Научная статья на тему 'Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий'

Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / QUALITY OF TRAINING / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ДИВЕРГЕНЦИЯ / DIVERGENTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова Елена Михайловна, Одарич Ирина Николаевна

Рассматриваются принципы построения системы качественной подготовки студентов технических направлений с применением возможностей персонального компьютера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьякова Елена Михайловна, Одарич Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF INFORMATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE VOCATIONAL EDUCATION WITH APPLICATION OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES

The principles of creation of system of high-quality training of students of the technical directions with application of opportunities of the personal computer are considered.

Текст научной работы на тему «Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий»

Л.А. Сундеева

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ...

тема, от неё отходят лучи - крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.

Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы.

Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры. Советы по работе с «гроздьями»:Оцените текст, с которыми будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы? Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы. Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.

Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи. Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче. Применение данных приемов на уроках чтения позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия.

Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения

Таким образом, использование ТРКМ в процесс обучения младших школьников способствует повышению познавательной активности и интереса к литературному чтению, способствует более качественному усвоению знаний, формированию познавательных универсальных действий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воробьёва Т.Г. Проблема регулирования критериев оценки регулятивных учебных действий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 1. С. 91-92.

2. Шамсрахманова У.К. ТРИЗ-технологии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 1. С. 324-325.

3. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова - М. : Просвещение, 2008. — 151 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М - во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2011. - 33 с. -(Стандарты второго поколения).

5. Волкова А.А. Формирование универсальных учебных действий в деятельности литературного кружка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011.№ 4. С. 59-61.

6. Шамсрахманова У.К. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе средствами ТРИЗ-технологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011.№ 4. С. 310-312.

7. Троицкая Н.И. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 1. С. 289-292.

8. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо [Текст]: стадии и методические приемы / С. Заир-Бек // Директор школы. - 2005. - №4. - С. 66 - 72.

FORMATION OF INFORMATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AT LESSONS OF LITERARY READING AT ELEMENTARY SCHOOL ON THE BASIS OF TECHNOLOGY

OF DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING

© 2014

L.A. Sundeeva, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: use of technology of development of critical thinking at lessons of literary reading in initial classes promotes formation of informative universal educational actions.

Keywords: universal educational actions (UEA), informative universal educational actions, technology of development of critical thinking, literary reading.

УДК 378.147

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© 2014

Е.М. Третьякова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Городское строительство и хозяйство» И.Н. Одарич, аспирант

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Рассматриваются принципы построения системы качественной подготовки студентов технических направлений с применением возможностей персонального компьютера. Ключевые слова: качество обучения, интеграция, дивергенция.

Социально-экономическая обусловленность содержания профессионального образования предусматривает его совершенствование исходя из целостного, всестороннего учета динамики потребностей общественной практики.

В настоящее время, когда происходят глубокие преобразования, связанные с ускорением научно-технического прогресса, обновлением производственных струк-

тур, с возрастающей гибкостью функционирования экономики и общества в целом, появляются новые требования и к системе образования, заставляющие активно искать пути ее совершенствования.

Современные строители должны уметь решать не только стереотипные, но и диагностические, и эвристические задачи. То есть не только владеть определенным объемом знаний, чтобы механически выполнять работу,

но и мыслить творчески, конструировать новые объекты, не имеющие аналогов.

Задачами педагога являются как передача знаний обучаемым по предмету, так и воспитание будущего специалиста, развитие его интеллектуальной самостоятельности, творческой активности [1].

Таким образом, в настоящее время важна ориентация не только на качество знаний, но и на качество личности, образованность [2-5].

Решение стоящих задач возможно с помощью четкого формулирования целей обучения и планирования гарантированных результатов.

В соответствии с требованиями подготовки специалистов высшего звена в Тольяттинском государственном университете студенты направления подготовки «Строительство» могут повысить свой профессиональный уровень, овладев приемами строительного черчения на персональном компьютере. Занятия по дисциплине «Компьютерные графические методы проектирования», проходящие в форме практикума, положительно влияют на качество обучения:

- разработка индивидуальных заданий исключает возможность «списывания» студентами чужих вариантов;

- программа позволяет организовать самоконтроль хода выполнения задания студентами;

- упрощается проверка выполнения заданий преподавателем.

Кроме того, повышению качества способствует тестовый контроль знаний [6-13]. По результатам вводных, текущих и итоговых тестов выстраиваются графики и осуществляется анализ успеваемости каждого студента и групп студентов. Итоги сопоставляются с прогнозом.

Наряду с успеваемостью важным показателем качества обучения является уровень комфортности обучаемого в учебном заведении. Задания, требующие проявления творческого начала, возможность быстрого создания нескольких вариантов проектов, их сравнения и выбора лучшего - все это вызывает несомненный интерес к изучению предмета.

В процессе выполнения учебной программы по предмету реализован принцип полноценности получаемых знаний, то есть понимание того, что знания нельзя считать полноценными, если они не усвоены в их отношениях с другими знаниями.

Еще одним важным моментом повышения качества образования является применение системно-интегрированных подходов [14-18]. К ним относятся интеграция и дивергенция. Цель интеграции - разработка дидактической системы, главным принципом которой является целостность учебной информации. Для этого нужно определить структуру системы, роль всех элементов системы, их функции. Дивергенция - это постепенное расширение области применения формируемых знаний и умений по мере обучения [19].

Из сказанного следует, что изучение дисциплины целесообразно лишь в контексте с другими дисциплинами специальности. Поэтому заданием по предмету становятся курсовые проекты по дисциплинам направления подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. Изд. 3-е. М. : Школа-пресс, 2000. - 512 с.

2. Марцева Л.А. Компетентность как качество личности специалиста и условие обновления современного профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 2 (13). С. 198-200.

3. Бекоева М.И., Сикоева М.Т. Особенности формирования практической готовности будущего учителя в условиях многоуровневого обучения // Вестник СевероОсетинского государственного университета имени 124

Коста Левановича Хетагурова. 2012. № 1. С. 111-116.

4. Третьякова Е.М. Развитие творческого потенциала студентов - будущих бакалавров по направлению «строительство» - при обучении курсу архитектуры // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 1. С. 287-289.

5. Платонова Р.И. Теоретические и прикладные основы самостоятельной работы как механизма развития конкурентоспособной личности // Наука и образование. 2008. № 4. С. 108-113.

6. Саутова Т.А. Современный учитель: личность и профессиональная деятельность // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 3 (14). С. 244-246.

7. Горбунова О.В. Социальная зрелость и черты характера личности // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 54-57.

8. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в контексте основных противоречий глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 13-16.

9. Денисова О.П. Подготовка студентов к контролю остаточных знаний на основе обобщающего повторения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.

2012.№ 4 (11). С. 86-88.

10. Коломийцев Ю.Н. Педагогические тесты как инструмент измерения оценки знаний студентов и качества обучения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 76-80.

11. Наумова О.Н. Система количественной оценки качества подготовки выпускника в системе менеджмента качества вуза // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2010. № 10. С. 121-126.

12. Сыротюк С.Д., Ярыгина Н.А. Модель управления трансформацией знаний персонала организации на основе оптимизации потерь качества рабочего времени // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки.

2013. № 2 (20). С. 225-235.

13. Кертанова В.В., Кондаурова И.К. Построение и реализация технологии развития математических способностей и познавательной самостоятельности студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2006. Т. 4. № 1. С. 269-273.

14. Дудиева З.К. Проблема моделирования сложных образовательных систем на основе междисциплинарной интеграции // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 2. С. 109-111.

15. Бахарев Н.П., Гордеев А.В. Инженерное образование: инверсная фундаментализация и техническое творчество // Школа университетской науки: парадигма развития. 2011. Т. 1. № 2-3. С. 49-54.

16. Иванов О.И., Палфёрова С.Ш. Тенденции фун-даментализации образования в эпоху информационных технологий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2004. Т. 9. № 6. С. 7-12.

17. Платонова Р.И., Колодезникова М.Г., Парфенова М.И. Взаимодействие как научно-педагогическая категория // Наука и образование. 2013. № 4 (72). С. 95-100.

18. Бахарев Н.П., Гордеев А.В. Интеграция учебных планов при непрерывном образовании // Интеграция образования. 2000. № 1. С. 27-28.

19. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

INCREASE OF INFORMATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE VOCATIONAL EDUCATION WITH APPLICATION OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES

© 2014

E.M. Tretyakova, candidate of pedagogical science, docent of «Chair Town building and economy»

I.N. Odarych, postgraduate

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: The principles of creation of system of high-quality training of students of the technical directions with application of opportunities of the personal computer are considered.

Keywords: quality of training, integration, divergention.

УДК 376.54

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)

© 2014

А.Г. Файзуллина, аспирант кафедры «Теоретическая и инклюзивная педагогика»

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: Социальная нестабильность, кризис отношений в семье, экономические и экологические проблемы вызывают увеличение числа детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, для которых обучение в условиях жестких требований школьного образования становится трудной, порой практически невыполнимой задачей.

Ключевые слова: гиперактивность, дефицит внимания, синдром, расстройство, особенности обучения, индивидуальные особенности, готовность к школе, минимальная мозговая дисфункция, восприятие, нарушение.

Воспитание и обучение детей с индивидуальными особенностями развития - одна из актуальных проблем в современном обществе. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в современных образовательных условиях обучаются в общеобразовательной школе. Однако у таких детей есть специфические особенности развития психики и поведения, которые необходимо изучить, понять и работать над данной проблемой. Без специально организованной психологической и педагогической помощи ребенок с СДВГ может столкнуться с низким уровнем готовности к обучению в школе, с проблемой усвоения учебного материала и с отчуждением со стороны своих сверстников. В современных научных исследованиях данная проблема малоизученна.

Перед тем, как приступить к обучению детей с СДВГ, нам необходимо рассмотреть понятие «дети с синдром дефицита внимания и гиперактивности» и определить его признаки.

В XIX веке термин синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) называли гиперкинетическим расстройством и дефицитом внимания (ГРДВ). Американская Психиатрическая Ассоциация называла данным термином детей, у которых наблюдались постоянные и несоответствующие их возрасту симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности. По их словам, ребенок с ГРДВ может погружаться в состояние фрустрации (ситуация несоответствия желаний имеющимся возможностям) или испытывать чувство безнадежности [1].

В 1902 году английский врач Джорж Стилл впервые описал симптомы гиперактивности. Он полагал, что появление симптомов вызвано слабым «тормозящим воле-устремлением» и «недостаточным моральным контролем» [1].

Изучением двигательных расстройств у детей с органическими поражениями головного мозга занимался и французский ученый Эрнест Пьер Дюпре. В 1909-1910 годах он предложил термин «моторная дебильность, а позже советский ученый М.О. Гуревич стал использовать термин «фронтальная недостаточность» [2].

После эпидемии энцефалита (мозговой инфекции) в 1917-1918 годах, вследствие которой у многих выживших детей появились различные проблемы (раздражительность, ослабленный контроль моторики и гиперактивности), в США появился другой взгляд на СДВГ. Детей, перенесших мозговые инфекции, родовые травмы, отравление токсинами, называли «детьми с синдро-

мом повреждения мозга». Данный термин связывали с задержкой умственного развития. В 1940-1950 годах начали использовать термин «минимальное повреждение мозга» и «минимальная мозговая дисфункция» (ММД) [1].

В конце 1950 года СДВГ считали гипекинезом, сопровождающимся недостаточной фильтрацией стимулов, поступающих в мозг (Laufer, Denhoff&Solomon, 1957). Это привело к использованию в диагностике термина синдром гиперактивного ребенка, при котором чрезмерная двигательная активность рассматривалась как главный признак СДВГ [1].

В 1970 году Вирджиния Дуглас доказала, что, помимо гиперактивности, основными симптомами СДВГ являются недостаток (дефицит) внимания и слабый контроль импульсивности [1].

В восьмидесятых годах Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация -DSM-IV (The Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), согласно которой минимальную мозговую дисфункцию предложили рассматривать как синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Целью данной статьи является исследование особенностей обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). На этой основе сформулированы следующие задачи исследования:

- определить понятия СДВГ и его признаки;

- выявить психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

- выявить готовность детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности к обучению в школе.

С психологической точки зрения, синдром дефицита внимания и гиперактивности - минимальная мозговая дисфункция (ММД) [3], которая может привести к избыточной активности, дефициту внимания, импульсивности в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, нарушению поведения, слабой успеваемости в школе, проблемам во взаимоотношениях с окружающими, заниженной самооценке.

Следует подчеркнуть, что очень часто гиперактивность путают с активностью. Гиперактивность - это не черта характера ребенка, а следствие тяжелых последствий появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте.

По данным большинства зарубежных эпидемиологических исследований, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0% до 9,5% [1]. По данным Н.Н. Заваденко, частота проявлений дан-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.