Научная статья на тему 'Деятельность высшей образовательной организации в процессе реализации информационной стратегии'

Деятельность высшей образовательной организации в процессе реализации информационной стратегии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IT-СТРАТЕГИЯ / IT STRATEGY / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущин Алексей Владимирович, Шобонов Николай Александрович

В статье раскрывается назревшая необходимость и актуальность разработки и реализации информационной стратегии в каждой высшей образовательной организации направленной на формирование и создание эффективной электронной информационно-образовательной среды, обосновывается проектирование дорожной карты реализации IT-стратегии. Выделены основные направления реализации IT-стратегии с учетом обязательного анализа уровня информатизации вуза. Приведено авторское видение на определение основных задач необходимых для достижения основной цели IT-стратегии вуза. Перечислены и обоснованы ключевые компоненты IT-стратегии современной высшей образовательной организации. Подробно рассмотрены базовые проектируемые результаты (показатели) реализации IT-стратегии. Приведен мировой взгляд на эффективность и востребованность электронной формы обучения. Акцентирована зависимость эффективности развития системы информационно-технологического обеспечения образовательной организации от оптимальности организации всех её основных компонентов и качества реализации организационно-педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гущин Алексей Владимирович, Шобонов Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE HIGHER EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE PROCESS OF IMPLEMENTATION OF THE INFORMATION STRATEGY

The article reveals the urgent need and urgency of the development and implementation of the information strategy in each higher educational organization aimed at the formation and creation of an effective electronic information and educational environment, the design of the road map for the implementation of the IT strategy is justified. The main directions of implementing the IT strategy are identified, taking into account the mandatory analysis of the level of informatization of the university. The author's vision for defining the main tasks necessary to achieve the main goal of the IT strategy of the university is given. The key components of the IT strategy of the modern higher educational organization are listed and substantiated. The basic projected results (indicators) of the implementation of the IT strategy are considered in detail. The world view on the effectiveness and relevance of the electronic form of education is given. The dependence of the effectiveness of the development of the information and technological support system of the educational organization on the optimality of the organization of all its main components and the quality of the implementation of organizational and pedagogical conditions is emphasized.

Текст научной работы на тему «Деятельность высшей образовательной организации в процессе реализации информационной стратегии»

2. Баракаев Б.У. Проблемы повышения эффективности соревновательной деятельности борцов // Вестник спортивной науки. 2010. №6. С. 14 - 17.

3. Иванков Ч.Т., Сафошин А.В., Гасанов Р.Г., Умаров М.К. Рационализация техники атакующих действий в спортивной борьбе на примере дзюдо // Наука и школа. 2016. №2. С. 207 - 212.

4. Гасанов Р.Г., Иванков Ч.Т., Сафошин А.В. Повышение технико-тактической подготовки юных дзюдоистов с учетом динамических ситуаций соревновательной деятельности // Наука и школа. 2015. №1. С. 135 - 141.

5. Коптев О.В. Наиболее используемые и эффективные приемы в дзюдо // Вестник спортивной науки. 2016. №1. С. 9 - 15.

6. Кузьменко Г.А., Кабанова Е.А. Индивидуализация спортивной подготовки юных дзюдоистов 15-16 лет на основе анализа параметров соревновательной активности и эффективности интеллектуальных решений // Преподаватель XXI век. 2017. №2. С. 199 - 212.

7. Левицкий А.Г., Рахлин М.А. Современные тенденции в подготовке дзюдоистов-юношей к соревновательной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2007. №6 (28). С. 62 - 66.

8. Новиков А.А., Худадов Н.А., Умаров М.К. Выполнение технических действий в самбо в зависимости от оценки динамической ситуации // Вестник спортивной науки. 2013. №1. С. 20 - 24.

9. Осипов А.Ю., Сапаров Б.М., Шубин Д.А. Готовность дзюдоистов Урала и Сибири к соревновательной борьбе // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2016. №50-3. С. 110 - 117.

10. Осипов А.Ю. Анализ готовности дзюдоистов Красноярского края к соревновательной борьбе по новым правилам соревнований // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. №1 (27). С. 100 - 103.

11. Пашута В.Л., Вавилкин Д.С. Методика подготовки квалифицированных дзюдоистов с использованием технико-тактических комплексов атакующих действий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. №11 (95). С. 107 - 111.

12. Сальников В. Правила самбо: что нового? // Самозащита без оружия. 2015. №2 (73). С. 52 - 53.

13. Сафошин А.В., Умаров М.К., Полещук О.М. Методика подготовки самбистов с использованием модульно-ситуационного подхода и оценка ее эффективности // Наука и школа. 2017. №1. С. 192 - 202.

14. Шилакин Б.В., Захаров А.В. Исследование факторов воздействующих на показатели технико-тактической подготовленности дзюдоистов по результатам чемпионатов мира 2014 и 2015 гг. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. №12 (142). С. 167 - 170.

15. Boguszewski D. Offensive activity as an element of the evaluation of struggle dynamics of judo contestants // Archives of Budo. 2014. №10. P. 101-106.

16. Koptev O., Osipov A., Kudryavtsev M., et al. Estimation degree of changes influence in competition rules on the contests ratios of judo wrestlers of lightweight categories in Russia and Kyrgyzstan // Journal of Physical Education and Sport. 2017. №4 (Supplement issue). P.2067-2072. D0I:10.7752/jpes.2017.s. 4209

17. Osipov A., Kudryavtsev M., Fedorova P., et al. Comparative analysis of the scientific views of Russian and foreign scientists on the problem of training skilled judo wrestlers // Journal of Physical Education and Sport. 2017. №1. P.288-293. DOI:10.7752/jpes.2017.01043

18. Osipov A., Kudryavtsev M., Iermakov S., Jagiello W. Topics of doctoral and postdoctoral dissertations devoted to judo in period 2000-2016 - overall analysis of works of Russian experts // Archives of Budo. 2017. №1 (13). P. 1-10.

19. Osipov A., Kudryavtsev M., Struchkov V., et al. Expert analysis of the competitive level of young Russian judo athletes who train for active attack fighting // Journal of Physical Education and Sport. 2016. №4. P. 1153-1158. DOI:10.7752/jpes.2016.04185

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Гущин Алексей Владимирович

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования «Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки» (г. Нижний Новгород);

доктор педагогических наук, доцент Шобонов Николай Александрович

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего

образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный

университет имени Н. И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

Аннотация. В статье раскрывается назревшая необходимость и актуальность разработки и реализации информационной стратегии в каждой высшей образовательной организации направленной на формирование и создание эффективной электронной информационно-образовательной среды, обосновывается проектирование дорожной карты реализации 1Т-стратегии. Выделены основные направления реализации ГТ-стратегии с учетом обязательного анализа уровня информатизации вуза. Приведено авторское видение на определение основных задач необходимых для достижения основной цели ГГ-стратегии вуза. Перечислены и обоснованы ключевые компоненты ГТ-стратегии современной высшей образовательной организации. Подробно рассмотрены базовые проектируемые результаты (показатели) реализации ГТ-стратегии. Приведен мировой взгляд на эффективность и востребованность электронной формы обучения. Акцентирована зависимость эффективности развития системы информационно-технологического обеспечения образовательной организации от оптимальности организации всех её основных компонентов и качества реализации организационно-педагогических условий.

Ключевые слова: ГТ-стратегия, электронная информационно-образовательная среда, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

Annotation. The article reveals the urgent need and urgency of the development and implementation of the information strategy in each higher educational organization aimed at the formation and creation of an effective electronic information and educational environment, the design of the road map for the implementation of the IT strategy is justified. The main directions of implementing the IT strategy are identified, taking into account the mandatory analysis of the level of informatization of the university. The author's vision for defining the main tasks necessary to achieve the main goal of the IT strategy of the university is given. The key components of the IT strategy of the modern higher educational organization are listed and substantiated. The basic projected results (indicators) of the implementation of the IT strategy are considered in detail. The world view on the effectiveness and relevance of the electronic form of education is given. The dependence of the effectiveness of the development of the information and technological support system of the educational organization on the optimality of the organization of all its main components and the quality of the implementation of organizational and pedagogical conditions is emphasized.

Keywords: IT strategy, electronic information and educational environment, e-learning, distance learning technologies.

Введение. Одной из эффективных форм образовательной и педагогической инноватики является разработка целевых проектов с последующей их реализацией в практической деятельности.

Актуальность осуществления подобных целевых проектов обосновывается тем, что наша жизнь стремительно переходит в цифровую копию. Мы становимся свидетелями того, что все культурное, образовательное и научное наследие перемещается в Интернет, создаются электронные интерактивные копии известных исторических музеев и библиотек мира, появляются автоматические образовательные системы с искусственным интеллектом, и как следствие, возникает необходимость реализации образования в виртуальных мирах [5].

В настоящее время электронное обучение предполагает не только дистанционные формы учебного взаимодействия, но и переводит весь комплекс дидактических материалов в электронный вид. Электронное обучение расширяет и обогащает традиционные формы учебной деятельности, повышает эффективность образовательных систем. Поэтому актуальной целью становится разработка и реализация информационной стратегии (IT-стратегии) в каждой высшей образовательной организации направленной на формирование и создание такой электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), которая включала бы в себя: электронные информационные ресурсы; электронные образовательные ресурсы; совокупность информационно-телекоммуникационных технологий, соответствующих организационных мероприятий и технологических средств, способствующих повышению качества подготовки обучающихся и обеспечивающих новый уровень доступности высшего образования, и представляла собой базовый элемент, на котором основывается вся система перспективного развития информационно-технологического обеспечения вуза.

Формулировка цели статьи. Аргументировать необходимость, особенности разработки и реализации информационной стратегии высшей образовательной организации.

В ходе подготовки статьи автором применялись теоретические и эмпирические методы исследования дидактического и методологического аспектов рассматриваемой проблемы.

Изложение основного материала статьи. Для достижения поставленной цели первостепенной задачей становится проектирование дорожной карты реализации IT-стратегии, согласно которой должен определяться маршрут её реализации по следующим основным направлениям:

1. Привлечение лучших мировых и отечественных практик использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭО и ДОТ) для повышения уровня качества образования;

2. Создание условий устойчивого функционирования электронного обучения и ЭИОС;

3. Разработка общей стратегии и нормативно-правовой системы управления функционированием и развитием ЭИОС, ЭО и ДОТ в вузе [4,6 ].

Должны быть установлены следующие базовые проектируемые результаты (показатели) реализации IT-стратегии:

1. Наличие разработанных учебных курсов и реализуемых в ЭИОС вуза, включающие в себя рабочие программы дисциплин, фонды оценочных средств, методические рекомендации, дополнительные ресурсы и медиаресурсы, систему контроля, систему обратной связи, систему организации учебно-исследовательской проектной деятельности обучающихся.

2. Реализация новых форм учебного взаимодействия: учебно-исследовательская проектная деятельность на основе совместно-разрабатываемого гипертекста; работа обучающихся в форматах медиапроектов; система удаленного управления курсовыми, выпускными квалификационными и дипломными проектами; система удаленных консультаций и научного кураторства.

3. Использование открытых дистанционных курсов в образовательном процессе вуза, на которые смогут записаться все желающие (перспективное вхождение в систему МООС) [3].

Обоснованием для разработки и реализации IT-стратегии является то, что современный вуз особенно остро нуждается в стратегическом планировании, поскольку оно позволяет реалистично устанавливать перспективные цели, получать ощутимые плоды от инновационной деятельности и определять ресурсы, которые понадобятся для гарантии успеха и повышения конкурентоспособности вуза через концентрацию инновационных ресурсов и существенного улучшения результатов по всем основным направлениям его деятельности.

Успешная реализация корпоративного стратегического плана и инновационный потенциал вуза напрямую зависят от использования информационных технологий. Однако результативная системная работа по информатизации возможна только на основе долгосрочного плана развития информационного обеспечения от текущего состояния к целевому.

Эффективная IT-стратегия может быть создана только на основе хорошо проработанной корпоративной стратегии, в которой подробно описаны все бизнес-процессы, тенденции развития вуза, конкурентные тенденции, а также требования к информационным технологиям [7].

Кроме того, разработка эффективной IT-стратегии невозможна без учета современных тенденций в области развития информационных технологий: средств бизнес-аналитики (business intelligence - BI), как инструмента, с помощью которого в одном месте можно увидеть положение дел по всем направлениям

деятельности компании; использования мобильных устройств для доступа к информационной среде; «облачных» технологий; системы управленческого учета (ERP) и технологии организации рабочих процессов; системы управления взаимодействием с клиентами (Customer Relationship Management System, CRM); виртуализации; информационной безопасности.

Основными тенденциями развития информационных технологий, отмечаемыми в ведущих вузах РФ на ряду с перечисленными ранее, являются: внедрение ведущих систем управления обучением и учебным контентом; внедрение систем беспроводного доступа в интернет; внедрение систем автоматизации доступа к информационным системам вуза.

IT-стратегия современного вуза предполагает учет текущих процессов участия в сети национальных исследовательских университетов (НИУ), чтобы эффективно использовать преимущества от внедрения информационных технологий и осуществлять образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования.

Анализируя на пред проектном этапе состояние уровня информатизации в вузе (определение информационной зрелостности) необходимо выявить его сильные и слабые стороны как объекта информатизации.

В частности в качестве примера к сильным и слабым сторонам можно отнести следующее:

1. К сильным сторонам IT-сферы вуза можно отнести: наличие понимания и поддержки высшего руководства вуза в направлении комплексной информатизации вуза, дающая возможность преодоления административных рисков при реализации IT-стратегии; наличие эффективных, квалифицированных специалистов в области IT; хорошие основы кабельной инфраструктуры (наличие высокоскоростных оптоволоконных каналов связи, достаточно широко развитая сеть Intranet вуза, достаточно большая зона покрытия беспроводного доступа в сеть Internet в корпусах вуза); имеющийся положительный опыт эффективного внедрения и использования различных ведущих информационных систем; наличие развитого механизма информирования общественности о деятельности вуза через официальный сайт имеющего собственную стилистику и символику, позволяющего реализовать принципы интерактивности, открытости в инновационном формате и дизайне.

2. К слабым сторонам IT-сферы вуза можно отнести: недостаточно высокий уровень информационной компетентности сотрудников и специалистов; слабый уровень владения IT научно-педагогических работников (НПР) и как следствие применения ИКТ в своей профессиональной деятельности; низкий уровень автоматизации научно-исследовательских и учебно-методических процессов в высшей образовательной организации; отсутствие внедрённых современных IT-подсистем в области бизнес-аналитики, систем информационной безопасности и, особенно, их интеграции с уже внедрёнными информационными системами в вузе; недостаточное внешнее и внутреннее финансирование в направлении приобретения и использования лицензионных программных продуктов для полного обеспечения обоснованных запросов структурных подразделений вуза; недостаточное количество П-специалистов в соответствии с нормами профессиональных стандартов в области IT.

К основным внешним угрозам, увеличивающим риски снижения IT-потенциала современной высшей образовательной организации, как правило, могут являться: недостаточная поддержка вуза (высшего образования в целом) учредителем, политическим руководством региона, страны; невозможность адекватного финансирования в результате возможных кризисных явлений в стране и в мире; отток квалифицированных IT-специалистов в другие организации и сферы деятельности; отставание в развитии в сфере IT может серьёзно сказаться на имидже высшей образовательной организации в образовательном сообществе, властных структурах, в глазах абитуриентов и потребителей образовательных услуг.

При этом нельзя не учитывать новые открывающиеся возможности при: выделении руководством вуза в качестве приоритетного сектора развития информационно-телекоммуникационных технологий; положительной динамике развития страны и региона; появлении новых более эффективных технологий в области IT; понимании сотрудников, специалистов, преподавателей о неизбежности перехода на использование современных ИКТ в своей профессиональной деятельности [1].

Исходя из данных предпосылок, руководству современной высшей образовательной организации целесообразно предпринимать действия в следующих направлениях: приведение в соответствие организационной IT-структуры подразделений в соответствие масштабам и задачам, стоящим в области IT перед вузом; модернизация канальной и технологической инфраструктуры исходя из задач, стоящих перед вузом, возможностей новых технологий и ожидаемых тенденций развития сектора IT в целом; обучение IT-специалистов и повышение квалификации в области развития информационной компетентности преподавателей и сотрудников; аккумулирование и выделение средств на приобретение необходимого лицензионного программного и аппаратного обеспечения по всем направлениям деятельности вуза; внедрение и развитие системы электронного обучения (e-learning).

Выводы. Основной целью IT-стратегии современной высшей образовательной организации становится обеспечение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг, его позиционирование как одного из ведущих центров качественной подготовки выпускников, востребованных как на региональном, национальном так и на мировом рынках, в том числе, за счет: внедрения ведущих комплексных управленческих информационных систем бизнес-анализа; создания ЭИОС на базе ведущих систем управления ДО и ДОТ; предоставления всем сотрудникам, преподавателям и обучающимся эффективных средств доступа к информационным, научным и образовательным ресурсам; развития цифровых информационных баз и web-ресурсов вуза [2].

Основными задачами для достижения основной цели IT-стратегии вуза являются: развитие сетевой телекоммуникационной инфраструктуры вуза; развитие систем обработки и хранения данных; развитие и широкомасштабное внедрение дистанционных технологий обучения; развитие кадрового потенциала, формирование кадрового резерва в области ИТ; техническое и программное обеспечение и поддержка подразделений; развитие системы управления вузом на основе средств ИКТ; нормативно-правовое обеспечение системы информатизации; достаточное ресурсное обеспечение информатизации вуза;

Ключевыми индикаторами (показателями) реализации IT- стратегии становятся:

1. В области развития сетевой телекоммуникационной инфраструктуры: развитие сети беспроводного доступа к сети Internet и Intranet вуза; развитие и администрирование официального сайта вуза; развитие отказоустойчивой системы взаимодействия телекоммуникационных узлов в корпусах вуза.

2. В области развития систем обработки и хранения научно-исследовательских и общевузовских данных: развитие и техническое оснащение отказоустойчивой системы хранения и обработки данных вуза; программно-техническое сопровождение электронной базы данных автоматизации учёта НИР; развитие и техническое оснащение общевузовской системы виртуализации и распределения ресурсов.

3. В области развития системы ЭО и ДОТ: развитие и техническое оснащение системы дистанционного обучения вуза; развитие базы электронных курсов и образовательного контента для электронной платформы управления дистанционным обучением; участие сотрудников, преподавателей и обучающихся в российских и международных профессиональных сообществах дистанционных образовательных ресурсов; участие, организация и проведение практических вебинаров по направлениям развития и опыту использования систем ДО и ДОТ в высшем образовании.

4. В области использования ИКТ в учебно-методической деятельности: внедрение программ и информационных систем, для автоматизации управления учебным процессом; развитие систем видеоконференцсвязи (ВКС); развитие базы данных образовательных ресурсов на web-портале и в e-learning среде вуза; техническое содействие библиотеке вуза в модернизации IT инфраструктуры и организации взаимодействия с ведущими российскими библиотечными центрами.

5. В области развития кадрового потенциала: организация повышения уровня квалификации сотрудников подразделений управления информатизации в области ИКТ.

6. В области технического и программного оснащения и поддержки подразделений: обеспечение деятельности всех структурных подразделений необходимыми современными средствами ИКТ; обеспечение деятельности всех структурных подразделений необходимыми лицензионными программными средствами ИКТ; обеспечение средствами офисной и множительной техники; обеспечение средствами мультимедиа-презентаций, ВКС и VoIP; обеспечение высокоскоростного канала доступа в сеть интернет; техническая поддержка, обслуживание и ремонт средств вычислительной и телекоммуникационной техники; регламентационные работы по списанию и утилизации морально устаревших и технически изношенных аппаратных средств ИКТ.

7. В области развития систем управления вузом: внедрение ведущей комплексной управленческой бизнес системы - business intelligence (BI), включающей аналитическую интеграцию основных существующих информационных систем вуза; техническая поддержка системы управления вузом и других информационных систем; внедрение автоматизированной системы контроля доступа и видео наблюдения в учебных аудиториях вуза; выбор и внедрение IT системы управления проектами для рабочих групп.

8. В области нормативно-правового обеспечения информатизации вуза: взаимодействие с федеральными и региональными контролирующими организациями в области связи и телекоммуникаций; получение и своевременное продление необходимых лицензий и разрешительных документов в области IT; разработка внутренних нормативно-правовых документов, регламентирующих использование информационных и телекоммуникационных ресурсов; разработка и утверждение рекомендаций о составе квалификационных требований к профессиональным компетенциям, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудниками и преподавателями вуза, в области использования IT с учетом особенностей работы базового офисного программного и аппаратного обеспечения.

Литература:

1. Васильчук Г.Т., Винокурова Н.В., Шобонов Н.А. Программа развития и основная образовательная программа: стратегия и тактика проектирования в условиях реализации ФГОС / Г.Т. Васильчук, Н.В. Винокурова, Н.А. Шобонов // Учебно-методическое пособие - М.: Академкнига, 2013. - 104 с.

2. Гущин А.В. Дидактико-психологические особенности проектирования информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования /А.В. Гущин // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. - 2014. - № 6. - URL: http://www.science-education.ru/120-14813

3. Гущин А.В. Организационно-педагогические условия эффективного развития электронной информационно-образовательной среды высшей образовательной организации // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 5. - С. 34-41; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1664

4. Гущин А.В. Показатели сформированности электронной информационно-образовательной среды высшей образовательной организации // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 5. - С. 25-33; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1663

5. Гущин, А.В. Социокультурные и исторические основания необходимости функциональных и институциональных изменений в педагогическом образовании. / А.В. Гущин // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. - 2013. - № 3. - URL: http://www.science-education.ru/109-9376

6. Шобонов Н.А. Нормативно-правовое регулирование и ценностно-смысловые ориентиры информационной открытости общеобразовательной организации / Н.А. Шобонов // Народное образование. -Москва: 2015. №5. - С. 78-83

7. Шобонов Н.А. Программа развития и основная образовательная программа общеобразовательной организации: нормативно-правовой аспект / Н.А. Шобонов // Нижегородское образование. - Н.Новгород: 2014. №3. - С. 101-107

Педагогика

УДК37.018:316.7

аспирант Давлетшина Альбина Фагимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. В статье рассматривается практический опыт многоуровневой воспитательной работы со студентами технического вуза - будущими специалистами атомной отрасли.

Ключевые слова: воспитательная работа, формирование компетенций, социокультурное пространство.

Annotation. The article deals with the practical experience of multi-level educational work among technical university students - future specialists of the nuclear industry.

Keywords: educational work, development of competences, sociocultural environment.

Введение. Условия непрерывной модернизации системы образования Российской Федерации, с учетом введения новых профессиональных стандартов для выпускников образовательных организаций и профессиональных стандартов к педагогам, обуславливают необходимость создания новых форм и педагогических подходов к воспитанию и образованию студентов. Важно обратить внимание на то, что в контексте педагогики высшей школы вуз как социальный институт создает условия для проявления обучающимся его ценностно-смыслового отношения к жизни [1].

Потребность в кадрах и высокие требования к уровню их профессиональной подготовки ставят перед профильными вузами социально-педагогические задачи максимально возможного приближения выпускника к идеальной модели,характеристики которой определены работодателем. Это объясняется чрезвычайновысокой степенью ответственности работников, занятых в атомной энергетике, что требует от них не только соответствующего уровня первоначальной подготовки, но испособности к самообразованию, саморазвитию, совершенствованию имеющихся иприобретению новых профессиональных знаний, умений и навыков [2].

Результатом эффективной воспитательной работы в технических образовательных организациях является как сформированность общекультурных компетенций будущего специалиста, так и нравственное становление молодого гражданина. Это обуславливает сегодняшние усилия научно-педагогического сообщества по оптимизации взаимодействия со студентами с целью концептуального оформления современных подходов воспитания образованной части молодежи. Конечной целью становится актуализация процесса кристаллизации/вызревания высоких моральных качеств и ответственной гражданской позиции людей с высшим образованием как лидеров мнения [3].

Новые подходы в создании организационно-педагогического сопровождения обучающихся требуют включения студентов в разнообразные социальные практики, проведение досуговых и социально значимых мероприятий, а соответственно делают необходимым непосредственное участие преподавателя вуза в развитии личности студента. Как показывает опыт Волгодонского инженерно-технического института -филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (ВИТИ НИЯУ МИФИ), в воспитательный процесс должны быть вовлечены преподаватели, классные руководители, кураторы, заведующие кафедрами, а в соответствии с новыми профессиональными стандартами и педагоги профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, а также окружающая социокультурная жизнь общества [4].

Формулировка цели статьи. В статье представлен современный опыт воспитательной работы Волгодонского-инженерно-технического института - филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».

Изложение основного материала статьи. Воспитательная работа в институтеесть непрерывный целенаправленный процесс формирования у обучающихся системы профессиональных и жизненных ориентиров, активной гражданской позиции. Данный процесс представляет собой согласованную деятельность всех сотрудников образовательной организации, в том числе научно-педагогических работников, представителей администрации, органов студенческого и общественного самоуправления, а также самих обучающихся и их объединений, осуществляемую как в учебное (аудиторное), так и во внеучебное время, и направленную на развитие и совершенствование социокультурной среды института как воспитательного пространства [5].

Цель воспитательной работы вВолгодонском инженерно-техническом институте - подготовка всесторонне развитой гармоничной личности, сочетающей в себе высокие профессиональные качества и социальную активность, основанную на твердой гражданской позиции и патриотизме.

Основные задачи воспитательной деятельности ВИТИ НИЯУ МИФИ - формирование у обучающихся системы профессиональных ориентиров и культуры, навыков и личностных качеств, формирование мотивации к труду, профессиональному совершенствованию.

Решение обозначенных задач воспитания достигается путем комплексного подхода в организации воспитательной деятельности вуза последующим ее основным направлениям: гражданско-патриотическое, гражданское и духовно-нравственное воспитание; интеллектуальное воспитание;профессионально-трудовое воспитание;эстетическое, экологическое и физическое воспитание.

В процессе воспитания и обучения в вузе формируются профессиональные, общекультурные и специальные компетентности. Основные функции в организационно-педагогическом сопровождении обучающихся и формировании общекультурных компетентностей студентов возлагаются на педагога. В ВИТИ НИЯУ МИФИ педагогов-кураторов и классных руководителей объединяет «Институт кураторства»,в основу работы которого,по планам воспитательной работы,заложен личностно-ориентированный подход к воспитанию студентов с учетом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей и способностей.

Не реже двух раз в месяц в группах проводятся кураторские и классные часы (организационные и тематические). Их разнообразная тематика позволяет решить задачи по формированию корпоративной культуры и культуры безопасности студента. При проведении кураторских и классных часов широко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.