Л.А. Сундеева
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ...
тема, от неё отходят лучи - крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.
Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы.
Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры. Советы по работе с «гроздьями»:Оцените текст, с которыми будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы? Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы. Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи. Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче. Применение данных приемов на уроках чтения позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия.
Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения
Таким образом, использование ТРКМ в процесс обучения младших школьников способствует повышению познавательной активности и интереса к литературному чтению, способствует более качественному усвоению знаний, формированию познавательных универсальных действий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воробьёва Т.Г. Проблема регулирования критериев оценки регулятивных учебных действий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 1. С. 91-92.
2. Шамсрахманова У.К. ТРИЗ-технологии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 1. С. 324-325.
3. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова - М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М - во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2011. - 33 с. -(Стандарты второго поколения).
5. Волкова А.А. Формирование универсальных учебных действий в деятельности литературного кружка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011.№ 4. С. 59-61.
6. Шамсрахманова У.К. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе средствами ТРИЗ-технологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011.№ 4. С. 310-312.
7. Троицкая Н.И. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 1. С. 289-292.
8. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо [Текст]: стадии и методические приемы / С. Заир-Бек // Директор школы. - 2005. - №4. - С. 66 - 72.
FORMATION OF INFORMATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AT LESSONS OF LITERARY READING AT ELEMENTARY SCHOOL ON THE BASIS OF TECHNOLOGY
OF DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING
© 2014
L.A. Sundeeva, candidate of pedagogical sciences, associate professor
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: use of technology of development of critical thinking at lessons of literary reading in initial classes promotes formation of informative universal educational actions.
Keywords: universal educational actions (UEA), informative universal educational actions, technology of development of critical thinking, literary reading.
УДК 378.147
ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© 2014
Е.М. Третьякова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Городское строительство и хозяйство» И.Н. Одарич, аспирант
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: Рассматриваются принципы построения системы качественной подготовки студентов технических направлений с применением возможностей персонального компьютера. Ключевые слова: качество обучения, интеграция, дивергенция.
Социально-экономическая обусловленность содержания профессионального образования предусматривает его совершенствование исходя из целостного, всестороннего учета динамики потребностей общественной практики.
В настоящее время, когда происходят глубокие преобразования, связанные с ускорением научно-технического прогресса, обновлением производственных струк-
тур, с возрастающей гибкостью функционирования экономики и общества в целом, появляются новые требования и к системе образования, заставляющие активно искать пути ее совершенствования.
Современные строители должны уметь решать не только стереотипные, но и диагностические, и эвристические задачи. То есть не только владеть определенным объемом знаний, чтобы механически выполнять работу,
но и мыслить творчески, конструировать новые объекты, не имеющие аналогов.
Задачами педагога являются как передача знаний обучаемым по предмету, так и воспитание будущего специалиста, развитие его интеллектуальной самостоятельности, творческой активности [1].
Таким образом, в настоящее время важна ориентация не только на качество знаний, но и на качество личности, образованность [2-5].
Решение стоящих задач возможно с помощью четкого формулирования целей обучения и планирования гарантированных результатов.
В соответствии с требованиями подготовки специалистов высшего звена в Тольяттинском государственном университете студенты направления подготовки «Строительство» могут повысить свой профессиональный уровень, овладев приемами строительного черчения на персональном компьютере. Занятия по дисциплине «Компьютерные графические методы проектирования», проходящие в форме практикума, положительно влияют на качество обучения:
- разработка индивидуальных заданий исключает возможность «списывания» студентами чужих вариантов;
- программа позволяет организовать самоконтроль хода выполнения задания студентами;
- упрощается проверка выполнения заданий преподавателем.
Кроме того, повышению качества способствует тестовый контроль знаний [6-13]. По результатам вводных, текущих и итоговых тестов выстраиваются графики и осуществляется анализ успеваемости каждого студента и групп студентов. Итоги сопоставляются с прогнозом.
Наряду с успеваемостью важным показателем качества обучения является уровень комфортности обучаемого в учебном заведении. Задания, требующие проявления творческого начала, возможность быстрого создания нескольких вариантов проектов, их сравнения и выбора лучшего - все это вызывает несомненный интерес к изучению предмета.
В процессе выполнения учебной программы по предмету реализован принцип полноценности получаемых знаний, то есть понимание того, что знания нельзя считать полноценными, если они не усвоены в их отношениях с другими знаниями.
Еще одним важным моментом повышения качества образования является применение системно-интегрированных подходов [14-18]. К ним относятся интеграция и дивергенция. Цель интеграции - разработка дидактической системы, главным принципом которой является целостность учебной информации. Для этого нужно определить структуру системы, роль всех элементов системы, их функции. Дивергенция - это постепенное расширение области применения формируемых знаний и умений по мере обучения [19].
Из сказанного следует, что изучение дисциплины целесообразно лишь в контексте с другими дисциплинами специальности. Поэтому заданием по предмету становятся курсовые проекты по дисциплинам направления подготовки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. Изд. 3-е. М. : Школа-пресс, 2000. - 512 с.
2. Марцева Л.А. Компетентность как качество личности специалиста и условие обновления современного профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 2 (13). С. 198-200.
3. Бекоева М.И., Сикоева М.Т. Особенности формирования практической готовности будущего учителя в условиях многоуровневого обучения // Вестник СевероОсетинского государственного университета имени 124
Коста Левановича Хетагурова. 2012. № 1. С. 111-116.
4. Третьякова Е.М. Развитие творческого потенциала студентов - будущих бакалавров по направлению «строительство» - при обучении курсу архитектуры // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 1. С. 287-289.
5. Платонова Р.И. Теоретические и прикладные основы самостоятельной работы как механизма развития конкурентоспособной личности // Наука и образование. 2008. № 4. С. 108-113.
6. Саутова Т.А. Современный учитель: личность и профессиональная деятельность // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 3 (14). С. 244-246.
7. Горбунова О.В. Социальная зрелость и черты характера личности // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 54-57.
8. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в контексте основных противоречий глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 13-16.
9. Денисова О.П. Подготовка студентов к контролю остаточных знаний на основе обобщающего повторения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.
2012.№ 4 (11). С. 86-88.
10. Коломийцев Ю.Н. Педагогические тесты как инструмент измерения оценки знаний студентов и качества обучения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 76-80.
11. Наумова О.Н. Система количественной оценки качества подготовки выпускника в системе менеджмента качества вуза // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2010. № 10. С. 121-126.
12. Сыротюк С.Д., Ярыгина Н.А. Модель управления трансформацией знаний персонала организации на основе оптимизации потерь качества рабочего времени // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки.
2013. № 2 (20). С. 225-235.
13. Кертанова В.В., Кондаурова И.К. Построение и реализация технологии развития математических способностей и познавательной самостоятельности студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2006. Т. 4. № 1. С. 269-273.
14. Дудиева З.К. Проблема моделирования сложных образовательных систем на основе междисциплинарной интеграции // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 2. С. 109-111.
15. Бахарев Н.П., Гордеев А.В. Инженерное образование: инверсная фундаментализация и техническое творчество // Школа университетской науки: парадигма развития. 2011. Т. 1. № 2-3. С. 49-54.
16. Иванов О.И., Палфёрова С.Ш. Тенденции фун-даментализации образования в эпоху информационных технологий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2004. Т. 9. № 6. С. 7-12.
17. Платонова Р.И., Колодезникова М.Г., Парфенова М.И. Взаимодействие как научно-педагогическая категория // Наука и образование. 2013. № 4 (72). С. 95-100.
18. Бахарев Н.П., Гордеев А.В. Интеграция учебных планов при непрерывном образовании // Интеграция образования. 2000. № 1. С. 27-28.
19. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
INCREASE OF INFORMATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE VOCATIONAL EDUCATION WITH APPLICATION OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES
© 2014
E.M. Tretyakova, candidate of pedagogical science, docent of «Chair Town building and economy»
I.N. Odarych, postgraduate
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: The principles of creation of system of high-quality training of students of the technical directions with application of opportunities of the personal computer are considered.
Keywords: quality of training, integration, divergention.
УДК 376.54
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)
© 2014
А.Г. Файзуллина, аспирант кафедры «Теоретическая и инклюзивная педагогика»
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: Социальная нестабильность, кризис отношений в семье, экономические и экологические проблемы вызывают увеличение числа детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, для которых обучение в условиях жестких требований школьного образования становится трудной, порой практически невыполнимой задачей.
Ключевые слова: гиперактивность, дефицит внимания, синдром, расстройство, особенности обучения, индивидуальные особенности, готовность к школе, минимальная мозговая дисфункция, восприятие, нарушение.
Воспитание и обучение детей с индивидуальными особенностями развития - одна из актуальных проблем в современном обществе. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в современных образовательных условиях обучаются в общеобразовательной школе. Однако у таких детей есть специфические особенности развития психики и поведения, которые необходимо изучить, понять и работать над данной проблемой. Без специально организованной психологической и педагогической помощи ребенок с СДВГ может столкнуться с низким уровнем готовности к обучению в школе, с проблемой усвоения учебного материала и с отчуждением со стороны своих сверстников. В современных научных исследованиях данная проблема малоизученна.
Перед тем, как приступить к обучению детей с СДВГ, нам необходимо рассмотреть понятие «дети с синдром дефицита внимания и гиперактивности» и определить его признаки.
В XIX веке термин синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) называли гиперкинетическим расстройством и дефицитом внимания (ГРДВ). Американская Психиатрическая Ассоциация называла данным термином детей, у которых наблюдались постоянные и несоответствующие их возрасту симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности. По их словам, ребенок с ГРДВ может погружаться в состояние фрустрации (ситуация несоответствия желаний имеющимся возможностям) или испытывать чувство безнадежности [1].
В 1902 году английский врач Джорж Стилл впервые описал симптомы гиперактивности. Он полагал, что появление симптомов вызвано слабым «тормозящим воле-устремлением» и «недостаточным моральным контролем» [1].
Изучением двигательных расстройств у детей с органическими поражениями головного мозга занимался и французский ученый Эрнест Пьер Дюпре. В 1909-1910 годах он предложил термин «моторная дебильность, а позже советский ученый М.О. Гуревич стал использовать термин «фронтальная недостаточность» [2].
После эпидемии энцефалита (мозговой инфекции) в 1917-1918 годах, вследствие которой у многих выживших детей появились различные проблемы (раздражительность, ослабленный контроль моторики и гиперактивности), в США появился другой взгляд на СДВГ. Детей, перенесших мозговые инфекции, родовые травмы, отравление токсинами, называли «детьми с синдро-
мом повреждения мозга». Данный термин связывали с задержкой умственного развития. В 1940-1950 годах начали использовать термин «минимальное повреждение мозга» и «минимальная мозговая дисфункция» (ММД) [1].
В конце 1950 года СДВГ считали гипекинезом, сопровождающимся недостаточной фильтрацией стимулов, поступающих в мозг (Laufer, Denhoff&Solomon, 1957). Это привело к использованию в диагностике термина синдром гиперактивного ребенка, при котором чрезмерная двигательная активность рассматривалась как главный признак СДВГ [1].
В 1970 году Вирджиния Дуглас доказала, что, помимо гиперактивности, основными симптомами СДВГ являются недостаток (дефицит) внимания и слабый контроль импульсивности [1].
В восьмидесятых годах Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация -DSM-IV (The Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), согласно которой минимальную мозговую дисфункцию предложили рассматривать как синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Целью данной статьи является исследование особенностей обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). На этой основе сформулированы следующие задачи исследования:
- определить понятия СДВГ и его признаки;
- выявить психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
- выявить готовность детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности к обучению в школе.
С психологической точки зрения, синдром дефицита внимания и гиперактивности - минимальная мозговая дисфункция (ММД) [3], которая может привести к избыточной активности, дефициту внимания, импульсивности в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, нарушению поведения, слабой успеваемости в школе, проблемам во взаимоотношениях с окружающими, заниженной самооценке.
Следует подчеркнуть, что очень часто гиперактивность путают с активностью. Гиперактивность - это не черта характера ребенка, а следствие тяжелых последствий появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте.
По данным большинства зарубежных эпидемиологических исследований, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0% до 9,5% [1]. По данным Н.Н. Заваденко, частота проявлений дан-