INCREASE OF INFORMATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE VOCATIONAL EDUCATION WITH APPLICATION OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES
© 2014
E.M. Tretyakova, candidate of pedagogical science, docent of «Chair Town building and economy»
I.N. Odarych, postgraduate
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: The principles of creation of system of high-quality training of students of the technical directions with application of opportunities of the personal computer are considered.
Keywords: quality of training, integration, divergention.
УДК 376.54
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)
© 2014
А.Г. Файзуллина, аспирант кафедры «Теоретическая и инклюзивная педагогика»
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: Социальная нестабильность, кризис отношений в семье, экономические и экологические проблемы вызывают увеличение числа детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, для которых обучение в условиях жестких требований школьного образования становится трудной, порой практически невыполнимой задачей.
Ключевые слова: гиперактивность, дефицит внимания, синдром, расстройство, особенности обучения, индивидуальные особенности, готовность к школе, минимальная мозговая дисфункция, восприятие, нарушение.
Воспитание и обучение детей с индивидуальными особенностями развития - одна из актуальных проблем в современном обществе. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в современных образовательных условиях обучаются в общеобразовательной школе. Однако у таких детей есть специфические особенности развития психики и поведения, которые необходимо изучить, понять и работать над данной проблемой. Без специально организованной психологической и педагогической помощи ребенок с СДВГ может столкнуться с низким уровнем готовности к обучению в школе, с проблемой усвоения учебного материала и с отчуждением со стороны своих сверстников. В современных научных исследованиях данная проблема малоизученна.
Перед тем, как приступить к обучению детей с СДВГ, нам необходимо рассмотреть понятие «дети с синдром дефицита внимания и гиперактивности» и определить его признаки.
В XIX веке термин синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) называли гиперкинетическим расстройством и дефицитом внимания (ГРДВ). Американская Психиатрическая Ассоциация называла данным термином детей, у которых наблюдались постоянные и несоответствующие их возрасту симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности. По их словам, ребенок с ГРДВ может погружаться в состояние фрустрации (ситуация несоответствия желаний имеющимся возможностям) или испытывать чувство безнадежности [1].
В 1902 году английский врач Джорж Стилл впервые описал симптомы гиперактивности. Он полагал, что появление симптомов вызвано слабым «тормозящим воле-устремлением» и «недостаточным моральным контролем» [1].
Изучением двигательных расстройств у детей с органическими поражениями головного мозга занимался и французский ученый Эрнест Пьер Дюпре. В 1909-1910 годах он предложил термин «моторная дебильность, а позже советский ученый М.О. Гуревич стал использовать термин «фронтальная недостаточность» [2].
После эпидемии энцефалита (мозговой инфекции) в 1917-1918 годах, вследствие которой у многих выживших детей появились различные проблемы (раздражительность, ослабленный контроль моторики и гиперактивности), в США появился другой взгляд на СДВГ. Детей, перенесших мозговые инфекции, родовые травмы, отравление токсинами, называли «детьми с синдро-
мом повреждения мозга». Данный термин связывали с задержкой умственного развития. В 1940-1950 годах начали использовать термин «минимальное повреждение мозга» и «минимальная мозговая дисфункция» (ММД) [1].
В конце 1950 года СДВГ считали гипекинезом, сопровождающимся недостаточной фильтрацией стимулов, поступающих в мозг (Laufer, Denhoff&Solomon, 1957). Это привело к использованию в диагностике термина синдром гиперактивного ребенка, при котором чрезмерная двигательная активность рассматривалась как главный признак СДВГ [1].
В 1970 году Вирджиния Дуглас доказала, что, помимо гиперактивности, основными симптомами СДВГ являются недостаток (дефицит) внимания и слабый контроль импульсивности [1].
В восьмидесятых годах Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация -DSM-IV (The Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), согласно которой минимальную мозговую дисфункцию предложили рассматривать как синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Целью данной статьи является исследование особенностей обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). На этой основе сформулированы следующие задачи исследования:
- определить понятия СДВГ и его признаки;
- выявить психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
- выявить готовность детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности к обучению в школе.
С психологической точки зрения, синдром дефицита внимания и гиперактивности - минимальная мозговая дисфункция (ММД) [3], которая может привести к избыточной активности, дефициту внимания, импульсивности в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, нарушению поведения, слабой успеваемости в школе, проблемам во взаимоотношениях с окружающими, заниженной самооценке.
Следует подчеркнуть, что очень часто гиперактивность путают с активностью. Гиперактивность - это не черта характера ребенка, а следствие тяжелых последствий появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте.
По данным большинства зарубежных эпидемиологических исследований, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0% до 9,5% [1]. По данным Н.Н. Заваденко, частота проявлений дан-
ного синдрома в школе - 6,6%, при этом среди мальчиков эта цифра составляет 11,2%, среди девочек - 2% [3].
Среди таких детей могут быть и одаренные, обладающие неординарными способностями. Дети с СДВГ могут иметь хороший общий интеллект, но развить его в полной мере мешают определенные нарушения развития.
Рассмотрим некоторые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Надо обратить внимание на то, что признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В будущем эмоциональная неустойчивость и агрессивность ребенка может привести к трудностям общения и неправильное поведение в семье и школе.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка увеличиваются интеллектуальные нагрузки. От детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата, с чем им очень сложно справляться. Именно в школе родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка. Именно в этот период родители начинают искать контакт с психологом. Хотя, по словам психологов, с такими сложными детьми необходимо работать с малых лет. Как известно, у детей до 3-х лет формулируется характер, и чем раньше начать работу воспитания ребенка, тем выше шанс получить позитивные результаты.
По мнению современных психологов, можно выделить некоторые признаки, которые являются диагностическими симптомами детей с СДВГ:
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11.Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей)
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13.Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам) [4].
В последние годы исследователями данной проблемы были зарегистрированы новые особенности:
1.»Феномен разбитого зеркала» - ребёнок пишет буквы зеркально перевёрнутыми.
2.»Феномен соскальзывания взгляда» - потеря строки. Теряется понимание прочитанного.
3. Кратковременные выключения внимания. Ребёнок «не здесь». Пробелы в восприятии урока. «Не помню» [4].
Рассмотрим психологические особенности детей с СДВГ и их готовность к обучению в школе. Синдром дефицита внимания и гиперактивности является самой распространенной формой хронических нарушений по-126
ведения в детском возрасте. Детям с СДВГ характерны снижение избирательности внимания, выраженная от-влекаемость с неусидчивостью, частые переключения с одного занятия на другое, постоянное забывание того, что нужно сделать, потеря каких-либо вещей. Дефицит внимания особенно очевиден для ребенка в тех ситуациях, когда ему приходится действовать без помощи взрослых.
Изучив свойства внимания у детей младшего школьного возраста с СДВГ, Тамбиева А.Э. и Медведева С.Д. [5] обнаружили, что возрастная динамика характеризуется значительным сходством, в то время как интенсивность внимания у этих детей не улучшается до десяти лет. Исследователи связывают это с нейрофизиологическим или анатомическим дефектом передних ассоциативных отделов коры больших полушарий мозга.
Ребенок часто действует не подумав, в чем и выражается его импульсивность. Такой ребенок во время уроков выкрикивает ответ, не дослушав вопроса, без разрешения встает с места, перебивает других, не в состоянии ждать своей очереди во время игр и занятий, может совершать необдуманные поступки.
Двигательная расторможенность детей с СДВГ характеризуется тем, что они чересчур подвижны. Такие дети постоянно бегают, прыгают, пытаются куда-то залезть.
В двигательной сфере у детей с СДВГ также обнаруживаются нарушения координации движения, несфор-мированность мелкой моторики. Трудности удерживания равновесия и недостаточность зрительно-пространственной координации становится причинами моторной неловкости, неспособности к спортивным занятиям и повышенного риска травматизма.
По данным исследований, детям с СДВГ трудно жить в социальной сфере как в семье, так и в школе [6]. Известно, что проблемы во взаимоотношениях с окружающими (родители, родственники, учителя, сверстники) чаще всего встречается у детей с данным расстройством. В общении они более разговорчивы, чем другие дети. Отвлекаемость и импульсивность во время урока или игр мешает им быть первым в рядах самых успешных. В результате они не могут устанавливать дружеские отношения со сверстниками.
Дома таких детей часто тоже не понимают. Родителей раздражает то, что они беспокойны, навязчивы, эмоционально неустойчивы, недисциплинированны, непослушны, неаккуратны, не способны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов.
У большинства таких детей слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах и низкая самооценка. Кроме того, их эмоциональная реакция часто непредсказуема - с неожиданными переходами от смеха к слезам — и это кажется сверстникам странным и ненормальным. У некоторых наблюдается также упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность.
К проблемам психологического типа можно также отнести депрессию и страх. Эти проблемы могут сопутствовать СДВГ или существовать сами по себе. Только тщательное обследование может определить их истинную причину, поэтому у большинства детей с СДВГ постепенно формируются тревожность, неуверенность в себе. Н.Н. Заваденко [6], Кучма В.Р. [7] отмечают, что признаки тревожности появляются на основе конфликтных ситуаций в школе и дома, их пугают трудности во взаимоотношениях с окружающими, что приводит к неуверенности в себе.
Исследования Шевченко Ю.С. [8], Кошелевой А.Д., Алексеевой Л.С. [9] показали, что у детей с СДВГ небогатая эмоциональная сфера. У них не выразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипы и поверхностны образы, неглубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям.
У детей с СДВГ обнаруживают речевые расстройства. В своей речи они мало используют местоимения и союзы, что ведет к трудности понимания смысла их высказываний, у них нет понимания выраженных в речи эмоций, реакций, юмора. Они не могут вести беседу, менять стиль речи в зависимости от возраста собеседника.
Ребенку с СДВГ трудно выполнять определенные требования и соблюдать правила школы, поэтому возникает проблема готовности детей с данным расстройством к обучению в школе.
Несмотря на то, что поведение ребенка с СДВГ не соответствует возрастной норме и ему не удается достичь высоких результатов в школе, большинство детей с данной особенностью имеют хорошие интеллектуальные способности. На уроках им сложно справляться с теми или иными заданиями, т.к. им трудно организовать и завершить работу. По причине невнимательности, невыполнения указаний учителя и угадывания, в письменных работах таких детей наблюдается неряшливый почерк и много ошибок.
Навыки чтения, письма и счета у детей с СДВГ значительно ниже. Исследователями было обнаружено своеобразное развитие пространства восприятия [10]. При чтении в процессе движения глаз по строке был зарегистрирован «Феномен соскальзывания взгляда». Следовательно, многим детям с данным расстройством для удержания взгляда на строке необходимо сопровождать его движением пальца или линейкой.
Для детей с СДВГ характерно такое понятие, как кратковременное выключения сознания (3-5 сек), поэтому при введении новой темы учителем в середине урока, ребенок перестает полностью воспринимать новую информацию [10].
В ходе данного исследования, нами была разработана программа адаптации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности к обучению в общеобразовательной школе для начальных классов. В данной программе учтены особенности детей с данным расстройством. Также разработаны определенные занятия, которые, на наш взгляд, должны способствовать преодолению трудностей в учебном процессе детей с СДВГ.
Занятия с детьми с СДВГ по данной программе должны проходить следующим образом:
- Во-первых, учителя и одноклассники должны иметь представление о том, кто такие дети с СДВГ и относиться к ним лояльно.
- Во-вторых, занятия должны проводиться не более 30 мин, так как такие дети неусидчивы и гиперактивны.
- В-третьих, введение новой темы должно быть в начале занятия. В конце занятия можно подвести итоги по пройденному материалу.
- В-четвертых, необходимо делать перерывы с использованием физической зарядки.
- В-пятых, таким детям необходимо особенно много уделять времени и по возможности относиться к каждому индивидуально.
Итак, исходя из анализа психологических особенностей детей с СДВГ, можно сделать вывод о том, что дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности не совсем готовы к школьному обучению. У них недостаточно сформированы школьные навыки. Они на слабом уровне владеют чтением, письмом и счетом. Таким детям сложно управлять своим эмоциональным состоянием. Им сложно организовывать свою деятельность. У них возникают проблемы в социальном взаимодействии. Все это может привести к серьезным психическим проблемам и проблемам со здоровьем (расстройство сна и склонность к риску).
Подводя итоги, необходимо отметить, что синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) следует рассматривать как минимальные мозговые дисфункции, дети с СДВГ имеют специфические психологические особенности развития. Такие психические функции определяет специфику поведения детей с СДВГ. Дети
с данным расстройством имеют низкий уровень готовности к обучению в школе. Готовность к обучению в школе включает в себя физиологическую, социальную и психологическую готовность к школе. Успешность обучения детей с СДВГ зависит от уровня развития личностного характера, наличия хороших учебных навыков, памяти и умения организовывать и выполнять определенные задачи.
В заключении хочется сказать, число детей с СДВГ растет, причиной этого является социальная нестабильность, кризис отношений в семье, развитие плохих экономических и экологических условий для детей разных возрастов. Переход от условий воспитания в семье к другой, более жесткой атмосфере школьного обучения предъявляет более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям. Не все дети могут принять такие условия. Им сложно адаптироваться к условиям школьных норм. Однако не все дети испытывают значительные трудности в школьном обучении.
Есть вероятность разрешить данную проблему путем ранней диагностики и своевременной коррекции детей с СДВГ. Проводится множество исследований по диагностике и коррекции данного расстройства. Следовательно, существует возможность дальнейшего развития данной проблематики более конкретно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мэш Э., Вольф Д. Нарушения психики ребенка: психологическая энциклопедия. - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 384 с.
2. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 1995. - 560 с.
3. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. Издание 2. - М.: «Школа-Пресс 1», 2001. - 128 с.
4. Патофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ (экспертный доклад). М.: CAF. 2007. 42 с.
5. Тамбиев А.Э., Медведев С.Д., Литвиненко О.В. Динамика основных свойств внимания у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания. - М., 2001. - 156 с.
6. Заваденко Н., Манелис Н., Успенская Т., Суворинова Н., Борисова Т. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование /7 Вопросы психологии. - 1999. - №4. - С. 2-28.
7. Кучма В.П., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гипеактивностью у детей в России: распространенность, факторы риска и профилактика. - М., 1997. - 56с.
8. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом: Практическое руководство для врачей и психологов. -М., 1997. - 245 с.
9. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Гиперактивный ребенок // Первое сентября. - 2002. - №7. - С. 7-9.
10. Пугач В.Н. Особенности восприятия у детей с расстройствами внимания // Психолого-педагогические проблемы системы образования: Тезисы, доклады международной научно-методической конференции / Под ред. В.Н. Пугача - Ижевск, 1998. - С. 58-59.
11. Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю., Румянцева М. В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики. — Дефектология, 2003, № 6.
12. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
13. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика-М, 2002.
14. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду: пособие. М.: Книголюб, 2008. http://adalin.mospsy.ru7r 02 05^ш!
SPECIAL ASPECTS OF EDUCATION OF PRESCHOOL AND SCHOOL-AGE CHILDREN WITH ATTENTION DEFICT HYPERACTIVITY DISORDER (ADHD)
© 2014
A.G. Fayzullina, a postgraduate student of the department of "Theoretical and inclusive pedagogy" Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: Social instability, crisis of family relations, economic and environmental problems cause an increase of the number of children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder that education under the strict requirements of school education becomes for them as difficult life situation.
Keywords: hyperactivity, attention deficit syndrome, special aspects of education, individual characteristics, school readiness.
УДК: 316.453
ПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ ИНИЦИАТИВНЫХ
ГРУПП В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
© 2014
Л.Д. Филиогло, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социология»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: В статье представлено описание презентационных средств инициативных молодёжных сообществ, направленных на позитивные преобразования социальной среды. Дано объяснение межгрупповых отношений. Автор рассматривает стратегии поведения в процессе взаимодействия инициативных групп в социальном пространстве.
Ключевые слова: молодежь, инициативное сообщество, формирование сообщества, групповые отношения, сайт сообщества, назначение сообщества, стратегии межгруппового взаимодействия.
Во все времена активная молодежь становится одним из основных участников процесса обновления, общественного развития. Создание молодежного сообщества является тем звеном, которое несет идеи инновации и новые подходы в массы, образуя сеть единомышленников. Каждое такое социальное образование отличается от других своей направленностью, характеристиками и действиями. Общие ориентиры и ценности, материальные и символические атрибуты, которые отличают инициативную группу от других социальных групп, одновременно объединяют ее участников, дают им ощущение родства, целостности. Совместные интересы и цели, цементируя отношения членов сообщества, определяют назначение групповой деятельности, а в процессе ее организации формируется групповая культура.
Чтобы занять свою нишу в социальной среде, молодежное сообщество должно иметь свое «лицо», быть узнаваемым, это составляет целый фронт работ. Для начала любой инициативной группе, чтобы жить и действовать в социальном пространстве, необходимо заявить о себе - представиться окружающим, в первую очередь, своей целевой аудитории.
Как представляется инициативное сообщество в социальном пространстве?
Информация о сообществе должна создать в представлении аудитории определенный образ этой группы. Посредством чего может обозначить себя инициативная группа? Через проявления своей «философии» - миссию, совершаемые дела и групповые атрибуты - традиции и ритуалы, символику, мифы.
В миссии заложено основное назначение существования и деятельности группы, она раскрывается через провозглашение девиза и доктрины сообщества. Девиз сообщества, как правило, выражается лаконичным и емким лозунгом, носящим призывный характер. Доктрина представляет собой текст в форме краткого манифеста, из которого становится ясно, какие социальные права отстаивает сообщество, за что или против чего оно выступает, что намерено изменить или привнести нового. Обязательный элемент текста доктрины - аргументация заявленных принципов и устремлений.
Формула сообщества (кроме авторского текста это может быть исторический документ, канонический текст или пространное высказывание авторитетного для сообщества лица) представляет собой обоснование деятельности, так как в ней выражается суть убеждений его участников. Такого рода текст можно найти в произ-
ведениях классической литературы, в священных канонических текстах, в резонансных публикациях из молодежной прессы.
В каждой социальной группе существуют свои принципы жизни и правила поведения, придерживаться которых означает разделять общегрупповые взгляды. На первых стадиях развития групповых отношений о групповых нормах договариваются, а в дальнейшем они зависят от характера деятельности и имеют большое влияние на образ жизни сообщества, на формирование групповой культуры [1]. В ходе организации деятельности инициативного сообщества складываются обряды -стандартные и повторяющиеся групповые мероприятия (например, вступление в члены группы, выборы руководителя сообщества) и ритуалы, определяющие порядок обрядовых действий (приветствие, проведение праздников, инициаций), создаются мифы и легенды, связанные с сообществом или его героями, появляется собственная атрибутика (логотип сообщества, форма или элементы одежды, значки, гимн, клятва).
Принятые в сообществе нормы, правила и стиль поведения, запреты, ритуалы, отличительные знаки отражает миранда сообщества. В качестве образцов миранды могут служить ритуалы толкиенистов, масонов, реперов, индейцев, пионеров или других молодежных объединений. Нелишним в составе миранды инициативной группы будет мифологический персонаж в качестве первооснователя своего сообщества, в целях поиска такого персонажа может пригодиться литература по мифологии или истории России в ее военной, политической, культурной, духовной сфере. Например, для сообщества любителей письменности уместно применение легенды о Кадме - легендарном античном герое, который, как считается, изобрел письменные знаки.
Мифы можно рассматривать наравне с такими социально-психологическими образованиями, как групповая память, воспоминания, групповые чувства, символы, традиции, церемонии и ритуалы, они так же важны для образования групповой идентичности. Представляя собой культурные и социальные традиции, устойчивые предрассудки и стереотипы мышления в совокупности с жизненными реалиями, мифы моделируют в умах участников одной группы окружающий мир или его фрагменты. С помощью примеров идеальных действий мифических или мифологизированных персонажей в сознании человека формируется система моральных и этических ценностей, присущих данному микросоциуму, чувство