Научная статья на тему 'НАШ ВЫПУСКНИК - ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ БУДУЩЕГО!'

НАШ ВЫПУСКНИК - ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ БУДУЩЕГО! Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1178
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рагозин Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАШ ВЫПУСКНИК - ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ БУДУЩЕГО!»

(

1 МгО^

ц 1 у-

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

НАШ ВЫПУСКНИК -ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ БУДУЩЕГО

РАГОЗИН Алексей Николаевич

родился 10 апреля 1967 г. в поселке Бердяуш Челябинской области.

В1989 г. окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище.

В 1989 г. - командир десант-но-штурмового взвода отдельного десантно-штурмового батальона отдельной десантно-штурмовой бригады.

В1990 г. - командир гранатометного взвода парашютно-десантного батальона отдельной воздушно-десантной бригады.

В 1991 г. - командир разведывательной роты отдельной воздушно-десантной бригады Воздушно-десантных войск.

В 1996 г. - командир парашютно-десантного батальона отдельной воздушно-десантной бригады Воздушно-десантных войск.

В 1999 г. - слушатель Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации.

В 2001 г. - начальник штаба - заместитель командира гвардейского парашютно-десантного полка гвардейской воздушно-десантной дивизии.

В 2003 г. - командир десантно-штурмового полка гвардейской воздушно-десантной дивизии.

В 2007 г. - командир гвардейского десантно-штурмового полка гвардейской десантно-штурмовой дивизии (горной).

В 2008 г. - командир отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады.

В 2010 г. - командир гвардейской воздушно-десантной дивизии.

В 2013 г. - начальник воздушно-десантной подготовки - заместитель командующего Воздуш но-десантны-ми войсками по воздушно-десантной подготовке.

В 2015 г. - слушатель Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

В 2017 г. назначен начальником Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища.

В канун 100-летия Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища начальник военного учебного заведения гвардии генерал-майор А.Н. РАГОЗИН, кавалер орденов «За военные заслуги», Мужества и «За заслуги перед Отечеством» 4 степени (с мечами) ответил на вопросы нашего журнала.

сохранять и приумножать традиции нашего прославленного училища.

Всегда с теплотой вспоминаю годы учебы в училище. Учеба и служба проходили напряженно. Знаний давали много, не забывали и спрашивать. Необходимо отметить, что все преподаватели заслуживают большого уважения и памяти. Спасибо им всем, независимо от специальности и дисциплины, огромное спасибо! Думаю, что без того багажа знаний, который нам дали преподаватели училища, мы - выпускники РВВДКУ, в войсках пользовались бы гораздо меньшим авторитетом.

Большое спасибо всем нашим командирам и наставникам, готовивших нас к нелегкой, но почетной службе. Спасибо заместителям и помощникам начальника училища, которые не только обеспечивали нашу всестороннюю подготовку, но и вкладывали в нас душу, делились своим богатым опытом.

В этом году училище отмечает свой вековой юбилей. За это время сменилось несколько поколений командиров и преподавателей, училище выдержало смену эпох, но, благодаря сильным традициям Воздушно-десантных войск и профессионализму преподавательского состава, удалось сохранить десантный дух, высокое качество подготовки выпускников, их преданность Родине и готовность выполнить учебно-боевую задачу в

— Алексей Николаевич, вы были курсантом в РВВДКУ и вот по прошествии многих лет вы возвращаетесь в родное училище уже в совершенно иной ипостаси - начальником. Каким вы нашли училище, что лучшее удалось сохранить, что, по вашему мнению, предстоит вернуть или приумножить?

- Я горжусь тем, что путь в офицерский корпус мне открыло Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. Учился в училище в 1985-1989 гг. Через 28 лет службы вернулся в родное училище, судьбой мне была предоставлена честь возглавить одно из лучших военно-учебных заведений страны.

Я все годы службы в войсках помнил наставления своего начальника училища Героя Советского Союза Альберта Евдокимовича Слюсаря, а теперь мне выпала возможность

любом месте и в любое время. Подтверждением этому является то, что среди выпускников училища 53 Героя Советского Союза и 82 Героя России.

Училище на глазах преображается, совершенствуются учебно-материальная база, казарменный фонд, насыщаются оборудованием аудитории, преображается территория, мы подходим ко всему по-хозяйски. Сегодня закладывается фундамент, который десятилетиями будет отвечать самым современным требованиям и обеспечивать качественную подготовку офицеров-десантников.

- Что для современного десантника важнее всего: умение в совершенстве владеть оружием, физическая выносливость, командирская грамотность или что-то иное?

- Десантник - это сплав множества отдельных профессий, которыми военнослужащий Воздушно-десантных войск должен владеть в совершенстве. Главное в его подготовке - умение вести бой в сложной обстановке. Десантников всегда обучали действовать как в составе подразделения, так и самостоятельно, вести борьбу с различными бронеобъектами противника, уметь побеждать хорошо вооруженного и сильного противника.

Еще с первых лет службы в ВДВ нас обучали, а в настоящее время мы продолжаем учить своих подчиненных тому, что десантник - это не только тот, кто хорошо стреляет, быстро бегает и самоотверженно дерется. Это, прежде всего, тот, кто сильнее духом.

Именно поэтому нельзя выделить что-то одно, наиболее важное для современного десантника. Таких требований очень много. Более правильным для ответа на данный вопрос привести оценку под-

готовки десантников легендарным командующим ВДВ генералом армии Василием Филипповичем Маргеловым: «Я не могу пожаловаться на ребят, которые служат в десантных войсках... Это отличные парни - политически грамотные, с широким кругозором, хорошо физически развитые, собранные. Они быстро входят в ритм нашей напряженной жизни и по праву носят голубой берет и тельняшку -символы бесстрашия и воинского мастерства... В армии знают сотни сугубо штатских специальностей, из них доброй дюжиной владеет каждый десантник. Он может стать первоклассным радистом, водителем, электриком, подрывником, инструктором по плаванию и стрелковому делу, прыжкам с парашютом, тренером по самбо».

- Как в училище используется боевой опыт войны в Афганистане, работы наших военных в Сирии, в других локальных конфликтах?

— Во все без исключения образовательные программы училища внедрен боевой опыт прошедших ранее и идущих в настоящее время войн и вооруженных конфликтов. Более 50 % преподавателей училища являются участниками боевых действий. Только среди преподавателей-военнослужащих 64 человека являются участниками боевых действий.

Обязательным в училище стали командировки в Сирию как для изучения опыта боевых действий на местах, так и для бесед с участниками боев «по горячим следам», пока «свежо» в памяти. За последние два года более 40 офицеров прошли через Сирию, из них 18 человек были награждены государственными наградами.

При этом отмечу, что изменения и дополнения в об-

разовательные программы и тематические планы вносятся в режиме реального времени ведущими преподавателями кафедр на основании всесторонней информации, которая определяет нужность и важность этого для подготовки офицеров Воздушно-десантных войск.

Так, например, добавлены теоретические часы для изучения действий в Сирии диверсионно-разведывательных групп с обеих сторон. Более пристальное внимание стало уделяться на полевых выходах стрельбе из крупнокалиберных пулеметов, минометов, средств ПТО...

В методическом отношении ведется подготовка материалов по опыту противодиверсион-ной и противопартизанской борьбы.

Практическую направленность в училище получило использование беспилотных летательных аппаратов в тактическом звене.

В настоящее время уже видны и реальные положительные результаты по огневой подготовке от деятельности инструкторов, которые введены в штат училища.

— Без современной, инновационной учебно-материальной и полевой базы

сегодня не обойтись. Что в этом плане у вас нового, какие перспективные тренажерные комплексы поступят уже завтра?

- В настоящее время училище имеет уникальную учебно-материальную и полевую базу, на которой реализует подготовку военных специалистов по нескольким направлениям управленческой, гуманитарной и технической специальностей.

Знания и умения курсантов формируются в пункте постоянной дислокации, а практические навыки закрепляются на базе учебного комплекса «Сельцы».

Введен в эксплуатацию комплексный тактический интерактивный тренажер «Логос» для проведения практических занятий в составе взвода со средствами усиления.

Для проведения занятий по огневой подготовке построен многофункциональный стрелковый комплекс протяженностью по фронту более 2 км, для стрельбы из БМД-2, БМД-4М, БТР-82А, стрелкового, специального, снайперского оружия, гранатометов, метания боевых ручных осколочных гранат. Оборудована трасса танкового и пешего биатлона. Созданы тиры для тренировки в специальной скоростной

стрельбе с использованием новейшего мишенного оборудования.

В учебный процесс училища введен конноспортивный комплекс.

Из новинок учебно-материальной базы отмечу многофункциональный глубоководный комплекс и аэродинамическую трубу. Данные объекты предназначены не только для проведения учебных занятий, на их оборудовании мы проводим лабо-раторно-экспериментальные исследования существующих, модернизируемых, опытных и создаваемых образцов вооружения, снаряжения и экипировки для ВДВ.

Наши ученые совместно с предприятиями промышленности разрабатывают тренажерные комплексы различного назначения. Так в этом году в училище поступила первая линейка динамических тренажеров парашютиста с элементами виртуальной реальности.

— Какие мероприятия проводятся в училище по совершенствованию методических навыков преподавателей и как проводится подготовка научных кадров?

- Одной из важных составляющих качественной подготовки курсантов является на-

учно-педагогический состав вуза. В училище уделяется большое внимание совершенствованию педагогического мастерства преподавателей, которое организовано в рамках повышения квалификации. Преподаватели каждые три года проходят обучение на курсах повышения квалификации в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, в Военных учебно-научных центрах и военных академиях в соответствии со специализацией преподавателей. Офицеры принимают участие в тактических учениях разного уровня, войсковых стажировках на высших воинских должностях. Исследовательская группа училища приняла участие в стратегических учениях «Восток-2018», в ходе учений отработаны современные методы ведения боевых действий, которые в ближайшее время будут включены в учебную программу обучения курсантов.

Особое внимание в училище уделяется подготовке научно-педагогических и научных кадров. С 2014 года осуществляется набор в докторантуру и адъюнктуру училища, формируются научные школы, только в 2018 году педагогический корпус пополнили 12 кандидатов наук. Созданный при училище докторский диссертационный совет позволяет защищать диссертации в стенах альма-матер. Сегодня среди научно-педагогических работников училища 34 доктора наук, более 200 кандидатов наук, научный потенциал более 60 процентов.

- Осуществляется ли в училище связь с войсковыми частями и подразделениями для оценки подготовки выпускников, и какие уроки вы делаете из этого взаимодействия?

- Первичной информацией, которую получает училище о службе своих выпускников в войсках, являются служебные отзывы. При этом необходимо отметить, что кроме недостатков и замечаний как нашими выпускниками, так и представителями командного состава войсковых частей часто высказывались пожелания различного рода по повышению качества подготовки офицеров-выпускников нашего училища. После обсуждения недостатков и пожеланий часто вносятся изменения в методику обучения.

Анализ отзывов, поступивших из войск, показывает, что большинство выпускников успешно справляются со своими обязанностями. Дисциплины, которым в РГВВДКУ традиционно уделяется большое внимание, не вызывают в прохождении дальнейшей службы у молодых офицеров никаких проблем.

При этом большая часть командиров частей и выпускников отмечают, что знаний и навыков, полученных в училище, достаточно для качественного выполнения молодыми офицерами своих обязанностей.

На основании работы по организации взаимодействия с войсковыми частями в последнее время были проведены следующие мероприятия:

- рассмотрена возможность знакомства не только руководящего и преподавательского состава училища с материалами анализа службы выпускников, но и курсантов, особенно с той частью, где выпускники перечисляют те проблемы и пробелы в своей подготовке, с которыми они встречаются, начиная службу в роли офицера;

- спланирована дополнительная стажировка на командирских должностях в повседневной деятельности училища;

- отрабатывается методология планирования возможности отправлять курсантов на войсковую стажировку в те соединения, где они будут проходить службу после окончания училища;

- для части подразделений училища уже вошла в систему горная подготовка;

- на основании требований боевого опыта в отдельную дисциплину было выделено минно-подрывное дело;

; р 1 = : л !

* ! 1 с 1 1 1 1 1

1 .'М ' Р 1!

- в программу обучения включено изучение специального оружия.

- Как показали себя курсанты в ходе стажировок в регионах со сложными климатическими условиями (Арктика, горная местность, пустыня...)?

- Важным фактором воспитания боевого духа курсантов-десантников является полевая выучка. Это воспитывает автономные навыки действия в любых учебно-боевых ситуациях. Например, обучение на пятом курсе начинается с десантирования в горную местность. Взлетая в Рязани, курсантские подразделения десантируются в Краснодарском крае и проводят многодневный рейд по горам, с выполнением учебных задач по захвату военных объектов условного противника. В течение месяца проходят нелегкие занятия в горных условиях. В завершение горно-полевого выхода курсанты принимают участие в трехсуточных учениях с реальным управлением огнем артиллерии, наведением авиации, захватом и удержанием участка морского побережья. Заключительный этап -

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

| ¡^ЬШ-МЪЛ

перелет из Новороссийска с десантированием под Рязанью на незнакомую площадку приземления. После чего в течение трех суток подразделение должно совершить 120-километровый рейд с выполнением ряда учебно-боевых задач. Это и проверка боевого духа курсантов, и создание настроя на серьезную учебу в течение завершающего года обучения.

Высокий уровень физической подготовленности курсантов и ежедневное закаливание позволяют десантникам выполнять задания в любых, даже экстремальных климатических условиях, а специальная программа по выживанию делает нахождение в пустыне, горах и Арктике привычным.

Реализуемая возможность проведения стажировок курсантов во всех климатических зонах значительно расширяет функциональные возможности применения выпускников училища.

Ежегодно РГВВДКУ осуществляет тесное взаимодействие с войсками: в сентябре-октябре на базе полигона Раевское 7 дшд (г) г. Новороссийск проводится горно-полевой выход курсантов 5-го курса с десантированием и отработкой боевой задачи по

захвату морского побережья; в г. Терсколе курсанты осуществляют восхождения по альпинистским маршрутам категорий 2а, 26.

В училище спланирована и находится на начальном этапе формирования методология специальной подготовки личного состава, планируемого для действий в Арктике (3-6 недель, в виде стажировок). Ведется большая работа по апробации специальных (а не адаптация имеющихся) вариантов формы одежды, снаряжения и средств передвижения. Вносятся изменения в методику применения оружия и тактики ведения боевых действий.

В соответствии с требованиями руководства страны по защите национальных интересов в Арктике выпускники училища успешно выполняют учебно-боевые задачи в экстремальных условиях Арктики. В текущем году курсанты РГВВДКУ приняли участие в экспедиции на Северный полюс, что в очередной раз подчеркивает высокий уровень подготовки выпускников училища и их готовность к действиям в сложных физико-географических и природно-климатических условиях.

- Можно ли подробнее рассказать о каком-то конкретном снаряжении, которое разработано в училище специально для действий в сложных климатических условиях?

- Конечно. У нас разработан комплект для выживания в условиях арктического холода, работающий от портативных аккумуляторов, не превышающих размером блок для зарядки мобильных телефонов.

Этого портативного аккумулятора емкостью 5000 миллиампер-часов достаточно для того, чтобы три с половиной часа работал нагревательный элемент. Одна из особенностей разработанного комплекта, позволившая существенно сократить энергопотребление, -он греет не все тело, а лишь самые необходимые участки.

В случае если портативного аккумулятора под рукой не оказалось, низкое потребление энергии такого комплекта позволят «запитать» его не только от полноценной автомобильной аккумуляторной батареи, но и от тех, которые используются в снегоходах и квадроциклах. Комплект выживания может в будущем применяться не только военными, но и гражданскими лицами.

Помимо системы обогрева РГВВДКУ представило на форуме «Армия-2018» другие комплекты выживания, собранные из различных элементов, общий из которых -компактная сумка размерами примерно 40 сантиметров, в которой упакованы средства для ловли рыбы, разведения огня, а также универсальный тент, который можно использовать как гамак, палатку или даже лодку.

Еще одна из разработок училища - система контроля состояния аккумуляторных батарей без снятия их с техники. Это новшество востре-

бовано в Вооруженных Силах, так как большая часть техники находится в стадии консервирования и готовности к применению.

- Известно, что в системе довузовского образования Минобороны России существуют суворовские училища с десантной подготовкой. Как вы осуществляете с ними взаимодействие и каков процент поступления в училище выпускников этих СБУ?

- С профильными суворовскими военными училищами и кадетскими корпусами у нас налажена тесная связь. Ряд мероприятий с воспитанниками СВУ проводится на нашей территории. Для проведения сборов с суворовцами мы выделяем лучших специалистов и преподавателей училища. На нашей базе они проходят наземную подготовку, а полевой выход у них завершается совершением прыжка с парашютом.

Процент поступающих из учреждений довузовского кадрового резерва с каждым годом растет. Так, например, в 2012 г. из Ульяновского гвардейского суворовского военного училища в РВВДКУ поступало 16 человек, а в 2018 г. - более 20.

С 2016 г. в Тульском суворовском военном училище был сформирован класс с углубленным изучением основ и направлений военной науки. Пройдет время, и воспитанники этого класса будут не только обучаться в нашем училище, но и станут нашими лучшими военными учеными.

- Каковы перспективы подготовки в училище девушек-курсантов? Не является ли их подготовка в стенах училища особой проблемой?

- Рязанское пехотное училище имени Ворошилова уже готовило женщин-командиров

стрелковых подразделений. Только в 1943 году его окончило 1 388 человек.

В настоящее время в училище созданы все необходимые условия для обучения девушек-курсантов. Конкурс при поступлении у них самый высокий. Учатся они более добросовестно, чем юноши. Из войск на выпускниц поступают только положительные отзывы.

Первые выпускницы училища разъехались по всей стране. Они разносторонне подготовлены и занимают различные должности в Воздушно-десантных войсках. К примеру, У.Н. Ананьева -командир роты курсантов в нашем училище, М.В. Исакова - командир взвода укладчиков, К.А. Сочнева - помощник начальника отделения ВДТ, Д.В. Салькова обучается в адъюнктуре училища, готовит к защите диссертацию, М.А. Шалимова - преподаватель кафедры физической подготовки, Я.Н. Деревнина -заместитель командира роты десантного обеспечения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- В канун столетия училища появилась информация о том, что инновационный проект РГВВДКУ стал победителем конкурса «Национальная безопасность». Что это за проект?

- В период с 23 по 26 октября 2018 года в Москве на ВДНХ проходила 22-я международная выставка средств обеспечения безопасности государства «Интерполи-тех-2018». В рамках выставки был организован международный конкурс «Национальная безопасность».

Авторский коллектив Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища представил на конкурс инновационный проект «Динамический тренажер парашютиста-десантника». Данный тренажер позволяет готовить группы специального назначения, выполняющие антитеррористические задачи на необорудованных и незнакомых площадках приземления. Тренажер имеет уникальную методику с элементами виртуальной реальности, записанной полетной информацией ранее совершенных прыжков, наложением на электронную карту с использованием ГИС технологий и видеоматериалом с беспилотных летательных аппаратов.

Инновационный проект рязанских десантников признан лучшим и стал победителем конкурса в номинации «Антитеррор».

Решением Международного жюри проект награжден Золо-

ч*Л1Г

и

<■ *у

АЬх

той медалью «Гарантии качества и безопасности» и первым призом форума - «Золотым чеком на развитие проекта» в сумме 500 тысяч рублей.

При разработке инновационного проекта налажено тесное взаимодействие с учеными из Военно-воздушной академии из Воронежа и научными и производственными организациями из Жуковского. Меж-видовый подход к разработке инновационного проекта стал фундаментом успеха.

— Каковы Ваши ближайшие планы? На что направлены усилия в развитии системы науки и образования легендарного Рязанского гвардейского училища ВДВ?

- С ноября этого года началась новая эра училища -мы вступили во второй век служения Отчизне.

Напомним, что на данный момент из училища было выпущено более 45 ООО человек в 145 выпусках, из них 494 человека окончили училище по первому разряду и 293 - с золотой медалью. На сегод-

няшний день более 140 выпускников училища стали генералами.

Необходимо констатировать, что выпускник РГВВДКУ - это специалист XXI века, имеющий глубокие знания в военно-предметной области, владеющий современными психолого-педагогическими и информационными технологиями, а также имеющий профессиональные умения и навыки общевойскового командира с воздушно-десантной идеологией.

Востребованность выпускников нашего училища никогда не вызывала сомнений. Даже в самые трудные годы конкурс для поступления в училище не снижался ниже 5 человек на место. Результаты вековой работы училища станут основой для новых свершений. Оглядываясь назад, надо смотреть и двигаться вперед.

Сегодня РГВВДКУ - это современное, быстроразвиваю-щееся высшее военное учебное заведение. В училище обучение осуществляется по три-

дцати двум образовательным программам (четыре - высшего профессионального образования, четыре - среднего, двадцать одна - дополнительного, три - послевузовского).

В ближайшей перспективе пройдет дальнейшее наращивание учебно-материальной и лабораторно-эксперименталь-ной базы училища.

Разрабатывается система непрерывного образования и подготовки специалистов для ВДВ и спецназа от довузовского уровня до военной академии.

Таким образом, можно сказать, что в стенах Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного ордена Суворова дважды Краснознаменного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова зарождается учебно-научный кластер Воздушно-десантных войск и войск специального назначения.

Беседу вели Александр ДГОБЫШЕВСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ

Фото из архива РГВВДКУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.