Применение тренажеров для обучения управлению огнем подразделения
Полковник Е.В. КИЩЕНКО Подполковник К.А. СЛУЦКИЙ
АННОТАЦИЯ
Изложены результаты проведения занятий по разработанной на кафедре вооружения и стрельбы Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища компьютерно-тренажерной технологии обучения целеуказанию и управлению огнем подразделения. Внедренная в учебный процесс технология обучения позволит будущим командирам подняться на более высокий уровень профессиональной подготовки.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Технология, обучение, тренажер, стрельба, управление огнем подразделения.
ABSTRACT
The paper describes the first results of the classes at the Department of Armaments and Firing of the Ryazan Higher Airborne Command School conducted with the help of the computer-simulator technique to teach target designation and unit fire control. The teaching technique introduced in the teaching process will allow would-be commanders to rise to a higher level of professional training.
KEYWORDS
Technique; training; simulator; fire; control over unit fire.
ЗАДАЧА создания эффективной технологии обучения курсантов воздушно-десантного командного училища должна решаться на основе применения эффективных учебно-тренировочных средств.
Учебно-тренировочные средства (УТС), составляющие систему средств профессиональной подготовки военнослужащих, предназначены для обеспечения реализации технологий обучения, направленных на формирование профессиональной подготовленности военного специалиста к выполнению боевой задачи.
Широкое применение тренажер-но-имитационных средств в образовательном процессе обусловлено прежде всего экономическими соображениями. Тренажер представляет собой имитационное устройство, предназначенное для выработки у военного специалиста навыков реальной деятельности. Использование тренажеров огневой подготовки обеспечивает безопасность обучения, возможность прерывания процесса моделирования, возврат в исходное положение, информативную обратную связь с преподавателем (инструктором), реализацию разнообразных технологий обучения.
Тренажер как социотехническая система полифункционален, и его обучающие свойства и целевая функция в значительной мере определяются системой военно-профессиональной подготовки, в рамках которой он используется. Понятие целевой функции, применяемое при обычном проектировании, база для реализации принципа оптимальности, согласно которому всегда существует проект, наилучший для выполнения данной функции. Целевая функция тренажера огневой подготовки заключается в обеспечении требуемого уровня профессиональной подготовленности, выражающегося в умении военнослужащих решать практические боевые задачи в соответствии с заранее заданными критериями оценки эффективности профессиональной деятельности.
В настоящее время в России для обучения управления огнем подраз-
деления применяются макеты местности либо тренажеры, имитирующие стрельбу из различных образцов оружия (комплексов вооружения) отечественного производства. Необходимо отметить, что указанные средства не в полной мере удовлетворяют возросшим требованиям к обучению управления огнем, так как:
• слабо имитируют динамику современного общевойскового боя;
• не позволяют моделировать потери от огня противника;
• не обеспечивают навыка работы с оптическими средствами наблюдения для разведки целей и целеуказания;
• опираются на единичные образцы оружия, а не штатное вооружение подразделения;
• не рассматривается взаимодействие тренажерно-имитационных средств обучения огневой подготовке между собой в едином цикле подготовки.
Создание тренажерно-имитационных средств чисто инженерным путем, без учета задач психолого-педагогического плана невозможно. Только определившись с перечнем формируемых компетенций и методических возможностей, можно приступать к созданию УТС, обеспечивающих качественное профессиональное обучение.
По нашему мнению, при разработке тренажеров необходимо учитывать принцип перспективности. Согласно данному принципу разрабатываемый тренажер должен быть лучше всех образцов, существующих к моменту завершения проектирования (лучше не по отношению к некоторому критерию, а по отношению к недостаткам других проектов).
С 2015 года на кафедре вооружения и стрельбы Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища (РВВДКУ) ведется работа по внедрению в учебный процесс учи-
Рис. 1. Тренажерный комплекс управления огнем взвода (роты) «Хамелеон»
лища компьютерно-тренажерной технологии обучения командиров подразделений управлению огнем. Определившись с целью работы — совершенствовать практические навыки обучающихся при ведении разведки целей наблюдением, целеуказании и управления огнем подразделений в различных видах боя, авторский коллектив разделил работу на этапы.
Подготовительный этап включил определение видов и объема информации, необходимой для создания тренажера и сбор информации.
На первом этапе проведены мероприятия по адаптации стрелково-
го тренажерного комплекса «Вега» к проведению занятий по управлению огнем отделения. Уже сейчас решены задачи организации и методики проведения занятия по управлению огнем отделения в обороне, определена целесообразность использования новых технологий и методов обучения, прошли пробные занятия, внесены изменения в тематические планы.
На втором этапе коллективом кафедры совместно с НПО «Радар» создан и внедрен в учебный процесс прототип тренажерного комплекса управления огнем взвода (роты) «Хамелеон», представленный на рисунке 1.
Цель создания тренажера — совершенствование практических навыков обучающихся при ведении разведки целей наблюдением, управлением огнем подразделений в различных видах боя.
Тренажер предназначен для обучения практической работе командиров подразделений (до роты) по организации системы огня и управлению огнем.
Тренажер состоит из сервера, рабочего места оператора, акустической и визуальной системы. Визуальная система разбита на два сектора — показа местности и инте-
рактивной топографической схемы (рис. 2). Интерактивная схема с помощью топографических символов дублирует в режиме реального времени действия, происходящие на местности (движение подразделений, разрывы, уничтожение техники и личного состава) и позволяет формировать боевые графические документы.
Общий вид интерфейса программы показан на рисунке 3.
Интерфейс состоит из следующих элементов: панель управления стадиями создания системы огня; временная шкала выполнения упражнения; карта местности; подсказка (появ-
Рис. 2. Визуальная система тренажера «Хамелеон»
ЕМ1 иоИ •'?' у "а *шя • г» щ ш 90001 V
Р ^ 1 и« щ ^ ш г 1»'-
— 1 \ 1 Ж
щ 1)
■
ч г
"7/ N
V Г к*
1
И 1
г I >л.
1
1_25С т^
Управление картой
■ 1 1.0 15 —~ 1 Ию.о 30
Режим фото ч/ Сетка
Режим карточки Режим редактирования 1 2 3®
Рис. 3. Окно интерфейса программы
ляется при создании и управлении карточки); меню управления картой, добавления и настроек элементов системы огня.
Карта местности при подготовке боевых графических документов поворачивается относительно тактических действий противника (рис. 4).
Цель создания тренажера — совершенствование практических навыков обучающихся при ведении разведки целей наблюдением, управлением огнем подразделений в различных видах боя. Тренажер предназначен для обучения практической работе командиров подразделений (до роты) по организации системы огня и управлению огнем.
Рис. 4. Окно изображения карты местности
• инженерной подготовки позиций и рубежей;
• подготовки исходных данных для стрельбы и постановки огневых задач подразделениям.
Часть меню добавления элементов показано на рисунке 6. Для того чтобы добавить элемент необходимо нажать соответствующую кнопку. У некоторых элементов есть дополнительные параметры, которые нужно настроить до создания элемента.
В результате создания инструктором тренажера учебно-тактической обстановки оборонительного боя программа автоматически формирует схему опорного пункта, пример которой показан на рисунке 7.
После подготовки обстановки обучающиеся могут отработать:
• разведку, оценку целей и определение очередности их поражения;
• выбор вида оружия и боеприпасов, вида и способа ведения огня;
• целеуказание;
• постановку огневых задач и подачу команд на открытие огня;
• наблюдение за результатами огня и его корректирование;
На первом этапе создания обстановки занятия (рис. 5) назначаются ориентиры и кодируются местные предметы, необходимые для создания системы огня подразделения.
Рис. 5. Первый этап создания обстановки занятия
В последующем обстановка наращивается добавлением элементов:
• направлений действий противника и рубежей его развертывания;
• организации системы наблюдения за противником и выбор огневых позиций и рубежей;
• подготовки исходных данных для артиллерии;
Список элементов:
Добавить сектор огня Добавить заградительный огонь
Противопехотные V Добавить минное поле
Открытие огня V
Добавить рубеж
Добавить направление перемещения
Добавить укрепление Добавить камеру
БМД-2_Щ
Добавить подразделение стрелок (головная фигура) А Добавить противника
По умолчанию_^
Ориентир
Добавить топографический элемент
Добавить эффект
Заградительный огонь
и.
Минное поле
Противотанковые
327.32 х 301.81
Боевая единица
Движение
Скорость по умолчанию 10
Добавить точку
Рис. 6. Добавление элементов при построении системы огня
Рис. 7. Заключительный этап разработки схемы опорного пункта
• маневр огнем;
• контроль за расходом боеприпасов;
• поддержание связи для управления огнем в ходе боя.
По сравнению с прежними методами обучения тренажер позволяет:
• отказаться в стационарных условиях от макета местности;
• тренироваться в работе с биноклем внутри помещений;
• отработать подачу огневых команд на фоне постоянно меняющейся обстановки;
• освободить полигонное оборудование используемое для тренировок по управлению огнем;
• проводить разбор действий поэтапно, исправлять ошибки обучаемых на месте при отработке каждого этапа.
Кафедрой вооружения и стрельбы РВВДКУ проведены пробные занятия по управлению огнем взвода в обороне и начато использование тренажера «Хамелеон» в учебном процессе. Показные занятия представлены руководящему составу Воздушно-десантных войск.
В настоящее время ведутся работы третьего этапа «Разработка методики проведения занятий по управлению огнем с использованием разработанных тренажеров, совершенствование программного обеспечения и методических возможностей». Предстоит моделирование применения фронтовой авиации и вертолетов, артиллерийских и минометных подразделений, инженерных заграждений, систем связи и АСУВ. Параллельно необходимо развивать учет снижения боеспособности сражающихся подразделений от потерь из-за огня противника.
На заключительном этапе работ планируется внедрение тренажеров в систему боевой подготовки ВДВ и учебный процесс РВВДКУ
Кафедрой вооружения и стрельбы РВВДКУ проведены пробные занятия по управлению огнем взвода в обороне и начато использование тренажера «Хамелеон» в учебном процессе. Показные занятия представлены руководящему составу Воздушно-десантных войск.
Первые результаты проведения занятий по разработанной на кафедре компьютерно-тренажерной технологии обучения управлению огнем подразделения обеспечили:
• быстрое усвоение курсантами приемов изучения и оценки местности с помощью бинокля, порядка кодирования местных предметов и выбора дополнительных ориентиров;
• отработку системы наблюдения за противником, логику определения возможных направлений действий противника и рубежей его развертывания на моделируемой местности;
• выбор наиболее выгодных огневых позиций, подготовку исходных данных для стрельбы и построение системы огня;
• уверенную постановку огневых задач подразделениям и подачи огневых команд после 6—8 часов занятий в составе взвода;
• рост интереса обучающихся к занятиям по управлению огнем с одновременным повышением интенсивности освоения командно-методических навыков.
Предлагаемая технология позволит будущим командирам подняться на более высокий уровень профессиональной подготовки при неизменном бюджете учебного времени.