Научная статья на тему 'Диагностика личностных качеств обучаемого в начальной школе'

Диагностика личностных качеств обучаемого в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2371
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PERSONAL QUALITIES / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTIC / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Ольга Николаевна

В данной статье рассмотрена диагностика личностных качеств обучаемого в начальной школе, с помощью которой учитель выявляет познавательное развитие, развитие познавательной активности, сформированность учебной деятельности, самостоятельности, навыков самооценивания и самоанализа, развитие коммуникативных умений. На основе результатов диагностики даётся характеристика каждому обучаемому, строится методика индивидуального воздействия на ребёнка. Автор отмечает уровни развития умений сравнивать, обобщать и классифицировать. Диагностика личностных качеств обучаемого проводится с момента его поступления в школу и до её окончания. Статья рекомендована для педагогов, студентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF PERSONAL STUDENT'S QUALITIES IN ELEMENTARY SCHOOL

This article include diagnostics of personal student's qualities in elementary school where teacher determinate cognitive development, development of cognitive activity, formedness of studying, self-support, skills of self-esteem and communicative skills. On the basis of the results characteristic is giving each student to line up the procedure of individual influence to students. The author noticed the levels of skills development to compare, summarize and classify. Diagnostics of personal student's qualities is conducted with the moment when student comes to school. This article reserved for teachers and university students.

Текст научной работы на тему «Диагностика личностных качеств обучаемого в начальной школе»

УДК 373.31

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЕМОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© 2014

О.Н. Смирнова, магистрант, учитель начальных классов МБУ СОШ № 13

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: В данной статье рассмотрена диагностика личностных качеств обучаемого в начальной школе, с помощью которой учитель выявляет познавательное развитие, развитие познавательной активности, сформирован-ность учебной деятельности, самостоятельности, навыков самооценивания и самоанализа, развитие коммуникативных умений. На основе результатов диагностики даётся характеристика каждому обучаемому, строится методика индивидуального воздействия на ребёнка. Автор отмечает уровни развития умений сравнивать, обобщать и классифицировать. Диагностика личностных качеств обучаемого проводится с момента его поступления в школу и до её окончания. Статья рекомендована для педагогов, студентов высших учебных заведений.

Ключевые слова: личность, личностные качества, диагностика, деятельность.

Личность младшего школьника отмечается системой свойств, которых не было у дошкольника. Эти свойства относятся к новообразованиям личности младшего школьника. Ими выступают произвольность, внутренний план действий и рефлексия. На их основе развивается теоретическое мышление, без которого дальнейшее обучение будет затрудненным.

Произвольность заключается в самоорганизации, поведения в соответствии с требованиями взрослых. Она обеспечивает постановку целей деятельности, поиск средств их достижения с преодолением препятствий на этом пути. Произвольность младшего школьника в наибольшей степени проявляется в сфере обучения.

Внутренний план действий позволяет планировать и продумывать заранее ход выполнения деятельности и подбирать все необходимое для этого; устно решать задачи; давать словесные отчеты о выполнении. Например, на уроках труда после сообщения темы учитель просит учеников разложить на парте необходимые материалы, потом дети прослушивают порядок последующей работы и только теперь начинают изготовления изделия. Такой порядок работы приучает детей продумывать заранее все условия выполнения деятельности.

Умение объяснить свои действия, аргументировать их, найти и исправить ошибки лежат в основе рефлексии -способности к объективному анализу собственного поведения в соответствии с требованиями деятельности

[5].

Основной целью деятельности современной начальной школы является обеспечение целостного развития личности ребёнка, формирование общих познавательных способностей и эрудиции, становление элементарной культуры деятельности, развитие готовности к самообразованию и коммуникативных умений [6, 7, 8].

Поэтому диагностика результативности образовательного процесса не может ограничиваться лишь отслеживанием становления предметных знаний и умений у младших школьников. Важную роль приобретает изучение процесса развития личности каждого ребёнка, ведь предметные знания нужны ребёнку не сами по себе, а как инструмент его адаптации к окружающему миру.

Эффективность взаимодействия педагогов на формирующуюся личность ребёнка зависит от соблюдения ряда требований. Учителям начальных классов необходимо:

- знать возрастные и психологические особенности ребёнка;

- воздействовать на младших школьников с перспективой расширения и углубления их нравственного опыта, знаний, умений, навыков в последующие годы обучения;

- составлять подробную объективную характеристику на каждого школьника, отражающую его индивидуальные особенности в учении и поведении;

- строить методику индивидуального воздействия на младшего школьника;

- постепенно усложнять требования к младшим школьникам;

- систематически знакомиться с педагогическими новинками.

Младший школьный возраст - это период с 6-7 до 10 лет. Ребенок меняется физиологически. Особенности развития в этом периоде - растут мышцы, ребенку хочется активности и подвижности. Особое внимание стоит уделить осанке - она формируется именно в возрасте 6-7 лет. Нужно помнить, что спокойно младший школьник может сидеть за столом от силы десять минут. Поэтому очень важно грамотно организовать его рабочее место, следить за правильным светом, чтобы беречь его зрение.

Особое внимание стоит уделить психолого-возрастным особенностям младших школьников. Внимание в этом возрасте недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Они не могут усидеть на месте, необходима частая смена вида деятельности. Основным способом получения информации по- прежнему остается игра - дети отлично запоминают то, что вызывает у них эмоции. Наглядность и яркие положительные эмоции позволяют младшим школьникам легко запоминать и усваивать материал. Но во всем нужна мера. Небольшие физкультминутки позволяют снять мышечное напряжение, расслабиться и переключиться с учебы на отдых, повысив тем самым мотивацию учения. Именно на данном этапе формируется отношение ребенка к учению - вера в свои силы, желание учиться и получать знания.

Младшие школьники очень активны, инициативны. Но не стоит забывать, что в этом возрасте они очень легко поддаются влиянию окружающей среды. Дети осознают себя личностью, сравнивают себя с другими, начинают выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Психологическая особенность младших школьников - податливость, доверчивость. Немаловажную роль для детей в этом возрасте играет авторитет. Взаимопонимание очень важно для младших школьников, ведь у них начинает формироваться его собственная позиция и самооценка. Главными показателями развития личности в младшем школьном возрасте являются:

- познавательное развитие: соответствующий возрастным возможностям уровень умственной деятельности, психических процессов(внимания, памяти, мышления, связной речи), т.е. умственного развития;

- развитие познавательной активности: мотивация учения, познавательные интересы, отношение к учебной деятельности, прилежание и старание, стремление и возможность использования в нестандартных ситуациях;

- сформированность учебной деятельности: умение добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, постановки гипотез и поиска существенных доказательств;

- сформированность самостоятельности, навыков самооценивания и самоанализа: самостоятельность в выборе средств для решения учебной задачи, умение осознавать своё незнание, находить причину ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с эталоном;

- развитие коммуникативных умений: навыков взаимодействия и сотрудничества, реализацию правил пове-

дения и общения в коллективе, нравственных норм [4].

Диагностика развития данных параметров - одна из эффективных форм такого контроля. Диагностика позволяет отслеживать не только результат развития ребёнка, но и процесс, видеть продвижение каждого ребёнка по сравнению с самим собой на всех этапах обучения, предвидеть трудности, определять их причины, выделять пути и способы профилактики и коррекции.

Диагностика развития личности младшего школьника должна проводиться систематически и включать в себя следующие этапы:

1. Предварительный этап (при поступлении ребёнка в школу), предполагающий выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей начинающих первоклассников, выбор способов работы в соответствии с этими особенностями и средств помощи каждому.

2. Промежуточные этапы (по итогам 1-го, 2-го, 3-го года обучения), проводимые с целью отслеживания динамики развития каждого ребёнка, коррекции образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.

3. Итоговый этап (во втором полугодии 4-го класса), обеспечивающий оценку деятельности учителя по развитию личности учащихся, прогноз успешности адаптации каждого из них в основной школе, выявление проблем и выбора способов помощи. Итоговый этап лучше проводить в третьей четверти 4-го класса, чтобы осталось время для необходимой коррекции.

Результаты первого этапа диагностики развития личности младшего школьника заносятся в лист индивидуальных достижений.

Для отслеживания личностного развития детей необходимо отвести специальную страницу в тетради учителя, где записаны результаты диагностики формирования ЗУН (таблица №1).

Таблица №1. Результаты диагностики формирования ЗУН.

ФИО Познава- Поз навате л ьная Учебная Самостоятельность Коммуни-

ученика тельное активность деятельность и кативные

развитее (мотивация) самоанализ умения

Данные параметры фиксируются на каждом этапе обследования и сопоставляются между собой. При этом важно, как идёт развитие каждого ученика, поэтому ученик сравнивается сам с собой, начиная с начального уровня, с первого предварительного этапа. Далее учитель отслеживает, как меняются уровни по каждому параметру на промежуточных этапах, от года к году.

Промежуточные этапы диагностики проводятся в конце каждого учебного года (1-го, 2-го и 3-го классов).

Принципиально важно, что обследуются те же параметры, что и на предварительном этапе.

Остановимся подробнее на диагностике первоклассников.

Для изучения их умственного развития мы используем специальные тестовые задания. Примером теста может служить тест, разработанный Замбацавичене Э.Ф. [2].

Методика состоит из 4-х субтестов, предназначена для детей 7-9 лет, включает в себя вербальные задания, подобранные с учётом программного материала начальных классов.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых анализировать и дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных, анализировать по результатам выполнения задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.

Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методики, позволяет судить о владении операциями обоще-ния и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов и явлений, т.е. к классификации. 120

Третий субтест - задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь сравнивать и устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Четвёртый субтест направлен на выявление умения обобщать (ребёнок должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящее в каждое задание субтеста).

Этот тест построен не на специфическом учебном материале, что позволяет исключить измерение натренированности ребёнка, а даёт возможность оценивать его продвижение в усвоении умственных операций.

Учитель отмечает уровень развития умений сравнивать, обобщать и классифицировать у каждого ученика:

- высокий, если ученик владеет указанными ЗУН по всем учебным предметам, применяет их самостоятельно;

- средний, если ученик выполняет задания на сравнение, обобщение и классификацию по ряду учебных предметов, иногда допуская ошибки, но исправляя их при незначительной помощи взрослого;

- низкий, если ученик испытывает затруднения при выполнении указанных заданий и справляется с ними при наводящих вопросах и подсказках взрослого.

Результаты диагностики предполагают предполагается коррекцию образовательного процесса в случае, если ученики из года в год не улучшают показатели умственного развития и, особенно, если кто-то из детей снижает свой уровневый показатель.

Каждый ребёнок индивидуален. Однако это не означает, что его неповторимость - чисто биологическое врождённое свойство. Личность человека формируется под воздействием условий жизни и воспитания. На отдельную личность влияют те взаимодействия и отношения, которые влияют и на других людей и, стало быть, способствуют формированию каких-то общих типичных черт.

В человеке генетически заложена возможность развития индивидуальности, реализующейся в конкретной социальной среде. Социальная жизнь может ограничить, разложить, оставить его безликим существом. Вместе с тем в благоприятных условиях индивид способен проявиться как сильный характер, как интеллектуально-нравственная личность, способная к свободе выбора, ответственности, волевой целеустремленности в разрешении поставленных задач [1].

Диагностические исследования, которые проводит учитель младших школьников, необходимы ему для того, чтобы организовать целенаправленную и эффективную работу с учащимися класса. Индивидуальная работа осуществляется с учётом особенностей развития самого ребёнка, специфики его семейного воспитания, уровня воспитанности. В работе с учащимися педагог должен руководствоваться следующими принципами:

- принцип контактности - установление и развитие деловых и межличностных контактов в системе «учитель - ученик - класс»;

- принцип принятия - уважение самооценки личности ученика;

- принцип деятельности - вовлечении учащихся во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;

- принцип последовательности - усложнения и повышение требований к учащимся по мере продвижения;

- принцип стимулирования - создание психологических условий для саморазвития и самовоспитания учащихся [3].

Таким образом, диагностика личностных качеств обучаемого должна проводиться в процессе учебно-воспитательной деятельности с момента поступления ребёнка в школу до её окончания. От содержания и организации этой деятельности, от применяемых форм и методов индивидуального подхода к ребёнку, от активности самого ребёнка во многом зависит развитие его личности в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахметжанова Г.В. Перспективы развития педагогической профессии в новой демографической ситуации /Педагогическое издание/ е - журнал «Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития» /Выпуск № 2. 2010.

2. Битянова, М.Р. «Работа психолога в начальной школе» / М.Р. Битянова, Ж.В. Азарова, Е.И.Афанасьева, Н.Л. Васильева. М.: «Совершенство», 1998.

3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. - М.: «ВАКО»,2004. 240 с.

4. Калинина Н.В. «Особенности диагностики развития личности учащихся в начальной школе»//Завуч начальной школы № 5. 2003 г. с.85 - 98.

5. Кулагина И.Ю., Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. М., 1991. 124 с.

6. Квасных Г.С., Саржанова А.Н. Методические аспекты использования межпредметного материала для развития речи младшего школьника // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 3. С. 108-111.

7. Самсонова Е.К. Формирование гражданской идентичности младших школьников в условиях реализации стандартов нового поколения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 4 (15). С. 171-173.

8. Цораева Ф.Н. Формирование нравственно-эстетической культуры младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 1. С. 315-318.

9. Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения»// Педагогический вестник. 1994г.№1.с.2-10.

DIAGNOSTICS OF PERSONAL STUDENT'S QUALITIES IN ELEMENTARY SCHOOL

© 2014

O.N. Smirnowa, master, elementary school teacher

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: This article include diagnostics of personal student's qualities in elementary school where teacher determinate cognitive development, development of cognitive activity, formedness of studying, self-support, skills of self-esteem and communicative skills. On the basis of the results characteristic is giving each student to line up the procedure of individual influence to students. The author noticed the levels of skills development to compare, summarize and classify. Diagnostics of personal student's qualities is conducted with the moment when student comes to school. This article reserved for teachers and university students.

Keywords: personality, personal qualities, diagnostic, activity.

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

© 2014

Л.А. Сундеева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Педагогика и методики преподавания»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах способствует формированиюпознавательных универсальных учебных действий.

Ключевые слова: универсальные учебные действия (УУД), познавательные универсальные учебные действия, технология развития критического мышления, литературное чтение.

Важнейшая задача современной системы образования — формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин [1, 2]. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД). Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, мета-предметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям начального общего образования, принято выделять четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный [3].

Формирование познавательных универсальных действий составляет важную задачу современного начального образования. Умение составлять устные и письменные высказывания относится к сфере познавательных и коммуникативных действий. Формирование у младшего школьника умения строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в том числе и создавать письменные тексты различных типов) способствует более успешному усвоению различных учебных предметов. Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные действия.

В начальной школе общеучебные действия могут быть представлены следующим образом: формулирование цели; поиск и анализ информации; моделирование; структурирование знания; составление устных и письменных высказываний; оценка своих действий; смысловое чтение; формулирование проблемы [5]. В начальной школе логические универсальные учебные действия могут быть представлены следующим образом: выделение признаков предмета, сравнение, классификация, рассуждение, гипотеза, доказательство [3].

Сформировать у учащихся данные учебные действия позволяет применение технологии развития критического мышления. Это универсальная, надпредметная технология, которая позволяет развивать критическое мышление школьников. В основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), разработанной американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом, лежит самостоятельная рабо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.