Научная статья на тему 'Опыт и перспективы использования технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы'

Опыт и перспективы использования технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3064
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / РКМЧП / МЕТОДЫ / METHODS / ПРИЕМЫ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE / CRITICAL THINKING DEVELOPMENT THROUGH READING AND WRITING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепова О.В.

В статье рассмотрен опыт использования методов и приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) на уроках литературы. Автором представлены конкретные примеры заданий по разным произведениям отечественных писателей XIX-XX вв., позволяющих развивать умение работать с разными источниками информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE AND PERSPECTIVES OF THE USE OF THE ''CRITICAL THINKING DEVELOPMENT THROUHG READING AND WRITING'' TECHNOLOGY IN THE LITERATURE LESSON

The article examines the application experience of methods and ways of the ‘Critical thinking development through reading and writing’ technology in the literature lesson. The author presents the concrete examples of tasks on different literary works of the Russian writers of XIX-XX centuries, developing the ability to work with different sources of information.

Текст научной работы на тему «Опыт и перспективы использования технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы»

в любом виде (графики, карты, рисунки, фотографии, видео), создавать открытые и закрытые сообщества для обсуждения проблем и заданий, для реализации групповых проектов, контроли-

Библиографический список

ровать усвоение учебной информации посредством онлайн-тестов, опросов и обсуждений, рецензий и др., и все это — в среде, привычной для современной молодежи.

1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] : [приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608н]. — Режим доступа: http://base.garant.rU/71202838/#block_1000.

2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : фе-дер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] // Рос. газ. — 2012. — 31 дек.

3. Вымятнин, В. М. Мультимедиа-курсы : методология и технология разработки [Электронный ресурс] / В. М. Вымятнин, В. П. Демкин, Г. В. Можаева, Т. В. Руденко. — Режим доступа: http://ido.tsu.ru/ss/?unit=223.

4. Сташкевич, И. Р. Теория и практика развития познавательной самостоятельности курсантов военных вузов при компьютерном сопровождении учебного процесса [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / И. Р. Сташкевич. — Челябинск, 2004.

5. Блог [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%B3.

6. Раимбердиева, Г. Е. Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей [Электронный ресурс] / Г. Е. Раимбердиева. — Режим доступа: http://moeobrazovanie.ru/edu/blogs/otcenivanie_dlya_obucheniya_ uroven_2_zadanie_1_razvit_123223.html.

7. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст] : учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. — М. : Юнити-Дана, 2002. — 437 с.

УДК 377 О. В. Кутепова, преподаватель Челябинского

техникума промышленности и городского хозяйства (ЧТПиГХ) им. Я. П. Осадчего, г. Челябинск, е-mail: oljkutepova@yandex.ru

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

В статье рассмотрен опыт использования методов и приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) на уроках литературы. Автором представлены конкретные примеры заданий по разным произведениям отечественных писателей XIX-XX вв., позволяющих развивать умение работать с разными источниками информации.

Ключевые слова: педагогическая технология, РКМЧП, методы, приемы, критическое мышление, литература.

В настоящее время перед преподавателем русского языка и литературы стоит множество проблем. Отмечается снижение грамотности студентов, их нежелание читать художественную литературу. Поэтому преподавателю следует стимулировать студентов к «учению с увлечением», развивать самостоятельность обучающихся, раскрывать их творческий по-

тенциал. А для этого необходимо применять на своих занятиях современные образовательные технологии и активные методы обучения. Это позволит развивать у студентов познавательную, коммуникативную и личностную активность. В условиях обновленной стратегии образования перед преподавателем литературы стоит задача моделирования системы работы,

обеспечивающей формирование общих и профессиональных компетенций.

Одной из эффективных для решения поставленных выше задач является технология развития критического мышления. Применение данной технологии способствует формированию умения четко, ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в разных жизненных ситуациях, воспитанию чувства ответственности по отношению к слову.

В своей работе я использую такие приемы и методы, как ЗХУ (таблица «Знаю / Хочу узнать / Узнал»), экспресс-опрос «Незавершенное предложение»; наиболее удачными для работы с текстом на уроке литературы являются приемы «Досье на литературного героя», «Составления телеграммы», «Верные/неверные утверждения» и др. Рассмотрим более подробно использование этих приемов и методов на уроке литературы.

Прием «ЗХУ» (таблица «Знаю / Хочу узнать / Узнал»).

Этот прием используется на стадии вызова (актуализации имеющихся знаний), а также

Прием «Экспресс-опрос "Незавершенное предложение"».

Этот прием используется на двух этапах: актуализации опорных знаний и рефлексии. Например, на занятии по теме «Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского "Гроза"» студенты должны, не обдумывая долго свои ответы, кратко завершить предложения:

- Самое важное в жизни Катерины...;

- Катерина была несчастна в семье Кабановых, потому что...;

- Катерина полюбила Бориса, так как...;

- Катерина никогда бы не решилась на тайное свидание с Борисом, если бы... ;

- Больше всех в трагедии Катерины виновен (виновна)...;

- Главная причина гибели Катерины заключается в том, что... ;

- Катерина не изменила бы мужу, если бы...;

- Единственный, кто мог бы спасти Катерину, — это... [1].

На этапе рефлексии в конце занятия вновь обращаемся к данным предложениям, но на этот раз обучающиеся должны подумать и ответить, изменились ли их взгляды после более глубокого анализа пьесы во время урока.

на этапе рефлексии. Студенты разбиваются на пары или работают по одному и заполняют первую графу таблицы («Что я знаю по теме»). Это могут быть какие-то ассоциации, исторические сведения, предположения. После обсуждения полученных результатов обучающиеся сами формулируют цели урока и заполняют вторую графу «Что я хочу узнать?». После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока. Например, при изучении темы «Своеобразие пьесы "Гроза" А. Н. Островского» студенты записывают все, что им известно о купечестве (Что вы знаете о купечестве? Каковы купцы в вашем представлении? В первой колонке таблицы напишите несколько слов о том, какими вы представляете себе купцов и в целом купечество). Достаточно записать пять интересных фактов. Каждого прошу высказаться, не повторяя предыдущего оратора. Затем формулируются вопросы и цели работы (заполнение столбца «Хочу узнать»). На этапе рефлексии студенты заполняют графу «Узнал».

Прием «Досье на литературного героя».

Это наиболее удачный прием работы с текстом. Он используется на стадии осмысления (систематизации и обобщения знаний). Элементами досье могут стать: портрет героя (может быть представлен в виде фрагмента из кинофильма, словесного портрета, иллюстрации художника и др.), который поможет глубже понять и прочувствовать характер героя; характеристика, данная другими героями; судьба героя; авторское отношение и т. д. [2]. Данный прием позволяет произвести отбор наиболее важной информации. С его помощью обучающиеся самостоятельно могут отследить и оценить свой путь от представления к пониманию изучаемого материала. Рассмотрим этот прием на примере произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души».

«Досье на Павла Ивановича Чичикова, известного афериста и махинатора».

Свидетельство очевидца.

Павлуша Чичиков, помню, был скромного и темного происхождения. Когда отец отправлял его в училище, он дал ему всего полтину и наказывал: «Все сделаешь и все перешибешь на свете копейкой». Еще ребенком Павлик умел отказывать себе во всем. Из данной отцом полтины

Знаю Хочу узнать Узнал

Одно из сословий России, занимающееся торговлей. ХУШ-Х1Х вв. Замоскворечье. Особые нравы Как жили купцы? Почему Островский часто изображает в своих пьесах купечество? Что с ними произошло после революции?

не издержал ни копейки, напротив — в тот же год уже сделал к ней приращения. Мог, например, из воску слепить снегиря, выкрасить и выгодно продать! Спекулировал даже булочками. Когда набралось у него уже пять рублей денег, он их в мешочек закинул и стал копить в другой.

Аттестат.

Выдан Павлу Ивановичу Чичикову за примерное прилежание и благонадежное поведение.

Из опроса преподавателя училища.

- Как вел себя ученик Чичиков?

- Тише травы! Сидеть так смирно, как Паша, не мог никто!

- Как он учился?

- Звезд с неба не хватал. Талантов никаких не имел.

- Как он относился к учителям?

- Всегда старался угодить. Постоянно лез на глаза...

Из показаний бывшего повытчика казенной палаты, под руководством которого начинал служить П. И. Чичиков с ничтожного жалованья в 30-40 рублей в год.

«Надул меня Чичиков! Ведь догадывался я, что он пытается выслужиться, ухаживая за дочкой, называя папенькой. Я, старый, стал за него хлопотать. Как только он получил вакантное место, кстати тоже повытчика, так сразу перестал мне руки целовать.»

Со слов повытчика записано верно.

Выписка из дела о взятках.

Распоряжение П. И. Чичикова о негласном порядке взимания взяток, изобретенном им самим:

1) успокоить просителя, уверить его в том, что наша работа — это долг, и мы готовы ее выполнить без всяких возмездий;

2) намеренно затягивать решение вопроса, при этом учтиво извиняясь;

3) когда проситель начнет проявлять нетерпение, сказать, что надо дать писарям;

4) уже потом можно намекнуть и про вышестоящее начальство, про правителей — так чиновники прослывут честнейшими людьми!

Справка о том, что это здание было конфисковано у П. И. Чичикова.

Такие же богатые дома были изъяты и у других членов строительной комиссии, так как были построены на казенные деньги.

Из сообщений газет.

Случайно раскрытый сговор между контрабандистами и чиновниками таможни, которые неплохо обогатились в результате противозаконных действий. Доход одного из них, Чичикова П. И., превысил 500 тысяч капитала.

Прием «Верные/неверные утверждения».

Этот прием используется на стадии актуализации опорных знаний и рефлексии. Прием «Верные/неверные утверждения» способствует развитию у студентов умения прогнозировать. Преподаватель в ходе работы предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Обучающиеся выбирают из них верные утверждения, полагаясь на собственный жизненный опыт или интуицию. В этом случае происходит их настрой на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На стадии рефлексии возвращаемся к предложенным утверждениям, чтобы выяснить, какие из них были верными.

Например, при изучении творчества А. П. Чехова предлагаются следующие высказывания:

- детство А. П. Чехова было несчастливым;

- в юности А. П. Чехов очень много писал, часто на малозначащие темы;

- первая постановка пьесы «Чайка» не имела успеха;

- последние годы жизни А. П. Чехов провел в Ялте;

- пьеса «Вишневый сад» стала последним произведением А. П. Чехова;

- А. П. Чехов в своем творчестве никогда не изображал «среднего человека» и повседневную, обыденную жизнь [1].

Утверждения при этом могут быть самыми нелогичными и неожиданными. Задача обучающегося — поставить напротив каждого из них плюс или минус.

Прием «Составление телеграммы».

Этот прием учит отбирать важную информацию из прочитанного в лаконичном виде. Прием «Составление телеграммы» используется на этапе актуализации опорных знаний. Например, при изучении рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» студентам предлагается составить телеграмму от имени Ивана Ивановича Чимша-Гималайского о том, что он добрался в имение брата. Например, телеграмма может быть такой: «Добрался нормально. Имение ужасное. Брат опустился, разжирел. Возомнил себя хозяином жизни. Всех учит и лечит».

Очень интересными для меня с точки зрения эмоционального восприятия текста являются такие методы, как «Перекрестная дискуссия», «Дебаты», «Составление двух- и трехчастно-го дневника».

Данные приемы позволяют решать вопрос гуманизации образования, развития коммуникативной культуры. В процессе работы студент

осознает ценность своей работы, чувствует свое единение с другими и значимость своей деятельности. Во время общения идет постоянный процесс самооценки, осознается необходимость правильной аргументации своего мнения, повышается мотивация к обучению.

В качестве примера рассмотрим урок по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор». В ходе осмысления произведения, когда идет непосредственная работа с текстом, используются такие приемы, как «Трехчастный дневник», «Перекрестная дискуссия», «Ключевые слова».

Остановимся на трехчастном дневнике. Две части дневника под названием «Мои впечатле-

А стоит ли жить, не сопротивляясь ?

ния от знакомства с героиней» студенты составляют дома. В первую часть обучающиеся выписывают небольшие цитаты, ключевые слова из текста, позволяющие составить представление о главной героине. Впечатление складывается из приемов детализации (портрет, двор, жилище, внутреннее убранство, образ жизни, что есть у Матрены, а чего нет...). Во второй части студенты дают им оценки.

В ход урока включена перекрестная дискуссия по двум проблемам, которые очень близки самим обучающимся. Так вырабатываются разные мнения и оценки. Мною использованы следующие проблемные вопросы:

Да Нет

Героиня несет людям любовь, доброту Все пользуются ее добротой, безотказностью

Она отдает теплоту своего сердца людям От людей нет благодарности, они равнодушны к ней, презирают ее

Матрена мудра, великодушна Ее жизнь — позиция слабого человека

У нее нет грехов: «грехов больше у ее колченогой кошки, та хоть мышей давит» Не может защитить себя от Фаддея, несправедливости

Великое терпение не делает ее слабой Смиренна, не сопротивляется злу

Она праведница, живет по христианским заповедям Так жить в наше время нельзя

Разрушилось ли единство после смерти Матрены?

Да Нет

Ничего не изменилось Душа осталась в нашем мире

Мир остался жестоким Изменила автора

Люди равнодушны Заставила меня задуматься о тех, кто меня окружает, о добре и зле

Разрушился дом героини, гармония ее мира Хочется жить с душою праведника

При этом важно учитывать, что дискуссия должна не расколоть обучающихся, а при наличии собственной выработанной позиции привести их к позитивному единству.

Данные приемы на уроке дают возможность не только обосновать свою концепцию, но и в процессе анализа изменить какие-то уже установившиеся представления.

В процессе анализа у ребят часто происходит переоценка некоторых позиций, что будет отражено в третьей части дневника. Она заполняется дома (это письменная рефлексия) и называется «Комментарии к комментариям».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На стадии осмысления в ходе знакомства с не изученным ранее художественным текстом интересна и групповая форма работы, например, «Совместный поиск», «Инсерт (маркировка текста)» и др.

Рассмотрим использование данных приемов на примере рассказа И. Бунина «Кавказ»,

входящего в цикл «Темные аллеи». В рассказе представлена модель любви, типичная для произведений Бунина, которая вполне узнаваема и в современной жизни, потому она понятна студентам.

Обучающиеся еще не читали рассказ, но они легко могут определить задачи своего исследования: чем объясняются поступки каждого героя этого треугольника, как представлена авторская оценка в тексте? В результате размышлений над этими вопросами вырабатывается собственная позиция студента. Итак, объекты для групп определены, их три: «Он — Она — Он». Работая с текстом, обучающиеся выделяют ключевые слова. Но работа будет более плодотворной и интересной, если предложить студентам использовать прием «Инсерт (маркировка текста)».

Во время чтения каждая группа студентов делает на полях пометки. На моем уроке это выглядит так.

«Она» (первая группа).

Ключевые слова (из текста):

- Он что-то подозревает;

- Подобрал ключ к моему столу;

- Я должна быть страшно осторожна;

- Лучше смерть, чем такие муки.

Мотивируя через ключевые слова поступки

героини, обучающиеся маркируют текст:

- «+» (она — жертва, одинока, стремится к любви; я ее понимаю и не осуждаю; так поступила бы любая современная женщина);

- «-» (она живет во грехе, изменяет человеку, который ее любит; это противоречит моим нравственным принципам);

- «?» (мне трудно определить свое отношение к этому; я не осуждаю и не оправдываю ее; почему она так поступила, мне непонятно).

Данный прием сделает зримым процесс накопления информации. Вырабатывая собствен-

Библиографический список

ную позицию, студенты в группах накапливают опыт совместной деятельности.

На занятиях с применением технологии развития критического мышления реализуется как знаниевый, так и компетентностный подход в обучении. На таких уроках студенты учатся сотрудничать, совершенствуют коммуникативные навыки: работают в парах, группе, принимают совместные решения в процессе выполнения разнообразных заданий. Кроме того, они учатся ставить перед собой цели и достигать их в процессе своей работы. В результате студенты становятся соавторами своего обучения. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу применения разных приемов и методов, но нельзя забывать о главном — определяющей при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и методов.

1. Лыжина, Л. А. Применение технологии критического мышления на занятиях по литературе в колледже [Текст] / Л. А. Лыжина // Среднее профессиональное образование. — 2014. — № 12. — С. 27-34.

2. Гладкова, Н. Г. Формирование общих компетенций на занятиях по литературе с использованием приемов технологии РКМ [Текст] / Н. Г. Гладкова // Среднее профессиональное образование. — 2014. — № 12. — С. 34-49.

УДК 377 Ж. Г. Патрушева, преподаватель Челябинского

техникума промышленности и городского хозяйства (ЧТПиГХ) им. Я. П. Осадчего, г. Челябинск, е-mail: pl10@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В статье рассмотрен опыт использования методов и приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории и обществознания. Автором представлены примеры заданий по разным темам указанных учебных дисциплин, позволяющих развивать умение работать с разными источниками информации, анализировать полученные знания, преобразовывать информацию и представлять результаты изучения в разных видах. Все предложенные задания позволяют формировать критическое мышление у студентов СПО.

Ключевые слова: педагогическая технология, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), методы, приемы, критическое мышление, история, обществознание.

В настоящее время в образовательную практику активно внедряется технология развития критического мышления через чтение и письмо. Думать критически означает проявлять любознательность, ставить перед собой вопросы и осу-

ществлять планомерный поиск ответов. В пояснительной записке к примерной программе по истории говорится, что обучающиеся должны уметь «осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления» [1, с. 4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.