, сравнение, классификация, рассуждение, гипотеза, доказательство [3].

Сформировать у учащихся данные учебные действия позволяет применение технологии развития критического мышления. Это универсальная, надпредметная технология, которая позволяет развивать критическое мышление школьников. В основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), разработанной американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом, лежит самостоятельная рабо-

Л.А. Сундеева

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ..

та учащихся с различными источниками информации (видеофильмы, учебные тексты, лекции и д.р.). Уроки, проводимые по технологии развития критического мышления, имеют чёткий технологический алгоритм, а также набор приёмов и методов ведения урока.

Предмет «Литературное чтение» один из фундаментальных предметов начальной школы [5, 6, 7]. Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии [8].

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках чтения: -чтение - суммирование в парах; - синквейны; - чтение с остановками; - приём «Верите ли вы, что...»; - мозговой штурм; - таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»; - работа с вопросниками; - написание творческих работ; - создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов; - логическая цепочка; - уголки; - кластер. Прием «Чтение - суммирование в парах» можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении главы «Крутим барабан времени» (литературное чтение 4 класс) класс делится на две группы и каждой даются разные произведения из этой главы: рассказы Л. Андреева «Петька на даче» и А. Чехова «Ванька», которые рассказывают о жизни их сверстников конца 19 начало 20 веков. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всемклассом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали об истории России, чем дополнило представление детей каждое из произведений. Приём «синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения. При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна. 1. Имя существительное, выраженное одним словом. 1. Сказка. 2. Описание темы именами прилагательными. 2. Волшебная, бытовая. 3. Описание действия. 3. Читать, пересказывать, учить. 4. Фраза, выражающая отношение автора к теме. 4. Сказка - ложь, да в ней намёк. 5. Слово - синоним. 5. Фантазия, выдумка. Интересный приём -

«чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными. Ещё один творческий приём - «Верите ли вы, что.». Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их. Другой прием - «Работа с вопросником» - применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литерату-рой.Следующий приём «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Прием «Уголки» - можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения. Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу. К приему «Создание викторины» обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование.

Иногда каждая группа выбирает лучшего - «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы. «Логическая цепочка». После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Еще один из приемов - это кластер («гроздь»), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты. Выделяем центр - это

Л.А. Сундеева

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ...

тема, от неё отходят лучи - крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.

Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы.

Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры. Советы по работе с «гроздьями»:Оцените текст, с которыми будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы? Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы. Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.

Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи. Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче. Применение данных приемов на уроках чтения позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия.

Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения

Таким образом, использование ТРКМ в процесс обучения младших школьников способствует повышению познавательной активности и интереса к литературному чтению, способствует более качественному усвоению знаний, формированию познавательных универсальных действий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воробьёва Т.Г. Проблема регулирования критериев оценки регулятивных учебных действий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 1. С. 91-92.

2. Шамсрахманова У.К. ТРИЗ-технологии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 1. С. 324-325.

3. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова - М. : Просвещение, 2008. — 151 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М - во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2011. - 33 с. -(Стандарты второго поколения).

5. Волкова А.А. Формирование универсальных учебных действий в деятельности литературного кружка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011.№ 4. С. 59-61.

6. Шамсрахманова У.К. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе средствами ТРИЗ-технологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011.№ 4. С. 310-312.

7. Троицкая Н.И. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 1. С. 289-292.

8. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо [Текст]: стадии и методические приемы / С. Заир-Бек // Директор школы. - 2005. - №4. - С. 66 - 72.

FORMATION OF INFORMATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AT LESSONS OF LITERARY READING AT ELEMENTARY SCHOOL ON THE BASIS OF TECHNOLOGY

OF DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING

© 2014

L.A. Sundeeva, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: use of technology of development of critical thinking at lessons of literary reading in initial classes promotes formation of informative universal educational actions.

Keywords: universal educational actions (UEA), informative universal educational actions, technology of development of critical thinking, literary reading.

УДК 378.147

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© 2014

Е.М. Третьякова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Городское строительство и хозяйство» И.Н. Одарич, аспирант

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Рассматриваются принципы построения системы качественной подготовки студентов технических направлений с применением возможностей персонального компьютера. Ключевые слова: качество обучения, интеграция, дивергенция.

Социально-экономическая обусловленность содержания профессионального образования предусматривает его совершенствование исходя из целостного, всестороннего учета динамики потребностей общественной практики.

В настоящее время, когда происходят глубокие преобразования, связанные с ускорением научно-технического прогресса, обновлением производственных струк-

тур, с возрастающей гибкостью функционирования экономики и общества в целом, появляются новые требования и к системе образования, заставляющие активно искать пути ее совершенствования.

Современные строители должны уметь решать не только стереотипные, но и диагностические, и эвристические задачи. То есть не только владеть определенным объемом знаний, чтобы механически выполнять работу,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.