Научная статья на тему 'Использование блогов и социальных сетей в процессе обучения иностранному языку'

Использование блогов и социальных сетей в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2955
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / БЛОГ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INTERNET TECHNOLOGIES / INFORMATION AND COMMUNICATION NETWORKS / SOCIAL NETWORKS / BLOG / FOREIGN LANGUAGE / PROFESSION-ORIENTED LEARNING / STUDENTS' INDIVIDUAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гольцова Татьяна Анатольевна, Проценко Екатерина Александровна

Статья посвящена проблеме использования сетевых сервисов Web 2.0 (социальных сетей и блогов) в обучении иностранному языку аспирантов и адъюнктов. Авторы объясняют необходимость использования интернет-ресурсов на занятиях по иностранному языку, описывают преимущества интегрирования существующих профессионально-ориентированных зарубежных блогов и социальных сетей в образовательный процесс. В статье анализируется опыт применения информационно-коммуникационных технологий преподавателями за рубежом. Авторами изучены ресурсы для обучения иностранному языку таких популярных социальных сетей, как Facebook, Twitter, LinkedIn, Google+, ВКонтакте и др. Особое внимание уделяется специализированным языковым соцсетям (My Language Exchange, Lang-8, Italki, Interpals, Сonversation exchange), принципам их работы, возможностям использования и преимуществам перед другими распространенными сетями. В статье указывается на возможность применения в процессе обучения аспирантов и адъюнктов иностранному языку материалов блогов как одного из способов социального и профессионального взаимодействия. Наиболее подробно представлены профессиональные блоги юридической тематики, описаны их особенности и отличия от обычных блогов. Авторами дается обзор англои немецкоязычных блогов, подробно освещаются темы, по которым может быть использован представленный материал, а также развиваемые при этом у обучающихся навыки и умения. Использование социальных сетей и блогов в обучении кадров высшей квалификации рассматривается авторами, в первую очередь, как средство организации самостоятельной работы по иностранному языку аспирантов и адъюнктов. В связи с этим отмечается роль преподавателя в подобной форме работы обучающихся, которая направлена на формирование профессиональной компетенции специалиста и его самосовершенствование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гольцова Татьяна Анатольевна, Проценко Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of Blogs and Social Networks in Teaching a Foreign Language

The article is devoted to the problem of using network services Web 2.0 (social networks and blogs) in teaching a foreign language to postgraduate students. The authors explain the necessity of using Internet resources at foreign language classes; describe the advantages of integrating the existing profession-oriented foreign blogs and social networks in educational process. The analysis of international practices of using information communication technologies is given in the article. The authors have examined resources for learning foreign languages available within popular social networks such as Facebook, Twitter, LinkedIn, Google+, InContact and others. The special attention is given to the specialized language networks (My Language Exchange, Lang-8, Italki, Interpals, Сonversation exchange), the principles of their functioning, potential for use and advantages over the others. The article points out the possibility of blog materials application within the process of teaching postgraduate students a foreign language as a means of social and professional interaction. Professional legal blogs are examined in detail, their peculiarities and distinctive features are described. The authors present a review of English and German-speaking blogs providing a range of relevant topics and outlining the learners’ developed skills and abilities. The use of social networks and blogs in teaching personnel of higher qualification is considered by the authors primarily as a means of organizing individual independent work of postgraduate students. In this context it is stressed that the role of the teacher supervising postgraduate students’ individual work should be focused on development of their professional competence and self-improvement.

Текст научной работы на тему «Использование блогов и социальных сетей в процессе обучения иностранному языку»

DOI 10.24411/1813-145X-2019-10417 УДК 372.881.1

Т. А. Гольцова https://orcid.org/0000-0002-2805-2668 Е. А. Проценко https://orcid.org/0000-0001-6131-5055

Использование блогов и социальных сетей в процессе обучения иностранному языку

Статья посвящена проблеме использования сетевых сервисов Web 2.0 (социальных сетей и блогов) в обучении иностранному языку аспирантов и адъюнктов. Авторы объясняют необходимость использования интернет-ресурсов на занятиях по иностранному языку, описывают преимущества интегрирования существующих профессионально-ориентированных зарубежных блогов и социальных сетей в образовательный процесс. В статье анализируется опыт применения информационно-коммуникационных технологий преподавателями за рубежом.

Авторами изучены ресурсы для обучения иностранному языку таких популярных социальных сетей, как Facebook, Twitter, LinkedIn, Google+, ВКонтакте и др. Особое внимание уделяется специализированным языковым соцсетям (My Language Exchange, Lang-8, Italki, Interpals, Conversation exchange), принципам их работы, возможностям использования и преимуществам перед другими распространенными сетями.

В статье указывается на возможность применения в процессе обучения аспирантов и адъюнктов иностранному языку материалов блогов как одного из способов социального и профессионального взаимодействия. Наиболее подробно представлены профессиональные блоги юридической тематики, описаны их особенности и отличия от обычных блогов. Авторами дается обзор англо- и немецкоязычных блогов, подробно освещаются темы, по которым может быть использован представленный материал, а также развиваемые при этом у обучающихся навыки и умения.

Использование социальных сетей и блогов в обучении кадров высшей квалификации рассматривается авторами, в первую очередь, как средство организации самостоятельной работы по иностранному языку аспирантов и адъюнктов. В связи с этим отмечается роль преподавателя в подобной форме работы обучающихся, которая направлена на формирование профессиональной компетенции специалиста и его самосовершенствование.

Ключевые слова: интернет-технологии, информационно-коммуникационные сети, социальная сеть, блог, иностранный язык, профессионально-ориентированное обучение, самостоятельная работа.

T. A. Goltsova, E. A. Protsenko

Use of Blogs and Social Networks in Teaching a Foreign Language

The article is devoted to the problem of using network services Web 2.0 (social networks and blogs) in teaching a foreign language to postgraduate students. The authors explain the necessity of using Internet resources at foreign language classes; describe the advantages of integrating the existing profession-oriented foreign blogs and social networks in educational process. The analysis of international practices of using information communication technologies is given in the article.

The authors have examined resources for learning foreign languages available within popular social networks such as Facebook, Twitter, LinkedIn, Google+, InContact and others. The special attention is given to the specialized language networks (My Language Exchange, Lang-8, Italki, Interpals, Conversation exchange), the principles of their functioning, potential for use and advantages over the others.

The article points out the possibility of blog materials application within the process of teaching postgraduate students a foreign language as a means of social and professional interaction. Professional legal blogs are examined in detail, their peculiarities and distinctive features are described. The authors present a review of English and German-speaking blogs providing a range of relevant topics and outlining the learners' developed skills and abilities.

The use of social networks and blogs in teaching personnel of higher qualification is considered by the authors primarily as a means of organizing individual independent work of postgraduate students. In this context it is stressed that the role of the teacher supervising postgraduate students' individual work should be focused on development of their professional competence and self-improvement.

Keywords: Internet technologies, information and communication networks, social networks, blog, foreign language, profession-oriented learning, students' individual work.

В XXI в. интенсивное развитие интернет-технологий и различных информационно-коммуникационных сетей привело к появлению новых средств общения. Facebook и Twitter, Viber и What's up, различные социальные сети и мессенджеры, блоги и форумы на сегодняшний день стали неотъемлемой частью повседневной жизни и объединили во всемирную сеть большую часть населения планеты. Если

первоначально социальные сети использовались преимущественно для обмена текстовыми сообщениями, то теперь с их помощью можно передавать аудио -и видеоматериалы, различные рисунки, графики, объявления и т. п. Интенсивное развитие новых технологий привело к тому, что существенно изменились способы взаимодействия между людьми и практически стерлись территориальные границы для общения. Се-

© Гольцова Т. А., Проценко Е. А., 2019

годня достаточно компьютера, планшета или смартфона с подключенным интернетом, чтобы следить онлайн за всем, что происходит в мире, или свободно общаться с представителями других стран и национальностей [22].

Последние десять лет преподаватели иностранных языков активно используют на занятиях интернет-ресурсы для погружения обучающихся в языковую среду [1, 3, 8, 18]. Интеграция интернет-радио, материалов иноязычных телепередач и т. д. в учебный процесс позволяет осуществить принципиально новый подход к обучению иностранным языкам. Использование средств массовой информации обеспечивает более глубокое освоение иностранного языка, способствует формированию у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, ориентирует их на воспитание информационной культуры, на формирование умений самостоятельного приобретения знаний. Но у такого рода ресурсов есть существенный недостаток - отсутствие обратной связи, которая необходима в коммуникативном процессе. В любом акте коммуникации (устном или письменном) необходимо учитывать реакцию получателя на сообщение источника, что всегда происходит в процессе социального взаимодействия.

Новые широкие возможности для обмена информацией разного характера предоставляют социальные сервисы Web 2.0, которые могут быть использованы в процессе обучения. Многие преподаватели, психологи и исследователи сегодня отмечают, что нынешнее поколение молодежи, которое выросло на технологических новинках, предпочитает общение с помощью бло-гов и социальных сетей реальному социальному взаимодействию. По результатам опросов, большинство студентов считают блоги удобными и полезными в обучении иностранному языку и, более того, предпочитают их другим мультимедийным средствам обучения [16]. В связи с этим одной из актуальных задач педагогического сообщества является осмысление образовательного потенциала интернет-ресурсов и разработка инновационных образовательных технологий, направленных на их эффективное использование в образовательном процессе [2].

В связи с развитием и расширением сферы применения информационных технологий, с одной стороны, и их массовым распространением и растущей популярностью среди современной молодежи - с другой, наиболее прогрессивные педагоги сегодня задаются вопросом: «Как можно использовать новые информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе?» В последние десятилетия этот вопрос активно обсуждается как в нашей стране, так и за рубежом, приобретая все большую актуальность [6, 7, 14, 27, 28].

Цель данной работы состоит в том, чтобы показать эффективность использования потенциала таких сервисов Web 2.0, как социальные сети и блоги в послевузовском профессиональном образовании.

В центре внимания оказывается не создание учебного блога (преподавателя, студентов или группы обучающихся), а интегрирование реально существующих профессионально-ориентированных зарубежных бло-гов, форумов и социальных сетей в процесс обучения аспирантов и адъюнктов иностранному языку. Авторы поставили задачу изучить существующие социальные сетей и возможности их применения при подготовке кадров высшей квалификации; провести анализ содержания блогов, материалы которых полезны для практического использования иностранного языка в профессиональной и научной сфере.

Согласно современным требованиям целью обучения иностранному языку в вузе является формирование у обучающихся коммуникативной профессионально направленной компетенции, подразумевающей совершенствование владения иностранным языком и его практическое использование в профессиональной деятельности. Конечно же, очень сложно, а чаще всего и невозможно, создать на занятиях условия непосредственного общения с носителем языка. В этом случае вновь на помощь приходят интернет-ресурсы, а именно социальные сети. В настоящее время они получили широкое распространение и значат для многих пользователей нечто большее, чем просто сайт [22]. Потенциал социальных сетей в области преподавания иностранных языков огромен, так как многие из них популярны во всем мире, а следовательно, дают возможность общения с представителями разных стран. Кроме того, участники образуют группы, что также позволяет расширить сферу общения в различных областях [20]. Преподаватели других стран [21, 23, 24, 26] уже широко используют социальные сети в обучении иностранным языкам как один из способов развития навыков чтения, письма, говорения и понимания речи на слух. Такой вид работы развивает у обучающихся поисковые навыки, учит анализировать и систематизировать данные, помогает выделять нужный материал в потоке разнообразной информации, пробуждает у обучающихся интерес к самостоятельной работе [5].

Популярность различных социальных сетей постоянно растет, параллельно с распространением интернет технологий. Очевидно, что свободный доступ к различным, самым современным, актуальным и аутентичным материалам предоставляет преподавателям иностранного языка исключительные возможности. Однако их потенциал для обучения иностранным языкам изучен еще недостаточно и далеко не системно. Ряд публикаций посвящен использованию коммуникационных сетей в преподавании иностранного языка [4, 7]; некоторые авторы изучают возможности учебных и академических блогов в обучении [13, 25]. Тем не менее нельзя не согласиться, что данное направление находится на сегодняшний день лишь на этапе становления [13, с. 30].

Самыми популярными социальными сетями во всем мире являются Facebook, Twitter, LinkedIn, Google+, ВКонтакте и др. Они предоставляют возможность при-

соединиться к группам, созданным специально для изучающих иностранный язык, пользоваться ресурсами сообществ, участвовать в обсуждениях [29]. Найти носителя языка в перечисленных сетях, безусловно, можно. Однако не всем пользователям могут понравиться лингвистические вопросы участников, просьбы исправлять ошибки в сообщениях или в речи. Поэтому для обучающих целей стоит использовать специализированные языковые соцсети, которые также продолжают набирать популярность во всем мире. Их преимуществом является нацеленность участников на совершенствование языковых знаний и навыков. Пользователей таких сетей объединяет общая цель - изучение языка посредством общения. Многие сервисы работают по принципу «ты - мне, я - тебе». Пользователи одновременно выступают в роли обучаются путем общения с носителями языка и обучают других своему родному языку. На некоторых серверах есть возможность отслеживания прогресса в обучении. Использование языковых соцсетей решает одну из главных задач в обучении - мотивация. Если удалось найти человека, который был бы интересен, с похожими взглядами, то непременно возникает желание общаться.

Среди языковых социальных сетей наиболее популярными являются следующие:

- My Language Exchange (https://language.exchange/). Пройдя бесплатную регистрацию на сайте, пользователь может выбрать язык для изучения, страну и город. Данная сеть может стать прекрасным способом найти друга по переписке. На форуме обсуждаются самые разные темы, а в чате общение проходит в режиме онлайн.

- Lang-8 (http://lang-8.com/) - отличная сеть для развития письменной речи. Работа строится на взаимопомощи в редактировании текста носителем языка.

- В сети Italki (https://twitter.com/italki) зарегистрированы преподаватели, репетиторы и обычные пользователи, владеющие 70 языками. Поэтому здесь нетрудно найти партнера для отработки коммуникативных навыков или друга-иностранца по переписке. Учитывая все возможности сети, ее можно рекомендовать как для начинающих изучать язык, так и для тех, у кого уровень подготовки уже выше среднего. Можно также выкладывать тексты для редактирования, существует возможность общаться на различных форумах [9].

- Сеть Interpals (https://www.interpals.net/) является обычной социальной сетью, пользователей которой объединяет общая цель - изучение иностранного языка. Интерфейс схож с другими социальными сетями, такими как Facebook или ВКонтакте, с фотографиями и перепиской [11].

- Сеть Conversation exchange (https://www.conversationexchange.com/) позволяет обмениваться языковым опытом, совершенствовать как письменные, так и разговорные языковые навыки, используя при этом голосовой или видеочат.

Исходя из потенциала социальных сетей целесообразно рекомендовать его аспирантам и адъюнктам на первом этапе обучения, когда обучающимся необходимо совершенствовать свои умения корректного использования и адекватного восприятия в устном и письменном общении общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексики, частотных словообразовательных и структурно-семантических моделей. Следует отметить, что при интеграции социальных сетей в учебный процесс меняется роль преподавателя - он становится координатором. Залогом успешной работы обучающихся по совершенствованию коммуникативных навыков в социальных сетях является предварительная работа преподавателя. Для того чтобы грамотно и эффективно организовать самостоятельную работу, ему требуется предварительно провести анализ соответствующих ресурсов с целью отбора наиболее подходящих с точки зрения ситуации и стиля общения, интересов и уровня языковой подготовки обучающихся.

На сегодняшний день можно найти социальные сети и блоги практически на любую тему, причем созданные не только по интересам или для обсуждения последних новостей, но и ориентированные на различные сферы профессиональной деятельности. В частности, существуют блоги как по юриспруденции в целом, так и по отдельным отраслям права, например, конституционному, трудовому, международному, уголовному, таможенному, семейному или предпринимательскому праву, по вопросам интеллектуальных прав или защите прав потребителей и т. п.

Блог (сокращенно от англ. weblog) представляет собой еще один современный способ социального взаимодействия путем преимущественно письменной коммуникации, поэтому его целесообразно использовать в образовательном процессе с аспирантами и адъюнктами уже на основном и завершающем этапах. Главное отличие блогов от сайтов исследователи видят в том, что они представляют регулярно обновляемую информацию в виде онлайн-журнала или дневника [7, 13]. Основная цель блогов состоит в обмене информацией, мнениями, идеями, советами, комментариями между представителями широкой общественности. Использование материала такого социального сервиса поможет сформировать у обучающихся способности понимать письменные источники с учетом реализованных в них коммуникативных задач.

Блог - это тоже своего рода социальная сеть, ресурсы которой можно активно использовать в дидактических целях, так как блоги содержат информацию не только в виде текстов, но и фотографий, рисунков, видеороликов, графиков. А из-за того, что подписчиками, участвующими в обсуждении той или иной темы, могут быть граждане разных стран, стоит говорить о поликультурности общения. Блоги способствуют развитию навыков письменной коммуникации и помогают устранить барьеры, существующие при личном общении. При этом комментарии подписчиков

напоминают форум, участвуя в котором обучающиеся формируют у себя способность предупреждать недопонимание или возможное нарушение коммуникации за счет использования известных языковых и метаязыковых средств [12, 15].

В процессе развития профессиональных коммуникативных навыков по иностранному языку у адъюнктов наибольшую роль играют блоги профессиональной направленности. Их характерной чертой является отказ от политематичности в пользу монотематичности. Профессиональные блоги имеют конкретную четко выраженную тематику, которой придерживается автор. В отличие от обычных, профессиональные блоги отличаются актуальностью, а это означает возможность находиться в курсе самых последних изменений по интересующему вопросу за рубежом [10].

Авторами был проведен анализ иноязычных блогов юридического профиля, которые можно рекомендовать аспирантам и адъюнктам не только для совершенствования навыков чтения и письменной речи по иностранному языку, но и материалы которых могут оказаться полезными в ходе проведения диссертационного исследования. Многочисленные блогеры освещают различные вопросы - от семейного права до интеллектуальной собственности. Комментарии подписчиков при этом помогают понять достоверность и актуальность представленной информации.

В Германии неоднократно составлялись рейтинги юридических блогов [17, 19]. На сайте Jurablogs.com зарегистрировано около 900 блогов, среди которых можно найти наиболее интересный как для самостоятельной работы по немецкому языку, так и для научного исследования. Одним из самых популярных является блог адвоката Удо Веттер. На сайте www.lawblog.de можно получить ответ на интересующий вопрос, а на обсуждение также выносятся случаи из повседневной работы. В 2011 г. блог был удостоен премией Grimme в категории «Информация».

Карстен Гульден и Тобиас Реттгер занимаются делами, касающимися прав СМИ и нормативных интернет-материалов. В своем блоге www.infodocc.info они пишут об обществе, политике и праве.

Учитывая специфику обучающихся по юридическому профилю, стоит обратить внимание на блог blog.strafrecht.jurion.de, который является результатом совместной работы информационного агенства BECKOFFICE Content & Creation (г. Гамбург) и юридической компании из Менхенгладбаха, занимающейся уголовными делами. На сайте регулярно обсуждаются вопросы на актуальные темы по уголовному праву в Германии и за рубежом. Наряду с постоянными отчетами по текущим и завершенным делам выкладываются многочисленные видео- и аудиоматериалы.

В блоге blog.strafrecht.jurion.de раскрываются все аспекты уголовного права. Ведет блог адвокат Детлеф Бурхов. Автор освещает актуальные темы, высказывает свое мнение относительно курьезных случаев. По таким многочисленным вопросам, как профессиональное

право; правовые нормы, регулирующие взятие под стражу; нормы права, регулирующие дорожное движение, выкладываются исследования и статьи, сообщается о новшествах и прецедентах. В отдельной категории присутствуют шутки, курьезы, приводятся примеры из собственного опыта.

Подчеркнем, что интернет-ресурсы предоставляют доступ к сайтам и блогам разных стран в рамках выбранной тематики. Это особенно важно и полезно для обучающихся по специальностям юридического профиля, так как позволяет изучить и сравнить особенности правовых систем разных стран. Например, в области конституционного права, можно обратиться к соответствующим блогам Соединенного королевства (ukconstitutonallaw.org) или Соединенных штатов (con-stitutionallawreporter.com), а также к правовому блогу Евросоюза.

Существуют также британские и американские блоги по уголовному праву. В частности, в США создано несколько блогов по проблемам уголовного права, например, «Преступность в Америке» (crimeinameri-ca.net) или Бостонский блог (bostoncriminallayer-blog.com), где можно найти информацию об особенностях квалификации различных преступлений в штате Массачусетс, а также получить бесплатную юридическую консультацию.

Блог по уголовному праву Великобритании (ukcrim-inallawblog.com) содержит сводки по различным типам преступлений, материалы и решения по некоторым уголовным делам, мнения и заявления правонарушителей, полицейских и магистратов, а также глоссарий по наиболее распространенным терминам уголовного права. Его создатели ставят своей целью не только предоставить информацию для обсуждения широкой общественностью решений по отдельным уголовным делам, но и помочь специалистам по уголовному праву правильно толковать сложные правовые вопросы.

Для тех, кто специализируется по уголовному процессу, будет полезен блог «The Crime Report» (thecri-mereport.org), основанный Джоном Джей на базе колледжа уголовного правосудия в Нью-Йорке. Здесь ежедневно публикуются новости, отчеты, комментарии, а также аналитические отчеты в области уголовного правосудия в США. На сайте можно найти статьи и различные материалы по таким темам, как судопроизводство по делам несовершеннолетних, полицейская реформа, содержание под стражей и права заключенных, нелегальные мигранты и т. д. Данный блог используется не только как источник информации по всем вопросам, касающимся уголовного процесса, но и представляет собой площадку для обмена мнениями и профессиональным опытом между учеными, практиками, студентами и журналистами во всем мире.

Кроме того, существуют персональные блоги известных зарубежных ученых, юристов, адвокатов, где можно познакомиться с их трудами, взглядами, а также получить информацию по конкретным делам из их юридической практики (например, блоги известного

ученого, юриста, профессора Д. Терлей, адвоката по уголовным делам Д. Коехлер и т. п.).

Использование блогов профессиональной направленности является достаточно эффективным средством формирования иноязычной профессиональной компетенции, поскольку позволяет решить сразу несколько задач, как общедидактического, так и практического характера.

Во-первых, возможность лично участвовать в обсуждении профессиональных тем и возникающая при этом потребность использовать иностранный язык создают стимул для повышения уровня языковой подготовки. В данном случае интернет и социальные сети выступают в роли факторов, мотивирующих к изучению иностранного языка.

Во-вторых, общение с носителями языка (или носителями разных языков) позволяет решить целый ряд практических задач по повышению эффективности обучения иностранному языку, в частности:

- обеспечивает знакомство с культурой, речевым этикетом, социальными нормами и принятыми в данной профессиональной среде образцами поведения;

- способствует усвоению и активному закреплению терминологической лексики, наиболее значимых грамматических и синтаксических явлений, характерных для подъязыка изучаемой специальности;

- развивает умения читать и понимать специальную литературу;

- способствует, в первую очередь, формированию продуктивных видов речевой деятельности, выдвигая на первый план формирование навыков письменной речи, которой традиционно уделялось гораздо меньше внимания в процессе обучения (несмотря на то, что на сегодняшний день ее значение постоянно растет в связи с распространением различных социальных сетей и мессенджеров);

- позволяет обучать на практике различным стратегиям речевого поведения, в том числе и в профессиональной сфере. Поскольку блоги и социальные сети обеспечивают наличие обратной связи, такого рода коммуникация, в отличие от традиционной письменной речи, способствует формированию навыков убеждения, аргументирования своей точки зрения, адекватного реагирования, прогнозирования ответной реакции собеседников и т. п. Вместе с тем общение в определенном профессиональном сообществе предъявляет более высокие требования не только к уровню владения иностранным языком, но и к содержанию сообщения, повышая степень осознанности и личную ответственность автора.

В-третьих, использование социальных сетей и блогов в обучении кадров высшей квалификации, по существу, является незаменимым средством организации самостоятельной работы по целому ряду причин. Прежде всего, у аспирантов и адъюнктов вырабатывается умение самостоятельно осуществлять поиск и отбор профессионально значимой информации на

иностранном языке. Учитывая значительную дифференциацию интересов обучающихся даже по одному направлению подготовки, интернет-технологии позволяют максимально индивидуализировать самостоятельную работу с иностранными источниками.

При этом блоги позволяют адъюнкту не просто использовать интернет-ресурсы в качестве источника информации, но и принимать непосредственное, самое активное участие в обсуждении ряда профессиональных вопросов. Реальное личное участие в подобных дискуссиях, обменах мнениями или комментариями помогает адъюнктам развить критическое мышление, выработать навыки формулирования и доказательства собственной точки зрения, навыки представления аргументов или контраргументов, навыки ведения дискуссии. Все перечисленные выше навыки и умения являются особенно важными для формирования общенаучных, универсальных и профессиональных компетенций при подготовке кадров высшей квалификации.

И наконец, использование профессиональных бло-гов при обучении кадров высшей квалификации позволяет научить их самостоятельно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, знакомиться с последними достижениями зарубежных ученых в сфере своих научных интересов. Такой подход закладывает основы для реализации в дальнейшем концепции непрерывного образования, в том числе и самообразования преподавателя-исследователя. Приобретенный опыт должен стать залогом успешной научной деятельности будущих ученых, которые смогут не только изучать зарубежный опыт, но и доносить результаты собственных исследований до самой широкой научной общественности, отстаивая и доказывая свою позицию и точку зрения.

Таким образом, использование социальных сетей и блогов профессиональной направленности при подготовке кадров высшей квалификации представляется нам весьма эффективным средством повышения профессиональной компетентности обучающихся. При правильной организации самостоятельной работы обеспечивается одновременное и параллельное развитие коммуникативной, социокультурной, информационной и профессиональной компетенций. Грамотное и продуманное использование социальных сетей и профессиональных блогов, интегрированных в процесс обучения адъюнктов иностранному языку, позволяет преподавателю создать естественную поликультурную языковую и информационную образовательную среду. Более того, изучение иностранного языка служит в данном случае не самоцелью, а средством формирования профессиональной компетенции специалиста, инструментом его профессионального развития и самосовершенствования.

Библиографический список

1. Гольцова, Т. А. Использование средств массовой информации в изучении немецкого языка [Текст] / Т. А. Гольцова // Правоохранительные органы: теория и практика. - 2018. - № 1. - С. 109-110.

2. Инновационные лингводидактические процессы как основа языковой подготовки в неязыковых образовательных организациях [Текст] : монография / под ред. Е. А. Проценко, А. Г. Мажаровой. - Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2016. - 114 с.

3. Ковалева, Е. А. Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку [Текст] / Е. А. Ковалева // European social science Journal. - 2016. - № 12 (1). - С. 178-183.

4. Лебедева, Л. В. Применение современных образовательных технологий в обучении иностранным языкам (на примере английского языка) [Текст] / Л. В. Лебедева, Л. А. Печищева // Вестник МГОУ Сер. Педагогика. - 2016. -№ 2. - С. 120-125.

5. Мушникова, Ю. С. Социальные сети как интерактивная форма обучения иностранному языку в старшей школе [Текст] / Ю. С. Мушникова // Молодой ученый. - 2017. -№ 33. - С. 62-63.

6. Пласкина, М. В. Письменное иноязычное взаимодействие посредством блогов [Текст] /, М. В. Пласкина // Вопросы методики преподавания в вузе. - № 5 (19-2). - 2016. -

C. 212-215.

7. Сафонова, О. П. Развитие профессиональной иноязычной компетенции студентов-лингвистов посредством технологий Web 2.0 [Текст] / О. П. Сафонова // Вестник ПГЛУ - 2010. - № 4. - С. 278-281.

8. Строкань, В. И. Актуальность использования интернет-ресурсов в обучении иностранному языку / В. И. Строкань // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 8. - С. 61-66. - (http://e-koncept.ru/2017/470109.htm).

9. Хочешь научиться разговаривать по-английски? -Italki поможет! - (https://englishfull.ru/programmy/italki.html).

10.Чем отличается профессиональный блог от личного дневника [Электронный ресур]. - URL:

https://pandia.ru/18830/.

11.Языковые социальные сети [Электронный ресур]. -URL: https://onlineteachersuk.com/ru/yazikovie-socialnie-seti/

12.Agarwal, A. Top 100 Language Learning Blogs, Websites & Newsletters in 2018 / A. Agarwal [Электронный ресур]. -URL: https://blog.feedspot.com/language_learning_blogs/

13.Ahluwalia, D. Gupta. The use of blogs in English Language Learning: A study of Student Perceptions [Text] /

D. Gupta. Ahluwalia, D. Aggarwal // Profile. - Vol. 13. - № 2. -October 2011. - P. 29-41.

14.Arndt, H. The Role of Online Media in 21st Century Language Learning / H. Arndt. - 2017. - 2 June. -(https://connectedlife.oii.ox.ac.uk/the-role-of-online-media-in-

21 st-century-language-learning/).

15.Bloggen im Unterricht - Warum Blogprojekte in die Bildungsarbeit gehören. - (https://www.kooperative-berlin.de/2017/02/bloggen-im-unterricht-warum-blogprojekte-in-die-bildungsarbeit-gehoeren/).

16.Budianto H., Dahler. Blogs as Powerful Learning Tools: The Perception from EFL Students in Riau Main Island Indonesia // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 156. 2018. -http://iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/156/1/01206 0/pdf.

17.Büssow, S. Die 10 besten Jura- und Recht-Blogs / S. Büssow. -

(https://www.kaeuferportal.de/ratgeber/dienstleistungen/inkasso/ die- 10-besten-jura-und-recht-blogs).

18.Chardaloupa, J. Web 2.0-Werkzeuge und Apps im regulären DaF -Unterricht / J. Chardaloupa // Mediales Lernen/Lehren

im Fremdsprachenunterricht. - 2016. - 19 September. -(http://www.medienimpulse.at/articles/view/975).

19.Désirée, B. Wahl des Jurablogs 2015. Wer hat den schönsten Blawg im Land? / B. Désirée. -(https://www. lto.de/recht/kanzleien-unternehmen/k/bester-jurablog-deutschlands-2015/).

20.Ferencikova, P. E-learning module for traffic police to develop the English language / P. Ferencikova // Public security and public order. - 2017. - № 18. -(https://repository.mruni.eu/bitstream/handle/007/15078/F eren% C4 %8Dikova.pdf?sequence= 1 &isAllowed=y).

21.Galien, P. Using Blogs in ESL/EFL Teaching and Teacher Training [Text] / P. Galien, W. Bowcher // Asian EFL Journal. Professional Teaching Articles. - 2010. - Vol. 42. - P. 4-23.

22.Gerhart, N. Technology addiction: How social network sites impact our lives / N. Gerhart // Informing Science: the International Journal of an Emerging Transdiscipline. - 2017. -20. - P. 179-194. -(http://www.informingscience.org/Publications/3851 ).

23.Maas, C. Language Learning through Social Networks: Perceptions and Reality / C. Maas. -(https://www. eltresearchbites.com/2018-01 -language-learning-through-social-networks-perceptions-and-reality/).

24.Patzelt, S. Soziale Netzwerke im Unterricht / S. Patzelt. -(https://www. lehreronline.de/unterricht/sekundarstufen/faecheru ebergreifend/artikel/fa/soziale-netzwerke-im-unterricht/).

25.Sattar, S. Learning via Blogging: The ESL/EFL Perspective [Text] / S. Sattar // GSTF Journal of Education. - 2015. -№ 1. - P. 7-12.

26.Selan, E. Sprachen lernen mit Hilfe von Social Media! Geht das? / E. Selan. -

(https://www.hrweb.at/2012/06/fremdsprachen-und-social-media/).

27.Social media's impact in an English language classroom. - URL: https://phys.org/news/2018-10-social-media-impact-english-language.html.

28.Social Media Tools for Informal Language Learning: A Comprehensive Theoretical Framework // Asian Social Science. - 2018. - № 4. - (https://doi.org/10.5539/ass.v14n4p46).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29.Wie Sie Facebook & Co. sinnvoll im Sprachunterricht einsetzen können. - (https://www.lecturio.de/magazin/soziale-netzwerke-sprachunterricht/).

Reference list

1. Gol'cova, T. A. Ispol'zovanie sredstv massovoj informacii v izuchenii nemeckogo jazyka = Use of mass media in studying German [Tekst] / T. A. Gol'cova // Pravoohranitel'nye organy: teorija i praktika. - 2018. - № 1. - S. 109-110.

2. Innovacionnye lingvodidakticheskie processy kak osnova jazykovoj podgotovki v nejazykovyh obrazovatel'nyh organi-zacijah = Innovative linguo-didactic processes as a basis of language training in non-linguistic educational organizations [Tekst] : monografija / pod red. E. A. Procenko, A. G. Mazharovoj. - Voronezh : Voronezhskij institut MVD Rossii, 2016. - 114 s.

3. Kovaleva, E. A. Internet-resursy v obuchenii inostranno-mu jazyku = Internet resources in training a foreign language [Tekst] / E. A. Kovaleva // European social science Journal. -2016. - № 12 (1). - S. 178-183.

4. Lebedeva, L. V. Primenenie sovremennyh obrazovatel'n-yh tehnologij v obuchenii inostrannym jazykam (na primere anglijskogo jazyka) = Use of modern educational technologies in training foreign languages (on the example of English) [Tekst] / L. V. Lebedeva, L. A. Pechishheva // Vestnik MGOU. Ser. Pedagogika. - 2016. - № 2. - S. 120-125.

67

5. Mushnikova, Ju. S. Social'nye seti kak interaktivnaja forma obuchenija inostrannomu jazyku v starshej shkole = Social networks as an interactive form in training a foreign language in high school [Tekst] / Ju. S. Mushnikova // Molodoj uchenyj. - 2017. - № 33. - S. 62-63.

6. Plaskina, M. V. Pis'mennoe inojazychnoe vzaimodejstvie posredstvom blogov = Written foreign-language interaction by means of blogs [Tekst] / M. V. Plaskina // Voprosy metodiki prepodavanija v vuze. - № 5 (19-2). - 2016. - S. 212-215.

7. Safonova, O. P. Razvitie professional'noj inojazychnoj kompetencii studentov-lingvistov posredstvom tehnologij Web 2.0 = Development of student-linguists' professional foreign-language competence by means of Web 2.0 technologies [Tekst] / O. P. Safonova // Vestnik PGLU. - 2010. - № 4. -S. 278-281.

8. Strokan', V. I. Aktual'nost' ispol'zovanija internet-resursov v obuchenii inostrannomu jazyku = Relevance of use of Internet resources in training a foreign language / V. I. Strokan' // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». -2017. - № 8. - S. 61-66. - (http://e-koncept.ru/2017/470109.htm).

9. Hochesh' nauchit'sja razgovarivat' po-anglijski? - Italki pomozhet! = Do you want to learn to speak English? - Italki will help! (https://englishfull.ru/programmy/italki.html).

10.Chem otlichaetsja professional'nyj blog ot lichnogo dnevnika = What does the professional blog differ from the personal diary [Jelektronnyj resur]. - URL: https://pandia.ru/18830/.

11. Jazykovye social'nye seti = Language social networks [Jelektronnyj resur]. - URL: https://onlineteachersuk.com/ru/yazikovie-socialnie-seti/

12.Agarwal, A. Top 100 Language Learning Blogs, Websites & Newsletters in 2018 / A. Agarwal [Jelektronnyj resur]. -URL: https://blog.feedspot.com/language_learning_blogs/

13.Ahluwalia, D. Gupta. The use of blogs in English Language Learning: A study of Student Perceptions / D. Gupta. Ahluwalia, D. Aggarwal // Profile. - Vol. 13. - № 2. - October 2011. - P. 29-41.

14.Arndt, H. The Role of Online Media in 21st Century Language Learning / H. Arndt. - 2017. - 2 June. -(https://connectedlife.oii.ox.ac.uk/the-role-of-online-media-in-

21 st-century-language-learning/).

15.Bloggen im Unterricht - Warum Blogprojekte in die Bildungsarbeit gehören. - (https://www.kooperative-berlin.de/2017/02/bloggen-im-unterricht-warum-blogprojekte-in-die-bildungsarbeit-gehoeren/).

16.Budianto H., Dahler. Blogs as Powerful Learning Tools: The Perception from EFL Students in Riau Main Island Indonesia // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 156. 2018. -

http://iopscience.iop.Org/article/10.1088/1755-1315/156/1/01206 0/pdf.

17.Büssow, S. Die 10 besten Jura- und Recht-Blogs / S. Büssow. -

(https://www.kaeuferportal.de/ratgeber/dienstleistungen/inkasso/ die- 10-besten-jura-und-recht-blogs).

18.Chardaloupa, J. Web 2.0-Werkzeuge und Apps im regulären DaF Unterricht / J. Chardaloupa // Mediales Lernen/Lehren im Fremdsprachenunterricht. - 2016. - 19 September. -(http://www.medienimpulse.at/articles/view/975).

19.Désirée, B. Wahl des Jurablogs 2015. Wer hat den schönsten Blawg im Land? / B. Désirée. -(https://www.lto.de/recht/kanzleien-unternehmen/k/bester-jurablog-deutschlands-2015/).

20.Ferencikova, P. E-learning module for traffic police to develop the English language / P. Ferencikova // Public security and public order. - 2017. - № 18. -(https://repository.mruni.eu/bitstream/handle/007/15078/F eren% C4 %8Dikova.pdf?sequence= 1 &isAllowed=y).

21.Galien, P. Using Blogs in ESL/EFL Teaching and Teacher Training / P. Galien, W. Bowcher // Asian EFL Journal. Professional Teaching Articles. - 2010. - Vol. 42. - P. 4-23.

22.Gerhart, N. Technology addiction: How social network sites impact our lives / N. Gerhart // Informing Science: the International Journal of an Emerging Transdiscipline. - 2017. -20. - P. 179-194. -(http://www.informingscience.org/Publications/3851 ).

23.Maas, C. Language Learning through Social Networks: Perceptions and Reality / C. Maas. -(https://www.eltresearchbites.com/2018-01-language-learning-through-social-networks-perceptions-and-reality/).

24.Patzelt, S. Soziale Netzwerke im Unterricht / S. Patzelt. -(https://www. lehreronline.de/unterricht/sekundarstufen/faecheru ebergreifend/artikel/fa/soziale-netzwerke-im-unterricht/).

25.Sattar, S. Learning via Blogging: The ESL/EFL Perspective / S. Sattar // GSTF Journal of Education. - 2015. - № 1. -P. 7-12.

26.Selan, E. Sprachen lernen mit Hilfe von Social Media! Geht das? / E. Selan. -

(https://www.hrweb.at/2012/06/fremdsprachen-und-social-media/).

27.Social media's impact in an English language classroom. - URL: https://phys.org/news/2018-10-social-media-impact-english-language.html.

28.Social Media Tools for Informal Language Learning: A Comprehensive Theoretical Framework // Asian Social Science. - 2018. - № 4. - (https://doi.org/10.5539/ass.v14n4p46).

29.Wie Sie Facebook & Co. sinnvoll im Sprachunterricht einsetzen können. - (https://www.lecturio.de/magazin/soziale-netzwerke-sprachunterricht/).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.